Ерофеев Илья Михайлович
Правовое регулирование деятельности средств массовой информации на территории Гэрмании
В статье рассматриваются вопросы правового регулирования деятельности средств массовой информации на территории Германии. Анализируются особенности германского законодательства в медиасфере, перечисляются основные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность СМИ в Германии. Затрагивается проблема правового регулирования деятельности интернет-медиа, а также цензуры информации, публикуемой в Интернете. Освещаются механизмы господдержки и контроля СМИ в Германии. Характеризуются основные направления и перспективы развития германского законодательства в сфере СМИ.
Ключевые слова: СМИ, Германия, законодательство, Интернет, господдержка, цензура.
Legal regulation of activity of media in the territory of Germany
The article reveals the issues of legal regulation of mass media activities in Germany. The peculiarities of the German legislation in the media sphere are analyzed; the main regulatory and legal acts regulating the activity of the media in Germany are listed. The problem of legal regulation of Internet media activities, as well as censorship of information published on the Internet is touched upon. The mechanisms of state support and control of the media in Germany are covered. The main directions and prospects for the development of German legislation in the field of the media are described.
Key words: mass media, Germany, legislation, Internet, state support, censorship.
Германия занимает лидирующие позиции в Европе и входит в десятку мировых держав с наиболее развитой системой средств массовой информации. Совокупный тираж германских газет (354 издания) в 2018 г. составил 18,23 млн экз., тираж журналов (1600 наименований) - 94,6 млн экз. Количество лиц, имеющих электронную подписку на газеты, в 2018 г. достигло 1,21 млн, на журналы -2,9 млн [1]. В Германии хорошо развита сеть телерадиовещания (стандартный ТВ-пакет включает 27 каналов), более половины населения имеет спутниковое телевидение, порядка 70% обладает доступом к кабельному ТВ. Кроме того, Германия занимает лидирующие позиции в мире по развитию и использованию информационно-коммуникационной сети Интернет, подключение к которой имеет большая часть населения страны (по данным 2018 г., 89%) [2]. При этом около 60% интернет-пользователей в Германии относят интернет-медиа к основным источникам информации [3], порядка 66% используют также соцсети в качестве информационного ресурса [4]).
Деятельность СМИ регулируется в Германии десятками нормативных актов конституционного, уголовного, административного, гражданского, картельного, трудового, налогового, юве-нального законодательства и регламентами Европейского союза. Немаловажное значение имеют постановления высших судебных ин-
станций, касающиеся СМИ, а также судебные решения, имеющие прецедентное значение.
Ключевым элементом германского законодательства о средствах массовой информации являются абз. 1 и 2 ст. 5 Основного закона страны:
«(1) Каждый имеет право свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и посредством изображения, а также беспрепятственно получать информацию из общедоступных источников. Гарантируются свобода печати и свобода передачи информации посредством радио и кино. Цензуры не существует.
(2) Эти права ограничиваются нормами общих законов, законодательными положениями об охране молодежи и правом, гарантирующим охрану личной чести» [5].
В соответствии с Основным законом Германии вопросы регулирования телекоммуникаций, авторского и предпринимательского права, издательской деятельности отнесены к исключительной компетенции федерации. Пресса, радио и телевещание отнесены к компетенции регионов -16 земель федерации. Каждая из земель имеет собственные законы о «прессе» и «радио». В то же время телевещание общественно-правовых каналов - «АРД» и «ЦДФ» - регулируется федеральными законами и договорами об их создании, а деятельность радиостанций, телеканалов и мультимедийной платформы корпорации «Дойче Велле» осуществляется на основе особого федерального закона.
160
Основным нормативным правовым актом, регулирующим общественно-правовое и частное теле- и радиовещание, а также отдельные аспекты немецкого сегмента Интернета, является Государственный договор о радио и телемедиа, принятый в 1991 г. (действует в редакции от 25 мая 2018 г.) [6].
Технические вопросы функционирования электронных СМИ (обеспечение доступа в эфир, распределение частот, кабельные и сетевые подключения, развитие и содержание оптоволоконных линий, трансляция и ретрансляция) являются предметом федерального закона о телекоммуникациях от 2004 г. (действует в редакции от 30 октября 2017 г.) [7].
Отдельные государственные договоры, заключенные между федеральными землями Германии, регулируют вопросы финансирования радио и телевидения, а также взимания платы с физических и юридических лиц за их использование.
В законодательстве Германии нет единого понятия «СМИ». Все медиа подразделяются на «прессу», «радио» и «телемедиа». При этом термин «пресса» в немецком праве понимается довольно широко и включает в себя «публичное распространение мнений в виде печатных или электронных публикаций». Понятие «радио» охватывает и телевещание. Оно формулируется как «линейное предоставление в рамках программ услуг информации и коммуникации по распространению продукции с помощью электромагнитных волн для одновременного приема общественной аудиторией движущихся изображений и звука». Понятие «журналист» в германском законодательстве вообще отсутствует. По определению Немецкого объединения журналистов, журналистом является «физическое лицо, которое в качестве основного вида своей деятельности участвует в распространении и публикации СМИ информации, мнений и развлечений».
Для осуществления журналистской деятельности, которая в Германии относится к разряду творческих профессий, гражданину не требуется обладать специальным образованием (в отличие от учителей, инженеров, программистов, автомехаников, парикмахеров и т.д.). Кроме того, «журналистами» в Германии называют всех, кого можно причислить к сфере СМИ, -корреспондентов, редакторов, репортеров, колумнистов, фельетонистов, модераторов, видео- и фотожурналистов, включая внештатных сотрудников СМИ и блогеров.
Вместе с тем в германской юридической практике «медийным сотрудником», «творческим работником», «представителем сМи» (все эти термины встречаются в законодательстве Германии) считается исключительно лицо, которое связано трудовыми правоотношения-
ми с издательствами, редакциями печатных и электронных изданий.
Журналисты в Германии пользуются преференциями в плане запроса информации от властей различных уровней. Наряду с адвокатами, врачами, священниками, они в ряде случаев вправе отказываться от дачи показаний в ходе следствия или судебного процесса по гражданским и уголовным делам. У журналистов в Германии не может производиться конфискация их авторских печатных, аудио- и видеоматериалов, они также пользуются правом свободного доступа на публичные мероприятия, к местам происшествий, преступлений и в общественные помещения.
Журналисты обязаны соблюдать нормы «профессиональной тщательности» в отношении содержания, правдивости и надежности источников распространяемой информации. «Этическим мерилом» профессиональной деятельности журналистов в Германии является «Кодекс прессы» -документ, выработанный Объединением немецких издателей и не имеющий юридического значения. Правовыми же ограничителями журналистской деятельности в Германии принято считать законодательные положения об охране молодежи, защите личной чести и персональных данных.
Говоря о правовом регулировании интернет-активности, включая работу социальных сетей и электронных медиаресурсов в Германии, следует отметить, что, несмотря на высокую степень развития Интернета в стране, информационное право как самостоятельная отрасль по-прежнему в ней не закреплено. Сегодня германское информационное право представляет из себя совокупность как уже имевшихся, так и специально разработанных нормативных правовых актов, в той или иной степени затрагивающих различные аспекты отношений в интернет-пространстве. Системообразующими здесь выступают положения принятого 26 февраля 2007 г. специального Закона о телемедиа (действует в редакции от 28 сентября 2017 г.) [8]. В его юрисдикцию входят вопросы правовой информации для СМИ, борьбы со спамом, защиты данных при использовании СМИ и их раскрытии, материальной ответственности пользователей за противозаконное содержание сообщения в СМИ, привилегий провайдера. Основными субъектами, на которых распространяется действие Закона, выступают электронные магазины, он-лайн-аукционы, поисковые машины, почтовые интернет-службы, информационные порталы и онлайн-чаты.
В октябре 2017 г. в Германии вступил в силу закон о регулировании социальных сетей (NetzDG) [9], который также стал одним из ключевых нормативных правовых актов в системе юридического регулирования интернет-про-
161
странства в стране. Закон направлен на борьбу с разжиганием межнациональной розни и «фейковыми» новостями в социальных сетях и расширяет полномочия германских органов власти по цензуре в Интернете. При этом закон предполагает широкое толкование понятия «социальные сети» в связи с чем под его действие подпадают не только традиционные «Facebook» и «Twitter», но и популярные мес-сенджеры наподобие «Whatsapp», а также «облачные хранилища», например «Dropbox».
К другим значимым нормативным правовым актам, регулирующим отношения в различных правовых областях «всемирной паутины», относят Германское гражданское уложение -Гражданский кодекс ФРГ (в рамках общегражданских вопросов и права на имя в случае с доменными именами), Закон об авторских правах, Закон об авторских правах на работы в области изобразительного искусства и фотографии, Закон о недобросовестной конкуренции, Уголовный кодекс ФРГ (в части, касающейся компьютерного мошенничества, разжигания межнациональной розни, изменения и хищения данных и т.д.), Закон о защите торговых марок и других обозначений, Закон о защите персональных данных, вводный закон к Германскому гражданскому уложению - Гражданскому кодексу ФРГ (в вопросах международных договоров и правонарушений), Государственный договор о защите человеческого достоинства и молодежи в радиовещании и телемедиа, а также Государственный договор об абонентской плате за радио и Государственный договор о финансировании радиовещания.
Помимо вышеуказанных нормативных документов, правовую основу функционирования глобального интернет-пространства в Германии составляют международные многосторонние и двусторонние договоры, директивы ЕС (см., например, Договор о трансграничном телевидении: Übereinkommen grenzüberschreitendes Fernsehen [10], Директивы по работе ЕС c аудиовизуальными медиаре-сурсами: Audiovisuelle Mediendienste-Richtlinie [11], Конвенцию о защите прав человека и основных свобод: Konvention zum Schutze der Menschenrechte und Grundfreiheiten [12]), а также законы федеральных земель.
Говоря о контроле госорганов Германии за деятельностью СМИ и мерах господдержки медиаресурсов в стране, необходимо подчеркнуть, что германские власти дистанцируются от каких-либо правовых и финансовых схем во взаимоотношениях со СМИ, которые могли бы быть истолкованы как способ влияния на них. Акцентируется приверженность принципу свободы прессы, закрепленному в ст. 5 Основного закона Германии, а также решению Конститу-
ционного суда страны от 14 июля 2006 г., который определил, что германской прессе гарантируется «самостоятельность как института... от получения информации до распространения новостей и мнений» [13]. Практическая реализация этого принципа проявляется не только в ограничении возможностей государства законодательно ущемлять свободу массовой информации (в этом случае включается механизм обжалования такого рода попытки в ФКС), но и в ограничении возможностей воздействовать на прессу через средства контроля за соблюдением ею требований действующих правовых и моральных норм.
Вместе с тем в Германии существуют отдельные правовые акты федерального и региональных (земельных) уровней, которые предоставляют СМИ некоторые преференции. Прежде всего, речь идет о налоговых послаблениях для печатной прессы, регулируемых на федеральном уровне Законом о налоге с оборота (последняя редакция от 18 июля 2017 г.) [14], в котором оговаривается, что для газет и других периодических изданий размер этого налога установлен в 7% (вместо 19% для всех прочих предприятий и фирм Германии). Это положение распространяется и на книгоиздательскую деятельность, включая иллюстрированные книжки для детей, фотоальбомы и издания об искусстве, музыкальные ноты, почтовые марки и каталоги, а также все виды картографической продукции. Однако данная налоговая льгота не применяется в отношении изданий рекламного характера, а также книг и брошюр, подпадающих под ограничения закона о защите молодежи.
В качестве действенной меры господдержки можно также рассматривать механизм функционирования в стране так называемого общественно-правового телевидения и радиовещания. Речь идет об общенациональных телерадиохолдингах «АРД» и «ЦДФ», а также радиокомпании «Дойчландфунк», финансируемых за счет абонентской платы за телерадиовещание. По сути, эта плата представляет собой один из видов налогов, хотя формально к таковым не относится (взимается на основании Государственного договора федеральных земель Германии о финансировании теле- и радиовещателей в редакции от 13 апреля 2015 г. [15]). Размер абонентской платы определяется независимой Комиссией по определению финансовой потребности теле- и радиовещателей и в настоящий момент составляет 17,5 евро в месяц (параграф 8 договора). Плата является обязательной для всех юридических лиц, общественных институтов, а также некоммерческих организаций и частных домохозяйств, вне зависимости от наличия у них теле- и радиоприемников [15].
162
Следует отметить, что существующая в Германии система правового регулирования деятельности СМИ сложилась, прежде всего, с учетом исторического опыта страны. Так, в Германии отсутствует закон о средствах массовой информации, а также специальные государственные ведомства, отвечающие за работу медиа в стране (Ведомству печати и информации Федерального правительства отведена лишь функция посредника во взаимодействии госаппарата со СМИ). Свобода слова и мнения возведены в Германии в ранг конституционного основополагающего права граждан. Послевоенная Германия успешно переняла западную медиамодель и общественно-правовую форму организации СМИ (по примеру британской телерадиокомпании «Би-Би-Си»), что позволило избежать повторения ситуации, когда германский госаппарат полностью взял под контроль средства массовой информации (1933 г. -создание Рейхсминистерства народного просвещения и пропаганды). Кроме того, Германия подписала практически все основополагающие документы ООН, ОБСЕ, СПЧ, Совета Европы, ЕС, в которых затрагивается тематика деятельности средств массовой информации, в том числе обеспечения прав журналистов и свободы СМИ.
Примечательно, что в юридической практике Германии практически отсутствуют данные о существенных нарушениях прав журналистов или работников СМИ, которые были бы зафиксированы в национальных или международных судебных решениях. Вместе с тем определенные ограничительные меры все же существуют. Так, например, германская левая газета «Юнге Вельт» на основании решения Федерального конституционного суда Германии официально находится под наблюдением Ведомства по охране конституции (аналог Федеральной службы безопасности в России). Нередки случаи пре-пятствования работе СМИ со стороны правоохранительных органов Германии во время проведения демонстраций и акций протеста в стране.
В сфере права, регулирующего отношения в сети Интернет, для Германии характерно при-
сутствие некоей разрозненности, сопровождаемой проблемами в интерпретации и способах имплементации законодательства. Как и другие страны с развитой медиасистемой, Германия в плане законотворчества отстает от темпов трансформации СМИ, что признается на официальном уровне. Интернет, по признанию канцлера А. Меркель, «является правовой целиной» [16]. Германия декларирует приверженность «свободе Интернета» и одновременно недопустимость его функционирования вне правового поля. На практике, власти страны делают ставку прежде всего на предупредительно-профилактические методы, приводящие к добровольному устранению нежелательного контента в Интернете магистральными или хост-провайдерами. Принудительные меры -отключение, подавление и т.п. - применяются в исключительных случаях, в частности при распространении детской порнографии, пропаганде нацистской идеологии, информации, отрицающей «холокост», и распространении защищаемых законом личных данных.
Вместе с тем предпринимаемые германскими властями меры по контролю сети Интернет (включая социальные сети и электронные мес-сенджеры), а также законодательное закрепление права властей на удаление нежелательного контента, административного или даже уголовного преследования пользователей сети свидетельствует о попытках германских госорганов посредством возрождения института цензуры реагировать на современные угрозы, которые несет всеобщая информатизация. Представляется, что в дальнейшем германское право в сфере СМИ будет развиваться в направлении консолидации (разрозненных в настоящее время) нормативных правовых актов в целях формирования отдельной отрасли, а само законотворчество будет нацелено на создание инструментов по сдерживанию свободы информации в Интернете и противодействие злоупотреблениям гражданами свободой слова.
1. Das Statistik-Portal. URL: https://de.statista. com/themen/101/medien/
2. INTERNET USAGE STATISTICS The Internet Big Picture Internet World Stats (englisch). URL: https://internetworldstats.com/ stats.htm
3. Germany Freedom House mit dem Freedom of the Net Report 2015. URL: https://freedomhouse. org/report/freedom-net/2015/germany
4. URL: https://de.statista.com/statistik/daten/ studie/589708/umfrage/nutzung-von-sozialen-netzwerken-in-deutschland/
1. The Internet portal of the German federal statistical office. URL: https://de.statista.com/themen/101/medien/
2. INTERNETUSAGE STATISTICS The Internet Big Picture Internet World Stats (englisch). URL: https://internetworldstats.com/stats.htm
3. Germany Freedom House. The Net Report: 2015. URL: https://freedomhouse.org/report/ freedom-net/2015/germany
4. The Internet portal of the German federal statistical office. URL: https://de.statista.com/ statistik/daten/studie/589708/umfrage/nutzung-von-sozialen-netzwerken-in-deutschland/
163
5. Das Grundgesetz der BRD. URL: http:// www.bundestag.de/parlament/aufgaben/ rechtsgrundlagen/grundgesetz/gg_01/245122
6. Rundfunksvertrag (RStV). URL: https://www. die-medienanstalten.de/fileadmin/user_upload/ Rechtsgrundlagen/Gesetze_Staatsvertraege/ Rundfunkstaatsvertrag_RStV.pdf
7. Telekommunikationsgesetz (TKG). URL: http:// www.gesetze-im-internet.de/tkg_2004/TKG.pdf
8. Telemediengesetz (TMG). URL: https://www. gesetze-im-internet.de/tmg/BJNR017910007.html
9. Netzwerkdurchsetzungsgesetz (NetzDG). URL: https://www.buzer.de/s1 .htm?g=Netzwerkd urchsetzungsgesetz+%E2%80%93+NetzDG&f=1
10. Übereinkommen grenzüberschreitendes Fernsehen. URL: https://www.die-medienanstalten. de/fileadmin/user_upload/Rechtsgrundlagen/ Gesetze_Staatsvertraege/Europaeisches_ Uebereinkommen_grenzueberschreitendes_ Fernsehen.pdf
11. Audiovisuelle Mediendienste-Richtlinie. URL: https://www.die-medienanstalten.de/fileadmin/ user_upload/Rechtsgrundlagen/Gesetze_ Staatsvertraege/Audiovisuelle_Mediendienste-Richtlinie_AVMD-RL.pdf
12. Konvention zum Schutze der Menschenrechte und Grundfreiheiten. URL: https://www.die-medienanstalten.de/fileadmin/ user_upload/Rechtsgrundlagen/Gesetze_ Staatsvertraege/Menschenrechte.pdf
13. Решение Конституционного суда Германии от 14 июля 2006 г. № 1058/05.
14. Umsatzsteuergesetz (UStG). URL: http:// www.gesetze-im-internet.de/ustg_1980/UStG.pdf
15. Rundfunkfinanzierungsstaatsvertrag (RFinStV). URL: https://www.die-medienanstalten.de/ fileadmin/ user_upload/Rechtsgrundlagen/Gesetze_ Staatsvertraege/Rundfunkfinanzierungsstaatsvert rag_RFinStV.pdf
16. URL: https://www.youtube.com/watch?v=2n_-lAf8GB4
5. Basic Law for the Federal Republic of Germany. URL: http://www.gesetze-im-internet. de/englisch_gg/index.html
6. Interstate Treaty on Broadcasting and Telemedia (Interstate Broadcasting Treaty) URL: https://www.die-medienanstalten.de/fileadmin/ user_upload/Rechtsgrundlagen/Gesetze_ Staatsvertraege/Rundfunkstaatsvertrag_ RStV_20_english_version.pdf
7. Telecommunications Law (TKG). URL: http:// www.gesetze-im-internet.de/tkg_2004/TKG.pdf
8. Telemedia Law (TMG). URL: https://www. gesetze-im-internet.de/tmg/BJNR017910007.html
9. Network enforcement Law (NetzDG). URL: https://www.buzer.de/s1.htm?g=Netzwerkdurchse tzungsgesetz+%E2%80%93+NetzDG&f=1
10. European Convention on Transfrontier Television. URL: https://www.die-medienanstalten.de/ fileadmin/user_upload/Rechtsgrundlagen/Gesetze_ Staatsvertraege/Europaeisches_Uebereinkommen_ grenzueberschreitendes_Fernsehen.pdf
11. Audiovisual Media Services Policy. URL: https://www.die-medienanstalten.de/fileadmin/ user_upload/Rechtsgrundlagen/Gesetze_ Staatsvertraege/Audiovisuelle_Mediendienste-Richtlinie_AVMD-RL.pdf
12. European Convention on Human Rights. URL: https://www.die-medienanstalten.de/fileadmin/ user_upload/Rechtsgrundlagen/Gesetze_ Staatsvertraege/Menschenrechte.pdf
13. Resolution ofthe Constitutional CourtofGermany d.d. July 14, 2006 № 1058/05. URL: https://www. bundesverfassungsgericht.de/EN/Entscheidungen/ Entscheidungen/Entscheidungen.html
14. VAT law (UStG). URL: http://www.gesetze-im-internet.de/ustg_1980/UStG.pdf
15. Broadcasting Funding Treaty (RFinStV). URL: https://www. die-medienanstalten.de/fileadmin/user_ upload/Rechtsgrundlagen/Gesetze_Staatsvertraege/ Rundfunkfinanzierungsstaatsvertrag_RFinStV.pdf
16. URL:https://www.youtube.com/watch?v=2n_-lAf8GB4
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Ерофеев Илья Михайлович, соискатель кафедры мировых политических процессов МГИМО МИД России; e-mail: erofeev@[email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
I.M. Erofeev, Applicant of the Department of World Political Processes of the Management of Moscow State Institute of International Relations of the University of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation; e-mail: erofeev@[email protected]
164