Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2018. - Т. 4 (70). № 1. - С. 27-33.
УДК 347.644/462
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИИ TRINITY HOUSE ЛОЦМАНСКИМ УСТАВОМ 1871 Г.
Змерзлый Б. В., Таран П. Е.
Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского
В работе указано, что лоцманская проводка судов и сегодня, несмотря на всепоглощающее влияние современных технологий, является важным элементом обеспечения безопасности торгового судоходства вообще, проливов, рек, каналов и портов. Одна из первых лоцманских организаций возникла в Великобритании. Trinity House являлась (и является до сих пор) крупнейшей организацией, курирующей деятельность лоцманов этой страны с начала XVI в. На Trinity House как на некоммерческое объединение профессионалов с начала образования были возложены самые различные функции с целью максимально возможного упорядочения и обеспечения безопасности торгового мореплавания в Великобритании. Основными нормативными актами, регулирующими ее деятельность, стали лоцманский устав 1853 г., нормативные акты 1863 г., Устав о лоцманах 1871 г., раздел Х закона о торговом мореплавании 25 августа 1894 г., а затем и лоцманский закон 1913 г.
Ключевые слова: лоцманы, правовое регулирование, корпорации и цехи, общество, Trinity House.
Лоцманская проводка судов и сегодня, несмотря на всепоглощающее влияние современных технологий, средств для позиционирования, является важным элементом обеспечения безопасности торгового судоходства вообще, проливов, рек, каналов и портов. Исходя из этого, и внимание государств к обеспечению деятельности лоцманов всегда особо повышенное. Особенно это касается тех государств, для кого морская торговля является важнейшим составляющим звеном экономики.
Однако в разные периоды истории и в различных государствах возникали и существовали отличные подходы к организации лоцманской службы. Где-то лоцманские организации и цехи контролировались государством, в иных странах - специальными корпорациями.
Занимаясь изучением вопросов, связанных с урегулированием деятельности лоцманов в Черноморско-Азовском регионе в XIX в., а если более точно, то изучая проблему создания в Российской империи «Положения о морских лоцманах», принятого 1 мая 1890 г., пришлось столкнуться с утверждением, согласно которому «в Англии, как оказалось, общего лоцманского устава не существовало, а частные, примененные исключительно к известным местностям, не соответствовали требованиям комиссии» [1, с. 320].
Это утверждение, безусловно, оказалось ошибочным. В XIX в. в Великобритании среди документов, регулирующих деятельность лоцманов, можно назвать Лоцманский устав 1853 г. [2-3], нормативные акты 1863 г. [4-5], в Своде английских морских торговых постановлений (1871 г.) также находим главы, посвященные лоцманам [6], после чего были приняты Закон о торговом мореплавании 25 августа
27
1894 г. [7], а затем и Лоцманский закон 1913 г. [8]. Основная особенностью этих нормативных актов - практически все они состояли из двух частей: 1) регулирование собственно деятельности и статуса лоцманов; 2) установление прав и обязанностей Trinity Ноше.
Зарождение правового регулирования деятельности лоцманов в Великобритании началась еще в начале XVI в. Общеизвестным является тот факт, что 19 марта 1513 года гильдия моряков, обеспокоенная неопытностью и неудовлетворительным поведением нерегулируемых пилотов на Темзе, угрожающих жизни и грузам, подала прошение королю Генриху VIII о выдаче лицензии на создание братства, позволяющего регулировать лоцманскую проводку на реке столицы. Очевидно, что вопрос этот был настолько острым и насущным, что уже 20 мая 1514 года Королевская хартия была вручена «Главным стражам и момощникам Братства гильдии, или Братства Славной и Неразделенной Троицы и Святого Климента в приходе Дептфорда Стронда в графстве Кент». Так появилось Лондонское лоцманское управление (London Trinity Ноше), которое и сегодня является самым значительным из ныне действующих [2-5].
В 1566 году закон «Сиаммаркс» королевы Елизаветы I позволил Trinity Ноше создавать и эксплуатировать маяки, различные предостерегательные знаки. В связи с бурным развитием торгового и военного мореплавания полномочия этой лоцманской корпорации развивались очень быстро, так что к началу XVII века в ее обязанности входили морские съемки, инспекции военно-морских магазинов, лицензирование лоцманов, плавучие маяки и Управление балластов. Все это создало необходимую экономическую базу организации и позволило заняться благотворительной деятельностью, озаботиться отстраненными по возрасту и здоровью лоцманами, их семьями.
В «Своде английских морских торговых постановлений издания 1871 г.» регулированию деятельности лоцманов посвящена часть VIII, которая содержит «Устав о лоцманах» и «Приложение к уставу о лоцманах».
Собственно в Уставе рассмотрены такие вопросы: «О праве не пользоваться лоцманами, не платить лоцманских пошлин, если не пользоваться лоцманами», «Временные постановления», «Права лоцманской управы», «Отчеты, предоставляемые лоцманской частью», «О лоцманских патентах», «Права лоцманов», «Проступки лоцманов», «Лоцманские бота и лоцманские сигналы», «Trinity House (Общество Св. Троицы)», «Помощники».
В Приложениях к Уставу расположены «Постановления относительно Trinity House», и «Таблица, показывающая, сколько следует платить лоцманам, имеющим патенты от Trinity House за проводку судов в Лондонском округе».
В Уставе, в частности, предусматривалось, что установления, относящиеся к Trinity House и включенные в приложение к нему, имеют такую же силу, какую имели бы, если бы были включены в этот устав. Особо подчеркивалось, что Trinity House имеет право время от времени особыми постановлениями отменять или изменять в силу этого устава все вышеназванные установления или их часть (ст. 538).
Это, безусловно, не означало, что постановления Trinity House выше закона, однако лишь указывало, что многие из существующих норм могут изменяться при необходимости оперативно, в силу изменения определенных обстоятельств.
28
Для качественного выполнения своих задач Trinity House давалось право назначать помощников (не менее трех и не более пяти) или инспекторов для экзаменации и инспектирования всех лоцманских округов, которыми до издания этого устава заведовало Trinity House [6, с. 321]. Корпорации также было позволено назначать помощников или инспекторов и в другие округи, ему подвластные, но учрежденные после издания этого устава; но в последнем случае не иначе как с разрешения Королевского Совета.
Одновременно с этим предусматривалось, что Trinity House может соединять два или более округов вместе под надзор и контроль одного помощника или инспектора. В то же время никакой лоцманский округ, состоявший до издания этого Устава под присмотром инспектора от Trinity House, не мог быть расширен без согласия Королевского Совета (ст. 539).
Статьей 540 Устава предусматривалось, что отделы общества Trinity House в Кингстоне и Гулле должны назначать помощников (не менее трех и не более семи) или инспекторов для экзаменации лоцманов и инспектирования лоцманских округов, в которые это общество и до издания этого Устава назначало от себя инспекторов, и могли с разрешения Королевского совета (но не иначе) назначать подобных помощников или инспекторов также и в другие лоцманские округа, подлежащие их юрисдикции, или соединять два или более округов под надзор одного помощника или инспектора.
Однако никакой лоцманский округ, бывший до издания этого Устава под властью какого-нибудь помощника, назначаемого этим обществом, не мог быть расширен иначе, как с разрешения Королевского Совета. Одновременно с этим устанавливалось, что никакие помощники или инспекторы, уже назначенные или котоорые могли быть назначенными отделом общества Trinity House в Гулле, не должны были считаться лоцманскими членами в смысле этого Устава, да и не должны были иметь какие-либо права относительно лоцманских управлений портов Гулла и Гумбера, если они имели или будут иметь права и обязанности, чем те, которые принадлежали таким лицам до издания этого устава [6, с. 322].
Приложение к Уставу о лоцманах, как уже указывалось, содержало и постановления относительно Trinity House. В нем, в частности, предписывалось, что юрисдикция общества Trinity House, как и власть лоцманского цеха, распространяется и на следующие лоцманские округи:
1) на Лондонский округ, состоящий из вод Темзы и Медвей до Лондонского и Рочестерского мостов (London Bridge and Rochester Bridge) и вниз (со включением всех каналов и рукавов, впадающих или выпадающих из этих рек) к северу до Ордфорднесса, а к югу до Дондженесса;
2) округ Английского Канала (Ламанш), состоящий из вод, находящихся между Донджепессом и островом Уайт;
3) округ Внешних Портов, заключающий в себе все те части Соединенного Королевства, острова Мэн, Северного моря и Английского и Ирландского Каналов, которые были не причислены к каким-либо другим лоцманским округам.
Совет Общества Trinity House сам или через своих помощников или инспекторов был обязан выдавать лицам, выдержавшим экзамен на звание лоцмана, патенты
29
с печатью Общества на право водить суда в пределах которого-либо из лоцманских округов Общества Trinity House.
Имена всех лоцманов, имеющих патенты от Trinity House, следовало публиковать так:
1) Trinity House должно было вывешивать в Лондоне у дверей дома, в котором помещается главное правление Общества, список всех привилегированных лоцманов с обозначением их мест жительства и пределов округов [6, с. 323], в которых им приходилось действовать;
2) также Trinity House выдавало копии таких сведений начальнику Лондонской таможни и начальникам всех таможен других портов и мест, находящихся в пределах тех лоцманских округов, в которых числились упомянутые лоцманы; и эти копии следовало вывешивать у здания Лондонской таможни и у зданий других вышеуказанных таможен.
Каждый лоцман цеха Trinity House, при получении своего патента, был обязан выдать обязательство за подписью двух поручителей в том, что он уплатит обществу Trinity House сто фунтов стерлингов в случае, если будет признано, что он нарушил какие-либо правила или постановления Trinity House, или что он по своему нерадению или незнанию своего дела, как лоцман, нанес какой-нибудь вред какому-либо лицу или собственности какого-либо лица; такое обязательство, a вместе с тем и поручительство, освобождалось от штемпельной пошлины и могло изготовляться самим Обществом бесплатно, за исключением уплаты расходов по самому изготовлению его1.
В случае, если какой-либо лоцман, давший Обществу вышеупомянутое обязательство, совершил какое-либо упущение по службе или нанес кому-либо вред вследствие нерадения или незнания дела, то Общество Trinity House или какое-нибудь лицо, уполномоченное от этого Общества, должно было взыскать с того лоцмана следующие в уплату за ущерб деньги и внести их по назначению, но сумма таких денег не должна была превышать суммы, упомянутой в обязательстве лоцмана, вместе с деньгами, заслуженными лоцманом в то путешествие, рейс или в ту проводку судна, когда им был нанесен ущерб службе, лицу или имуществу.
Если лицо, требующее с лоцмана уплаты за нанесенный им вред больше, чем было определено оценщиками или свыше суммы, упомянутой в обязательстве, то такое лицо могло требовать такую сверх уже выданной в силу этой статьи уплату таким же порядком, каким он потребовал бы ее, если бы это постановление вовсе не существовало2 [6, с. 324].
Следует отметить тот факт, что срок патента, ежегодно вновь выдаваемого каждому лоцману от общества Trinity House, заканчивался с наступлением каждого тридцать первого января следующего года после выдачи (в России, к примеру, они были бессрочными); но такой патент мог быть возобновляем по просьбе лоцмана, владеющего им, в течение января месяца каждого года или же и в любое последую-
1 Следует указать, что обязательство залога в обеспечение возможных убытков применялось и в российском лоцманском праве до 1917 г.
2 Т. е. общим порядком гражданских исков.
30
щее за тем месяцем время, и выдавался секретарем общества Trinity House или каким-либо иным лицом, назначаемым Обществом для этой цели.
Кроме того, предусматривалось, что Trinity House могло, по своему усмотрению, на время или вовсе отнимать патент у любого провинившегося лоцмана.
Устанавливалось, что достаточное число лоцманов должно быть в любое время готово, чтоб водить суда, идущие с запада, пройдя Донджнес; и Общество обязывалось, согласно положениями Свода морских торговых постановлений (Устав о лоцманах) (1871 г.) установить относительно лоцманов такие правила и узаконения, какие будут необходимы, чтобы беспрерывно снабжать лоцманами суда для проводки как днем, так и ночью, и чтоб лоцманы для этой цели либо крейсеровали между Южным Форландом и Дондженессом, или же приезжали на суда с берега по требованию их сигналами и соблюдали бы при этом между собою очередь для проводки судов или иначе, по усмотрению Trinity House.
В случае, если между шкипером какого-либо судна и лоцманом возникал спор относительно углубления штевней, то правление общества Trinity House должно было позвать бы одного из названных лиц (если судно шло или пришло в Лондон или в какое-либо место близ него, то в течении двенадцати часов по прибыли, т. е. до выгрузки товаров и проч.; или же, если судно шло из Лондона или другого места близ Лондона в море, то до момента подъема якоря или отдачи швартовых), и было обязано назначить какое-нибудь сведущее лицо для точного обмера углубления штевней.
Лицо, назначаемое таким образом для обмера штевней, получало с того, не в пользу которого [6, с. 325] был решен вопрос, такую плату: одну гинею, если судно находилось ниже, и полгинеи, если оно находилось выше входа Лондонских Доков у Ваппинга.
Также устанавливалось, что каждый лоцман был обязан платить обществу Trinity House для внесения в лоцманский фонд Trinity House такие подати:
1) с каждого фунта стерлингов, вырученного им за проводку судна - шесть пенсов;
2 ) каждое тридцать первое января лоцман, получающий патент для службы в каком-либо округе, состоящем в ведении собственно самого правления общества Trinity House, но не в ведении помощников или инспекторов этого Общества, единовременно - три фунта стерлингов и три шиллинга.
Любой лоцман, давший неверный отчет в вырученных им деньгах за проводку судов или внесший обществу подати в количестве меньше против назначенных в этих постановлениях, подлежал уплате таких денег вдвое против определенного количества и, кроме того, лишался по усмотрению Trinity House своего патента на время или вовсе.
Согласно прежним постановлениям английского парламента и другим узаконениям, суммы лоцманского фонда Trinity House расходовались так:
1) на уплату расходов по управлению лоцманской частью вообще и различных побочных расходов по части нововведений и усовершенствований относительно лоцманов и лоцманского дела;
31
2) на пенсии лоцманам, уволенным от должности за старостью согласно лоцманскому уставу 1853 г. или согласно другим лоцманским постановлениям, бывшим в силе до 1863 г., а также на пенсии вдовам и детям лоцманов [6, с. 326];
3) остающиеся после этого суммы следовало распределять, по усмотрению Общества, между теми лоцманами, поступившими после 31 октября 1853 г., которые были уволены от должности за неспособностью и по болезни или старости, а также вдовам и детям таких лоцманов [6, с. 325].
Таковыми были основные постановления относительно деятельности Trinity House и содержащиеся в Своде 1871 г.
Таким образом, Trinity House являлась (и является до сих пор) крупнейшей организацией, курирующей деятельность лоцманов Великобритании с начала XVI в. На Trinity House как на некоммерческое объединение профессионалов с начала образования были возложены самые различные функции с целью максимально возможного упорядочения и обеспечения безопасности торгового мореплавания в Великобритании. Ее методы и формы деятельности копировались или же, в крайнем случае, учитывались при разработке соответствующего законодательства в других странах, так как были апробированы на практике и во времени.
Список литературы:
1 .Змерзлый Б. В. Правовое регулирование торгового судоходства в Черноморско-Азовском регионе в конце XVIII - начале ХХ в. - Симферополь: ЧП «Феникс», 2014. - 512 с.
2.Peter Stone. This histori of the port of London. A vast emporium of all nations. - London: Pen and sword books, 2017. - 256 p.
3. Краткая история корпорации Trinity House, от нашего истока до нашего 500-летнего юбилея в 2014 году. URL:
https://translate.google.com.ua/translate?hl=ru&sl=en&u=https://www.trinityhouse.co.uk/about-us/history-of-trinity-house/th500&prev=search
4. Andrew Adams and Richard Woodman. Light upon The Waters. The Histori of Trinity House. 1514-2014. - London. 2015. 300 p.
5. Neil Jones and Paul Ridgwan. Light through a lens. An illustration of 500 yeares of Triniti House. - London, Trinity House. - 2015.
6. Свод английских морских торговых постановления издания 1871 г. Перевел с английского Лейтенант Андрей Деливорн. - Спб., 1872. - 412 с.
7.Английский закон о торговом мореплавании 25 августа 1894 г. Под редакцией Члена-Делопроизводителя С. П. Веселаго. - СПб., Типография В. Киршбаума, 1903. - 439 с.
8. Максимаджи М. К. Организация и правовые условия лоцманской проводки за рубежом (Англия, Франция, ФРГ, Швеция, Дания, Норвегия). - М.: Морской транспорт, 1964. - 118 с.
32
Zmerzlyiy B. V., Taran P. Legal adjusting of activity of corporation Trinity House it is In-process indicated a pilot charter 1871 // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2018. - Т. 4 (70). № 1. - Р. 27-33.
That pilot pilotage and today, not looking on engrossing influence of modern technologies is the important element of providing of safety of trade navigation in general, channels, rivers, channels and ports. One of the first pilot organization arose up in Great Britain. Trinity House was (and is until now) the largest organization supervising activity of harbor pilots of this country from the beginning of XVI of century Being the noncommercial association of professionals on Trinity House, from the beginning of education the most different functions were laid with the purpose of maximally possible organization and providing of safety of trade seagoing in Great Britain. By basic normative acts regulative her activity a pilot charter 1853, normative acts 1863, Charter, became about harbor pilots 1871, division of Х of law on the trade seagoing of August, 25 1894, and then and pilot law 1913.
Keywords: harbor pilots, legal adjusting, corporations and цехи, society, Trinity House.
Spisok literaturyi:
1 .Zmerzlyiy B. V. Pravovoe regulirovanie torgovogo sudohodstva v Chernomorsko-Azovskom regione v kontse XVIII - nachale XX v. - Simferopol: ChP «Predpriyatie Feniks», 2014. - 512 s.
2.Peter Stone. This histori of the port of London. A vast emporium of all nations. - London. Pen and sword books. - 2017, 256 p.
3. Kratkaya istoriya korporatsii Trinity House, ot nashego istoka do nashego 500-letnego yubileya v 2014 godu
https://translate.google.com.ua/translate?hl=ru&sl=en&u=https://www.trinityhouse.co.uk/about-us/history-of-trinity-house/th500&prev=search
4. Andrew Adams and Richard Woodman. Light upon The Waters. The Histori of Trinity House. 1514-2014. - London. 2015. 300 p.
5. Neil Jones and Paul Ridgwan. Light through a lens. An illustration of 500 yeares of Triniti House. -London, Triniti House. - 2015.
6. Svod angliyskih morskih torgovyih postanovleniya izdaniya 1871 g. Perevel s angliyskogo Leytenant Andrey Delivorn. - Spb., 1872. - 412 s.
7.Angliyskiy zakon o torgovom moreplavanii 25 avgusta 1894 g. Pod redaktsiey Chlena-Deloproizvoditelya S. P. Veselago. - SPb., Tipografiya V. Kirshbauma, 1903. - 439 s.
8.M. K. Maksimadzhi. Organizatsiya i pravovyie usloviya lotsmanskoy provodki za rubezhom (Angliya, Frantsiya, FRG, Shvetsiya, Daniya, Norvegiya). - M.: Morskoy transport, 1964. - 118 s.
33