Научная статья на тему 'Правовое регулирование доступа к экологической информации'

Правовое регулирование доступа к экологической информации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1059
156
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Слепенкова О. А.

Рассматриваются вопросы усовершенствования механизмов сбора информации о состоянии окружающей среды, в частности, обеспечение развития сети наблюдений и программ обработки данных, позволяющих своевременно получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Слепенкова О. А.

LEGAL REGULATION OF ACCESS TO ECOLOGICAL INFORMATION

There are considered questions of improvement of mechanisms of collection of information of a condition of environment, in particular, ensuring development of a network of supervision and the programs of data processing allowing in due time to receive reliable information about a state of environment.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование доступа к экологической информации»

3.7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОСТУПА К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Слепенкова О.А., к. ю. н., доцент

Место работы: ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет»

Аннотация: рассматриваются вопросы усовершенствования механизмов сбора информации о состоянии окружающей среды, в частности, обеспечение развития сети наблюдений и программ обработки данных, позволяющих своевременно получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Ключевые слова: экологическая информация

LEGAL REGULATION OF ACCESS TO ECOLOGICAL INFORMATION

Slepenkova O.A., PhD in Law, associate professor Place of work: State University of Ulyanovsk

Summary: There are considered questions of improvement of mechanisms of collection of information of a condition of environment, in particular, ensuring development of a network of supervision and the programs of data processing allowing in due time to receive reliable information about a state of environment.

Keywords: ecological information

Государство, реализуя принцип законности информационной сферы в экологических отношениях, призвано обеспечить:

- разработку нормативной правовой базы в области обеспечения доступа к экологической информации;

- определение и поддержание баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном доступе к экологической информации и необходимыми ограничениями на ее распространение;

- создание организационных условий для реализации прав граждан и общественных объединений на разрешенную законом деятельность в информационной сфере;

- координацию деятельности федеральных органов государственной власти и других государственных органов, решающих задачи обеспечения доступа к экологической информации;

- создание информационной инфраструктуры, включая развитие современных информационных техноло-гий[1].

Наиболее полное определение понятия "экологическая информация" содержится в Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (1998, г. Орхус). Согласно п. 3 ст. 2 Конвенции, "экологическая информация" означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

a) состоянии элементов окружающей среды, таких как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействии между этими элементами;

b) факторах, таких как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельности или мерах, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, охватываемые в подпункте "a" выше, и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допуще-

ния, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды;

^ состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте "Ь" выше.

Положения названной Конвенции в настоящее время имеют рекомендательный характер, поскольку Российская Федерация Конвенцию не подписала. Теоретический анализ данного понятия представляется необходимым для выработки национальной концепции регулирования доступа к экологической информации.

Необходимость нормативно-правового закрепления понятия "экологическая информация" отмечена учеными. Однако вопрос о составе сведений, относящихся к экологической информации, не нашел разрешения в науке экологического права.

С нашей точки зрения, экологическую информацию можно определить как любые сведения (сообщения, данные о состоянии окружающей среды и ее компонентов, их изменении под влиянием негативной хозяйственной и иной деятельности, источниках такой деятельности, принимаемых мерах и др.) независимо от формы представления, характеризующие состояние и специфические особенности сферы взаимодействия общества и природы, необходимые для охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, охраны жизни и здоровья граждан, а также имеющие значение (являются значимыми) для обеспечения общественных, частных и государственных экологических интересов и потребностей, осуществления и защиты экологических прав граждан и юридических лиц. Это определение, на наш взгляд, может получить законодательное закрепление как отвечающее общеправовым научным требованиям и подходам, а также правилам законодательной техники.

Механизм реализации права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды следующий:

Социально-политические науки

4’2012

1. Возникновение права на достоверную информацию и его существование. Данное право по Конституции РФ принадлежит каждому лицу, находящемуся на территории России независимо от возраста, национальности, расы, пола и т.д.

2. Направление гражданином запроса в соответствующий государственный орган (или загрязнителю) с просьбой предоставить экологически значимую информацию - начало реализации.

3. Получение необходимой информации - заключительная стадия реализации.

Для права же на благоприятную окружающую среду реализация означает определенное фактическое состояние субъекта, который непрерывно пользуется определенным качеством окружающей природной среды как благом во всем ее многообразии, причем это пользование прямо не связано с действием или бездействием и не носит имущественного характера.

Возможность получения информации о состоянии окружающей природной среды наряду с конституционными нормами опирается и на специальное экологическое законодательство: природно-ресурсное и природоохранное.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды обеспечивается рядом других конституционных норм:

- ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина;

Однако, как справедливо отмечает Э.В. Талапина, ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, закрепляющая, что "органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом", вовсе не означает доступ к праву, тем более что существует возможность законодательных ограничений. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ) наделяет наших граждан статусом "свободных охотников", от которых "добыча" может успешно скрываться органами власти, которые конституционно не обязаны ее раскрывать и предоставлять[2].

- поиск, получение, передача, производство и распространение информации любым законным способом;

- установление ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Предоставление права на достоверную информацию о ее состоянии является важным моментом в конституционном закреплении права на благоприятную окружающую среду. Исключение составляют лишь сведения, содержащие государственную тайну.

К сожалению, общественными экологическими объединениями констатируется сокрытие и непредставление информации должностными лицами, их низкая правовая культура, отсутствие мотивированных ответов на заявления и жалобы граждан и юридических лиц[3].

Таким образом, граждане могут требовать от государственных и коммерческих предприятий предоставления полных сведений о состоянии окружающей среды. Однако и здесь возникают проблемы. По причине отсутствия в российском законодательстве специаль-

ного определения понятия экологической информации формулировки о ее доступности (открытости) несколько уязвимы с точки зрения защиты прав граждан, поскольку они прямо не называют информацию о факторах воздействия[4].

Юридическая наука в Западной Европе интерпретировала право на здоровую и чистую окружающую среду как право, формализованное и состоящее из трех частей: право доступа к экологической информации; право на участие в принятии экологических решений; право доступа к судам. Комиссия Сообщества восприняла эту идею и начала реализовывать ее в директивах: в 1990 г. Сообщество приняло Директиву, дающую каждому право на доступ к экологической информации, находящейся в государственных учреждениях. Подтверждение интереса к этой информации не является необходимым. В информации может быть отказано только в исключительных, узкоограниченных случаях, если, например, затронуты вопросы международных отношений, обороны страны, публичной безопасности или секретность совещаний государственных организаций. Отказ в предоставлении информации должен быть пояснен. Его можно обжаловать в суде.

Директива основывается на идее о том, что государственные организации должны делиться с общественностью информацией о состоянии окружающей среды, которая служит им базой для решений о действиях (мерах) или для решений бездействовать. Поскольку государственные организации не являются собственниками окружающей среды, то их разрешения об установках и выбросах в окружающую среду, охрана почв и условий жизни должны как можно шире обсуждаться публично, чтобы в конце концов было вынесено решение, не только соответствующее потребностям (потенциальных) загрязнителей окружающей среды или потребностям государственных организаций, но и действительно отвечающее потребностям охраны окружающей среды[5].

В одном из своих постановлений Конституционный Суд РФ, касаясь затронутых здесь вопросов, высказал мнение, что Конституция России, гарантируя каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, в то же время предусматривает, что федеральным законом определяется перечень сведений, составляющих государственную тайну. Такое решение вызвано необходимостью защиты суверенитета России, обеспечения ее обороны и безопасности и соотносится с предписаниями статьи 55 Конституции РФ, допускающей в указанных целях ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, а следовательно, и права на информацию. Исходя из этого, законодатель вправе устанавливать перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, регулировать отношения, связанные с их рассекречиванием и защитой, определять порядок допуска и доступа граждан к таким сведени-ям[6].

Действующее законодательство, устанавливая обязанность хозяйствующих субъектов по предоставлению гражданам экологической информации, не предусматривает порядок предоставления информации, а именно перечень подлежащей предоставлению документации, форму и сроки ее предоставления, основания для отказа в предоставлении. При таком подходе обязанность предоставления информации превращается в декларацию.

Ввиду значимости экологической информации и разрозненности нормативных актов, регулирующих данный вопрос, представляется целесообразным принятие Федерального закона «Об экологической информации». Тем более, что соответствующие акты существуют во многих зарубежных странах. В качестве примера можно привести Закон Федеративной Республики Германия «Об экологической информации» и Закон федеральной земли Саксония - Ангальт «Об экологической информации».

Следует сказать, что 30 апреля 2012 г. Президент утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». В соответствии с данным актом будут усовершенствованы механизмы сбора информации о состоянии окружающей среды, в частности, обеспечение развития сети наблюдений и программ обработки данных, позволяющих своевременно получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Мисник Г.А.Право на доступ к экологической информа-ции//Журнал российского права. 2007. N 2.С.20.

2. Талапина Э.В. Становление информационного общества во Франции // Государство и право. 2004. N 7. С. 70.

3. Институты экологического права/ Под ред. С.А.Боголюбова.М.:Эксмо, 2010. С.459.

4. Попов О.В., Кособродов В.М.Проблемы административноправового регулирования в сфере предоставления гражданам экологической информации//Административное право и процесс. 2007. N 3.С.23.

5. Архипов А.М. Реальные гарантии права граждан РФ на экологическую информацию // Правовые вопросы связи. 2009. N 2. С. 22.

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996 г. "По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона РФ "О государственной тайне" в связи с жалобами граждан..." // Собрание законодательства РФ. 1996. N 15. Ст. 1768.

Reference list:

1. Misnik G.A.Pravo on access to ecological information//the

Magazine of the Russian right. 2007 . N 2.C. 20.

2. Talapina E.V. Formation of information society in France//the

State and the right. 2004 . N 7. Page 70.

3. Institutes of the ecological right / Under the editorship of

S.A.Bogolyubov. М.:Эксмо, 2010. Page 459.

РЕЦЕНЗИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Настоящая работа рекомендована для печати в научном периодическом издании по результатам международной научно-практической конференции «Совершенствование российского законодательства: отечественный и зарубежный опыт», посвященная памяти Тимофея Васильевича Васильева - первого председателя Мордовского окружного суда, внесшего заметный вклад в становление национальной государственности мордовского народа, проходившей 18-19 октября на юридическом факультете Мордовского государственного университета. Орг. комитет конференции. http://urf.mrsu.ru/