Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА УПРОЩЕННОГО ПОРЯДКА ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА УПРОЩЕННОГО ПОРЯДКА ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / УПРОЩЁННЫЙ ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА / ГРАЖДАНИН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курлышев Андрей Олегович, Яковлев Дмитрий Гамлетович

Статья посвящена исследованию правового регулирования института упрощённого порядка приобретения гражданства Российской Федерации, задачами исследования являлись оценка динамики изменений правового регулирования, выявлению сложившейся системы правового регулирования названного института, выявление проблем и путей их решения. Правовое регулирование рассматриваемого института осуществляется на международном уровне, уровне Федерального закона и Указа Президента РФ, делается вывод о наличии дублирующей системы регулирования, приводятся плюсы и минусы такого подхода к определению категорий лиц, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке. Рассматриваются некоторые проблемы упрощённого порядка приобретения гражданства Российской Федерации и перспективы их решения: заключение фиктивных браков для обхода общего срока проживания на территории Российской Федерации, невостребованность некоторых категорий и отсутствие у них реальной связи с государством. Рассматривается и оценивается тенденция законодателя по пересмотру действующих норм, касающихся категорий лиц, обладающих правом на прием в гражданство в упрощенном порядке, а также возможные варианты их изменений. Оценка дается по критерию понимания гражданства, как устойчивой связи лица и государства, сформулированному Конституционным Судом РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF INSTITUTE OF SIMPLIFIED PROCEDURE ACQUISITION OF CITIZENSHIP OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the study of the legal regulation of the institute of the simplified procedure for acquiring citizenship of the Russian Federation, the objectives of the study were to assess the dynamics of changes in legal regulation, to identify the existing system of legal regulation of the named institute, to identify problems and ways to solve them. The legal regulation of the institution in question is carried out at the international level, at the level of federal law and decree of the President of the Russian Federation, it is concluded that there is a duplicate regulatory system, the pros and cons of such an approach to determining categories of persons eligible for admission to citizenship of the Russian Federation in a simplified manner are given. Some problems of the simplified procedure for acquiring citizenship of the Russian Federation and the prospects for their solution are considered: the conclusion of fictitious marriages to circumvent the general period of residence on the territory of the Russian Federation, the lack of demand for some categories and their lack of a real connection with the state. The tendency of the legislator to revise the current norms concerning categories of persons entitled to citizenship in a simplified manner, as well as possible options for their changes, is considered and evaluated. The assessment is given according to the criterion of understanding citizenship as a stable connection between a person and the state, formulated by the Constitutional Court of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА УПРОЩЕННОГО ПОРЯДКА ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_12_94 УДК 342.71

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА УПРОЩЕННОГО ПОРЯДКА ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Legal regulation of the institute of the simplified procedure for acquiring citizenship of the Russian Federation

КУРЛЫШЕВ Андрей Олегович,

магистрант Юридической школы Дальневосточного федерального университета. 690922, Россия, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. E-mail: kurlyshev.ao@students.dvfu.ru;

ЯКОВЛЕВ Дмитрий Гамлетович,

магистрант Юридической школы Дальневосточного федерального университета. 690922, Россия, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. E-mail: iakovlev.dg@students.dvfu.ru;

Kurlyshev Andrey Olegovich,

Magistracy student, Law School, Far Eastern Federal University. 690922, Russia, Vladivostok, Sukhanova str., 8. E-mail: kurlyshev.ao@students.dvfu.ru;

Yakovlev Dmitry Gamletovich,

Magistracy student, Law School, Far Eastern Federal University. 690922, Russia, Vladivostok, Sukhanova str., 8. E-mail: iakovlev.dg@students.dvfu.ru

Краткая аннотация. Статья посвящена исследованию правового регулирования института упрощённого порядка приобретения гражданства Российской Федерации, задачами исследования являлись оценка динамики изменений правового регулирования, выявлению сложившейся системы правового регулирования названного института, выявление проблем и путей их решения. Правовое регулирование рассматриваемого института осуществляется на международном уровне, уровне Федерального закона и Указа Президента РФ, делается вывод о наличии дублирующей системы регулирования, приводятся плюсы и минусы такого подхода к определению категорий лиц, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке. Рассматриваются некоторые проблемы упрощённого порядка приобретения гражданства Российской Федерации и перспективы их решения: заключение фиктивных браков для обхода общего срока проживания на территории Российской Федерации, невостребованность некоторых категорий и отсутствие у них реальной связи с государством. Рассматривается и оценивается тенденция законодателя по пересмотру действующих норм, касающихся категорий лиц, обладающих правом на прием в гражданство в упрощенном порядке, а также возможные варианты их изменений. Оценка дается по критерию понимания гражданства, как устойчивой связи лица и государства, сформулированному Конституционным Судом РФ.

Abstract. The article is devoted to the study of the legal regulation of the institute of the simplified procedure for acquiring citizenship of the Russian Federation, the objectives of the study were to assess the dynamics of changes in legal regulation, to identify the existing system of legal regulation of the named institute, to identify problems and ways to solve them. The legal regulation of the institution in question is carried out at the international level, at the level of federal law and decree of the President of the Russian Federation, it is concluded that there is a duplicate regulatory system, the pros and cons of such an approach to determining categories of persons eligible for admission to citizenship of the Russian Federation in a simplified manner are given. Some problems of the simplified procedure for acquiring citizenship of the Russian Federation and the prospects for their solution are considered: the conclusion of fictitious marriages to circumvent the general period of residence on the territory of the Russian Federation, the lack of demand for some categories and their lack of a real connection with the state. The tendency of the legislator to revise the current norms concerning categories of persons entitled to citizenship in a simplified manner, as well as possible options for their changes, is considered and evaluated. The assessment is given according to the criterion of understanding citizenship as a stable connection between a person and the state, formulated by the Constitutional Court of the Russian Federation.

Ключевые слова. Гражданство Российской Федерации, упрощённый порядок приобретения гражданства, гражданин Российской Федерации, иностранные граждане, Президент Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации.

Keywords. Citizenship of the Russian Federation, simplified procedure for acquiring citizenship, citizen of the Russian Federation, foreign citizens, President of the Russian Federation, Decree of the President of the Russian Federation, Constitutional Court of the Russian Federation.

Для цитирования: Курлышев А.О., Яковлев Д.Г. Правовое регулирование института упрощенного порядка приобретения гражданства Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2022. № 12(216). С. 94-96. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_94.

For citation: Kurlyshev A.O., Yakovlev D.G. Legal regulation of the institute of the simplified procedure for acquiring citizenship of the Russian Federation // Agrarian and Land Law. 2022. No. 12(216). pp. 94-96. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_94.

Статья поступила в редакцию: 21.12.2022

Актуальность совершенствования института упрощенного порядка приобретения гражданства РФ основывается на целях, поставленных в Концепции миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы [1]: повышение социально-экономического развития России и качества жизни ее населения, обеспечение безопасности государства, демографическое развитие, поддержание межнационального и межрелигиозного мира и иное.

Упрощенный порядок приобретения гражданства РФ — это облегченная процедура приобретения гражданства РФ иностранными гражданами и апатридами, без соблюдения требований для приобретения гражданства РФ на общих основаниях, в зависимости от имеющихся у данных лиц жизненных обстоятельств, которые учитываются государством, как юридически значимые [2, с. 25]. Рассмотрев изменения Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» за последние несколько лет [3], можно выделить тенденцию законодателя увеличивать перечень лиц, обладающих правом обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке.

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

Так, только в 2020 году было внесено несколько изменений в статью 14 [4], после которых право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке получили иностранец или апатрид, временно или постоянно проживающие на территории Российской Федерации, если они состоят в браке с гражданином РФ, проживающим на территории Российской Федерации, и имеют в браке общих детей или же имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ и проживающего на территории Российской Федерации.

Кроме того, Президент РФ обладает полномочием в гуманитарных целях определять категории иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке, к примеру, Указ Президента РФ от 24 апреля 2019 г. № 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» [5] давал право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке гражданам Украины, Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики и лицам без гражданства, постоянно проживающим на этих территориях. К слову, когда в 2022 году указанные территории стали частью Российской Федерации - в соответствии со ст. 5 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 № 5 «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики» [6], был применен институт оптации. Со дня принятия в РФ ДНР и образования в составе РФ нового субъекта граждане ДНР, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на этот день на территории ДНР или ранее постоянно проживавшие на указанной территории и выехавшие из ДНР в РФ, в т. ч. через территории третьих государств, а также их несовершеннолетние дети приобретают гражданство РФ в результате признания их гражданами РФ при условии принесения Присяги гражданина РФ. Аналогичные нормы имеются в Федеральных конституционных законах, посвящённых трём другим территориям.

Также перечень дополняется Указом Президента РФ от 29 апреля 2019 г. № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» [7], к примеру, предоставляется право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ лицам без гражданства, родившимся и постоянно проживавшим на территориях Республики Крым и г. Севастополя, выехавшим за пределы указанных территорий до 18 марта 2014 г., а также их детям, в том числе усыновленным (удочеренным), супругам и родителям. Примечательно, что в обоих указах утвержден иной пакет необходимых документов, представляющихся вместе с заявлением.

На практике выходит, что Президентом РФ могут устанавливаться категории лиц, которые полностью или частично уже отнесены законом к лицам, имеющим право в упрощенном порядке получить гражданство РФ, однако правила приема для них будут иными. Мы можем наблюдать, что создается дублирующая система подзаконного регулирования приема в гражданство РФ, что, с одной стороны, может привести к затруднению применения и правильного понимания норм и огромному потоку лиц по приёму в гражданство, с другой стороны, такая система более мобильна, позволяет предоставлять права на прием в гражданство в условиях быстроменяющейся геополитической обстановки, что, на наш взгляд, перевешивает минусы и как показала политическая ситуация в 2022 году, способна оперативно решать задачи, связанные с защитой суверенитета и целостности России.

Помимо закона о гражданстве и указов Президента РФ категории лиц, имеющих право приобрести гражданство РФ в упрощенном порядке, устанавливают международные договоры, к примеру Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства (Москва, 26 февраля 1999 г.) [8].

Можно констатировать: правовое регулирование приема в гражданство РФ в упрощенном порядке представляет собой трёхуровневую систему, состоящую из международных договоров, федерального законодательства и указов Президента.

Вышеупомянутый Федеральный закон несмотря на изменения подвергается критике после использования статистического метода, использованного в исследовании Никитиной Е.Е.: «Совершенно не работают нормы п. «ж», «з» и «и» части 2 ст. 14 закона о гражданстве, введенные (вместе с нормами п. «е» ч. 2 указанной статьи) с целью оказать влияние на качество миграционного потока и повысить инвестиционную привлекательность Российской Федерации. За все время действия указанных норм не было принято ни одного лица по указанным основаниям. И только в 2018 г. (за первую половину) было принято 20 человек на основании п. «и» ч. 2 ст. 14 Закона о гражданстве (квалифицированные специалисты)» [9, с. 33]. Пункт «б» также можно подвергнуть критике, потому что такое положение (состояние не менее трех лет в браке с гражданином РФ, проживающим на территории Российской Федерации) порождает фиктивные браки иностранных граждан и граждан РФ, направленных лишь на получение гражданства в обход общего порядка и пятилетнего срока проживания. Согласно статистике, публикуемой Министерством внутренних дел РФ, число лиц, в отношении которых принято решение о приобретении гражданства Российской Федерации за 2021 год - 735 385, а за 2020 - 656 347 [10], что говорит об активнейшей политике приема в гражданство РФ, однако, к сожалению, отчеты статистики последних лет не указывают количество лиц, получивших гражданство по отдельным основаниям, указанных в нормативно-правовых актах.

Государственной Думой РФ 05.04.2022 был принят в первом чтении законопроект № 49269-8 [11], вносящий изменения в рассматриваемый федеральный закон, он решает некоторые из поднятых проблем, а именно исключил категорию лиц, имеющую право на упрощенное приобретение гражданства РФ - инвесторов и квалифицированных специалистов, соответствующие положения закона о гражданстве не были востребованы на практике и не подразумевают наличие у иностранного гражданина реальной связи с Российской Федерацией. Предлагается изменить пункт «б» ч. 2 ст. 14, право приобретения гражданства РФ в упрощенном порядке предоставляется для супругов, имеющих общего ребенка, что искоренит практику фиктивных браков с иностранными гражданами.

На наш взгляд, такие изменения полезны, поскольку соответствуют пониманию гражданства в том смысле, в каком его понимал Кон

ституционный Суд РФ в Постановлении от 4 октября 2016 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в связи с жалобой А.Г. Оленева" [12], т.е. в рамках наличия подлинной и реальной связи с территорией, выражения явного стремления лица к установлению такой связи, территориального происхождения, а не формальной связи.

Библиогра фия:

1. Указ Президента РФ "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы" от 31 октября 2018 г. N 622 [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/701SS244/ (дата обращения: 18.12.2022)

2. Воронина Н. А. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке: проблемы и перспективы / Н. А. Воронина // Международный журнал конституционного и государственного права. 2020. № 1. С. 24-2S.

3. Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/184539/ (дата обращения: 18.12.2022)

4. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства" от 24 апреля 2020 г. N 134-ФЗ [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/73946435/ (дата обращения: 18.12.2022)

6. Указ Президента РФ "Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство

Российской Федерации в упрощенном порядке" от 24 апреля 2019 г. N 183 [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/72229888/ (дата обращения: 18.12.2022)

6. Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики" от 04.10.2022 N б-ФКЗ [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_428188/ (дата обращения: 18.12.2022)

7. Указ Президента РФ "Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке" от 29 апреля 2019 г. N 187 [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/72236792/ (дата обращения: 18.12.2022)

5. Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства (Москва, 26 февраля 1999 г.) [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/1155105/ (дата обращения: 17.12.2022)

9. Никитина Е. Е. Законодательство о гражданстве и совершенствование миграционной политики Российской Федерации/ Е. Е. Никитина // Журнал российского права. 2019. №7. С. Э0-42.

10. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - декабрь 2021 года: сайт МВД РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/migracionnaya/ (дата обращения: 17.12.2022).

11. Законопроект "О гражданстве Российской Федерации" № 49269-8 [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/49269-8 (дата обращения: 17.12.2022).

12. Постановление Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в связи с жалобой А.Г. Оленева" от 04.10.2016 N 18-П [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_205491/ (дата обращения: 16.12.2022).

References:

1. Ukaz Prezidenta RF "O Koncepcii gosudarstvennoj migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii na 2019 - 2026 gody" ot Э1 oktjabrja 201S g. N 622 [Jelektronnyj resurs] URL: https://base.garant.ru/701SS244/ (data obrashhenija: 1S.12.2022)

2. Voronina N. A. Priem v grazhdanstvo Rossijskoj Federacii v uproshhennom porjadke: problemy i perspektivy // Mezhdunarodnyj zhurnal konstitucionnogo i gosudarstvennogo prava. 2020. № 1. S. 25.

3. Federal'nyj zakon "O grazhdanstve Rossijskoj Federacii" ot Э1 maja 2002 g. N 62-FZ [Jelektronnyj resurs] URL: https://base.garant.ru/1S4бЭ9/ (data obrashhenija: 1S.12.2022)

4. Federal'nyj zakon "O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "O grazhdanstve Rossijskoj Federacii" v chasti uproshhenija procedury priema v grazhdanstvo Rossijskoj Federacii inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva" ot 24 aprelja 2020 g. N ^4-FZ [Jelektronnyj resurs] URL: https://base.garant.ru/7Э9464Эб/ (data obrashhenija: 1S.12.2022)

6. Ukaz Prezidenta RF "Ob opredelenii v gumanitarnyh celjah kategorij lic, imejushhih pravo obratitsja s zajavlenijami o prieme v grazhdanstvo Rossijskoj Federacii v uproshhennom porjadke" ot 24 aprelja 2019 g. N ^Э [Jelektronnyj resurs] URL: https://base.garant.ru/72229SSS/ (data obrashhenija: 1S.12.2022)

6. Federal'nyj konstitucionnyj zakon "O prinjatii v Rossijskuju Federaciju Doneckoj Narodnoj Respubliki i obrazovanii v sostave Rossijskoj Federacii novogo sub#ekta - Doneckoj Narodnoj Respubliki" ot 04.10.2022 N 6-FKZ [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42S1SS/ (data obrashhenija: 1 S.12.2022)

7. Ukaz Prezidenta RF "Ob otdel'nyh kategorijah inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva, imejushhih pravo obratit'sja s zajavlenijami o prieme v grazhdanstvo Rossijskoj Federacii v uproshhennom porjadke" ot 29 aprelja 2019 g. N 1S7 [Jelektronnyj resurs] URL: https://base.garant.ru/722Э6792/ (data obrashhenija: 1 S.12.2022)

5. Soglashenie mezhdu Respublikoj Belarus', Respublikoj Kazahstan, Kyrgyzskoj Respublikoj i Rossijskoj Federaciej ob uproshhennom porjadke priobretenija grazhdanstva (Moskva, 26 fevralja 1999 g.) [Jelektronnyj resurs] URL: https://base.garant.ru/1166106/ (data obrashhenija: 17.12.2022)

9. Nikitina E.E. Zakonodatel'stvo o grazhdanstve i sovershenstvovanie migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii // Zhurnal rossijskogo prava. 2019. №7. S.

ЭЭ.

10. Svodka osnovnyh pokazatelej dejatel'nosti po migracionnoj situacii v Rossijskoj Federacii za janvar' - dekabr' 2021 goda: sajt MVD RF. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://мвд.рф/dejateInost/statistics/migracionnaya/ (data obrashhenija: 17.12.2022).

11. Zakonoproekt "O grazhdanstve Rossijskoj Federacii" № 49269-S [Jelektronnyj resurs]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/49269-S (data obrashhenija:

17.12.2022).

12. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF "Po delu o proverke konstitucionnosti chasti 1 stat'i 4 Federal'nogo konstitucionnogo zakona "O prinjatii v Rossijskuju Federaciju Respubliki Krym i obrazovanii v sostave Rossijskoj Federacii novyh sub#ektov - Respubliki Krym i goroda federal'nogo znachenija Sevastopolja" v svjazi s zhaloboj A.G. Oleneva" ot 04.10.2016 N 1S-P [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_206491/ (data obrashhenija: 16.12.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.