Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
УДК 347.82
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕСПИЛОТНЫХ АППАРАТОВ В РОССИИ
А. И. Березкова, И. П. Павленко Научный руководитель - А. А. Бабаева
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31 E-mail: Ipavlenko19@mail.ru, Berezkova.nastia@yandex.ru
Беспилотные летательные аппараты всё чаще находят применение в различных сферах деятельности, расширяется их производство. В связи с чем появляется необходимость дополнительного правого регулирования их использования. Статья посвящена рассмотрению текущего законодательства и анализу его проблемных сторон по этому вопросу.
Ключевые слова: правовое регулирование, беспилотные летательные аппараты (БЛА), дрон, квадрокоптер, воздушное пространство, регистрация беспилотников, внешнее пилотирование.
LEGAL REGULATION OF UNMANNED APPARATUS IN RUSSIA
A. I. Berezkova, I. P. Pavlenko Scientific Supervisor - A. A. Babaeva
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Ipavlenko19@mail.ru, Berezkova.nastia@yandex.ru
Unmanned aerial vehicles are increasingly being used in various fields of activity, their production is expanding. In this connection, there is a need for the additional legal regulation of their use. The article is devoted to the review of current legislation and analysis of its problematic parties on this issue.
Keywords: legal regulation, unmanned aerial vehicles (UAVs), drone, quadrocopter, airspace, registration of drones, external piloting.
На сегодня беспилотным летательным аппаратом (БЛА или БПЛА) считается воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот) [1]. В данной статье рассматриваются беспилотные летательные аппараты до 30 кг.
В последние несколько лет сфера их применения невероятно расширилась, теперь их используют не только в военных, но и мирных целях. Примеров этому множество: их используют в сельском хозяйстве, нефтегазовой отрасли, строительстве, археологии, архитектуре, кинематографе, телевидении, а также доставка грузов, в том числе и первой необходимости.
В связи с расширение сферы производства и применения дронов, появилась необходимость обновления и дополнения законодательной базы по этому вопросу. Распространение использования БЛА порождает определённые проблемы.
Как и любой механизм, БЛА может выйти из строя, и произойти это может во время полета, создавая аварийную ситуацию. Или полёт БЛА может понести столкновение с
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3
другим летательным аппаратом. Тем самым нанести вред чужому имуществу, технике, а также животным, птицам и людям.
Беспилотники также могут использоваться в криминальных и разведывательных целях.
Всё это повлекло за собой появление новых законов, регулирующих использование БПЛА. Так, после вступления в силу закона 291-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», каждый владец дрона весом от 250 граммов до 30 килограммов обязан регистрировать свой аппарат и даже платить за это госпошлину [2]. Чтобы внести в реестр свой БЛА, необходимо подать соответствующее заявление в произвольной форме, указав характеристики беспилотника и информацию о владельце, если владелец изменится, то процесс регистрации необходимо повторить.
На данный момент законодательство запрещает летать в особых обстоятельствах, не регулирует интеграцию БЛА в пилотируемое воздушное пространство, не предусматривает страхование БЛА и лицензирование пилотов.
В настоящий момент власти одобрили проект системы мониторинга для контроля совместных полетов самолетов и БЛА без участия диспетчеров. Исходя из вышесказанного, действующее законодательство по этому вопросу ставит перед владельцами много ограничений. В связи с чем, большинство владельцев предпочитают использовать аппараты незаконно [3; 4].
Таким образом, необходимо оценивать актуальность устаревших законов относительно БЛА, соблюдение низких эксплуатационных ограничений создадут благоприятную среду для инноваций, лицензирование пилотов на основе экзаменов, проверяющие теорию на практике. Чтобы данный сектор экономики развивался динамично, необходимо принять четкие ясные правила, регулирующие полеты робототехники в самое ближайшее время.
При этом необходимо держаться дальше двух крайностей: чрезмерного регулирования, которое может привести к тому, что в городе нельзя будет запустить самый простой детский квадрокоптер, и излишней либерализации, которая опасна техногенными рисками, в том числе угрозами терактов.
Библиографические ссылки
1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 (с изм. От 01.04.2020)
2. Федеральный закон Российской Федерации "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" от 03 июля 2016г.
3. Лященко Ю.В., Бабаева A.A. Правовой аспект использования беспилотных аппаратов в России // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2016. №12. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pravovoy-aspekt-ispolzovaniya-bespilotnyh-apparatov-v-rossii (дата обращения: 11.04.2020).
4. Drone Regulation: What's in a Good Drone Law? [Электронный ресурс] / Millie Radovic. Электрон. текстовые дан. - 2019. - Режим доступа: https://www.droneii.com/drone-regulation
© Березкова А. П., Павленко И. П., 2020