Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
205
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдусаламов Р. А.

В статье обозначается правовая основа использования информационных технологий в сфере высшего образования. Рассматриваются цифровые технологии, которые активно используются в практике как российских, так и зарубежных вузов. При этом отмечается, что в зарубежных странах процесс цифровизации образовательных услуг шире, чем в России. В рамках отечественного правопорядка происходит только базовое развитие как правового регулирования в данной сфере, так и практической реализации исследуемого направления. Особый акцент делается на современных проблемах использования информационных технологий в сфере высшего образования, характерных для отечественной практики и правового регулирования. Автором выявлены проблемы правового и организационного характера. В качестве выводов формулируются направления по совершенствованию правового регулирования и практического внедрения информационных технологий в сфере высшего образования в России. Автор предлагает разрешить возможные проблемы организационного, технического и правового характера, при этом во внимание должен приниматься имеющийся опыт дистанционного обучения в государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article outlines the legal basis for the use of information technology in higher education. Digital technologies are considered, which are actively used both in the practice of Russian universities and foreign ones. At the same time, it is noted that in foreign countries the process of digitalization of educational services is quite broader than in Russia. Within the framework of the domestic legal order, only the basic development of both legal regulation in this area and the practical implementation of the researched direction takes place. Particular emphasis is placed on modern problems of using information technologies in the field of higher education, which are typical for domestic practice and legal regulation. The author identified problems of a legal and organizational nature. As conclusions, directions for improving legal regulation and practical implementation of information technologies in the field of higher education in Russia are formulated. The author proposes to resolve possible problems of an organizational, technical and legal nature, while taking into account the existing experience of distance learning in the state.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Руслан Абдусаламович АБДУСАЛАМОВ,

заведующий кафедрой информационного права и информатики Юридического института Дагестанского государственного университета кандидат педагогических наук, доцент abd-rus@yandex.ru 367000, Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Коркмасова, д. 8

Правовое регулирование использования информационных технологий в сфере высшего образования в Российской Федерации1

Аннотация. В статье обозначается правовая основа использования информационных технологий в сфере высшего образования. Рассматриваются цифровые технологии, которые активно используются в практике как российских, так и зарубежных вузов. При этом отмечается, что в зарубежных странах процесс цифровизации образовательных услуг шире, чем в России. В рамках отечественного правопорядка происходит только базовое развитие как правового регулирования в данной сфере, так и практической реализации исследуемого направления. Особый акцент делается на современных проблемах использования информационных технологий в сфере высшего образования, характерных для отечественной практики и правового регулирования. Автором выявлены проблемы правового и организационного характера. В качестве выводов формулируются направления по совершенствованию правового регулирования и практического внедрения информационных технологий в сфере высшего образования в России. Автор предлагает разрешить возможные проблемы организационного, технического и правового характера, при этом во внимание должен приниматься имеющийся опыт дистанционного обучения в государстве.

Ключевые слова: информационное пространство, информационные технологии, высшие учебные заведения, сеть Интернет, образовательные услуги.

DOI: 10.17803/2311-5998.2023.102.2.034-041

RUSLAN А. ABDUSALAMOV, Head of the Department of information law and informatics, Dagestan State University Law Institute, Cand. Sci. (Pedagogical), associate professor abd-rus@yandex.ru 8, ul. Korkmasova, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russia, 367000 Legal Regulation of the Use of Information Technologies in Higher Education in the Russian Federation Abstract. The article outlines the legal basis for the use of information technology in higher education. Digital technologies are considered, which are actively used both in the practice of Russian universities and foreign ones. At the same time, it is noted that in foreign countries the process of digitalization

© Абдусалам°в Р А., 2023 1 Статья подготовлена с использованием материалов СПС «КонсультантПлюс».

в

ЕСТНИК АВпусапама, р. А.

УНИВЕРСИТЕТА Правовое регулирование использования информационных технологий ^Э^Э

имени o.e. кутафина(мгюА) в сфере высшего образования в Российской Федерации

of educational services is quite broader than in Russia. Within the framework of the domestic legal order, only the basic development of both legal regulation in this area and the practical implementation of the researched direction takes place. Particular emphasis is placed on modern problems of using information technologies in the field of higher education, which are typical for domestic practice and legal regulation. The author identified problems of a legal and organizational nature. As conclusions, directions for improving legal regulation and practical implementation of information technologies in the field of higher education in Russia are formulated. The author proposes to resolve possible problems of an organizational, technical and legal nature, while taking into account the existing experience of distance learning in the state. Keywords: information space, information technologies, higher education institutions, the Internet, educational services.

ш

П m Р

Актуальность проблемы

Цифровые технологии получили широкое применение в сфере высшего образования. В настоящее время взят политический курс на развитие информационных технологий, которые внедряются во все сферы общественных отношений. Главным образом это связано с происходящими процессами цифровизации, которые характерны не только для нашей страны, но и для развитых стран.

Особый интерес вызывает использование информационных технологий в рамках высшего образования. Это связано с тем, что информационные технологии в сфере высшего образования являются неотъемлемым элементом его эффективности. Использование цифровых технологий в образовательной среде показывает уровень эффективности принятых решений и всего образовательного процесса.

Доктринальный интерес к данному вопросу обусловлен имеющимися пробелами в правовом регулировании, а также наличием практических проблем в данной сфере. В связи с этим в рамках настоящего исследования будут рассмотрены особенности и проблемы внедрения и использования информационных технологий в сфере высшего образования через призму правового регулирова- фИ

ния указанных процессов.

Вопросы, связанные с правовым регулированием использования информационных технологий в Российской Федерации, являлись предметом изучения Й> многих исследователей. Здесь можно назвать таких ученых, как Т. А. Полякова, А. В. Минбалеев, Н. Н. Ковалева и др. >1

Несмотря на то, что многие вопросы по теме исследования достаточно изучены в научной среде, представляется, что отдельные аспекты еще остаются дискуссионными и нуждаются в более детальной проработке на уровне научной Р л

статьи. Данное обстоятельство также подтверждает актуальность проводимого исследования. цТ

ИШ И>

ОБЩЕСТВА

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Проекты в России и мире

Переходя непосредственно к исследованию особенностей использования информационных технологий в сфере высшего образования в России, следует определиться с историческими этапами формирования соответствующего правового регулирования в указанной сфере.

Такое явление, как цифровизация, не является новым для отечественного правопорядка. Соответствующая правовая основа начала формироваться еще в 90-е гг. ХХ в. Однако сам процесс практического воплощения цифровых технологий в общественные отношения происходил достаточно медленно.

В 1993 г. была утверждена Концепция правовой информатизации России2, а двумя годами позже принята президентская программа «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации». В документе отмечалось, что «в качестве основных средств тиражирования и распространения эталонных баз правовой информации должны использоваться высокоскоростные каналы и системы цифровой передачи данных, обеспечивающие конфиденциальность, безопасность, надежность и своевременность передачи информации».

В 2006 г. издается Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»3, который предусматривал свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.

Следует отметить, что в 2018 г. был принят Указ Президента № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»4 (далее — Указ № 204). В нем ставится цель развития страны, и в первую очередь говорится о применении высоких технологий во всех сферах жизни общества и государственного управления в целом. В частности, в п. 11 Указа № 204 отмечается, что уже происходит постепенное внедрение информационных технологий в сферу высшего образования5. В высших учебных заведениях необходимо создавать условия функционирования информационной образовательной среды для освоения обучающимися образовательных программ.

Дополнительно развитие правовой регламентации указанных вопросов просматривается и в рамках таких подзаконных нормативных правовых актов, как приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 8166.

2 Указ Президента РФ от 28.06.1993 № 966 (ред. от 22.03.2005) «О Концепции правовой информатизации России» // Российские вести. 1993. № 132.

3 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3448.

4 Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.

5 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. I). Ст. 7598.

6 Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образователь-

в

ЕСТНИК АбДусапамов р. А

УНИВЕРСИТЕТА Правовое регулирование использования информационных технологий J/

имени o.e. кугафина(мгюА) в сфере высшего образования в Российской Федерации

В данной связи в России в сфере высшего образования уже активно используются информационные технологии, например, платформа Zoom, MicrosoftTeams Яндекс Телемост, Sberjazz и др. Появляются и популяризируются вебинары с использованием ИТ-технологий, профессиональные тренинги и онлайн-курсы.

Следует отметить, что на международной арене также идет активный процесс внедрения цифровых технологий в сферу высшего образования.

При этом в ряде зарубежных стран реализуются проекты, которые неизвестны отечественному правопорядку. Так, «университет штата Бойсе запустил пилотную версию модели обучения на основе подписки. Паспорт на обучение стоит 425 долларов США в месяц за шесть кредитных часов или 525 долларов США за девять в любой из двух онлайн-программ бакалавриата. Это на 30 % дешевле, чем обучение по очной форме. За ежемесячную плату студенты могут выбрать свои собственные курсы для посещения и рассчитывать на долгосрочный доступ к консультациям и профессиональной помощи. Технологический институт Джорджии также рассматривает модель "Паспорт на образование" для практического использования. Это позволит студентам снизить расходы на образование и выбрать более концентрированные курсы»7.

Зарубежный опыт практики применения цифровых технологий повышает эффективность образовательного процесса, вовлеченность обучающихся в связи с использованием образовательных видеокурсов, геймификации, VR/AR-техно-логий, что превращает учебный процесс в захватывающую игру.

Сегодня стремительно меняются подходы к преподаванию, и нам необходимо изучать и применять международные практики, ведь для современных детей и молодежи новые цифровые технологии становится предпочтительным средством обучения.

В зарубежных странах активно реализуется и политика в сфере смешанного образования. Речь идет о том, что в рамках такого механизма происходит и очное обучение, и онлайн-обучение. Более того, нельзя не указать и на внедрение в сферу образования технологии блокчейн.

В зарубежных странах процесс цифровизации образовательных услуг шире, чем в России. В рамках отечественного правопорядка происходит только базовое развитие правового регулирования в данной сфере и практической реализации исследуемого направления. Необходимо совершенствовать применение цифровых технологий, использовать различные способы обучения: дистанцион- ф И

ное, интерактивное, электронное. Стоит отметить, что использование высоких технологий в обучении должно сопровождаться кибербезопасностью образовательных учреждений. Й>

ро

ПЕ

ВТ □ Е

обращения: 18.01.2023).

Ш

П m Р

ных программ» // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_278297/ (дата

Р

Козлова Н. Ш, Козлов Р. С., Козлова Д. Р. Современные тенденции цифровизации обра- А q

зования (обзор зарубежного опыта) // Шаг в науку : сборник материалов IV Международной научно-практической конференции с участием студентов. Грозный, 15 октября 2021 г. И> Грозный : Чеченский государственный педагогический университет ; Алеф, 2021. С. 302. ОБЩЕСТВА

>

7

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Вопросы правового регулирования

В 2002 г. была принята федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002—2010)»8, а после ее завершения — государственная программа «Информационное общество»9. Обе программы предусматривали использование в экономике страны широкого спектра сетевых технологий, создание разделов «Электронное правительство» и «Электронные услуги» на официальных сайтах правительств в субъектах Российской Федерации.

Кроме того, в 2017 г. Президентом страны утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы10 (далее — Стратегия), которая определила цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики нашего государства в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.

Стоит отметить, что цифровизация уже затронула и сферу высшего образования. В частности, положения Стратегии постепенно начали реализовываться на практике. Определенным толчком к внедрению цифровых технологий в сферу высшего образования стала пандемия COVID-19, которая концептуально сказалась на реформировании процесса оказания образовательных услуг. Главным образом речь идет о дистанционном обучении.

То есть внедрение информационных технологий в высшем образовании предусматривает значительное изменение традиционного метода обучения.

Таким образом, на основании рассмотренных нормативных правовых актов можно сделать вывод о том, что использование информационных технологий в высшем образовании — это совокупность всех электронно-образовательных ресурсов, информационных ресурсов и технологий, а также средств обеспечения доступа к этим ресурсам.

Принципы правового регулирования

На сегодняшний день основополагающие принципы использования информационных технологий заключаются в обеспечении информационной открытости для населения. Именно информационная открытость поможет снять социальную напряженность между гражданами и органами власти посредством увеличения информационных ресурсов.

8 Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (ред. от 09.06.2010) «О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002—2010 годы)"» // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 531.

9 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 25.11.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество"» // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. II). Ст. 2159.

10 Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы» // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.

в

ЕСТНИК АбДУсапамо, р. А.

УНИВЕРСИТЕТА Правовое регулирование использования информационных технологий ^Э^Э

имени o.e. кугафина(мгюА) в сфере высшего образования в Российской Федерации

Практика показывает, что использование информационных технологий в образовательной сфере находится на хорошем уровне. Об этом свидетельствуют постоянное обновление сайтов вузов, их приемных комиссий, доступ к электронным библиотечным системам и ресурсам.

Актуально это и для сферы высшего образования. Можно отметить, что в последнее время активно развиваются личные интернет-страницы высших учебных заведений, на которых публикуются важные новости.

Также специальные принципы использования информационных технологий в сфере высшего образования можно выявить непосредственно из анализа положений ст. 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», как, например, принцип добровольности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ч. 2 указанной статьи). Каждый вуз вправе самостоятельно разрешить вопрос о необходимости задействования в образовательном процессе информационных технологий.

В рамках использования информационных технологий в сфере высшего образования будут применяться и принципы правового регулирования, которые относятся к сфере персональных данных (что косвенно вытекает из положений ч. 3 указанной статьи). Это связано в первую очередь с обеспечением должной степени защиты и конфиденциальности персональных данных субъектов образовательного процесса.

Таким образом, правовое регулирование использования информационных технологий в сфере высшего образования строится как на общих, так и специальных принципах, которые можно вывести, например, из положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Ш

П m Р

Проблемы совершенствования законодательства

Цифровые технологии, улучшающие нашу жизнь, являются на сегодняшний день важнейшей и неотъемлемой частью общества и государства в целом. Правительства ведущих стран понимают необходимость развития технологических сил и ищут способы использовать их на благо граждан и организаций. Д>

Внедрение цифровых технологий в сферу высшего образования сопряжено с различными проблемами, которые подвергаются активному обсуждению на фИ

доктринальном уровне. Исследователями неоднократно поднимались дискус- ^И

сионные вопросы о слабой правовой регламентации, а также об отсутствии единого понимания понятийного аппарата. Отсутствует и содержательное пра- Й>

вовое регулирование использования цифровых технологий в образовательном процессе. >1

Более того, условия пандемии предопределили необходимость перевода СД

обучающихся на дистанционное обучение. Данный опыт позволил выявить как ВТ

положительные, так и отрицательные аспекты дистанционного обучения. При этом качество оказываемых образовательных услуг в высших учреждениях по- >ь

страдало, по мнению большинства обучающихся, что подтверждается и прак- цт

тикой правоприменения, а именно количеством споров, связанных с качеством И>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образовательных услуг в условиях дистанционного обучения. Как следствие, общества

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

возникает необходимость в более скрупулезном анализе такого опыта внедрения дистанционного обучения в практику российских высших учебных заведений.

Фактически практика показала, что образовательные учреждения оказались неготовыми к полному переходу на дистанционное обучение. Права обучающихся на получение качественных образовательных услуг оказались не в полной мере выполнимыми. Кроме того, преподавателям также было достаточно сложно идентифицировать наличие обучающихся на занятиях. В связи с этим образовательный процесс в условиях дистанционного формата оказался малоэффективным.

При этом все проблемы использования информационных технологий в сфере высшего образования в России можно поделить на правовые и организационные.

Выводы и предложения

Нами были отмечены проблемы, возникшие при внедрении дистанционного обучения в практику российских высших учебных заведений, однако следует отметить, что при правильном подходе к выстраиванию политики по внедрению дистанционного обучения в области высшего образования можно прогнозировать спрос и на высшее образование в целом11.

Иными словами, граждане перестают видеть перспективность получения высшего образования. Как следствие, спрос на поступление в высшие учебные заведения уменьшается. Главным образом это связано с нежеланием тратить время на посещение занятий, малым количеством бюджетных мест и одновременно ростом цен на образовательные услуги и др.

В данной связи возможно было бы предусмотреть набор обучающихся по определенным образовательным программам именно на условиях дистанционного обучения. Это позволит студентам экономить время, заниматься обучением в любом удобном месте. Более того, дистанционное обучение в полной мере позволяет совмещать работу и учебу. Представляется, что проработанность вопросов организационного, технического и правового характера позволит в полной мере повысить перспективность высшего образования.

Вместе с тем для внедрения дистанционного обучения необходимо устранить возможные проблемы и учесть уже имеющийся в высших образовательных учреждениях опыт обучения в режиме онлайн.

П. А. Огорельцев видит проблему, связанную с внедрением дистанционного обучения, в уходе из вузов преподавателей старшего возраста, поскольку им сложно будет подстроиться под дистанционный формат обучения12. Разрешить эту проблему, на наш взгляд, можно путем частичного внедрения дистанционного обучения в сферу высшего образования, а именно предусмотреть дистанционную

11 Как в России устроена система высшего образования // URL: https://joumal.tinkoff.ru/ statistic-univercitites/ (дата обращения: 18.01.2023).

12 Огорельцев П. А, Купорез К. Д. Высшее образование в условиях пандемии: итоги и проблемы дистанционного обучения // Документ. Архив. История. Современность. 2021. № 21. С. 45.

в

ЕСТНИК АбДУсапамо, р. А.

УНИВЕРСИТЕТА Правовое регулирование использования информационных технологий

имени o.e. кугафина(мгюА) в сфере высшего образования в Российской Федерации

форму обучения в том виде, в каком она была организована в условиях пандемии13.

В этой связи представляется возможным также не только позаимствовать опыт зарубежных стран по внедрению смешанного обучения (и его содержательного правового регулирования), но и, например, учесть опыт модели «Паспорт на образование».

Таким образом, одним из перспективных направлений развития высшего образования в России является внедрение возможности обучения в дистанционном формате. В связи с этим современная государственная политика должна быть выстроена с учетом данного фактора. При этом необходимо разрешить возможные проблемы организационного, технического и правового характера, принимая во внимание имеющийся опыт дистанционного обучения в государстве.

Предлагается дополнить Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» самостоятельной главой о дистанционном обучении. В рамках данной главы должны быть установлены особенности получения высшего образования в электронном формате, специфика организации занятий в дистанционном режиме и т.д.

Представляется, что развитие дистанционного обучения в Российской Федерации позволит повысить и востребованность получения высшего образования, подготовку кадров, специализирующихся на использовании цифровых технологий, что особенно важно в условиях цифровой революции.

Ш

П

m

Р

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абрамчикова Н. В. Дистанционное обучение как один из инновационных подходов в подготовке специалистов высшего образования // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли : сборник трудов Всероссийской научно-практической и учебно-методической конференции. Санкт-Петербург, 1—4 июня 2021 г. — СПб. : Политех-Пресс, 2021.

2. Как в России устроена система высшего образования // URL: https://joumal. tinkoff.ru/statistic-univercitites/ (дата обращения: 18.01.2023). Д >

3. Козлова Н. Ш., Козлов Р. С., Козлова Д. Р. Современные тенденции цифро- Цщ визации образования (обзор зарубежного опыта) // Шаг в науку : сборник ма- ф И териалов IV Международной научно-практической конференции с участием студентов. Грозный, 15 октября 2021 г — Грозный : Чеченский государствен- в гп ный педагогический университет ; Алеф, 2021. — С. 301—305. Й>

4. Огорельцев П. А., Купорез К. Д. Высшее образование в условиях пандемии:

итоги и проблемы дистанционного обучения // Документ. Архив. История. >1

Современность. — 2021. — № 21. СД

ВТ ое

3 Абрамчикова Н. В. Дистанционное обучение как один из инновационных подходов в под- "0 ^

готовке специалистов высшего образования // Фундаментальные и прикладные иссле- > С

дования в области управления, экономики и торговли : сборник трудов Всероссийской научно-практической и учебно-методической конференции. Санкт-Петербург, 1—4 июня И >

2021 г. СПб. : Политех-пресс, 2021. С. 32. ОБЩЕСТВА

>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.