Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
208
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бажина М.А.

Развитие цифровизации, несомненно, влияет на все сферы жизнедеятельности общества и государства, в т.ч. и на безопасность дорожного движения. Применение новых технологий на практике влечет необходимость модернизации транспортного законодательства. В статье рассматриваются возможные пути реформирования транспортного законодательства с учетом применения автоматизированных транспортных средств и «умной» инфраструктуры. Автор анализирует основные тенденции, содержащиеся как в российском, так и международном законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бажина М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF ROAD SAFETY IN THE ERA OF DIGITALIZATION

The development of digitalization undoubtedly affects all spheres of life of society and the state, including road safety. The implementation of new technologies in practice entails the need to modernize transport legislation. The article discusses possible ways of reforming transport legislation, taking into account the use of automated vehicles and «smart» infrastructure. The author analyzes the main trends contained in both Russian and international legislation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

- НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БДД -

УДК 346.1 © М.А. Бажина 2021

NIION: 2021-0084-4/21-021 MOSURED: 77/27-026-2021-4-220

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Мария Анатольевна Бажина,

доцент кафедры предпринимательского права Уральского государственного юридического университета, кандидат юридических наук, доцент Контакты: ул. Колмогорова, д. 54, оф. 303, Екатеринбург, Россия, 620000

mashsol@mail.ru

Аннотация. Развитие цифровизации, несомненно, влияет на все сферы жизнедеятельности общества и государства, в т.ч. и на безопасность дорожного движения. Применение новых технологий на практике влечет необходимость модернизации транспортного законодательства. В статье рассматриваются возможные пути реформирования транспортного законодательства с учетом применения автоматизированных транспортных средств и «умной» инфраструктуры. Автор анализирует основные тенденции, содержащиеся как в российском, так и международном законодательстве.

Ключевые слова: автоматизированное транспортное средство, инфраструктура, безопасность дорожного движения, транспортная система, цифровизация

Для цитирования: Бажина М.А. Правовое регулирование безопасности дорожного движения в эпоху цифровизации // Безопасность дорожного движения. 2021. № 4. С. 4-6.

LEGAL REGULATION OF ROAD SAFETY IN THE ERA OF DIGITALIZATION

Maria A. Bazhina,

associated professor of business law department Ural state law university, Candidate of Law, Associate Professor Contacts: ul. Kolmogorova, d. 54, office 303, Ekaterinburg, Russia, 620000

Abstract. The development of digitalization undoubtedly affects all spheres of life of society and the state, including road safety. The implementation of new technologies in practice entails the need to modernize transport legislation. The article discusses possible ways of reforming transport legislation, taking into account the use of automated vehicles and «smart» infrastructure. The author analyzes the main trends contained in both Russian and international legislation.

Keywords: automated vehicle, infrastructure, road safety, transportation system, digitalization

For quotation: Bazhina M.A. Legal regulation of road safety in the era of digitalization // Road safety. 2021. № 4. P. 4-6.

q:

»беспечение безопасности дорожного дви- производители автомобилей (Ford, Honda и т.д.) поженил является одним из основополагаю- стоянно проводят испытания транспортных средств, щих направлений развития государственной полити- способных самостоятельно, без участия водителя, ки. Вопрос о защищенности участников дорожного контролировать дорожную обстановку и принимать движения от дорожно-транспортных происшествий решения.

и их последствий особо остро поднимается в настоя- Применение такого рода автомобилей на прак-

щее время - в эпоху цифровой трансформации. Учи- тике требует внесения соответствующих измене-

тывая основные характеристики понятия «цифрови- ний в транспортное законодательство. В настоящее

зация», данного в Разъяснениях (методических ре- время ведется разработка нормативного правового

комендаций) по разработке региональных проектов регулирования. Прежде всего намечены основные

в рамках федеральных проектов национальной про- тенденции развития транспортного законодатель-

граммы «Цифровая экономика Российской Федера- ства, связанные с применением автоматизированных

ции», утвержденных Приказом Минкомсвязи России транспортных средств. Так, в Концепции обеспече-

от 1 августа 2018 г. № 428, а также понятия «циф- ния безопасности дорожного движения с участием

ровая экономика», данного в пп. «р» п. 4 раздела 1 беспилотных транспортных средств на автомобиль-

Стратегии развития информационного общества в ных дорогах общего пользования, утвержденной Рас-

Российской Федерации на 2017-2030 гг., утвержден- поряжением Правительства РФ от 25 марта 2020 г.

ной Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203, № 724-р (далее - Концепция применения автомати-

происходит изменение парадигмы организации до- зированных транспортных средств), предусмотрено

рожного движения. Связано это со следующими применение беспилотных транспортных средств,

факторами. т.е. полностью и высокоавтоматизированных транс-

1. Внедрение автоматизированных транс- портных средств. При этом, следуя разработанной

портных средств. В настоящее время все активнее Резолюции на 78-й сессии Глобального форума

происходит внедрение автоматизированных транс- по безопасности дорожного движения (г. Женева,

портных средств. Быстрее всего новшества укоре- 25-29 марта 2019 г.) [1] о внедрении в практику вы-

няются в автомобильной отрасли. Так, основные соко- и полностью автоматизированных транспорт-

SCIENTIFIC RESEARCH, D]

ных средств, в Концепции применения автоматизированных транспортных средств даются дефиниции понятий «высокоавтоматизированное транспортное средство» (highly automated vehicle) и «полностью автоматизированное транспортное средство» (fully automated vehicle). Основное сходство этих понятий заключается в том, что такое транспортное средство оснащается автоматизированной системой вождения, которая действует в пределах конкретной среды штатной эксплуатации или без каких бы то ни было ограничений среды штатной эксплуатации применительно к некоторым или ко всем поездкам без необходимости вмешательства человека в качестве запасного варианта обеспечения безопасности дорожного движения, соответственно, высокоавтоматизированное транспортное средство и полностью автоматизированное транспортное средство.

Руководствуясь классификацией систем вождения, созданной Обществом автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers - SAE) в Стандарте J3016 «Таксономия и определения терминов, относящихся к автоматизированной системе вождения автотранспортных средств на дороге» [2] и признаваемой во всем мире, выделяется 6 уровней автоматизации. Применительно к автоматизированным транспортным средствам можно указать на следующее соотношение уровней автоматизации и автоматизированных транспортных средств. Высокоавтоматизированное транспортное средство, соответствующее четвертому уровню (L4) классификации, разработанной Обществом автомобильных инженеров. Система распознает все, стоящие перед ней задачи по управлению транспортным средством. Эта система способна контролировать условия вождения. При определенных условиях система может выдать требование о передаче управления водителю. Водитель должен перенять управление транспортным средством от системы. Однако, если водитель не принимает управление транспортным средством, система может самостоятельно выполнить общую задачу динамического вождения. Водителю не нужно непрерывно контролировать условия вождения.

В настоящее время обсуждается вопрос о статусе водителя применительно к такому виду автоматизированного транспортного средства. Существует некоторая неопределенность в отношении статуса водителя. Некоторые считают, что все лица, присутствующие в транспортном средстве, считаются пассажирами, пока управление транспортным средством лежит на самой системе. Другие считают, что лицо, которое потенциально может перенять управление транспортным средством, все равно будет считаться водителем. Таким образом, пока не выработано единого подхода, следует продолжить дальнейшее обсуждение этого вопроса, поскольку определение положения водителя влияет на правовые последствия (особенно при определении ответственного лица).

)ICATED TO ROAD SAFETY -

Полностью автоматизированное транспортное средство оснащено системой, которая соответствует пятому уровню (L5) классификации, разработанной Обществом автомобильных инженеров, согласно которому никто из тех, кто находится в автомобиле, не должен выполнять какие-либо задачи по управлению транспортным средством. Другими словами, водитель может отсутствовать. Когда система включена, все присутствующие в автомобиле рассматриваются как пассажиры. Это означает, что вмешательство водителя не требуется. Однако водитель может иметь возможность управлять транспортным средством при следующих условиях: если транспортное средство оснащено соответствующим оборудованием, если водитель обладает необходимыми навыками и квалификацией (водительскими правами). Исходя из этого, термин «self-driving» (самоуправляемый) соответствует термину «automated» (автоматизированный). При этом в качестве синонимов можно рассматривать понятия «driverless» (беспилотный) и «fully automated vehicle» (полностью автоматизированное транспортное средство).

Исходя из вышеизложенного, следует на официальном уровне разработать единую (общую) терминологию и закрепить термины и их дефиниции с целью достижения единообразия в применении такого рода транспортных средств. Единые правила необходимы при осуществлении международных перевозок грузов, количество которых неизменно растет.

Кроме того, внедрение такого рода автоматизированных транспортных средств должно происходить на основе соблюдения основных принципов, установленных ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а именно: принципа безопасности, принципа приоритета здоровья и жизни граждан. При этом применение автоматизированных транспортных средств в качестве транспортных средств, с помощью которых оказываются транспортные услуги, должно быть регламентировано с точки зрения распределения ответственности за причиненные убытки. Так, в настоящее время на законодательном уровне отсутствует какой-либо механизм определения лиц, ответственных за причинение вреда. Сложность заключается в том, что водитель, от действий которого зависела безопасность самого транспортного средства, груза, пассажиров, при использовании автоматизированных транспортных средств не всегда принимает участие в управлении транспортным средством. Управление транспортным средством осуществляется умной системой, которая является продуктом деятельности разработчика. Следовательно, появляется еще один потенциальный причинитель вреда, в случае если вред наступит по причине какого-либо сбоя в данной системе. Кроме того, применение телекоммуникационных технологий повышает риск вмешательства третьих лиц (например, при кибератаках) в управление транспорт-

№ 4/2021

Road safety

5

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСВЯЩ

ным средством. Действующее законодательство при формулировании положений об ответственности за причиненные убытки должно учитывать указанные обстоятельства и отражать их в виде соответствующих легальных положений.

2. Внедрение умной инфраструктуры. Само понятие «умная инфраструктура» («smart infra^ructure») используется как на национальном уровне (например, встречается в Прогнозе научно-технологического развития РФ на период до 2030 г.), а также на международном уровне (например, доклад комиссии Европейского Союза по развитию науки и технологии, представленный 9-13 мая 2016 г. [3]).

При этом, наряду с понятием «умная инфраструктура» используется понятие «интеллектуальная транспортная система»1. Так, в ст. 4 Директивы Еврокомиссии 2010/40/EU от 7 июля 2010 г. определено, что ИТС - это система, в которой применяются информационные и коммуникационные технологии в сфере автотранспорта, включая инфраструктуру, транспортные средства, пользователей, управление дорожным движением, а также взаимодействие с другими видами транспорта.

В Концепции применения автоматизированных транспортных средств ИТС - это система управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта.

Исходя из представленных дефиниций, ИТС -это система управления, с помощью которой вещи (транспортные средства) или комплекс вещей (инфраструктура) можно характеризовать как умные. При этом согласно Директиве Еврокомиссии 2010/40/ EU от 7 июля 2010 г. ИТС рассматривается именно как передовые приложения, а не пример искусственного интеллекта. Целью ИТС является обеспечение лучшего информирования участников дорожного движения и безопасного, скоординированного и разумного использования транспортных сетей.

Достижение такого результата возможно в связи с тем, что с помощью ИТС происходит интеграция телекоммуникаций, электроники и информационных технологий с транспортным машиностроением. Применение информационно-коммуникационных технологий в транспортном секторе, их гармоничное сочетание с другими отраслями экономики по-

1 Далее - «ИТС».

ННЫЕ ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БДД

зволяет улучшить экологические показатели, повысить эффективность, включая энергоэффективность, безопасность и защищенность различных видов транспорта. Применение ИТС имеет важное значение для развития Концепции проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город», утвержденного приказом Минстроя России от 25 декабря 2020 г. № 866/пр.

В настоящее время можно отметить, что в отдельных городах применяются элементы умной инфраструктуры: адаптивные (умные) светофоры, детекторы транспортного потока, паркоматы и т.д. Данные элементы являются частью интеллектуальной транспортной инфраструктуры.

Однако, учитывая тенденции, заложенные в Транспортной стратегии России на период до 2030 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2018 г. № 1734-р, современное видение транспортной инфраструктуры претерпевает значительные изменения. Предполагается создать транспортную экосистему, в которой бы гармонично взаимодействовали как участники различных транспортных операций, автоматизированные транспортные средства, так и инфраструктура. Именно цифровые технологии направлены на реализацию этих целей, например, технология Интернет вещей позволяет объектам взаимодействовать друг с другом, распознавать и считывать различные сигналы. Применение такого рода технологий заставляет выработать соответствующее правовое регулирование, которое обеспечивало бы безопасность дорожного движения.

Таким образом, представленный анализ современных технологий, имеющих потенциальное значение для транспортной сферы деятельности, свидетельствует о том, что необходимо разрабатывать адекватное правовое регулирование применения данных технологий с целью обеспечения безопасности дорожного движения. В связи с этим необходимо определить, каким образом применение новых технологий изменяет процесс организации выполнения функций и деятельности (бизнес-процессов), ранее выполнявшихся людьми и организациями без использования цифровых продуктов. Выявление такой тенденции позволит установить, какие положения должны быть изменены и адаптированы под новые реалии осуществления транспортной деятельности.

Список источников:

1. URL:http:/unece.org/DAM/trans/doc/2019/wp1/ECE-TRANS-WP1-167r.pdf (дата обращения: 06.10.2021).

2. SAE J3016. Taxonomy and definitions for terms related to on-road motor vehicle automated driving sy^ems. Warrendale: Society of Automotive Engineers. 2014.

3. URL:https://unctad.org/sy&em/files/official-document/ ecn162016d2_en.pdf (дата обращения: 19.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.