Научная статья на тему 'Правовое регулирование и пути совершенствования упрощенной системы налогообложения'

Правовое регулирование и пути совершенствования упрощенной системы налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1809
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ / СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SIMPLIFIED TAXATION SYSTEM / SPECIAL TAX REGIME / SUBJECTS OF FINANCIAL LAW / SMALL AND MEDIUM BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Наталья Юрьевна

Статья посвящена становлению упрощенной системы налогообложения, тонкостям ее применения, а также перспективам совершенствования и развития. Затрагиваются исторические предпосылки появления УСН, а также результаты работы данного режима с момента появления и до настоящего времени. Актуальность статьи состоит в том, что в условиях сложившегося кризиса УСН даст возможность предприятиям малого бизнеса остаться на плаву, для чего система должна постоянно пересматриваться и соответствовать тем требованиям, которые удовлетворяли бы потребности государства и нужды субъектов малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION AND WAYS TO IMPROVE THE SIMPLIFIED TAXATION SYSTEM

The article is devoted to the establishment of a simplified system of taxation, the subtleties of its application, as well as the prospects for improvement and development. In this article, we consider the basic prerequisites for the formation of the SST, as well as the results obtained because of this, from the time of its appearance to the present. The urgency of the article is that, under the conditions when the time has come, SST will enable enterprises to stay afloat, for which the system will be constantly reviewed and meet the requirements that would satisfy the needs of the state and the needs of small businesses.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование и пути совершенствования упрощенной системы налогообложения»

Орлова Н. Ю.

I УНИВЕРСИТЕТА Правовое регулирование и пути совершенствования именио.е. кутаФина(мгюа) упрощенной системы налогообложения

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена становлению упрощенной системы налогообложения, тонкостям ее применения, а также перспективам совершенствования и развития. Затрагиваются исторические предпосылки появления УСН, а также результаты работы данного режима с момента появления и до настоящего времени. Актуальность статьи состоит в том, что в условиях сложившегося кризиса УСН даст возможность предприятиям малого бизнеса остаться на плаву, для чего система должна постоянно пересматриваться и соответствовать тем требованиям, которые удовлетворяли бы потребности государства и нужды субъектов малого предпринимательства.

Ключевые слова: упрощенная система налогообложения, специальный налоговый режим, субъекты финансового права, малый и средний бизнес.

001:10.17803/2311 -5998.2017.36.8.083-087

Наталья Юрьевна ОРЛОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового права Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА) OrlovaNY_diplom@mail.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

N. Yu. ORLOVA,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Financial Law Department of the Kutafin Moscow State

Law University (MSAL) OrlovaNY_diplom@mail.ru 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-KudrinsKaya Str., 9

LEGAL REGULATION AND WAYS TO IMPROVE THE SIMPLIFIED TAXATION SYSTEM

Review. The article is devoted to the establishment of a simplified system of taxation, the subtleties of its application, as well as the prospects for Improvement and development. In this article, we consider the basic prerequisites for the formation of the SST, as well as the results obtained because of this, from the time of its appearance to the present. The urgency of the article is that, under the conditions when the time has come, SST will enable enterprises to stay afloat, for which the system will be constantly reviewed and meet the requirements that would satisfy the needs of the state and the needs of small businesses.

Keywords: simplified taxation system, special tax regime, subjects of financial law, small and medium business.

I

и

00 □

m

ПРАВО

>

) H. Ю. Орлова, 2017

S4 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

'И 1

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

В современных экономических условиях создание специальных налоговых режимов позволяет развиваться среднему и малому бизнесу, о чем свидетельствует растущее число организаций, применяющих упомянутые системы учета и налогообложения. Из теории права следует, что специальный налоговый режим — это разновидность «правового режима»1. Режим происходит от французского слова régime — «управление». Данная категория подразумевает под собой «совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели»2. В условиях реформирования, особенно при переходе к рыночной экономике, привлекательность упрощенной системы налогообложения сразу показала свою состоятельность.

В свою очередь, предприниматели малого бизнеса решают ряд важных для государства задач, таких как обеспечение потребностей населения в товарах и работах повседневного спроса, предоставление рабочих мест и формирование среднего класса, который, уплачивая налоги и сборы, является стабильным источником пополнения бюджета. Следует обратить внимание, что средний класс в развитых странах составляет около 80 % населения, а в России этот показатель не превышает и 15 %, что пагубно влияет на стабильность экономического развития страны.

Таким образом, для создания налоговых преимуществ для малого и среднего бизнеса в конце 1995 г. был принят Федеральный закон от 29.12.1995г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»3, который вступил в силу 1 января 1996 г. С этого времени появился новый налоговый режим — упрощенная система налогообложения (УСН). Федеральным законом определялись требования к субъектам, которые могли добровольно перейти на новый порядок налогообложения, и условия возвращения на общую систему налогообложения. УСН заменила совокупность установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Помимо этого упрощалось ведение бухгалтерского учета и предоставление отчетности.

Тем не менее на практике законодательная база не позволяла в полной мере раскрыть потенциал УСН и расширить его применение в различных сферах деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому с 1 января 2003 г. вводится новая глава НК РФ — 26.2 «Упрощенная система налогообложения», которая пришла на смену упомянутому Закону № 222-ФЗ. В Налоговом кодексе РФ указано, что «специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов...»4. Сами по себе налоговые режимы не

1 Рахматуллина О. В. Упрощенная система налогообложения : финансово-правовое регулирование : монография. Оренбург : Университет, 2014. 140 с.

2 Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. М. : Харвест, 2006. Т. 3 : Р—Я. С. 976.

3 СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 15.

4 Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 09.03.2010). Абз. 2 п. 1 ст. 18 // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

в

ЕСТНИК ОрловаНЮ ОС

УНИВЕРСИТЕТА Правовое регулирование и пути совершенствования имени о.Е.кугафина(мгюА) упрощенной системы налогообложения

являются ни налогами, ни сборами, а представляют целые системы правовых норм, регулирующих порядок и особенности налогообложения определенных субъектов5.

В новой главе Налогового кодекса РФ не упоминается, что применять УСН могут исключительно субъекты малого предпринимательства, поскольку круг субъектов, имеющих право на применение упрощенной системы налогообложения, в ней был расширен. Возможность платить единый налог получили и некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, предприятия развлекательного бизнеса и организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий6.

Добавился и перечень субъектов, которые не имеют права применять УСН; к ним относятся организации, имеющие филиалы и (или) представительства; негосударственные пенсионные фонды; ломбарды; организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; нотариусы, занимающиеся частной практикой; индивидуальные предприниматели игорного бизнеса и другие организации, не отвечающие требованиям для перехода на УСН.

При переходе на упрощенную систему налогообложения организации освобождались от уплаты следующих налогов:

— налог на прибыль;

— единый социальный налог;

— налог на добавленную стоимость;

— налог на имущество организаций;

— налог с продаж7.

Все эти налоги заменяются уплатой единого налога, который определяется исходя из результатов хозяйственной деятельности за отчетный период. Применяется два варианта налогообложения: а) уплата налога от доходов, ставка 6 %; б) уплата налога от доходов минус величина расходов, ставка 15 %. В качестве итоговой отчетности необходимо было представлять налоговую декларацию один раз в год, по итогам отчетного периода, а также книгу доходов (при первом варианте уплаты налога) или книгу доходов и расходов (при втором варианте).

С момента принятия глава 26.2 НК РФ, в ходе изменений экономической ситуации в стране, значительно поменяла свое содержание, и оно продолжает реформироваться, причем довольно серьезно. В настоящее время есть различные пути совершенствования УСН в России. Например, О. П. Семёнова считает, что все направления совершенствования упрощенной системы налогообложения в РФ можно разделить на «системные, заключающиеся в расширении возможностей применения данного специального налогового режима за счет создания новых форм его действия, и структурные, заключающиеся в применении некоторых положений, связанных с ведением бухгалтерии, а также с формами отчетности»8.

5

Карасева М. В. Финансовое право Российской Федерации. М. : Юристъ, 2006. С. 399. I

Кирилина В. Е. Малое предприятие как субъект налогового права. М., 2008. С. 137. Л

Истратова М. В. Упрощенная система налогообложения с 2003 года // Российский налоговый курьер. 2002. № 20. С. 32—43. В Костина О. П. Основные проблемы и перспективы использования упрощенной системы

налогообложения // URL: http://www.tisbi.ru (дата обращения: 18.03.2011). ПРАВО

>

6

7

8

SB ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кугафина(МГЮА)

Сам переход с общей системы налогообложения на УСН осуществляется налогоплательщиком добровольно, путем письменного уведомления ФНС о своем желании сменить систему учета и налогообложения. В случае, если субъект отвечает этим критериям, то с 1 января следующего года он может перейти на УСН.

Проблема заключается в том, что если в процессе использования УСН организация в течение года превышает установленные критерии (по доходу за 9 месяцев, по стоимости имущества и т.д.), то она автоматически переходит на общую систему налогообложения. Поскольку мы говорим о субъектах малого предпринимательства, ведением учета не всегда занимается бухгалтерская служба, которая может сразу отреагировать на данные изменения. Чаще всего предприниматели узнают о смене системы налогообложения, только получив уведомление о неуплате налогов.

Если рассматривать системные направления совершенствования нормативно-правового регулирования УСН, то необходимо регулярно пересматривать критерии, по которым налогоплательщики могут переходить на эту систему налогообложения.

Например, до недавнего времени организация имела право перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев того года, в котором она подает заявление о переходе на эту систему налогообложения, доходы не превысили 45 млн руб., в 2017 г. этот лимит увеличен до 90 млн руб.

Увеличение порога предельного размера годового дохода для возможности применения упрощенной системы налогообложения большим кругом субъектов малого бизнеса связано с тем, что прежнее ограничение стимулировало «теневую деятельность». Так, из-за сокрытия налогоплательщиками своих доходов, как было отмечено Коллегией Счетной Палаты РФ, в бюджеты всех уровней ежегодно не поступает от 30 до 40 % налогов9.

Следует обратить внимание и на еще один показатель, также влияющий на ограничение круга предпринимателей, использующих УСН, — размер полученной прибыли за календарный год. Ранее прибыль не должна была превышать 60 млн руб., а с 2017 г. лимит вырос до 150 млн руб., что также способствует привлекательности УСН. Был поваышен и лимит стоимости основных средств, которые могут использоваться на УСН: с 100 млн до 150 млн руб.

Применение специального налогового режима предполагало замену уплаты ряда налогов уплатой единого налога (принцип замещения), тем не менее данное положение со временем претерпело некоторые изменения. Так, с 1 января 2015 г. для организаций, применяющих УСН, установлена обязанность уплачивать налог на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость10.

Произошли изменения и в части состава годовой бухгалтерской отчетности. Ранее она состояла только из декларации по налогу УСН, а ведение бухгалтерского учета заменялось составлением книги учета доходов или доходов и расхо-

9 Несовершенство налогового законодательства позволяет налогоплательщикам уклоняться от уплаты налогов // URL: http://www.ach.gov.ru/ru/news/archive/1454/ (дата обращения: 21.12.2010).

10 НК РФ. П. 2 ст. 346.11 ; Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ. П. 1 ст. 2, ч. 4 ст. 7.

"Т^ЕСТНИК

в МУНИВЕРСИТЕТА

л-имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Орлова Н. Ю.

Правовое регулирование и пути совершенствования упрощенной системы налогообложения

87

дов (в зависимости от выбранного варианта налогообложения). С 2015 г. годовая бухгалтерская отчетность «упрощенца» состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств)11. Предоставление годовой бухгалтерской отчетности допускается без детализации показателей по статьям, а в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная, на взгляд предпринимателя, информация12.

Таким образом, реформирование УСН, с одной стороны, пытается соответствовать реалиям времени, а с другой стороны, в целях осуществления контроля за деятельностью малого и среднего бизнеса усложнить ведение учета и утяжелить налоговое бремя. Отзывы предпринимателей об этой системе налогообложения неоднозначны: некоторые критикуют ее несовершенство, но есть и те, кто использует УСН без особых сложностей.

Подводя итог, можно сделать вывод, что при выборе форм налогообложения все большее число предпринимателей обращают внимание на УСН, которая должна постоянно пересматриваться и соответствовать тем требованиям, которые удовлетворяли бы потребности государства и нужды субъектов малого предпринимательства.

1. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. — М. : Хар-вест, 2006. — Т. 3 : Р—Я.

2. Истратова М. В. Упрощенная система налогообложения с 2003 года // Российский налоговый курьер. — 2002. — № 20.

3. Карасева М. В. Финансовое право Российской Федерации. — М. : Юристъ,

4. Кирилина В. Е. Малое предприятие как субъект налогового права. — М., 2008.

5. Костина О. П. Основные проблемы и перспективы использования упрощенной системы налогообложения // URL: http://www.tisbi.ru (дата обращения: 18.03.2011).

6. Рахматуллина О. В. Упрощенная система налогообложения: финансово-правовое регулирование : монография. — Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2014.

БИБЛИОГРАФИЯ

2006.

I А

Л □

11

12

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Пп. 1 ст. 14.

Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н. П. 6.

Ш □

гп

ПРАВО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.