Протопопова О. В.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ТАИЛАНДА
10.4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
и 1
ФИНАНСОВОМ СИСТЕМЫ ТАИЛАНДА1
Протопопова Ольга Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права
Место работы: Российский университет дружбы народов (РУДН) Юридический институт
Аннотация: автор статьи отмечает, что Закон о финансовых институтах Таиланда 2008 г. (Financial Institutions Businesses Act 2008) консолидировал финансовое законодательство страны, отменив 15 ранее действовавших нормативных актов в сфере финансовой деятельности, в том числе, закон о коммерческих банках и закон о финансовом бизнесе, рынке ценных бумаг и кредитном фонде. В последние годы в Таиланде был принят ряд законодательных актов. Так, в 2016 г. были приняты Королевские декреты «О регулировании электронных платежей» (Royal Decree Regulating on Electronic Payment Services) и «О регулировании электронных платежей специализированных финансовых учреждений (Royal Decree Regulating on Electronic Payment Services of the Specialised financial institution). 18 октября 2017 г. в Правительственной газете (Government Gazette) был опубликован новый Закон о платежной системе B.E. 2560 (2017), который вступил в силу 18 апреля 2018 г.
Ключевые слова: право Таиланда, финансовая система, Банк Таиланда, закон о финансовых услугах, закон о платежной системе 2017, финансовые услуги, потребители финансовых услуг, финансовые споры.
LEGAL REGULATION OF THE FINANCIAL SYSTEM OF THAILAND
Protopopova Olga V., PhD, Professor of Civil Law of the Department of Civil and Civil Procedural Law and Private International Law Work place: the Law Institute of the RUDN University
Annotation: the author of the article notes that the Financial Institutions Businesses Act 2008 consolidated the country's financial legislation, canceling 15 previous regulatory acts in the sphere of financial activity, including the law on commercial banks and the law on financial business, the securities market and the credit fund. In recent years, a number of legislative acts have been adopted in Thailand. So, in 2016 Royal Decree Regulating Electronic Payment Services and Royal Decree On the Regulation of Electronic Payments of Specialized Financial Institutions were adopted. October 18, 2017 in the Government Gazette was published a new Act on the payment system B.E. 2560 (2017), which entered into force on April 18, 2018.
Keywords: Thailand law, financial system, Bank of Thailand, financial services law, law on payment system 2018, financial services, consumers of financial services, financial disputes.
Развитие финансового сектора Таиланда стало историей реструктуризации, корректировки и обновления после разрушительных последствий азиатского финансового кризиса 1997 г., - отмечал бывший заместитель управляющего Банка Таиланда Бандид Ниджатаворн. [9] Начиная с 1998 г. правительство страны приступило к комплексной реструктуризации финансового сектора, вмешиваясь в деятельность слабых банков и сосредотачиваясь на рекапитализации, реструктуризации долга, реформировании нормативной и надзорной структуры, укреплении корпоративного управления банков и внедрении инициатив по углублению и расширению рынка капитала. Власти Таиланда проводили агрессивные нормативные и надзорные реформы, направленные на то, чтобы финансовое регулирование страны соответствовало современным международным стандартам. Ключевые элементы реформ были сосредоточены на надзоре за рисками в рамках Базеля II и Базеля III (соглашение о банковских правилах), консолидированном надзоре и поэтапной реализации IAS39 (более строгий метод измерения финансовых транзакций). В итоге, Закон о финансовых институтах Таиланда 2008 г. (Financial Institutions Businesses
1 Исследование подготовлено при финансовой поддержки РФФИ в рамках научного проекта №17-03-00093 "а" (Н. рук. - Е.Е. Фролова).
The reported study was founded by RFBR according to the research project №17-03-00093 '^"(supervisor E.E.Frolova).
Act 2008) консолидировал финансовое законодательство страны, отменив 15 ранее действовавших нормативных актов в сфере финансовой деятельности, в том числе, закон о коммерческих банках и закон о финансовом бизнесе, рынке ценных бумаг и кредитном фонде (ст.3 закона 2008г.). [12]
1. Обзор сектора финансовых услуг Таиланда: ведущие финансовые регуляторы страны
В настоящее время правительство Таиланда обращает самое пристальное внимание на развитие финансового сектора страны. Таиланд находится в процессе реформирования законов, касающихся платежных систем и услуг. [11] Об этом, в частности, свидетельствует ряд законодательных актов, принятых сравнительно недавно. Так, в 2016 г. были приняты Королевские декреты «О регулировании электронных платежей» (Royal Decree Regulating on Electronic Payment Services) и «О регулировании электронных платежей специализированных финансовых учреждений (Royal Decree Regulating on Electronic Payment Services of the Specialised financial institution). 18 октября 2017 г. в Правительственной газете (Government Gazette) был опубликован новый Закон о платежной системе B.E. 2560 (2017) (The Payment System Act). [6] Закон 2017 г. направлен на унификацию существующих законов и положений Таиланда о платежах и синхронизацию определенных требований этих нормативных актов с международными стандартами, а также позволяет поддерживать и регулировать появление новых платежных
Проблемы экономики и юридической практики
5'2018
систем/услуг в будущем. Он определяет правила надзора за системно важными платежными системами, регулируемыми платежными системами и услугами по электронным платежам. Указанный закон вступил в силу 18 апреля 2018 г. [9]
В настоящее время ключевыми регуляторами финансового сектора Таиланда являются:
Министерство финансов (Ministry of Finance), которое регулирует все аспекты деятельности финансовых рынков Таиланда.
Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission (SEC).
Наблюдательный совет рынка капитала (Capital Market Supervisory Board), который также выполняет регулирующие функции Комиссии SEC.
Офис Комитета по страхованию (Office of the Insurance Committee), который регулирует сектор страхования Таиланда.
Агентство развития электронных транзакций (Electronic Transactions Development Agency), в компетенцию которого входит разработка, продвижение и поддержка электронных транзакций в Таиланде.
Банк Таиланда (Bank of Thailand), который регулирует деятельность всех финансовых учреждений страны.
Министерство торговли, осуществляющее надзор за деятельностью акционерных обществ. [8]
Рассмотрим более подробно компетенцию отдельных финансовых регуляторов Таиланда. Министерство финансов Таиланда
Коммерческие банки функционируют в соответствии с законами и регламентами Таиланда, разработанными Министерством финансов и Банком Таиланда. Сформированное в 1875 г. Министерство финансов Таиланда первоначально действовало как агентство правительства для управления национальными финансами, сбора доходов и выплаты королевских средств. В 1933 г. оно получило свое настоящее название и статус в результате принятия Закона о реформе государственной службы (Civil Service Reform Act (1933)). В состав Министерства финансов входит 8 ведомств и 16 государственных предприятий, находящихся под его контролем. Основной обязанностью Министерства финансов является надзор за деятельностью государственных монополий, вопросы собственности и казны. Кроме того, Министерство имеет право предоставлять кредитные гарантии финансовым учреждениям, государственным учреждениям и государственным предприятиям. [11] Комиссия по ценным бумагам и биржам В полномочия Комиссии входит надзор за сектором ценных бумаг и рынков капитала Таиланда. Комиссия SEC состоит из Председателя, Управляющего Банка Таиланда, Постоянного секретаря Министерства финансов, других экспертов и членов других регулирующих органов.
Центральным банком Таиланда является Банк Таиланда (Bank of Thailand - BOT), который был создан в 1942 г. Возглавляет Банк Таиланда Управляющий, назначаемый на пятилетний срок. Банк Таиланда печатает и выпускает банкноты и другие ценные бумаги (например, облигации Банка Таиланда), способствует монетарной стабильности страны, формирует денежно-кредитную политику, управляет активами Банка, предоставляет банковские услуги правительству, выступает в качестве регистратора государственных облигаций и предоставляет банковские услуги финансовым учреждениям. 2. Финансовые учреждения Таиланда
Финансовые учреждения играют важную роль в качестве посредников в мобилизации капитала и распределения экономических ресурсов, а также в качестве поставщиков платежных и расчетных услуг. Таким образом, хорошо развитая, эффективная и стабильная система финансовых учреждений является ключом к поддержке устойчивого экономического развития страны.
В Таиланде существует 2 типа финансовых учреждений, в том числе:
(1) Депозитарные корпорации (Depositary Corporations), например, коммерческие банки, специальные финансовые учреждения (Special Financial Institutions - SFI), сберегательные корпоративные и кредитные союзы, паевые фонды.
(2) Недепозитарные корпорации (Non-depository corporations), например, взаимные фонды, страховые компании, резервные фонды, компании по управлению активами и компании по управлению ценными бумагами. [11]
Тайские адвокаты Д. Корбетт, Г. Уокер, Д.Ч. Сорнумполь и Д.Э. Сазерн отмечали, что сектор финансовых услуг в Таиланде составляют следующие финансовые учреждения:
- Коммерческие банки.
- Учреждения, выдающие кредит под залог недвижимости (crédit foncier).
- Финансовые компании.
- Инвестиционные консультационные фирмы (Investment advisory firms).
- Фондовые биржи (например, Фондовая биржа Таиланда (Stock Exchange of Thailand) и рынок альтернативных инвестиций (Market for Alternative Investment)).
- Биткойн-биржи (например, Bitcoin Co. Ltd).
- Биржи электронных облигаций (Bond Electronic Exchange).
- Фьючерсная биржа Таиланда (Thailand Futures Exchange).
- Брокерские компании по управлению ценными бумагами (Securities brokerage companies).
- Ассоциации компаний, управляющих ценными бумагами, которые содействуют бизнесу своих членов (например, Ассоциация тайских компаний ценных бумаг (Association of ThaiSecurities Companies)).
- Дилеры, управляющие ценными бумагами (Securities dealers).
- Андеррайтеры ценных бумаг (Securities underwriters).
- Управляющие фондами взаимных инвестиций (Mutual fund managers).
- Компании, управляющие частными фондами (Private fund management companies).
- Компании венчурного капитала (Venture capital firms). [7]
3. Банковский сектор Таиланда
Банковская индустрия в Таиланде является важным сегментом индустрии финансовых услуг страны. История тайского банкинга началась в 1865 г., когда Банк Гонконга и Шанхая (Hong Kong and Shanghai Bank - HSBC) создал свой филиал в Бангкоке, став тем самым первым банком, открывшим филиал в стране. [6] После создания филиала Банка HSBC многие европейские и азиатские банки открыли свои филиалы. В результате иностранные банки стали доминирующими игроками в банковской отрасли Таиланда. Чтобы противостоять превосходству иностранных банков в 1906 г. был создан первый тайский банк - Siam Commercial Bank. После Второй мировой войны правительство Таиланда проводило политику содействия росту тайских банков в стране, включая ограничение функционирования иностранных банков только одним филиалом. В результате доминирование иностранных банков сократилось. Начиная с 1960 г. в стране проводилось множество инновационных экономических планов, а также планов социального развития, что, в свою очередь, привело к быстрому расшире-
Протопопова О. В.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ТАИЛАНДА
нию банковского сектора в провинциях Таиланда. [6] В настоящее время в стране действует 31 коммерческий банк. [11]
Тайские коммерческие банки, являясь крупнейшими финансовыми институтами в стране, оказывают широкий спектр услуг, включая депозиты до востребования, кредитование, овердрафты2, дисконтирование векселей3 и лизинг. Их деятельность также охватывает платные услуги, такие как услуги кастодиана4, синдицирование кредитов5, технико-экономические обоснования и консультации для слияний, а также приобретения ценных бумаг. Помимо этого, в некоторых случаях эти банки выпускают оборотные инструменты депозитов, помимо андеррайтинга6 и выпуска долговых инструментов.
Крупнейшим коммерческим банком страны является Банг-кокский банк (Bangkok Bank), имеющий активы на общую сумму 80,4 млрд. долл. США по состоянию на декабрь 2016 г. Общие активы пяти крупнейших коммерческих банков Таиланда составили 350,9 млрд. долл. США, или 76,6 процента от общего объема активов Тайской банковской системы (Thai banking system).
3. Финансовый рынок
Финансовый рынок является ключевым компонентом в экономической системе любой страны. Высоколиквидный финансовый рынок как таковой способен размещать большие и разнообразные выпуски финансовых инструментов с минимальным ценовым эффектом. [3, С.23] Здесь финансовые инструменты можно быстро обменивать по разумной цене. Эффективная система клиринга и расчетов является ключевым фактором поддержки, который помогает снизить стоимость транзакций. Прогресс в развитии тайского финансового рынка можно наблюдать в нескольких аспектах. Основными субъектами финансового рынка в государственном и частном секторах экономики являются: 1) Управление государственного управления долгом (Public Debt Management Office - PDMO), 2) Управление по ценным бумагам и биржам (Office of Securities and Exchange Commission - SEC), 3) Фондовая биржа Таиланда (Stock Exchange of Thailand - SET), 4) Тайская ассоциация рынка облигаций (Thai Bond Market Association - ThaiBMA), 5) Банк Таиланда (BOT), и др.
Фондовая биржа Таиланда
Фондовая биржа Таиланда (The Stock Exchange of Thailand - SET) является национальным фондовым рынком страны, который был создан в 1992 г. в рамках Закона о ценных бумагах Таиланда B.E. 2535 (1992) (Securities Exchange of
2 Овердрафт - кредитование банком расчётного счёта клиента для оплаты им расчётных документов при недостаточности или отсутствии на расчётном счёте клиента-заемщика денежных средств.
3 Дисконтирование векселей - учет векселей, т.е. покупка их банком у векселедержателей до истечения срока; кредитное учреждение, авансирующее клиенту деньги при учете векселей, взимает с него определенную плату - учетный процент (дисконт).
4 Кастодиан (англ. custodian - хранитель) - финансовый агент, обычно банк, по поручению клиента принимающий в доверительное хранение ценныебумаги; услуги хранителя обычно не предусматривают проведение торговых операций с ценностями клиента.
5 Синдицированный кредит (англ. syndicated loan) — кредит, предоставляемый заёмщику по меньшей мере двумя кредиторами (синдикатом кредиторов), участвующими в данной сделке в определённых долях в рамках, как правило, единого кредитного соглашения.
6 Андеррайтинг (англ. underwriting - «подписка») — один из способов снижения банковских рисков. Многоуровневая процедура оценки банком финансовой состоятельности претендента на кредит, вероятности выполнения или невыполнения обязательств по ссуде.
Thailand Act). На рынках достаточно ликвидности, чтобы позволить инвесторам войти и выйти на значительные позиции. Политика правительства обычно не ограничивает свободный поток финансовых ресурсов для поддержки рынков продуктов и факторов. [11]
Фондовая биржа осуществляет ежедневный надзор и наблюдение за вторичным рынком ценных бумаг. Биржа устанавливает регламенты и руководящие принципы поведения и обязанностей брокеров и может налагать штрафы на брокеров и приостанавливать их деятельность. [ 1, 121]
В заключение, необходимо подчеркнуть, что власти Таиланда последовательно проводят серьезные нормативные и надзорные реформы финансового сектора, направленные на то, чтобы финансовое регулирование Таиланда полностью отвечало современным международным стандартам. Ключевые элементы реформ соответствуют международным соглашениям Базель II и Базель III, и сосредоточены на повышении устойчивости банков, улучшению позиций ликвидности и более комплексном управлении рисками.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 87,75%.
Список литературы:
1. Гражданский процесс и гражданское законодательство в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: монография//В.В. Безбах, К.М. Беликова, Н.В. Бадаева (и др.) - Москва, РУДН, 2015.
2. Ермакова Е.П. Источники правового регулирования гражданского судопроизводства в Таиланде //Сравнительно-правовые аспекты правоотношений гражданского оборота в современном мире: Сборник статей Международной научно-практической конференции памяти проф.В.К. Пучинского 17 октября 2014г. М. РУДН, 2014. С.78-84.
3. Протопопова О.В. Правовое регулирование финансовой системы Гонконга: новые стратегии развития 2017 года// «Черные дыры» в российском законодательстве». М.,2017, № 5, С.23-27.
4. Способы разрешения споров в разносистемных правопорядках/ Ю.А. Артемьева, Е.П. Ермакова, Н.А. Ковыршина, Е.П. Русакова.-Москва: Инфотропик Медиа, 2017. - 424.
5. The Payment System Act B.E. 2560 (2017) (the PSA).URL: https://www.bot.or.th/thai/paymentsystems/oversightofemoney/related law/documents/yi.j.u.iiuumjrenu.pdf Дата обращения 18.09.18.
6. Banking and Finance Regulations of the Kingdom of Thailand. URL: https://www.streetdirectory.com/travel_guide/163764/banking/banking _and_finance_regulations_of_the_kingdom_of_thailand.html Дата обращения 19.09.18.
7. Corbett Jason, Walker Gordon, Sornumpol Don Chaiyos and Southern David Ashley. FinTech in Thailand: overview.URL: https://uk.practicallaw.thomsonreuters.com/w-014-6900PtransitionType =Default&contextData=(sc.Default)&firstPage=true&comp=pluk&bhcp=1 Дата обращения 02.09.18.
8. Kietduriyakul Komkrit Phongsathaporn, Kullarat. The Payment System Act: New Age of Payment Regulatory Landscape. URL: https://www.bakermckenzie.com/en/insight/publications/2017/10/paym ent-system-act Дата обращения 10.09.18.
9. Nijathaworn Bandid. Thailand's Financial sector: from Crisis to Resilience. URL: https://www.thailand-business-news.com/banking/ 34631-thailands-financial-sector-from-crisis-to-resilience.html Дата обращения 13.09.18.
10. Sirikan Nutavit. Thailand: New Payment Systems Act. URL: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=99b863b6-e47c-41e8-8046-fa2f48e05292 Дата обращения 06.09.18.
11. Thailand's Financial Institutions. URL: https://www.bot.or.th /English/FinancialInstitutions/FIStructure/Pages/default.aspx Дата обращения 14.09.18.
Проблемы экономики и юридической практики
5'2018
12. Thailand's new Financial Institution Act. URL: http://www.nortonrosefulbright.com/knowledge/publications/13734/tha ilands-new-financial-institution-act Дата обращения 10.03.18.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью доцента кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Юридического института Российского университета дружбы народов (РУДН), канд. юрид. наук Протопоповой О.В. на тему «Финансовая система Таиланда» Представленная на рецензирование научная статья посвящена актуальной теме, имеющей важное теоретическое и практическое значение. Практический интерес представляет вывод автора о том, в последние годы правительство Таиланда последовательно проводит серьезные нормативные и надзорные реформы финансового сектора, направленные на то, чтобы финансовое регулирование Таиланда полностью отвечало современным международным стандартам. Ключевые элементы реформ соответствуют международным соглашениям Базель II и Базель III, и сосредоточены на повышении устойчивости банков, улучшению позиций ликвидности и более комплексном управлении рисками. Ключевыми регуляторами финансового сектора Таиланда являются Министерство финансов, Комиссия по ценным бумагам и биржам, Банк Таиланда, Офис Комитета по страхованию, Агентство развития электронный транзакций.
Прочная база и хорошо диверсифицированная экономика поддержали устойчивость Таиланда в сложные периоды и, не смотря на трудности, экономика Королевства продемонстрировала устойчивость и продолжала расти. В своем основном выступлении на Инвестиционном форуме «Номура Азия 2018», состоявшемся недавно в Сингапуре, губернатор Банка Таиланда доктор Вератаи Сантипрабобп заявил, что в 2017 году экономика Таиланда заметно улучшилась и достигла годового роста ВВП на 3,9 процента. Ожидается, что экономика Таиланда продолжит свой рост в 2018 году, причем рост ВВП в первом квартале
этого года представил впечатляющий показатель в 4,8%в годовом исчислении. Эта цифра была самой высокой за последние пять лет, причем рост частных инвестиций составил 3-летний максимум. Таиланд претерпевает серьезные преобразования с появлением нескольких перспективных экономических платформ и продолжающегося перехода к новой эре цифровых финансовых и платежных услуг, все из которых откроют экономический потенциал Таиланда, повысят производительность и приведут к увеличению числа включительно рост. Как прогнозируют эксперты, оживление экономики будет более широкомасштабным. Правительство активизирует различные меры стимулирования для поддержки сельской экономики.
Материалы, представленные в статье, обладают новизной, цитируемые источники отражают современный взгляд на изучаемую проблему. Особый интерес представляет вывод автора о том, что Таиланд находится в процессе реформирования законов, касающихся платежных систем и услуг, о чем свидетельствует ряд недавних нормативных актов. Среди них: Королевские декреты 2016 г. «О регулировании электронных платежей» и «О регулировании электронных платежей специализированных финансовых учреждений, новый Закон о платежной системе В.Е. 2560 (2017).
Представленная статья структурирована, логически завершена, выводы, сделанные в результате научного исследования, убедительно аргументированы в тексте работы. В аннотации содержатся основные идеи, изложенные автором в работе.
Представленная статья отвечает требованиям, предъявляемым к публикациям такого рода, и на основании вышеизложенного может быть рекомендована для опубликования в открытой печати.
Рецензент
Генеральный директор ООО «СИНТЕЗ», кандидат юридических наук
Д.А. Янковенко