Научная статья на тему 'Правовое регулирование государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности. Уголовная ответственность за незаконную банковскую деятельность'

Правовое регулирование государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности. Уголовная ответственность за незаконную банковскую деятельность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
715
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности. Уголовная ответственность за незаконную банковскую деятельность»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННУЮ БАНКОВСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СЛ. Маркунцов

Кафедра уголовного права факультета права ГУ-ВШЭ, г. Москва

Процедура государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также лицензирование их деятельности - необходимое условие для осуществления законной предпринимательской деятельности.

В соответствии с российским законодательством под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются «акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях»1.

Под лицензированием понимаются «мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий»2.

Особенности государственной регистрации некоторых юридических лиц и лицензирования отдельных видов деятельности могут устанавливаться, помимо общих законов, специальными законами

1 Статья I Федерального закона от 08.08.2001 N° 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ от 13.08.2001, N? 33 (ч. 1). ст. 3431.

; Статья 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ (ред. от 23 12.2003) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ от 13.08 2001. N? 33 (ч. I). ст 3430

и подзаконными нормативно-правовыми актами. Более того, выдача лицензий на отдельные виды деятельности осуществляется только в соответствии со специальными нормативно-правовыми актами. Так, например, в соответствии с положениями ст. 44 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»3 и постановлением Правительства РФ «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовым рынкам»4 данная Федеральная служба осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. К таким видам деятельности в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» относятся порядка 20 видов деятельности. Среди них, в частности, деятельность кредитных организаций, биржевая деятельность, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и некоторые другие виды5.

Грамотное построение и четкое правовое регулирование процедур государственной регистрации и лицензирования — одно из условий стабильности экономики любого государства. Например, от правильного выбора механизма регистрации и лицензирования кредитных организаций и от принятия тех или иных решений в данной сфере может прямо зависеть стабильность всей банковской системы страны.

Кстати, вопрос о государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банков-

1 Статья 44 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-Ф3 (ред. от

29.06.2004) «О рынке ценных бумаг* // Собрание законодательства

РФ от 22.04.1996, N9 17, ст. 1918.

4 Пункт 5.3.3 постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 317 «Об утверждении положения о Федеральной службе по финан совым рынкам» // Российская газета от 6 июля 2004 г., № 142.

5 Пункт 2 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ (ред. от 23.12.2003) «О лицензировали отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ от 13 08.2001. N9 33 (ч.1), ст. 3430.

ской деятельности в различных странах решается по-разному. «Государственную регистрацию может осуществлять специально для этого созданный орган (например, вСША, Франции), иногда- центральный банк. Не исключаются варианты, при которых государстве] тую регистрацию осуществляет орган исполнительной власти, а лицензии выдает центральный банк»6. Специфическая система государственной регистрации и лицензирования кредитных организаций существует в Новой Зеландии. «С января 1996 года введен новый дерегулируемый режим банковского надзора.... Такая система возлагает ответственность за состояние финансового учреждения на его директоров, ... которые должны следить за соблюдением правил регистрации банков»7. Таким образом, существуют различные механизмы реализации процедур государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности.

Особый порядок государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности существует и в Российской Федерации. Он регламентируется, прежде всего, названным выше Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»*, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»9, Инструкцией ЦБ РФ «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдачи лицензии на осуществление банковской деятельности»10, а также иными нормативно-правовыми актами.

Статья 59 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банкс России)» гласит: «Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций..., выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их»".

* Вратко А. Г. Центральный банк в банковской системе России. -М., 2001. -С. 238.

7 Масленников ВВ. Зарубежные банковские системы. - М., 2001. -С. 360 - 361.

* Федеральный закон от 10.07.2002 N9 86-ФЗ (ред 29.07.2004) «О

Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ от 15.07.2002, № 28, ст. 2790.

' Глава 2 Федерального закона от 03.02.1996 № 17-ФЗ (ред. 29.06.2004) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ от 05.02.1996, № 6, ст. 492.

11 Инструкция ЦБ РФ от 14.01.2004 109-И «О порядке приня-

тия Банком России решения о государственной регистрации кредит-

ных организаций и выдачи лицензии на осуществление банковской деятельности» // Вестник Банка России от 20 февраля 2004 г., № 15.

1 Статья 59 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. 29.07.2004) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Ц Собрание законодательства РФ от 15.07.2002, № 28. ст. 2790.

Здесь же необходимо заметить, что Банк России не является федеральным органом исполнительной власти и вообще де-юре (de jure) государственным органом, что несколько противоречит законодательному определению понятия государственной регистрации. «Центральный банк и по закону, и по логике экономических отношений должен представлять банковскую систему на государственном уровне: он должен быть представителем банковской власти в системе разделения властей. Это означает, что на вершине всего построения денежной власти находится Центробанк — главный центр денежной власти. Речь идет о фактическом положении, которое определяет его место и роль в системе осуществления государственной власти в России. Однако Центральный банк Российской Федерации не является органом государственной власти»12.

В целях осуществления контроля за деятельностью кредитных организаций Банк России ведет Книгу учета государственной регистрации кредитных организаций. За государственную регистрацию взимается государственная пошлина. В соответствии со статистическими данными на 1 января 2005 г. было зарегистрировано 1516 кредитных организаций, из них — 1464 банка13. Динамика изменения количества кредитных организаций за последние 3 года отражена в табл. 1.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается кредитной организации только после ее государственной регистрации. За рассмотрение вопроса о выдаче лицензии Банком России взимается лицензионный сбор, размер которого не должен превышать 1 % от объявленного уставного капитала кредитной организации. Лицензия выдается на неограниченный срок. В ней указываются банковские операции, на осуществление которых имеет право получившая ее кредитная организация.

В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдачи лицензии на осуществление банковской деятельности» зарегистрированным кредитным организациям могут быть выданы лицензии следующих видов: лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечеиия во вклады денеж-

12 Ьратко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. - М.. 2001.-С. 140

" Подробнее см.. Отдельные показатели деятельности кредитных организаций // Бюллетень банковской статистики. - 2005. — № 1. - С. 82 - 83.

Таблица 1

Динамика изменения количества крсдстных организаций, зарегистрированных Банком России

Количество кредитных организаций Дата, на которую представлены статистические данные

01.01.2002 01.01.2003 01.01.2004 01.01.2005

Банков 1953 1773 1612 1464

Небанковских кредитных организаций 48 53 54 52

Всего: 2 001 1 826 1 666 1 516

ных средств физических лиц); лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций; лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозигно-кредитные операции14. Выданные Банком России лицензии подлежат учету в Реестре выданных лицензий. Данный Реестр подлежит опубликованию в «Вестнике Банка России» не реже одного раза в год.

Под лицензированием понимается не только процедура получения лицензии. Классическая система лицензирования деятельности банков включает следующие основные элементы:

лицензирование деятельности вновь создаваемых кредитных организаций (о чем достаточно подробно было рассмотрено выше); лицензирование деятельности действующих кредитных организаций в части получения дополнительных лицензий; контроль за созданием и деятельностью обособленных и внутренних подразделений кредитных организаций;

контроль и регистрация изменений в структуре собственности кредитной организации, величины ее уставного капитала, любых изменений в учредительных документах кредитной организации;

проверка правомерности участия в уставном капитале кредитной организации: деловая репутация учредителей, происхождение средств, используемых для формирования уставного

Пункты 8.2 и 8.3 Инструкции ЦБ РФ (уг 14.01.2004 № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдачи лицензии на осуществление банковской деятельности» // Вестник Банка России от 20 февраля 2004, № 15.

капитала, финансовая устойчивость участников капитала15.

Оценивая существующий порядок государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций в России, необходимо отметить, что по этому поводу существуют различные мнения. Все они так или иначе связаны с предложениями по адаптации различных (названных выше) механизмов осуществления данных процедур применительно к российской действительности. Пожалуй, самые радикальные взгляды поданному вопросу сводятся к тому, что «в условиях России государственная регистрация кредитных организаций и выдача им лицензий на осуществление банковских операций должна производиться не Банком России, а специально созданной правительственной организацией - Банковской комиссией... Ее подразделения в экономических регионах России могли бы ускорить и повысить качество регистрации, лицензирования и отзыва банковских лицензий с учетом запросов реальной экономики... Такой подход был бы более правильным с точкя зрения разделения властей и укрепления законности в банковской системе»16.

Необходимо отметить, что по вопросу государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности существует определенный отечественный опыт. Вполне понятно, что речь идет не о советском, а о дореволюционном периоде. «На основании постановления устава кредитного о порядке осуществления частных и общественных кредитных установлений (акционерных банков, обществ взаимного кредита, поземельных банков, городских кредитных обществ, частных ломбардов, ссудно-сбсрегатсльных товариществ, земских кредитных установлений и городских общественных банков) для открытия действий всех этих учреждений требуется предварительное рассмотрение и утверждение подлежащего властью

15 Котчмров М.А О лицензировании банковской деятельности //Деньги и кредит. - 2004. - № 5. - С. 40

16 кратко A.i. Центральный банк в банковской системе России. - М. 2001. - С. 239- 241.

(министром финансов или по его согласию с министром внутренних дел) представленного учредителями проекта устава»17. А в соответствии «с пунктом 4 статьи 1 правил о порядке открытия и содержания ссудных касс... лицо, желающее заниматься выдачей ссуд под заклады, обязано испросить на то разрешение: в Санкт-Петербурге — у градоначальника, в Москве и Варшаве - у обер-полицмейстера, а по остальным городам - у губернатора или градоначальника»'*. Таким образом, необходимо отметить, что в дореволюционной России существовал сравнительно упрощенный порядок государственной регистрации кредитных организаций. Отчасти это способствовало бурному развитию банковской системы в России в начале XX века, о чем свидетельствуют статистические данные, приведенные в табл. 219.

Для формирования четкого механизма государственной регистрации и лицензирования кредитных организаций необходимо заимствовать как зарубежный, так и отечественный опыт с учетом существующих экономических реалий развития государства. Причем для большей эффективности государство должно устанавливать как регулятивные, так и охранительные нормы в данной сфере. К последним относятся нормы финансовой ответственности для юридических лиц (Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»20), а также гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности для физических лиц.

История развития российского законодательства показывает, что меры уголовно-правовой ответственности претерпели существенные изменения вслед за изменением банковского законодательства.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. в ред. 1885 г., а также Уголовное уложение 1903 г. содержали достаточно широкий перечень статей с описанием конкретных составов

:7 Уголовное уложение 22 марта 1903 года / Издано Н.С. Тагам -нсвым.-СПб, 1904. - С. 455. :"Там же. - С. 456.

" Большая Советская Энмиклопедия. Т. 2 / Пол рел Л.М. Прохорова. - М., 1970. - С. 609.

2,1 Подробнее см. абз. 6 ст. 13 Федератьного закона от 03.02.1996 17-ФЗ (ред. 29.06.2004) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ от 5 февраля 1996 г., № 6, ст. 492.

экономических преступлений, которые включались в различные разделы Особенной части21.

В гл. XII Уложения о наказаниях содержались составы преступлений, регламентирующие ответственность за нарушение постановлений о кредите22. В частности, в ст. 1152 Уложения о наказаниях было установлено: «За открытие частного банка без дозволения правительства или без соблюдения предписанных законом для сего правил, виновные, сверх закрытия сего заведения, подвергаются денежному взысканию не выше 500 рублей»23.

В гл. XVI Уголовного уложения 1903 г. содержались составы преступлений, устанавливающие ответственность за нарушение постановлений о надзоре за промыслами и торговлей. Статей 318 этого уложения было установлено: «Виновный в открытии без соблюдения установленных правил или без надлежащего разрешения:

1. торгового или промышленного товарищества;

2. частного или общественного кредитного установления, банкирского заведения или меняльной лавки;

3. комиссионерской шш справочной;

4. ссудной кассы

наказывается арестом или денежною пенею не свыше 500 рублей»24.

В соответствии с Декретом ВЦИК от 14 декабря 1917 г. «О национализации банков»: «В интересах правильной организации народного хозяйства, в интересах решительного искоренения «банковой» спекуляции и всемерного освобождения рабочих, крестьян и веет трудящегося населения от эксплуатации «банковым» капиталом и в целях образования подлинно служащего интересам народа и беднейших классов единого народного банка Российской Республики, ЦИК постановляет: 1) Банковое дело объявляется государственной монополией; 2) Все ныне существующие частные акционерные банки и

51 Курс уголовного права Общая часть: Учебник для вузов. Т. 4 / Под ред. Г.Н. Борзсикова, В.С. Комиссарова - М., 2002 - С. 13 "Там же. - С. 15. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года / Издано Н.С. Таганцевым. - Петроград, 1916. - С. 759.

24 Уголовное уложение 22 марта 1903 года / Издано Н .С. Тагам-цевым. - СПб, 1904. - С. 453 - 454.

Таблица 2

Число банков и филиалов по состоянию на 1914 г.

Банки и филиалы Государственный банк Акционерные банки Общества взаимного кредита Городские банки Всего

Число банков 1 50 1108 761 1476

Число филиалов (вт. '1 за границей) 136 778 914

банкирские конторы объединяются с Государственным Банком....»25. Л в соответствии с Декретом СНК РСФСР от 26 января 1918 г. «О конфискации акционерных капиталов бывших частных банков»: «Акционерные капиталы бывших частных банков (основные, резервные и специальные) переходят к Государственному Банку Российской Республики на основах полной конфискации... Все банковские акции подл ежат немедлен ному представлению нынешни ми держателями в местные отделения Государственного Банка... Всякие сделки и акты по передаче банковских акций безусловно запрещаются. Участники этих запрещенных сделок и актов караются тюремным заключением на сроки до 3-х лет»26. Таким образом, уголовное законодательство советского периода не могло содержать положений об ответственности за незаконную банковскую деятельность.

Серьезные изменения в этой сфере произошли с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Частью 1 ст. 172 УК РФ уголовная ответственность была установлена за осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно или с нарушением условий лицензирования27, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. В 2003 г. в статью дважды вносились изменения Федеральным законом от 11.03.2003 N9 30-Ф3 и Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ. Последние изменения касались главным образом санкций данной статьи: наказания за данное деяние были значительно увеличены2*.

Норма ст. 172 УК РФ является специальной по отношению к норме ст. 171 УК РФ, а состав преступления, предусмотренный данной статьей УК РФ, - специальный в отношении состава незаконного предпринимательства. «Незаконная банковская де-я гельностьестьспецифическая разновидность предпринимательской деятельности»24. Предполагается,

"Декрет ВЦИК от 14 декабри 1917 г. «О национализации банков» (утратил силу) // Газета Рабочего и Крестьянского Правительства ог 17 декабри 1917 г., № 35.

* Пункты 1, 3 и бДекрета СНК РСФСР от 26 января 1918г. «О конфискации акционерных капиталов бывших частных банков» (утратил силу) // Газета Рабочего и Крестьянского Правительства от 26 январи 1918 г.. № 18.

В ред. Федерального закона от 11.03.2003 № 30-Ф3: «с нарушением лицензионных требований и условий». См. ст. 1 Федерального закона от 11.03 2003 № ЗО-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 17 марта 2003 г.. N9 11. ст. 954.

2" Пункт % ст. 1 Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации-» // Собрание законодательства РФ от 15 декабри 2003 г.. № 50. ст. 4848

* Наумов A.B. Российское уголовное право. Курс лекций. В двух томах. Особенная часть. Т. 2. - М.. 2004. - С. 276.

что факт выделения в самостоятельный состав преступления - незаконной банковской деятельности

- свидетельствует о важности охраны соответствующих общественных отношений на данном этапе экономического развития. Об этом же свидетельствует ужесточение санкций данной статьи на фоне общей политики гуманизации уголовного закона. «Общественная опасность рассматриваемого преступления состоит в том, что его совершение нарушает установленный порядок ведения банковской деятельности, а также причиняет существенный вред материальным интересам фаждан и юридических лиц, пользующихся банковскими услугами»*0.

Объектом данного преступления является установленный законом порядок осуществления банковской деятельности. Объективная сторона характеризуется следующими действиями: I) осуществление банковской деятельности без регистрации или 2) осуществление банковской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда оно обязательно, или 3) осуществление банковской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий. Названные выше действия образуют состав преступления, если сопряжены с причинением ущерба гражданам, организациям или государству или с извлечением прибыли в крупном размере, т. с. «в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей»31. Весьма интересным является toi факт, что в диспозицию нормы ст. 171 УК РФ Федеральным законом от 25.06.2002 N° 72-ФЗ были внесены изменения, но этого не произошло с диспозицией ст. 172 УК РФ. Речь идет о том, что диспозиция ст. 171 УК РФ была расширена за счет таких действий, как «представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения»32.

В 1997 г было зарегистрировано 33, в 1998 г. - 79, в 1999 г. - 52, в 2000 г. - 79, в 2001 г. - 81 случай незаконной банковской деятельности33, в 2002 г. — 34 случая таких преступлений. Для сравнения, в 1997 г. было зафиксировано 3 882, в 1998 г. - 5 306, в 1999 г.

- 6 415, в 2000 г. - 8 538, в 2001 г. - 7 428 случаев незаконного предпринимательства34, в 2002 г. - 4 972 слу-

Vl Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. - М., 1998. - С. 155.

11 Примечание к ст. 169 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 № 187-ФЗ) // Собрание законодательства РФ от 17 июня 1996 г.. №25, ст. 2954.

12 Статья I Федерального закона от 25.06.2002 № 72-ФЗ «О внесении изменений в статьи 169 и 171 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 1 июля 2002 г., №26, ст. 2518.

" Наумов A.B. Российское уголовное право: Курс лекций: В 2 т. Т. 2. Особенная часть. - М., 2004. - С. 276.

м Там же. - С. 266-267.

Таблица 3

Статистика количества зарегистрированных случаев незаконной банковской деятельности

Год регистрации преступлений Число зарегистрированных случаев незаконной банковской деятельности (ст. 172 УК РФ) Удельный вес преступлений, предусмотренных ст. 172 УК РФ (в %У Число зарегистрированных случаев незаконного предпринимательства (ст. 171 УК РФ)

1997 33 0,85 3882

1998 79 1,47 5306

1999 52 0,80 6415

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2000 79 0,92 8538

2001 81 1.08 7428

2002 34 0,68 4972

'За 100 % взято общее количество преступлений, предусмотренных ст. 171 и 172 УК РФ.

чая таких преступлений. Данные, характеризующие количество зарегистрированных случаев незаконной банковской деятельности, представлены в табл. 3.

Сопоставляя приведенные выше статистические данные, необходимо отметить, что число зарегистрированных случаев незаконной банковской деятельности ежегодно в среднем составляет от 0,7 до 1,5 % от общего числа случаев незаконной предпринимательской деятельности. Всего же с 1997 по 2002 гг. было зарегистрировано 358 случаев незаконной банковской деятельности. Что свидетельствуют о сравнительной востребованности ст. 172 УК РФ. Аналогичные нормы существуют и в некоторых других странах, в частности УК КНР содержит ст. 174, устанавливающую ответственность за «самовольное... создание коммерческого банка или иной финансовой структуры»35. Однако есть основания полагать, что с переходом на качественно новый уровень рыночных отношений исчезнет необходимость применения уголовных санкций в данной сфере правового регулирования.

Кстати, специальные статьи о незаконном предпринимательстве и незаконной банковской деятельности отсутствуют в уголовном законодательстве стран с развитой рыночной экономикой, например, подобные составы преступлений не содержатся в нормах УК США, Германии, Франции, Дании, Швеции и др.

Делая краткий вывод из изложенного выше, следует констатировать:

во-первых, государственная регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности регулируются как общими, так и специальными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами; во-вторых, основным участником процедуры государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности является Банк России, который не является органом государственной власти; в-третьих, с марта 2004 г. данная процедура регламентируется, помимо прочих нормативных актов, Инструкцией ЦБ РФ «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдачи лицензии на осуществление банковской деятельности», которой, в частности, устанавливаются 5 видов лицензий, выдаваемых банкам и небанковским кредитным организациям; в-четвертых, для большей эффективности процедур государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности государство устанавливает не только регулятивные, но и охранительные нормы в данной сфере, к каковой относится ст. 172 УК РФ, устанавливающая ответственность за незаконную банковскую деятельность.

и Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / Пол ред. Д.И. Коробеева; пер.Д.В. Вичикова. - СПб. 2001. - С. 115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.