Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
564
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / CATEGORY OF LEGAL REGULATION / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / SYSTEM OF PUBLIC SERVICE / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА / PUBLIC LAW-ENFORCEMENT SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савушкин Сергей Михайлович

В статье рассматриваются вопросы, связанные с правовым регулированием государственной правоохранительной службы, а также факторы, влияющие на её становление и развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Савушкин Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the public law-enforcement service

In the article the questions connected with legal regulation of the public law-enforcement service, and also the factors influencing its formation and development are considered.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -2011. - № 23. - 06 июня.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Public service in Russia and abroad

УДК 343.83

С. М. Савушкин ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

S. M. Savushkin

LEGAL REGULATION OF THE PUBLIC LAW-ENFORCEMENT SERVICE

В статье рассматриваются вопросы, связанные с правовым регулированием государственной правоохранительной службы, а также факторы, влияющие на её становление и развитие.

In the article the questions connected with legal regulation of the public law-enforcement service, and also the factors influencing its formation and development are considered.

Ключевые слова: категория правового регулирования, система государственной службы, государственная правоохранительная служба.

Key words: category of legal regulation; system of public service; public law-enforcement service.

Категория правового регулирования позволяет глубже познать юридическую часть государственной надстройки, раскрыть органическое единство всех правовых явлений и одновременно определить место каждого из них в системе юридического воздействия.

В общем виде категория правового регулирования отражает социальное назначение, служебную роль права как одного из важнейших организующих факторов в системе социального управления общественными отношениями. В юридической литературе достигнуто единое понимание правового регулирования как совокупности различных форм и средств юридического воздействия государства на поведение участников общественных отношений, осуществляемого в интересах всего общества или определённого коллектива с целью подчинить поведение отдельных субъектов установленному в обществе правопорядку.

Становление и развитие единой системы государственной службы Российской Федерации как объекта правового регулирования зависит от качественного преобразования нормативно-правовой базы военной и правоохранительной службы. Укрепление взаимосвязи государственной гражданской службы и государственной службы Российской Федерации других видов, а также государственной и муниципальной служб, которая, в свою очередь, является одной из важнейших задач развития государственной службы.

Источниками правового регулирования построения, функционирования и развития государственной службы являются: Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы связана с введением ряда правовых ограничений для лиц, состоящих на ней, а всякое ограничение прав личности допускается только по федеральному закону.

Конституция РФ устанавливает, что федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации. Конституция РФ в прямой форме не затрагивает вопрос о государственной службе субъектов РФ, но, относя к ведению Российской Федерации лишь федеральную государственную службу, тем самым предрешает, что государственная служба субъектов РФ находится в их ведении.

В условиях осуществления политической и экономической реформ судьба российской государственности во многом предопределяется демократическим обновлением государственного аппарата, института государственной службы, в том числе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Анализ правоприменительной практики федерального закона о государственной гражданской службе, который провели эксперты Госдумы в 2006 г., показал, что все проблемы можно разделить на четыре блока.

1. Отсутствие на федеральном уровне нормативных правовых актов, которые должны быть приняты в развитие отдельных норм данного Закона.

2. Наличие внутренних противоречий отдельных положений этого Закона, неоднозначное их толкование, противоречивость отдельных формулировок.

3. Недостаточное регулирование указанным Законом отдельных вопросов поступления, прохождения и увольнения с гражданской службы.

4. Слабая адаптация рассматриваемого Закона к особым условиям государственной службы в законодательных и судебных органах государственной власти1.

С точки зрения И. Н. Барница, для качественных преобразований системы государственной службы необходимо учитывать специфику военной и правоохранительной службы как особых видов государственной службы, что связано с их назначением в системе государственного управления, их правовым статусом2. Это порождает существенные различия в организации и функционировании военной и правоохранительной службы, в требованиях к кадрам, организации процесса прохождении службы и других правовых аспектах.

1 См.: Лобанов В. В. Современные административные реформы : монография. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. - С. 215.

2 См.: Барциц И. Н. О концептуальных направлениях развития системы государственной службы Российской Федерации // Журн. рос. права. - 2008. - № 6. - С. 25.

Развитие правоохранительной службы идет значительно медленнее, чем гражданской, так как недостаточно законодательных актов, регулирующих этот процесс. В связи с возникновением во многих правоохранительных органах различных видов государственной службы следует более чётко определить принципы и механизмы их взаимодействия, правовую характеристику разных категорий работников (сотрудников, гражданских служащих, гражданского персонала, обслуживающих работников и др.), специфику их правового и социального статуса.

По мнению 94 % сотрудников уголовно-исполнительной системы, целесообразно совершенствовать нормативное регулирование вопросов поступления, прохождения и прекращения службы.

В области совершенствования нормативно-правового регулирования государственной службы и службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы разработано и принято множество нормативно-правовых актов как ведомственного, так и федерального уровня. На данном этапе развития российской государственности и российского гражданского общества требуется намного более динамичное принятие нормативно-правовых актов. Государственная служба любого государства является «кровеносной системой» государства. Безусловно, в первую очередь государственную службу стимулирует и подталкивает к прогрессу её нормативно-правовое регулирование.

За истекшие годы были предприняты шаги по укреплению законодательной и нормативной правовой базы государственной правоохранительной службы в соответствии с требованиями федеральных законов о государственной службе по вопросам, непосредственно касающимся правоохранительной службы. В настоящее время осуществляется ряд практических мероприятий. Однако одним из существенных недостатков организации этой работы является то, что она пока в основном проводится на ведомственном уровне, без законодательного закрепления новых стратегий и крупных организационных мероприятий. В большей степени совершенствование законодательной базы направлено лишь на приведение её в соответствие с законодательством.

Взаимосвязь видов государственной службы поддерживается правовыми положениями, касающимися основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий, системой ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации, общих для всех видов государственной службы. Взаимосвязь государственной гражданской службы и государственной службы иных видов устанавливается также и посредством учёта стажа государственной службы Российской Федерации.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» закрепил необходимость разработки самостоятельного федерального закона о правоохранительной службе Российской Федерации, определяющего основные положения организации и функционирования правоохранительной службы Российской Федерации.

Особая значимость совершенствования правовой базы обусловливается тем, что законность основана прежде всего на строгом и точном исполнении всеми членами нашего общества норм действующего законодательства. В то же время правовое положение лиц, обеспечивающих выполнение важнейших правоохранительных функций государства в системе государственной службы этого государства, пока в должной мере не определено.

Практика свидетельствует, что развитие правоохранительной службы как правового института может быть эффективным лишь в том случае, если оно осуществляется на основе соответствующих механизмов и методов правового регулирования правоохранительной службы.

Становление и развитие правоохранительной службы как организационно-правового института осуществляется главным образом за счёт совершенствования системы правовых предписаний. Именно за счёт нормативно-правовой базы представляется возможным укрепить правовой статус сотрудников правоохранительной службы, упорядочить прохождение ими службы, облегчить приобретение необходимых знаний, умений и навыков, усилить стимулы к труду, а в необходимых случаях - применить меры дисциплинарной и иной ответственности. Эти вопросы неоднократно обсуждались на научных конференциях различного уровня, в том числе международного.

Государственная правоохранительная служба в УИС имеет ряд существенных особенностей по сравнению с другими видами государственной службы. Выражается это в том, что сотрудники УИС работают с особой категорией граждан - осуждёнными, которые совершили преступления; в особых условиях прохождения службы, её правовой регламентацией; служебной дисциплиной; порядком приёма и прохождения.

Главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования, а также повышения его эффективности - это интересы не только служащих учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а в первую очередь всех граждан государства. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть социально ценным по своей природе, создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности.

На современном этапе развития государственной правоохранительной службы можно выделить следующие проблемы правового регулирования: отсутствие последовательности в принятии нормативно-правовых актов, отсутствие системы управления государственной службы, неэффективное взаимодействие видов государственной службы и т. д. Данные проблемы не могут способствовать развитию уголовно-исполнительной системы РФ.

Литература

1. Барциц И. Н. О концептуальных направлениях развития системы государственной службы Российской Федерации // Журн. рос. права. - 2008. - № 6.

2. Лобанов В. В. Современные административные реформы : монография. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

УДК 331.2

Т. Н. Коголь, О. В. Анцибалова СИСТЕМА ОПЛАТЫ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (ГЕРМАНИЯ, США)

T. N. Kogol', O. V. Ancibalova THE SYSTEM OF LABOUR REMUNERATION AND MOTIVATION FOR PUBLIC SER VANTS IN SOME FOREIGN COUNTRIES (GERMANY, USA)

В статье рассматриваются вопросы стимулирования деятельности государственных гражданских служащих в Германии и США, анализируется система оплата труда государственных гражданских служащих, социально-экономические гарантии, предоставляемые государственным гражданским служащим.

The article covers issues of stimulation of the activities of civil servants in Germany and the United States, analyses the system of remuneration of labour of civil servants, social-economic guarantees provided by the state civil servants.

Ключевые слова: система оплаты труда, государственные гражданские служащие, социально-экономические гарантии.

Key words: system ofpayment for labour, civil servants, social-economic guarantees.

В условиях современного крупномасштабного реформирования всей системы социального обеспечения сотрудников правоохранительных служб, определения основных направлений дальнейшего совершенствования системы социальных гарантий и социальных выплат служащим правоохранительной службы необходимым и небезынтересным представляется обращение к опыту развития и совершенствования систем оплаты труда и социальной защиты сотрудников правоохранительных органов зарубежных стран.

Анализ зарубежного опыта в отношении систем оплаты и стимулирования труда, а также социального обеспечения государственных служащих, в том числе служащих правоохранительных органов, показывает, что системы оплаты труда госслужащих и системы их социальной защиты отличаются друг от друга. Это зависит от исторического опыта, правовой и экономической системы страны, традиций.

В зависимости от того, какая модель государственной службы принята в стране, карьерная или позиционная, исследователи выделяют две системы оплаты труда, материального стимулирования и социального обеспечения государственных служащих.

Государственная служба в странах с карьерной системой основывается на принятых несколько столетий назад традиционных принципах чиновничества, когда государство берёт на себя обязательства по социальному и материальному обеспечению своих служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.