Научная статья на тему 'Правовое регулирование гарантийных и компенсационных выплат работникам в трудовом праве Российской Федерации'

Правовое регулирование гарантийных и компенсационных выплат работникам в трудовом праве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3961
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LEGAL REGULATION OF GUARANTEE AND COMPENSATION PAYMENTS / GUARANTEE AND COMPENSATION PAYMENTS / EMPLOYEES / INTERNATIONAL LABOUR ORGANISATION CONVENTIONS / LABOUR LAW / LABOUR LEGISLATION / MINIMUM WAGE / DECENT STANDARD OF LIVING / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГАРАНТИЙНЫХ И КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ РАБОТНИКАМ / ГАРАНТИЙНЫЕ И КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ РАБОТНИКАМ / КОНВЕНЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА / ТРУДОВОЕ ПРАВО / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА / ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мартынова Татьяна Николаевна, Сгибнева Ольга Валериевна

Настоящая статья посвящена вопросам правового регулирования гарантийных и компенсационных выплат работникам в соответствии с нормами международного трудового права и трудового законодательства Российской Федерации. В публикации поднимается актуальный вопрос об ограничении Российской Федерацией своих обязательств в части гарантий и компенсаций, касающихся оплаты труда в связи с отказом от ратификации некоторых международных правовых актов Международной организации труда (либо отдельных их норм), либо принятия на себя минимальных обязательств в отношении оплаты труда. Так, Российской Федерацией не ратифицирован пункт 1 статьи 4 Европейской социальной хартии, предусматривающий право работников на вознаграждение, которое обеспечит им и их семьям достойный жизненный уровень. Российская Федерация также не участвует в Конвенции МОТ № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран», которая гарантирует защиту работающих по найму лиц от неоправданно низкой заработной платы. Таким образом, указанные обстоятельства не способствуют надлежащей защите прав работников на достойное вознаграждение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the guarantee and compensation payments to employees in labour law of the Russian Federation

This article is devoted to legal regulation of the guarantee and compensation payments to employees in accordance with the terms of the international labour law and the labour legislation of Russia. The publication raises an important question on the limitation of the Russian Federation of its obligations in terms of guarantees and compensations because of not ratifying some Conventions of the International Labour Organisation on providing minimum obligations in salary. Thus, the Russian Federation has not ratified paragraph 1 of article 4 of the European Social Charter providing for the right of employees to wages such as those which give them and their families a decent standard of living. The Russian Federation is not involved in ILO Convention # 131 concerning minimum wage fixing, with special reference to developing countries, which guarantees the protection of employees from unduly low wages. Thus, these circumstances do not facilitate adequate protection of the rights of employees to decent wages.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование гарантийных и компенсационных выплат работникам в трудовом праве Российской Федерации»

УДК 349.2

Мартынова Татьяна Николаевна

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

[email protected]

Сгибнева Ольга Валериевна

кандидат юридических наук Московский политехнический университет [email protected]

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГАРАНТИЙНЫХ И КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ РАБОТНИКАМ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящая статья посвящена вопросам правового регулирования гарантийных и компенсационных выплат работникам в соответствии с нормами международного трудового права и трудового законодательства Российской Федерации. В публикации поднимается актуальный вопрос об ограничении Российской Федерацией своих обязательств в части гарантий и компенсаций, касающихся оплаты труда в связи с отказом от ратификации некоторых международных правовых актов Международной организации труда (либо отдельных их норм), либо принятия на себя минимальных обязательств в отношении оплаты труда.

Так, Российской Федерацией не ратифицирован пункт 1 статьи 4 Европейской социальной хартии, предусматривающий право работников на вознаграждение, которое обеспечит им и их семьям достойный жизненный уровень. Российская Федерация также не участвует в Конвенции МОТ № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран», которая гарантирует защиту работающих по найму лиц от неоправданно низкой заработной платы. Таким образом, указанные обстоятельства не способствуют надлежащей защите прав работников на достойное вознаграждение.

Ключевые слова: правовое регулирование гарантийных и компенсационных выплат работникам, гарантийные и компенсационные выплаты работникам, Конвенции Международной организации труда, трудовое право, трудовое законодательство, минимальный размер оплаты труда, достойный уровень жизни.

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) к категории важнейших прав и свобод человека и гражданина относятся: право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и на защиту от безработицы.

Одной из мер защиты конституционных прав работников, а, следовательно, и реализации указанной статьи служат установление трудовым законодательством гарантий и компенсаций работникам. Так, установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, защита прав и интересов работников и работодателей признаются целями трудового законодательства (абз. 1 ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ)).

Действующее законодательство в сфере труда не конкретизирует отдельные виды гарантий, однако традиционно ученые выделяют гарантии материальные (денежные) и процессуальные (не денежные) [5, с. 20], которые наступают при определенных «условиях», указанных в трудовом законодательстве. Некоторые авторы процессуальные гарантии называют организационными [4, с. 397], а материальные - имущественными [1, с. 213].

Таким образом, понятие «гарантии» шире, чем понятие «гарантийные выплаты», так как включает в себя и процессуальные (не денежные) гарантии, тогда как компенсации и компенсационные выплаты - это тождественные понятия, так как компенсации - это всегда денежные выплаты. В настоящей

статье авторы будут рассматривать только правовое регулирование материальных гарантий и компенсаций - гарантийных и компенсационных выплат.

Правовое регулирование гарантийных и компенсационных выплат работникам в Российской Федерации осуществляется нормативными правовыми актами различной юридической силы: международными правовыми актами, ТК РФ, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателей.

Ч. 4 ст. 15 Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

При этом следует иметь в виду, что если нормы международного акта улучшают положение работников, национальное законодательство должно быть приведено в соответствие с ними; если же российский закон предоставляет больше гарантий по сравнению с международным актом, сохраняется действие российского законодательства.

К международным правовым актам, опосредованно регулирующим гарантийные и компенсационные выплаты работникам, можно отнести акты, регулирующие вопросы оплаты труда и времени отдыха.

В рамках международного трудового права вопросы оплаты труда были затронуты еще в момент

192

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2016

© Мартынова Т.Н., Сгибнева О.В., 2016

создания Международной организации труда (далее - МОТ). В преамбуле к Уставу МОТ указывается на необходимость улучшения условий труда путем, помимо прочего, «гарантии заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни».

Европейская социальная хартия, допускающая ратификацию отдельных ее статей, в первой части, обязательной к принятию каждым ратифицирующим государством, в качестве декларации целей, к которым оно должно стремиться, предусматривает право на «справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания достойного уровня жизни самих работников и их семей».

Так, в соответствии со ст. 4 Европейской социальной хартии, в целях обеспечения эффективного осуществления права на справедливое вознаграждение стороны обязуются:

1) признать право трудящихся на вознаграждение, которое позволит обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни;

2) признать право трудящихся на повышенную оплату за сверхурочную работу, за исключением некоторых особых случаев;

3) признать право трудящихся мужчин и женщин на равную оплату за труд равной ценности;

4) признать за всеми трудящимися право на получение в разумные сроки заблаговременного уведомления о прекращении их работы по найму;

5) разрешать вычеты из заработной платы только с соблюдением условий и в объеме, который предусмотрен национальным законодательством или правилами, либо установлен в коллективных договорах или решениях арбитража.

Следует отметить, что Россией были ратифицированы все пункты ст. 4 Европейской социальной хартии, кроме п. 1, прямо предусматривающего право работников на вознаграждение, которое обеспечит им и их семьям достойный жизненный уровень. И это не случайно, так как гарантированный минимальный размер оплаты труда, установленный в Российской Федерации в настоящее время, не позволяет обеспечивать работникам и их семьям достойный уровень жизни и находится на уровне более чем на 40 процентов ниже прожиточного минимума трудоспособного населения по Российской Федерации. Так, на 1 июля 2016 года минимальный размер заработной платы составил 7500 рублей (ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере заработной платы»), тогда как прожиточный минимум трудоспособного населения по Российской Федерации - 10524 рубля (п. 1 Постановления Правительства РФ от 9 июня 2016 г. № 511 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2016 г.»).

Более того, Российская Федерация не участвует в Конвенции МОТ № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (заключена в г. Женеве 22.06.1970 г.). Указанный акт предусматривает защиту работающих по найму лиц от неоправданно низкой заработной платы. Российские граждане, в связи с неприсоединением России к данной Конвенции, такой защиты лишены, о чем и свидетельствует низкий уровень минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который не обеспечивает работникам и их семьям достойный уровень жизни.

В соответствии со ст. 7 Международного пакта об экономических, культурных и социальных правах 1966 г., государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности, вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся:

- справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности, без какого бы то ни было различия, причем женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд;

- удовлетворительное существование для них самих и их семей в соответствии с постановлениями данного Пакта.

Право на справедливую и достойную оплату труда закреплено и в п. 2 и 3 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

Кроме того, вопросам гарантий выплаты заработной платы посвящены следующие конвенции МОТ:

- Конвенция МОТ № 95 «Относительно защиты заработной платы» (принята в г. Женева 01.07.1949 г.);

- Конвенция МОТ № 99 «О процедуре установления минимальной заработной платы в сельском хозяйстве» (заключена в г. Женеве 28.06.1951 г., Россия не участвует в данной Конвенции);

- Конвенция МОТ № 100 «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» (заключена в г. Женеве 29.06.1951 г.);

- Конвенция № 101 Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках в сельском хозяйстве» (заключена в г. Женеве 26.06.1952, Россия не участвует в данной Конвенции).

- Конвенция МОТ № 140 «Об оплачиваемых учебных отпусках» (заключена в г. Женеве 24.06.1974 г.). Ст. 2 указанной Конвенции предусмотрено предоставление оплачиваемых учебных отпусков для целей:

* профессиональной подготовки на любом уровне;

* общего, социального или гражданского образования;

* профсоюзной учебы;

- Конвенция МОТ № 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности пред-

принимателя» (принята в г. Женеве 23.06.1992 г.). Указанная Конвенция предусматривает два варианта гарантийных выплат работникам:

1. В случае неплатежеспособности предпринимателя требования трудящихся, вытекающие из трудовых отношений, защищаются таким образом, чтобы они удовлетворялись из активов неплатежеспособного предпринимателя до того, как будут удовлетворены требования непривилегированных кредиторов;

2. Удовлетворение вытекающих из трудовых отношений требований трудящихся, предъявляемых предпринимателю, обеспечивается при помощи гарантийных учреждений, если оплата не может быть произведена предпринимателем ввиду его неплатежеспособности.

Российская Федерация присоединилась к данной Конвенции по первому варианту.

Таким образом, Российская Федерация ограничивает свои обязательства в части гарантий и компенсаций работникам, касающихся оплаты труда:

- не ратифицировав некоторые международные правовые акты (либо отдельные их пункты), в части минимального размера оплаты труда (например, п. 1 ст. 4 Европейской социальной хартии, предусматривающий право работников на вознаграждение, которое обеспечит им и их семьям достойный жизненный уровень; Конвенцию Международной организации труда № 99 «О процедуре установления минимальной заработной платы в сельском хозяйстве»);

- взяв на себя минимальные обязательства, предусмотренные Конвенцией Международной организации труда № 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя».

В российском трудовом законодательстве правовое регулирование гарантийных и компенсационных выплат осуществляется разделом 7 «Гарантии и компенсации» и иными разделами ТК РФ.

ТК РФ впервые закрепил легальные определения гарантий и компенсаций.

В соответствии с абз. 1 ст. 164 ТК РФ гарантии определены как «средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений».

В свою очередь, компенсации - «денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами» (абз. 2 ст. 164 ТК РФ).

Главой 7 ТК РФ урегулированы следующие основания предоставления гарантийных выплат и компенсаций работникам: направление в служебные командировки, переезд на работу в другую местность, исполнение государственных или об-

щественных обязанностей, при совмещении работы с получением образования, вынужденное прекращение работы не по вине работника, задержка по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении; гарантийные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, некоторых случаях прекращения трудового договора.

К числу гарантийных и компенсационных выплат, предусмотренных в иных разделах ТК РФ, относятся: доплаты отдельным категориям работников за время перерывов для обогревания и отдыха (ст. 109 ТК РФ), сохранение среднего заработка на период ежегодного основного и дополнительных отпусков (ст.ст. 114, 116 ТК РФ), сохранение за работником среднего заработка на время приостановления работы в связи с задержкой выплаты заработной платы (ст. 142 ТК РФ), выплата выходного пособия при расторжении трудового договора в установленных ТК РФ случаях, сохранение среднего заработка на период трудоустройства после увольнения по п. 1 или 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (ст. 178 ТК РФ), доплаты до среднего заработка или его части при невыполнении норм труда (ст. 155 ТК РФ); изготовлении продукции, оказавшейся браком (ст. 156 ТК РФ), простое (ст. 157 ТК РФ), оплата приостановления работ в связи с административным приостановлением деятельности или временным запретом деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника (ст. 220 ТК РФ), сохранение среднего заработка беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет при переводе на другую работу или освобождении от работы (ст. 254 ТК РФ), оплата в размере среднего заработка перерывов для кормления ребенка (детей) в возрасте до полутора лет (ст. 258 ТК РФ), доплаты работникам, не достигшим 18 лет, при установлении им сокращенной продолжительности рабочего времени (ст. 271 ТК РФ); компенсационные выплаты лицам, работающим вахтовым методом (ст. 302 ТК РФ), гарантийные и компенсационные выплаты лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст.ст. 320, 322, 323, 325-327 ТК РФ), компенсационные выплаты работникам, направляемым на работу в представительства России за границей (ст. 340 ТК РФ), доплата до среднего заработка спортсменам в период временной нетрудоспособности (ст. 348.10 ТК РФ), гарантийные выплаты освобожденным профсоюзным работникам (ст. 375 ТК РФ), выплата работнику среднего заработка за время вынужденного прогула по решению органа по рассмотрению трудовых споров (ч. 2 ст. 394 ТК РФ), гарантийные выплаты работникам, не участвующим в забастовке (ст. 414 ТК РФ) и пр.

Нахождение норм о гарантиях и компенсациях практически во всех институтах трудового права

194

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2016

свидетельствует о том, что нормы, касающиеся предоставления гарантий и компенсаций, нельзя выделить в отдельный институт трудового права. Этого мнения придерживается большинство ученых в области трудового права [2, с. 49-52; 3, с. 188-189; 4, с. 395; 5, с. 19-23].

Однако нельзя не отметить, что расположение норм, регулирующих гарантийные и компенсационные выплаты, предоставляемые работникам, в разных главах ТК РФ создает работодателям проблемы при их применении в процессе хозяйственной деятельности.

Кроме того, гарантийные и компенсационные выплаты в сфере социально-трудовых отношений предусматриваются и иными федеральными законами, к их числу относятся:

- Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»;

- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»);

- Федеральный закон от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности»;

- Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»;

- Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе») и др.

Дополнительные гарантийные и компенсационные выплаты работникам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми

актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей. Это положение (исходя из финансовых возможностей) указывает на то, что фактически жители различных регионов Российской Федерации находятся в неравном правовом положении, тогда как Конституцией РФ в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства (ст. 8).

При издании указанных нормативных актов федеральными органами исполнительной власти, государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателями следует следить за тем, чтобы они не противоречили федеральным законам, в частности, не ухудшали положение работников по сравнению с гарантиями, установленными ТК РФ.

Таким образом, государство в настоящее время гарантирует только минимальные гарантийные выплаты и компенсации, которые не могут обеспечить работникам и их семьям достойный уровень жизни, что не способствует эффективному сочетанию интересов государства, работника и работодателя при их предоставлении. Формирование новых подходов к регулированию гарантийных и компенсационных выплат будет содействовать гармонизации социально-трудовых отношений и, соответственно, достижению положительного экономического и социального эффекта в целом.

Библиографический список

1. МироновВ.И. Трудовое право. - СПб.: Питер, 2008. - 864 с.

2. Симонов В.И. Понятие гарантий и компенсаций в трудовых отношениях // Трудовое право в России и за рубежом. - 2011. - № 4. - С. 49-52.

3. Толкунова В.Н. Трудовое право: курс лекций. - М.: ООО «ТК Велби», 2003. - 320 с.

4. Трудовое право России: Учебник / под ред. А.М. Куренного. - М.: Проспект, 2016. - 624 с.

5. Цыпкина И.С. К вопросу о целесообразности совершенствования законодательства о гарантиях и компенсациях в трудовом праве // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2012. - № 10. - С. 19-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.