Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ ВОЗВРАТА ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫХ СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ ВОЗВРАТА ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫХ СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЗВРАТ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ / СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дубов Егор Игоревич

В статье представлен сравнительно-правовой анализ регламентации деятельности по возврату просроченной задолженности на примере Российской Федерации и представителей стран Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) в лице Республики Беларусь и Республики Казахстан. Автор приводит контрастный пример разного уровня регулирования таких отношений, а также высказывает свои предложения по совершенствованию отечественного законодательства на основании положительного опыта стран ближайшего зарубежья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дубов Егор Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION AND COUNTERACTION TO CRIMES IN THE FIELD OF REPAYMENT OF OVERDUE DEBTS ON THE EXAMPLE OF THE RUSSIAN FEDERATION AND SOME COUNTRIES OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

The article presents a comparative legal analysis of the regulation of activities for the return of overdue debts on the example of the Russian Federation and representatives of the Commonwealth of Independent States countries represented by the Republics of Belarus and Kazakhstan. The author gives a contrasting example of different levels of regulation of such relations, and also expresses his proposals for improving domestic legislation based on the positive experience of the countries of the nearest abroad.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ ВОЗВРАТА ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫХ СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ»

ПРАВО И ЭКОНОМИКА

УДК 343.34

Правовое регулирование и противодействие преступлениям в сфере возврата просроченной задолженности на примере Российской Федерации и некоторых стран Содружества Независимых Государств

Дубов Егор Игоревич,

Нижегородская академия МВД России

e-mail: egordubov1997@yandex.ru

В статье представлен сравнительно-правовой анализ регламентации деятельности по возврату просроченной задолженности на примере Российской Федерации и представителей стран Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) в лице Республики Беларусь и Республики Казахстан. Автор приводит контрастный пример разного уровня регулирования таких отношений, а также высказывает свои предложения по совершенствованию отечественного законодательства на основании положительного опыта стран ближайшего зарубежья.

Ключевые слова: коллекторская деятельность; возврат просроченной задолженности; сравнительно-правовой анализ; преступление; уголовная ответственность.

Legal regulation and counteraction to crimes in the field of repayment of overdue debts on the example of the Russian Federation and some countries of the Commonwealth of Independent States

Dubov Еgor Igorevich,

Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of internal

Affairs of Russia

The article presents a comparative legal analysis of the regulation of activities for the return of overdue debts on the example of the Russian Federation and representatives of the Commonwealth of Independent States countries represented by the Republics of Belarus and Kazakhstan. The author gives a contrasting example of different levels of regulation of such relations, and also expresses his proposals for improving domestic legislation based on the positive experience of the countries of the nearest abroad.

Key words: сollection activity; repayment of overdue debts; comparative legal analysis; crime; criminal responsibility.

В России деятельность по возврату просроченной задолженности (далее - ВПЗ) является достаточно проблемной сферой. В первую очередь это связано с тем, что данный сектор кредитно-финансовых отношений затрагивает не только экономические взаимоотношения между кредитором и должником, но и вытекающие из этого проблемы социального,

правового, политического и иного характера. Случаи, связанные с использованием со стороны «взыскателей» незаконных способов возврата долгов, анонсируемые как в средствах массовой информации1,

1 Чайка взял на контроль дело о поджоге коллектором дома семьи должников // [Электронный ресурс]. 1^1.: ИПрБ:// www.interfax.ru/russia/492224 (дата обращения: 01.03.2021).

так и официальными лицами правоохранительных органов1, других представителей государственной власти2, повлияли на то, что государство решительно вмешалось в регулирование проблемного института. В 2016 г. был принят федеральный закон о регламентации деятельности, которую чаще всего в нашей стране называют «коллекторская». Несмотря на принятые меры, с каждым годом количество жалоб на нелегальных участников рынка взыскания в нашем государстве становится только больше3. В этой связи автор предпринимает попытку изучения положительного опыта регламентации заявленных отношений, а также противодействия преступным деяниям в данной сфере в некоторых странах ближнего зарубежья, а именно в Республике Беларусь и Республике Казахстан, в целях выработки предложений по совершенствованию отечественного законодательства.

Полагаем, что основным методом научного познания, используемым для достижения поставленной цели исследования, станет сравнительно-правовой анализ. Также в качестве инструментария автор будет обращаться к всеобщему методу научного познания - диалектическому, а также общелогическим методам - анализу и аналогии.

Как справедливо отмечает В. В. Кусакин, проводя сравнительно-правовое исследование по вопросам уголовно-правового противодействия преступлениям в России и некоторых странах СНГ, сравнительно-правовой метод является одним из основных, он позволяет еще больше узнать право собственной страны, характерные черты которого ярко видны при сравнении с зарубежным законодательством4.

Автор, изучая доктринальные позиции ученых, занимающихся исследованием зарубежного опыта и противодействия преступлениям в сфере ВПЗ, приходит к выводу, что подобный сравнительно-правовой анализ проводился преимущественно в отношении государств, относящихся к англо-саксонской правовой семье5 .

1 См.: Решение коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29.04.2019 № 2км/2 по вопросу «О проблемах выявления и раскрытия преступлений в финансово-кредитной системе», объявленное приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 04.07.2019 № 447.

2 См.: Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О запрете привлечения иных лиц для взаимодействия с должником» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.03.2021).

3 См.: Количество жалоб на черных коллекторов в 2020 году выросло на треть // [Электронный ресурс]. 1Ж1.: ИПрБ:// pravo.ru/news/229247/?desc_search= (дата обращения: 01.03.2021).

4 См.: Кусакин В. В. Сравнительно-правовой анализ уголовной ответственности за преступления против безопасности дорожного движения: опыт стран СНГ // Вестник ВУиТ. 2018. № 3. С. 21-28.

5 См., например: Гусев Д. Н. Коллекторские агентства в Великобритании: история и опыт регулирования // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии. 2007.

Стремление научного сообщества изучить опыт стран англо-саксонской правовой системы вполне объяснимо, ведь сама по себе сфера возврата просроченных долгов зародилась в Соединенных Штатах Америки. Поэтому интерес со стороны ученых-правоведов вполне логичен, ведь познание вопросов, связанных с противодействием преступлениям в сфере коллекторской деятельности, невозможно представить без познания такого опыта в стране, являющейся родоначальником отношений профессионального взыскания. Вместе с тем научная новизна настоящего исследования заключается в попытке автора впервые провести сравнительно-право вое исследование регулирования и уголовно-правового противодействия преступным деяниям в обозначенной сфере в аспекте сопоставления российского законодательства и законодательства некоторых стран СНГ.

Интересным с научной точки зрения является изучение правовой действительности у одного из представителей стран постсоветского пространства в лице Республики Казахстан, где идет активная регламентация исследуемого направления кредитного-финансового сектора. К примеру, в данной стране установлены специальные нормы, предусматривающие ответственность за преступления в сфере коллекторской деятельности.

Совершенно противоположной выглядит ситуация в соседней для нашего государства Республике Беларусь. Близость с Россией выражается не только в общих исторических корнях государств, дружбе народов, но и в проблемах, существующих в обеих странах. В частности, имеющиеся в российском государстве предпосылки, обуславливающие криминализацию сферы возврата долгов, характерны и для Республики Беларусь. Поэтому игнорирование не-

№ 5. С. 11-15; Зеничев Н. А. Использование незаконных тактик взыскания денежных средств коллекторскими агентствами и методы борьбы с ними в странах англо-саксонской правовой семьи // Baikal Research Journal. 2016. Т.7. № 1. С. 19; Зеничев Н. А. Проблемы соблюдения законодательства в сфере коллекторской деятельности на примере Соединенных Штатов Америки // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. № 8. С. 44-47; Пыхтин С. В. Принципы добросовестной практики деятельности коллекторских агентств в Великобритании // Международное публичное и частное право. 2015. № 3. С. 33-36; Алексеева Д. Г., Иванов О. М., Пыхтин С. В. Проблемы правового регулирования коллекторской деятельности // Приложение к журналу «Хозяйство и право». 2015. № 4. С. 11-18; Екимов М. В. Коллекторская деятельности в Российской Федерации и США: понятие и правовое регулирование // Право и современные государства. 2012. № 5. С. 34-39; Осипова М. А. Правовое регулирование коллекторской деятельности: Россия и зарубежный опыт // Известия БГУ. 2016. №5. С. 793-799; Цепкова Т. М., Филиппов С. А. Некоторые вопросы исполнительного производства российского и зарубежного законодательства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 2 (97). С. 159-164; Галкина Е. А. Правовое регулирование коллекторской деятельности в Великобритании // Вестник Российского университета кооперации. 2009. № 1 (3). С. 125-127.

обходимости регламентации новых рыночных отношений и вызовов со стороны недобросовестных взыскателей долгов может сильно криминализировать их, что будет отражаться на социальном напряжении, экономике страны и политической ситуации в целом. Предлагаем перейти к анализу правового регулирования каждого из вышеупомянутых государств.

Республика Казахстан. В целом правовое регулирование деятельности по возврату просроченной задолженности в Республике Казахстан (далее - РК) очень схоже с порядком, установленным в Российской Федерации. При этом сценарий вмешательства высших органов государственной власти в части принятия специального закона, призванного упорядочить работу коллекторов, не имеет ничего общего с отечественным. Основными причинами его введения стали не резонансные преступления, выражающиеся в использовании недобросовестными сборщиками долгов противоправных способов взыскания образовавшейся «просрочки». Как отмечает А. М. Рахимова, «взглянув на опыт России, законодатели решили не ждать появления криминала и радикальных методов выбивания долгов, а предпочли выстроить в Республике Казахстане четкую систему взыскания, которая бы работала строго в правовом поле»1. В этой связи в Республике Казахстане с 2017 г. вступил в законную силу Закон Республики Казахстан от 6 мая 2017 г. № 62-У! «О коллекторской деятельности» (далее - Закон РК № 62-У!)2. Схожесть с российским законом заключается в том, что организации, желающие заниматься взысканием просроченных долгов, должны быть зарегистрированы и включены в специальный реестр. Отличие выражается в органе государственного контроля за ведением реестра. В соответствии с Постановлением Правления Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка от 30 марта 2020 г. № 49 «Об утверждении Правил прохождения учетной регистрации и ведения реестра коллектор-ских агентств» данная функция возложена не на судебных приставов, как в нашей стране, а на Национальный Банк РК - аналогичен Центральному Банку Российской Федерации. Вместе с тем, исходя из самого наименования специализированного нормативно-правового акта РК, в отличие от российского закона, в нем содержится законодательное толкование понятия «коллекторская деятельность». Так, в ст. 1 Закона РК № 62-У! прописано, что это «деятельность кол-лекторского агентства, направленная на досудебные взыскание и урегулирование задолженности, а также на сбор информации, связанной с задолженностью».

Интересным с точки зрения инновационных внедрений в Республике Казахстан по вопросу контро-

1 Рахимова А. М. Некоторые аспекты осуществления коллекторской деятельности в Казахстане // Вестник Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета. 2018. № 1 (37). С. 48-51.

2 Закон Республики Казахстан от 6 мая 2017 г. № 62-У! «О кол-лекторской деятельности» // Казахстанская правда. 2017. № 88 (28467).

ля за деятельностью по возврату долгов является появление в этом государстве такого института, как частные судебные приставы. Подобная инициатива наблюдается и в нашей стране как среди представителей научного сообщества, так и со стороны государственных органов. Так, например, ФССП России в своем обзоре бюджетных расходов на реализацию собственных полномочий, затрагивая аспект, связанный с оптимизацией своих функций, в том числе за счет поэтапного внедрения элементов частного исполнения судебных решений, приводит в качестве образца опыт именно казахских коллег. Приставы отмечают, что инновационный подход является эффективной мерой по переходу от публично-правового порядка исполнения судебных решений к частноправовому. По итогу делается вывод о том, что для прагматизации трат бюджетных средств, а также для повышения уровня продуктивности всей системы исполнительного производства стоит рассмотреть возможность появления в нашем государстве частных исполнителей-взыскателей3.

Несмотря на положительные стороны введения частных приставов, существуют факты, подтверждающие существование схемы неправомерного взыскания просроченной задолженности коллектор-скими организациями, действующими совместно с частными судебными исполнителями. Так, согласно сведениям Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, многочисленные жалобы на деятельность профессиональных сборщиков долгов и частных судебных приставов позволили выявить следующую противоправную модель взаимодействия: руководители компаний, включенных в «коллекторский реестр», оформляют на аффилированных лиц специальные лицензии, дающие право заниматься частным судебным исполнением, после чего регистрируют организацию под видом негосударственных приставов. Такие юридические лица, в соответствии с национальным законодательством, получают доступ к специальной базе - «Автоматизированной информационной системе органов исполнительного производства», где содержится личная и персональная информация о должниках, их имуществе и прочие сведения, напрямую затрагивающие интересы долж-ников4. Помимо незаконно получаемой информации, коллекторы приобретают исключительные полномочия, заключающиеся в возможности исполнения взыскания с помощью ареста, реализации имущества должника, наложения ограничения на выезд, опечатывания имущества и других мер принудительного

3 Обзор бюджетных расходов на реализацию функций и полномочий Федеральной службы судебных приставов [Электронный ресурс]. URL: http://budget.gov.ru/epbs/ faces/p/Бюджет (дата обращения: 01.03.2021).

4 Коллекторлар мен жеке сот орындаушыларыны ызметш тексеру нзгижелер1 туралы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Генеральный прокуратуры Республики Казахстан URL: https://www.gov.kz/memleket/entities (дата обращения: 01.03.2021).

исполнения, предусмотренных в ст. 32 Закона Республики Казахстан от 2 апреля 2010 г. № 261-IV «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей».

Яркий пример закрепления уголовной специальной нормы, предусматривающей ответственность за противоправную коллекторскую деятельность, отражен в УК РК. Легальное толкование понятия «коллекторская деятельность» позволило законодателю включить в две статьи уголовного закона указанную терминологию и тем самым ввести специальные нормы уголовно-правовой охраны в сфере взыскания просроченных долгов. Сравнительное исследование показало, что они схожи с двумя российскими запретами, обозначенными в УК РФ. Статья 214 УК

РК «Незаконное предпринимательство, незаконная банковская, микрофинансовая или коллекторская деятельность» предусматривает уголовно-правовые запреты, выраженные в отечественном уголовном законе как минимум в двух нормах - это ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» и ст. 172 УК РФ «Незаконная банковская деятельность». При этом мы видим, что казахский законодатель не относит «кол-лекторскую деятельность» и «микрофинансовую деятельность» ни к предпринимательству, ни к банковской сфере, а, наоборот, разграничивает их.

Еще один уголовный запрет мы бы хотели рассмотреть в виде сравнительной таблицы сопоставления положений уголовного законодательства РФ и РК.

Таблица 1

Сравнительная характеристика уголовного законодательства РФ и РК, предусматривающего ответственность за незаконную коллекторскую деятельность

Уголовный кодекс Республики Казахстан Уголовный кодекс Российской Федерации

ст. 223 УК РК «Незаконные получение, разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую либо банковскую тайну, налоговую тайну, полученную в ходе горизонтального мониторинга, тайну предоставления микрокредита, тайну коллекторской деятельности, а также информации, связанной с легализацией имущества» ст. 183 УК РФ «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» ч. 1 Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом. ч. 2 Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе

Исходя из приведенного сравнения, мы наблюдаем схожесть рассмотренных норм. При этом в Республике Казахстан в качестве обособленного предмета преступного посягательства рассматривают такой вид тайны, как «коллекторская». Это легко объясняется положениями, закрепленными в приведенном выше Законе РК № 62-VI, где в ст. 11 раскрывается основное содержание такого вида тайны, а также определяется, что за незаконное разглашение или использование может наступить ответственность, предусмотренная национальным законодательством.

Республика Беларусь. Согласно данным Статистической бюллетени № 1 (247) Национального Банка Республики Беларусь (далее - НБ РБ) можно наблюдать динамику роста объема просроченной задолженности физических лиц перед банками страны. Так, если в начале 2019 г. такой показатель составлял порядка 33 млн белорусских рублей, то на начало 2020 г. он вырос до 35,4 млн1. В этой связи можно говорить о том, что в Республике Беларусь, как и в России, имеется тенденция увеличения закредитованности населения, что

1 Национальный Банк Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Статистический бюллетень. 2020. № 1(247). URL: https://www.nbrb.by/pubMcations/bulletin/stat_bulletin_ 2020_01.pdf (дата обращения: 01.03.2021).

в конечном итоге сказывается и на показателе образовывающейся «просрочки» по долговым обязательствам граждан. Так же, как и в России, в белорусском законодательстве отсутствует легальное определение термина «коллекторская деятельность». Вместе с тем в отличие от России здесь не существует никаких нормативно-правовых актов, регулирующих профессиональных сборщиков долгов. При этом нельзя сказать, что взысканием просроченных платежей по кредиту никто не занимается. Неоднозначность в вопросе существования коллекторских организаций в Республике Беларусь объясняется тем, что отсутствие специального закона сокращает формы взаимодействия кредитора и должника до одной единственной. Сущность ее заключается в заключении договора возмездного оказания услуг. В этой связи отечественное понимание коллекторской деятельности как сотрудничества между кредитором и взыскателем посредством агентского договора или договора цессии в Республике Беларусь представить проблематично. Неосуществимость подобной сольватации объясняется тем, что в государстве право на покупки прав требования по долговому обязательству имеют только банковские или иные кредитные организации, под критерии которых белорусские коллекторские компании точно не подходят.

Однако отсутствие специализированного законодательства, а вместе с этим и официально зарегистрированных организаций, основная цель которых связана с возвратом просроченных долгов, не исключает наличия преступных деяний в сфере возврата долгов. Противозаконные способы взыскания в Республике Беларусь чаще всего квалифицируются по следующим статьям уголовного законодательства: ст. 208 «Вымогательство», ст. 383 «Самоуправство» и ст. 384 «Принуждение к выполнению обязательств»1.

Резюмируя все вышеизложенное, нами было сформулированы следующие выводы, основанные на изучении положительного опыта стран ближнего зарубежья:

1. В первую очередь стоит заметить, что Республика Казахстан является ярким примером страны постсоветского пространства, где понятие «коллек-торская деятельность» имеет законодательное закрепление. Это обстоятельство свидетельствует о том, что в этом государстве уделяется особое внимание новым общественным отношениям, которые затрагивают и социально-экономическое и политическое направления жизнедеятельности страны в целом. По нашему мнению, подобное вмешательство требуется и в отечественном законодательстве. Зарубежный опыт может служить аргументом в пользу целесообразности введения обозначенной дефиниции в отечественном законодательстве.

2. Придание понятию «коллекторская деятельность» легального характера позволило законодателю РК ввести специальные уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за преступления в сфере возврата просроченных долгов. В этой связи при дальнейшем рассмотрении вопросов, связанных с предложениями по совершенствованию отечественного уголовно-правового механизма противодействия преступлениям в рассматриваемой сфере, аргументация наших выводов может быть подкреплена положительным опытом стран ближнего зарубежья.

3. Интересным с точки зрения криминологического противодействия и предупреждения преступлений в России представляется и новый способ совершения преступлений незаконными взыскателями долгов, а именно преступной схемы, связанной с взаимодействием коллекторов и частных судебных приставов в Республике Казахстан. Учитывая, что в России давно ведутся разговоры о появлении такого института частно-правового характера, использование положительного опыта казахских правоохранителей может быть полезным для будущего противодействия таким преступлениям в Российской Федерации.

4. Изучая опыт Республики Беларусь, можно отметить, что, например, социально-экономических проблем, связанных в первую очередь с высокой закре-дитованностью населения, достаточно много. В этой

1 Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 76. 2/50.

связи, основываясь на опыте России, можно предположить, что игнорирование необходимости регламентации новых отношений и вызовов со стороны недобросовестных взыскателей долгов может сильно криминализировать их, что будет отражаться на социальном напряжении, экономике страны, внутри и внешнеполитической ситуации в целом.

Библиографический список

1. Алексеева Д. Г. Проблемы правового регулирования коллекторской деятельности / Д. Г. Алексеева, О. М. Иванов, С. В. Пыхтин // Приложение к журналу «Хозяйство и право». - 2015. - № 4. - С. 11-18.

2. Галкина Е. А. Правовое регулирование коллекторской деятельности в Великобритании / Е. А. Галкина // Вестник Российского университета кооперации. -2009. - № 1 (3). - С. 125-127.

3. Гусев Д. Н. Коллекторские агентства в Великобритании: история и опыт регулирования / Д. Н. Гусев // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии. - 2007. - № 5. - С. 11-15.

4. Екимов М. В. Коллекторская деятельность в Российской Федерации и США: понятие и правовое регулирование // Право и современные государства. -2012. - № 5. - С. 34-39.

5. Зеничев Н. А. Проблемы соблюдения законодательства в сфере коллекторской деятельности на примере Соединенных Штатов Америки / Н. А. Зеничев // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2014. -№ 8. - С. 44-47.

6. Зеничев Н. А. Использование незаконных тактик взыскания денежных средств коллекторскими агентствами и методы борьбы с ними в странах англо-саксонской правовой семьи / Н. А. Зеничев // Baikal Research Journal. - 2016. - Т. 7. - № 1.

7. Кусакин В. В. Сравнительно-правовой анализ уголовной ответственности за преступления против безопасности дорожного движения: опыт стран СНГ / В. В. Кусакин // Вестник ВУиТ. - 2018. - № 3. - С. 21-28.

8. Осипова М. А. Правовое регулирование коллекторской деятельности: Россия и зарубежный опыт / М. А. Осипова // Известия БГУ. - 2016. - № 5. - С. 793799.

9. Пыхтин С. В. Принципы добросовестной практики деятельности коллекторских агентств в Великобритании / С. В. Пыхтин // Международное публичное и частное право. - 2015. - № 3. - С. 33-36.

10. Рахимова А. М. Некоторые аспекты осуществления коллекторской деятельности в Казахстане / А. М. Рахимова // Вестник Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета. -2018. - № 1 (37). - С. 48-51.

11. Цепкова Т. М. Некоторые вопросы исполнительного производства российского и зарубежного законодательства / Т. М. Цепкова, С. А.Филиппов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2014. - № 2 (97). - С. 159-164.

Bibliograficheskij spisok

1. Alekseeva D. G. Problemy pravovogo regulirovaniya kollektorskoj deyatel'nosti / D. G. Alekseeva, O. M. Ivanov, S. V. Pyhtin // Prilozhenie k zhurnalu «Hozyajstvo i pravo». - 2015. - № 4. - S. 11-18.

2. Galkina E. A. Pravovoe regulirovanie kollektorskoj deyatel'nosti v Velikobritanii / E. A. Galkina // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperacii. - 2009. - № 1 (3). -S. 125-127.

3. Gusev D. N. Kollektorskie agentstva v Velikobritanii: istoriya i opyt regulirovaniya / D. N. Gusev // Reglamentaciya bankovskih operacij. Dokumenty i kommentarii. - 2007. - № 5. - S. 11-15.

4. Ekimov M.V. Kollektorskaya deyatel'nost'v Rossijskoj Federacii i SSHA: ponyatie i pravovoe regulirovanie // Pravo i sovremennye gosudarstva. - 2012. - № 5. -S. 34-39.

5. Zenichev N. A. Problemy soblyudeniya zakonodatel'stva v sfere kollektorskoj deyatel'nosti na primere Soedinennyh SHtatov Ameriki / N. A. Zenichev // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. - 2014. - № 8. -

S. 44-47.

6. Zenichev N. A. Ispol'zovanie nezakonnyh taktik vzyskaniya denezhnyh sredstv kollektorskimi agentstvami i metody bor'by s nimi v stranah anglo-saksonskoj pravovoj sem'i / N. A. Zenichev // Baikal Research Journal. - 2016. - T. 7. - № 1.

7. Kusakin V. V. Sravnitel'no-pravovoj analiz ugolovnoj otvetstvennosti za prestupleniya protiv bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: opyt stran SNG / V. V. Kusakin // Vestnik VUiT. - 2018. - № 3. - S. 21-28.

8. Osipova M. A. Pravovoe regulirovanie kollektorskoj deyatel'nosti: Rossiya i zarubezhnyj opyt / M. A. Osipova // Izvestiya BGU. - 2016. - № 5. - S. 793-799.

9. Pyhtin S. V. Principy dobrosovestnoj praktiki deyatel'nosti kollektorskih agentstv v Velikobritanii / S. V. Pyhtin // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. - 2015. - № 3. - S. 33-36.

10. Rahimova A. M. Nekotorye aspekty osushchestvleniya kollektorskoj deyatel'nosti v Kazahstane / A. M. Rahimova // Vestnik Kazahskogo gumanitarno-yuridicheskogo innovacionnogo universiteta. - 2018. - № 1 (37). - S. 48-51.

11. Cepkova T. M. Nekotorye voprosy ispolnitel'nogo proizvodstva rossijskogo i zarubezhnogo zakonodatel'stva / T. M. Cepkova, S. A.Filippov // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. -2014. - № 2 (97). - S. 159-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.