Наконец, это решения, подстраивающиеся под любые мобильные программные платформы и устройства.
Усовершенствование менеджмента на всех уровнях управления экономикой и повышение конкурентоспособности последней связаны, в первую очередь, с использованием ИТ-услуг и их последовательной интеллектуализацией. Электронная торговля является перспективной отраслью в плане диверсификации бизнеса, она дает возможность резко повысить его эффективность за счет сокращения издержек и выхода на новые рынки.
Весьма значима подготовка кадров для ИТ-сектора, которая связана с контролем производства новых компетенций, знаний и технологий. Если ИТ не успевают за развитием бизнеса - они его тормозят, если бизнес не использует новые возможности, то он не будет эффективно развиваться.
Современные информационные технологии ввиду их постоянного инновационного совершенствования становятся близки по сложности к фундаментальным наукам, таким как физика и математика, поэтому для достижения эффективности применения перспективных ИТ-решений необходимо формирование под эгидой государства соответствующей структуры, ответственной за электронизацию бизнеса и его интеллектуализацию.
Литература
1. Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годыы // Министерство информатизации и связи Республики Беларусь. Электронный ресурс: www.mpt.gov.by/ new/modules/dep/índex.php?sub&íd=17.
2. Руководство Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Пер.на рус.яз. / Совместная публикация ОЭСР и Евростата. 3-е изд. - М., 2006. Электронный ресурс: http://www.csrs.ru/inform/oslo.htm.
3. Чинарьян Р. Типология инноваций. Электронный ресурс: http://salesgu.ru/tag/rukovodstvo-oslo.
4. Педоренко А. Гайки в космосе. Электронный ресурс: http:// www.allcio.ru/business/style/49271.html.
5. Business Process Management. Wíkípedía: The Free Encyclopedía. Электронный ресурс: www.wikipedia.org.
6. Хаммер М. Бизнес в XXI веке: повестка дня. Что необходимо сделать каждой компании, чтобы1 стать лидером рынка в текущем десятилетии. - М., 2005.
7. Информационные технологии. Газета «Коммерсант». Приложение. №185 (5216). Электронный ресурс: http://www. kommersant.ru/doc/2315035.
Правовое регулирование интернет-торговли
Единого нормативного правового акта, посвященного интернет-торговле, в нашей стране нет. Однако имеется специальное законодательство, основу которого составляют Правила осуществления розничной торговли по образцам, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 г. №31 (с изменениями, внесенными Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.03.2012 г. №291), но они регулируют не только электронную торговлю. Закон Республики Беларусь от 28.07.2003 г. «О торговле» понимает под «торговлей по образцам» оптовую, розничную торговлю с выбором товаров покупателем по образцам, по описаниям, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях и иных информационных источниках (ст. 11). Таким образом, интернет-торговля - ее частный случай, предусматривающий использование при поиске товара и (или) заключении сделки информационных ресурсов Интернета (электронных магазинов).
Статус интернет-магазина
Согласно Правилам №31 (п. 2), интернет-магазин - это сайт, содержащий информацию о товарах, продавце, позволяющий осуществить выбор, заказ или приобретение товара. Между тем понятие «сайт» в белорусском законодательстве не определено. Вместо него используется термин «информационный ресурс».
Наиболее близким гражданско-правовым понятием для описания сайта, используемого для ведения хозяйственной деятельности, является предприятие как имущественный комплекс. При этом сайт - не самостоятельное юридическое лицо, а, как и любой другой магазин, лишь определенная «площадка» (в данном случае виртуальная) для ознакомления с товаром и совершения покупок (не субъект права, а объект). Правда, в отличие от обычного магазина действия со стороны продавца осуществляют не его работники, а компьютерная программа. С юридической точки зрения это можно рассматривать как «продажу товара с использованием автомата» (ст. 468 Гражданского кодекса). Но, разумеется, стороной сделки является не сам «автомат», а его владелец (юридическое или физическое лицо).
Сайт может использоваться при ведении хозяйственной деятельности в разных сферах, в том числе для осуществления переводов и платежей, бронирования и приобретения билетов (транспорт, культурно-зрелищные мероприятия и др.), записи на прием, заказа книг в библиотеке (оказание услуг), интерактивных игр, торговли через интернет-магазин.
В последнем случае указание на «магазин» является не более чем метафорой, потому что под ним понимается специально оборудованное стационарное здание (или его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, под-
Сергей Овсейко,
первый проректор Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук
Электронная торговля
собными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.
Активы сайта в значительной степени виртуальны, поскольку представлены информационными ресурсами, программным обеспечением, реже фирменным наименованием или товарным знаком и пр.
Помимо нематериальных в состав активов интернет-магазина могут входить и товарные запасы. Однако очень часто сайт является лишь информационным посредником (поисковой системой), позволяющим покупателю установить контакт с многочисленными продавцами (отдаленный аналог комиссионной торговли). Функции интернет-магазина в таком случае ограничиваются размещением рекламы либо описания товаров и (или) приемом заказов на их покупку.
Таким образом, правовой статус интернет-магазина можно определить как имущественный комплекс (предприятие), представленный различными, как правило, нематериальными активами, используемый для одной или нескольких целей: поиска покупателей, заключения сделок, оплаты и (или) доставки товара.
Создание торговой площадки в Интернете
Для интернет-магазина не требуется получения лицензии. Вместо этого предусмотрена процедура государственной регистрации в Торговом реестре Республики Беларусь, который ведет Минторг. При этом указывать данный вид деятельности в уставе организации торговли или свидетельстве о государственной регистрации ИП не нужно (п. 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г.).
Функционирование интернет-магазина возможно только после присвоения ему электронного адреса (доменного имени) в Сети. Для этого необходимо также определиться с аппаратными средствами: либо приобрести собственный сервер, либо арендовать часть дискового пространства на основании договора хостинга у провайдера (поставщика интернет-услуг). На последнего, а не на владельцев сайта, возложена ответственность за его регистрацию в республиканском унитарном предприятии по надзору за электросвязью «БелГИЭ». Кроме того, сервер, на котором размещается сайт, должен быть расположен на территории Беларуси.
Заметим, что, согласно п. 6 Правил №31, не допускается продажа по образцам вне торгового объекта изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, пиротехнических изделий, лекарственных и ветеринарных средств, биологически активных добавок к пище, оружия и патронов к нему.
Функционирование
Процесс покупки в интернет-магазине можно разбить на четыре этапа: реклама, заказ, оплата, доставка. Но не все сайты позволяют их осуществить: например, доставка через Интернет возможна только для «цифровых» товаров (аудио, видео, программное обеспечение и др.), поэтому четвертый этап, как правило, бывает «невиртуальным». Расплачиваются
покупатели по-прежнему в основном наличными (при доставке курьером), хотя государством предпринимаются меры по переводу интернет-магазинов на безналичные расчеты.
Реклама. Интернет-магазин, кроме данных о продавце, должен предоставить исчерпывающую информацию о товаре в соответствии с пп. 4 и 9 ст. 7 Закона «О защите прав потребителей». В противном случае покупатель вправе отказаться от приобретения продукции без возмещения расходов, связанных с ее доставкой (ч. 3 п. 1 ст. 16).
Заказ. В большинстве случаев заказ через интернет-магазин (в том числе оформляемый путем нажатия виртуальных клавиш «Купить», «В корзину» и др.) нельзя считать заключением сделки, поскольку нарушается целый ряд норм ГК о ее форме. Заключаться она чаще всего будет в момент выдачи покупателю товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, то есть непосредственно при доставке (ст. 463 ГК).
Согласно п. 14 Правил №31, при торговле по образцам договор может быть заключен путем составления документа, подписанного сторонами, либо путем передачи покупателем сообщения о намерении приобрести товар посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, а также в иной форме, не запрещенной законодательством. При этом в нем должны быть указаны:
■ наименование и место нахождения продавца, а если им является ИП - его фамилия, имя, отчество и место жительства;
■ ФИО покупателя или указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить товар, если его доставка осуществляется продавцом;
■ наименование товара, артикул (марка, модель), количество предметов, входящих в его комплект;
■ цена и условия оплаты;
■ вид услуги, срок ее выполнения и стоимость, если оказание услуги предусмотрено договором;
■ обязательства продавца и покупателя.
Данную информацию продавец обязан обработать и хранить с использованием вычислительной техники, размещенной на территории республики, в течение двух лет со дня продажи товара.
Расчет. В идеале интернет-магазин должен являться местом, где можно не только выбрать и заказать товар, но и оплатить его с помощью пластиковых карточек, электронных денег либо иным способом. В этом случае сделка будет считаться заключенной уже в момент оплаты.
В редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь №291 п. 15 Правил гласит, что при торговле по образцам через интернет-магазин продавец обязан предоставить покупателям возможность расчета за приобретаемый товар путем дистанционного перечисления денежных средств. Под последним понимаются оплата в наличной или безналичной форме посредством автоматизированной информационной системы «Расчет», мобильного и интернет-банкинга, с использованием банковских пластиковых карточек, через кассы банков и объектов почтовой связи, наложенным платежом при доставке товаров по почте, посредством иных платежей, которые обеспечивают поступление средств на расчетный счет продавца.
С июля 2012 г. Постановлением Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 06.07.2011 г. №924/16 введено требование к юридическим лицам и ИП при прода-
же товаров, выполнении работ, оказании услуг принимать наличные денежные средства и (или) банковские пластиковые карточки для расчетов на территории республики с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным кассовым оборудованием для обеспечения регистрации и некорректируемого учета принятых наличных денежных средств и печати платежного документа либо со средством контроля налоговых органов. Однако на осуществление разносной и развозной торговли данное требование не распространяется. Его можно рассматривать скорее как меру, направленную на защиту покупателя, поскольку, согласно ст. 463 ГК, «договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара».
Доставка. Вне зависимости от формы расчетов в подавляющем большинстве случаев (за исключением упомянутых выше «цифровых» товаров) доставка осуществляется курьерами. При этом также обычно завершается документальное оформление операции.
Постановлением №291 вводится требование размещения на сайте информации о документах, подтверждающих факт приобретения товара, которые продавец обязан выдавать покупателю вместе с товаром, их образцах и порядке их оформления. Закон Республики Беларусь от 09.01.2002 г. «О защите прав потребителей» (ст. 1) относит к их числу кассовый (товарный) чек либо квитанцию к приходному кассовому ордеру, квитанцию к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, инструкцию по эксплуатации, руководство пользователя, иной документ, содержащий сведения о наименовании товара, его стоимости и дате приобретения, продавце.
Электронная торговля (ЭТ) -составная часть современной электронной экономики (в литературе также встречаются названия е-есопоту, новая, информационная, сетевая, интеллектуальная экономика), в которой для обеспечения прироста общественного продукта и повышения производительности используются информационные и компьютерные технологии (ИКТ) [1].
Применение инструментов ЭТ стало возможным благодаря развитию Интернета, электронного документооборота, логистики и электронных платежных систем. Поэтому и под самим понятием постепенно начинают подразумевать общую форму оказания информационно-коммуникационных услуг в сфере торговли. ЭТ можно рассматривать как эффективное средство продаж продукции реального сектора экономики, инструмент для выработки продуктовой и ценовой стратегий предприятия. Она появилась на развитых рынках и на начальном этапе представляла собой, главным образом, продажу-покупку товаров и услуг по каталогам.
Среди положительных сторон ЭТ следует отметить возможность стандартизации и ускорения обработки заказов, оптимизацию транспортных схем, совершенствование контроля над поступлениями средств и оплатой продукции.
Использование технологий электронной торговли актуально по следующим причинам:
■ стремительно расширяется номенклатура товаров и услуг, что обусловливает проблему их идентификации и строгого применения стандартов электронного документооборота;
Фото Алеси Касьян
Борис Паньшин,
профессор кафедры экономической информатики экономического факультета БГУ, доктор технических наук, профессор
■ резко увеличиваются объемы внутренней и внешней торговли и изменяются ее технологии, что сопровождается развитием связей между производителями
и потребителями продукции и различными организациями, обеспечивающими товарооборот как внутри страны, так и за рубежом;
■ интернет-технологии вовлекаются в формирование информационного общества и бизнеса;
■ в развитых странах растет благосостояние и занятость людей, и они, естественно, стремятся сократить временные издержки на выбор и покупку товаров.
Использование в торговле современных информационно-коммуникационных технологий, прежде всего Интернета, обеспечивает существенное сокращение расходов на проведение торговых операций и рационализацию экспортно-импортной деятельности.
Актуальность развития рынка услуг ЭТ обусловлена следующими факторами: ростом мировой торговли (с 2004 г. более чем на 7%), удвоением количества коммерческой информации каждые 20 месяцев, постоянным увеличением затрат на документооборот (7-15% от цены сделки).
ЭТ формирует общее впечатление о е-коммерции и экономике. Однако несмотря на