4. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.04)
4.1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ЮЖНОЙ КОРЕИ
©Протопопова Ольга Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права
Место работы: Российский университет дружбы народов (РУДН) Юридический институт
Аннотация: в статье отмечается, что Южная Корея известна своим впечатляющим экономическим ростом, от одной из самых бедных стран в мире до развитой страны с высоким уровнем дохода всего за одно поколение. Финансовая система Южной Кореи регулируется нормативными актами общего характера, такими как: Закон о структурном улучшении финансовой отрасли 1991 г. в ред. 2013 г.; Закон о корпоративном управлении финансовых компаний 2015 г.; Закон о финансовых холдинговых компаниях 2010 г. Банковская деятельность регулируется следующими основными нормативными актами: Законом о банковской деятельности 1950 г. в ред. 2013 г.; Законом о Банке Кореи 1950 г. в ред. 2018 г.; Законом об электронных финансовых транзакциях 2006 г. в ред. 2013 г.; Законом о валютных операциях 1998 г. в ред. 2000 г.; Законом о финансовых инвестиционных услугах и рынках капитала 2007 г. в ред. 2014 г.; Законом о защите вкладчиков 1995 г. в ред. 2013 г.; Законом о реабилитации должников и банкротстве 2005 г.
Исследование подготовлено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №17-03-00093 «а» (научный руководитель - доктор юридических наук, профессор Фролова Е.Е.)
Ключевые слова: право Южной Кореи, финансовая система, банковский регулятор, финансовые услуги.
Южная Корея известна своим впечатляющим экономическим ростом от одной из самых бедных стран в мире, до развитой страны с высоким уровнем дохода всего за одно поколение. Это экономическое чудо, широко известное как Чудо на реке Хан (Miracle on the Han River), привело Южную Корею в ряды элитных стран ОЭСР и G-20. Южная Корея по-прежнему остается одной из самых быстрорастущих развитых стран мира после Великой рецессии. Она входит в группу стран «Одиннадцати» (Next Eleven countries), которые, по оценкам экономистов, будут доминировать в мировой экономике в середине XXI века1. Высокотехнологичный бум и быстрое экономическое развитие Южной Кореи опираются на благоприятную политическую директиву, строгую систему образования и создание высоко мотивированного и образованного населения2. Страна практически не имела природных ресурсов и постоянно страдала от перенаселения на своей небольшой территории, что сдерживало рост населения и формирование внутреннего потребительского рынка. Южная Корея адаптировала экономическую стратегию, ориентированную на экспорт, для стимулирования своей экономики, и в 2014 г. страна стала седьмым по величине экспортером и седьмым по величине импортером в мире. Банк Кореи и Корейский институт развития периодически публикуют основные экономические показатели и тенденции развития экономики Южной Кореи3.
1 Economy of South Korea//Anroh Global Services Pvt. Ltd.//Global Tenders. URL: https://www.globaltenders.com/economy-of-south-korea.php Дата обращения 08.02.19.
2 Разрешение финансовых споров в странах АТР (Австралия, Гонконг, Индия, Индонезия, Китай, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Таиланд, Япония). Монография. Под ред. Е.Е. Фроловой и Е.П. Ермаковой. М. Изд. Инфотропик Медиа, 2019. С.27.
3 Elena Petrovna Ermakova, Ekaterina Petrovna Rusakova, Elena Vitalievna Sitkareva, Evgenia Evgenevna Frolova. Main Components of Protecting Consumers of Financial Products in Asian-Oceanic (APAC) Countries// International Journal of Engineering and Technology (UAE) (ISSN2227524X-
Южная Корея была одной из немногих развитых стран, которой удалось избежать рецессии во время мирового финансового кризиса 2008 г. В 2010 г. темпы ее экономического роста достигли 6,1%, что является показателем восстановления после показателей темпов роста в 2,3% в 2008 г. и 0,2% в 2009 г., когда разразился мировой финансовый кризис4. Экономика Южной Кореи вновь восстановилась с рекордным положительным сальдо на фоне неопределенности в условиях глобальных экономических потрясений, при этом, основным экономическим результатом является экспорт технологических продуктов5.
Финансовая система Южной Кореи включает в себя:
1. Финансовые рынки (Financial Markets),
2. Финансовые институты (Financial Institutions) и финансовую инфраструктуру (Financial Infrastructure)6.
Органами банковского надзора в Южной Корее являются Комиссия по финансовым услугам (Financial Services Commission (FSC)) и Служба финансового надзора (Financial Supervisory Service (FSS)). Комиссия FSC обсуждает и принимает решения по таким важным вопросам, как политика финансового надзора и лицензии на участие в финансовом бизнесе, а Служба FSS выполняет решения, принятые Комиссией FSC, или проводит проверки финансовых учреждений.
United Arab Emirates-Scopus) (DOI: 10.14419/ijet.v7i4.38.24343) Published
on:, Vol 7, No 4.38 (2018). P. 157.
4 Фролова Е.Е. Финансовая система Японии: правовое регулирование споров между поставщиками и потребителями финансовых услуг MIR (Modernization. Innovation. Research), 2018; 9(1). С.67.
5 Economy of South Korea. Op. cit.
6 Financial System in Korea// Bank of Korea. URL: https://www.bok.or.kr/eng/main/contents.do?menuNo=400098 Дата обращения 03.02.19.
ISSN 2541-8025
Том XV 3-2019
Проблемы экономики и юридической практики
Нормативные акты общего характера в сфере управления финансовой отраслью
Финансовая система Южной Кореи регулируется нормативными актами общего характера, такими как:
1. Закон о структурном улучшении финансовой отрасли 1991 г. в ред. 2013 г.;
2. Закон о корпоративном управлении финансовых компаний 2015 г.;
3. Закон о финансовых холдинговых компаниях 2010 г.
Закон о структурном улучшении финансовой отрасли
1991 г. в ред. 2013 г. (Financial Industry Structural Improvement Act)7 предусматривает способы работы с неплатежеспособными финансовыми институтами, такие как слияние и конвертация, ликвидация и банкротство финансовых учреждений.
Закон о корпоративном управлении финансовых компаний 2015 г. (Act on Corporate Governance of Financial Companies)8 определяет основные вопросы, касающиеся корпоративного управления финансовых компаний, такие как квалификация руководителей финансовых компаний, состав и деятельность совета директоров и система внутреннего контроля. За последние 20 лет Корея добилась значительного прогресса в корпоративном управлении финансовых компаний. После финансового кризиса в Азии в 1997 г. финансовые компании приняли внешних директоров и комитет по аудиту в свои внутренние советы, чтобы держать руководство финансовых компаний под контролем. После мирового финансового кризиса 2008 г. были разработаны новые руководящие принципы деятельности внешних директоров и новые схемы их вознаграждения. Все эти усилия подготовили почву для принятия Закона о корпоративном управлении финансовых компаний в июле 2015 г., который вступил в силу в августе 2016 г. Несмотря на эти улучшения, корпоративное управление финансовыми компаниями на практике все еще не соответствует ожиданиям акционеров и финансовых компаний в области обеспечении прозрачности и подотчетности9.
Закон о финансовых холдинговых компаниях 2010 г. (Financial Holding Company Act)10 регулирует создание финансовых холдинговых компаний, ограничения на владение акциями, бизнес, операции, надзор и создание дочерних компаний.
Правовое регулирование банковской деятельности
Южнокорейские адвокаты Хе Джин Хванг, Сунгхи Ли и Янг Хо Кан отмечали, что банковская деятельность регулируется следующими основными нормативными актами11:
1. Законом о банковской деятельности 1950 г. в ред. 2013 г.;
2. Законом о Банке Кореи 1950 г. в ред. 2018 г.;
7 Financial Industry Structural Improvement Act. Act No. 4341, Mar. 8, 1991. (Amended by Act No. 11845, May 28, 2013). URL: https://www.fsc.go.kr/downManager?bbsid=BBS0085&no=106363 Дата обращения 07.02.19.
8Act on Corporate Governance of Financial Companies. Act No. 13453, Jul. 31, 2015 (July 2015, which came into force in August 2016). URL: https://elaw.klri.re.kr/eng_mobile/viewer.do?hseq=39313&type=part&key= 23 Дата обращения 07.02.19.
9 Plan to Improve Corporate Governance of Financial Companies. URL: https://www.fsc.go.kr/downManager?bbsid=BBS0048&no=124597 Дата обращения 07.02.19.
10 Financial Holding Company Act. Act No. 10361, jun. 8, 2010. URL: https://elaw.klri.re.kr/eng_service/lawView.do?hseq=28862&lang=ENG Дата обращения 07.02.19.
11 Hwang Hye Jin, Lee Soonghee and Kang Young Ho. Korea. Banking Regu-
lation. April 2018. URL: https://gettingthedealthrough.com /area/4
/jurisdiction/35/banking-regulation-korea/ Дата обращения 03.02.19.
3. Законом об электронных финансовых транзакциях 2006 г. в ред. 2013 г.;
4. Законом о валютных операциях 1998 г. в ред. 2000 г.;
5. Законом о финансовых инвестиционных услугах и рынках капитала 2007 г. в ред. 2014 г.;
6. Законом о защите вкладчиков 1995 г. в ред. 2013 г.;
7. Законом о реабилитации должников и банкротстве 2005 г.
Закон о банковской деятельности 1950 г. в ред. 2013 г.
(Banking Act of the Republic of Korea)12 предусматривает, что его основной целью является содействие стабильности финансовых рынков и развитию национальной экономики путем обеспечения эффективной работы банков, повышения эффективности брокерских функций фондов, защиты вкладчиков и поддержания порядка в кредитах13.
Закон о банковской деятельности регулирует выдачу банковских лицензий, ограничение владения акциями банков, структуру управления и сферу деятельности банков, требования к соблюдению требований по управлению банком, надзор и проверку банка, слияние, ликвидацию и роспуск банка, местные отделения иностранных банков и административные штрафы и пени.
Закон о Банке Кореи 1950 г. в ред. 2018 г. (Bank of Korea Act)14 был создан с целью содействия устойчивому развитию национальной экономики путем создания Банка Кореи и стремления к стабилизации цен путем разработки и реализации эффективной денежно-кредитной и кредитной политики. Банк Кореи должен учитывать финансовую стабильность при осуществлении своей денежно-кредитной и кредитной политики (ст. 1 закона в ред. Act No. 14101, Mar. 29, 2016). В ст. 2 закона определено, что Банк Кореи является специальным юридическим лицом без капитала. Денежно-кредитная политика Банка Кореи устанавливается и осуществляется нейтрально независимо, и правительство должно соблюдать автономию Банка Кореи (ст. 3 закона). Денежно-кредитная политика Банка Кореи должна согласовываться с экономической политикой правительства в той мере, в которой она не препятствует стабилизации цен. Банк Кореи должен поддерживать рыночный механизм при осуществлении своей денежно-кредитной политики (ст. 4 закона).
Электронные финансовые транзакции широко распространены в Корее, и Закон об электронных финансовых транзакциях 2006 г. в ред. 2013 г. (Electronic Financial Transactions Act)15 устанавливает права и обязанности сторон в отношении электронных финансовых транзакций, выдачу разрешений на участие в электронном финансовом бизнесе, регистрацию и контроль электронных финансовых транзакций, а также обеспечение безопасности электронных финансовые операции.
12 Banking Act of the Republic of Korea. May 5, 1950, as Act No. 911. (Amended Act No. 12101, Aug. 13, 2013) URL: https://fsc.go.kr/down Man-ager?bbsid=BBS0086&no=106380 Дата обращения 03.02.19.
13 Hwang Hye Jin, Lee Soonghee and Kang Young Ho. Op. cit.
14 Bank of Korea Act. (Law No.138 Promulgated on May 5, 1950. Amended Act No. 15427, Mar. 13, 2018). URL: https://www.bok.or.kr /ucms/cmmn/file/fileDown.do?menuNo=400261&atchFileId=ENG_0000000 001010803&fileSn=1 Дата обращения 03.02.19.
15 Electronic Financial Transactions Act. Act No. 7929, Apr. 28, 2006. (Amended by Act No. 8387, Apr. 27, 2007; Act No. 8863, Feb. 29, 2008; Act No. 11407, Mar. 21, 2012; Act No. 11461, Jun. 1, 2012; Act No. 11814, May 22, 2013) URL: https://www.fsc.go.kr/downManager? bbs-id=BBS0085&no=106341 Дата обращения 03.02.19.
Закон о валютных операциях 1998 г. в ред. 2000 г. (Foreign Exchange Transactions Act)16 регулирует валютные операции и деятельность организаций, осуществляющие валютные операции.
Закон о финансовых инвестиционных услугах и рынках капитала 2007 г. в ред. 2014 г. (Financial Investment Services and Capital Markets Act)17 является основным законом, регулирующим финансовые инвестиции в Республике Корея, и применяется к финансовым учреждениям, включая банки. Закон об услугах по финансовым инвестициям и рынкам капитала регулирует деятельность, связанную с финансовыми инвестициями, выпуск и распределение ценных бумаг, недобросовестную торговую практику и отрасль взаимных фондов.
Закон о защите вкладчиков 1995 г. в ред. 2013 г. (Depositor Protection Act)18 предусматривает систему страхования вкладов и схему защиты вкладов в случае неплатежеспособных финансовых учреждений.
В ст. 2 закона определено, что термин «финансовые учреждения» означает любое из следующих финансовых учреждений:
а) банки, уполномоченные в соответствии со ст. 8 (1) Закона о банковской деятельности;
б) Корейский банк развития, учрежденный в соответствии с Законом о банке развития Кореи;
в) Корейский промышленный банк, учрежденный в соответствии с Законом о промышленном банке Кореи;
г) банк NH в соответствии с Законом о сельскохозяйственных кооперативах;
д) Национальная федерация рыболовных кооперативов в соответствии с Законом о рыболовных кооперативах;
е) местные филиалы и агентства иностранных банков, уполномоченные в соответствии со статьей 58 (1) Закона о банковской деятельности (за исключением внутренних филиалов и агентств иностранных банков, как предписано Декретом Президента);
ж) инвестиционные трейдеры и инвестиционные брокеры;
з) страховые компании;
и) коммерческие банки, как это предписано Законом о финансовых инвестиционных услугах и рынках капитала;
к) взаимные сберегательные банки и Федерация сберегательных банков Кореи, как это предписано Законом о взаимных сберегательных банках.
Закон о реабилитации должников и банкротстве 2005 г. (Debtor Rehabilitation and Bankruptcy Act)19. В ст.1 закона указано, что его целью является эффективная реабилитация должников, которые сталкиваются с коллапсом средств к существованию из-за финансовых трудностей и их бизнеса, посредством координации правовых отношений между заинтересованными лицами, включая кредиторов, акцио-
16 Foreign Exchange Transactions Act. September 16, 1998 as Act No. 5550 (Amended on October 23, 2000; December 29, 2000). URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/apcity/unpan011 482^Щата обращения 03.02.19.
17 Financial Investment Services and Capital Markets Act. Act No. 8635, Aug. 3, 2007/ (Amended by Act No. 12383, Jan. 28, 2014) URL: https://www.fsc.go.kr/downManager?bbsid=BBS0087&no=106389 Дата обращения 03.02.19.
18 Depositor Protection Act. Act No. 5042, Dec. 29, 1995. (Amended by Act No. 11845, May 28, 2013). URL: https://www.fsc.go.kr/ downManag-er?bbsid=BBS0085&no=106353 Дата обращения 08.02.19.
19 Debtor Rehabilitation and Bankruptcy Act. Act No. 7428, Mar. 31, 2005.
URL: http://www.moleg.go.kr/FileDownload.mo?flSeq=31332 Дата обращения 03.02.19.
неров и держателей акций, и т. д., а также для ликвидации активов должников, для которых считают реабилитацию слишком сложной. При применении указанного закона иностранцы и иностранные корпорации имеют такой же статус, как и граждане Республики Корея или корпорации Республики Корея (ст. 2 закона).
Тенденции правового регулирования финансовой отрасли 2018-2019 гг.
В настоящее время Корея ужесточает свой режим регулирования борьбы с отмыванием денег в ответ на международный призыв к укреплению режима борьбы с отмыванием денег, выдвинутый такими международными организациями, как Целевая группа по финансовым действиям (Financial Action Task Force (FATF)) и зарубежными финансовыми регуляторами, которые имеются во всех странах. В частности, в ходе подготовки к приезду представителей Группы FATF в Корею в 2019 г. в рамках Программы взаимной оценки (Mutual evaluation programme) корейские финансовые регуляторы усилили надзор за финансовыми учреждениями по борьбе с отмыванием денег.
В связи с этим, Комиссия FSC недавно объявила о запланированном вступлении в силу поправки к Исполнительному Декрету (Enforcement Decree) «Закона о представлении и использовании определенной информации о финансовых операциях» (Act on the Reporting and Use of Certain Financial Transaction Information), которая исключает положения, освобождающие финансовые учреждения от обязательств внутреннего контроля и устанавливает новые критерии наложения штрафов.
Кроме того, Комиссия FSC внесла изменения в свою организационную структуру, создав независимый Департамент по борьбе с отмыванием денег (independent department for anti-money laundering,), и расширила сферу своей деятельности по борьбе в этом направлении, стремясь обновить свою нормативно-правовую базу.
Комиссия FSC определила, что торговля криптовалютами сопряжена с высоким риском отмывания денег. Комиссия FSC опубликовала «Руководство по борьбе с отмыванием денег в отношении криптовалют», в котором содержится требование, чтобы финансовые компании улучшали свой мониторинг финансовых транзакций, связанных с криптовалютами, с целью соблюдения осторожности и контроля сделок на предмет отмывания денег20.
Можно прийти к выводу, что на правовое регулирование финансовой системы Кореи повлияли финансовые кризисы 1997 и 2008 гг. Основным нормативным актом общего характера, определяющим финансовую систему страны, является Закон о структурном улучшении финансовой отрасли 1991 г. в ред. 2013 г. Банковская деятельность регулируется Законом о банковской деятельности 1950 г. в ред. 2002 г. Третье место занимает Закон об электронных финансовых транзакциях 2006 г. в ред. 2013 г., поскольку электронные финансовые транзакции широко распространены в Корее. Основной тенденцией правового регулирования финансовой отрасли Кореи 20182019 гг. является ужесточение борьбы с отмыванием денег.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82,72%.
20 Hwang Hye Jin, Lee Soonghee and Kang Young Ho. Op. cit.
ISSN 2541-8025
Том XV 3-2019
Проблемы экономики и юридической практики
Список литературы:
1. Разрешение финансовых споров в странах АТР (Австралия, Гонконг, Индия, Индонезия, Китай, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Таиланд, Япония). Монография. Под ред. Е.Е. Фроловой и Е.П. Ермаковой. М. Изд. Инфотропик Медиа, 2019.
2. Ю.А. Артемьева, Е.П. Ермакова, Н.А. Ковыршина, Е.П. Русакова. Способы разрешения споров в разносистемных правопорядках. Монография. /Москва: Инфотропик Медиа, 2019. - 424.
3. Артемьева Ю.А. Процедура ускоренного посредничества при разрешении налоговых споров в США // Сравнительно-правовые аспекты правоотношений гражданского оборота в современном мире: Сборник статей Международной научно-практической конференции памяти проф. В.К. Пучинского 12 октября 2018 г. М. РУДН, 2018. с. 6-12
4. Ситкарева Е.В. Правовое регулирование финансовой системы Новой Зеландии // Социально-политические науки . 2018 №3 с. 115-118
5. Ивановская Н.В. Альтернативные способы разрешения финансовых споров в Малайзии № 6 //Труды Института государства и права Российской академии наук. 2017. Т. 12. № 6. с. 244-252
6. Фролова Е.Е. Понятие финансового спора в соответствии с положениями Закона Новой Зеландии о поставщиках финансовых услуг 2008 г. (с изменениями 2014г.) // М. «Черные дыры» в российском законодательстве». 2017, № 4, С.51-54.
7. Artemyeva Yu.A., Ivanovskaya N.V., Voykova NA, Frolova E.E. War to the bitter end or finally a compromise? Prospects for court approval of tax dispute settlements with the participation of entrepreneurs in Russia. Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9. № 36. С. 1-8.
8. Фролова Е.Е. Финансовая система Японии: правовое регулирование споров между поставщиками и потребителями финансовых услуг MIR (Modernization. Innovation. Research), 2018; 9(1). С.67.
9. Act on Corporate Governance of Financial Companies. Act No. 13453, Jul. 31, 2015 (July 2015, which came into force in August 2016). URL: https://elaw.klri.re.kr/eng_mobile/viewer.do?hseq=39313&type=part&k ey=23 Дата обращения 07.02.19.
10. Bank of Korea Act. (Law No.138 Promulgated on May 5, 1950. Amended Act No. 15427, Mar. 13, 2018). URL: https://www.bok.or.kr /ucms/cmmn/file/fileDown.do?menuNo=400261&atchFileId=ENG_0000 000001010803&fileSn=1 Дата обращения 03.02.19.
11. Banking Act of the Republic of Korea. May 5, 1950, as Act No. 911. (Amended Act No. 12101, Aug. 13, 2013) URL: https://fsc.go.kr /downManager?bbsid=BBS0086&no=106380 Дата обращения 03.02.19.
12. Debtor Rehabilitation and Bankruptcy Act. Act No. 7428, Mar. 31, 2005. URL: http://www.moleg.go.kr/FileDownload.mo?flSeq=31332 Дата обращения 03.02.19.
13. Depositor Protection Act. Act No. 5042, Dec. 29, 1995. (Amended by Act No. 11845, May 28, 2013). URL: https://www.fsc.go.kr/down Manag-er?bbsid=BBS0085&no=106353 Дата обращения 08.02.19.
14. Economy of South Korea//Anroh Global Services Pvt. Ltd.//Global Tenders. URL: https://www.globaltenders.com/economy-of-south-korea.php Дата обращения 08.02.19.
15. Electronic Financial Transactions Act. Act No. 7929, Apr. 28, 2006. (Amended by Act No. 8387, Apr. 27, 2007; Act No. 8863, Feb. 29, 2008; Act No. 11407, Mar. 21, 2012; Act No. 11461, Jun. 1, 2012; Act No. 11814, May 22, 2013) URL: https://www.fsc.go.kr/down Manag-er?bbsid=BBS0085&no=106341 Дата обращения 03.02.19.
16. Elena Petrovna Ermakova, Ekaterina Petrovna Rusakova, Elena Vi-talievna Sitkareva, Evgenia Evgenevna Frolova. Main Components of Protecting Consumers of Financial Products in Asian-Oceanic (APAC) Countries// International Journal of Engineering and Technology (UAE) (ISSN2227524X-United Arab Emirates-Scopus) (DOI: 10.14419/ijet.v7i4.38.24343) Published on:, Vol 7, No 4.38 (2018). P. 157.
17. Financial Holding Company Act. Act No. 10361, jun. 8, 2010. URL: https://elaw.klri.re.kr/eng_service/lawView.do?hseq=28862&lang=ENG Дата обращения 07.02.19.
18. Financial Industry Structural Improvement Act. Act No. 4341, Mar. 8, 1991. (Amended by Act No. 11845, May 28, 2013). URL: https://www.fsc.go.kr/downManager?bbsid=BBS0085&no=106363 Дата обращения 07.02.19.
19. Financial Investment Services and Capital Markets Act. Act No. 8635, Aug. 3, 2007/ (Amended by Act No. 12383, Jan. 28, 2014) URL: https://www.fsc.go.kr/downManager?bbsid=BBS0087&no=106389 Дата обращения 03.02.19.
20. Financial System in Korea// Bank of Korea. URL: https://www.bok.or.kr/eng/main/contents.do?menuNo=400098 Дата обращения 03.02.19.
21. Foreign Exchange Transactions Act. September 16, 1998 as Act No. 5550 (Amended on October 23, 2000; December 29, 2000) . URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/apcity/unpan0 11482.pdf Дата обращения 03.02.19.
22. Hwang Hye Jin, Lee Soonghee and Kang Young Ho. Korea. Banking Regulation. April 2018. URL: https://gettingthedealthrough.com /area/4/jurisdiction/35/banking-regulation-korea/ Дата обращения 03.02.19.
23. Plan to Improve Corporate Governance of Financial Companies. URL: https://www.fsc.go.kr/downManager?bbsid=BBS0048&no=124597 Дата обращения 07.02.19.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью доцента кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Юридического института Российского университета дружбы народов (РУДН), канд. юрид. наук Протопоповой О.В. на тему «Правовое регулирование финансовой системы Южной Кореи» Представленная на рецензирование научная статья посвящена актуальной теме, имеющей важное теоретическое и практическое значение. Практический интерес представляет вывод автора о том, что банковская деятельность в Южной Корее регулируется следующими основными нормативными актами:
1. Законом о банковской деятельности 1950 г. в ред. 2013 г.;
2. Законом о Банке Кореи 1950 г. в ред. 2018 г.;
3. Законом об электронных финансовых транзакциях 2006 г. в ред. 2013 г.;
4. Законом о валютных операциях 1998 г. в ред. 2000 г.;
5. Законом о финансовых инвестиционных услугах и рынках капитала 2007 г. в ред. 2014 г.;
6. Законом о защите вкладчиков 1995 г. в ред. 2013 г.;
7. Законом о реабилитации должников и банкротстве 2005 г. Согласно опубликованным результатам Всемирного Банка, в 2017
году ВВП Южной Кореи составил 1,53 триллиона долларов, что позволило ей занять 11 место в мировом рейтинге. Россия, в свою очередь, заняла лишь 12 место в мире, её ВВП составил 1,46 триллиона долларов. Маленькая Южная Корея превосходит огромную Россию и по экономической мощи, и по доходу на душу населения. Следует подчеркнуть, что Республика Корея является одним из приоритетных партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Важную роль в развитии двустороннего сотрудничества играют регулярные контакты на высшем уровне. За прошедшие 27 лет лидеры наших стран встречались 31 раз. Важнейшее значение имел официальный визит президента России Владимира Путина в Сеул в ноябре 2013 года, в ходе которого было принято Совместное заявление России и Республики Корея. В нем отражены приоритетные векторы развития российско-южнокорейских связей на ближайшую и среднесрочную перспективу, нацеленные на максимальное раскрытие потенциала сотрудничества, повышение его эффективности, поиск новых направлений практического взаимодействия, в первую очередь в инновационных областях. Новый импульс развитию двусторонних отношений придали переговоры президента Российской Федерации Владимира Путина с президентом Республики Корея Мун Чжэ Ином во Владивостоке 6 сентября 2017 года «на полях» третьего Восточного экономического форума, на который глава Южной Кореи был приглашен в качестве главного гостя. По итогам визита был подписан пакет документов. В связи с изложенным выше, исследования правового регулирования финансовой системы Южной Кореи приобретают особую актуальность.
Материалы, представленные в статье, обладают новизной, цитируемые источники отражают современный взгляд на изучаемую проблему. Особый интерес представляет вывод автора о том, что на правовое
регулирование финансовой системы Кореи повлияли финансовые кризисы 1997 и 2008 гг. Основным нормативным актом общего характера, определяющим финансовую систему страны, является Закон о структурном улучшении финансовой отрасли 1991 г. в ред. 2013 г. Банковская деятельность регулируется Законом о банковской деятельности 1950 г. в ред. 2002 г. Третье место занимает Закон об электронных финансовых транзакциях 2006 г. в ред. 2013 г., поскольку электронные финансовые транзакции широко распространены в Корее.
Представленная статья структурирована, логически завершена, выводы, сделанные в результате научного исследования, убедительно аргументированы в тексте работы. В аннотации содержатся основные
идеи, изложенные автором в работе.
Представленная статья отвечает требованиям, предъявляемым к публикациям такого рода, и на основании вышеизложенного может быть рекомендована для опубликования в открытой печати.
Заместитель генерального директора по корпоративному управлению и специальным проектам АО «Международный центр», канд. юрид. наук
Вольной Александр Евгеньевич
LEGAL REGULATION OF THE FINANCIAL SYSTEM OF SOUTH KOREA
Protopopova Olga V., PhD in Law, associate professor, associate professor of Civil Law of the Department of Civil and Civil Procedural Law and Private International Law
Work place: Law Institute of the RUDN University
Annotation: the article notes that South Korea is known for its impressive economic growth from one of the poorest countries in the world to a developed country with a high income level in just one generation. The financial system of South Korea is governed by general regulations, such as: The Financial Industry Structural Improvement Act 1991 as amended 2013; The Act on Corporate Governance of Financial Companies 2015; The Financial Holding Company Act 2010. Banking activity is regulated by the following main regulatory acts: The Banking Act of 1950, as amended 2013; Bank of Korea Act 1950, as amended 2018; The Electronic Financial Transactions Act 2006 as amended 2013; The Foreign Exchange Transactions Act 1998 as amended 2000; The Financial Investment Services and Capital Markets Act 2007 as amended 2014; The Depositor Protection Act 1995, as amended 2013; Debt and Bankruptcy Rehabilitation Act 2005.
The study was prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research in the framework of the research project № 17-03-00093 «a» (Supervisor - E.E. Frolova)
Keywords: South Korean law, financial system, banking regulator, financial services.
Reference list:
1. Artemyeva Yu.A., Ivanovskaya N.V., Voykova N.A., Frolova E.E. War to the bitter end or finally a compromise? Prospects for court approval of tax dispute settlements with the participation of entrepreneurs in Russia. Indian Journal of Science and Technology. 2016. T. 9. № 36. C. 1-8.
2. Act on Corporate Governance of Financial Companies. Act No. 13453, Jul. 31, 2015 (July 2015, which came into force in August 2016). URL: https://elaw.klri.re.kr/eng_mobile/viewer.do?hseq= 39313&type=part&key=
3. Bank of Korea Act. (Law No.138 Promulgated on May 5, 1950. Amended Act No. 15427, Mar. 13, 2018). URL: https://www.bok.or.kr /ucms/cmmn/file/fileDown.do?menuNo=400261&atchFileId=ENG_0000 000001010803&fileSn=1
4. Banking Act of the Republic of Korea. May 5, 1950, as Act No. 911. (Amended Act No. 12101, Aug. 13, 2013) URL: https://fsc.go.kr /downManager?bbsid=BBS0086&no=106380
5. Debtor Rehabilitation and Bankruptcy Act. Act No. 7428, Mar. 31, 2005. URL: http://www.moleg.go.kr/FileDownload.mo?flSeq=31332
6. Depositor Protection Act. Act No. 5042, Dec. 29, 1995. (Amended by Act No. 11845, May 28, 2013). URL: https://www.fsc.go.kr/down Manag-er?bbsid=BBS0085&no=106353
7. Economy of South Korea//Anroh Global Services Pvt. Ltd.//Global Tenders. URL: https://www.globaltenders.com/economy-of-south-korea.php
8. Electronic Financial Transactions Act. Act No. 7929, Apr. 28, 2006. (Amended by Act No. 8387, Apr. 27, 2007; Act No. 8863, Feb. 29, 2008; Act No. 11407, Mar. 21, 2012; Act No. 11461, Jun. 1, 2012; Act No. 11814,
May 22, 2013) URL: https://www.fsc.go.kr/down Manag-er?bbsid=BBS0085&no=106341
9. Elena Petrovna Ermakova, Ekaterina Petrovna Rusakova, Elena Vitaliev-na Sitkareva, Evgenia Evgenevna Frolova. Main Components of Protecting Consumers of Financial Products in Asian-Oceanic (APAC) Countries// International Journal of Engineering and Technology (UAE) (ISSN2227524X-United Arab Emirates-Scopus) (DOI: 10.14419/ijet.v7i4.38.24343) Published on:, Vol 7, No 4.38 (2018). P. 157.
10. Financial Holding Company Act. Act No. 10361, jun. 8, 2010. URL: https://elaw.klri.re.kr/eng_service/lawView.do?hseq=28862&lang=ENG
11. Financial Industry Structural Improvement Act. Act No. 4341, Mar. 8, 1991. (Amended by Act No. 11845, May 28, 2013). URL: https://www.fsc.go.kr/downManager?bbsid=BBS0085&no=106363
12. Financial Investment Services and Capital Markets Act. Act No. 8635, Aug. 3, 2007/ (Amended by Act No. 12383, Jan. 28, 2014) URL: https://www.fsc.go.kr/downManager?bbsid=BBS0087&no=106389
13. Financial System in Korea// Bank of Korea. URL: https://www.bok.or.kr/eng/main/contents.do?menuNo=400098
14. Foreign Exchange Transactions Act. September 16, 1998 as Act No. 5550 (Amended on October 23, 2000; December 29, 2000) . URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/apcity/unpan0 11482.pdf
15. Hwang Hye Jin, Lee Soonghee and Kang Young Ho. Korea. Banking Regulation. April 2018. URL: https://gettingthedealthrough.com /area/4/jurisdiction/35/banking-regulation-korea/
16. Plan to Improve Corporate Governance of Financial Companies. URL: https://www.fsc.go.kr/downManager?bbsid=BBS0048&no=124597