Научная статья на тему 'Правовое регулирование Интернет- отношений: основные проблемы и практика реализации в России'

Правовое регулирование Интернет- отношений: основные проблемы и практика реализации в России Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
2244
215
Поделиться
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ПРАВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЕДИНЫЙ РЕЕСТР ЗАПРЕЩЕННЫХ САЙТОВ / АНТИПИРАТСКИЙ ЗАКОН / БЛОКИРОВКА САЙТОВ / INTERNET / LAW / LEGAL REGULATION / INTELLECTUAL PROPERTY / REGISTER OF BANNED SITES / ANTI / PIRACY LAW / BLOCKING WEBSITES

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Балашов Андрей Николаевич

В статье проводится анализ особенностей правового регулирования интернет-отношений. Приводятся категории интернет-отношений, регулирование которых осуществляется в рамках системы российского права. Особое внимание уделяется таким актуальным проблемам, как нарушение авторских прав и распространение запрещенного контента. Рассматриваются технологии ограничения доступа к интернет-ресурсам.The article analyzes the peculiarities of the legal regulation of online relationships. Categories of Internet relationships are given, regulation of which is carried out within the system of the Russian law. Particular attention is paid to such topical issues as copyright infringement, and the spread of inappropriate content. Restrictions of access to online resources are considered.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование Интернет- отношений: основные проблемы и практика реализации в России»

УДК: 340.1:004.77 001:10.12737/19387

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ- ОТНОШЕНИЙ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ

Балашов АН.1

В статье проводится анализ особенностей правового регулирования интернет-отношений. Приводятся категории интернет-отношений, регулирование которых осуществляется в рамках системы российского права. Особое внимание уделяется таким актуальным проблемам, как нарушение авторских прав и распространение запрещенного контента. Рассматриваются технологии ограничения доступа к интернет-ресурсам.

Ключевые слова: Интернет, право, правовое регулирование, интеллектуальная собственность, единый реестр запрещенных сайтов, антипиратский закон, блокировка сайтов

LEGAL REGULATION OF INTERNET RELATIONSHIPS: MAIN PROBLEMS AND PRACTICE IMPLEMENTATION IN RUSSIA

BALASHOV A. N. — Lecturer at the Department of Applied Informatics and Mathematics, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Orel branch (Russian Federation, Orel), e-mail: andrew3333@yandex.ru

The article analyzes the peculiarities of the legal regulation of online relationships. Categories of Internet relationships are given, regulation of which is carried out within the system of the Russian law. Particular attention is paid to such topical issues as copyright infringement, and the spread of inappropriate content. Restrictions of access to online resources are considered.

Keywords: Internet, law, legal regulation, intellectual property, register of banned sites, anti—piracy law, blocking websites.

Большинство исследователей солидарны в том, что человеческая цивилизация переходит к новому этапу своего развития — информационному обществу, которое характеризуется увеличением роли информации, знаний, информационных технологий в жизни общества, а также высокой скоростью коммуникационных процессов. Изменения происходят во всех сферах общественной жизни, приводя к появлению информационной экономики (ориентированной на высокие технологии), электронной демократии и электронного государства, электронных социальных сетей, сообществ и других явлений, присущих данному этапу общественного развития.

В основе деятельности членов информационного общества лежат информация, информационные ресурсы и информационные продукты, а само его существование основано на обращении к информации. В этой связи регулирование отношений, возникающих при обращении к информации (в том числе с использованием новых информационных технологий), становится одной из наиболее актуальных задач современного законодательства и права. При этом субъектом

Балашов Андрей Николаевич — преподаватель кафедры прикладной информатики и математики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, адрес: 302028, Россия, г. Орел, Б. Победы, 5а, e-mail: andrew3333@yandex.ru

таких правоотношений выступает не только человек, но и все многообразие акторов: государство, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и коммерческие организации.

Одним из определяющих факторов становления и развития информационного общества является распространение интернет-технологий. По данным Фонда Общественное Мнение доля активной российской аудитории сети Интернет в настоящее время составляет 55% (63,9 млн. человек)1 При этом годовой прирост интернет-пользователей, выходящих в Сеть ежедневно, составляет 7%.2 Эти и многие другие статистические данные свидетельствуют о том, что в России Интернет представляет собой самый массовый и оперативный источник информации и выступает средой взаимодействия большого количества пользователей. Это обусловлено особенностями Интернета по сравнению с традиционными средствами передачи информации. Среди них можно отметить такие особенности, как:

- доступность (широкая аудитория пользователей и возможность ее неограниченного расширения, трансграничное распространение информации);

- высокая скорость и оперативность предоставления информации, возможность распространения больших объёмов информации, не ограниченной эфирным временем, количеством печатных полос, сохранение контента на интернет-сайтах в течение долгого времени после их размещения;

- мультимедииность (предоставление информации в различной форме: текст, изображения, звук, видео и др.);

- практическое отсутствие предварительного контроля содержания информации (цензуры);

- интерактивность (взаимодействие с пользователями, обеспечение двусторонней коммуникации).

Одним из самых важных характеристик Интернета, обусловливающих его большое социально-политическое влияние, является интерактивность. Интернет-среда предоставляет пользователю возможность самому выступать и в качестве объекта, и в качестве субъекта коммуникации. Это стало возможным в результате формирования так называемых социальных медиа, основным преимуществом которых является создание контента самими пользователями Интернета. Сегодня наиболее посещаемые сайты Интернета - это блоги, социальные сети, сайты для размещения видеоконтента и другие сайты и порталы с пользовательским содержанием. По данным Вгапс!Апа1уйс8, число пользователей, открыто выражающих свою позицию публичными сообщениями в социальных медиа, в декабре 2015 года в России было около 37 млн. человек, при этом они генерировали 588 млн. сообщений в месяц.3 Перспектива развития Интернета такова, что в будущем весь контент будет полностью создаваться рядовыми пользователями Сети.

Затрагивая тему регулирования интернет-отношений4, следует остановиться на их особенностях. Во-первых, это неопределенность местоположения сторон. К примеру, подавляющее большинство сделок в сети Интернет осуществляется между лицами, физически

1Интернет в России: динамика проникновения. Осень 2015 // Фонд Общественное Мнение — URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12497 (Дата обращения: 12.04.2016)

2Там же.

Социальные сети в России, зима 2015-2016 Цифры, тренды, прогнозы // BrandAnalytics. — URL:http://br-

analytics.ru/blog/socialnye-seti-v-rossii-zima-2015-2016-cifry-trendy-prognozy/ (Дата обращения: 10.02.16) "Термин «интернет-отношения» достаточно распространен. Например, под «интернет-отношениями» Глушков A.B. понимает «...часть отношений в виртуальном пространстве (включая моральные, этические и иные), участники которых выступают как носители субъективных прав и обязанностей в Интернет» (Глушков A.B. Проблемы правового регулирования Интернет-отношений. Автореферат диссертации ... канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2007. — С.10)_

находящимися в разных странах с разным законодательством, что обусловливает возможные проблемы с применением права. Во-вторых, это сложность идентификации участников отношений. Глобальная Сеть дает возможность пользователю оставаться максимально анонимным. Это создает благоприятную среду для совершения противоправных действий. В-третьих, возникновение новых субъектов взаимоотношений между участниками Сети: операторов связи, провайдеров, международных организаций, отвечающих за развитие протоколов Интернета. В-четвертых, электронный характер документооборота в Сети. Специфика Интернета заключается в больших технических возможностях для совершения юридически значимых действий, чем это возможно по другим каналам связи.

В силу указанных особенностей, не все интернет-отношения регулируются при помощи государства. Как справедливо отмечает Е.С. Андрющенко, за годы его (Интернета) функционирования были выработаны и отлажены механизмы самоуправления, приспособленные к его особенностям.1 Эти механизмы являются более гибкими: они совершенствуются с развитием новых технологий и не привязаны к национальным границам. Поэтому для наибольшей эффективности регулирования интернет-отношений должно применяться негосударственное регулирование, осуществляемое самими участниками данных отношений. С расширением возможностей использования Интернета и круга использующих его лиц стало ясно, что Интернет не является и не может являться зоной, на которую право не распространяется. Действительно, поскольку скорость появления новых технологий значительно превышает скорость создания новых правовых механизмов, а архитектура Интернета экстерриториальна, не отражает государственное деление мира, возникают сложности регулирования отношений, складывающихся посредством Интернета.

Говоря о государственном регулировании, все исследователи данной сферы отношений подчеркивают одну из главных проблем: недостаточная проработка законодательной базы. Сложно назвать страну, где Интернет является предметом самостоятельного и детального правового регулирования. Не является исключением и Россия.

В наиболее общей форме основные положения регулирования сферы Интернета закреплены в Конституции Российской Федерации: Основной закон устанавливает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24). Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (ст. 29). Информация и связь находятся в ведении РФ (ст. 71).2 Реализация указанных прав может быть сопряжена с ограничениями, установленными законом и необходимыми в демократическом обществе для уважения прав и репутации других лиц, охраны государственной безопасности и общественного порядка, что также закреплено в Конституции РФ, а также в статье 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.3

Наряду с Конституцией РФ регулирование интернет-отношений происходит в рамках остальных отраслей права: гражданского (договоры, расчеты, сделки и др.), административного (законодательство о связи, информационная безопасность), уголовного права (неправомерный доступ к информации, распространение вредоносных программ) и других. В настоящее время активно развивается отдельная отрасль права - информационное право. Можно выделить

1Андрющенко Е.С. Интернет-отношения: государственное регулирование и самоуправление. Диссертация ... канд. юрид. наук. Саратов, —2010. — С.4

конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Правовая система Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_28399/ (Дата обращения: : 12.02.16)

3 Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 (с изменениями) // Правовая система Консультант Плюс. — 2016._

следующие категории интернет-отношений, регулирование которых осуществляется в рамках системы российского права:

- права граждан: персональные данные, тайна связи, свобода слова, защита прав потребителей;

- результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права, патентные права, домены;

- деятельность и ответственность интернет-провайдеров;

- электронная коммерция: электронная торговля, банкинг, платежные системы и др.;

- электронный документооборот: электронная подпись и электронные сделки;

-электронное государство, электронное правительство, электронные государственные и

муниципальные услуги;

- массовые коммуникации, сетевые СМИ, блогеры, социально опасная информация;

- компьютерные преступления: несанкционированный доступ, компьютерные вирусы, доступ к конфиденциальной информации;

- дистанционное обучение, телемедицина и др.

Правовое регулирование интернет-отношений в сфере интеллектуальной собственности является одной из актуальных проблем российского права. К основным способам нарушения авторских прав в Интернете относят незаконное копирование и распространение произведений, а также плагиат. В результате размещения произведений в Сети и предоставления к ним открытого доступа без разрешения автора, его наследников или иных правообладателей, объем продаж его экземпляров на рынке снижается, в результате чего автор недополучает значительную часть вознаграждения. Количество подобных нарушений прав авторов в Интернете очень велико. Россия входит в число самых активных стран по количеству загрузок пиратского контента, что объясняется большим количеством интернет-пользователей.

С 2013 года в России действует так называемый «антипиратский» закон1, направленный на борьбу с распространением пиратского контента путем блокировки сайтов, содержащих такой контент. 1 мая 2015 года вступили в силу новые положения этого закона: появилась возможность досудебного урегулирования споров между правообладателями и владельцами сайтов, стала возможна бессрочная блокировка сайта-нарушителя, а также расширился перечень объектов авторских прав, которые попали под защиту.

Наряду с проблемой распространения пиратского контента, законодательно установлен запрет на информацию, которая наносит вред обществу, прежде всего подрастающему поколению. Для блокировки сайтов-нарушителей Правительством РФ организовано ведение Единого реестра запрещенных сайтов2, содержащего адреса ресурсов, на которых размещена информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Получить данные о нахождении в реестре интернет-ресурса можно на сайте eais.rkn.gov.ru. Реестр был создан в соответствии с Федеральным законом №139-Ф3 от 28.07.2012, которым была внесена статья в Федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», устанавливающая, в частности, основания для включения сайтов в список запрещённых. Досудебное закрытие сайтов возможно после решения федерального органа при наличии определенной информации (например, об изготовлении или получении наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров, информации о способах совершения суицида, а также призывов к его

1 Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 187-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях».

2 Полное название «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет»_

совершению и др.).1 Также подлежат закрытию ресурсы, содержащие информацию, распространение которой запрещено решением суда (экстремистские материалы, онлайн-казино, торговля поддельными дипломами и т.д.).

Наряду с этим особый интерес представляет Федеральный закон от 29.12.2010 №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»2. Данный законопроект еще на стадии обсуждения стал предметом многочисленных дискуссий. Многие посчитали такое регулирование Интернета прямым противоречием Конституции России, дающей право на свободное получение информации и запрещающей цензуру. Хотя такое мнение представляется неверным если понимать основные функции таких законопроектов. Сегодня те или иные ограничения в сети Интернет вводят фактически все государства. Например, в таких странах, как США, Франция, Германия, Великобритания, производство и хранение запрещенного контента карается уголовным преследованием. И интернет-провайдеры обязаны сообщать властям о таком контенте.

Как отмечают многие исследователи, современные технологии ограничения доступа к интернет-ресурсам не обеспечивают полной блокировки нежелательного контента. Ни одна из систем контроля и цензуры не оказывается достаточно эффективной. Многие ресурсы продолжают успешно работать и после блокировки, принося доход своим владельцам. Существуют разнообразные средства обхода блокировок, которые постоянно совершенствуются. Простой интернет-пользователь без труда сможет найти в Сети понятные инструкции для доступа к заблокированным сайтам. Наиболее популярными средствами обхода блокировок остаются специальные прокси-серверы, различные дополнения для браузеров, приложения для компьютеров и смартфонов.

Сама структура сети Интернет не позволяет установить над ней полный контроль. Поэтому научным и экспертным сообществом предлагаются и иные пути урегулирования указанных проблем. Например, в сфере нарушений авторских прав предлагается «... создать ситуацию, когда основным распространителям пиратской продукции ... и правообладателям выгодно блюсти интересы друг друга, извлекая из этого общий доход»3. Иными словами, предлагается размещать контент на платной основе и распределять полученную прибыль между правообладателями и владельцами интернет-ресуров.

На наш взгляд, данную меру трудно реализовать, так как она встретит сопротивление пользователей Сети и поиск новых путей ее обхода. По результатам опроса, проведенного Фондом Общественное Мнение, только 22% опрошенных уверены, что пользователи Сети должны платить за потребляемый контент, тогда как 52% придерживаются противоположного мнения. Среди тех, кто считает, что пользователь не обязан платить за чтение, прослушивание или просмотр произведений в Интернете, выделяются низкодоходные группы.4

В области распространения нежелательной и социально опасной информации альтернатив блокировкам пока нет. Можно осуждать попытки создания ограничении" в интернет-пространстве, считая их недемократическими. Вместе с тем при отсутствии четких правовых критериев

1 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // Правовая система Консультант Плюс.

Федеральный закон от 29.12.2010 №436-Ф3 (ред. от 29.06.2015) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Правовая система Консультант Плюс.

3 Гребенькова Л.А. Блокировка сайтов как метод борьбы с нарушением авторских и смежных прав в Интернете // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия История и право. №4, — 2014. — С.71

4 Интернет: авторское право или открытый доступ?//Фонд Общественное мнение. — URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12503 (Дата обращения: : 14.02.2016)_

регулирования Сети эти усилия остаются для властных структур современных стран единственной возможностью защитить свою информационную безопасность.

Итак, обобщим некоторые векторы в развитии регулирования Интернета.

Во-первых, в будущем необходима системная разработка специального законодательства в сфере интернет-отношений на национальном уровне. Ни одна отрасль права не может регулировать в полной мере интернет-отношения, поскольку они очень специфичны и имеют свою особую терминологию. Процесс разработки такого законодательства должен проходить качественно и профессионально. Участниками данного процесса должны стать не только органы государственной власти, но и негосударственные общественные объединения пользователей и операторов Интернета. Главный вопрос в том, каким образом соблюсти баланс между свободой Интернета, защитой прав пользователей и обеспечением национальной безопасности России.

Во-вторых, применение локальных правовых норм к интернет-отношениям без учета и связи с законодательством других стран окажется неэффективным. Поэтому требуется большое внимание к международному уровню правового регулирования отношений в этой сфере. Предпринимаемые шаги по регулированию Интернета в России должны коррелировать с соответствующими принципами и нормами международного права. В настоящее время Россия осмысливает правовые проблемы, которые существуют в развивающемся информационном обществе и закрепляет систему юридических отношений в разрабатываемом законодательстве.

В-третьих, большое значение будут иметь специальные институты в сфере регулирования интернет-отношений, в том числе консультативные институты, которые должны принимать активное участие в формировании интернет-политики государства. Опыт зарубежных стран показывает эффективность функционирования таких институтов.

Таким образом, затронув только некоторые проблемы правового регулирования интернет-отношений можно сделать вывод об особой важности данной темы в условиях становления информационного общества. Эффективное правовое регулирование интернет-отношений в значительной степени способствует экономическому, социальному и политическому развитию России.

Библиография/References:

1. Андрющенко Е.С. Интернет-отношения: государственное регулирование и самоуправление. Дисс.... канд. юрид. наук. - Саратов, 2010.

2. Глушков A.B. Проблемы правового регулирования Интернет-отношений. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2007.

3. Гребенькова J1.A. Блокировка сайтов как метод борьбы с нарушением авторских и смежных прав в Интернете II Известия Юго-Западного государственного университета. Серия История и право. 2014.-№ 4.

1. Andriushchenko, E.S. (2010) Internet—otnosheniia: gosudarstvennoe regulirovanie i samoupravlenie. [Internet relationships: government regulation and self-management] Diss. ... kand. iurid. nauk. - Saratov. (In Russ.)

2. Glushkov, A.V. (2007) Problemy pravovogo regulirovaniia Internet-otnoshenii. [Problems of legal regulation of the Internet relationship] Avtoref. Diss.... kand. iurid. nauk. - SPb. (In Russ.)

3. Greben'kova, L.A. (2014) Blokirovka saitov kak metod bor'by s narusheniem avtorskikh i smezhnykh prav v Internete [Blocking sites as a method of dealing with the violation of copyright and related rights on the Internet] II Izvestiia lugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia Istoriia i pravo. - № 4. (In Russ.)