Научная статья на тему 'Правовое регулирование информации'

Правовое регулирование информации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
2576
271
Поделиться
Ключевые слова
информация / информационные технологии (ИТ) / правовое регулирование / правовая защита информации

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Малинин Василий Борисович

В статье рассматриваются актуальные вопросы правового регулирования, а также правовой защиты информации в современной России. Предлагаются конкретные направления развития внутрироссийского законодательства в сфере правового регулирования информации.

Legal regulation of information

The article is devoted to the issues of legal regulation of information as well as legal protection of information. This question becomes more and more actual in modern Russia. The author offers specific areas of Russian domestic legislation on the right-Vaga infor-mation management.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование информации»

УДК 340.111.5:346.9:004.9

В. Б. Малинин

Правовое регулирование информации

В статье рассматриваются актуальные вопросы правового регулирования, а также правовой защиты информации в современной России. Предлагаются конкретные направления развития внутрироссийского законодательства в сфере правового регулирования информации.

The article is devoted to the issues of legal regulation of information as well as legal protection of information. This question becomes more and more actual in modern Russia. The author offers specific areas of Russian domestic legislation on the right-Vaga information management.

Ключевые слова: информация, информационные технологии (ИТ), правовое регулирование, правовая защита информации.

Key words: information, information technology, legal regulations, legal protection of information.

В настоящее время по причине постоянного развития общества и научных технологий появился новый вид общественных отношений - информационные. Зачастую закон попросту не успевает за постоянным развитием техники и информации. Изменения, которые постоянно происходят в общественной жизни РФ, а именно: создание и развитие частной собственности, финансово-кредитной системы, организаций различных форм собственности и пр., оказывают существенное влияние на проблемы правовой защиты информации, в том числе компьютерной.

Установление правовой защиты компьютерной информации является необходимым в деятельности любой организации, как государственной, так и частной. Некоторые сферы государственной деятельности (например: банковские организации, промышленные национальные информационные сети, системы государственного управления, оборонные предприятия) нуждаются в установлении особых мер правовой защиты и безопасности данных и имеют некоторые требования к качеству компьютерных информационных систем согласно определенному характеру и роли разрешаемых ими задач. Каждое

© Малинин В. Б., 2015

120

противозаконное посягательство на компьютерную информацию представляет собой не просто сбой в работе компьютерной сети.

По мере постоянного развития технологий, существенный сбой компьютерных сетей может остановить деятельность огромных компаний и банков, что может стать причиной значительного материального ущерба и огромных убытков. Соответственно, защита информационных данных в компьютерных сетях, борьба с компьютерной преступностью представляется одной из актуальных проблем современного российского уголовного права.

В современное время информационные технологии крепко вошли в нашу повседневную жизнь, и практически любые общественные отношения в настоящий момент урегулированы системами информационных технологий. При этом проблемы информационной безопасности постоянно усугубляются происходящими процессами проникновения практически во все области деятельности общества технических средств обработки и передачи данных и в первую очередь вычислительных систем.

Внедрение информационных технологий повлекло за собой значительное изменение подходов к организации современного бизнеса. Безусловные плюсы, которые несут в себе ИТ, дали возможность не только вести бизнес более качественно, но и автоматизировать функциональные процессы. В настоящее время можно хранить корпоративные данные на сервере в Барселоне, проводить платежи в Лондоне или осуществлять услуги американским партнерам, пребывая в Москве. Тем не менее, активное применение информационных технологий обусловило появление рисков, с которыми большинство до этого не сталкивались и даже не подозревали об их наличии. С приходом высоких технологий в мир бизнеса одной из главнейших угроз выступает вмешательство киберпреступников в деятельность финансовых учреждений

Необходимость защиты информации заключается в том, что, например, при блокировании компьютерной информации владелец информации временно или постоянно лишается возможности применять указанную информацию и осуществлять с ней разные операции в своих интересах. В частности, владелец компьютерной информации лишается возможности вовремя оплатить счет в банке, осуществить вовремя заказ на нужную предприятию технику и осуществить прочие хозяйственные операции1 2, а при копировании компьютерной информации достаточно важная информация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Копылов В.А. Информационное право: учеб. пособие. М., 2009. С. 90.

2 Там же.

121

может попасть без согласия ее владельца к неизвестному лицу, которое может ее применять в своих корыстных или других низменных целях, т. е. по сути имеет место кража информации3 4.

Появление компьютерной сети Интернет является одним из важнейших результатов развития науки и техники. В связи со стремительным развитием и расширением глобальная компьютерная сеть стала важным элементом международного информационного обмена, приобрела большое значение для всех сфер общественной жизни, что обусловливает появление проблем пра-

„4

вового регулирования отношений, связанных с ней .

Все международные акты и национальное законодательство России содержат нормы, регламентирующие свободу получения и распространения информации любыми способами.

Согласно ст. 5 ФЗ № 149-ФЗ5 информация может являться «объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений». В то же время в науке и практике отсутствует четкое представление о свойствах этого объекта. Думается, что именно отсутствие однозначного подхода к данному вопросу позволило поставить под сомнение самостоятельность информации как объекта прав и исключить ее из системы объектов гражданских прав.

Таким образом, определение правового статуса информации и механизмов правового регулирования информационных отношений по-прежнему является актуальной задачей. Ключевым становится вопрос об определении роли и места информации в системе объектов гражданских прав.

Последнее время рассматриваемому вопросу уделяется все большее внимание как в отечественной науке, так и за рубежом.

Некоторые авторы полагают, что информация - это особый объект правоотношений, на первый взгляд, не имеющий общих черт с традиционными объектами, не вписывающийся в систему правовых отношений. Необходимо заметить, что информация является многоаспектным понятием, которым оперируют различные гуманитарные и естественные науки. Несмотря на очевидную легкость вопроса, достаточно трудно дать определение информации как правой категории, в связи с чем существует множество определений понятия «информация».

3 Быков В.М., Черкасов В.Н. Новый закон о преступлениях в сфере компьютерной информации: ст. 272 УК РФ // Рос. судья. 2012. № 5. С. 15.

4 Борзенков Г.Н., КомиссаровВ.С. Новое уголовное право России. Особенная часть: учеб. пособие. М., 2011. С. 101.

5 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Рос. газета. № 4131. 2006. 29 июля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

122

В правовой науке, как правило, под информацией понимается некая совокупность сведений. Вместе с тем существует и иная точка зрения. Так, В.В. Горчаков указывает, что в действительности информация есть нечто, что случается в сфере взаимодействия между умами или объектами. «Информация есть действие, - пишет он, - которое занимает время, а не состояние бытия, которое занимает физическое пространство, как в случае материальных предметов». И действительно, сегодня в век Интернета и информационных технологий информация все чаще рассматривается не как простая совокупность сведений, а как обмен ими6 7.

Легальное определение этого понятия дано в ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которая определяет информацию как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Однако, на наш взгляд, законодатель упустил очень важный момент. Сведения, составляющие информацию, должны быть объективно воспринимаемы человеком, иначе они потеряют для него всякую ценность, не смогут быть благом, способным удовлетворять его потребности.

Информацию следует определить как совокупность сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления, воспринимаемых человеком непосредственно или посредством специальных устройств. В настоящее время происходит бурный рост российского сегмента глобальной информационной сети Интернет как в количественном (число операторов и пользователей), так и качественном (расширение круга оказываемых услуг) отношении.

Подобно законодательным системам других государств, включая США и страны Европейского союза, российское специальное законодательство в области Интернета и обмена информацией посредством сети Интернет находится на самом начальном этапе развития. При этом в значительной степени можно говорить об отсутствии эффективно действующей нормативной базы в данной области, несмотря на наличие общих норм конституционного и гражданского права и некоторого числа других законодательных актов. Причинами этого являются как недостаточная теоретическая проработка отдельных фундаментальных нормативных положений, так и субъективно настороженное отношение к Интернету со стороны правоприменительных органов и работа-

7

ющих в них лиц .

6 См.: Борзенков Г.Н., Комиссаров В.С. Указ. соч. С. 101.

7 Там же.

123

Тем не менее, отсутствие законодательных актов о развитии в России Интернета, равно как и возможности их эффективного применения, уже сейчас отрицательно сказывается на развитии общественных отношений (например, в области реализации прав граждан на информацию, предотвращения распространения сведений, затрагивающих честь и достоинство граждан, охраны объектов интеллектуальной собственности, в других сферах общественно-политической жизни). Более того, по мере вовлечения в хозяйственный оборот отношений, связанных с Интернетом, отсутствие правовых рамок для такой деятельности способно не только стать тормозом для экономического развития, но и вынудить российских пользователей Интернета обращаться за соответствующими услугами к специализированным организациям за пределами России, что с учетом специфики Интернета может быть легко реализовано технически.

В ст. 5 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» говорится об информации как об объекте правовых отношений. Согласно теории права под объектом правовых отношений понимается то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности, либо то, по поводу чего складывается правоотношение. Как говорилось во введении, устранение пробела в регулировании передачи информации как объекта гражданских прав декларировалось в качестве одной из задач, решаемых ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Закон 1995 г. об информации не содержал положений, определяющих информацию как объект правовых отношений.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Иначе говоря, информация может являться объектом любых правовых отношений. В ч. 1 ст. 5 лишь выделены публичные и гражданские правоотношения соответственно общепринятому в теории права делению всех правоотношений на частные (правоотношения, в которых государство отсутствует в качестве субъекта, или в которых государство является субъектом, но как носитель имущественных интересов при отсутствии властного подчинения государству) и публичные (правоотношения, одним из субъектов которых является государство через свои органы и которые основаны на властном подчинении государству).

Гражданские правовые отношения, а точнее, отношения, регулируемые гражданским законодательством, определены в ст. 2 части первой ГК РФ, согласно п. 1 которой (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ) гражданское законодательство определяет правовое положение участни-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

124

ков гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. В соответствии с п. 3 указанной статьи к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в т. ч. к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

В части 1 ст. 5 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» также предусмотрено, что информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, но при условии, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Соответственно, при установлении таких ограничений или иных требований они подлежат соблюдению при использовании информации и ее передаче.

В рассматриваемом положении видна аналогия с нормой п. 1 ст. 129 части первой ГК РФ, предусматривающей, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Кстати говоря, там же установлено следующее: виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе; виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.

125

Как пишет А.Н. Копырюлина, «защите подлежит любая информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб собственнику (владельцу, пользователю)»8.

В.П. Числин отмечает, что охраняемая законом информация - это документированная информация, содержащая сведения, отнесенные законом к государственной тайне или конфиденциальной информации9.

Согласно точке зрения А.М. Доронина, охраняемая законом информация - это информация ограниченного доступа, которая имеет не только особенный правовой статус, установленный закрепленный соответствующими законами РФ или ее субъектов, но и по своему характеру предназначена для ограниченного круга лиц (пользователей), имеющих право на ознакомление и работу с ней10.

В соответствии со ст. 7 Закона об информации «к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен», т. е. главными признаками общедоступной информации выступают общеизвестность и отсутствие ограничений на доступ к ней. К общедоступной информации законодатель относит информацию о состоянии окружающей среды, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, применении бюджетных средств и другую информацию, недопустимость ограничения доступа к которой закреплена федеральным законом (ч. 4 ст. 8 Закона об информации).

Минусом положения о допустимости ограничения доступа к информации лишь федеральным законом считается сужение области неправомерного доступа к компьютерной информации, поскольку под охраной в силу современной нормы находится только информация, охраняемая федеральным законом. Следствием подобного сужения видится коллизия права: по

уголовному закону защите подлежит информация, «охраняемая законом», т. е. не только федеральным, но и законом субъекта Российской Федерации. В свете этого более верной считается формулировка ст. 10 ФЗ от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», дающая возможность относить открытую и общедоступную информацию «к категории ограниченного доступа». Тем самым, ранее имела место быть воз-

8 Копырюлин А.Н. Преступления в сфере компьютерной информации: уголовноправовой и криминологический аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2007. С. 72.

9 Числин В.П. Уголовно-правовые меры защиты информации от неправомерного доступа: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 36.

10 Доронин А.М. Уголовная ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 96.

126

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

можность ограничивать доступ к информации на уровне не только федерального законодательства, но и законодательства субъектов РФ.

При разработке российского законодательства в области Интернета целесообразно придерживаться следующих принципов, следующих из специфики построения и функционирования Интернета как глобальной информационной сети:

1. Интернет не является ни объектом, ни субъектом правового регулирования. Предметом регулирования являются правоотношения между операторами и пользователями Интернета как между собой, так и во взаимоотношениях с иными лицами и государственными органами в связи с передачей информации и оказанием услуг через Интернет (принцип предметного регулирования).

2. Связанные с Интернетом правоотношения носят «экстранациональный» характер. Применение локальных правовых норм к таким правоотношениям без учета и связи с законодательством других стран может быть неэффективным. Это требует приоритетного внимания к разработке правовых норм Интернета на международно-правовом уровне путем заключения и исполнения (в том числе инкорпорирования соответствующих норм в российское законодательство) универсальных международных соглашений (принцип приоритета международного уровня правотворчества).

3. Определенное число нормативных проблем, связанных с Интернетом, может и должно быть решено без использования методов государственно-правового регулирования, в том числе на уровне организационного взаимодействия участников интернет-сообщества (в самом широком смысле), а также на уровне алгоритмизации и автоматизации используемых в Интернете процедур (принцип использования внеюридических методов регулирования).

4. Социальная значимость Интернета как средства практически неограниченного доступа к глобальным информационным ресурсам требует законодательного (юридического) закрепления норм и правил, регулирующих прежде всего аспекты функционирования Интернета, непосредственно затрагивающие важнейшие права и законные интересы личности, общества и государства (например: охрана частной жизни граждан, борьба с нарушением общественной нравственности, защита интересов государства в сфере информационной безопасности, охрана правопорядка) (принцип разумной достаточности регулирования).

5. Многообразие и разнородность правоотношений, так или иначе связанных с Интернетом, не позволяют при разработке соответствующей право-

127

вой базы ограничиться лишь созданием относительно изолированного, «специального» массива нормативно-правового регулирования. Одновременно с разработкой новых правовых норм, связанных со спецификой функционирования Сети, с необходимостью требуется вносить изменения (в ряде случаев - существенные изменения) в уже действующее российское законодательство, с целью обеспечения возможности его прямого использования применительно к отношениям по поводу деятельности в Интернете (принцип комплексного подхода).

Современное состояние законодательной базы о российском сегменте Интернета и необходимость ее изменения и развития с учетом указанных выше принципов обозначают несколько основных направлений развития внутрироссийского законодательства в области Интернета:

1) разработка принципиально новых законодательных и иных нормативных актов, учитывающих специфику функционирования и развития Сети (например, базового федерального закона «О правовом регулировании глобальной информационной сети Интернет в Российской Федерации»);

2) частичное изменение действующей в Российской Федерации нормативно-правовой базы с целью ее адаптации к соответствующим правоотношениям;

3) создание (или разъяснение) механизмов прямого использования применительно к Интернету части действующих законодательных актов, без изменения их содержания;

4) порядок создания нормативной базы правового регулирования Интернета в Российской Федерации.

При разработке нормативной базы правового регулирования российского сегмента Интернета необходимо прежде всего: определить основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении Интернета; установить порядок участия федеральных и иных органов власти, а также негосударственных организаций Российской Федерации в принятии на международном уровне норм и правил (как технического, так и организационно-правового характера), регулирующих глобальные аспекты развития Интернета; законодательно разграничить сферы применения нормативных актов, регулирующих развитие российского сегмента сети Интернет, принимаемых на федеральном, региональном и местном уровне, а также негосударственными объединениями российского интернет-сообщества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие российского сегмента Интернет, вовлечение российских пользователей Интернета в международный информационный обмен, установление для этого соответствующих условий (а в необходимых случаях и

128

ограничений) должно стать предметом приоритетного внимания со стороны федеральных органов власти. Это предусматривает, в частности, объявление и проведение в жизнь (в том числе средствами нормативного регулирования) политики государственной поддержки развития Интернета в Российской Федерации, подобно тому, как это уже происходит в Соединенных Штатах Америки, странах Европейского союза, других наиболее развитых странах мира.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время обмен информацией в сети Интернет не имеет достаточного правового регулирования, и факт сообщения о правонарушении, совершенном в одной стране, где данное деяние не считается преступлением, в другую, где данное деяние считается правонарушением - не будет иметь никакого правового значения. Россия еще только встала на путь правового урегулирования обмена информации в сети Интернет как внутри государства, так и во внешних отношениях.

Список литературы

1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Рос. газета. - № 4131. - 2006. - 29 июля.

2. Борзенков Г.Н. Комиссаров В.С. Новое уголовное право России. Особенная часть: учеб. пособие. - М., 2011.

3. Быков В.М., Черкасов В.Н. Новый закон о преступлениях в сфере компьютерной информации: ст. 272 УК РФ // Рос. судья. - 2012. - № 5.

4. Доронин А.М. Уголовная ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2003.

5. Копылов В.А. Информационное право: учеб. пособие. - М., 2009.

6. Копырюлин А.Н. Преступления в сфере компьютерной информации: уголовно-правовой и криминологический аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. - Тамбов, 2007.

7. Числин В.П. Уголовно-правовые меры защиты информации от неправомерного доступа: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004.

129