Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1255
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПООЩРЕНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЕЙ / ЛЬГОТЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЯМ / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ОТКРЫТОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исаева Елена Александровна, Соколов Александр Владимирович

Благотворительность как социальная практика и как маркер уровня общественной активности уже долгое время остается важным направлением научных исследований. В то же время, изменение социально-политической атмосферы, нормативно-правового поля деятельности общественных организаций, экономической ситуации заставляет ученых вновь и вновь возвращаться к этой теме и зачастую проводить ее полную ревизию. С целью выявления степени восприимчивости регионального законодательства к формирующимся на федеральном уровне новым трендам регламентации института благотворительности был проведен анализ положений нормативной базы субъектов России, направленных на реализацию вектора по продвижению механизмов поощрения и стимулирования благотворителей, благотворительных НКО, формирование инфраструктурных предпосылок развития благотворительной деятельности на региональном уровне. Авторами ставилась цель выявить особенности развития вектора прозрачности, в том числе с использованием средств цифровизации, в регулировании института благотворительности на региональном уровне. Источником эмпирических данных для данной статьи выступило проведенное сравнительное исследование законодательства 85 субъектов России, представленных в правовой системе «Консультант+» по состоянию на январь 2021 года. В ходе первичного сбора данных были проведены поиск и выгрузка нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, по ключевым словам в рамках тематики исследования. В последующем осуществлялся сравнительный анализ норм регулирования благотворительной деятельности, создаваемых институтов, форм поддержки и контроля. В результате исследования авторы приходит к выводу о практически полном отсутствии позитивной динамики развития законодательства о благотворительной деятельности в субъектах России в последние годы, а также слабой восприимчивости нормативной базы регионов к последним тенденциям правового регулирования благотворительной деятельности, проявляющимся на федеральном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF CHARITABLE ACTIVITIES IN THE LEGISLATION OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION: A COMPARATIVE STUDY

Charity as a social practice and as a marker of the level of social activity has long been an important area of scientific research. At the same time, the change in the socio-political atmosphere, the regulatory framework of the activities of public organizations, and the economic situation forces scientists to return to this topic again and again and often conduct a complete revision of it. In order to identify the degree of susceptibility of regional legislation to the emerging new trends in the regulation of the institute of charity at the federal level, an analysis of the provisions of the regulatory framework of the subjects of Russia aimed at implementing a vector to promote mechanisms for encouraging and stimulating philanthropists, charitable NGOs, the formation of infrastructure prerequisites for the development of charitable activities at the regional level was carried out. The authors aimed to identify the features of the development of the vector of transparency, including the use of digitalization tools, in the regulation of the institute of charity at the regional level. The source of empirical data for this article was a comparative study of the legislation of 85 subjects of Russia represented in the legal system "Consultant+" as of January 2021. During the initial data collection, the search and unloading of regulatory legal acts of the subjects of the Russian Federation were carried out by keywords within the scope of the research topic. Subsequently, a comparative analysis of the rules of regulation of charitable activities, institutions being created, forms of support and control was carried out. As a result of the study, the authors come to the conclusion about the almost complete absence of positive dynamics of the development of legislation on charitable activities in the subjects of Russia in recent years, as well as the weak susceptibility of the regulatory framework of the regions to the latest trends in the legal regulation of charitable activities manifested at the federal level.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

Е.А. Исаева, А.В. Соколов

ПРАВОВОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ:

СРАВНИТЕЛЬНОЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ *

Аннотация

Благотворительность как социальная практика и как маркер уровня общественной активности уже долгое время остается важным направлением научных исследований. В то же время, изменение социально-политической атмосферы, нормативно-правового поля деятельности общественных организаций, экономической ситуации заставляет ученых вновь и вновь возвращаться к этой теме и зачастую проводить ее полную ревизию.

С целью выявления степени восприимчивости регионального законодательства к формирующимся на федеральном уровне новым трендам регламентации института благотворительности был проведен анализ положений нормативной базы субъектов России, направленных на реализацию вектора по продвижению механизмов поощрения и стимулирования благотворителей, благотворительных НКО, формирование инфраструктурных предпосылок развития благотворительной деятельности на региональном уровне. Авторами ставилась цель выявить особенности развития вектора прозрачности, в том числе с использованием средств цифровизации, в регулировании института благотворительности на региональном уровне. Источником эмпирических данных для данной статьи выступило проведенное

E. Isaeva, A. Sokolov

LEGAL REGULATION OF CHARITABLE ACTIVITIES IN THE LEGISLATION OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION: A COMPARATIVE STUDY

Abstract

Charity as a social practice and as a marker of the level of social activity has long been an important area of scientific research. At the same time, the change in the socio-political atmosphere, the regulatory framework of the activities of public organizations, and the economic situation forces scientists to return to this topic again and again and often conduct a complete revision of it. In order to identify the degree of susceptibility of regional legislation to the emerging new trends in the regulation of the institute of charity at the federal level, an analysis of the provisions of the regulatory framework of the subjects of Russia aimed at implementing a vector to promote mechanisms for encouraging and stimulating philanthropists, charitable NGOs, the formation of infrastructure prerequisites for the development of charitable activities at the regional level was carried out. The authors aimed to identify the features of the development of the vector of transparency, including the use of digitalization tools, in the regulation of the institute of charity at the regional level.

The source of empirical data for this article was a comparative study of the legislation of 85 subjects of Russia represented in the legal system "Consultant+" as of January 2021. During the initial data

сравнительное исследование законодательства 85 субъектов России, представленных в правовой системе «Кон-сультант+» по состоянию на январь 2021 года. В ходе первичного сбора данных были проведены поиск и выгрузка нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, по ключевым словам в рамках тематики исследования. В последующем осуществлялся сравнительный анализ норм регулирования благотворительной деятельности, создаваемых институтов, форм поддержки и контроля. В результате исследования авторы приходит к выводу о практически полном отсутствии позитивной динамики развития законодательства о благотворительной деятельности в субъектах России в последние годы, а также слабой восприимчивости нормативной базы регионов к последним тенденциям правового регулирования благотворительной деятельности, проявляющимся на федеральном уровне.

collection, the search and unloading of regulatory legal acts of the subjects of the Russian Federation were carried out by keywords within the scope of the research topic. Subsequently, a comparative analysis of the rules of regulation of charitable activities, institutions being created, forms of support and control was carried out.

As a result of the study, the authors come to the conclusion about the almost complete absence of positive dynamics of the development of legislation on charitable activities in the subjects of Russia in recent years, as well as the weak susceptibility of the regulatory framework of the regions to the latest trends in the legal regulation of charitable activities manifested at the federal level.

Ключевые слова:

благотворительная деятельность, поощрение благотворителей, льготы благотворителям, субъект Российской Федерации, законодательство, гражданская активность, открытость, цифровизация.

Key words:

charitable activity, encouragement of benefactors, benefits to benefactors, subject of the Russian Federation, legislation, civic engagement, openness, digitalization.

* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта №19-011-00268 "Трансформация гражданской активности в условиях развития информационно-коммуникативных технологий (на примере Ярославской области)".

Принятие в 2019 году Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 15.11.2019 №2705-р (далее по тексту Концепция), и Плана мероприятий по реализации в 2019-2020 годах Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного Правительством РФ 11.12.2019 №11424п-П44 (далее по тексту План мероприятий) обозначило четкий вектор заинтересованности государства в развитии института благотворительности. Указанные акты предусматривают популяризацию института благотворительности, расширение мер стимулирования благотворителей и благотворительных НКО, ме-

ханизмы вовлечения граждан и организаций в благотворительную деятельность, формирование четких и прозрачных механизмов благотворительности, в том числе через инструменты цифровизации [11]. Акцентируем внимание на том, что вовлеченности граждан в благотворительную деятельность может служить одним из показателей уровня развития гражданского общества в стране [17]. В русле принятой Концепции в 2020 году довольно динамично стало меняться федеральное законодательство: введена правовая регламентация использования ящиков для сбора благотворительных пожертвований, разрешено формирование благотворительной организацией целевого капитала, введен налоговый вычет для бизнеса, участвующего в благотворительной деятельности.

Благотворительность как социальная практика и как маркер уровня общественной активности уже долгое время остается важным направлением научных исследований. В то же время, изменение социально-политической атмосферы, нормативно-правового поля деятельности общественных организаций, экономической ситуации заставляет ученых вновь и вновь возвращаться к этой теме и зачастую проводить ее полную ревизию.

Содержательно относительно понятия благотворительности ее целей у ученых фактически не возникает разногласий, чаще всего она определяется как «оказание частными лицами или общественными организациями материальной помощи нуждающимся» [9].

Всестороннее исследование благотворительности традиционно представлено в докладах НИУ ВШЭ. Эксперты фиксируют - благотворительность в России носит массовый, однако неинституционализированный характер: «за 2019 год делали благотворительные пожертвования, давали незнакомым нуждающимся людям деньги (включая просящих милостыню) более половины взрослых россиян - 57%, при этом превалирует личная милостыня (подаяние)» [4].

Такие же высокие показатели участия в благотворительных акциях демонстрируют результаты опроса ВЦИОМ (март 2018 года). «Так, перечислять деньги непосредственно нуждающимся в помощи (например, на лечение) в течение последних 1-2 лет приходилось 51% опрошенных, участвовать в сборе пожертвований (вещи, продукты) для социально уязвимых групп - 47%, вносить деньги, оказывать финансовую помощь благотворительным фондам, общественным организациям - 35%, помогать социально уязвимым группам, используя свои профессиональные знания,

навыки (например, проводить бесплатные консультации для нуждающихся) - 28%, участвовать в благотворительных мероприятиях, концертах, выставках, благотворительных лотереях, марафонах в поддержку социально уязвимых групп - 22%, участвовать в проектах, связанных с личным общением с социально уязвимыми группами (поездка в дом престарелых, помощь беженцам в центре занятости, пострадавшим от пожаров, стихийных бедствий и пр.) - 18%. Рассматривая среднесрочную перспективу личного участия в подобных акциях, 68% респондентов, в принципе, допустили такую возможность, а 19% из этого числа уверены в своем участии» [3].

Благотворительность чаще всего изучается с точки зрения мотивации жертвователей, причем как в психологическом ключе, так и в экономическом аспекте.

Так, по данным исследования «Лидеры корпоративной благотворительности», проведенного в 2017 году, основным мотивом компаний-респондентов является стремление помочь социально незащищенным слоям населения в обществе за рамками сферы бизнеса, обусловленное личной моральной мотивацией к оказанию помощи руководства и сотрудников (54%). Поэтому благотворительную деятельность российские компании рассматривают не как часть маркетинговой стратегии, целями которой являются прагматические цели по формированию имиджа социально ответственной компании или положительного отношения со стороны клиентов, а как уникальный инструмент организационной культуры по формированию «разделяемой» (общей) ценности и реализации личной моральной мотивации сотрудников (37%) [5]. Большинство российских компаний (94%) по-прежнему предпочитают реализовывать собственные благотворительные программы и не вести информационного сопровождения своей благотворительной деятельности.

Отдельный блок публикаций посвящен компаративистскому анализу феномена благотворительности в России и за рубежом.

Так М.В. Певная, Е.А. Шуклина, Л.А. Асоян [15] отмечают принципиальную неготовность социальных институтов вовлекать молодежь в просоциальную деятельность, в том числе в благотворительность

В компаративистском ключе проводится анализ взаимосвязи налоговой политики и благотворительности в статье А.А. Горского [8]. Автор подвергает исследованию налоговое законодательство европейских стран и стран Латинской Америки, отмечая, что по сравнению с ними в России

«слабо развит финансовый механизм стимулирования благотворительной деятельности как в рамках частной, так и корпоративной благотворительности», а «налоговые послабления при спонсорстве достаточно малы, так как по факту — это возмездная форма сотрудничества. Спонсор может претендовать на вычет из НДС или списать потраченные средства как расходы, понесенные компанией».

В статье А.Е. Тороповой и П.С. Щербаченко отмечается, что по показателю Charities Aid Foundation (CAF), на основе которого составляется мировой рейтинг благотворительности, Россия находится в дециле стран с самым низким рейтингом. «Это означает, что в приведенных странах слабо развиты культура благотворительности и гражданское общество» [18].

Весьма информативным и показательным представляются результаты исследования, проведенного Т.Е. Зерчанинова, А.С. Никитина в октябре-декабре 2020 года [10]. Анализируя в целом состояние и уровень участия молодежи в благотворительности, авторы отмечают позитивные тренды: «более половины опрошенных молодых людей имели опыт участия в благотворительности (58% опрошенных), в том числе, в формате сбора средств, вещей для людей, попавших в тяжелое положение (52,5%)». Также интересен вывод авторов о большей распространенности неинституционализированных форм участия в благотворительной деятельности - «по результатам опроса индивидуальные формы в большей степени популярны, нежели участие через благотворительные акции, блогеров, благотворительных активистов, религиозные организации»

Исследователи отмечают наращивание вариативности благотворительной деятельности в России. Так Калина Н.М., Пешкова Н.Н. [16] классифицируют благотворительную деятельность по двум направлениям: традиционную и инновационную. «К первой относят пожертвования, милосердие, подаяние, филантропия, волонтерство, меценатство. К инновационной форме относят: фандрайзинг, эндаумент, краудфандинг, крауд-сорсинг, благотворительные магазины» [12].

Среди основных мер по развитию благотворительности на уровне европейских стран эксперты называют такие меры, как «обновление законодательства в области регулирования благотворительности; профессионализация сектора благотворительных организаций, улучшение их инфраструктуры; введение налоговых, иных льгот, упрощение отчетности и иных привилегий с целью поощрения благотворительной активности;

формирование механизмов прозрачности деятельности благотворительных организаций; активная государственная политика, способная побороть недоверие граждан и юридических лиц» [12] и другие факторы. Необходимость формирования адекватной институциональной среды и инфраструктуры, которая предоставляет удобные и разнообразные варианты участия в благотворительности, также отмечается Т.Е. Зерчаниновой и А.С. Никитиной, которые отмечают, что «Необходимо развивать соответствующую социально-гражданскую инфраструктуру, легитимное и работающее правовое поле, создавать комьюнити-центры и площадки для организации эффективного и взаимного диалога между властью, молодежью, общественными организациями для продуктивного диалога в решении вопросов участия в благотворительности» [10].

Отражение федеральных трендов в нормативной базе регионов -один из основных показателей того, что вектор государственной политики услышан в стране и начинает работать. Всегда есть регионы - передовики [19], которые держат «нос по ветру» и улавливают новые федеральные веяния еще на стадии их обсуждения и стараются их нормативно закрепить, фактически проводят их «обкатку» для субъектов России, идущих следом. Так, к примеру, происходит с созданием по стране Фондов губернаторских грантов (Челябинская область, ХМАО, Забайкальский край и др.), когда федеральный вектор на открытость и прозрачность конкурсной государственной поддержки социально ориентированных НКО, базирующийся на цифровизации процессов, заданный Фондом президентских грантов, внедряется регионами, меняя привычную и критикуемую сектором закрытую систему финансирования социальных проектов НКО. Новые цифровые инструменты позволяют модернизировать традиционные институты гражданского общества, в том числе благотворительность, добровольчество и др. При этом и сами гражданские институты, понимая ценность цифровизации, разрабатывают и внедряют электронные инструменты внутрисекторного взаимодействия: сайты, интернет-порталы, группы в социальных сетях [1], лендинги [2].

Для государственного и для общественного сектора одинаково важен вопрос прозрачности и удобства работы институтов гражданского общества. Именно такой эффект дает вовлечение цифровых технологий, позволяющих, с одной стороны, сделать понятным и удобным механизм для желающих включиться в благотворительную деятельность, с другой

стороны, минимизировать схемы мошенничества в данной сфере, позволив проводить верификацию данных о благотворительных организациях, целевом использовании пожертвований и др. Вектор на открытость через цифровизацию артикулирован в Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в РФ на период до 2025 года в отношении непосредственно благотворительных организаций. В частности, планируется на законодательном уровне закрепить перечень требований к уровню прозрачности деятельности благотворительных организаций, определить порядок регулярного раскрытия информации о результатах деятельности благотворительных организаций, позволяющей оценивать их эффективность, закрепить требования к предоставлению возможности лицам, осуществляющим благотворительные пожертвования, получать информацию о достижении поставленных целей. Также Концепция включает закрепление отдельного требования к наличию сайта благотворительной организации в сети интернет.

В рамках проводимого исследования, результаты которого представлены в настоящей статье, авторам было важно выявить степень восприимчивости регионального законодательства к формирующимся на федеральном уровне новым трендам регламентации института благотворительности. Анализ был осуществлен через поиск и обобщение положений нормативной базы субъектов России, направленных на реализацию вектора по продвижению механизмов поощрения и стимулирования благотворителей, благотворительных НКО, формирование инфраструктурных предпосылок развития благотворительной деятельности на региональном уровне. Авторами ставилась цель выявить особенности развития вектора прозрачности, в том числе с использованием средств цифровизации, в регулировании института благотворительности на региональном уровне.

Источником эмпирических данных для данной статьи выступило проведенное сравнительное исследование законодательства 85 субъектов России, представленных в правовой системе «Консультант+» по состоянию на январь 2021 года. В ходе первичного сбора данных были проведены поиск и выгрузка нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, по ключевым словам в рамках тематики исследования. В последующем осуществлялся сравнительный анализ норм регулирования благотворительной деятельности, создаваемых институтов, форм поддержки и контроля.

Сразу оговоримся, что процесс диджитализации специально никак не отражен в нормативной базе субъектов, но предпосылки внедрения вектора открытости уже есть. В частности, это проявляется в формировании открытых реестров благотворителей (Липецкая область, ХМАО и др.) и благотворительных организаций (Белгородская, Тверская, Самарская, Нижегородская области, республика Коми и др.). Ряд субъектов поощряет вхождение в открытые реестры и прохождение определенной верификации через предоставление различных формы морального и материального стимулирования на уровне субъекта России. Мысль о проведении внутренней рейтинговой оценки благотворительных организаций и составлении на её основе реестра надежных благотворителей была высказана главой Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С. Гавриловым. Он отметил, что эта мера сделает сферу благотворительности прозрачной для меценатов, готовых оказать помощь благотворительным организациям» [6]. Оговоримся, что данное предложение, в ракурсе разработки новой методики предполагаемого рейтингования, было критически воспринято некоторыми представителями сектора [7].

В отношении нормативно закреплённых проявлений заинтересованности региона в прозрачной благотворительности обращает на себя внимание практика Белгородской области, где распоряжением Губернатора Белгородской области №114-р от 20.02.2018 утвержден Регламент взаимодействия заинтересованных ведомств и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области по осуществлению контроля за деятельностью благотворительных организаций, осуществляющих сбор денежных средств, на территории Белгородской области. Фактически нормативный акт предусматривает взаимодействие не с самим институтом благотворительных НКО, а по поводу него, через осуществление межведомственного контроля. Акт закрепляет положение, что в целях недопущения незаконной деятельности благотворительных организаций, в том числе с незаконным привлечением несовершеннолетних, по сбору денежных средств на территории Белгородской области применяется система мер, предусматривающая три направления: создание Ассоциации благотворительных организаций Белгородской области и ведение реестра благотворительных организаций; выявление и пресечение незаконной деятельности благотворительных организаций, в том числе с не-

законным привлечением несовершеннолетних, по сбору денежных средств на территории Белгородской области; информационно-пропагандистская кампания среди населения Белгородской области. Акт предусматривает интересные механизмы контроля:

- Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области формирует на базе ОГБУЗ «Детская областная клиническая больница» экспертную группу врачей-специалистов в целях проверки сведений о состоянии здоровья несовершеннолетних, в отношении которых осуществляются благотворительные сборы;

- Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области осуществляет проверку обращений жителей области, государственных органов по фактам незаконной деятельности благотворительных организаций;

- при обеспечении охраны общественного порядка на маршрутах патрулирования организует проверку лиц, осуществляющих сбор денежных средств для благотворительных организаций, в целях выявления фактов мошеннических действий под предлогом благотворительной деятельности, установления законности осуществления деятельности благотворительных организаций на территории Белгородской области и регистрации в Ассоциации;

- Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области устанавливает соответствие представляемых документов и сведений о гражданах, для которых благотворительные организации осуществляют сбор денежных средств; пресекает факты сбора денежных средств в областных государственных медицинских организациях благотворительными организациями, не входящими в Ассоциацию.

Проведенное сравнительное исследование законодательства 85 субъектов России показало, что на начало 2021 года федеральные тренды развития законодательства, регламентирующего институт благотворительности, практически никак не затронули регионы. Вектор на развитие и поддержку благотворительной деятельности пока не реализован в полной мере региональным законодателем. В качестве исключения, пусть и только в узкой сфере, отметим - Амурскую область, в которой приказом Министерства социальной защиты населения Амурской области от 21.09.2020 №504 утверждена ведомственная программа по содействию развитию в 2020-2025 гг. благотворительной деятельности в сфере соци-

альной защиты и социального обслуживания. Ведомственная программа разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2019 года №2705-р, а также подпунктом 1.1 пункта 1 «Плана мероприятий по содействию развитию в 2020 - 2025 годах в Амурской области благотворительной деятельности». Целью программы является совершенствование ведомственного взаимодействия в сфере развития благотворительности в сфере социальной защиты и социального обслуживания, вовлечение в благотворительную деятельность работников организаций и учреждений социальной защиты населения и неравнодушных граждан Амурской области. Программа включает мероприятия, направленные на ресурсную поддержку, нематериальное стимулирование участников благотворительных инициатив, на получение этими участниками различных форм поддержки и вовлечение граждан всех возрастов.

Т.П. Ларионова в своем исследовании отмечает, что после вступления в силу второй части Налогового кодекса Российской Федерации, т. е. после 2000 года, в регионах появились новые возможности для стимулирования участников благотворительной деятельности и многие региональные законы были обновлены с учетом особенностей регионального социума. Также автор отмечает значение 2006 года, названного в России Годом благотворительности, как стимулирующего фактора для развития регионального законодательства [13], с чем нельзя не согласиться. При изучении нормативной базы регионов России сложилось ощущение, что значительная часть субъектов России после 2006 года, так больше и не вернулась к этой тематике, несмотря на, может и не такие уверенные и громкие, но все же четко подаваемые с федерального уровня сигналы. В числе таких, в частности, отметим, то, что содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р, было отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.

Всего в субъектах России на начало 2021 года было выявлено 26 региональных законов о поддержке благотворительной деятельности. Отметим, что преимущественно законы носят рамочный характер и редко

содержат реальные механизмы развития института, которые стоило бы предложить в качестве образца для внедрения другим регионам.

Рассмотрим выявленные нормативные акты в разрезе федеральных округов. Как правило, законодательные органы субъектов одного федерального округа, отслеживая нормотворчество коллег, принимают схожие нормативные акты. В случае регламентации благотворительной деятельности данная тенденция также четко прослеживается. В субъектах Центрального федерального округа профильные законы приняты в Брянской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Тульской, Ярославской областях (6 субъектов из 18). Из перечисленных актов, которые, как и ожидалось, являются в большей части рамочными, обращают на себя внимание законы Тамбовской области (в котором довольно подробно регламентированы формы поддержки благотворительной деятельности); Липецкой области (в котором предусмотрено ведение реестра благотворителей, имеющих право претендовать на моральное поощрение); Брянской области (выделяющий приоритетные направления благотворительной деятельности в регионе и делающий акцент на перечислении возможных мер морального поощрения за осуществление благотворительной деятельности). При этом отметим тенденцию, характерную для многих субъектов России, которая проявляется в «замораживании» норм о благотворительной деятельности, принятых 10 и более лет назад. В частности, в указанный выше закон Брянской области с 2008 года изменений не вносилось, что может говорить в реальности об остановке развития вектора регулирования института благотворительности в субъекте.

Несмотря на отсутствие специального закона в Тверской области, механизмы поддержки благотворительности заложены в иной нормативный акт, - законом Тверской области от 12.03.2007 №16-ЗО "О поддержке некоммерческих организаций органами государственной власти Тверской области" предусмотрено, что в целях информирования физических и юридических лиц о деятельности благотворительных организаций ведется реестр благотворительных организаций, осуществляющих на территории Тверской области деятельность, направленную на решение социально значимых проблем. Включение в реестр сведений о благотворительных организациях, осуществляется на добровольной основе и носит уведомительный характер.

Среди субъектов Сибирского федерального округа выделим 3 региона из 10, в которых приняты законы субъекта о благотворительной деятельности. В Республике Тыва профильный закон выделяет приоритетные направления оказания благотворительной помощи и предусматривает создание в целях поддержки благотворительной деятельности и осуществления взаимодействия органов государственной власти Республики Тыва, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц Республиканского совета по вопр осам благотворительной деятельности. Также закон предусматривает возможность получения статуса благотворителя Республики Тыва. Закон Красноярского края регламентирует меры поощрения, в том числе указывает на возможность получения Почетного знака Красноярского края «Милосердие и благотворительность», устанавливает правовую основу создания Совета по благотворительности Красноярского края. В 2019 году в Алтайском крае был принят закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) в Алтайском крае". Однако он не содержит значимых инновационных или инфраструктурных форм развития и поддержки института благотворительности.

Среди субъектов Дальневосточного федерального округа выделим 4 региона из 11, где приняты региональные закон о благотворительной деятельности: Республика Бурятия, Хабаровский край, Сахалинская область, Еврейская автономная область. Самым последним по времени принятия является закон Республики Бурятия (2019 год), к сожалению, как и большинство актов субъектового законодательства в изучаемой сфере, акт рамочный и не представляет интереса в плане заимствования норм. А вот Закон Сахалинской области от 24.11.1999 №138 (ред. от 19.11.2020) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях на территории Сахалинской области" интересен в плане закрепления положений об Общественном благотворительном совете, который создается в целях поддержки благотворительной деятельности, а также для осуществления взаимодействия между благотворительными организациями, органами государственной власти Сахалинской области и органами местного самоуправления. Закон ЕАО от 28.01.2004 №248-ОЗ (ред. от 16.07.2004) "О благотворительной деятельности в Еврейской автономной области" также предусматривает, что в целях обеспечения поддержки благотворительной деятельности и для осуществления взаимодействия

между органами государственной власти области, органами местного самоуправления и участниками благотворительной деятельности губернатором области создается Координационный совет по вопросам благотворительности. При этом вновь обратим внимание на тенденцию «замораживания», - в сам закон изменения не вносились с года его принятия.

В Приволжском федеральном округе законы о благотворительной деятельности приняты в Республике Башкортостан, Пермском крае, Пензенской, Нижегородской, Самарской, Ульяновской областях (6 субъектов из 14). Отметим с позитивной стороны содержание законов в Нижегородской, Самарской и Ульяновской областях. Нормативные акты предполагают создание благотворительных советов регионов, предусматривают меры поощрения благотворителей и благотворительных НКО.

На территории субъектов Северо-Западного федерального округа региональные законы, регламентирующие поддержку благотворительной деятельности, приняты в Архангельской области и Республике Коми (2 субъекта из 11). В Республике Коми законом определены приоритетные направления благотворительной и добровольческий деятельности, предусмотрена правовая основа для формирования и ведения реестра благотворительных организаций, осуществляющих свою деятельность в приоритетных направлениях благотворительной деятельности в Республике Коми. Комплексное исследование законодательства субъекта не выявило особых мер поддержки тех НКО, что находятся в реестре. Закон Архангельской области от 17.12.2012 №594-36-03 (ред. от 21.12.2020) "О государственной поддержке благотворительной, добровольческой (волонтерской) и меценатской деятельности в Архангельской области" подробно регламентирует формы поддержки благотворителей, регламентирует правовую основу создания Благотворительного совета региона.

В Уральском федеральном округе законы о благотворительной деятельности приняты в Курганской и Челябинской областях (2 субъекта из 6). Оба закона являются рамочными и не содержат инновационных форм поддержки института благотворительности, как и три закона о поддержке благотворительной деятельности принятые в субъектах Южного федерального округа: Республика Адыгея, Волгоградская область, Краснодарский край (3 субъекта из 8).

Ни в одном из 7 субъектов Северо-Кавказского федерального округа не принят закон о поддержке благотворительной деятельности.

В ряде регионов, что крайне важно для развития гражданского общества, нормативно закрепляются инфраструктурные предпосылки развития института благотворительности, в частности, создаются благотворительные советы, которые берут на себя функционал продвижения тематики благотворительности в регионе, взаимодействуют с субъектами, работающими в этой сфере, представляют их интересы в диалоге с органами власти субъекта, способствуют популяризации института благотворительности среди граждан и др. Проведенное сравнительное исследование позволило вычленить нормативную основу для их создания в ряде субъектов Российской Федерации. Представим ее также в привязке к федеральным округам.

В Центральном федеральном округе инфраструктурные предпосылки для развития института благотворительности нормативно закреплены в 3 субъектах. Создание Благотворительного совета нормативно предусмотрено в Ярославской, Белгородской, Воронежской областях, но судя по отсутствию вносимых изменений в НПА уже большое количество лет, есть основания подозревать прекращение функционирования данных институтов: (Постановление губернатора Белгородской обл. от 05.08.2005 №129 (ред. от 03.04.2013) "О Совете при Губернаторе области по взаимодействию с благотворительными организациями"; Постановление Воронежской областной Думы и Администрации Воронежской обл. от 31.12.1998 №710/1248 "Об утверждении Положения о Благотворительном совете Воронежской области и состава Благотворительного совета Воронежской области"; Указ Губернатора ЯО от 14.04.2014 №151 "Об утверждении Положения о Совете по поддержке благотворительной деятельности в Ярославской области" (в оба последних нормативных актов не вносились изменения с даты принятия).

Не многим лучше ситуация в Дальневосточном федеральном округе, в котором отметим также три субъекта. Еще в 1994 году в республике Бурятия была создана правовая основа для формирования Координационного совета директоров внебюджетных и благотворительных фондов при Совете Министров Республики Бурятия, который бы являлся постоянно действующим коллегиальным органом, созданным с целью организации совместной работы фондов Республики Бурятия в деле социальной защиты населения (Распоряжение Совета Министров РБ от 23.05.1994 №302-р «Об образовании Координационного совета директоров фондов и утвер-

ждении Положения о нем»), но с 1994 года в акт, включающий состав совета, не вносились изменения, что свидетельствует о том, что он не функционирует. При этом сам акт не отменен. Закон Сахалинской области от 24.11.1999 №138 (ред. от 19.11.2020) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях на территории Сахалинской области" предусматривает создание Общественного благотворительного совета в целях поддержки благотворительной деятельности, а также для осуществления взаимодействия между благотворительными организациями, органами государственной власти Сахалинской области и органами местного самоуправления. В состав общественного благотворительного совета должны входить участники благотворительной деятельности, их представители, представители органов государственной власти Сахалинской области и органов местного самоуправления, представители общественности. Закон ЕАО от 28.01.2004 N 248-О3 (ред. от 16.07.2004) "О благотворительной деятельности в Еврейской автономной области" также предусматривает создание Координационного совета по вопросам благотворительности. При этом в сам закон изменения не вносились с года его принятия. В обоих субъектах подзаконных актов о совете в рамках исследования не обнаружено. Это опять же говорит о распространённой тенденции «замораживания» вектора развития законодательства о благотворительности в регионах.

Намного более продуктивно с позиции оценки реальной работы и «живой» нормативной базы складывается ситуация в Приволжском федеральном округе. Закон Республики Башкортостан от 27.09.2012 №587-з «О государственной поддержке благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности в Республике Башкортостан» предусматривает создание Республиканского совета по вопросам благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности, работа которого регламентирована Указом Президента РТ от 16.10.2006 №УП-409 (ред. от 19.05.2018) «О Республиканском совете по вопросам благотворительной деятельности». Закон Пермской области от 09.07.2003 №882-171 (ред. от 07.03.2019) «О благотворительной деятельности в Пермском крае» предусматривает создание Благотворительного совета Пермского края, деятельность которого регламентирована Указом Губернатора Пермского края от 14.10.2015 №143 (ред. от 12.02.2018) «О Благотворительном совете Пермского края». Закон Нижегородской области от 25.12.2013 №181 -З (ред. от

05.09.2019) "О благотворительной деятельности и добровольчестве (во-лонтерстве) в Нижегородской области" закрепляет правовую основу для Благотворительного совета Нижегородской области. Совет создан Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 22.04.2004 №923-Ш (ред. от 26.11.2020)"О создании Благотворительного совета Нижегородской области". В Самарской области принято Постановление Губернатора Самарской области от 27.01.2000 №23 "Об утверждении Положения об областном благотворительном Совете". В Ульяновской области - Постановление Правительства Ульяновской области от 05.12.2008 №496-П (ред. от 19.03.2019) «О Совете Ульяновской области по вопросам благотворительности, духовности и милосердия».

В Северо-Западном и Южном федеральных округах инфраструктурные предпосылки были выявлены только в Архангельской области, где на основании Закона от 17.12.2012 №594-36-ОЗ (ред. от 21.12.2020) "О государственной поддержке благотворительной, добровольческой (волонтерской) и меценатской деятельности в Архангельской области" предусмотрено создание благотворительного совета Архангельской области. В Волгоградской области нормативно закреплена возможность создания областного благотворительного совета, целью которого является осуществление взаимодействия между органами государственной власти и организациями, осуществляющими благотворительную деятельность. Совет образован Постановлением Главы Администрации Волгоградской обл. от 23.07.2004 №667 (ред. от 28.11.2017) «Об образовании Волгоградского областного благотворительного совета».

В Сибирском федеральном округе интересующие нас нормативные акты выявлены в двух субъектах: Закон Республики Тыва от 04.11.2013 №2151 ВХ-1 (ред. от 29.06.2018) «О благотворительной и добровольческой деятельности в Республике Тыва» предусматривает создание Республиканского совета по вопросам благотворительной деятельности; Закон Красноярского края от 12.11.2009 №9-3962 (ред. от 19.12.2019) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) в Красноярском крае» - Совета по благотворительности Красноярского края.

В Уральском федеральном округе инфраструктурные предпосылки созданы в Курганской области и ХМАО: Постановлением Правительства Курганской области от 27.08.2019 №309 образован Совет по развитию социально ориентированных некоммерческих организаций, поддержке

благотворительной деятельности и добровольчества (волонтерства) в Курганской области; в ХМАО принят Приказ Департамента социального развития ХМАО - Югры от 06.04.2020 №374-р «Об организации работы по формированию и ведению реестров благотворителей и благополучателей, порядку взаимодействия с благотворителями». Реестры ведутся в целях повышения качества социального обслуживания населения, организации работы по взаимодействию с благотворителями, в том числе из числа предпринимателей, социально ориентированных некоммерческих организаций, по оказанию адресной помощи нуждающимся в ней гражданам, в том числе в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией.

В Северо-Кавказском федеральном округе нормативных предпосылок для развития инфраструктурной поддержки благотворительной деятельности не выявлено ни в одном из субъектов.

Очень важным инструментом стимулирования благотворителей на региональном уровне выступает публичное поощрение. Введение специальных почетных званий, знаков отличия, медалей и др. способствуют продвижению культуры благотворительности, демонстрирует заинтересованность субъекта в позитивной гражданской активности. В рамках исследования одна из поставленных задач включала поиск нормативно закрепленных механизмов морального поощрения благотворителей в субъектах России. Особо отметим, что это инструменты, не требующие финансовых затрат со стороны регионального бюджета, но как нельзя лучше показывающие публичное отношение к людям, готовым безвозмездно помогать социальной, культурной, спортивной и другим сферам жизни субъекта России.

Было выявлено 23 региона, нормативно закрепивших меры морального стимулирования. В статье мы приводим все выявленные инструменты с целью показать полную палитру существующих региональных норм для возможного заимствования: Медаль «За милосердие» в Тульской области; Почетный знак Губернатора Тверской области "За благотворительность. Великая княгиня Анна Кашинская"; почетный знак губернатора Костромской области "За благотворительность"; Почетный знак Евдокии Стрешневой в Калужской области; Почетный знак Губернатора Владимирской области "За доброту и милосердие"; орден "Благотворитель года" в Белгородской области; знак отличия Государственного Совета Республики Крым "За милосердие, благотворительность и попечительскую дея-

тельность"; знак Губернатора Ростовской области "За милосердие и благотворительность"; статус благотворителя Республики Тыва; Почетный знак Красноярского края "Милосердие и благотворительность"; знак отличия «За милосердие и благотворительность» в Новосибирской области; медаль "За благотворительность" в Омской области; почетный знак Республики Саха (Якутия) "Амарахсурэх" ("За добрую волю и благотворительность"); Знак "За милосердие и благотворительность" в Забайкальском крае; Почетный диплом Губернатора Сахалинской области за активную благотворительную и спонсорскую деятельность в области культуры и искусства; Благодарность Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан "За благотворительность в спорте"; почетное звание "Почетный благотворитель Пермского края"; статус благотворителя Ульяновской области; Почетный знак Губернатора Пензенской области "За благотворительность и меценатство"; Почетным дипломом "Благотворителю" в Нижегородской области; медаль "Благотворитель земли Нижегородской"; звание "Благотворитель Архангельской области"; почетный диплом "За вклад в организацию и поддержку благотворительности в Архангельской области"; Почетный знак Новгородской области "За благотворительность и меценатство"; Занесение в Книгу почета "Меценаты и благотворители Новгородской земли"; фотопортрет - в галерею портретов "Меценаты и благотворители Новгородской земли"; Знак отличия Свердловской области "Жизнь во благо".

В качестве примеров правовой регламентации алгоритма получения особого статуса для благотворителей можно рассмотреть несколько примеров. В них показательно желание региона направить благотворителя именно в ту сферу, которую субъект Российской Федерации видит приоритетной. В частности, в Архангельской области звание "Благотворитель Архангельской области" присваивается гражданам и юридическим лицам, осуществляющим не менее трех лет систематическую добровольную благотворительную деятельность в Архангельской области в отношении:

1) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

2) детей из многодетных и неполных семей;

3) одаренных детей;

4) инвалидов, престарелых;

5) лиц, страдающих онкологическими заболеваниями и тяжелыми психическими расстройствами;

6) лиц, пострадавших от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

7) участников и инвалидов Великой Отечественной войны;

8) учреждений, в которых содержатся лица, указанные в подпунктах 1-7;

9) общественных объединений, оказывающих помощь лицам, указанным в подпунктах 1-7;

10) подготовки и участия в соревнованиях различного уровня спортивных сборных команд Архангельской области и команд мастеров по игровым видам спорта, в том числе среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

11) творческих коллективов профессионального и самодеятельного искусства, а также реализации проектов, направленных на сохранение и развитие культурного наследия Архангельской области.

Также отметим закон Ульяновской области от 08.10.2008 №151-ЗО (ред. от 02.11.2020) «О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере осуществления на территории Ульяновской области благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности», который предусматривает, что благотворители, внесшие в течение истекшего календарного года особый вклад в достижение на территории Ульяновской области целей благотворительной деятельности, указанных в статье 2 Указанного регионального закона, могут получить статус благотворителя Ульяновской области. Статус является формой поощрения благотворителей и признания общественной значимости их благотворительной деятельности. Статус присваивается Губернатором Ульяновской области по представлению Совета Ульяновской области по вопросам благотворительности, духовности и милосердия. Особо отметим, что статус в приведённых выше примерах не дает ничего, кроме морального поощрения.

Ряд субъектов предусматривают возможность получения особого статуса в рамках конкурсных процедур. Такой вариант предложен в ЕАО, где принято Постановление Законодательного Собрания ЕАО от 18.03.2015 №114 (ред. от 27.09.2019) «Об утверждении Положения о ежегодном конкурсе "Благотворитель года». Конкурс проводится Законодательным Собранием Еврейской автономной области в целях распро-

странения и развития благотворительной деятельности, совершенствования форм благотворительной деятельности на территории области. В конкурсе могут принять участие юридические лица, индивидуальные предприниматели, общественные объединения и физические лица, в течение года оказывавшие благотворительную помощь жителям и организациям области. Победитель конкурса получает диплом конкурса, который вручается в торжественной обстановке.

Отдельно отметим, что меры морального поощрения в форме награждения почётной грамотой, медалью, присвоением звания почетного гражданина и др., где благотворительная деятельность не выделена в качестве специального основания, а перечисляется наряду с другими, есть абсолютно во всех субъектах России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отдельно коснемся и норм, предусматривающих материальные стимулы для благотворителей. Таких примеров в региональном законодательстве в разы меньше. Далеко не все субъекты Российской Федерации готовы стимулировать благотворителей с помощью региональных налоговых льгот, хотя, именно этот механизм поощрения, мог бы быть признан наиболее значимым и ощутимым для организаций. Именно такого поощрения долгие годы добивались для бизнеса благотворительные организации на федеральном уровне. В качестве выявленных примеров материального стимулирования приведем:

- закон Самарской области от 07.11.2005 №187-ГД (ред. от 20.07.2020) «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет». Налогоплательщикам - участникам благотворительной деятельности в Самарской области предоставляются льготы по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в областной бюджет от 14,5% до 16,5% в зависимости от процента облагаемой налогом прибыли направленной на социально значимые цели, указанные в статье 4 Закона Самарской области «О благотворительной деятельности в Самарской области»;

- закон Псковской области от 03.06.2010 №979-оз «Об установлении пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организациям, оказывающим благотворительную помощь стационарным социальным учреждениям области» предусматривает установление организациям, оказывающим благотворительную помощь стационарным социальным учреждениям, финансируемым из областного бюджета, пониженную ставку на-

лога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет области, в размере 13,5 процента, пониженная налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, устанавливается организациям, направившим на благотворительные цели денежные средства в размере не ниже 10 процентов от налоговой базы по налогу на прибыль;

- закон Челябинской области от 25.11.2016 №449-ЗО (ред. от 29.06.2020) "О налоге на имущество организаций» предусматривает, что для организаций, осуществляющих благотворительную деятельность на территории Челябинской области по приоритетным направлениям благотворительной деятельности в Челябинской области и не имеющих задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, включая недоимку по налогам, сборам, страховым взносам, задолженность по пеням и штрафам, а также задолженность по авансовым платежам, по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым (расчетным) периодом, сумма налога уменьшается на 50 процентов от суммы благотворительных пожертвований, переданных организациями на благотворительные цели, но не более чем на 50 процентов от суммы налога, подлежащей зачислению в областной бюджет. Организации, по окончании налогового периода в сроки, установленные для подачи налоговой декларации по налогу на имущество организаций, представляют в налоговый орган по месту представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций справку об осуществлении благотворительной деятельности по установленной форме, выданную благотворительной организацией, зарегистрированной на территории Челябинской области в форме общественного благотворительного фонда - регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда, в которую переданы благотворительные пожертвования. Благотворительная организация должна осуществлять свою деятельность на территории Челябинской области не менее 10 лет.

Мер стимулирующего характера для самих благотворительных НКО крайне мало, и они очень разные, включают и моральные и финансовые механизмы поощрения. В рамках исследования были выявлены следующие нормативно предусмотренные инструменты:

- в Волгоградской области Постановлением Губернатора Волгоградской области от 05.11.2014 №103 (ред. от 21.05.2015) «О премии Губернатора Волгоградской области за значительный вклад в развитие неком-

мерческого сектора, благотворительной деятельности и добровольчества в Волгоградской области» учреждена в сумме 25 000 рублей премия Губернатора Волгоградской области за значительный вклад в развитие некоммерческого сектора, благотворительной деятельности и добровольчества в Волгоградской области. Премия присуждается ежегодно в 2015 -2020 годах на конкурсной основе работникам, членам, добровольцам социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории Волгоградской области. Ежегодно присуждается пять премий по 25 тыс. рублей каждая;

- закон Томской области от 08.08.2001 №88-ОЗ (ред. от 06.05.2019) "О предоставлении льгот благотворительным организациям на территории Томской области" предусматривает установление благотворительным организациям, в части, зачисляемой в областной бюджет, пониженную ставку в размере 13,5 процентов налога на прибыль организаций, полученную от размещения временно свободных денежных средств на депозитных счетах, если указанные организации не осуществляют иной предпринимательской деятельности;

- закон Нижегородской области от 25.12.2013 №181-З (ред. от 05.09.2019) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (во-лонтерстве) в Нижегородской области» закрепляет возможность получения статуса «Благотворительная организация в Нижегородской области» для организации, осуществляющей благотворительную деятельность на территории Нижегородской области не менее трех лет. Решения о присвоении и лишении благотворительной организации статуса принимаются Благотворительным советом. Статус удостоверяется паспортом благотворительной организации, форма которого утверждается постановлением Законодательного Собрания. Наличие у благотворительной организации статуса предоставляет данной благотворительной организации право: 1) участвовать в заседаниях Благотворительного совета с правом совещательного голоса, мероприятиях, проводимых Благотворительным советом, в планировании деятельности Благотворительного совета; 2) участвовать в заседаниях комитетов Законодательного Собрания с правом совещательного голоса при обсуждении вопросов совершенствования федерального законодательства и законодательства Нижегородской области в сфере благотворительности и добровольчества, а также законодательства Нижегородской области в рамках деятельности благотворительной орга-

низации; 3) размещать на официальном сайте Законодательного Собрания в сети интернет сведения об организации, информацию о своей деятельности, включая отчет, объявления, фотографии; 4) участвовать в проведении анализа ситуации в сфере благотворительности в Нижегородской области; 5) иные права, предусмотренные постановлением Законодательного Собрания. Более подробно процедуру получения особого статуса регламентирует Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 25.09.2014 №1484^ «О принятии Положения о порядке присвоения статуса «Благотворительная организация в Нижегородской области».

Закон Самарской области от 24.05.1999 №18-ГД (ред. от 17.06.2020) «О благотворительной деятельности в Самарской области» предусматривает, что организация, занимающаяся благотворительной деятельностью на территории Самарской области не менее трех лет, если цели данной деятельности соответствуют целям, указанным в ст. 4 упомянутого закона, имеет право претендовать на получение статуса «Благотворительная организация в Самарской области». Паспорт благотворительной организации - документ, удостоверяющий наличие у благотворительной организации Статуса, дает право на получение благотворительной организацией налоговых льгот, предусмотренных Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Самарской области. Паспорт выдается, продлевается, аннулируется Правительством Самарской области. Паспорт выдается сроком на пять лет и продлевается на тот же срок. Паспорт, продлеваемый в четвертый или последующие разы, выдается сроком на семь лет. Благотворительным организациям, имеющим статус «Благотворительная организация в Самарской области», предоставляются льготы по налогу на имущество организаций. Закон Самарской области от 25.11.2003 №98-ГД (ред. от 20.07.2020) «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» предусматривает, в свою очередь, что от уплаты налога освобождаются благотворительные организации, имеющие статус «Благотворительная организация в Самарской области». Налогоплательщикам - участникам благотворительной деятельности в Самарской области предоставляются льготы по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в областной бюджет. Закон Самарской области от 07.11.2005 №187-ГД (ред. от 20.07.2020) «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, за-

числяемого в областной бюджет» устанавливает пониженную ставку в размере 13,5% для благотворительных организаций, имеющих статус «благотворительная организация в Самарской области».

Таким образом, исследование позволяет сделать вывод о слабой развитости нормативно-правовой базы, регламентирующей развитие и функционирования такого важного института гражданского общества как благотворительность. Лишь четверть субъектов Российской Федерации имеют законы о благотворительности. При этом значительная часть нормативно-правовых актов по изучаемой тематике не функционирует, не актуализируется в связи с изменением федерального законодательства, изменением других значимых факторов.

Исследование позволило выявить два основные направления регулирования:

1. Комплексное регулирование посредством региональных законов. Здесь важно отметить, что подавляющее большинство законов субъектов Российской Федерации являются скорее рамочными и редко предполагают значимые меры по развитию благотворительности;

2. Регулирование различных форм поощрения и стимулирования благотворительной деятельности (от нематериальных статусов до налоговых льгот).

Государство, на наш взгляд, как на федеральном, так и региональном уровне должно создавать оптимальные налоговые и правовые инструменты для обеспечения поддержки благотворительной деятельности, с учетом существующих в России традиций меценатства и благотворительности [14]. При этом считаем значимым изучение зарубежного опыта стимулирования благотворительной деятельности в целях возможной рецепции позитивно зарекомендовавших себя инструментов, конечно с учетом российской специфики, особенностей менталитета российских граждан.

При этом важно отметить, что развитие благотворительности создает автономную ресурсную базу для осуществления гражданской активности, самостоятельного решения гражданами и их объединениями социально значимых проблем. Отсутствие же такой базы замыкает институты гражданского общества на государство и его поддержку. В связи с этим одной из задач региональной политики в области содействия развитию гражданского общества должна являться активизация потенциала благотворительности как ресурса развития общества, позволяющего дополнить

бюджетные источники решения социальных проблем внебюджетными средствами. Субъекты России, не только формально закрепляющие инфраструктуру поддержки благотворительной деятельности, но и реально развивающие этот важнейший институт, предусматривая меры поощрения и благотворителей и благотворительных НКО, могут получить ощутимый социальный эффект на своей территории.

Литература

1. Isaeva E., Sokolov A. Communication Strategy of a Community of NonProfit Organizations and Civic Activists on Social Network Sites: Problems and Perspectives // Proceedings of the 2021 Communication Strategies in Digital Society Seminar, ComSDS 2021. St. Petersburg, 2021.

2. Isaeva E., Sokolov A. Electronic portal of non-profit organizations as an element of the communication strategy of non-profit organizations with target groups // Proceedings of the 2020 IEEE Communication Strategies in Digital Society Seminar, ComSDS 2020. St. Petersburg, 2020.

3. Волонтерство в России: сегодня и завтра. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116776 (дата обращения 01.03.2021).

4. Волонтерство и благотворительность в России и задачи национального развития // XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / В. Б. Беневоленский, В. А. Иванов, Н. В. Иванова и др.; под ред. И. В. Мерсияновой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.

5. Все о лидерах 2017: по материалам проекта «Лидеры корпоративной благотворительности-2017». Москва, 2017.

6. Вятчанин Н. В России предлагают создать реестр надежных благотворителей // Парламентская газета. https://www.pnp.ru/economics/v-rossii-predlagayut-sozdat-reestr-nadezhnykh-blagotvoriteley.html

7. Глава комитета Госдумы предложил создать реестр надежных благотворительных организаций // Агентство социальной информации. URL: https://www.asi.org.ru/news/2019/12/03/reestr-blago/ (дата обращения 01.03.2021).

8. Горский А.А. Развитие благотворительности на основе налогового стимулирования: обзор зарубежной практики // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2020. №3(48).

9. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Москва: Русский язык, 2000.

10. Зерчанинова Т.Е., Никитина А.С., Институциональные факторы участия современной российской молодежи в благотворительности // Дневник науки. 2021. №1(49).

11. Исаева Е.А., Соколов А.В. Трансформация института благотворительности в России: вектор на прозрачность // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2020. №3(53).

12. Калина Н.М. Благотворительность в современном российском обществе: вопросы теории и практики // ВЭПС. 2019. №2.

13. Ларионова Т.П. Государственное регулирование благотворительной деятельности: анализ регионального законодательства // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. № 4.

14. Николаева И.П., Немова А.И. Развитие традиций благотворительности и меценатства в России // Актуальные вопросы социально-экономического развития и правового регулирования в регионе. Сб. науч. ст. Отв. редактор Г.Л. Белов. Чебоксары, 2020.

15. Певная М.В., Шуклина Е. А., Асоян Л А. Социальное участие студентов России и Армении: институциональный контекст и нереализованный потенциал некоммерческого сектора в социокультурном развитии региональных городов // ЖИСП. 2020. №3.

16. Пешкова Н.Н. Традиционные и инновационные формы благотворительности в России // ОНВ. 2011. №5(101).

17. Соколов А.В., Власова А.А. Благотворительность в системе гражданской активности граждан // Власть. 2014. №12.

18. Торопова А.Е., Щербаченко П.С. Сравнительная характеристика благотворительной деятельности в западных странах // E-Scio. 2020. №8 (47). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sravnitelnaya-harakteristika-blagotvoritelnoy-deyatelnosti-v-zapadnyh-stranah-i-rossii (дата обращения: 01.03.2021).

19. Якимец В.Н., Исаева Е.А. Рейтинг субъектов Российской Федерации по продвижению механизмов межсекторного социального партнерства и описание нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность гражданского общества в Ярославской области // Труды Института системного анализа Российской академии наук. Т. 57. Москва, 2010.

References

1. Isaeva E., Sokolov A. Communication Strategy of a Community of NonProfit Organizations and Civic Activists on Social Network Sites: Problems and Perspectives // Proceedings of the 2021 Communication Strategies in Digital Society Seminar, ComSDS 2021. St. Petersburg, 2021.

2. Isaeva E., Sokolov A. Electronic portal of non-profit organizations as an element of the communication strategy of non-profit organizations with target groups // Proceedings of the 2020 IEEE Communication Strategies in Digital Society Seminar, ComSDS 2020. St. Petersburg, 2020.

3. Volonterstvo v Rossii: segodnya i zavtra. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid = 116776 (data obrashcheniya 01.03.2021).

4. Volonterstvo i blagotvoritel'nost' v Rossii i zadachi natsional'nogo razvitiya // XX Apr. mezhdunar. nauch. konf. po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva, Moskva, 9-12 apr. 2019 g. / V. B. Benevolenskii, V. A. Ivanov, N. V. Ivanova i dr.; pod red. I. V. Mersiyanovoi; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». Moskva: Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki, 2019.

5. Vse o liderakh 2017: po materialam proekta «Lidery korporativnoi blagotvoritel'nosti-2017». Moskva, 2017.

6. Vyatchanin N. V Rossii predlagayut sozdat' reestr nadezhnykh blagotvoritelei // Parlamentskaya gazeta. https://www.pnp.ru/economics/v-rossii-predlagayut-sozdat-reestr-nadezhnykh-blagotvoriteley.html

7. Glava komiteta Gosdumy predlozhil sozdat' reestr nadezhnykh blagotvoritel'nykh organizatsii // Agentstvo sotsial'noi informatsii. URL: https://www.asi.org.ru/news/2019/12/03/reestr-blago/ (data obrashcheniya 01.03.2021).

8. Gorskii A.A. Razvitie blagotvoritel'nosti na osnove nalogovogo stimulirovaniya: obzor zarubezhnoi praktiki // Vestnik BIST (Bashkirskogo instituta sotsial'nykh tekhnologii). 2020. №3(48).

9. Efremova T.F. Novyi slovar' russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyi. Moskva: Russkii yazyk, 2000.

10. Zerchaninova T.E., Nikitina A.S., Institutsional'nye faktory uchastiya sovremennoi rossiiskoi molodezhi v blagotvoritel'nosti // Dnevnik nauki. 2021. №1(49).

11. Isaeva E.A., Sokolov A.V. Transformatsiya instituta blagotvoritel'nosti v Rossii: vektor na prozrachnost' // Vestnik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P. G. Demidova. Seriya Gumanitarnye nauki. 2020. №3(53).

12. Kalina N.M. Blagotvoritel'nost' v sovremennom rossiiskom obshchestve: voprosy teorii i praktiki // VEPS. 2019. №2.

13. Larionova T.P. Gosudarstvennoe regulirovanie blagotvoritel'noi deyatel'nosti: analiz regional'nogo zakonodatel'stva // Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika. 2009. № 4.

14. Nikolaeva I.P., Nemova A.I. Razvitie traditsii blagotvoritel'nosti i metsenatstva v Rossii // Aktual'nye voprosy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya i pravovogo regulirovaniya v regione. Sb. nauch. st. Otv. redaktor G.L. Belov. Cheboksary, 2020.

15. Pevnaya M.V., Shuklina E. A., Asoyan L A. Sotsial'noe uchastie studentov Rossii i Armenii: institutsional'nyi kontekst i nerealizovannyi potentsial nekommercheskogo sektora v sotsiokul'turnom razvitii regional'nykh gorodov // ZhISP. 2020. №3.

16. Peshkova N.N. Traditsionnye i innovatsionnye formy blagotvoritel'nosti v Rossii // ONV. 2011. №5(101).

17. Sokolov A.V., Vlasova A.A. Blagotvoritel'nost' v sisteme grazhdanskoi aktivnosti grazhdan // Vlast'. 2014. №12.

18. Toropova A.E., Shcherbachenko P.S. Sravnitel'naya kharakteristika blagotvoritel'noi deyatel'nosti v zapadnykh stranakh // E-Scio. 2020. №8 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnaya-harakteristika-blagotvoritelnoy-deyatelnosti-v-zapadnyh-stranah-i-rossii (data obrashcheniya: 01.03.2021).

19. Yakimets V.N., Isaeva E.A. Reiting sub"ektov Rossiiskoi Federatsii po prodvizheniyu mekhanizmov mezhsektornogo sotsial'nogo partnerstva i opisanie normativno-pravovoi bazy, reguliruyushchei deyatel'nost' grazhdanskogo obshchestva v Yaroslavskoi oblasti // Trudy Instituta sistemnogo analiza Rossiiskoi akademii nauk. T. 57. Moskva, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.