УДК 347.121.1(470)
И. С. Кокорин, А. С. Категов, О. В. Виноградов
Правовое регулирование деловой репутации
В статье рассматриваются вопросы правового регулирования отношений деловой репутации в Российской Федерации. Проводится оценка качества деловой репутации. Анализируется ретроспектива гражданского законодательства в Российской Федерации о защите репутации.
The article discusses the issues of legal regulation of business reputation relations in the Russian Federation. The quality of business reputation is assessed. It analyzes the retrospective of civil law in the Russian Federation on the protection of reputation.
Ключевые слова: деловая репутация, нематериальные блага, правовое регулирование, охранительные и регулятивные отношения.
Key words: business reputation, non-material benefits, legal regulation, guarding and regulatory relations.
Развитие рыночных отношений неизбежно связано с вопросами конкуренции, что позволяет недобросовестным участникам отношений прибегать к способам взаимодействия, нарушающим достоинство и деловую репутацию окружающих. Особую роль здесь играют средства массовой информации, охватывающие широкий и неопределенный круг лиц.
В последние годы значительно возрос интерес к институту деловой репутации, о чем свидельствует практика рассматриваемых арбитражными судами дел о защите деловой репутации. По мере эволюционирования рыночных отношений в России рассматриваемый институт развивается, хотя и медленными темпами.
Профессиональные участники рыночных отношений, осуществляя предпринимательскую деятельность, крайне нуждаются в правовом механизме, который бы обеспечил им возможность стабильного развития, включая вопросы достоверного общественного мнения о их репутации. При этом правоприменительная практика, связанная с защитой и восстановлением деловой репутации, не столь однозначна, как хотелось бы. Анализ судебной
© Кокорин И. С., Категов А. С., Виноградов О. В., 2019
91
практики по защите деловой репутации граждан и юридических лиц в Российской Федерации дает основания говорить, что, несмотря на постоянную динамику правовых реформ, законодателю все еще не удалось в полной мере создать необходимые условия устойчивой защиты прав и интересов различных субъектов.
Проведенные исследования защиты личных неимущественных прав и нематериальных благ, включая честь, достоинство и деловую репутацию, как правило, касаются охранительных отношений. Вместе с тем отдельные вопросы о сущности, правовой природе, релятивности деловой репутации требуют дальнейшего рассмотрения.
Правовое регулирование деловой репутации, в частности вопросы их защиты, закреплены как в международных актах, так и законодательстве Российской Федерации. Положения защиты, включая деловую репутацию, закреплены во Всеобщей декларации прав человека (1948), в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966), в Конвенции о правах ребенка(1989)и др.
В Конституции Российской Федерации 1993 г. закреплено положение об охране достоинства личности, которая возложена на государство.
Вопросы защиты чести и достоинства были зафиксированы в ряде законодательных актов. Так в законе «О печати и других средствах массовой информации» (1990) был закреплен порядок опровержения в опубликованных печати оспоренных сведений, в соответствии с которым распространенные сведения в любых средствах массовой информации должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Также было закреплено право гражданина и организации, в отношении которых средствами массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие их права и законные интересы, опубликовать свой ответ в тех же средствах массовой информации.
Принятый 27 декабря 1991 г. Закон РФ «О средствах массовой информации» более детально урегулировал порядок опровержения и публикации ответа.
За последнее время огромное количество исков предъявляются к средствам массовой информации. Это свидетельствует о том влиянии, которое оказывают СМИ на сознание граждан в России, что возлагает на них повышенную ответственность за распространяемую ими информацию. Средства массовой информации уже отвели себе место четвертой власти. Поэтому нельзя в данном случае не согласиться с С.П. Ефимичевым в том, что если попытаться определить сегодня силу их воздействия на умы людей, то СМИ можно отнести не к четвертой, а едва ли не первой власти [4].
92
Положения Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. о защите чести, достоинства и деловой репутации содержали правила о защите от анонимно распространенных, порочащих, не соответствующих действительности сведений, а также возможность компенсации морального вреда в случаях его причинения как гражданину, так и юридическому лицу в результате распространения не соответствующих действительности порочащих сведений любыми способами (лицами), а не только в средствах массовой информации.
Изменения в законодательстве о защите чести, достоинства и деловой репутации поставили множество вопросов в судебной практике. В связи с этим, в постановлениях Пленума Верховного суда РФ обращено внимание на право защиты своих чести и достоинства родственниками умершего, в отношении которого были распространены порочащие сведения. Также снята альтернатива в решении потерпевшим вопроса о привлечении нарушителя к уголовной ответственности за клевету и оскорбление, либо о предъявлении иска о защите чести и достоинства. Подчеркивается недопустимость иска об опровержении и в тех случаях, когда ответчики на основании закона «О средствах массовой информации» освобождены от ответственности. Разъяснено, что право требовать компенсации морального вреда в связи с распространением порочащих сведений имеется не только у гражданина, но и у юридического лица. Таким образом, требование истца о компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению, если вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусмотревшего право потерпевшего на его компенсацию. Сформулированы критерии определения размера компенсации морального вреда.
В ныне действующей части первой Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 г. защите нематериальных благ посвящена отдельная глава, не предусматривающая существенных изменений в правилах о защите чести, достоинства и деловой репутации. В ст. 1100 части второй Гражданского кодекса 1995 г. предусмотрена компенсация морального вреда, причиненного гражданину распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, независимо от вины.
Вышеназванные законодательные акты содержат нормы о защите права на деловую репутацию, так называемые охранительные отношения, вместе с тем принятые в последние годы Федеральные законы РФ [7; 8; 10] закрепили регулятивные нормы об оценке деловой репутации хозяйствующих субъектов.
Согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ [8], государственный заказчик при проведении торгов имеет право устанавливать не только стоимостные критерии, но и требования к наличию у участников торгов необходимого опыта и подтвержденной деловой репутации, сертифицированной системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента и другие требования.
Однако вышеназванными нормативно-правовыми актами не определены документы, на основании которых заявки (предложения) участников закупки могут оцениваться по показателю «Деловая репутация». В документации о закупке заказчик определяет их самостоятельно. Как показывает практика, для оценки деловой репутации могут служить положительные отзывы об участнике закупки: грамоты, благодарственные письма по результатам выполнения работ (услуг) сопоставимого характера и т. п.1
Также заметим, что на сегодняшний день разработан и утвержден ряд национальных стандартов оценки опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих деятельность в области строительства, инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования (к примеру, Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.04.2014 № 366-ст). Стандарты предусматривают возможность экспертной оценки деловой репутации субъекта предпринимательской деятельности на добровольной основе с выдачей сертификата по установленной форме. Заказчики при осуществлении закупок соответствующих работ и услуг нередко руководствуются такими сертификатами, что признается судами правомерным.
Для получения подтверждения добросовестности и деловой репутации согласно закону и сложившейся практике, достаточным основанием являются сведения, выписанные из реестра контрактов на портале Единой Информационной Системы в сфере закупок.
На сегодняшний день можно констатировать расширение сферы правового регулирования отношений деловой репутации - это не только вопросы защиты, что является первостепенным, но и введение репутации как оценочной категории для хозяйствующих субъектов в регулировании осуществлении ими деятельности. На наш взгляд, представляется необходимым и оправданным введение законодательно как добровольной, так и обязательной сертификации деловой репутации.
1 www.garant.ru/consult/gpurchase/829811/
94
Список литературы
1. Всеобщая декларация прав человека // Международное публичное право: сб. док. - М.: БЕК, 1996. - Т. 1.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Декларация прав и свобод человека и гражданина // Ведомости Съезда Народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 52.
4. Ефимичев С.П. Истина рождается в споре // Рос. право. - 1999. - № 9. -
С. 138.
5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. 04 ноября 1950 г. // СЗ РФ. - 08.01.2001. - № 2. - Ст. 163.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
7. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: федер. закон РФ от 18.07.2011 № 223-ФЗ // СЗ РФ. - 25 июля 2011 г. - № 30 (ч. I). -Ст. 4571.
8. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ // СЗ РФ. - 8 апр. 2013 г. - № 14. - Ст. 1652.
9. О средствах массовой информации: закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 // Рос. газета. - № 32. - 08.02.1992.
10. Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям: постановление Правительства РФ от 4 февр. 2015 г. № 99 // СЗ РФ. - 9 февр. 2015 г. - № 6. - Ст. 976.