Научная статья на тему 'Правовое регулирование интернет-торговли'

Правовое регулирование интернет-торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1148
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овсейко Сергей

Статья представляет собой анализ правового статуса интернет-магазина и обзор законодательных требований, которым необходимо соответствовать, чтобы его открыть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of e-commerce

The article presents the analysis of the legal status of the Internet shop and the legislative requirements necessary for its creation and functioning.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование интернет-торговли»

Наконец, это решения, подстраивающиеся под любые мобильные программные платформы и устройства.

Усовершенствование менеджмента на всех уровнях управления экономикой и повышение конкурентоспособности последней связаны, в первую очередь, с использованием ИТ-услуг и их последовательной интеллектуализацией. Электронная торговля является перспективной отраслью в плане диверсификации бизнеса, она дает возможность резко повысить его эффективность за счет сокращения издержек и выхода на новые рынки.

Весьма значима подготовка кадров для ИТ-сектора, которая связана с контролем производства новых компетенций, знаний и технологий. Если ИТ не успевают за развитием бизнеса - они его тормозят, если бизнес не использует новые возможности, то он не будет эффективно развиваться.

Современные информационные технологии ввиду их постоянного инновационного совершенствования становятся близки по сложности к фундаментальным наукам, таким как физика и математика, поэтому для достижения эффективности применения перспективных ИТ-решений необходимо формирование под эгидой государства соответствующей структуры, ответственной за электронизацию бизнеса и его интеллектуализацию.

Литература

1. Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годыы // Министерство информатизации и связи Республики Беларусь. Электронный ресурс: www.mpt.gov.by/ new/modules/dep/índex.php?sub&íd=17.

2. Руководство Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Пер.на рус.яз. / Совместная публикация ОЭСР и Евростата. 3-е изд. - М., 2006. Электронный ресурс: http://www.csrs.ru/inform/oslo.htm.

3. Чинарьян Р. Типология инноваций. Электронный ресурс: http://salesgu.ru/tag/rukovodstvo-oslo.

4. Педоренко А. Гайки в космосе. Электронный ресурс: http:// www.allcio.ru/business/style/49271.html.

5. Business Process Management. Wíkípedía: The Free Encyclopedía. Электронный ресурс: www.wikipedia.org.

6. Хаммер М. Бизнес в XXI веке: повестка дня. Что необходимо сделать каждой компании, чтобы1 стать лидером рынка в текущем десятилетии. - М., 2005.

7. Информационные технологии. Газета «Коммерсант». Приложение. №185 (5216). Электронный ресурс: http://www. kommersant.ru/doc/2315035.

Правовое регулирование интернет-торговли

Единого нормативного правового акта, посвященного интернет-торговле, в нашей стране нет. Однако имеется специальное законодательство, основу которого составляют Правила осуществления розничной торговли по образцам, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 г. №31 (с изменениями, внесенными Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.03.2012 г. №291), но они регулируют не только электронную торговлю. Закон Республики Беларусь от 28.07.2003 г. «О торговле» понимает под «торговлей по образцам» оптовую, розничную торговлю с выбором товаров покупателем по образцам, по описаниям, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях и иных информационных источниках (ст. 11). Таким образом, интернет-торговля - ее частный случай, предусматривающий использование при поиске товара и (или) заключении сделки информационных ресурсов Интернета (электронных магазинов).

Статус интернет-магазина

Согласно Правилам №31 (п. 2), интернет-магазин - это сайт, содержащий информацию о товарах, продавце, позволяющий осуществить выбор, заказ или приобретение товара. Между тем понятие «сайт» в белорусском законодательстве не определено. Вместо него используется термин «информационный ресурс».

Наиболее близким гражданско-правовым понятием для описания сайта, используемого для ведения хозяйственной деятельности, является предприятие как имущественный комплекс. При этом сайт - не самостоятельное юридическое лицо, а, как и любой другой магазин, лишь определенная «площадка» (в данном случае виртуальная) для ознакомления с товаром и совершения покупок (не субъект права, а объект). Правда, в отличие от обычного магазина действия со стороны продавца осуществляют не его работники, а компьютерная программа. С юридической точки зрения это можно рассматривать как «продажу товара с использованием автомата» (ст. 468 Гражданского кодекса). Но, разумеется, стороной сделки является не сам «автомат», а его владелец (юридическое или физическое лицо).

Сайт может использоваться при ведении хозяйственной деятельности в разных сферах, в том числе для осуществления переводов и платежей, бронирования и приобретения билетов (транспорт, культурно-зрелищные мероприятия и др.), записи на прием, заказа книг в библиотеке (оказание услуг), интерактивных игр, торговли через интернет-магазин.

В последнем случае указание на «магазин» является не более чем метафорой, потому что под ним понимается специально оборудованное стационарное здание (или его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, под-

Сергей Овсейко,

первый проректор Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук

Электронная торговля

собными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

Активы сайта в значительной степени виртуальны, поскольку представлены информационными ресурсами, программным обеспечением, реже фирменным наименованием или товарным знаком и пр.

Помимо нематериальных в состав активов интернет-магазина могут входить и товарные запасы. Однако очень часто сайт является лишь информационным посредником (поисковой системой), позволяющим покупателю установить контакт с многочисленными продавцами (отдаленный аналог комиссионной торговли). Функции интернет-магазина в таком случае ограничиваются размещением рекламы либо описания товаров и (или) приемом заказов на их покупку.

Таким образом, правовой статус интернет-магазина можно определить как имущественный комплекс (предприятие), представленный различными, как правило, нематериальными активами, используемый для одной или нескольких целей: поиска покупателей, заключения сделок, оплаты и (или) доставки товара.

Создание торговой площадки в Интернете

Для интернет-магазина не требуется получения лицензии. Вместо этого предусмотрена процедура государственной регистрации в Торговом реестре Республики Беларусь, который ведет Минторг. При этом указывать данный вид деятельности в уставе организации торговли или свидетельстве о государственной регистрации ИП не нужно (п. 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г.).

Функционирование интернет-магазина возможно только после присвоения ему электронного адреса (доменного имени) в Сети. Для этого необходимо также определиться с аппаратными средствами: либо приобрести собственный сервер, либо арендовать часть дискового пространства на основании договора хостинга у провайдера (поставщика интернет-услуг). На последнего, а не на владельцев сайта, возложена ответственность за его регистрацию в республиканском унитарном предприятии по надзору за электросвязью «БелГИЭ». Кроме того, сервер, на котором размещается сайт, должен быть расположен на территории Беларуси.

Заметим, что, согласно п. 6 Правил №31, не допускается продажа по образцам вне торгового объекта изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, пиротехнических изделий, лекарственных и ветеринарных средств, биологически активных добавок к пище, оружия и патронов к нему.

Функционирование

Процесс покупки в интернет-магазине можно разбить на четыре этапа: реклама, заказ, оплата, доставка. Но не все сайты позволяют их осуществить: например, доставка через Интернет возможна только для «цифровых» товаров (аудио, видео, программное обеспечение и др.), поэтому четвертый этап, как правило, бывает «невиртуальным». Расплачиваются

покупатели по-прежнему в основном наличными (при доставке курьером), хотя государством предпринимаются меры по переводу интернет-магазинов на безналичные расчеты.

Реклама. Интернет-магазин, кроме данных о продавце, должен предоставить исчерпывающую информацию о товаре в соответствии с пп. 4 и 9 ст. 7 Закона «О защите прав потребителей». В противном случае покупатель вправе отказаться от приобретения продукции без возмещения расходов, связанных с ее доставкой (ч. 3 п. 1 ст. 16).

Заказ. В большинстве случаев заказ через интернет-магазин (в том числе оформляемый путем нажатия виртуальных клавиш «Купить», «В корзину» и др.) нельзя считать заключением сделки, поскольку нарушается целый ряд норм ГК о ее форме. Заключаться она чаще всего будет в момент выдачи покупателю товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, то есть непосредственно при доставке (ст. 463 ГК).

Согласно п. 14 Правил №31, при торговле по образцам договор может быть заключен путем составления документа, подписанного сторонами, либо путем передачи покупателем сообщения о намерении приобрести товар посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, а также в иной форме, не запрещенной законодательством. При этом в нем должны быть указаны:

■ наименование и место нахождения продавца, а если им является ИП - его фамилия, имя, отчество и место жительства;

■ ФИО покупателя или указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить товар, если его доставка осуществляется продавцом;

■ наименование товара, артикул (марка, модель), количество предметов, входящих в его комплект;

■ цена и условия оплаты;

■ вид услуги, срок ее выполнения и стоимость, если оказание услуги предусмотрено договором;

■ обязательства продавца и покупателя.

Данную информацию продавец обязан обработать и хранить с использованием вычислительной техники, размещенной на территории республики, в течение двух лет со дня продажи товара.

Расчет. В идеале интернет-магазин должен являться местом, где можно не только выбрать и заказать товар, но и оплатить его с помощью пластиковых карточек, электронных денег либо иным способом. В этом случае сделка будет считаться заключенной уже в момент оплаты.

В редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь №291 п. 15 Правил гласит, что при торговле по образцам через интернет-магазин продавец обязан предоставить покупателям возможность расчета за приобретаемый товар путем дистанционного перечисления денежных средств. Под последним понимаются оплата в наличной или безналичной форме посредством автоматизированной информационной системы «Расчет», мобильного и интернет-банкинга, с использованием банковских пластиковых карточек, через кассы банков и объектов почтовой связи, наложенным платежом при доставке товаров по почте, посредством иных платежей, которые обеспечивают поступление средств на расчетный счет продавца.

С июля 2012 г. Постановлением Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 06.07.2011 г. №924/16 введено требование к юридическим лицам и ИП при прода-

же товаров, выполнении работ, оказании услуг принимать наличные денежные средства и (или) банковские пластиковые карточки для расчетов на территории республики с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным кассовым оборудованием для обеспечения регистрации и некорректируемого учета принятых наличных денежных средств и печати платежного документа либо со средством контроля налоговых органов. Однако на осуществление разносной и развозной торговли данное требование не распространяется. Его можно рассматривать скорее как меру, направленную на защиту покупателя, поскольку, согласно ст. 463 ГК, «договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара».

Доставка. Вне зависимости от формы расчетов в подавляющем большинстве случаев (за исключением упомянутых выше «цифровых» товаров) доставка осуществляется курьерами. При этом также обычно завершается документальное оформление операции.

Постановлением №291 вводится требование размещения на сайте информации о документах, подтверждающих факт приобретения товара, которые продавец обязан выдавать покупателю вместе с товаром, их образцах и порядке их оформления. Закон Республики Беларусь от 09.01.2002 г. «О защите прав потребителей» (ст. 1) относит к их числу кассовый (товарный) чек либо квитанцию к приходному кассовому ордеру, квитанцию к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, инструкцию по эксплуатации, руководство пользователя, иной документ, содержащий сведения о наименовании товара, его стоимости и дате приобретения, продавце.

Электронная торговля (ЭТ) -составная часть современной электронной экономики (в литературе также встречаются названия е-есопоту, новая, информационная, сетевая, интеллектуальная экономика), в которой для обеспечения прироста общественного продукта и повышения производительности используются информационные и компьютерные технологии (ИКТ) [1].

Применение инструментов ЭТ стало возможным благодаря развитию Интернета, электронного документооборота, логистики и электронных платежных систем. Поэтому и под самим понятием постепенно начинают подразумевать общую форму оказания информационно-коммуникационных услуг в сфере торговли. ЭТ можно рассматривать как эффективное средство продаж продукции реального сектора экономики, инструмент для выработки продуктовой и ценовой стратегий предприятия. Она появилась на развитых рынках и на начальном этапе представляла собой, главным образом, продажу-покупку товаров и услуг по каталогам.

Среди положительных сторон ЭТ следует отметить возможность стандартизации и ускорения обработки заказов, оптимизацию транспортных схем, совершенствование контроля над поступлениями средств и оплатой продукции.

Использование технологий электронной торговли актуально по следующим причинам:

■ стремительно расширяется номенклатура товаров и услуг, что обусловливает проблему их идентификации и строгого применения стандартов электронного документооборота;

Фото Алеси Касьян

Борис Паньшин,

профессор кафедры экономической информатики экономического факультета БГУ, доктор технических наук, профессор

■ резко увеличиваются объемы внутренней и внешней торговли и изменяются ее технологии, что сопровождается развитием связей между производителями

и потребителями продукции и различными организациями, обеспечивающими товарооборот как внутри страны, так и за рубежом;

■ интернет-технологии вовлекаются в формирование информационного общества и бизнеса;

■ в развитых странах растет благосостояние и занятость людей, и они, естественно, стремятся сократить временные издержки на выбор и покупку товаров.

Использование в торговле современных информационно-коммуникационных технологий, прежде всего Интернета, обеспечивает существенное сокращение расходов на проведение торговых операций и рационализацию экспортно-импортной деятельности.

Актуальность развития рынка услуг ЭТ обусловлена следующими факторами: ростом мировой торговли (с 2004 г. более чем на 7%), удвоением количества коммерческой информации каждые 20 месяцев, постоянным увеличением затрат на документооборот (7-15% от цены сделки).

ЭТ формирует общее впечатление о е-коммерции и экономике. Однако несмотря на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.