Научная статья на тему 'Правовое регулирование использования интернета вещей'

Правовое регулирование использования интернета вещей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2379
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Интернет вещей / Интернет / большие данные / сделки / информация.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Купцова А.С.

Актуальность исследуемой темы заключается в стремительном развитии Интернета вещей и необходимости регламентации их правового статуса. Целью научного исследования является анализ подходов к регламентации и определение проблем в области правового регулирования Интернета вещей. Методологической основой исследования служит комплекс общенаучных (анализ, синтез, дедукция, индукция) и частнонаучных (толкование норм права, сравнительно-правовой, системно-структурный, формально-логический) методов познания. Важно отметить, что регулирование применения Интернета вещей должно развиваться с учётом принципа информированности пользователей и принципа свободного участия. В обозначенных условиях должна быть предусмотрена специальная правовая конструкция для упрощения оборота информации как предмета сделок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование использования интернета вещей»

DOI:10.24412/2076-1503-2021-7-225-230 КУПЦОВА Арина Сергеевна,

NIION: 2018-0076-7/21-037 студентка 4 курса юридического факультета

MOSURED: 77/27-023-2021-07-236 Федерального государственного образовательного

бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет), e-mail: ASKupcova@yandex.ru

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА

ВЕЩЕЙ

Аннотация. Актуальность исследуемой темы заключается в стремительном развитии Интернета вещей и необходимости регламентации их правового статуса. Целью научного исследования является анализ подходов к регламентации и определение проблем в области правового регулирования Интернета вещей. Методологической основой исследования служит комплекс общенаучных (анализ, синтез, дедукция, индукция) и частнонаучных (толкование норм права, сравнительно-правовой, системно-структурный, формально-логический) методов познания. Важно отметить, что регулирование применения Интернета вещей должно развиваться с учётом принципа информированности пользователей и принципа свободного участия. В обозначенных условиях должна быть предусмотрена специальная правовая конструкция для упрощения оборота информации как предмета сделок.

Ключевые слова: Интернет вещей, Интернет, большие данные, сделки, информация.

KUPTSOVA Anna Sergeevna,

4th year student of the Faculty of Law of Financial University under the Government of the Russian Federation

LEGAL REGULATION OF THE USE OF THE INTERNET OF THINGS

Annotation. ne relevance of the topic under study lies in the rapid development of the Internet of Things and the need to regulate their legal status. The purpose of the research is to analyze approaches to regulation and identify problems in the field of legal regulation of the Internet of Things. The methodological basis of the research is a complex of general scientific (analysis, synthesis, deduction, induction) and private scientific (interpretation of legal norms, comparative legal, system-structural, formal-logical) methods of cognition. It is important to note that the regulation of the use of the Internet of Things should be developed taking into account the principle of user awareness and the principle of free participation. The specified conditions should provide for a special legal structure to simplify the circulation of information as the subject of transactions.

Key words: Internet of Things, Internet, big data, transactions, information.

В современных реалиях большинство людей не могут представить свою жизнь без смартфона, компьютера, телевизора и Интернета в целом. Для удобства человека активно создаются и функционируют целые экосистемы, которые обеспечивают взаимодействие между устройствами. Так появилась система устройств Интернета вещей, состоящая из множества элементов.

Впервые термин «Интернет вещей» был использован Кевином Эштоном в 1999 г. Данное понятие использовалось для характеристики воз-

можности подключения предметов материального мира к сети Интернет, это происходило с использованием специальных датчиков. Цель исследования данного учёного состояла в возможности проиллюстрировать функционирование предметов без участия человека [13].

На сегодняшний день не сложилось единого подхода к определению термина «Интернет вещей». Например, в ряде международных документов Интернет вещей рассматривается как «глобальная инфраструктура для информационного общества, обеспечивающая современные

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

услуги путем присоединения (физического и виртуального) вещей на основе существующих и развивающихся, функционально совместимых информационно-коммуникационных технологий» [8]. Иная трактовка приводится в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. [7], где под Интернетом вещей понимается, прежде всего, информатизация различных предметов, а также их включение в единую сеть.

Таким образом, можно выделить три основных признака, которые характерны для Интернета вещей: 1) наличие большого количества устройств, подключённых к сети Интернет; 2) аккумулирование данных об окружающем пространстве и обмен ими между соединёнными устройствами; 3) осуществление устройствами Интернета вещей функций автоматически (т.е. без участия человека), юридическое значение действий системы и способность иметь последствия для человека и общества в целом.

С Интернетом вещей тесно связана такая категория, как «Большие данные». Данное понятие можно охарактеризовать тремя признаками: разнообразие, скорость обработки и объём данных. Под Большими данными понимаются огромные базы данных, которые принадлежат правительствам, крупным корпорациям и иным организациям. В названных базах данных происходит детальный анализ информации с помощью определённых компьютерных алгоритмов. В результате полученная информация используется в целях определения общих взаимосвязей или в целях воздействия на отдельного субъекта системы. Таким образом, Большие данные есть фактор, который существенно влияет на правовую основу Интернета вещей.

Интернет вещей развивается стремительными темпами. Если в конце 2015 г. в мире насчитывалось около 13.4 млрд устройств, которые активно функционируют в Интернете вещей, то, согласно исследованию Business Insider Intelligence, к 2027 г. в мире будет более 41 млрд таких устройств. Полученные в результате исследования данные говорят о трёх самых перспективных технологиях в сфере Интернета вещей -это 5G, искусственный интеллект и граничные вычисления [14].

По данным исследования PwC Digital IQ, Интернет вещей лидирует среди основных передовых технологий. Также Интернет вещей занимает первое место по инвестиционной привлекательности. По примерным подсчётам к 2025 г. в России эффект от внедрения Интернета вещей в шести областях жизни общества (здравоохранение, электроэнергетика, сельское хозяйство, транспортировка и хранение грузов, сегменты

«умного дома», «умного города») составит около 2.8 трлн руб. При этом достижение желаемого результата возможно только в рамках системного подхода государства, в т.ч. обновления механизмов регулирования в данной области [11].

Прогрессивным шагом в области Интернета вещей является утверждение Плана реализации концепции построения и развития узкополосных беспроводных сетей связи «Интернета вещей» на территории РФ [6]. В данном плане определены основные стандарты и направления реализации технологий Интернета вещей, в т.ч. разработаны пилотные проекты «умного дома», в области медицины, сельского хозяйства и др.

Бурный рост Интернета вещей обусловлен, прежде всего, увеличением количества устройств, используемых в повседневной жизни и подключённых к глобальной сети Интернет, а также увеличение количества населения в целом. Данные факторы указывают на значимость и актуальность правового регулирования рассматриваемой сфере.

Почему юридический аспект представляет собой наибольшую актуальность в рассматриваемой сфере? Право является одним из способов регулирования 1оТ. По мере совершенствования Интернета вещей очевидными становятся юридические недостатки. Закономерно встаёт вопрос о полноте регулирования: достаточно точечных изменений или нужно кардинально пересмотреть предметное законодательство?

В рамках рассматриваемой темы можно выделить ряд юридически значимых аспектов. Во-первых, данные Интернета вещей становятся не только сугубо техническими, но и делают возможным получение личной информации о субъектах. Таким образом, стирается грань, отделяющая техническую информацию от персональной. Во-вторых, устройства, действующие в рамках Интернета вещей, аккумулируют в т.ч. и внешнюю информацию, тем самым выходя на более высокий уровень. В-третьих, происходит изменение отношений между субъектами и объектами. В-четвёртых, решения на базе Интернета вещей порождают ряд рисков, которые охватывают в т.ч. нелегальную и недобросовестную деятельность, которая может приобретать различный масштаб в зависимости от ситуации.

В связи с развитием Интернета вещей появляется ряд проблем, которые требуют своего решения и нормативного правового регулирования.

Остро стоит вопрос о защите персональных данных в рамках функционирования Интернета вещей. Во-первых, происходит смешение личных данных субъекта и технической информации. Как правило, большинство устройств связано с интерОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

нет-профилем лица, которому принадлежит такое устройство. В случае если гарантируется анонимность данных, то по имеющимся накопленным сведениям в определённых случаях всё-таки происходит идентификация субъекта. Например, мы даём согласие на обработку персональных данных продавцом (разработчиком) приложений (устройств), при этом наши данные в определённых ситуациях доступны и иным пользователям сети Интернета вещей. В связи с этим, необходимым является разработка новых способов получения персональных данных, которые не оказывали бы большого влияния на функционирование самих технологий 1оТ. Необходимым является и пересмотр подходов правоохранительных органов к сбору, а также перехвату данных, концентрирующихся в сети.

Кроме того, в роли предмета сделок всё чаще выступают Большие данные. В этой связи, возникает необходимость определения правового режима не только информации, но и Больших данных как объекта торговых отношений. В каком объёме они могут выступать таковыми?

Законодательное регулирование данного вопроса в определённой степени нашло отражение в Федеральном законе от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных») [2]. В соответствии с п. 1 ст. 3 данного законодательного акта под персональными данными понимается «любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)». Так же существуют условия обработки персональных данных. Одним из важных в рамках рассматриваемой темы является требование о получении согласия субъекта на обработку его персональных данных, при этом обязанностью лица, получившего такое согласие, является защита данных. В контексте рассматриваемой проблемы прослеживается пересечение Интернета вещей и Больших данных. Не всегда представляется возможным получение согласия субъекта на обработку персональных данных по объективным причинам. Возникает ситуация, которая приводят к потере ценности обезличивания персональных данных, например, в случае, когда можно получить такие данные из каких-либо дополнительных источников [10].

Так же, затрагивая данную проблему, логично говорить о получении и использовании персональной информации посредством её свободного размещения в сети Интернет самим субъектом. После этого размещённые данные начинают свободно использоваться и накапливаться большим количеством устройств. В данной ситуации сам факт размещения лицом информации о

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

себе в Интернете может рассматриваться как согласие на её обработку.

Закономерным вариантом решения обозначенной проблемы в области персональных данных и частной жизни является достижение баланса технологического развития и защиты персональных данных. Это возможно только в рамках чёткой правовой регламентации и определённости, рационального ограничения самого понятия «персональные данные», позволяющего более единообразно трактовать данный термин.

Неопределённость во многих вопросах функционирования 1оТ связана с трудностями в характеристике правового режима информации. Есть рынок информации, она покупается и продаётся, а значит, выступает в роли объекта экономического оборота. Однако её правовой режим остаётся неопределённым. В роли решения многих проблем может выступать законодательное урегулирование информации как объекта гражданских прав.

Далее представляется логичным освятить аспект информационной безопасности в рамках рассматриваемой темы. Любое программное обеспечение (в т.ч. Интернета вещей) является в той или иной степени уязвимым. Этому способствуют, во-первых, уровень технического развития, во-вторых, экономические реалии. В данной области возникает серьёзная проблема качественных характеристик устройств, включённых в функционирование 1оТ, а также услуг, на основе которых функционируют данные устройства. При этом ответственность ложится на производителя.

Россия находится на пути развития правового регулирования информационной безопасности. Большинство нормативных правовых актов в данной области рассчитаны на урегулирование отношений, складывающихся в сети Интернет, либо регулирует какую-либо узкую сферу. Примерами таких нормативных правовых актов являются: постановление Правительства РФ № 608 «О сертификации средств защиты информации» [4], постановление Правительства РФ от № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [5] и др. Сложно однозначно сказать о том, что данные законодательные акты в полной мере отвечают специфике Интернета вещей, их предназначению и особенностям в рамках функционирования устройств, объединённых в сеть. Например, отсутствует достаточное правовое регулирование автопилотируемых автомобилей, «носимых технологий» и других подобных устройств. Поэтому в данном вопросе важно учитывать не только

особенности, но и угрозы информационной безопасности программного обеспечения 1оТ.

Развиваются технологии, а значит, происходит совершенствование неправомерных способов завладения информацией. В рамках данных действий распространяются вредоносные вирусы, взламываются пароли, перестают функционировать различные системы. В области Интернета вещей киберпреступность также является опасным явлением. Ярким примером, иллюстрирующим масштаб возможных последствий, является случай, произошедший в 2010 г. в Иране. Там была разработана ядерная программа. В результате внедрения вируса Stuxnet в компьютерную систему ядерного центра, к которой были подключены центрифуги, произошло изменение скорости вращения последних и невозможность их дальнейшего функционирования [12]. Данная ситуация и множество других говорят о доступности способов для вывода из строя объектов, функционирующих через Интернет. При этом, как мы видим, стратегически важные для государств объекты не являются исключением.

В качестве решения проблемы в области информационной безопасности усматривается обеспечение возможности поддержки программным обеспечением устройств чётко регламентированных стандартов защиты информации, а также высоких требований для идентификации пользователей. Кроме того, важно иметь действенный механизм оповещения субъектов о критических ошибках, которые оказывают воздействие на безопасность информации.

Помимо всего прочего, существуют трудности в совместном функционировании устройств в рамках Интернета вещей. Это, в свою очередь, в определённой степени оказывает влияние на вышеназванные проблемы [9]. Наличие сложностей во взаимодействии обусловлено отсутствием практики, а также стандартов, которые позволяли бы слаженно функционировать множеству устройств. Возможна ситуация, при которой единой сетью объединены устройства, принадлежащие различным производителям. В данном случае не все они могут быть совместимы между собой - это приводят к существенным затруднениям эффективного функционирования 1оТ. Так же в этой связи производители не должны злоупотреблять доминирующим положением и тем самым нарушать принцип свободной конкуренции. Данную ситуацию разрешит формирование критериев, которые обеспечат совместимость приложений и устройств разных производителей.

Одним из актуальных вопросов для гражданского оборота на сегодняшний день является практика совершения юридически значимых действий в электронной форме. При этом возрастает

количество взаимодействий между устройствами, при которых роль человека сводится к минимуму или он вовсе не участвует в этом. Закономерно появляется вопрос: кто в таком случае несёт ответственность за причинённые убытки и вред?

В гражданском законодательстве Российской Федерации есть конструкции, которые в известной степени связаны с регламентацией автоматизированных действий. Ярким примером является продажа товаров с использованием автоматов, особенности данного вида розничной купли-продажи закреплены в ст. 498 ГК РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ [1]. Однако подобных норм достаточно мало, некоторые из них регулируют данный вопрос лишь фрагментарно или косвенно.

Стоит отметить, что в условиях Интернета вещей автоматизм действий выходит на качественно новый уровень. Прежде всего, меняется форма взаимодействия субъектов и объектов. Отсутствие исчерпывающего нормативного правового регулирования может повлечь за собой появление противоречивой правоприменительной практики.

Прямое регулирование сделок в электронной форме ограничивается общими положениями ГК РФ о сделках и договорах. Существует и специальное законодательство в данной сфере. Например, Федеральный закон от 06.04.2011 г. № 63-Ф3 «Об электронной подписи» [3] в определённой степени делает возможным саморегулирование. Но стоит отметить, что на некоторых этапах существует необходимость реального взаимодействия субъектов. Данные положения затрудняют широкое развитие и функционирование системы автоматизированных договоров.

Из вопроса, связанного с электронной формой сделок, следует, что есть необходимость в чёткой законодательной регламентации в области действия закона по кругу лиц, в пространстве, а также нужна определённость в применимом праве и месте разрешения возникшего спора. Открытой остаётся проблема определения статуса посредника в 1оТ, объёме его прав и обязанностей, а также ответственности.

Совершенствование Интернета вещей и сделок, совершаемых в пределах функционирования данной системы, вызывают потребность в конкретизации основных гражданско-правовых институтов (понятие обязательства, обеспечение его исполнения, ответственности за нарушение). Это представляется необходимым в целях недопущения пробелов в законодательстве, соблюдения баланса интересов субъектов правоотношений, а также для обеспечения защиты более слабой стороны.

Интернет вещей развивается и активно функционирует в современных реалиях. Этому во

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

многом способствуют два основополагающих принципа, на которых базируется данный процесс. Во-первых, это принцип информированности. Согласно ему пользователи должны иметь данные о сборе информации, её объёме, обработке и способах хранения. С практической точки зрения это осуществляется, в том числе, с помощью самих устройств 1оТ. Например, QR-коды позволяют в короткий промежуток времени получать, а также обновлять определённую информацию. Во-вторых, развитие Интернета вещей строится на принципе свободного участия. Это исключает возможность какой-либо дискриминации. Однако за субъектами при любых обстоятельствах должно сохраняться право выбора участия или неучастия во взаимодействии такого рода.

Таким образом, проведённое исследование подтверждает важность правовых аспектов регулирования Интернета вещей. На современном этапе отсутствует полномасштабное регулирование данной области, как и отсутствует полное решение ряда проблем, которые особенно актуальны на сегодняшний день.

Развитие и совершенствование технологий, внедрение их в нашу жизнь всегда опережало и будет опережать правовое регулирование данных аспектов. Однако отметим, что право - это инструмент, без которого невозможно достижение компромисса между технологическим прогрессом и социально-экономическим развитием в целом.

Будущее Интернета вещей должно строиться на балансе права и технологий. При этом задачей правовой системы является обеспечение саморегулирования и рациональное разрешение существующих проблем, спорных и неоднозначных ситуаций.

Список литературы:

[1] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

[2] Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О персональных данных» // СЗ РФ. - 2006. - № 31 (ч. 1). - Ст. 3451.

[3] Федеральный закон от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об электронной подписи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020) // СЗ РФ. - 2011. - № 15. - Ст. 2036.

[4] Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 г. № 608 (ред. от 21.04.2010) «О сертификации средств защиты информации» // СЗ РФ. - 1995. - № 27. - Ст. 2579.

[5] Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236 (ред. от 30.03.2019) «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. - 2015. - № 47. - Ст. 6600.

[6] Приказ Минкомсвязи России от 31.10.2019 г. № 637 «Об утверждении Плана (дорожной карты) реализации Концепции построения и развития узкополосных беспроводных сетей связи «Интернета вещей» на территории Российской Федерации» // Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. - Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/ documents/7046/ (дата обращения: 20.09.2021).

[7] Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru по состоянию на 30.04.2013 (дата обращения: 20.09.2021).

[8] Рекомендация Международного союза электросвязи МСЭ-Т Y.2069 «Серия Y: Глобальная информационная инфраструктура, аспекты межсетевого протокола и сети последующих поколений. Сети последующих поколений - структура и функциональные модели архитектуры. Термины и определения для интернета вещей». Издание 1 от 29.07.2012.// Сайт «International Telecommunication Union». - Режим доступа: https://www.itu.int/rec/T-REC-Y.2060-201206-I (дата обращения: 20.09.2021).

[9] Исаков В.Б., Сарьян В.К., Фокина А.А. Правовые аспекты внедрения интернета вещей // ИТ-Стандарт. - 2015. - № 4 (5).

[10] Савельев А.И. Проблемы применения законодательства о персональных данных в эпоху «Больших данных» (Big date) // Российское право: состояние перспективы, комментарии. - 2015. - № 1.

[11] «Интернет вещей» (IoT) в России. Технология будущего, доступная уже сейчас. Исследование PwC // Сайт «PWC». - Режим доступа: http:// www.pwc.ru/IoT (дата обращения: 20.09.2021).

[12] Stuxnet и Иран: загадка модуля A26 // Сайт «Atominfo». - Режим доступа: http://www. atominfo.ru/news4/d0249.htm (дата обращения: 16.11.2020).

[13] Kevin Ashton. That «Internet of Things' Thing» // RFID Journal. 22 June 2009.

[14] The internet of things 2020. Отчёт Business Insider Intelligence // Сайт «Insider». - Режим доступа: https://www.businessinsider.com/internet-of-things-report (дата обращения: 20.09.2021).

Spisok literatury:

[1] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.11.1994 g. № 51-FZ (red. ot 31.07.2020) // SZ RF. - 1994. - № 32. - St. 3301.

[2] Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 g. № 152-FZ (red. ot 24.04.2020) «O personal'nyh dannyh» // SZ RF. - 2006. - № 31 (ch. 1). - St. 3451.

[3] Federal'nyj zakon ot 06.04.2011 g. № 63-FZ (red. ot 08.06.2020) «Ob elektronnoj podpisi» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.07.2020) // SZ RF. - 2011. - № 15. - St. 2036.

[4] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.06.1995 g. № 608 (red. ot 21.04.2010) «O sertifikacii sredstv zashchity informacii» // SZ RF. - 1995. - № 27. - St. 2579.

[5] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 16.11.2015 g. № 1236 (red. ot 30.03.2019) «Ob ustanovlenii zapreta na dopusk programmnogo obespecheniya, proiskhodyashchego iz inostrannyh gosudarstv, dlya celej osushchestvleniya zakupok dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd» // SZ RF. -2015. - № 47. - St. 6600.

[6] Prikaz Minkomsvyazi Rossii ot 31.10.2019 g. № 637 «Ob utverzhdenii Plana (dorozhnoj karty) realizacii Koncepcii postroeniya i razvitiya uzkopolos-nyh besprovodnyh setej svyazi «Interneta veshchej» na territorii Rossijskoj Federacii» // Oficial'nyj sajt Ministerstva cifrovogo razvitiya, svyazi i massovyh kommunikacij RF. - Rezhim dostupa: https://digital. gov.ru/ru/documents/7046/ (data obrashcheniya: 20.09.2021).

[7] Prognoz dolgosrochnogo social'no-ekonom-icheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda (razrabotan Minekonomrazvitiya Rossii) // Oficial'nyj sajt Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya RF. - Rezhim dostupa: http://www.economy.gov. ru po sostoyaniyu na 30.04.2013 (data obrashcheniya: 20.09.2021).

[8] Rekomendaciya Mezhdunarodnogo soyuza elektrosvyazi MSE-T Y.2069 «Seriya Y: Global'naya informacionnaya infrastruktura, aspekty mezhsete-vogo protokola i seti posleduyushchih pokolenij. Seti posleduyushchih pokolenij - struktura i funkcion-al'nye modeli arhitektury. Terminy i opredeleniya dlya interneta veshchej». Izdanie 1 ot 29.07.2012.// Sajt «International Telecommunication Union». - Rezhim dostupa: https://www.itu.int/ rec/T-REC-Y.2060-201206-I (data obrashcheniya: 20.09.2021).

[9] Isakov V.B., Sar'yan V.K., Fokina A.A. Pra-vovye aspekty vnedreniya interneta veshchej // IT-Standart. - 2015. - № 4 (5).

[10] Savel'ev A.I. Problemy primeneniya zakonodatel'stva o personal'nyh dannyh v epohu «Bol'shih dannyh» (Big date) // Rossijskoe pravo: sostoyanie perspektivy, kommentarii. - 2015. - № 1.

[11] «Internet veshchej» (IoT) v Rossii. Tekh-nologiya budushchego, dostupnaya uzhe sejchas. Issledovanie PwC // Sajt «PWC». - Rezhim dostupa: http://www.pwc.ru/IoT (data obrashcheniya: 20.09.2021).

[12] Stuxnet i Iran: zagadka modulya A26 // Sajt «AtomInfo». - Rezhim dostupa: http://www.atominfo. ru/news4/d0249.htm (data obrashcheniya: 16.11.2020).

[13] Kevin Ashton. That «Internet of Things\' Thing» // RFID Journal. 22 June 2009.

[14] The internet of things 2020. Otchyot Business Insider Intelligence // Sajt «Insider». - Rezhim dostupa: https://www.businessinsider.com/internet-of-things-report (data obrashcheniya: 20.09.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.