Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
МИХАЙЛОВА Наталья Владимировна
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты правового регулирования общественных отношений. Особое внимание уделяется анализу системы нормативных правовых актов, регулирующих государственно-церковные отношения в Российской Федерации. Определен круг наиболее важных актов по данному вопросу. Отмечается значение конституционных принципов свободы совести и светскости государства. Выявлены некоторые проблемы реализации законодател ьства.
Annotation. This article examines the theoretical aspects of legal regulation of social relations. Special attention is paid to the analysis of the regulatory legal acts regulating state-Church relations in the Russian Federation. Defined range of the most important acts on this issue. Notes the importance of constitutional principles offreedom of conscience and secularity of the state. Identified some problems of implementation of legislation.
Ключевые слова: государство, церковь, правоотношения, нормативный правовой акт, закон, свобода совести.
Keywords: the state, church, legal, regulatory legal act, the law, freedom of conscience.
Одной из основных классических функций права является регулятивная, призванная упорядочивать общественные отношения, придавать им характер правовых. Данная функция осуществляется посредством механизма правового регулирования как целенаправленного воздействия права на общественные отношения с помощью системы правовых средств, позволяющих претворять в жизнь содержащиеся в нормах права правила поведения1. Несмотря на динамику функций права и признаваемый современными учеными их контекстуальный характер, регулятивная функция права, которая относится к числу его внутренних функций, остается неизменной по своей сущности2.
Одной из сфер правового регулирования выступает сфера государственно-церковных отношений. Эти отношения в современных условиях, как отмечают исследователи, наполняются новым юридическим содержанием3.
Государственно-церковные отношения в современной России возникают по ряду различных направлений и вопросов: социальная помощь, образование, сохранение культурных
1 Венгеров А.Б. Теория государства и права : учеб. М. : Омега-Л, 2002. С. 223.
2 Пашенцев Д.А. Теория функций права в контексте современной методологии // Государство и право. 2016. № 9. С. 89.
3 Дорская А.А. Государственно-конфессиональные отношения: проблема субъектного состава // Правовая инициатива. 2014. № 2. С. 4.
ценностей и т. д. Данные отношения регулируются различными правовыми нормами, которые устанавливают государственный режим Российской Федерации и правовой статус Русской православной церкви (далее - РПЦ) как религиозной организации, порядок их взаимодействия, правовой режим церковного имущества, сферы деятельности церковных организаций и т. д.
Основными правовыми источниками, регулирующими современные государственно-церковные отношения в Российской Федерации, являются Конституция РФ и Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». Русская православная церковь как юридическое лицо имеет общий правовой и специальный правовой статус. Рассматривая общий правовой статус, следует отметить ч. 4 ст. 13 и ст. 30 Конституции РФ, которые устанавливают право на сознание объединений граждан и их равенство перед законом. К общему правовому статусу относятся нормы ГК РФ, иного действующего законодательства, устанавливающие общие для всех некоммерческих организаций, зарегистрированных в форме юридического лица, права и обязанности, в том числе иметь собственную печать и бланк, осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, приобретать и отчуждать
имущество, выступать истцом и ответчиком в суде и иные.
Специальный правовой статус РПЦ установлен рядом нормативных правовых актов. Конституция РФ содержит несколько фундаментальных положений. В первую очередь ст. 14 устанавливает светский характер государства: Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Необходимо отметить, что в Конституции РФ термины «свобода совести» и «свобода вероисповедания» указаны через запятую, следовательно, имеет место перечисление, а не отождествление.
Статья 123.26 содержит общие положения о религиозных организациях (объединениях): признается добровольность таких объединений для совместного исповедания и распространения веры. Отдельного внимания заслуживает ст. 123.28 ГК РФ, затрагивающая вопросы имущества религиозных организаций: подтверждается право собственности на созданное, приобретенное и пожертвованное имущество, определен особый статус богослужебного имущества, что свидетельствует о специальной правовой охране указанного имущества, заключающейся, в частности, в невозможности обратить по требованию кредиторов на него взыскания. В ГК РФ презюмируется, что перечень такого имущества определяется в порядке, установленном законом о свободе совести и о религиозных объединениях.
Ключевым законом, в соответствии с которым осуществляется регулирование деятельности религиозных организаций, является Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», преамбула которого содержит признание от имени государства особой роли православия в истории России, а также уважение к христианству как неотъемлемой части исторического наследия народов России. Статья 4 содержит перечень запретов для государства в отношении религиозных организаций. На органы государственной власти
возлагается обязанность обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Государство может предоставлять налоговые и иные льготы, оказывать финансовую, материальную и другую помощь Церкви в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с федеральным законодательством об образовании.
Статья 21 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» рассматривает общие вопросы права собственности РПЦ как религиозной организации. Данная статья была приведена в соответствие с концепцией и нормами Федерального закона от 30 ноября 2010 г. № 327-Ф3 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», устанавливающего порядок безвозмездной передачи Церкви в собственность или безвозмездное пользование имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной или муниципальной собственности.
Трудовой кодекс РФ в гл. 54 устанавливает особенности регулирования труда работников в религиозных организациях. Так, сторонами по трудовому договору выступают религиозная организация и лицо, достигшее к моменту заключения договора 18 лет. Такому работнику устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени - не более 40 часов в неделю. В случаях, установленных договором, работник несет полную материальную ответственность. Статья 343 ТК РФ отмечает и придает правовое значение внутренним установлениям религиозной организации, что в целом соответствует положениям Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», в соответствии со ст. 15 которого государство уважает внутренние установления Русской православной церкви. Однако такое уважение имеет место только в случае строгого соответствия данных установлений с действующим законодательством РФ. К таким установлениям можно отнести Устав РПЦ как религиозной организации, а также систему церковного (канонического) права, которая весьма разнообразна. Среди современ-
Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ных источников РПЦ особый интерес представляет такой документ, как Основы социальной концепции Русской православной церкви4. В его преамбуле указано, что он отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом, в частности, глава III Основ социальной концепции устанавливает принципы и виды таких взаимоотношений (или «соработничества»), объясняет природу как государства, так и Церкви, а также их значение в современном мире.
Однако, вступая в диалог с РПЦ, органы государственной власти и должностные лица обязаны руководствоваться прежде всего нормами закона и подзаконных правовых актов.
Нормативные документы Президента РФ возглавляют иерархию подзаконных актов. По вопросам государственно-церковных отношений Президент РФ на основании ст. 90 Конституции РФ издает указы и распоряжения. В конституционном праве существует общий подход при разграничении сфер, по которым Президентом России издаются указы и распоряжения. Так, С.А. Авакьян полагает, что указы используются для нормативного регулирования либо для реализации наиболее важных полномочий Президента РФ по отношению к гражданам Российской Федерации (например, Указ Президента РФ от 14 марта 1996 г. № 378 «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий», или Указ от 12 июля 2012 г. № 969 «О предоставлении священнослужителям права на получение отсрочки от призыва на военную службу»), в то время как распоряжения являются актами более конкретного характера. Однако сам автор замечает, что до последнего времени в отношении распоряжений было немало исключений, состоящих в том, что Президент РФ издает их как нормативные акты, особенно в области статуса различных подразделений Администрации Президента РФ5. Так, на основании Распоряжения Президента РФ от 2 августа 1995 г. № 357-рп «Об утверждении Положения о Совете по взаимодействию с религиозными
4 Собрание документов Русской православной церкви. М. : Изд-во Московской Патриархии, 2015. Т. 2. Ч. 2 : Деятельность Русской православной церкви. С. 103.
5 Авакьян С.А. Конституционный лексикон: государственно-правовой терминологический словарь. М. : Юстицин-форм, 2015. С. 606.
объединениями при Президенте Российской Федерации и его состава» был образован соответствующий консультативный орган, к функциям которого отнесено предварительное рассмотрение вопросов и подготовка предложений для Президента РФ, касающихся взаимодействия Президента РФ с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества. В 2001 и 2004 гг. в данное Положение вносятся изменения на основании Распоряжения Президента РФ от 17 марта 2001 г. № 133-рп «О Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации».
Акты Правительства РФ, как правило, издаются во исполнение принятых ранее федеральных законов. Так, выше нами отмечался Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Для практической реализации норм указанного закона потребовалось принятие ряда подзаконных нормативных правовых актов, среди которых можно отметить Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2011 г. № 324 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на осуществление отдельных полномочий в целях реализации Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"», а также Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1226 «Об утверждении Правил формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности».
Акты Правительства России могут издаваться также в целях реализации указов Президента РФ. Так, выше нами отмечался Указ от 12 июля 2012 г. N 969 «О предоставлении священнослужителям права на получение отсрочки от призыва на военную службу», во исполнение которого Правительством РФ принято Постановление от 4 октября 2012 г. № 1004 «Об утверждении Правил предоставления священнослужителям права на получение отсрочки от призыва на военную службу и Правил прохождения священнослужителями специальной подготовки, необходимой для исполнения обязанностей по должности помощ-
ника командира (начальника) по работе с верующими военнослужащими».
Особую группу составляют акты федеральных органов исполнительной власти: федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств. В настоящее время в сфере правоотношений государства и РПЦ существует внушительный перечень актов, издаваемых соответствующими ведомствами, например, Приказ Минюста РФ от 16 февраля 1998 г. № 19 «Об утверждении Правил рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции Российской Федерации», Приказ Ростехнадзора от 31 августа 2010 г. № 845 «Об организации и проведении государственной экологической экспертизы проектной документации на строительство объекта "Культовый комплекс Московской Патриархии"» и др.
Следует признать, что существуют проблемы в области государственно-церковных отношений, связанные с неоднозначностью или неопределенностью терминов, используемых в нормативных правовых актах. Так, термин «традиционная религия», не имеющий законодательного определения, довольно часто используется в юридической литературе и со временем стал указываться в актах органов государственной власти, например:
1) Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации», в котором признается важность роли традиционной религии в воспитании чувства уважения и доверия между народами, веротерпимости; поддержки миротворческой деятельности духовенства всех вероисповеданий, его усилий, направленных на укрепление межнациональ-
ного согласия и сохранение целостности Российского государства;
2) Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», в котором среди основных направлений развития медико-социальной реабилитации больных наркоманией в Российской Федерации выделено формирование правовых основ, обеспечивающих использование потенциала традиционных религиозных конфессий;
3) Закон г. Москвы от 23 сентября 2009 г. № 37 «О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы», в котором определено, что безвозмездная помощь, выраженная в приобретении религиозной утвари и литературы, оказывается только тем религиозным общинам, которые являются традиционными для России.
Термин «традиционная религия» в ряде случаев используется для выделения значимости той или иной религии, что является неверным пониманием конституционного принципа равного отделения всех религиозных объединений от государства.
Подводя итог, следует признать, что область государственно-церковных отношений регулируется широким кругом как законных, так и подзаконных нормативных правовых актов. Также государство, уважая внутренние установления РПЦ, требует, чтобы такие установления соответствовали закону. Однако анализ рассмотренных подзаконных актов и актов регионального уровня позволяет определить проблему скрытого несоответствия ряда норм Конституции РФ в силу неоднозначности понимания принципов свободы совести и светскости государства.
Библиографический список
1. Авакьян, С.А. Конституционный лексикон: государственно-правовой терминологический словарь. - М. : Юстицинформ, 2015.
2. Венгеров, А.Б. Теория государства и права : учеб. - М. : Омега-Л, 2002.
3. Дорская, А.А. Государственно-конфессиональные отношения: проблема субъектного состава // Правовая инициатива. - 2014. - № 2.
4. Пашенцев, Д.А. Теория функций права в контексте современной методологии // Государство и право. - 2016. - № 9.
5. Собрание документов Русской православной церкви. - М. : Изд-во Московской Патриархии, 2015. - Т. 2. - Ч. 2 : Деятельность Русской православной церкви.