Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТЫ: ОПЫТ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТЫ: ОПЫТ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
674
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЛОКЧЕЙН / ИНВЕСТИЦИИ / КРИПТОВАЛЮТА / БИТКОИН / ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ / ТОКЕН / ФИНАНСОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексеенко Александр Петрович

Развитие цифровых технологий обусловило появление нового средства, позволяющего совершать межгосударственные трансакции с минимальными издержками без использования легальных платежных средств - криптовалюты, правовое регулирование которой является предметом исследования настоящей статьи. Цель работы - определение наиболее оптимальных режимов правового регулирования криптовалюты, которые могли бы быть использованы в России для построения цифровой экономики. Задачи исследования - анализ подходов иностранных государств, а также позиций центральных банков в отношении правового регулирования криптовалюты; выявление недостатков и преимуществ данных подходов; разработка предложений по формированию российского законодательства о криптовалюте. Посредством применения сравнительно-правового метода проведен анализ и рассмотрен опыт правового регулирования криптовалюты в различных иностранных государствах. Выявлены недостатки и достоинства моделей правового регулирования, выбранных зарубежными государствам. Проведенное исследование показало, что запрет криптовалюты направлен на предотвращение мошенничества на финансовых рынках и рисков, вытекающих из волатильности криптовалют, но для многих государств он не является оптимальным решением вопросов ее регулирования. Приведены аргументы против распространения в отношении криптовалюты режима платежного средства. Сделан вывод, что криптовалюта может рассматривается в Российской Федерации в качестве расчетной единицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE USE OF CRYPTOCURRENCY: THE EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES

The development of digital technologies has led to the emergence of a new tool that allows you to perform interstate transactions with minimal costs without using legal means of payment - cryptocurrency, the legal regulation of which is the subject of this article. The purpose of the work is to determine the most optimal legal regulation regimes for cryptocurrencies that could be used in Russia to build a digital economy. The objectives of the study are to analyze the approaches of foreign countries, as well as the positions of central banks in relation to the legal regulation of cryptocurrency; to identify the disadvantages and advantages of these approaches; to develop proposals for the formation of Russian legislation on cryptocurrency. Through the application of the comparative legal method, the analysis and the experience of legal regulation of the cryptocurrency is carried out. The disadvantages and advantages of the models of legal regulation chosen by foreign countries are revealed. The study showed that the ban on cryptocurrencies is aimed at preventing fraud in the financial markets and risks caused by the volatility of cryptocurrencies, but for many states it is not the optimal solution to the problems of its regulation. The arguments against the spread of the mode of payment in relation to the cryptocurrency are given. It is concluded that the cryptocurrency can be considered in the Russian Federation as a unit of account.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТЫ: ОПЫТ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ»

право/law

(cc)

DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-5-139-146 УДК 346.5(045) JELK23

Правовое регулирование использования криптовалюты: опыт иностранных государств

А. П. Алексеенко

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

https://orcid.Org/:0000-0003-0707-8372

АННОТАЦИЯ

Развитие цифровых технологий обусловило появление нового средства, позволяющего совершать межгосударственные трансакции с минимальными издержками без использования легальных платежных средств - криптовалюты, правовое регулирование которой является предметом исследования настоящей статьи. Цель работы - определение наиболее оптимальных режимов правового регулирования криптовалюты, которые могли бы быть использованы в России для построения цифровой экономики. Задачи исследования - анализ подходов иностранных государств, а также позиций центральных банков в отношении правового регулирования криптовалюты; выявление недостатков и преимуществ данных подходов; разработка предложений по формированию российского законодательства о криптовалюте. Посредством применения сравнительно-правового метода проведен анализ и рассмотрен опыт правового регулирования криптовалюты в различных иностранных государствах. Выявлены недостатки и достоинства моделей правового регулирования, выбранных зарубежными государствам. Проведенное исследование показало, что запрет криптовалюты направлен на предотвращение мошенничества на финансовых рынках и рисков, вытекающих из волатильности криптовалют, но для многих государств он не является оптимальным решением вопросов ее регулирования. Приведены аргументы против распространения в отношении криптовалюты режима платежного средства. Сделан вывод, что криптовалюта может рассматривается в Российской Федерации в качестве расчетной единицы.

Ключевые слова: блокчейн; инвестиции; криптовалюта; биткоин; объекты гражданских прав; токен; финансовый инструмент; цифровая экономика

Для цитирования: Алексеенко А. П. Правовое регулирование использования криптовалюты: опыт иностранных государств. Экономика. Налоги.Право. 2021;14(5):139-146. DOI: 10.26794/1999-849Ж-2021-14-5-139-146

The development of digital technologies has led to the emergence of a new tool that allows you to perform interstate transactions with minimal costs without using legal means of payment - cryptocurrency, the legal regulation of which is the subject of this article. The purpose of the work is to determine the most optimal legal regulation regimes for cryptocurrencies that could be used in Russia to build a digital economy. The objectives of the study are to analyze the approaches of foreign countries, as well as the positions of central banks in relation to the legal regulation of cryptocurrency; to identify the disadvantages and advantages of these approaches; to develop proposals for the formation of Russian legislation on cryptocurrency. Through the application of the comparative legal method, the analysis and the experience of legal regulation of the cryptocurrency is carried out. The disadvantages and advantages of the models of legal regulation chosen by foreign countries are revealed. The study showed that the ban on cryptocurrencies

© Алексеенко А. П., 2021

Legal Regulation of the use of cryptocurrency: the Experience of Foreign countries

A. P. Alekseyenko

Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia https://orcid.Org/:0000-0003-0707-8372

abstract

is aimed at preventing fraud in the financial markets and risks caused by the volatility of cryptocurrencies, but for many states it is not the optimal solution to the problems of its regulation. The arguments against the spread of the mode of payment in relation to the cryptocurrency are given. It is concluded that the cryptocurrency can be considered in the Russian Federation as a unit of account.

Keywords: blockchain; investments; cryptocurrency; bitcoin; objects of civil rights; token; financial instrument; digital economy

For citation: Alekseyenko a. P. Legal regulation of the use of cryptocurrency: the experience of foreign countries. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2021;14(5):139-146. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2021-14-5-139-146

введение

Развитие цифровых технологий обусловило необходимость решения законодателем множества проблем, связанных со сферой цифровых финансов, которые оказались фактически не затронуты правом, в том числе регулирование, оборот и выпуск криптовалюты. Курсы биткоина и эфира чрезвычайно волатильны, а их использование для совершения инвестиций и платежей в обход официальных регуляторов свидетельствует о возрастающей актуальности данной проблемы.

В целях осуществления правого регулирования отношений, связанных с использованием криптовалюты, законодателем внесены поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) и введено понятие цифровых прав. В 2017 г. Минфином России были выпущены разъяснения по уплате налогов с дохода от криптовалюты1. Кроме того, с 1 января 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Однако вряд ли можно утверждать, что вопрос оборота криптовалюты урегулирован в должной мере.

обзор научной литературы

В научной литературе существуют различные точки зрения на то, что такое криптовалюта [1-3], является ли она деньгами [4] и как осуществлять ее регулирование [5]. Российскими исследователями предпринимаются также попытки ее исследования с учетом опыта зарубежных стран [6]. При этом основную сложность определению подхода к ее правовому регулированию придает то обстоятельство, что криптовалюта обладает следующи-

1 Письмо Минфина России от 13.10.2017 № 03-04-05/66994 «Об НДФЛ при совершении операций между физлицами по покупке и продаже биткоинов».

ми признаками: она создается и функционирует на основе криптографии и технологии блокчейн; объем эмиссии имеет свои пределы; ей присуще децентрализованный способ создания без эмиссионного или расчетного центра. Отсутствие единого центра ее выпуска делает невозможным осуществление контроля за производством криптова-люты со стороны государства. При этом «ценность криптовалюты определяется соотношением ее спроса и предложения» [7], т.е. она не обеспечена ничем, кроме как сама собой.

запрет на криптовалюту в иностранных юрисдикциях

Криптовалюта является удобным средством для использования в преступных и мошеннических схемах, например в целях финансирования терроризма, отмывания денег и т.д. [8], что может обусловить достаточно жесткую реакцию со стороны государства в виде ее полного или частичного запрета. Однако, как отмечают исследователи, «при установлении подобных запретов абсолютизируются риски, связанные с использованием крипто-валют...» [9].

В целом негативный поход к криптовалюте складывается во многих мусульманских странах. Так, в Бангладеш криптовалюта находится под запретом, осуществление любых трансакций с использованием криптовалюты является уголовно наказуемым деянием2. В ряде других государств центральные банки предостерегают инвесторов от совершения сделок с криптовалютой и указывают на то, что это незаконно с точки зрения финансового законодательства, а также опасно для ее владельцев. Подобные запреты существуют,

2 Уведомление Банка Республики Бангладеш о предупреждении онлайн-торговли неофициальной виртуальной валюты от 24.12.2017. URL: https://www.bb.org.bd/mediaroom/notice/ dec242017_cautionarynotice_bitcoin.pdf.

например, в Египте3, Индонезии4, Катаре5 и Пакистане6. Названная позиция властей, во многом обусловлена стремлением государств не вводить в законный оборот объекты, использование которых противоречило бы принципам исламского банкинга, с точки зрения которого совершение операций с криптовалютой влечет чрезмерную неопределенность [10].

Криптовалюта также запрещена и в других государствах, в том числе в лидерах экономического развития в Восточной Азии. Уголовная и административная ответственность предусмотрена за сделки с криптовалютой во Вьетнаме7, ЦБ которого указал, что оборот криптовалюты равнозначен выпуску и использованию незаконных платежных средств. Народным банком КНР в 2013 г. было опубликовано извещение «О предупреждении рисков, вытекающих из биткоина»8, согласно которому финансовым организациям запрещено обменивать биткоины на юани или иностранную валюту, а также оказывать клиентам финансовые услуги, связанные с биткои-нами. Сам биткоин и владение им не были запрещены, «так как сделать это вряд ли возможно, но были запрещены операции по его переводу в деньги» [11]. Кроме того, в 2021 г. в КНР стартовала кампания по борьбе с использованием электричества для майнинга биткоинов9.

Итак, можно выделить следующие особенности запрета (ограничения) оборота криптовалют: оборот криптовалюты влечет нарушение финансового и валютного законодательства; запреты (ограничения) преимущественно устанавливаются актами

3 Bitcoin Press Release. URL: http://www.cbe.org.eg/en/Pages/ HighlightsPages/Bitcoin%20Press%20Release.aspx.

4 Bank Indonesia Warns All Parties Not to Sell, Buy, or Trade Virtual Currency. URL: https://www.bi.go.id/en/ruang-media/ siaran-pers/Pages/sp_200418.aspx.

5 Trading in Bitcoin. Circular no.: 6/2018. URL: http://www. qcb.gov.qa/English/SupervisionApproach/Circulars/Pages/ Circularstobanks.aspx.

6 Caution regarding risks of virtual currencies. ERD/M&PRD/ PR/01/2018-31. URL: http://www.sbp.org.pk/press/2018/Pr-VC-06-Apr-18.pdf.

7 Информация, связанная с использованием виртуальных денег в качестве средства платежа. URL: https://www.sbv.gov. vn/webcenter/portal/vi/links/cm100?dDocName=SBV307772.

8 Извещение «О предупреждении рисков, вытекающих из биткоина». URL: http://www.miit.gov.cn/n1146295/n1652858/ n1652930/n3757016/c3762245/content.html.

9 Liu He presided over the 51st meeting of the financial stability

and Development Commission of the State Council [xOI^ÈÎ^S

URL: http://www. gov.cn/guowuyuan/2021-05/21/content_5610192.htm.

центральных банков, в которых приводится основанное на финансовом законодательстве толкование совершения операций с криптовалютой как потенциально опасного деяния и (или) правонарушения; использование криптовалюты влечет риски, связанные с финансированием терроризма, отмыванием денег, а также легализацией доходов, полученных преступным путем; центральные банки прямо запрещают совершать операции с криптовалютой не всем субъектам, а только финансовым организациям.

Запрет криптовалюты вполне допустим до тех пор, пока объемы операций в ней незначительны. Как отмечают исследователи, если криптовалюты достигнут больших объемов, они будут влиять на предложение денег в мире [12]. Однако высокая волатильность биткоина превратила его в спекуляционный инвестиционный актив и фактически лишила платежной функции, поэтому центральные банки могут проводить денежно-кредитную политику, игнорируя объем сделок, совершаемых в криптовалютах. Между тем посредством простого запрета криптовалюты вряд ли получится полностью защитить инвесторов, которые сейчас без каких-либо гарантий защиты их прав «играют» на разнице ее курсов. Очевидно, что современные информационные технологии позволят данным лицам использовать для своих целей криптовалютную биржу в том государстве, где соответствующая деятельность не запрещена или не урегулирована.

криптовалюта как цифровой налогооблагаемый актив

Анализ иностранного законодательства показывает, что ряд государств, не уточняя, каким именно объектом гражданско-правовых отношений является криптовалюта, признает ее налогооблагаемым активом. Так, в Австрии сформирована позиция10, согласно которой майнинг криптовалюты, является коммерческой деятельностью, которая влечет соответствующие налоговые последствия, если речь идет о производстве товаров, однако способ охраны прав владельцев и производителей такого «товара», не раскрывается. В Дании операции с криптова-лютой считаются инвестиционной деятельностью, а получаемый от этого доход облагается налогом11. При этом Национальный банк Дании прямо от-

10 Decreto Legislativo 25 maggio 2017, n. 90. URL: https://www. gazzettaufficiale.it/eli/id/2017/06/19/17G00104/sg.

11 Gevinst og tab ved afstâelse af bitcoins. URL: http ://skat.dk/ skat.aspx?oid=2271294.

www.ETL.FA.Ru

мечает, что правовая защита владельцам крипто-валюты не предоставляется, а «биткоин не имеет реальной ценности в использовании, ... и больше похож на стеклянные бусы»12. В Финляндии13 при обмене криптовалюты на деньги осуществляется налогообложение изменения ее стоимости. Положительное изменение стоимости рассматривается как доход от собственности. Налоговое управление Норвегии14 признает биткоины активом, указывая на то, что любой доход, возникающий из-за того, что стоимость биткоинов при покупке ниже, чем при продаже, будет облагаться налогом. Схожая позиция принята в Словакии15 и Великобритании16.

Таким образом, правовое регулирование криптовалюты в целях ее налогообложения имеет следующие характерные черты: криптовалюта не признается платежным средством; она считается имущественным правом, товаром или налогооблагаемым активом (при этом в большинстве стран не уточняется, каким активом); майнинг криптовалюты представляет собой предпринимательскую деятельность; налогообложению подлежит любой доход, полученный из криптовалюты, в том числе возникший из-за роста ее курса относительно валют; права владельцев криптовалюты не гарантируются государством ввиду отсутствия признания за ней статуса объекта гражданских прав.

Между тем признание криптовалюты объектом налогообложения без обеспечения защиты прав ее владельцев порождает ряд вопросов. В частности, непонятно, как осуществлять контроль операций с криптовалютой в целях сбора налогов. Поскольку посредники не вовлечены в процесс совершения сделок, сбор таких налогов возможен только в том случае, если налогоплательщик добровольно сообщает о своих операциях. В этой связи в научной литературе предлагается создавать механизм, сти-

12 Bitcoin er ikke penge. URL: http://www.nationalbanken.dk/ da/presse/Documents/2014/03/PH_bitcoin.pdf#search=Bitcoin.

13 Inkomstbeskattning av virtuella valuator URL: https://www. vero.fi/sv/Detaljerade_skatteanvisningar/anvisningar/48411/ inkomstbeskattning_av_virtuella_valuto.

14 Bruk av bitcoins — skatte- og avgiftsmessige konsekvenser URL: https://www.skatteetaten.no/rettskilder/type/uttalelser/ prinsipputtalelser/bruk-av-bitcoins — skatte — og-avgiftsmessige-konsekvenser.

15 Metodicke usmernenie Ministerstva financii Slovenskej republiky c. MF/10386/2018-721 k postupu zdanovania virtualnych mien. URL: http://src.bna.com/xod.

16 Revenue and Customs Brief 9 (2014): Bitcoin and other cryptocurrencies. URL: https://www.gov.uk/government/

publications/revenue-and-customs-brief-9-2014-bitcoin-and-other-cryptocurrencies.

мулирующий потребителей идентифицировать себя с продавцом или посредником, который оказывает услуги по очистке криптовалюты [13]. В соответствии с такой моделью криптовалютная биржа будет выступать в качестве налогового агента. Следовательно, необходимо легализовать работу криптовалютных бирж, пресекая деятельность тех из них, которые не прошли лицензирование. Отмечается, что такие биржи должны регулироваться как валютные биржи, при этом сделки, совершаемые на них, должны рассматриваться как бартерные трансакции [14]. Однако вряд ли справедливо взимать налог с лиц, совершающих операции с криптовалютой, не предоставляя им взамен никакой правовой защиты.

криптовалюта как представление стоимости

или средство платежа

Ряд государств признает криптовалюту в качестве цифровой расчетной единицы, посредством которой выражается стоимость того или иного товара (услуги). Такой подход в некоторой степени делает криптовалюту похожей, например, на специальные права заимствования или ранее существовавшую европейскую валютную единицу, за исключением того факта, что криптовалюта ничем не обеспечена.

В Республике Беларусь криптовалюта представлена в виде биткоина, иного цифрового знака (то-кена), используемого в международном обороте в качестве универсального средства обмена17. При этом владельцу токенов они принадлежат на праве собственности. Таким образом, белорусский законодатель посредством распространения вещных прав на криптовалюту проигнорировал ее неове-ществленный характер, невозможность осуществления правомочий, предусмотренных правом собственности, тем более что право на криптовалюту реализуется через право на частный криптографический ключ, которые неотделимы друг от друга. Заслуживает интереса тот факт, что для целей налогообложения отчуждение токенов рассматривается как реализация имущественных прав, т.е. в сфере налогообложения названная вещно-правовая природа токенов отрицается. Это позволяет белорусским авторам называть криптовалюту спекулятивным суррогатом денег [15].

17 О развитии цифровой экономики: Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8. URL: http://president. gov.by/ru/official_documents_ru/view/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716.

экономика. налоги. право / Economics, taxes & law ♦ т. 14, № 52021

В Канаде криптовалюта признается одним из видов цифровых валют, которая не считается законным платежным средством18, но может использоваться для оплаты товаров в местах, где она принимается. Такие сделки рассматриваются в Канаде как мена, а их цена определяется в соответствии со стоимостью товаров в канадских долларах. Что касается вопросов налогообложения, то в Канаде криптовалюта считается товаром, поэтому на операции с ней распространяется действие закона «О подоходном налоге».

В Италии19 криптовалюта рассматривается как цифровое представление стоимости, не выпущенное центральным банком или государственным органом, не обязательно связанное с валютой законного платежного средства, используемое в качестве средства обмена для покупки товаров и услуг и передаваемое в электронном виде20. Указанное определение во многом обязано своему появлению тем, что власти Италии решили распространить на криптовалюту законодательство, касающееся запрета на «отмывание денег».

В ФРГ сформировалась позиция, согласно которой криптовалюту можно относить к одной из разновидностей закрепленных в Законе ФРГ «О Банках»21 финансовых инструментов — расчетным единицам, которые сопоставимы с иностранной валютой, но не являются законным платежным средством, а используются, например, для подведения расчетов в клиринговой деятельности22. Иными словами, криптовалюта «является лишь носителем абстрактной имущественной власти, которая может быть также выражена и иными расчетными единицами» [16]. Между тем отдельные исследователи считают, что в Германии произошло «официальное признание того, что наряду с национальной валютой и валютами иностранных государств при расчетах, основанных на договоре, в качестве платежных средств могут также использоваться криптовалюты» [9]. Однако вряд ли такое утверждение можно считать безоговорочно правильным. Придание статуса расчетной единицы криптовалюте и распространение на нее

18 Digital currency. URL: https://www.canada.ca/en/financial-consumer-agency/services/payment/digital-currency.html.

19 La Direzione Centrale Normativa dell'Agenzia delle Entrate, con la Risoluzione n° 72/E del 2 Settembre 2016. URL: https://www. finaria.it/pdf/bitcoin-tasse-agenzia-entrate.pdf.

20 Decreto Legislativo 25 Maggio 2017, n. 90. URL: https://www. gazzettaufficiale.it/eli/id/2017/06/19/17G00104/sg.

21 Kreditwesengesetz http://www.gesetze-im-internet.de/kredwg/ KWG.pdf (дата обращения: 03.11.2019).

22 Bitcoins: Aufsichtliche Bewertung und Risiken für Nutzer.

URL: https://www.bafin.de/SharedDocs/Veroeffentlichungen/

DE/Fachartikel/2014/fa_bj_1401_bitcoins.html.

соответствующего режима не означают ее приравнивание к национальной валюте и не делают ее равнозначным евро средством платежа ввиду того, что круг лиц, которые ее принимают в таком качестве,—узок.

В 2019 г. в Сингапуре был принят Закон «О платежных услугах»23, в соответствии с которым криптовалюта означает любое цифровое представление стоимости, если оно выражено в единицах, не деноминировано в какой-либо валюте и не привязано его эмитентом к какой-либо валюте, и выступает в качестве средства обмена, принимается обществом или частью общества в качестве оплаты за товары или услуги или для погашения долга; может передаваться, храниться или продаваться в электронном виде; удовлетворяет другим характеристикам, которые может предписать Валютное управление Сингапура. Благодаря закреплению правового статуса криптовалюты Сингапур получит выгоду от концентрации высокотехнологичных проектов, что будет способствовать более глубокой и быстрой инновационной деятельности [17]. Введение указанной дефиниции позволило властям Сингапура вывести торговлю криптовалютой и криптовалютными деривативами на биржи, имеющие официальное на это разрешение [18]. С одной стороны, такой подход позволяет осуществлять надзор за данной сферой уполномоченными органами, а с другой стороны, защищает права инвесторов. Заметим, что именно во многом в связи с необходимостью защиты прав инвесторов в 2020 г. в Сингапуре был инициирован процесс разработки поправок в Закон о ценных бумагах и фьючерсах, легализующих торговлю производными инструментами на основе криптовалюты на лицензированных биржах24.

Мексика также идет по схожему с названными выше государствами пути. Согласно ст. 30 Закона Мексики «О регулировании компаний, занимающихся финансовыми технологиями»25 криптовалюта — это представление стоимости, которое зарегистрировано в электронной форме и используются населением в качестве средства платежа за все виды законных

23 Singapore Payment Services Act 2019 № 2. URL: https://sso.agc.gov.sg/Acts-Supp/2-2019/Published/20190220? DocDate=20190220.

24 MAS Consults on Proposed Changes to Regulate Payment Token Derivatives traded on Approved Exchanges. URL: https://www. mas.gov.sg/news/media-releases/2019/mas-consults-on-proposed-changes-to-regulate-payment-token-derivatives-traded-on-approved-exchanges.

25 Ley para Regular las Instituciones de Tecnología Financiera. URL: http://www.diputados.gob.mx/LeyesBiblio/pdf/ LRITF_090318.pdf.

трансакций, которые могут быть осуществлены только в электронном виде. Поэтому криптовалюта не может облагаться налогом в случае изменения ее курса. При этом в ст. 34 данного нормативного правового акта подчеркивается, что криптовалюта не является законным платежным средством. Поэтому финансовые компании, которые проводят трансакции с криптовалютой, должны разъяснять своим клиентам, что они подвергаются риску, связанному с этими активами. Это означает, что Мексика не приравнивает криптовалюту к мексиканскому песо, характеризуя ее тем самым в качестве объекта, который можно рассматривать в качестве валюты. Признавая криптовалюту платежным средством, Мексика распространила на нее применение законов об отмывании денег. Центральный банк Мексики наделен полномочиями по регулированию криптовалюты, например он определяет криптовалюты, с которыми финансовым компаниям разрешено работать; устанавливает ограничения и условия, применяемые к операциям с ними; выдает разрешения финансовым компаниям проводить операции с криптовалютой.

В Швейцарии нет единого законодательства о крип-товалюте, однако в кантонах Базель-Штадт26 и Цуг27 криптовалюта понимается как цифровые учетные единицы или активы, которые могут служить средством платежа и использоваться для капиталовложений, а регулирование ее оборота реализуется по правилам, применяемым к иностранной валюте, существующей в безналичной форме. Примечательно, что владение криптовалютой, как указывают финансовые органы данных кантонов, сопоставимо с владением денежны-

26 Merkblatt über die Besteuerung von Kryptowährungen und von passivem Einkommen aus Verdiensten im Internet. URL: http://www.steuerverwaltung.bs.ch/nm/2018-merkblatt-ueber-die-besteuerung-von-kryptowaehrungen-und-von-passivem-einkommen-aus-verdiensten-im-internet-fd.html.

27 Kryptowährungen (Bitcoin, Ethereum, Tokens usw.): Merkblatt Steuern für Privatpersonen vom 30. November 2017. URL: https://www.zg.ch/behoerden/finanzdirektion/steuerverwaltung/ kryptowaehrungen.

ми средствами, драгоценными металлами или счетом в банке и рассматривается в целях налогообложения в качестве имущества.

Таким образом, государства применяющие подход, согласно которому криптовалюта представляет собой расчетную единицу или средство платежа, исходят из того, что регулироваться она должна по правилам схожим с иностранной валютой, но использоваться в сделках как некая мера стоимости, но не как официальный платежный инструмент. Между тем признание криптовалюты расчетной единицей ставит ряд вопросов, касающихся прежде всего того, как обеспечить защиту инвесторов, приведет ли это к появлению параллельного платежного средства в стране, как ре-ализовывать эффективный контроль за сделками с криптовалютой и осуществлять противодействие отмыванию денег.

выводы

Анализ правового регулирования криптовалюты в зарубежных странах показал, что криптовалюта может быть запрещена, признана товаром, цифровым представлением стоимости или расчетной единицей, приравненной к иностранной валюте. При этом правовое регулирование налогообложение криптовалют возможно в случае ее признания неким инвестиционным активом (товаром). Учитывая высокую волатильность криптовалюты и невозможность контролировать ее эмиссию, нельзя признавать ее средством платежа. В то же время следует исключить возможность полного запрета операций с криптовалютой, так как это всего лишь приведет к уходу инвесторов в другие юрисдикции. России целесообразно, по нашему мнению, идти по пути государств признающих криптовалюту инвестиционным активом, но в то же время нормативно урегулировать деятельность криптовалютных бирж, признать их деятельность лицензируемой, обязать проводить идентификацию клиента и источники возникновения криптовалюты у него.

благодарность

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ проект № 20-011-00454 «Обеспечение прав инвесторов в банковском и финансовом секторах в условиях цифровизации экономики в РФ и ведущих финансовых центрах Восточной Азии: сравнительно-правовой аспект».

acknowledgement

The reported study was funded by RFBR, project number 20-011-00454 "Ensuring the rights of investors in the banking and financial sectors in the context of the digitalization of the economy in the Russian Federation and the leading financial centers of East Asia: a comparative legal aspect".

список источников

1. Рожкова М. А. Значимые для целей правового регулирования различия между криптовалютой на базе публичного блокчейна, «криптовалютой» частного блокчейна и национальной криптовалютой. Хозяйство и право. 2020;(1):3-12.

2. Егорова М. А., Кожевина О. В. Место криптовалюты в системе объектов гражданских прав. Актуальные проблемы российского права. 2020;(1):81-91. DOI: 10.17803/1994-1471.2020.110.1.081-091

3. Ефимова Л. Г. Криптовалюты как объект гражданского права. Хозяйство и право. 2019;(4):17-25.

4. Лопатин В. А., Криворучко С. В. Криптовалюты как объекты категории денег. Экономика. Налоги. Право. 2020;13(5):88-99. DOI: 10.26794/1999-849X-2020-13-5-88-99

5. Новоселова Л. А. О запрете использования криптовалют в законе о цифровых финансовых активах. Хозяйство и право. 2021;(3):3-8.

6. Егорова М. А. Правовое регулирование хранения и оборота криптовалюты: российский и зарубежный опыт. Право и цифровая экономика. 2020;4(10):32-38. DOI: 10.17803/2618-8198.2020.10.4.032-038

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Белых В. С., Степанченко А. В. К вопросу о понятии иностранной валюты как объекте гражданских прав. Гражданское право. 2017;(5):3-6.

8. Nizzoli L., Tardelli S., Avvenuti M., Cresci S., Tesconi M. Charting the landscape of online cryptocurrency manipulation. IEEE Access. 2020;(8): pp. 113230-113245. D0I:10.1109/ACCESS.2020.3003370

9. Кучеров И. И. Криптовалюта как платежное средство. Финансовое право. 2018;(7):5-8.

10. Bakar N. A., Rosbi S., Uzaki K. Cryptocurrency framework diagnostics from Islamic finance perspective: a new insight of Bitcoin system transaction. International Journal of Management Science and Business Administration. 2017;4(1):19-28. DOI: 10.18775/ijmsba.1849-5664-5419.2014.41.1003

11. Алексеенко А. П. Регулирование оборота цифровых финансовых активов в Гонконге, Макао и материковом Китае. Проблемы Дальнего Востока. 2021;(2):55-65. DOI: 10.31857/S 013128120014677-5

12. Eken M. H., Baloglu E. Cryptocurrencies and their destinies in the future. International Journal of Finance & Banking Studies. 2017;6(4):1-14.

13. Omri M. A. Conceptual framework for the regulation of cryptocurrencies. University of Chicago Law Review Online. 2015;82(1):53-68.

14. Ram A. J. Taxation of the Bitcoin: initial insights through a correspondence analysis. Meditari Accountancy Research. 2018;26(2):214-240.

15. Витушко В. А. Понятие и особенности правового режима криптовалюты в гражданских правоотношениях Беларуси. Актуальные проблемы гражданского права. 2019;(1-2):7-27.

16. Федоров Д. В. Токены, криптовалюта и смарт-контракты в отечественных законопроектах с позиции иностранного опыта. Вестник гражданского права. 2018;(2):30-74.

17. Greene R. W., Chuen D. L. K. Singapore's Open Digital Token Offering Embrace: Context & Consequences. The Journal of The British Blockchain Association. 2019;2(3):95. DOI: 10.31585/jbba-2-2-(3)2019

18. Алексеенко А. П. Требования к поставщику платежных услуг по законодательству Сингапура. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2020;12(3):100-109.

references

1. Rozhkova M. A. Differences significant for regulatory purposes between public blockchain-based cryptocurrencies, private blockchain "cryptocurrencies" and national cryptocurrencies. Khozyaistvo i pravo = Business and Law. 2020;(1):3-12. (In Russ.).

2. Egorova M. A., Kozhevina O. V. The role of a cryptocurrency in the system of objects of civil law rights. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava = Actual Problems of Russian Law. 2020;15(1):81-91. (In Russ.). DOI: 10.17803/19941471.2020.110.1.081-091

3. Efimova L. G. Cryptocurrencies as an object of civil law. Khozyaistvo i pravo = Business and Law. 2019;(4):17-25. (In Russ.).

4. Lopatin V. A., Krivoruchko S. V. Cryptocurrencies as objects of the money category. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics. Taxes. Law. 2020;13(5):88-99. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2020-13-5-88-99

146

А. П. Алексеенко

5. Novoselova L. A. On the prohibition of the use of cryptocurrencies in the law on digital financial assets. Khozyaistvo i pravo = Business and Law. 2021;(3):3-8. (In Russ.).

6. Egorova M. A. Legal regulation of storage and circulation of cryptocurrency: Russian and foreign experience. Pravo i tsifrovaya ekonomika = Law and Digital Economy. 2020;4(10):32-38. (In Russ.). DOI: 10.17803/26188198.2020.10.4.032-038

7. Belykh V. S., Stepanchenko A. V. On notion of foreign currency as civil law object. Grazhdanskoe pravo = Civil Law. 2017;(5):3-6. (In Russ.).

8. Nizzoli L., Tardelli S., Avvenuti M., Cresci S., Tesconi M. Charting the Landscape of Online Cryptocurrency Manipulation. IEEE Access. 2020;(8): pp. 113230-113245. DOI: 10.1109/ACCESS.2020.3003370

9. Kucherov I. I. Cryptocurrency as a means of payment. Finansovoe pravo = Financial Law. 2018;(7):5-8. (In Russ.).

10. Bakar N. A., Rosbi S., Uzaki K. Cryptocurrency framework diagnostics from Islamic finance perspective: a new insight of Bitcoin system transaction. International Journal of Management Science and Business Administration. 2017;4(1):19-28. DOI: 10.18775/ijmsba.1849-5664-5419.2014.41.1003

11. Alekseenko A. P. Regulation of digital financial assets in Hong Kong, Macau and Mainland China. Problemy Dalnego Vostoka = Far Eastern Affairs. 2021;(2):55-65. (In Russ.). DOI: 10.31857/S 013128120014677-5

12. Eken M. H., Baloglu E. Cryptocurrencies and their destinies in the future. International Journal of Finance & Banking Studies. 2017;6(4):1-14.

13. Omri M. A. Conceptual framework for the regulation of cryptocurrencies. University of Chicago Law Review Online. 2015;82(1):53-68. (In Russ.).

14. Ram A. J. Taxation of the Bitcoin: initial insights through a correspondence analysis. Meditari Accountancy Research. 2018;26(2):214-240.

15. Vitushko V. A. The concept and features of the legal regime of cryptocurrency in civil relations of Belarus. Aktual'nye problemy grazhdanskogo prava = Actual Problems of Civil Law. 2019;(1-2):7-27. (In Russ.).

16. Fedorov D. V. Russian draft laws on tokens, cryptocurrency and smart-contracts regulation from the perspective of foreign experience. Vestnik grazhdanskogo prava = Civil Law Review. 2018;(2):30-74. (In Russ.).

17. Greene R. W., Chuen D. L. K. Singapore's open digital token offering embrace: context & consequences. The Journal of The British Blockchain Association. 2019;2(3):95. DOI: 10.31585/jbba-2-2-(3)2019

18. Alekseenko A. P. Requirements to the provider of payment services in Singaporean legislation. Territoriya novykh vozmozhnostei. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa = The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. 2020;12(3):100-109. (In Russ.).

информация об авторе

Александр Петрович Алексеенко — кандидат юридических наук, магистр юриспруденции, доцент кафедры коммерческого права, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия alekseenko.a.p@gmail.com

aboutthe author

Alexander P. Alekseyenko — Cand. Sci. (Law.), Master of Jurisprudence, Assoc. Prof. Associate Professor of the Department of Commercial Law, St. Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia alekseenko.a.p@gmail.com

Статья поступила 13.07.2021; принята к публикации 15.09.2021. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи The article was received 13.07.2021; accepted for publication 15.09.2021. The author read and approved the final version of the manuscript

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.