Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
349
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ / ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ / ИЗЪЯТИЕ / ПРИДОРОЖНЫЕ ПОЛОСЫ / LAND PLOTS / LAND USE / WITHDRAWAL / ROADSIDE LANES / HIGHWAYS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончарова Анастасия Владимировна, Гальченко Светлана Альбертовна, Антропов Дмитрий Владимирович

В статье приведена классификация линейных объектов, а также земельных участков, входящих в землепользования автомобильных дорог. Рассмотрены обременения сельскохозяйственных угодий земельными сервитутами и ущерб от влияния автомобильных дорог. В статье представлен обобщенный порядок установления придорожных полос автомобильных дорог. Показан результат установления придорожных полос автомобильных дорог. Представлен процесс изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации и оформления земли под линейный объект. Показано несоответствие в установлении порядка и регулировании отношений, связанных с изъятием земельных участков под строительство объектов автомобильных дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гончарова Анастасия Владимировна, Гальченко Светлана Альбертовна, Антропов Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF LAND USE FORMATION OF LINEAR OBJECTS

The article provides a classification of linear objects, as well as land plots included in the land use of highways. Encumbrances of agricultural land with land easements and damage from the influence of highways are considered. The article presents a generalized procedure for the establishment of roadside strips of highways. Shows the result of the establishment of roadside strips of highways. The process of land acquisition for state and municipal needs in the Russian Federation and registration of land for a linear object is presented. The discrepancy in the establishment of the order and regulation of relations related to the withdrawal of land plots for the construction of road facilities is shown.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ»

Правовое регулирование формирования землепользования линейных объектов Legal regulation of land use formation of linear objects

Il M московский

■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ лЛ ЖУРНАЛ

УДК ЭЭ2.Эб DOI 10.24411/241Э-046Х-2020-10487 Гончарова Анастасия Владимировна,

аспирант кафедры землепользования и кадастров ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, ¿.Москва

Гальченко Светлана Альбертовна, профессор кафедры землепользования и кадастров ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, почетный работник высшей школы, ¿.Москва

Антропов Дмитрий Владимирович, доцент кафедры землепользования и кадастров ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, ¿.Москва

Goncharova Anastasia V., post-graduate student of the Department of land use and cadastre of the STATE University of land management, Moscow

Galchenko Svetlana Albertovna,

Professor of the Department of land use and cadastre, STATE University of land management, honorary employee of the higher school, Moscow

Antropov Dmitry V.,

associate, Professor of the Department of land use and inventories of the State University on land management, Moscow

Аннотация. В статье приведена классификация линейных объектов, а также земельных участков, входящих в землепользования автомобильных дорог. Рассмотрены обременения сельскохозяйственных угодий земельными сервитутами и ущерб от влияния автомобильных дорог. В статье представлен обобщенный порядок установления придорожных полос автомобильных дорог. Показан результат установления придорожных полос автомобильных дорог. Представлен процесс изъятия земельного

участка для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации и оформления земли под линейный объект. Показано несоответствие в установлении порядка и регулировании отношений, связанных с изъятием земельных участков под строительство объектов автомобильных дорог.

Summary. The article provides a classification of linear objects, as well as land plots included in the land use of highways. Encumbrances of agricultural land with land easements and damage from the influence of highways are considered. The article presents a generalized procedure for the establishment of roadside strips of highways. Shows the result of the establishment of roadside strips of highways. The process of land acquisition for state and municipal needs in the Russian Federation and registration of land for a linear object is presented. The discrepancy in the establishment of the order and regulation of relations related to the withdrawal of land plots for the construction of road facilities is shown.

Ключевые слова: Автомобильные дороги, земельные участки, землепользование, изъятие, придорожные полосы.

Keyword: Highways, land plots, land use, withdrawal, roadside lanes.

Говоря о землепользовании автомобильных дорог различного уровня (федерального, регионального или местного), в которое входят земельные участки, занятые не посредственно полотном дороги и примыкающими к нему объектами (мосты, трубопроводы, шумозащитные экраны, и т.п.), сооружения под обслуживание автотранспорта (пункты техобслуживания, пункты весового контроля грузовые площадки, служебные, жилые и иные помещения и т.п.), участки во временном пользовании (на период строительства) необходимо рассматривать не только саму полосу отвода (включающее земельные участки и комплекс инженерных сооружений), но и прилегающие территории, право пользования которыми будет ограничено посредством установления специальных режимом, в т.ч. с целью охраны автомобильной дороги, и учитываемые при рассмотрение документов территориального планирования, документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог.

Например, в результате обременения сельскохозяйственных угодий земельными сервитутами сельскохозяйственные организации теряют часть продукции, что сокращает их возможность выполнять обязательства (налоги, кредиты, пени, неустойки) перед третьими лицами: налоговыми органами, банками, другими юридическими и физическими лицами. Реальный ущерб от влияния автодорог на прилегающие территории по мнению Климова А.В., Харо И.А., Клеманова И.С. можно определять стоимостью потерянной

продукции в придорожных полосах и охранных зонах и стоимостью сносимого недвижимого имущества (реальный ущерб, упущенную выгоду и убытки, связанные с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами). Вышеуказанные авторы отмечают, что центральным научно-исследовательским экономическим институтом в целях определения потерь урожая в придорожных полосах были проведены исследования, которые показали, что, потери урожая с прилегающих к автомобильной дороге территорий составляют от 5 до 82% в зависимости от вида сельскохозяйственных культур и количества вносимых удобрений [1].

Решению данных вопросов будет способствовать установление и внесение в ЕГРН придорожных полос. Данные территории выделяются посредством установления специальных зон: придорожных полос автомобильной дороги, санитарно-защитных зон (автомобильная дорога - капитальное сооружение), санитарных разрывов, шумовых зон. При этом в соответствии со ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации к видам зон с особыми условиями использования территорий отнесены только придорожные полосы автомобильных дорог и санитарно-защитные зоны [2]. В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы. Правообладатели земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны [3].

Фрагмент схемы расположения границ придорожных полос представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Фрагмент схемы расположения границ придорожных полос

\

Обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ. Действия по установлению придорожных полос автомобильных дорог осуществляются на основании договоров (государственных контрактов) на проведение работ в целях установления придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, обозначения их на местности и внесения сведений о них в ЕГРН, проводятся на постоянной основе в соответствии с выделенными лимитами финансирования.

Обобщенный порядок установления придорожных автомобильных полос представлен на рисунке 2.

Получение сведений из ЕГРН в виде КПТ на территорию местоположения объекта и получение кадастровых выписок о земельном участке, занятом полосой отвода автомобильной дороги;

Подготовка и согласование схем расположения границ придорожных полос на кадастровом плане территории.

Подготовка и согласование перечня земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах устанавливаемых

придорожных полос;

Получение распоряжения об установлении границ в зависимости от уровня автомобильной дороги (федеральная, региональная, местная).

обозначение придорожной полосы информационными знаками, содержат ими информацию о придорожной полосе (размер придорожной полосы от границы полосы отвода автодороги, номер информационного знака), закрепленными на межевых знаках.

Подготовка планов границ согласно кадастровой выписке, подготовка

каталогов координат, подготовка абрисов, подготовка фотографий _знаков, подготовка информационных щитов,_

подготовку карты (плана) объекта землеустройства в форме электронного документа в формате Х\С_

Рисунок 2 - Обобщенный порядок установления придорожных полос

Подготовка текстового и графического описаний местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации, перечня координат характерных точек границ такой зоны обеспечивается правообладателями указанных объектов или иными лицами на основании договора с такими правообладателями [3,4].

Результат установления придорожных полос должен быть представлен в виде карта (плана) объекта землеустройства, схема расположения границ придорожных полос на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, подготовленная на полной топографической основе на бумажных носителях и в электронном виде в формате, с разделением по тематическим слоям: границы полос отвода, границы придорожных полос, границы муниципальных образований и населенных пунктов, сведений ЕГРН с отображением кадастровых номеров и названий населенных пунктов, участки смежных землепользований, топография местности, и др.; перечня земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах устанавливаемых придорожных полос; акта установления информационных щитов (указателей), обозначающих границы придорожных полос; выписок из ЕГРН, подтверждающие регистрацию обременений на земельные участки, полностью или частично расположенные в границах установленных придорожных полос.

На рисунке 3 представлен фрагмент публичной кадастровой карты, с внесенной в ЕГРН придорожной полосой (М-7 «Волга») [6].

Рисунок 3 - Фрагмент публичной кадастровой карты, с внесенной в ЕГРН придорожной полосой (М-7 «Волга»)

Сведения о зонах с особыми условиями использования территории для внесения в ЕГРН направляются в орган кадастрового учета в рамках информационного взаимодействия с органами государственной власти или органами местного самоуправления, принявшими решение об установлении таких зон.

Линейные объекты определенного капитального строительства - это те объекты, длина которых существенно больше чем ширина. К ним относятся:

- коммуникативные и инженерные сети: линии электропередач, канализации;

- трубопроводы: все виды;

- дороги: автотрассы, железнодорожное полотно;

- подгруппа проходов: мосты, тоннели, метро.

Формирование расположения таких построек - это ломаная кривая линия, что в некоторых местах имеет пересечение со своими же линиями. Принцип формирования проекта к линейным объектам не слишком отличается от прочих строительных проектов. Единственные отличия состоят в получении необходимой информации, оформлении сопутствующих документов, утверждении этих документов в компетентных государственных структурах.

Строительные проекты с подобными особенностями относятся к линейным. Когда строительство обладает небольшой территориальной локацией, то могут возникнуть споры относительно его принадлежности к линейным сооружениям. Если на конкретном участке в процессе выполнения реконструкции устанавливается автобусная остановка, то при весомой аргументации она будет квалифицирована как благоустройство таких строений. Проведение коммуникаций к жилому либо общественному помещению при использовании небольших водопроводных участков также подпадают под это определение. Случаются спорные моменты относительно конкретного разграничения на линейные и нелинейные проекты. Часто встречается вариант их совмещения, например, в водопроводной системе, где непосредственно конструкция трубопровода является линейной, а подстанция по обслуживанию нелинейной.

Если возникают сомнения относительно принадлежности сооружения к какой-либо классификации, оптимальным станет обращение в градостроительный комитет. Он будет заниматься экспертизой сооружения. В большинстве случаев комитет идет навстречу тем, кто к ним приходит с подобными обращениями. Сотрудники охотно предоставляют консультации, поскольку это предотвращает проектную документацию от длительного и объемного пр'оцесса корректировки.

По'нятие ли'нейного пр'оекта подразумевает исключительно со'оружение, зд'ание в эту ка'тегорию вх'одить не мо'жет. Ос'новное пр'едназначение заключается в сл'едующем:

- эксплуатация на разнообразных эт'апах производства;

- ра'зличные пр'оцессы перемещения как гр'уза, так и ос'обей;

- вр'еменное пр'ебывание лю'дей;

- хр'анение различного ви'да пр'одукции.

Мо'жет об'ладать не'сущими, а в от'дельных сл'учаях ог'раждающими эл'ементами в св'оей ко'нструкции. По от'ношению к зе'мной по'верхности та'кие ст'роения бы'вают тр'ех ти'пов: подземный; надземный; наземный.

Относительно св'оего на'значения мо'гут бы'ть в ви'де:

- тр'анспортных ко'ммуникаций;

- ко'ллекторных си'стем, к ко'торым от'носятся та'кже ли'вневые и ка'нализационные;

- ка'налов для во'доснабжения и зе'мельного ор'ошения;

- ли'ний св'язи;

- разнообразных тр'убопроводов для тр'анспортировки ра'зличных су'бстанций, та'ких как га'з, во'да или не'фтепродукты.

Оп'ределение ли'нейного об'ъекта в но'рмативных до'кументах ха'рактеризуется до'вольно от'крытым по'нятием, ко'торое по'дразумевает на'личие бо'льшого ко'личества об'ъектов. Не'обходимо ос'тавлять оп'ределенный те'рриториальный уч'асток, ра'змер ко'торого оп'ределяет за'стройщик и пр'оектировщик, для возможности во'зведения пр'очих по'строек, ес'ли в эт'ом по'является по'требность.

Оф'ормление ли'нейных со'оружений вс'егда бу'дет оставаться мн'ожество сп'орных мо'ментов, что пр'описаны как в зе'мельном, так и в градостроительном ко'дексе. Та'кие сп'оры об'основываются те'м, что бо'льшинство та'ких пр'оектов подразумевают по'лное вл'адение уч'астков, на ко'торых ра'сполагаются ли'нейные со'оружения, од'нако, не ис'ключено це'левое ис'пользование те'рритории их ра'сположения.

Ко'гда в пл'анировке ли'нейных об'ъектов на'ходятся уч'астки или по'стройки, ко'торые яв'ляются ча'стной собственностью, то со'гласно СН'иП они по'дпадают под пр'аво ис'пользовать та'кую зе'млю в ог'раниченных пр'еделах. Сл'учается та'к, что да'нное пр'аво, ко'торое на'зывается се'рвитутом, по'дразумевает по'лную не'возможность вл'адельцу ис'пользовать св'ою ча'стную те'рриторию или со'бственность, он на за'конодательном ур'овне им'еет пр'аво тр'ебовать де'нежную ко'мпенсацию.

Вы'плата ко'мпенсации мо'жет осуществляться как при со'действии ме'стных ор'ганов са'моуправления, так и не'посредственно от са'мой ко'мпании или фи'зического ли'ца, ко'торому бы'ла от'дана пр'ивилегия ис'пользования со'бственности.

У да'нного ти'па по'строек им'еется от'водная по'лоса, ко'торая по'дразумевает под со'бой об'ласть уч'астка, где вы'борочно или по'лностью за'прещается во'зведение ра'зличных по'строек, а та'кже пр'очие ог'раничительные ме'ры. В об'ласти от'водной

по'лосы категорически за'прещено пр'оводить лю'бые де'йствия, ко'торые не по'дразумевают под со'бой: ремонт; обслуживание; реконструкцию.

В пе'речень за'прещенных де'йствий на уч'астках ли'нейных об'ъектов от'носятся:

- се'льскохозяйственная деятельность;

- на'рушение це'лостности зе'леного насаждения;

- во'зведение ра'зличного ро'да по'строек, ко'торые не им'еют ни'какого от'ношения к об'служиванию ли'нейных со'оружений;

- пр'оводить ус'тановку од'ной из ст'орон, несогласованных с др'угой ст'ороной ре'кламных ко'нструкций, информационных щи'тов и т. д.

На пр'еделах от'водных по'лос мо'жет осуществляться вв'од определенных ограничений по землепользованию. Вл'аделец мо'жет ис'пользовать уч'асток или со'бственность на св'ое ус'мотрение, но при эт'ом до'лжен пр'идерживаться сп'ециальных, вв'еденных на за'конодательном ур'овне, ограничений от'носительно по'льзования. При на'хождении во'зводимого пр'оекта в пр'едполагаемой оп'олзневой зо'не с це'лью пр'едотвратить во'зможные ра'зрушения до'пустима вы'рубка во'круг др'евесных на'саждений в зн'ачительном ра'диусе. Со'здавать ра'зличные пр'епятствия для эксплуатирующих ор'ганизаций и ав'арийных сл'ужб в до'ступе к об'ъекту, на'целенных на пр'офилактический ре'монт или ли'квидацию по'следствий ав'арии, ка'тегорически за'прещено.

Ко'гда для по'строения ли'нейного об'ъекта не'обходимо вы'полнение определенных ра'бот, ис'пользуя ча'стный уч'асток зе'мли, то по за'вершении ст'роительства в об'язательном по'рядке до'лжно бы'ть пр'оведено во'сстановление и ре'культивация уч'астка.

В Гр'ажданском ко'дексе Ро'ссийской Фе'дерации, а та'кже в Гр'адостроительном ко'дексе ск'азано, что ли'нейный об'ъект это ли'нии эл'ектропередач, тр'убопроводы, ав'томобильные до'роги и же'лезнодорожные пу'ти, вс'евозможные се'ти ин'женерно-технического об'еспечения. Да'нный пе'речень не яв'ляется исчерпывающим, он мо'жет бы'ть су'щественно до'полнен, ве'дь к ли'нейным об'ъектам мо'жно от'нести лю'бые со'оружения, дл'ина ко'торых в ра'зы пр'евышает ширину.

Ва'жным мо'ментом яв'ляется не им'еет че'тко на'лаженного ме'ханизма, по'этому пр'иходится де'йствовать ин'туитивно, оп'ираясь на законодательные но'рмы и существующую су'дебную пр'актику.

В на'стоящее вр'емя из'ъятие зе'мельного уч'астка для государственных и муниципальных ну'жд в Ро'ссийской фе'дерации ре'гламентируется по'ложениями

Земельного ко'декса Российской Фе'дерации (ЗК РФ'), Гр'ажданского ко'декса Ро'ссийской Фе'дерации (ГК РФ) и ин'ыми но'рмативно — пр'авовыми ак'тами. По'этому пр'исутствует не'которое не'соответствие в ус'тановлении по'рядка и ре'гулировании от'ношений, св'язанных с из'ъятием зе'мельных уч'астков [7,8].

На'личие эт'их ра'зногласий вы'звано пр'описанными в де'йствующем за'конодательстве пу'нктами, ус'танавливающими, что гр'ажданское за'конодательство со'стоит в ве'дении Ро'ссийской Фе'дерации, а зе'мельное за'конодательство в со'вместном ве'дении Ро'ссийской Фе'дерации и су'бъектов Ро'ссийской Фе'дерации .

В со'ответствии с п. 2 ст. 3 Гр'ажданским Ко'дексом Ро'ссийской Фе'дерации но'рмы гр'ажданского пр'ава, со'держащиеся в др'угих но'рмативно-правовых ак'тах, не мо'гут пр'отиворечить Гр'ажданскому ко'дексу. Но Гр'ажданский Ко'декс Ро'ссийской Фе'дерации та'кже пр'едписывает во'зможность и не'обходимость пр'инятия вм'есте с об'щими так же и сп'ециальных за'конов. В пу'нкт 1 ст. 2 Зе'мельного Ко'декса Ро'ссийской Фе'дерации ук'азано, что но'рмы зе'мельного пр'ава, со'держащиеся в др'угих фе'деральных за'конах, за'конах су'бъектов Ро'ссийской Фе'дерации, до'лжны со'ответствовать Зе'мельному ко'дексу.

Вс'ледствие пр'еимущества од'ного ко'дифицированного за'кона над др'угим мо'гут по'явиться ра'зночтения в во'просах ре'гулирования зе'мельных от'ношений, в том чи'сле св'язанных с из'ъятием зе'мельных уч'астков для государственных и муниципальных ну' жд.

Рассматривая св'язь гр' ажданского, зе'мельного и ин'ых от'раслей законодательства Ро'ссийской Фе'дерации, сл'едует от'метить, что Зе'мельный Ко'декс Ро'ссийской Фе дерации как ра скрывает, ко нкретизирует Гражданский Кодекс Российской Федерации, так и ограничивает действие норм гражданского законодательства в области регулирования земельных правоотношений.

Список литературы

1. Климова А.В., Харо И.А., Климанов И.С. Влияние охранных зон магистральных трубопроводов и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования на эффективность использования сельскохозяйственных угодий //Вестник нижегородской государственной сельскохозяйственной академии. -2012.-Т.1. -С.179-193

2. Российская Федерация. Законы Земельный кодекс [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) / Информационно-правовая система/ «КонсультантПлюс»

3. Российская Федерация. Законы. Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс»

4. Информация о нормативно — правовых актах [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации - URL: http://www.economy.gov.ru/ (дата обращения 25.04.2019 г.).

5. Федотов Г.А., Поспелов П.И. Изыскания и проектирование автомобильных дорог [Текст] : учебник : в 2 кн. / Г. А. Федотов, П. И. Поспелов. — Москва : Академия, 2015.

6. Публичная кадастровая карта Росреестра: https://rreestr.online/map (обращение 15.06.2020 г.)

7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1: [федер. закон принят Гос. Думой 21 октября 1994 г. по состоянию на 01.05.2019 г.] / [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru

8. Земельный кодекс Российской Федерации: [федер. закон принят Гос. Думой 28 сентября 2001 г. по состоянию на 01.05.2019 г.] / [Электронный ресурс] / Офи-циальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.