Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 128—131. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):128 — 131.
ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ(ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ
Научная статья
УДК 34 NIION: 2007-0062-2/22-096
doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-128-131 MOSURED: 77/27-004-2022-02-296
Цифровое наследство. Правовое регулирование. Есть ли будущее?
Юлия Андреевна Мышко
Государственный университет управления, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Исследование посвящено анализу доктринальных позиций, касающихся определения места цифровых активов, в частности криптовалюты, в правовой системе Российской Федерации. Анализируется вопрос, может ли криптовалюта, а также иные цифровые активы быть объектом наследственной массы наследодателя. Приводится актуальная судебная практика по вопросу включения криптовалюты в состав иного имущества, в связи с чем делается вывод о возможности включения цифровых активов в состав наследственной массы. Ключевые слова: криптовалюта, цифровой актив, иное имущество, наследование
Для цитирования: Мышко Ю.А. Цифровое наследство. Правовое регулирование. Есть ли будущее? // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 128—131. doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-128-131.
PRIVATE LEGAL (CIVILITY) SCIENCES
Original article
Digital heritage. Legal regulation. Is there a future?
Yulia A. Myshko
State University of Management, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. This study analyzes the doctrinal positions concerning the location of digital assets, in particular, cryp-tocurrency, in the legal system of the Russian Federation. The question of the possibility of inheritance of the crypto currency, as well as other digital assets, is analyzed. The current court practice of the inclusion the cryptocurrency in the composition of other assets is given, which leads us to the conclusion that it is possible to include digital assets in the composition of the inherited estate.
Keywords: cryptocurrency, digital asset, other assets, inheritance
For citation: Myshko Yu.A. Digital heritage. Legal regulation. Is there a future? // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):128-131. (In Russ.). doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-128-131.
В современном мире тесно сплелись между собой онлайн и офлайн миры. Теперь у людей есть имущество и в виртуальном мире. Все больше входят в нашу жизнь цифровая валюта, многолетняя подписка на музыкальные или киносервисы, прокачанные игровые ак-каунты. Что же будет, если владельца не станет?
Вопрос очень объемный. В нашей работе мы попробуем изучить правовую сущность цифрового наследия, особенности современного законодательства, а также возможности работы с этим наследием, этичности управления данным наследием, возможности и способы использования данных, оставленных умершими пользователями.
© Мышко Ю.А., 2022
Что же является цифровым наследием? Это финансовые счета, музыкальные коллекции, ак-каунты в соцсетях и еще масса других элементов, которые не имеют физической формы, но у них есть стоимостная оценка.
Всевозможные цифровые активы давно и прочно вошли в нашу жизнь, но их правовое регулирование на сегодняшний день очень слабое. Проблемы возникают именно от недостаточности правового регулирования и отсутствия актуальной судебной практики.
Статья 1112 ГК РФ гласит: «В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности». Там же мы читаем, что «не входят в состав наследства личные неимущественные пра-
ва и другие нематериальные блага». А можно ли отнести электронную почту или домен к нематериальным благам? Или они все-таки материальные?
Увы, на сегодняшний день никаких законов, отдельно регулирующих цифровое наследие, в России нет. Конечно, некоторые подвижки периодически возникают, но они касаются культурного наследия и никак не затрагивают проблемы частные. Если родственники умершего попытаются получить доступ к его цифровому наследию, они столкнутся с массой юридических проблем. Если на аккаунте хранятся объекты авторского права, то можно попробовать делать акцент на этом. Бесспорно, это сложная сфера, которая требует работы хороших юристов, специализирующихся в данной области.
В 2019 г. ГК РФ был дополнен ст. 141.1 «Цифровые права». Однако при этом законодатель избрал довольно узкое толкование термина, которое включает в себя электронные данные (цифровой код и т.д.), которые удостоверяют права на объекты гражданских прав, и данная норма в ситуации с наследованием аккаун-тов неприменима.
Рассмотрим этот вопрос на примере зарубежного опыта. Так, в США, в штате Делавер, существует закон «О доверительном доступе к цифровым активам и цифровым счетам, по которому наследники приобретают право доступа ко всем аккаунтам умершего, содержащим любые электронные активы. В Германии применяется принцип универсального наследия, по которому наследник принимает все юридические права, обязательства и активы. Владение средством хранения, право доступа к электронному средству хранения попадают под правила пользования материальными активами. Но даже в этих странах наследник(и) могут столкнуться с проблемами, связанными с доступом к цифровым активам, если провайдером выступает иностранное юридическое лиц, которое не подчиняется юрисдикции государства регистрации наследодателя и наследника.
Отдельный разговор о криптовалюте. Все больше людей в мире хранят на своих цифровых кошельках такую валюту. Конечно, ей нельзя пользоваться свободно как общепризнанными мировыми валютами, но она имеет определенные преимущества. Криптовалюты не считаются электронными деньгами, так как ни одно государство пока не признало их в качестве законного средства платежа, хотя насчитывается уже несколько десятков криптовалют.
В наследственном праве есть два сложных момента. Первый — можно ли считать крипто-валюту товаром? Второй — можно ли считать криптовалюту валютой?
Наследование криптовалют является проблематичным, потому что наследник должен иметь к ним доступ, но без пароля это нереально. Значит, такое наследие может быть утрачено безвозвратно.
Более того, в некоторых странах запрещено использование криптовалют, например в Египте. Соответственно, такое наследование порождает уголовную ответственность и возможность конфискации для наследника. Однако разве у него есть вина? Вина носит личный характер и не может быть передана по наследству. Значит, наследство можно принять, но нельзя использовать, так как это будет уже уголовное преступление.
Юристы выделяют и другие проблемы с такой собственностью. Если собственник обезличен, наследник не числится ни в каких реестрах под своими паспортными данными, то подтверждение собственности нельзя получить никак, а оно требуется для вступления в права наследства. Получается, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться криптовалютой зависит от владения паролем от цифрового кошелька.
Каковы же варианты решения данного вопроса?
1. Создание хранилища электронных данных посредством блокчейна, т.е. собственник передает данные в такое в хранилище, где они хранятся в зашифрованном виде, и оставляет распоряжение о порядке передачи данных третьим лицам в случае его смерти.
2. Хранение криптовалюты на бирже, которая и определяет правила распоряжения активами, включая переход прав на аккаунт по наследству, с оговоркой, что если наследники не заявят свои права в течение нескольких лет, то цифровые активы будут считаться выморочным наследством.
3. Передача документов нотариусу с информацией о доступе к кошельку, но можно ли в этом случае полностью доверять нотариусу, ведь средства могут быть огромны.
Следует также упомянуть и цифровое имущество. В юридической практике под цифровым имуществом понимается нематериальное имущество: различные электронные файлы, аккаунты в соцсетях и пр. Российский законодатель считает, что компьютер умершего обладает статусом движимой вещи, подлежащей наследованию, для получения законного доступа
2022 / № 2 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!
129
к которому достаточно доказательства приобретения данного компьютера умершим наследодателем. С момента получения компьютера в наследство у наследника возникает право собственности, в том числе на информацию, которая в нем содержится. Сама по себе такая информация не является выделенным объектом авторского права и не требует никаких процедур отдельного наследования.
К цифровому наследству относятся также аккаунты в соцсетях. В российском законодательстве нет специальных положений, регулирующих судьбу аккаунтов умерших пользователей. В нормах нет положений, которые позволяют передавать по наследству аккаунты в соцсе-тях, но не содержится и запрет на это действие. Положительная судебная практика по этому вопросу отсутствует. Статья 23 Конституции РФ декларирует права человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки. Возможно, если человек укажет в своем завещании такой пункт, то наследники смогут получить доступ к странице. Но решать этот вопрос будет руководство социальной сети. Если откажут, можно попробовать обратиться в суд, но даже при положительном решении суда иностранные сети, скорее всего, откажутся следовать решению российского суда. Видится, что данная проблема может быть решена двумя способами.
Первый — это наследование аккаунта в порядке универсального правопреемства. В этом случае наследуются права и обязанности, определенные в пользовательском соглашении. Таким образом, наследование предполагает кроме смены пользователя и получение наследником прав на доступ к материалам со страницы наследодателя, и к лицевым счетам.
Второй способ состоит в том, что наследование аккаунта рассматривается как наследование права на результат интеллектуальной деятельности. При этом наследникам нужно будет доказать, что подбор материалов в аккаунте представляет собой результат творчества, а не просто набор фотографий, постов и т.д.
Не менее важно обсудить вопрос о доменных именах. На данный период времени не выработано единого подхода относительно прав на доменные имена, а это значит, что на практике могут возникнуть проблемы с их наследованием. В реестре доменных имен хранится информация о доменном имени и его владельце, но правилами не предусмотрено прекращение пользования доменным именем в связи со смертью владельца, по логике следовало бы переда-
вать право на него по наследству. Но по наследству может переходить лишь имущество умершего, а доменное имя не является имуществом, а значит, не может входить в состав наследства.
Возможно следующее решение данной проблемы. Владельцу сайта необходимо позаботиться, чтобы доступ к домену попал к партнерам или наследникам. При этом компании должны предусмотреть право переоформления прав на третьих лиц.
Интернет — это огромная часть нашей жизни. При все большей цифровизации жизни возникает вопрос, что же делать с цифровым наследием людей? Наш проект посвящен данной ситуации, более того, мы предлагаем решения, которые могут помочь регламентировать вопрос на государственном уровне. Данный вопрос объемен и сложен, мы не касаемся этичности управления цифровыми активами, а рассматриваем лишь юридическую сторону вопроса.
Список источников
1. Гулькина А.Н., Мазина A.B., Белоусов А.Л. Криптовалюта — закономерное экономическое явление или очередная финансовая ловушка? / / Российская государственность и правовая система в XXI веке: тенденции, противоречия и перспективы развития: материалы межрегион. науч.-практ. конф. ученых, аспирантов, студентов и практиков, Астрахань, 26 мая 2017 г. Астрахань: АГТУ, 2017. С. 76.
2. Кудряшова E.B. Правовое регулирование криптовалют: выбор вектора развития / / Финансовое право. 2018. № 6. С. 7—11.
3. Кучеров И.И. Криптовалюта как правовая категория // Финансовое право. 2018. № 5. С. 3—8.
4. Николаева Т.Е. Эволюция денег и их особенности в современных условиях: учеб. пособие. М.: Флинта, 2017.
5. Простосердов МА. Экономические преступления, совершаемые в киберпространстве: монография. М.: Юрлитинформ, 2017.
6. Савицкая К.Д. Институт цифрового наследования: особенности правового регулирования на примере Соединенных Штатов Америки / / Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. 2015.№ 6. С. 192.
References
1. Gulkina A.N., Mazina A.V., Belousov A.L. Cryptocurrency — a natural economic phenomenon or another financial trap? / / Russian Statehood and the Legal System in the 21st Century: Trends,
Contradictions and Prospects for Development: Materials of the Interregional. scientific-practical. conf. scientists, graduate students, students and practitioners, Astrakhan, May 26, 2017. Astrakhan: ASTU, 2017. P. 76.
2. Kudryashova E.V. Legal regulation of cryptocurrencies: choice of development vector // Financial Law. 2018. No. 6. P. 7—11.
3. Kucherov I.I. Cryptocurrency as a legal category // Financial law. 2018. No. 5. P. 3—8.
4. Nikolaeva T.E. The evolution of money and their features in modern conditions: textbook. allowance. M.: Flinta, 2017.
5. Prostoserdov MA. Economic crimes committed in cyberspace: monograph. M.: Yurlitinform, 2017.
6. Savitskaya K.D. Institute of Digital Inheritance: Peculiarities of Legal Regulation on the Example of the United States of America // Bulletin of Polotsk State University. Series D: Economic and legal sciences. 2015. No. 6. P. 192.
Информация об авторе
Ю.А. Мышко — старший преподаватель кафедры социологии, психологии управления и истории Института государственного управления и права Государственного университета управления.
Information about the author
Yu.A. Myshko — Senior Lecturer at the Department of Sociology, Psychology of Management and History of the Institute of Public Administration and Law of the State University of Management.
Статья поступила в редакцию 20.04.2022; одобрена после рецензирования 11.05.2022; принята к публикации 14.06.2022.
The article was submitted 20.04.2022; approved after reviewing 11.05.2022; accepted for publication 14.06.2022.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Оксамытный В.В. Общая теория государства и права.
3-е изд., перераб. и доп. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". 591 с.
Учебник представляет собой энциклопедический и компаративистский курс, раскрывающий на основе федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования базовые положения, понятия и проблемы государства и права. Широко использованы наработки российской правовой науки и основные достижения зарубежной юриспруденции.
Для студентов юридических факультетов и вузов всех форм обучения, а также аспирантов и преподавателей.
2022 i № 2 Education. Science. Scientific personnel
131