10.8. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРИЕМУ, РАЗМЕЩЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЭВАКУИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЮЖНОГО УРАЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Емелин Сергей Михайлович, старший научный сотрудник, к.и.н., доцент. Место работы: Академия экономической безопасности МВД России
Аннотация: В статье показаны основные направления работы органов внутренних деп по обеспечению эвакуации объектов промышленности и людских ресурсов вглубь страны в начальный период Вепикой Отечественной войны, отражены вопросы правового обеспечения этой деятельности и особенности данного процесса на территории Южного Урала.
Ключевые слова: органы внутренних дел, милиция, НКВД, Великая Отечественная война, эвакуация, промышленность, мобилизация, спец-контингенты
LEGAL REGULATION OF MILITIA’S ACTIVITY ON RECEPTION, PLACING AND ORGANIZATION OF WORK OF THE EVACUATED ENTERPRISES IN TERRITORY OF SOUTHERN URALS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR
Yemelin Sergey Mikhailovich, senior scientific associate, Associate Professor. Place of work: Academy of Economic Security, Interior Ministry of Russia.
Annotation: The article studies the basic directions of militia's activity on maintenance of evacuation of objects of the industry and manpower resources during the first period of The Great Patriotic War. Also the questions of legal maintenance of this activity and features of the given process in territory of Southern Urals are shown here.
В самом начале войны СССР из-за неблагоприятно сложившейся на фронте обстановки лишился огромной части своего промышленного потенциала. На территории, временно захваченной врагом к ноябрю 1941 г., выплавлялось 68% производимого в стране чугуна, 58% стали, 60% алюминия и добывалось 63% каменного угля. Черная металлургия - основная база оборонной промышленности - потеряла фактически две трети своих производственных мощностей1.
В связи с указанными потерями остро встала необходимость развертывания экономики применительно к условиям военного времени, мобилизации всех имеющихся резервов народного хозяйства, чтобы развернуть массовое производство необходимых фронту боеприпасов, оружия и боевой техники2.
1 Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М., 1948. С.42.
2 Емелин С.М. Развитие ведущих отраслей промышленности Республики Башкортостан накануне и в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Уфа, 2006. С. 64.
Задача отчасти облегчалась тем, что индустриализация страны, проведенная в 1930-е годы, позволила существенно упрочить материально-техническую базу отечественной экономики и, главным образом, промышленности, которой принадлежала важнейшая роль в обеспечении опережающих темпов развития оборонных отраслей3. В результате уже к концу 1937 г. по объему промышленного производства СССР вышел на второе место в мире и на первое в Европе, опередив такие индустриально развитые страны, как Великобритания, Франция, Германия, и значительно приблизился к США4.
Учитывая складывающуюся ситуацию, эвакуация предприятий, промышленного оборудования и населения в тыл страны рассматривалась в качестве важнейшей стратегической задачи и составной части перестройки экономики страны на военный лад.
Уже в самые первые дни войны был определен порядок и организация эвакуации. Постановлением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР от 24 июня 1941 г, был создан Совет по эвакуации во главе с Н.М. Шверником. Заместителями председателя Совета стали А.Н. Косыгин и М.Г. Первухин. 27 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества», которое затем было дополнено специальной директивой Государственного комитета обороны5. При размещении на востоке страны перебазированных предприятий преимущество во всех отношениях отдавалось заводам, выпускавшим военную продукцию, а также предприятиям черной металлургии и химической промышленности. Поиск в восточных районах подходящих мест для размещения эвакуированного оборудования и подготовка их к приемке грузов и людей возлагались в основном на наркоматы, при ряде из них создавался институт уполномоченных Совета по эвакуации. В помощь им были образованы соответствующие комиссии6.
Как отмечается в источниках, только во второй половине 1941 года в тыловые районы страны было перебазировано более 2,5 тысяч предприятий, и около 12 млн. человек. Всего в первый период войны было эвакуировано 2.743 предприятия7.
В годы войны Южный Урал сыграл роль основного арсенала советских вооруженных сил. Основы этому, как уже отмечалось, были заложены в период довоенного индустриального строительства. Огромные и разнообразные запасы природных ресурсов, мощный промышленный потенциал выдвинули Южный Урал в первый ряд среди индустриальных регионов страны, стали базой для создания мощной промышленности, способной обеспечивать не только мирные, но и военные потребности государства.
Сведения о количестве эвакуированных объектов промышленности и их размещении на территории Южного Урала в годы Великой Отечественной войны представлены в следующей таблице. Наряду с этим,
3 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1971. Т.5. С.460.
4 Косыгин А.Н. В едином строю защитников Отчизны. М., 1980. С.7.
5 История Коммунистической партии Советского Союза. Т. 5. Кн. 1. С. 288-289.
6 Емелин С.М. Развитие ведущих отраслей промышленности Республики Башкортостан накануне и в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). С. 83.
7 Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия. М., 1985. С. 408.
здесь приведены сравнительные данные по другим республикам и областям уральского региона.
Таким образом, в течение 1941-1942 годов на территорию Южного Урала было перебазировано, полностью или частично, около четырехсот промышленных предприятий, прибывших из Украины, Белоруссии, Азербайджана, Ленинграда, Москвы, ряда областей РСФСР. В основном это были предприятия машиностроительной, электротехнической, химической, пищевой и легкой промышленности.
По материалам Совета по эвакуации, На 15 октября
1941 г. в Башкирскую АССР было эвакуировано 86 заводов и продолжало поступать оборудование 51 завода. При этом ряд эвакуируемых производств имел чрезвычайно важное значение для обороны страны. Прежде всего, это моторостроительный завод №26, прибывший из г.Рыбинска, который выпускал авиационные двигатели. В директивных документах этому предприятию уделялось особое внимание. Для него одного требовались производственные площади в количестве не мене 150 тыс.кв.м, а также жилая площадь для прибывших рабочих с семьями в количестве около 100 тыс. чел.10
На территорию Челябинской области к ноябрю 1941 г. было эвакуировано более 50 предприятий, прибыло 35 предприятий11. К началу 1942 года число эвакуированных предприятий увеличилось до 175, в том числе предприятий Наркомавиапрома - 7, Наркомбоеприпа-сов - 19, Наркомвооружения - 9, Наркомчермета - 29, Наркомтяжмаша - 7, Наркомсредмаша - 3, Нарко-мобщмаша - 16, Наркомстанкостроения - 1112.
Растущий объем эвакуированных предприятий требовал создания распределительных пунктов, которые занимались бы вопросами размещения поступающего оборудования и работников13. В то же время, в ходе распределения имелись и определенные недостатки. Так, московский завод «Аэрогеоприбор», эвакуированный в г.Бирск, был расположен на неприспособленных
8 Сост. по: РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 121. Д. 123. Л. 33, 34, 40; Васильев А.Ф. Промышленность Урала в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945. М., 1982. С. 40; История Урала. Пермь, 1977. Т. 2. С. 290; Наумова А.Г. Пермская партийная организация в годы Великой Отечественной войны. Пермь, 1960. С. 168; Очерки истории Удмуртской организации КПСС. Ижевск, 1968. С. 350; Формирование и развитие советского рабочего класса Башкирской АССР. Уфа, 1971. Ч. 1. С. 218-219.
9 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 121. Д. 123. Л. 40.
10 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 121. Д. 123. Л. 35-39.
11 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 121. Д. 124. Л. 17.
12 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 121. Д. 124. Л. 33-34. Справка уполномоченного по Челябинской области в ЦК ВКП(б) от 29.10.1941 г. №1/2.
13 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 121. Д. 88. Л. 105.
площадках (всего на 5). Наряду с отсутствием производственной базы, переполненностью города эвакуированными, что не позволяло разместить работников, а также крайне плохим сообщением с г.Уфой и другими городами, это создавало значительные трудности в деятельности завода14.
Органам внутренних дел приходилось выполнять большой объем работы в связи с эвакуацией объектов промышленности и большого количества населения в тыл страны. Обеспечение процесса эвакуации требовало значительного количества личного состава. Особенно сложно было организовать работу по отправке и приему эвакуированных в крупных городах и на крупных железнодорожных станциях. Вследствие того, что передвижной состав был не в состоянии обеспечить перевозку эвакуированного населения, на станциях скапливалось большое количество народа. Многие станции, по существу, были забиты уезжающими, что создавало реальную угрозу срыва графика передвижения воинских эшелонов. В этих условиях органы внутренних дел, наряду с выполнением штатных функций по обеспечению правопорядка в местах массового скопления людей, занимались и вопросами их отправки в места назначения. Зачастую, организованность и своевременность отправления эвакуированных имели стратегическое значение, поскольку это было напрямую связано с их участием в эвакуации производственных предприятий, а отсюда необходимостью в кратчайшие сроки ввести в строй промышленное оборудование и обеспечить выполнение оборонных заданий по выпуску необходимой фронту военной продукции.
Органы внутренних дел обеспечивали и поддержание порядка на прифронтовых дорогах. Одновременно велась работа по выявлению и задержанию подозрительных лиц, распространителей провокационных слухов, дезертиров, сотрудники занимались выявлением и изъятием оружия и государственных ценностей, не-
15
законно вывозимых из эвакуируемых местностей
В июле - октябре 1941 года наблюдался период наиболее интенсивного движения эвакуированных грузов и населения. На железнодорожном транспорте только вокруг Москвы было организовано более 100 оперативных заслонов с числом задействованных сотрудников более 1.000 чел. До 1 апреля 1942 года снято с поездов 886.288 чел., ранее эвакуированных с предприятиями и учреждениями и пытавшихся незаконно вернуться в столицу16.
28 марта 1942 года в целях упорядочения транспортных потоков, обеспечения бесперебойного движения воинских эшелонов и стратегических грузов, а также разгрузки основных магистралей было принято Постановление ГКО «Об ограничении передвижения граждан по железнодорожным и водным путям сообщения на военное время». Согласно этому документу на органы внутренних дел была возложена обязанность по выдаче пропусков гражданам на право проезда железнодорожным и водным транспортом. Причем задачей органов внутренних дел заключалась не только в организации пропускной системы и технической работе по выдаче пропусков населению, но, прежде всего, в установлении заградительной службы на транспорте, что в конечном счете подчинялось решению общих стратегических задач, указанных выше. В
14 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 121. Д. 132. Л. 133-134.
15 ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 12а. Л. 13.
16 ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 12а. Л. 16.
Таблица 1. Размещение эвакуированных объектов промышленности на территории Урала в годы Великой Отечественной войны8.
Административнотерриториальная единица Количество размещенных предприятий
Свердловская область 200
Челябинская область 200
Пермская область 124
Башкирская АССР 1231
Чкаловская область 90
Удмуртская АССР 20
1 в том числе 72 в Уфу, 51 в районы БАССР9
ходе данной работы оперативными милицейскими группами было снято с поездов и пароходов 2.488.882 незаконно проезжавших пассажира. В 1943 году и за 5 месяцев 1944 года органами внутренних дел было выявлено 80.073 лица, пользовавшимися для проезда фиктивными и поддельными командировочными удостоверениями и пропусками. О размахе незаконного передвижения по основным транспортным артериям страны и, соответственно, нагрузке, которая ложилась на органы внутренних дел, говорит тот факт, что всего за период с 1941 по 1944 год оперативными группами и заслонами службами милиции снят с поездов и не-допущен к проезду 4.291.451 нарушитель, в том числе 1.815.517 оштрафовано на сумму в 200.043.720 рублей17.
За этот же период задержано 615.950 дезертиров и уклоняющихся от призыва на военную службу, а также 2.612.603 чел. уголовно-преступного элемента и нарушителей общественного порядка18.
На территории Южного Урала работа, проводимая органами внутренних дел по обеспечению эвакуационных мероприятий, имела особую направленность в силу огромных объемов прибывающих и транзитных грузов. Только в первые три месяца войны через Челябинск проследовало более двух тысяч эшелонов с различными народно-хозяйственными грузами и беженцами. Это потребовало не только проверки эвакуированных, но организации работы по их размещению, обеспечению питанием и одеждой. С большой перегрузкой в эти дни работал Дорожный отдел, сотрудники которого фактически находились на службе круглосуточно, при том, что часть личного состава была привлечена для выполнения заданий Государственного Комитета Обороны и областного военного комиссариата. Выполнение поставленных задач потребовало коренной перестройки работы органов внутренних дел, прежде всего наружной службы, все наличные силы которой были направлены на обеспечение охраны общественного порядка в перенаселенном городе, в который продолжали ежедневно прибывать новые составы с рабочими и их семьями, эвакуируемыми из прифронтовой полосы19.
Одна из сложностей обеспечения процесса эвакуации в Чкаловской области заключалась в том, что регион был объектом для проведения акций диверсионного характера, преимущественно на железной дороге. Кроме того, в Чкаловскую область было эвакуировано более 90 предприятий, продукция которых также имела оборонное значение. С самого начала войны сотрудниками транспортной милиции проводились регулярные проверки состояния бдительности рабочих и служащих, работающих на Оренбургской железной дороге20.
Другой важной задачей, в выполнении которой приходилось участвовать органам внутренних дел, было обеспечение эвакуированных предприятий рабочей силой. Указанием ГУМ НКВД СССР от 26 марта 1942 года №29/п/775 предложено в связи с мобилизацией рабочих для работы на предприятиях Главторфа Наркомата электростанций СССР в ряде центральных областей (Московская, Ленинградская, Калининская и т.д.), проводить мобилизацию в Поволжье и на Урале,
17 ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 12а. Л. 16.
18 ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 12а. Л. 17.
19 Милиция Челябинской области 1802 - 2002 гг. Страницы ис-
тории. / Под ред. Д.В. Смирнова. Челябинск, 2002. С. 166.
Милиция Оренбуржья: служба высокого напряжения. Сборник
очерков. М., 2008. С. 277.
в т.ч. и в БАССР. Для мобилизуемых предусматривался ряд льгот по перемещению по стране, в том числе в режимные области и области, объявленные на особом положении (при наличии в них данных предприятий). В целях беспрепятственного проезда мобилизованных к месту работы им выдавались паспорта либо временные удостоверения сроком на 6 месяцев, делались соответствующие разрешающие отметки, выдавались групповые пропуски на проезд и т.д.21
В условиях войны имелась постоянная нехватка рабочей силы для работы на производстве. Большой вклад в подготовку кадров для нужд промышленности внесла система трудовых резервов.
Таблица 2. Подготовка квалифицированных рабочих в системе трудовых резервов в период Великой Отечествен^________________________________________
Администра- тивно- территориальная единица подго- товлено рабочих Админист- ративно- территори- альная единица подготов- лено рабочих
Свердловская область 129,6 Башкирская АССР 40,6
Челябинская область 100,6 Чкалов- ская область 47,9
Пермская область 75,0 Удмуртская АССР 32,3
Органы внутренних дел, как уже отмечалось, занимались обеспечением мобилизации населения для работы на промышленных предприятиях.
Таблица 3. Количество населения Башкирской АССР, мобилизованного для работы в промышленно-
Годы Количество населения Всего
Г ородского Сельского
1942* 38.877
1943 3.567 49.115 52.682
1944 1.250 28.069 29.319
1945 1.894 30.418 32.313
Итого 6.711 107.603 153.191
* За 1942 год количество мобилизованного городского и сельского населения приведено в документах вместе.
Как видно из приведенных данных, среди мобилизованных преобладало сельское население, что особенно характерно для регионов с высокой долей сельскохозяйственного производства, какими являлись Башкирская АССР и Чкаловская область. Мобилизованные направлялись на различные отрасли промышленно-
21 ГАРФ. Ф. 9415. Оп 3с. Д. 13. Л. 29-30.
22 Составлено по: Народное хозяйство Свердловской области: Стат. Сборник. Свердловск, 1956. С. 123; Народное хозяйство Челябинской области: Стат. Сборник. Челябинск, 1961. С. 129; Народное хозяйство Чкаловской области: Стат. Сборник. Чка-ловск, 1957. С. 111; Народное хозяйство Башкирской АССР: Стат. Сборник. Уфа, 1967. С. 184; Народное хозяйство Удмуртской АССР: Стат. Сборник. Ижевск, 1957. С. 93.
23 Составлено по: ЦГИА РБ. Ф. Р-933. Оп. 1. Д. 4496-4498; 4511.
сти. При этом органы внутренних дел не только обеспечивали контроль за выполнением мобилизационных заданий, но и занимались розыском дезертиров с промышленных предприятий, что составляло значительную часть их деятельности в военные годы24.
Значительная часть производственных предприятий обслуживалась так называемым «спецконтингентом», т.е. бывшими осужденными, переселенцами и другими категориями населения, испытывавшими ограничения гражданских прав, и находившихся под надзором органов внутренних дел. В годы войны численность спецпереселенцев расширилась за счет советских граждан немецкой национальности, переселяемых в тыл страны.
Таблица 5. Движение спецконтингента на территории БАССР26.
Из них (из числа взрослого населения)
всего мобилизованы ыхнемцев спецпереселен цев немцев бывших кулаков спецпереселен цев из Крыма бывших полицейских легионеров власовцев
1 пол. 1944 * 4.926 (479)1 * * * * * *
II пол. 1944 16.420 4.582 * 4.185 3.089 * * *
I пол. 1945 16.233 4.575 * 4.195 3.073 * * *
II пол. 1945 12.025 4.312 1369 6.672 4.650 * * *
I пол. 1946 13.6462 * * * * 55 183 389
II пол. 1946 17.995 4.231 751 2689 3.009 * * 1.254
I пол. 1947г 21.829 * 7.9933 3.353 2.862 * * 1.924
II пол. 1947 16.130 * 7.236 * 2.846 * * 2.121
I пол. 1948 15.453 * 7.420 * 3.004 * * 2.274
1 в том числе мужчин
2 из них 9.220 чел. в составе рабочих батальонов и 4.426 чел. прибыло на ПМЖ
3 с 1947 года все репатрианты, входящие в категорию мобилизованных, перешли в категорию спецпересе-ленцев
* данных нет
За 2 квартал 1944 года с территории Башкирской АССР убыл 1.131 мобилизованный немец, в том числе 750 чел. было направлено на строительство промышленного объекта в г.Орск Чкаловской области, 63 чел. дезертировало27. Органами внутренних дел большое внимание уделялось развитию агентурной сети среди спецпереселенцев. Причем, среди всех категорий наибольший удельный вес агентов и наблюдателей имелся среди бывших власовцев и спецпереселенцев немецкой национальности .
24 Более подробно об этом говорится в главе 3.5.
25 Сост. по: ЦГИА РБ. Ф. Р-933. Оп. 1. Д. 3486.
26 Сост. по: ОСФ РЖПРиУДЛ ИЦ при МВД по РБ. Ф. 11. Оп. 1. Д. 3. Л. 27, 34; Д. 12. Л. 7, 27, 56, 87; Д. 35. Л. 22, 23, 135; Д. 36. Л. 83, 185.
27 ОСФ РЖПРиУДЛ ИЦ при МВД по РБ. Ф. 11. Оп. 1. Д. 3. Л. 27.
Помимо большого объема промышленных объектов, прибывших на Южный Урал, сюда переводили эвакуированные органы власти и управления, научные и общественные организации, другие учреждения. В 1941-
1942 гг. в Башкирской АССР было размещено 43 эвакуированных детских учреждения с более чем 5.000 воспитанниками28.
Вопросами учета эвакуированных, розыском и установлением местонахождения граждан занималось Переселенческое управление при СНК СССР. В сентябре
1941 г. ликвидировано, на его базе создано Управление по эвакуации населения с Центральным Справочным Бюро (ЦСБ)29.
В архивах содержится массив источников, свидетельствующих о серьезных недостатках в работе Управления по эвакуации, а также и ЦСБ30. Из многих регионов Урала и Сибири поступали жалобы на неудовлетворительное продовольственное снабжение и плохие бытовые условия31.
По сообщениям ряда областных УНКВД, переселение проходило неорганизованно и без достаточной подготовки. Отмечались случаи паники, большого скопления людей на вокзалах, отрицательные настроения, провокационные слухи. Органы внутренних дел обращали внимание на то, что указанные ненормальности в переселении использовались контрреволюционным элементом в провокационных целях32.
Выделенные недостатки стали причиной ликвидации 31 января 1942 г. Управление по эвакуации населения и всех его структур и передачей их основных функций органам внутренних дел. В начале марта 1942 года Постановлением СНК работа по учету эвакуированного населения была возложена на Главное управление милиции. В его же ведение было передано Центральное справочное бюро, которое в данное время дислоцировалось в г.Бугуруслан Чкаловской области. Это было связано с существенными недостатками в организации учета граждан, большой нагрузкой и слабой эффективностью работы, в результате чего к 1942 году в ЦСБ имелось более 500 тысяч неисполненных запросов по розыску и установлению местонахождения граждан. ЦСБ, в сущности, не справлялось с возложенными обязанностями, а сложившаяся система учета не была пригодна для справочной работы, особенно в условиях военного времени. С передачей бюро в систему НКВД был осуществлен целый ряд мероприятий по упорядочению учета населения, повышению мобильности в реагировании на поступающие запросы и, в целом, улучшения качества работы. В первую очередь была проведена единовременная регистрация всего эвакуированного населения и заново организована справочная картотека. Об объемах проведенной работы свидетельствует тот факт, что к 1944 году справочная картотека включала в себя 4.104.454 учетные карточки на 6.240.101 эвакуированного33.
Существенная часть работы Центрального справочного бюро состояла в установлении местожительства
28 ЦГИА РБ. Ф. Р-933. Оп. 1. Д. 3632. Л. 96.
29 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 121. Д. 132.
30 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 121. Д. 48-49. Письмо Прокурора СССР В.
Бочкова в КПК при ЦК ВКП(б) М.Ф. Шкирятову от 10.04.1942
г.№182 лс-м от 10.04.1942 г.
31 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 121. Д. 50-51. Письмо заместителя наркома НКВД СССР В.Н. Меркулова секретарю ЦК ВКП(б) А.А. Андрееву от 3.11.1941 г. №41/2/48.
32 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 121. Д. 51-52. Письмо заместителя наркома НКВД СССР В.Н. Меркулова секретарю ЦК ВКП(б) А.А. Андрееву от 1.11.1941 г. №41/2/36.
33 ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 12а. Л. 18.
Таблица 4. Направление мобилизованных рабочих БАССР на предприятия ведущих наркоматов в 19431945 гг.25
№ Название наркоматов Численность направленных рабочих
1 Электростанций 54.300
2 Черной металлургии 8.300
3 Строительства 7.500
4 Местной промышленности 5.620
5 Цветной металлургии 4.450
6 Путей сообщения 4.127
граждан, эвакуированных в тыловые районы страны, пропавших в ходе переселения, а также утерявших по различным причинам связь с семьями. В условиях войны, учитывая перемещение по стране громадных масс людей, необходимость решения первоочередных стратегических задач, связанных, прежде всего, с организацией отпора врагу и подчинению всех сфер жизнеобеспечения нуждам фронта, решение этой задачи являлось чрезвычайно сложным делом. Справочная работа была сопряжена с деятельностью многих организаций и служб, центральных и территориальных органов власти и управления, поскольку поиск эвакуированных и пропавших граждан требовал большой подготовительной работы, которая велась в тесном взаимодействии. Во многом ее успех зависел от организации работы и полноты картотеки. В 1941-1944 гг. в Центральное справочное бюро поступило 6.077.562 запроса по установлению местожительства граждан, за этот же период разыскан 16.261.001 человек, установлено местожительство 2.861.950 граждан. Особенно большой объем данной работы отмечен в
1942 году, когда поступило 3.457.400 карточек по поиску 5.303.700 человек34.
При сверке состояния Центрального справочного бюро, проведенной 18 марта 1942 года представителями Главного управления милиции, паспортного отдела ГУМ НКВД указано, что на 20.01.1942 г. значится 7.012.000 эвакуированных. Отмечается большое количество запросов о розыске граждан. Средняя производительность - 9,44 ответа на 1 работника Бюро в день. До 1.03.1942 г. поступило 1.256.545 заявлений, послано уведомлений с результатом - 560.89435.
Таблица 6. Сведения о поступлении материалов о розыске граждан в Центральное справочное бюро по
учету эвакуированного населения в 1942-1944 гг.36
месяцы Количество поступивших карточек На какое количество разыскиваемых
1942 год 1943 год 1944 год 1942 год 1943 год 1944 год
январь * 54.812 16.040 * 81.090 22.980
февраль * 62.864 9.395 * 95.444 25.925
март * 211.412 4.366 * 313.714 5.629
апрель 591.000 204.125 6.740 * 299.444 8.898
май * 94.005 17.398 952.000 135.653 18.030
июнь 1.769.000 68.565 * 2.706.000 99.601 *
июль 561.000 38.798 * 840.000 55.473 *
август 200.000 32.740 * 302.000 45.834 *
сентябрь 92.000 10.264 * 139.000 12.099 *
октябрь 96.000 9.679 * 140.000 12.047 *
ноябрь 81.000 4.971 * 122.000 5.008 *
декабрь 67.400 8.969 * 102.700 11.733 *
итого 3.457.400 801.204 53.939 5.303.700 1.167.140 81.462
* данных нет
Работа Центрального справочного бюро строилась в тесном взаимодействии с органами внутренних дел. Указанием Главного управления милиции НКВД СССР от 4 июня 1942 года № 29/п/2029 в целях упорядочения учета эвакуированных и облегчения работы по поисковым запросам родственников, все работники паспортных столов были обязаны при осуществлении прописки устанавливать, не является ли лицо эвакуированным. В положительном случае на него заполнялась специальная карта, которая отправлялась в Центральное справочное бюро, расположенное в годы войны в г.Бугуруслан Чкаловской области37.
Центральное справочное бюро имело свои территориальные подразделения, или кустовые адресные бюро. Это имело большое значение в организации тесно-
34 ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 12а. Л. 17-19.
35 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 121. Д. 132. Л. 13об.
36 Взято из: ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 12а. Л. 160.
37 ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 20. Л. 168.
го взаимодействия в получении и реализации необходимой информации, позволило решать задачи правоохранительной направленности. Так в 1941-1944 гг. через систему кустовых адресных бюро разыскано государственных преступников - 4.530, уголовных преступников - 13.412, неплательщиков алиментов -308.93038.
Указание ГУМ НКВД СССР от 5 августа 1942 года №29/п/3332 отмечает недостатки в работе адресных бюро: засоренность картотек, что затрудняет работу по розыску преступников и наведению справок по розыску граждан. «Убылые листки» на граждан, убывших более 3 лет назад необходимо изъять и сдать в архив, также изъять розыскные материалы на лиц, объявленных в розыск и розыск которых прекращен. Аналогичная ситуация наблюдалась и по местному розыску39.
Картотека справочной службы развивалась и после окончания войны. К 1947 году она составляла 4.190.855 учетных карточек на 6.391.572 чел.40
Таким образом, организация эвакуационных мероприятий стала одной из сложнейших и масштабных задач, которую удалось успешно решить на начальном этапе Великой Отечественной войны.
Будучи основной производственной базой оборонного значения, Южный Урал в годы войны сыграл важнейшую роль в обеспечении фронта необходимой продукцией. Политика индустриализации, проводимая в 1930-е годы, позволила создать необходимые условия для развертывания промышленности региона применительно к условиям военного времени. Эвакуация большого числа промышленных предприятий, оборудования и людских ресурсов из западных районов страны на территорию Южного Урала стала важной мерой повышения обороноспособности страны, позволила обеспечить необходимый уровень военного производства, компенсировавший тяжелые экономические потери начала войны. Роль органов внутренних дел в обеспечении решения стоящих задач заключалась не только в обеспечении общественного порядка и предупреждении преступлений и правонарушений в ходе проведения эвакуации материальных ценностей и граждан. Органы внутренних дел занимались вопросами размещения прибывающего оборудования на имевшихся производственных и иных площадях, устройство эвакуированного населения, обеспечение паспортного учета и контроль за соответствующим снабжением. Кроме того, органы внутренних дел участвовали в пределах своей компетенции в работе по развертыванию промышленных предприятий, обеспечивали безопасность их деятельности в военных условиях, а также решали иные вопросы, связанные с данной работой. Осуществляя указанный комплекс мероприятий, органы внутренних дел первоочередное внимание уделяли вопросам обеспечения общественного правопорядка и безопасности, а также профилактики преступных проявлений.
Учитывая, что органы внутренних дел, занимаясь проблемами эвакуации, выходили за рамки своих непосредственных обязанностей, это требовало соответствующих мер правового регулирования, что нашло свое отражение в целом ряде нормативных правовых актов различного уровня.
В целом, исследование роли органов внутренних дел по приему, размещению и организации работы эвакуи-
38 ГАРФ. Ф. 9415. Оп 3с. Д. 12а. Л. 117.
39 ГАРФ. Ф.9415. Оп. 3с. Д. 14. Л. 16, 17.
40 ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 32а. Л. 95.
рованных предприятий показывает, что, несмотря на объективные трудности и высокую нагрузку, они достойно справились с возложенными задачами, внесли значительный вклад в создание мощной оборонной базы в тылу страны, обеспечивающей все стратегические потребности фронта и военной экономики, ставшей одним из главных условий достижения победы.
Рецензия
на статью старшего научного сотрудника Академии экономической безопасности МВД России, кандидата исторических наук, доцента Емелина С.М.
«Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по приему, размещению и организации работы эвакуированных предприятий на территории Южного Урала»
В настоящей статье автором поднимается актуальная и слабоизученная проблема историко-правовой науки, касающаяся деятельности органов внутренних дел по обеспечению эвакуации объектов промышленности и людских ресурсов вглубь страны в начальный период Великой Отечественной войны.
На основе массива архивных документов, многие из которых вводятся в научный оборот впервые, освещается роль органов внутренних дел в обеспечении эвакуационных мероприятий, дана характеристика всех аспектов этого масштабного и комплексного мероприятия, имевшее для страны стратегическое значение.
Целостность и новизна исследуемой проблемы, использование многообразных источников, широкая методологическая основа, включающая базовые научные принципы и методы исследования, позволили автору дать всестороннее и рельефное изображение деятельности органов внутренних дел в обозначенных аспектах в годы войны в рамках Южного Урала, как важнейшего стратегического региона страны.
В целом, статья написана на соответствующем научном уровне, имеет теоретическую и практическую значимость и рекомендуется к публикации в журнале, включенном в перечень ВАК.
Начальник кафедры государственно-правовых дисциплин Академии экономической безопасности МВД России, доктор юридических наук,
профессор Ю.Е. Ширяев