Научная статья на тему 'Правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности в Российской Федерации'

Правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1896
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ИНТЕРНЕТ / ПРАВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рустамов П.А.

В данной статье автор рассматривает вопрос правового регулирования информационного обеспечения предпринимательской деятельности в Российской Федерации в условиях всеобщей глобализации. Рассматриваются различные механизмы, инструменты и доступные для предпринимателей ресурсы. Исследование данного вопроса представляется актуальным в силу того, что современное общество находится в переходной стадии своего развития, информация является неотъемлемым институтом жизнедеятельности общества и человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности в Российской Федерации»

Правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Рустамов Павел Анварович,

магистрант кафедры компьютерного права и информационной безопасности Высшей школы государственного аудита (факультет), Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, pavel.rustamov@inbox.ru

В данной статье автор рассматривает вопрос правового регулирования информационного обеспечения предпринимательской деятельности в Российской Федерации в условиях всеобщей глобализации. Рассматриваются различные механизмы, инструменты и доступные для предпринимателей ресурсы. Исследование данного вопроса представляется актуальным в силу того, что современное общество находится в переходной стадии своего развития, информация является неотъемлемым институтом жизнедеятельности общества и человека. Ключевые слова: предприниматель, интернет, право, регулирование, предпринимательская деятельность.

X 2 о

о см о

О!

В настоящее время одним из важнейших элементов ведения предпринимательской деятельности является информационное обеспечение управления.

В общественной жизни информационное право выступает как: отрасль правовой науки, отрасль права и учебная дисциплина. Как совокупность юридических норм информационное право предполагает соответствующее поведение.

Наука информационного права изучает нормы информационного права, систематизирует и классифицирует их, соединяет в правовые институты, показывает эффективность информационного законодательства и особенности его практического применения. Информационное право складывалось в разных областях информационной деятельности. Его необходимо рассматривать как систему представлений и взглядов о государственно-правовом содержании явлений и процессов.

Наука информационного права изучает следующие правовые проблемы: сущность информационной деятельности; организация информационной деятельности в разных сферах государственной деятельности; методы и формы осуществления информационной деятельности; статус субъектов информационного права и др. Информационное право, как наука начало развиваться в 70-х годах XX века. Одной из первых значительных работ в сфере информационного права является труд А.Б. Венгерова «Право и информация в условиях автоматизации» (1978 г).

Обусловлено это тем, что современное общество является информационным. Залогом успешного и прибыльного развития бизнеса является оптимальное и комплексное обеспечение современными информационными ресурсами. Глобальную часть информационных ресурсов в современном мире представляет сеть интернет, облачные сервисы, программное обеспечение.

Для малого предпринимательства информационные ресурсы имеют наибольшую значимость, так как на сегодня конкуренция среди субъектов малого предпринимательства очень высока, а оптимально подобранное информационное обеспечение станет одним из важных преимуществ в

эффективном ведении бизнеса на экономическом рынке.

Очень важно то, на сколько быстро, своевременно и наименее трудозатратно предприятие получает необходимую для развития ему информацию. Данная информация может включать в себя следующее:

- нововведения в законодательстве и в общем актуальные нормативно-правовые документы;

- мониторинг рынков цен конкурентов, поставщиков;

- системы поддержки со стороны государства, необходимая информация госструктур;

- социально-экономическая информация;

- новости научно-технического прогресса в разных областях;

- современная обстановка в сфере экономики и бизнеса и др.

Несмотря на все вышеперечисленное, предпринимательство в настоящий момент развиваются и находятся на стадии пикового роста. Никакие внешние факторы не помешали данному слою экономки России следовать своему курсу развития [1].

Если проанализировать тип информации, которая для предпринимателя является наиболее актуальной, то на первом месте будет стоять нормативно-правовая информация, а после уже - официальная.

Именно поэтому необходимо совершенствование и нормативное регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности. Необходимо создание и совершенствование правовых ресурсов, позволяющим предпринимателем в режиме онлайн получать доступ к необходимо информации [2].

Субъекты информационного права - это юридические и физические лица, органы местного самоуправления и государственной власти, являющиеся участниками гражданско-правовых и публично-правовых отношений в информационной сфере. Субъекты информационного права обладают правовым статусом, включающим информационную право- и дееспособность.

Правовой статус определяется информационной правосубъектностью, правами, обязанностями, ответственностью субъектов, гарантиями реализации своих прав. Субъект информационных общественных отношений - это организация или физическое лицо, выступающее участником информационных отношений и наделенное конкретными правами и обязанностями, способный их ре-ализовывать в информационной сфере.

Таким образом, мы рассмотрели наиболее актуальные и современные ресурсы для информационного обеспечения малого предпринимательства в Российской Федерации. Можно отметить, что стремительное развитие информационных технологий и их внедрение в малом предпринимательстве, в настоящее время представляют собой главный источник информационного обеспечения малого бизнеса.

Однако необходимо отметить, что доступ к информации должен быть урегулирован. Необходи-

ма разработка регламентов использования информационных ресурсов предпринимателями. Создание общей базы информационных источников, регистрация предпринимателей-пользователей ресурсов, информирование общества о возможности пользованием такими ресурсами.

Кроме того, считаем необходимым предусмотреть возможность внесения информации в каталог самими предпринимателями в рамках оговоренных параметров и допустимости.

Законодательство - это тот рычаг, который поможет сделать информационное обеспечение предпринимателей более совершенным и своевременным. Организация экономического пласта предпринимателей будет более эффективна и действенна при наличии четкой регламентации и механизмов контроля.

Доступ к информационным ресурсам для предпринимателей должен обеспечиваться посредством регистрации предпринимателя на портале. При это необходимо подтверждения разрешения занятия предпринимательской деятельностью. При регистрации законодатель может запросить сведения о государственной регистрации предпринимателе или любые другие юридические сведения.

Полная регламентация и контроль поступающей и исходящей из ресурсов информации позволит избежать хакерских атак, вредоносных программ и искажения информации на порталах.

Обладателем информации является лицо, создавшее информацию самостоятельно либо получившее право ограничивать или разрешать доступ к информации, обозначенной по определенным признакам на основании договора или закона (ст. 2) [3].

Нормативную базу информационного права составили Конституция Российской Федерации, законодательные, нормативные правовые акты РФ, регулирующие разные стороны информационной сферы. Теоретическую основу информационного права составили теория права, общесоциологические и философские науки, работы зарубежных и отечественных юристов.

Защита информации в организации - это комплекс защитных мероприятий и разработанная стратегия, которые сгруппированы в правовую защиту информации, организационную и инженерно-техническую защиту.

Правовой комплекс защиты интересов организации включает: законодательные нормы и акты по защите информации разного назначения и видов: коммерческие сведения, персональные данные, данные ограниченные в распространении; специальные положения регулирования вопросов обращения информации, которые заложены в р уставные документы и внутренние регламенты Д организации; механизмы защиты прав на объекты Ч интеллектуальной собственности , которые уста- С навливаются патентным и авторским законода- А тельством. Н

Методологическую основу информационного у права составляют следующие методы: сравни- А

Н

2

9

о сч

0

01

тельно-правовой, исторический, формально-юридический, логический, кибернетический и др. Информационное право определяет конкретные пути улучшения и оптимизации механизма информационной деятельности и всей информационной сферы.

К особой группе субъектов информационного права принадлежат юридические и физические лица, занимающиеся сбором информации и ее обработкой профессионально, а также разного рода информационные посредники (провайдеры и операторы телекоммуникационной системы), оказывающие услуги по передаче информации, которая предоставлена другим лицом, или по обеспечению доступа или хранению информации.

Информационными посредниками могут выступать как физические, так и юридические лица. Информационная правоспособность и информационная дееспособность Информационная правоспособность физического лица определяет способность данного лица иметь информационные права и обязанности. Любой гражданин, вне зависимости от происхождения, возраста, пола, национальности, расовой принадлежности и вероисповедания обладают информационной правоспособностью.

Дееспособность в информационной сфере физического лица - это способность данного лица претворять собственными действиями информационные права и обязанности. Информационная дееспособность характерна только для лиц, получающих в соответствии с информационным законодательством, в силу своих способностей, подготовки, должности и т.д. возможность принимать на себя обязательства и использовать свои права лично.

К примеру, только с согласия родителей (или иных законных представителей) граждане в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать сделки с компьютерной техникой и программными продуктами. Они обладают ограниченной информационной дееспособностью. Муниципальные образования и субъекты Российской Федерации обладают только правоспособностью в информационной сфере.

Они выступают субъектами права, но не являются субъектами информационных правоотношений вследствие того, что реализуют их права и обязанности, а именно, обладают информационной дееспособностью.

Основные действия по правовой защите информации: конкретное выделение объектов конфиденциальной информации; введение режима охраны конфиденциальной информации, подтвержденное документально; подготовка разрешительной документации на введение в эксплуатацию различных технических средств защиты информации; разграничение доступа к объектам информации с соответствующей разработкой схем: по структурным подразделениям, группы по назначению, группы по уровням допуска и т.д.; закрепление трудовых обязательств по соблюдению и выполнению режимов конфиденциальности; утверждение механизмов разъяснения сотрудникам организации режима конфиденциальности информации.

Для обеспечения информационной безопасности в организациях используется целый ряд различных нормативных документов. В соответствии с информационной безопасностью каждый документ выступает действующей составляющей общей стратегии, применяемой для информационной защиты. Каждый нормативный документ разрабатывается специально для конкретной ситуации.

При этом важно избегать принятия шаблонных документов, взятых из разных правовых систем и не прошедших необходимую корректировку специалиста. Уполномоченное должностное лицо по организации и обеспечению безопасности на предприятии, зная стандартные наборы нужной документации, должно: самостоятельно обеспечить проверку документов на предмет их содержания и на соответствие всем вопросам информационной безопасности; обратиться к специалистам в сфере информационной безопасности за разработкой и внедрением пакета обеспечительных документов.

Документы, обеспечивающие информационную безопасность в организации: нормативные положения и акты об информационной безопасности; положение о защите персональных данных; положение о коммерческой тайне; положение о специальном документообороте и делопроизводстве; инструкция о порядке допуска сотрудников к конфиденциальной информации; перечень сведений с конфиденциальной информацией; обязательства сотрудников о неразглашении конфиденциальной информации; памятка о соблюдении режима коммерческой тайны.

Данный перечень документов может быть дополнен в зависимости от решения управляющих органов предприятия. Полный пакет документов по обеспечению информационной безопасности организации разрабатывается и подготавливается индивидуально в зависимости от конкретного нор-мативно-применительного назначения.

Правовое обеспечение информационной политики в государстве реализуется благодаря информационному праву. Международное сообщество акцентирует внимание на развитие в информационной сфере отдельных государств, что позволит осуществить информационную безопасность личности, общества, отдельных стран, а также позволит усовершенствовать внутригосударственное законодательство.

Таким образом, информация — это основа для принятия любых управленческих решений в предпринимательской деятельности. Она необходима начиная от решения, о создании предприятия, завершая распределением полученной прибыли. От оперативности и точности информации зависит эффективность принятых предпринимателем управленческих решений.

Литература

1. Милославская, Е.Г. Гражданское право. Части 3, 4. Шпаргалка. - М.: РГ-Пресс, 2013. - 128 с.;

2. Михайленко, Е.М. Гражданское право. Общая часть. Краткий курс лекций. - М.: Юрайт, 2015. - 192 с.;

3. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ (редакция от 18.03.2019)// СПС Консультант Плюс;

4. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. - 31.03.2018. - N 7. - Ст. 4;

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (редакция от 18.07.2019) // Собрание законодательства РФ. - 31.03.2018. - N 7. - Ст. 4;

6. Новиков, С.П. Гражданское право. Понятие и практика применения. - М.: ИВЭСЭП, Знание, 2016. - 48 с.;

Legal regulation of information support of business activity in

the Russian Federation Rustamov P.A.

Lomonosov Moscow state university

In this article the author considers the issue of legal regulation of information support of business activity in the Russian Federation in the conditions of universal globalization. Various mechanisms, tools and resources available to entrepreneurs are considered. The study of this issue is relevant due to the fact that modern society is in a transitional stage of its development. Information is an integral institution of society and human life.

Keywords: entrepreneur, internet, law, regulation, entrepreneurial activity.

References

1. Miloslavskaya, E.G. Civil law. Parts 3, 4. Crib. - M.: RG-Press,

2013 .-- 128 p .;

2. Mikhailenko, E.M. Civil law. A common part. Short course of

lectures. - M .: Yurayt, 2015 .-- 192 p .;

3. The Federal Law "On Information, Information Technologies and

the Protection of Information" dated 07.27.2006 N 149-03 (revised on 03/18/2019) // ATP Consultant Plus;

4. The Constitution of the Russian Federation "(adopted by popular

vote 12/12/1993) (as amended by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated December 30, 2008 N 6-FKZ, dated 30.12.2008 N 7-FKZ, dated 05.02.2014 N 2-FKZ, dated July 21,

2014 N 11-FKZ) // Meeting of the legislation of the Russian Federation. - March 31, 2018. - N 7. - Article 4;

5. Civil Code of the Russian Federation (edition of 07/18/2019) //

Collection of legislation of the Russian Federation. -03/31/2018. - N 7. - Art. four;

6. Novikov, S.P. Civil law. The concept and practice of application. -

M.: IVESEP, Knowledge, 2016 .-- 48 p .;

5

-C

m

о

a

Н

А У

т; А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.