Научная статья на тему 'Правовое регулирование электронной банковской деятельности'

Правовое регулирование электронной банковской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
304
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION OF ELECTRONIC BANKING / ЭЛЕКТРОННАЯ БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ELECTRONIC COMMERCE / ЭЛЕКТРОННЫЕ БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ / ELECTRONIC BANKING SERVICES / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / BANKING / ПРАВО / LAW / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ / ELECTRONIC DIGITAL SIGNATURE / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXATION / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корнеев Ю.В.

В статье рассмотрены понятие и сущность электронной банковской деятельности в Российской Федерации и основные аспекты ее правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal regulation of e-banking

This article discusses the concept and essence of the electronic banking activity in the Russian Federation and shows the main aspects of its legal regulation.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование электронной банковской деятельности»

УДК 336.71

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ю.В. Корнеев

Аннотация. В статье рассмотрены понятие и сущность электронной банковской деятельности в Российской Федерации и основные аспекты ее правового регулирования.

ключевые слова: правовое регулирование, электронная банковская деятельность, электронные банковские услуги, банковская система, право, Интернет, электронно-цифровая подпись, налогообложение, законодательный акт, электронная коммерция.

Abstract. This article discusses the concept and essence of the electronic banking activity in the Russian Federation and shows the main aspects of its legal regulation.

Keywords: legal regulation of electronic banking, electronic banking services, banking, law, Internet, electronic digital signature, taxation, legislation, electronic Commerce.

Проблема выбора механизма правового регулирования электронной банковской деятельности, и в целом информационных отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет, становится все более актуальной как для большинства индустриально развитых государств мира (в том числе в лице их фискальных органов) и международных организаций, так и для потребителей различных банковских услуг.

На сегодняшний день отсутствует не только наработанная и признанная в различных странах мира практика регулирования и налогообложения названной деятельности, но и значимые исследования данной проблемы в юридической науке. Вместе с тем сеть Интернет достигла такого уровня развития и в такой степени способна оказывать воздействие на жизнь общества, что это предполагает неминуемый переход от саморазвития к государственному регулированию его деятельности, и в первую очередь - регулированию экономических отношений в сети. Совершенно очевидна необходимость разработки полно-

ценной нормативно-правовой базы в области правового регулирования банковских услуг, оказываемых в сети Интернет, в целях защиты и обеспечения прав, свобод и законных интересов субъектов данной деятельности. В частности, к этой группе следует отнести нормативные акты в сфере законодательного закрепления, в самом широком смысле, «права на электронную сделку», а именно закрепляющие принципы осуществления электронной экономической деятельности (такие документы только предстоит разработать и принять), принципы законности формы электронной сделки (требования к ее форме), вопросы применения электронной цифровой подписи и т.д. [1].

понятие и сущность

электронной банковской деятельности

Электронная банковская деятельность представляет собой экономическую деятельность в области предоставления кредитно-банковскими институтами электронных финансовых услуг, в том числе деятельность кредитных организаций в области осуществления электронных расчетов с использованием банковских карт и систем электронных денег, а также биржевые операции с фондовыми ценностями и финансовое посредничество иных участников электронной экономической деятельности [2].

Точкой отсчета компьютеризации банковской системы на национальном уровне принято считать 1970 г., когда в США была создана специальная платежная системы ЧИПС (CHIPS - Clearing House Interbank Payment Sustem), а на международном - 1973 г. когда 239 крупнейших банков Европы и Северной Америки организовали СВИФТ [3]. В нашей стране отсчет компьютеризации банковской сферы должен, пожалуй, вестись с 1989 г., когда в СВИФТ вступили первые советские банки.

В России в настоящее время наиболее активно развиваются электронные банковские услуги и услуги, связанные с операциями с ценными бумагами, что вызвано потребностями обеспечения электронных расчетов для клиентов, использующих возможности электронной экономической деятельности.

Под электронными банковскими услугами следует понимать следующие их виды:

1) осуществление электронных расчетов с использованием пластиковых (банковских) карт;

2) осуществление банковской деятельности с использованием специальных и локальных компьютерных сетей (межбанковские электронные расчеты);

3) осуществление банковской деятельности с использованием глобальной компьютерной сети Интернет (Интернет-банкинг, от анг. Internet-banking).

Деятельность хозяйствующих субъектов в сфере оказания электронных банковских услуг не только оказывает существенное влияние на стабильность кредитно-денежной и фискальной систем государства, но и, что не менее важно, затрагивает имущественные интересы неограниченного круга лиц, в том числе потребителей финансовых услуг.

система правового регулирования электронной банковской деятельности и проблемы в ее развитии

Правовым способом регулирования электронной формы сделки выступают закрепленные законом технологии верификации (подтверждения подлинности) документов посредством использования электронно-цифровой подписи [4, с. 18-19]. Нормативные акты, закрепляющие юридическую силу электронной подписи, приняты во всех странах Евросоюза, а также в большинстве других индустриально развитых стран мира (США, Великобритания, Япония и пр.). В 2002 г. аналогичный закон был введен в действие и в Российской Федерации - речь о его особенностях пойдет ниже.

Однако в зарубежной юридической практике по-прежнему остро стоят отдельные ключевые вопросы регулирования электронной банковской деятельности. В частности, не решена проблема налогообложения результатов банковской деятельности, осуществляемой с использованием сети Интернет. Сложность состоит в том, что действующее национальное налоговое законодательство практически всех стран ориентируется на регулирование традиционных правоотношений, и многие общепринятые правовые категории не применимы в Интернете. Кроме того, необходимо решать проблему юрисдикции, которая обусловлена прежде всего экстерриториальностью сети Интернет, что не позволяет в полной мере осуществлять налоговый контроль в пределах конкретного государства.

Следует отметить, что решение названных проблем на международном уровне, безусловно, заслуживает поддержки, однако это не исклю-

чает необходимости разработки адекватного национального законодательства.

В Российской Федерации в настоящее время отношения по поводу оказания в сети Интернет электронных банковских услуг регулируются:

1) законодательными актами общего характера, нормы которых, помимо прочего, могут быть применены и к субъектам электронной банковской деятельности (здесь в первую очередь должны быть названы Конституция РФ, ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, УК РФ);

2) банковским законодательством (федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

3) информационным законодательством и отдельными нормами финансовых законов, призванных урегулировать ряд информационных вопросов электронной банковской деятельности. Такими законодательными актами, в частности, являются федеральные законы от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», от 4 июля 1996 г. №85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», от 10 января 2002 г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»;

4) подзаконными актами ЦБ РФ, в частности: Указание ЦБ РФ от 01.03.2004 «О порядке информирования кредитными организациями ЦБ РФ об использовании в своей деятельности Интернет-технологий», Указание ЦБ РФ от 03.02.2004 № 16-Т «О рекомендациях по информационному содержанию и организации Web-сайтов кредитных организаций с сети Интернет», Письмо ЦБ РФ от 19.01.2005 № 8-Т «О сведениях, рекомендуемых для размещения на Web-сайтах кредитных организаций в сети Интернет».

Главная проблема российского законодательства в данной области - бессистемность разработки и принятия актов гражданского и банковского законодательства, а также актов законодательства о налогах и сборах. В действующем законодательстве фактически отсутствуют легальные определения большого количества базовых понятий финансового и банковского права, широко используемых в практике электронной банковской деятельности, например: «безналичные расчеты», «электронные расчеты», «электронные банковские услуги» и многие другие. Терминологические проблемы банковского права и в целом вопросы, порождаемые высокой степенью пробельности и подзаконно-

<£г>

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

сти (на уровне нормотворчества Центрального банка РФ) правового регулирования в области финансов и кредита в России, могут быть сняты с принятием единого кодифицированного акта в данной сфере - Банковского кодекса РФ (по оценкам многих экспертов, задача разработки и принятия такого акта может быть поставлена высшим политическим руководством страны в обозримом будущем).

Что касается проблемы налогообложения электронной коммерции, то Министерство РФ по налогам и сборам пока не выработало свою позицию по следующим вопросам:

■ должен ли взиматься налог на прибыль и на добавленную стоимость (НДС) с иностранных компаний, которые реализуют свои товары и услуги через сеть Интернет;

■ как квалифицировать налоговый статус иностранного юридического лица, осуществляющего коммерческую деятельность через свой Web-сайт в сети Интернет;

■ могут ли компании, принимающие платежи за товары и услуги в электронных деньгах, уменьшать свои налоговые выплаты.

Необходимо отметить также, что правила использования технологий электронных коммуникаций в законодательстве Российской Федерации изложены в наиболее общем виде. Например, в Федеральном законе РФ от 4 июля 1996 г. №°85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» отсутствует упоминание о правилах участия в обмене информацией с использованием сети Интернет, не учитывается тот факт, что по компьютерным сетям можно передавать не только содержание, но и реквизиты документов. Кроме того, законодательно не определена единая система доказательств, принимаемых и применяемых в судебной практике при рассмотрении споров.

Рассматривая возможности доступа к банковским операциям, каталогам и прочим услугам, нужно отметить, что оплата этих услуг может происходить как традиционными методами, так и электронными с использованием «электронных денег». Пока еще нет правовой ясности в вопросах электронной торговли для полностью безбумажных трансакций. Учитывая тот факт, что Интернет-банкинг быстро развивается в России, Центральный банк РФ принял решение сформировать подразделение по надзору за электронной коммерцией банков, которое будет занимается разработкой нормативной базы для регулирования этой сферы деятельности. Но конкретных законопроектов, регулирующих

сферу деятельности Интернет-банкинга, на рассмотрение в Государственную Думу РФ пока не предложено.

В отношении рынка ценных бумаг требуют уточнения некоторые нормы, касающиеся разрешения: от депозитарной и регистрационной видов деятельности до установления правового режима функционирования Интернет-бирж.

Особые претензии предъявляются участниками российского банковского бизнеса к Федеральному закону от 10 января 2002 г. №1-ФЗ «Об электронно-цифровой подписи». Электронно-цифровая подпись (ЭЦП) призвана стать одним из важных механизмов защиты прав и законных интересов контрагентов в процессе осуществления ими электронной экономической деятельности. Процедуры создания и проверки электронной подписи призваны юридически подтверждать действительность договорных обязательств, обеспечивать защиту от их одностороннего изменения или невыполнения, а также символизировать необходимую письменную форму сделки, заключенной контрагентами посредством глобальной сети Интернет. Однако в действительности данный закон мало соответствует объективным условиям банковского бизнеса в России. Во-первых, он описывает технологию, которая до его принятия практически не использовалась в РФ, что повлекло за собой возникновение технологического конфликта. Во-вторых, закон противоречит международной практике и рекомендациям (в частности, Директиве Евросоюза «Об инфраструктуре цифровых подписей» и модельному закону UNCITRAL), ограничивая возможности использования ЭЦП и фактически сводя ее техническое воплощение лишь к криптографическим средствам. Здесь также возникает необходимость принятия разъяснительных документов по сертификации криптографических средств связи [5].

В целом закон достигает своих целей лишь частично, т. к. требует создания большого количества подзаконных актов, которые и будут регламентировать правила применения ЭЦП.

В России система правового регулирования электронного бизнеса пока полностью не сложилась, но она будет формироваться в процессе создания взаимосвязанной системы норм на международном и национальном уровнях. При этом необходимо идти по пути заключения многосторонних договоров, фиксирующих цели и принципы функционирования глобальных компьютерных сетей, финансирование и технические параметры их

развития на базе существующих средств коммуникаций. К разработке вопросов совершенствования гражданско-правового законодательства целесообразно привлекать компании, занятые бизнесом в сети Интернет, и организации, которые обеспечивают работу самой сети в целом. Для России сегодня важно не отставать от тех процессов, которые происходят в области электронного бизнеса при формировании соответствующего международного законодательства и интеграции в мировую экономику.

В заключение хочется отметить, что использование самых современных информационных технологий приносит банкам крупные прибыли и помогает им победить в конкурентной борьбе. Любая автоматизированная банковская система представляет из себя сложный аппаратно-программный комплекс, состоящий из множества взаимосвязанных модулей.

В банковской системе сегодня применяется самое современное сетевое и телекоммуникационное оборудование. От правильного построения сетевой структуры банковской системы зависят эффективность и надежность ее функционирования.

В плане правового сопровождения в эволюции оказания электронных банковских услуг хочется отметить, что к числу проблем, сдерживающих их развитие, относится отсутствие четко сформулированного и систематизированного законодательства как по вопросам защиты и безопасности, так и в области электронной коммерции вообще. Это, разумеется, не останавливает тех, кто всерьез занялся Интернет-бизнесом. Необходимое им юридическое обоснование собственной деятельности они складывают из крупиц информации, которую выискивают в многочисленных законодательных актах, указах и инструкциях. Однако для тех, кто лишь подумывает о новом деле, правовой «туман» является одним из барьеров на их пути.

литература

1. Проблемы и направления правового регулирования Интернет-трейдинга // Соловяненко Н. // Издание «Рынок ценных бумаг». - М.: 2000.

2. Электронные банковские услуги кредитных организаций. - Юридический портал Московской коллегии адвокатов «Аннексус». [Электронный ресурс] URL: http://www.annexus.su/articles/item_155/ (дата обращения: 28.11.2013)

3. Справочник SWIFT кодов банков. - Банковский форум katashi. ru. [Электронный ресурс] URL: http://katashi.ru/swift/ (дата обращения: 28.11.2013)

4. Правовое регулирование электронного бизнеса // Закон и право. 2002. №10.

5. Электронная подпись: опыт комплексного изучения // Р. Тур-кин. - Опубликовано на портале электронного журнала «Закон.ру» 29.03.2013. - 9:54. [Электронный ресурс] URL: http://zakon.ru/Blogs/ OneBlog/6255 (дата обращения: 28.11.2013).

Ю.В. Корнеев, магистрант,

Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: ykor@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.