ро. Отмечалось, что следует закрепить на федеральном уровне положительный результат проведения правовых экспериментов.
Доктор юридических наук, профессор В. Н. Синюков подчеркнул, что, проводя исследования в построении правовых моделей, нельзя допустить потери материи пра-
ва и смешения основных категорий, используемых в различных научных знаниях, в противном случае сложившаяся ситуация может привести к методологическому тупику.
С. Б. Нанба,
старший научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук
Правовое регулирование использования природных ресурсов: комплексный подход
В Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (далее — ИЗиСП) состоялась Международная научно-практическая конференция «Правовое регулирование использования природных ресурсов: комплексный подход».
Открывая конференцию, руководитель Центра частноправовых исследований ИЗиСП доктор юридических наук, профессор В. М. Жуй-ков отметил, что подобные конференции стали традиционными, поскольку проводятся в ИЗиСП ежегодно с 1998 г. при участии ведущих ученых России и зарубежных государств. В экологическом законодательстве переплетаются различные отрасли законодательства, а потому и участниками конференции являются представители различных отраслей права.
Заведующий отделом аграрного, экологического и природоресурс-ного законодательства ИЗиСП доктор юридических наук, профессор С. А. Боголюбов подчеркнул, что вопрос о разграничении, противопоставлении и объединении феноменов, понятий «рациональное природопользование» и «охрана окружающей среды» поднимается с середины ХХ в. в связи с перерастанием при-родоресурсных общественных отношений в природоохранные и не теря-
ет своей актуальности в настоящее время. Поэтому необходимо определить соотношение указанных правовых категорий.
Регулирование организации рационального природопользования трудно отделимо от регулирования охраны окружающей среды. В связи с этим природоресурсное право постоянно взаимодействует с природоохранным правом, объединяясь в комплексную отрасль права — экологическое право. Однако при этом экологическое право должно иметь свои предмет, методы, систему, оказывая влияние на другие общественные явления через их экологизацию.
Профессор Юридического института Уханьского университета (Китай) доктор права Ян Цзэвэй указал на то, что основным направлением технологического развития станут альтернативные источники энергии. Международное право должно выступать гарантом нового международного энергетического порядка и обеспечивать разрешение спорных вопросов. При этом международные организации должны служить основой для нового энергетического сотрудничества. Китай на международном энергетическом рынке должен стать одним из ключевых новаторов, занять позицию активиста, а не пассивного наблюдателя, стать поставщиком энергии, а не только ее потребителем.
Руководитель Центра фундаментальных исследований проблем государства и права ИЗиСП доктор юридических наук, профессор Н. Г. Доронина подчеркнула: развивающееся гражданско-правовое регулирование в области использования природных ресурсов связано с тем, что для использования природных ресурсов требуются капиталовложения и экономические отношения в этой сфере играют очень важную роль. Правовой формой осуществления инвестиций является концессионный договор, который способен обеспечить эффективность использования природных ресурсов в экономических отношениях. Концессионный договор в настоящее время является собирательной категорией для многих гражданско-правовых договоров, при этом он схож с индивидуальным правовым актом.
Заведующая кафедрой экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Ку-тафина доктор юридических наук, профессор Н. Г. Жаворонкова отметила, что охрана окружающей среды и природопользование представляют собой «стороны одной медали». В настоящее время наблюдается тенденция доминирования приро-доресурсного законодательства над экологическим. При этом природоре-сурсное законодательство не всегда модернизируется на устойчивой концептуальной основе. Частичное изменение природоресурсного законодательства, нередко затрагивающее институциональные основы, может привести к его неэффективности. Реформирование экологического законодательства необходимо осуществлять по пакетному принципу при обеспечении комплексного подхода.
Профессор кафедры экологического и аграрного права Белорусского государственного университета доктор юридических наук Т. И. Макарова отметила, что гражданское законодательство, предусматривая общие положения о договорах, в ча-
сти договорного использования природных ресурсов должно содержать отсылку к специальному — экологическому законодательству. При возникновении коллизий норм экологического и природоресурсного законодательства следует исходить из приоритета нормы экологического законодательства. Указанное положение необходимо зафиксировать в качестве специального принципа экологического законодательства.
Выступление В. М. Жуйкова было посвящено некоторым проблемам защиты права частной собственности на землю. Установленное Земельным кодексом РФ регулирование общественных отношений по поводу изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд вполне разумно. Однако в связи с тем, что законодатель стал делать из него — для конкретных ситуаций — исключения (упрощенный порядок изъятия земельных участков, фактическая невозможность оспаривания выкупной цены земельного участка, немедленное исполнение судебного решения об изъятии земельных участков), значительно ухудшающие положение собственников земельных участков1, возникли проблемы. Собствен-
1 См. федеральные законы от 1 декабря 2007 г. № 310-Ф3 «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 8 мая 2009 г. № 93-Ф3 «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 5 апреля 2013 г. № 43-Ф3 «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту
никам земельных участков, пострадавшим от таких законов, остается лишь обжаловать их в Конституционный Суд РФ либо обратиться в Европейский суд по правам человека.
Заведующий кафедрой земельного права Государственного университета по землеустройству доктор экономических наук доцент С. А. Липски в выступлении говорил об активно обсуждаемом в последнее время законопроекте, который предусматривает замену института деления земель на категории институтом зонирования территорий. Наиболее проблемный вопрос связан с заменой категории земель сельскохозяйственного назначения на соответствующую зону. Как ключевое (и компромиссное) решение всех вопросов аграрного землепользования, связанных с отменой категорий земель, предложены сельскохозяйственные регламенты, которые наряду с существующими градостроительными и лесохозяй-ственными станут разновидностью регламентов по использованию территории. Однако вопрос о том, кто будет разрабатывать сельскохозяйственные регламенты, оказался вне обсуждения.
Профессор кафедры экологического и земельного права юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (далее — МГУ) доктор юридических наук И. А. Игнатьева отметила: задача введения технического регулирования2 за период, про-
Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2 В части обеспечения реализации требований в области охраны окружающей среды и природопользования посредством приня-
шедший с момента принятия Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», не была решена. Это объясняется тем, что указанный Закон не позволяет четко разграничить содержание технических регламентов и нормативных правовых актов. Кроме того, имеет место дублирование норм названного Закона и актов, содержащих требования в области охраны окружающей среды. При этом современный этап перехода к разработке и принятию технических регламентов Таможенного союза и ЕврАзЭС не исключает продолжения работ по совершенствованию российского законодательства в исследуемой сфере.
Доцент Китайского института приграничных и морских исследований Уханьского университета кандидат юридических наук Куан Цзэнцзюнь отметил, что в Китае сформирована система законодательства в области охраны морской среды, а также разработаны программы и планы в указанной сфере. Существует ряд специальных планов, нацеленных на охрану, в частности, заболоченных земель, многообразия животного мира, создана сеть мониторинга морской среды в масштабах всей прибрежной морской акватории. Китай является участником множества международных соглашений в рассматриваемой сфере. При этом законодательство Китая и практика его применения не только соответствуют нормам международного права, но и учитывают тенденции законодательной практики значительного числа прибрежных государств.
Руководитель проекта Программы развития ООН / Глобального экологического фонда и Минприроды России «Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России» кандидат юридических
тия технических регламентов по объектам, которые могут отрицательно воздействовать на окружающую среду и отдельные природные компоненты.
наук С. А. Шейнфельд предложила определить в законодательстве понятие «биологическое разнообразие», зафиксировать методы его определения и сохранения, интегрировать деятельность по сохранению биоразнообразия в систему экологических требований к субъектам предпринимательской деятельности.
Заведующая отделом гражданского законодательства зарубежных государств ИЗиСП доктор юридических наук Н. Г. Семилютина обратила внимание на то, что глобализация мирового хозяйства делает насущной постановку проблемы о формировании единой глобальной системы международной экологической безопасности, элементом которой уже является система торгов единицами выбросов. Для эффективного вовлечения национальной экономики в систему международного разделения труда (имеется в виду такое вовлечение, которое повышает качество жизни людей, проживающих на территории нашего государства) необходимо использовать монетарные, рыночные механизмы решения государственных экологических задач. В настоящее время речь идет о явной недооценке таких механизмов.
Заведующий отделом уголовного и уголовно-процессуального законодательства и судоустройства ИЗиСП доктор юридических наук, профессор В. П. Кашепов сделал акцент на проблемах уголовной ответственности за совершение экологических преступлений, в числе которых несоразмерность ответственности объему и степени общественной опасности некоторых экологических преступлений, проблема разграничения уголовных преступлений и смежных административных правонарушений. Вместе с тем уголовная ответственность за совершение экологических преступлений наряду с другими средствами воздействия на правонарушителей, посягающих на установления природоохранного законодательства, представляет собой один из наиболее действен-
ных рычагов защиты интересов общества и государства в сфере обеспечения экологической безопасности и ее охраны.
Координатор Программы по экологическому законодательству WWF России кандидат юридических наук Е. Н. Хмелева отметила, что в целях минимизации конфликтов в экономической сфере и в сфере обеспечения сохранности морской среды мировое сообщество пришло к необходимости комплексного или интегрального управления морскими природными ресурсами. В большинстве государств существует специальное законодательство, направленное на комплексное управление прибрежными территориями и их охрану. Во многих государствах приняты специальные законы о защите морской среды. Модернизация российского законодательства в этой сфере должна основываться на эко-системном подходе.
Профессор кафедры гражданского права Волгоградского института бизнеса доктор юридических наук А. П. Анисимов подчеркнул: в европейских странах и США происходит активное регулирование процессов использования энергии солнца и ветра как на публичных, так и на частных землях. Федеральные органы власти осуществляют финансирование частных лиц, а также стимулируют региональные и местные власти в сфере развития возобновляемых источников энергии. В европейской и американской правовой науке обсуждается и вопрос о системе прав на рассматриваемые виды энергии. Развивается правовое регулирование соседских отношений, разрешаются первые споры о препятствиях доступа к использованию ресурсов солнечной и ветровой энергии. Россия сейчас стоит в начале большого пути по развитию этих энергетических ресурсов, и этот зарубежный опыт мог бы быть нам полезен.
Доцент кафедры трудового, земельного и экологического права Киргизского национального уни-
верситета им. Ж. Баласагына кандидат юридических наук А. А. Кадыров рассказал о тенденциях развития экологического законодательства Киргизии. В Земельный кодекс Киргизской Республики была добавлена новая категория земель — «земли государственного резерва месторождений полезных ископаемых». В новой редакции Закона Киргизской Республики от 9 августа 2012 г. № 160 «О недрах» к видам недропользования была отнесена добыча подземных вод. Сделан акцент на необходимости введения в Водный кодекс Киргизской Республики терминов «водный участок», «пруды» и «обводненные карьеры».
Заведующая кафедрой права Московского государственного университета леса доктор юридических наук, профессор Е. И. Майорова в докладе, подготовленном совместно с руководителем филиала комитета защиты прав граждан района Новогиреево А. Я. Енгалычевой, остановилась на проблеме сокращения площади природных комплексов в г. Москве. Согласно данным публичной кадастровой карты Росреестра территории многих природных комплексов на кадастровом учете не состоят и рассматриваются как земли населенных пунктов с неустановленным видом разрешенного использования. Это позволило перевести 77 земельных участков общего пользования природоохранного и средо-образующего назначения в г. Москве общей площадью более 165 га в территории, отведенные под капитальную застройку. В связи с этим предлагается отменить решения, повлекшие за собой указанные неблагоприятные последствия.
Доцент кафедры экологического и земельного права МГУ кандидат юридических наук С. Н. Русин отметил, что нормами права должны опосредоваться правила поведения, исполнение которых и следование которым приводит к сохранению биологического разнообразия. Такой результат возможен лишь тогда, ко-
гда способы, формы, конкретные мероприятия по сохранению биологического разнообразия, в дальнейшем подлежащие закреплению нормами права, разработаны естественными науками. Экосистемным вызовам может последовать только системный ответ, который будет заключаться в комплексном подходе к правовому регулированию как использования природных ресурсов, так и охраны окружающей среды.
Заведующая кафедрой экологического и земельного права Российской академии правосудия доктор юридических наук, профессор И. О. Краснова подчеркнула: подход к природе как единому организму постепенно проникает и в право. Экосистемное регулирование необходимо развивать в качестве метода правового регулирования, подразумевающего комплексный подход к регулированию всех отношений по поводу каждой специфической экосистемы. При этом параллельно должен развиваться метод пообъектного правового регулирования, отказываться от которого пока преждевременно. Следует определить виды экосистем, их особенности, назначение, правовой режим, продумать механизмы обеспечения устойчивого развития экосистем, в которых будет осуществляться хозяйственная деятельность.
Старший научный сотрудник Санкт-Петербургского научно-исследовательского центра экологической безопасности Российской академии наук (далее — РАН) кандидат юридических наук А. В. Кодо-лова обратила внимание на то, что на первый план при международном регулировании охраны и использования трансграничных вод выходит бассейновый подход, который был трансформирован в бассейновую концепцию устойчивого развития.
Профессор Российского государственного аграрного университета доктор юридических наук, профессор Г. Е. Быстров, подчеркнув важность исследования темы комплекс-
ного правового регулирования использования природных ресурсов, имеющей мировое значение, коснулся проблем реализации комплексного подхода в правовом регулировании осуществления купли-продажи земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения. Ученый отметил негативную тенденцию превалирования исключительно гражданско-правового регулирования сделок с земельными участками, в то время как сегодня имеется в достаточной степени развитое отраслевое земельное законодательство.
Заведующий кафедрой концептуального анализа и проектирования Московского физико-технического института, директор центра инноваций и высоких технологий «Концепт» доктор экономических наук, кандидат технических наук, академик РАЕН З. А. Кучкаров поделился с участниками конференции результатами работы «Экологическая промышленная политика», инициированной Российским союзом промышленников и предпринимателей. В представленном исследовании отражена точка зрения промышленности на систему правового регулирования отношений природопользования. На примере материалов правоприменительной практики, а также анализа действующих федеральных законов и актов подзаконного и технического регулирования выступающий продемонстрировал несовершенство системы правового регулирования отношений по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов, характеризующейся фрагментарностью и наличием коллизий. Было отмечено, что при совершенствовании системы правовых понятий необходимо комплексное изучение правовой базы для выявления противоречий и пробелов в целях их системного устранения.
Судья Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, доцент кафедры земельного и экологическо-
го права Саратовской государственной юридической академии (далее — СГЮА) кандидат юридических наук Т. В. Волкова подчеркнула важность научного осмысления комплексного подхода в регулировании отношений по использованию природных, в том числе земельных, ресурсов. Так, комплексный подход к применению норм природоресурсного и гражданского законодательства позволит избежать сложностей при определении оснований замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью в процессе разрешения земельных споров.
Доцент кафедры земельного и экологического права СГЮА кандидат юридических наук Е. Ю. Чмыхало акцентировала внимание на вопросах реализации комплексного подхода в регулировании отношений в сфере правовой охраны почв, на непоследовательности в применении терминов «земля» и «почвы» в действующем законодательстве. В одних нормативных правовых актах законодатель разграничивает указанные понятия, а в других использует как тождественные, в связи с чем в научной литературе обоснованно ставится вопрос о соотношении этих понятий. По мнению выступающей, в отношении земель сельскохозяйственного назначения понятия «земля» и «почвы» являются тождественными, поскольку в нормативных правовых актах, регулирующих отношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения, данные понятия используются как равнозначные, при этом целью охраны указанной категории земель в первую очередь является сохранение, восстановление плодородия почв.
Директор Центра по экологическому праву и политике Института права Удмуртского государственного университета, член Международной ассоциации юристов AiSDC (Лозанна, Швейцария), член Международной академии экологического права IUCN Academy of Environmental Law
(Оттава, Канада) кандидат юридических наук, доцент Е. А. Белокры-лова посвятила выступление вопросам правового обеспечения качества и безопасности питьевой воды в Российской Федерации. Было отмечено, что универсальное значение рассматриваемой проблемы проявляется прежде всего в неблагоприятном состоянии водных объектов как источников питьевого водоснабжения в нашей стране. В качестве негативной можно назвать сложившуюся в отечественном законодательстве традицию рассматривать питьевую воду не как природный объект или ресурс, а как объект права собственности, в том числе частной, находящийся в практически не ограниченном гражданском обороте. Совершенствование государственного управления рациональным использованием и охраной водных питьевых ресурсов возможно на основе реализации концептуального подхода, закрепленного в законодательстве большинства зарубежных стран (США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Нидерландов), согласно которому питьевая вода является стратегическим природным ресурсом, находящимся под особой охраной и защитой государства.
Руководитель Эколого-правово-го центра Петрозаводского государственного университета кандидат юридических наук Т. Ю. Оленина указала на то, что правовое регулирование использования природных ресурсов в России в настоящее время представлено множественностью нормативных правовых актов не только федерального, но и регионального уровня. Учитывая наличие ряда правовых пробелов регулирования комплексного использования природных ресурсов на региональном уровне, выступающая осветила основные направления по совершенствованию природоресурсного законодательства в Республике Карелия.
Доцент Национального исследовательского Томского государственного университета кандидат юридиче-
ских наук Е. С. Болтанова выступила с докладом, посвященным проблемам обеспечения комплексного правового регулирования использования природных объектов для строительства зданий, сооружений. Несмотря на очевидность комплексного антропогенного воздействия на окружающую среду деятельности по возведению зданий, сооружений, в законодательстве можно обнаружить только отдельные нормы, устанавливающие требования о том, что использование природных объектов при строительстве должно носить комплексный характер. Отсутствие общего подхода к правовому регулированию строительства как комплексного природопользования приводит к возникновению несбалансированности экологических норм и норм законодательства о градостроительной деятельности.
Старший научный сотрудник Института государства и права РАН кандидат юридических наук, доцент Г. Л. Землякова указала на то, что нормативно-правовое регулирование отношений по поводу использования и охраны земельных ресурсов должно основываться на принципе признания земли природным объектом, природным ресурсом и объектом недвижимости, в связи с чем комплексный подход составляет основу регулирования земельных отношений. Между тем на примере отдельных судебных актов выступающая продемонстрировала, что комплексный характер норм, регулирующих земельные отношения, зачастую приводит к ошибочному толкованию судами норм земельного законодательства как норм гражданского законодательства, а также к расширительному толкованию своих полномочий по регулированию земельных отношений органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Доцент кафедры земельного и трудового права Оренбургского государственного аграрного университета кандидат юридических наук
Н. П. Поставная обозначила в качестве основной цели комплексного подхода в правовом регулировании муниципального управления использованием и охраной земель создание условий для планирования и регулирования всех видов землепользования на комплексной основе, а именно с учетом публичных и частных интересов. Ключевое значение для повышения эффективности муниципального управления земельными ресурсами имеет при этом расширение участия населения в планировании использования территорий муниципальных образований.
Доцент кафедры трудового и предпринимательского права Ульяновского государственного университета кандидат юридических наук О. А. Слепенкова посвятила выступление исследованию правового регулирования использования наилучших доступных технологий при осуществлении отдельных видов природопользования. На современном этапе стимулирование применения наилучших существующих технологий в сфере природопользования должно стать приоритетным направлением экологического законотворчества и юридической практики. Для достижения целей и решения задач комплексного использования природных ресурсов необходимо разработать эффективные правовые способы, которые создадут условия для формирования экономической заинтересованности бизнеса в применении передовых технологий.
Помощник-референт вице-президента РАН, старший научный сотрудник отдела аграрного, экологического и природоресурсного законодательства ИЗиСП кандидат юридических наук О. А. Золотова отметила, что установление правового режима охранных зон нацелено на обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду и безопасности населения и охраны природных объектов. Достижение указанных целей невозможно при реализации мер приоритетной
охраны отдельных компонентов природной среды, даже в случаях, когда режим особой охраны установлен для их защиты. Комплексное регулирование использования природных объектов в границах охранных зон, по мнению выступающей, обеспечивается посредством установления правовых способов, направленных на ограничение осуществления отдельных видов деятельности и на стимулирование к совершению иных.
Председатель шестого судебного состава Арбитражного суда Республики Карелия А. С. Свидская обратила внимание на важность формирования общего методологического подхода к вопросу подведомственности споров в области гражданских и административных правоотношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Выступающая негативно оценила складывающуюся правоприменительную практику, подтвержденную в постановлении Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в части выбора в качестве критерия для определения подведомственности рассматриваемой категории дел объективной стороны административного правонарушения. Объективная сторона как элемент состава административного правонарушения является критерием для квалификации правонарушения, а не для определения подведомственности спора.
Ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН кандидат юридических наук О. А. Самончик акцентировала внимание присутствующих на том, что правовое регулирование общественных отношений по прекращению прав на земельные участки носит комплексный характер, поскольку данные отношения регулируются нормами как земельного, так и гражданского законодательства. В выступлении был представлен анализ
основных новаций, внесенных в Земельный кодекс РФ Федеральным законом от 7 июня 2013 г. № 123-ФЗ в части прекращения прав на земельные участки в случае их ненадлежащего использования.
В выступлении доцента кафедры правовой охраны окружающей среды юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета кандидата юридических наук Т. Г. Ивановой была отмечена важность определения эколо-го-правового содержания понятия «урбанизированная территория», которое позволит обеспечить гармонизацию экологического, земельного и градостроительного законодательства в сфере использования земли как пространственно-территориальной основы для застройки объектами различного назначения. Констатировав наличие повышенного уровня антропогенной нагрузки на природные объекты в пределах урбанизированной территории, выражающегося в том числе в оказании комплексного воздействия рукотворных объектов на природную среду, выступающая обозначила некоторые направления разрешения проблем правового регулирования в сфере комплексного использования природных ресурсов на урбанизированных территориях.
Старший преподаватель кафедры аграрного и экологического права Государственного университета по землеустройству С. Р. Багаутди-нова акцентировала внимание на вопросах, связанных с регулированием правового режима земель курортов и изменением его роли в обеспечении охраны природных лечебных ресурсов в связи с исключением курортов из числа особо охраняемых природных территорий.
Доцент кафедры земельного и экологического права Российской академии правосудия кандидат юридических наук Е. А. Высторобец подчеркнул актуальность и своевременность обсуждения вопросов использования
радиочастотного ресурса (радиопространства). На основе анализа правовых понятий «природные ресурсы», «использование природных ресурсов» и других терминов, содержащихся в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выступающий сделал вывод о возможности отнесения радиочастотного ресурса к природным ресурсам.
Заведующая отделом восточно-азиатских правовых исследований ИЗиСП кандидат юридических наук Н. М. Бевеликова констатировала неспособность внутринационального законодательства справиться с возрастающими негативными экологическими тенденциями, что вызывает острую необходимость имплемента-ции эффективных международных правовых норм.
Доцент Казанского (Приволжского) федерального университета кандидат юридических наук Э. Ф. Ниг-матуллина отметила: размытость природоохранных законов не способствует развитию стимулирующего свойства правовых предписаний, устанавливающих экономические меры обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. При этом важнейшей задачей государственного регулирования природопользования является создание целостной системы административных и экономических мер стимулирования, дополняющих друг друга.
Итоги сложившейся в рамках конференции дискуссии подвел С. А. Боголюбов, который еще раз подчеркнул важность научного осмысления и оценки проблемы комплексного правового регулирования использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
А. А. Борисов, аспирант ИЗиСП
А. И. Цуранова, аспирант ИЗиСП