Научная статья на тему 'Правовое регулирование банкротства физических лиц в России и за рубежом: к постановке проблемы'

Правовое регулирование банкротства физических лиц в России и за рубежом: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1511
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО / ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ДОЛЖНИК / КРЕДИТОР / НЕОПЛАТНОСТЬ / BANKRUPTCY / PHYSICAL PERSONS / DEBTOR / CREDITOR / DEBIT THAT CANNOT BE REPAID

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусейнова Лариса Вагидовна, Шахаева Аминат Меджидовна

Рассматриваются проблемы правового регулирования банкротства физических лиц в России, для сравнения приводятся положения зарубежного законодательства. Действующее российское законодательство, регулирующее отношения несостоятельности (банкротства) физических лиц нельзя назвать проработанным и последовательным. Институт банкротства физических лиц широко распространен в США и многих странах Европы, но если для них банкротство это обычное явление, то в Российской Федерации еще не принят закон о банкротстве физических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Regulation of Bankruptcy of Physical Persons in Russia and Abroad: Statement of the Problem

The article deals with the problems of legal regulation of bankruptcy of physical persons in Russia, for comparison the provisions of foreign legislation are given. The current Russian legislation that regulates relationships of a bankruptcy cannot be called elaborated and consistent. An institute of bankruptcy is widespread in many countries of Europe and the USA. But if the bankruptcy is common for these countries, in the Russian Federation these is no adopted law on bankruptcy yet.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование банкротства физических лиц в России и за рубежом: к постановке проблемы»

УДК 346.26

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

© 2012 г. Л.В. Гусейнова, А.М. Шахаева

Гусейнова Лариса Вагидовна — кандидат юридических наук, доцент, кафедра гражданского права, Дагестанский государственный университет, ул. Гаджиева, 43а, г. Махачкала, 367000.

Guseynova Larisa Vagidovna — Candidate of Law, Associate Professor, Department of Civil Law, Dagestan State University, Gadzhiev St., 43a, Makhachkala, 367000.

Шахаева Аминат Меджидовна —

старший преподаватель, кафедра гражданского права, Дагестанский государственный университет. E-mail: aminat05@mail.ru.

Shakhaeva Aminat Medzhidovna — Senior Lecturer, Department of Civil Law, Dagestan State University. E-mail: aminat05@mail.ru.

Рассматриваются проблемы правового регулирования банкротства физических лиц в России, для сравнения приводятся положения зарубежного законодательства. Действующее российское законодательство, регулирующее отношения несостоятельности (банкротства) физических лиц нельзя назвать проработанным и последовательным. Институт банкрот-

ства физических лиц широко распространен в США и многих странах Европы, но если для них банкротство - это обычное явление, то в Российской Федерации еще не принят закон о банкротстве физических лиц.

Ключевые слова: банкротство, физическое лицо, должник, кредитор, неоплатность.

The article deals with the problems of legal regulation of bankruptcy of physical persons in Russia, for comparison the provisions offoreign legislation are given. The current Russian legislation that regulates relationships of a bankruptcy cannot be called elaborated and consistent. An institute of bankruptcy is widespread in many countries of Europe and the USA. But if the bankruptcy is common for these countries, in the Russian Federation these is no adopted law on bankruptcy yet.

Keywords: bankruptcy, physical persons, debtor, creditor, debit that cannot be repaid

Действующий ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127 - ФЗ (далее - Закон о банкротстве. См.: СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190) распространяет свое действие на бо льший круг лиц, по сравнению с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8.01.1998 г. № 6 - ФЗ (См.: СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 222), которые могут быть признаны несостоятельными.Так, согласно п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве, действие указанного Закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ). А согласно п. 1 ст. 65 ГК РФ юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Согласно же п. 1 ст. 25 ГК РФ, индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. Что же касается граждан, то в настоящее время нормы Закона о банкротстве распространяются лишь на тех, кто является индивидуальным предпринимателем. А применительно к тем, кто ими не является, п. 2 ст. 231 Закона о банкротстве прямо устанавливает, что положения об их банкротстве вводятся в действие с момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в федеральные законы. Это законодательное правило разъяснено в постановлении Пленума ВАС РФ № 29 от 01.12.2004 г., согласно которому арбитражные суды не вправе возбуждать дела о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Учитывая требования п. 2 ст. 3 ГК РФ о том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны ему соответствовать, а также что ГК РФ относит к сфере регулирования специального Закона о банкротстве только основания и порядок признания должника банкротом (п. 5 ст. 25, п. 2 ст. 65 ГК

РФ), то до внесения соответствующих изменений в ГК РФ должны применяться те его нормы, которые определяют круг лиц, могущих быть признанными банкротом.

Таким образом, в число лиц, которые «теоретически» могут быть признаны несостоятельными, включены, как и прежде, граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Интересно отметить, что нормы специальной гл. X Закона о банкротстве «Банкротство гражданина» ни о критериях, ни о признаках не упоминают; данный вопрос решен нормами п. 1 ст. 3, п. 2 ст. 6 Закона о банкротстве.

В настоящее время вопрос банкротства физических лиц становится особенно актуальным в связи с большим распространением ситуаций, в которых граждане, получившие кредит и не имеющие намерения его погашать, затем приобретают статус индивидуального предпринимателя и обращаются в арбитражные суды с заявлением о собственном банкротстве для того, чтобы освободиться от принятых на себя обязательств по кредитам.

В качестве критерия несостоятельности для гражданина - не предпринимателя избран критерий неоплатности: в силу п. 1 ст. 3 Закона о банкротстве гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Итак, в настоящее время в основание банкротства гражданина положен критерий неоплатности, т.е. соизмерения суммы его долгов и стоимости принадлежащего ему имущества. В основание банкротства юридического лица положен критерий неплатежеспособности, т.е. предполагаемой неоплатности (ст. 3 Закона о банкротстве). Определения указанных понятий получили легальное закрепление в ст. 2 Закона о банкротстве.

На наш взгляд, нет никакой опасности в том, чтобы и в основание банкротства граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, был бы положен критерий неплатежеспособности. В конце концов гражданин-должник всегда может в процессе рассмотрения дела о банкротстве привести доказательства достаточности имущества для полного удовлетворения требований кредиторов. Существующий же порядок, в случае введения в действие положений о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и учитывая ожидаемое

количество таких дел, будет неоправданно затягивать сроки их рассмотрения.

М.В. Телюкина также подчеркивает важнейшую особенность банкротства индивидуальных предпринимателей по сравнению с банкротством обычных физических лиц - к предпринимателю применяется критерий неплатежеспособности: он может быть признан несостоятельным (банкротом), только если выявлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов по обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей; превышение размера обязательств над стоимостью имущества не требуется [1].

Институт банкротства физических лиц широко распространен в США и многих странах Европы. И если для западных цивилизованных стран банкротство - это обычное явление, то в России пока, как было указано, такой закон не принят, но Минэкономразвития еще в 2004 г. начал готовить новый закон, прописывающий процедуру банкротства физических лиц. С учетом экономического кризиса и предшествующего ему массового увлечения кредитами решение этого вопроса стало особенно актуальным. В мае 2009 г. министерство представило очередную версию этого документа, названного авторами «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника» [2].

Предложенный Минэкономразвития проект закона в целом повторяет положения действующего закона, но в нем подробнее прописаны детали процедуры банкротства физических лиц по сравнению с нынешним законом о банкротстве. Кроме того, предполагается, что в случае принятия закона процедура банкротства физических лиц, наконец, станет реальностью.

В соответствии с этим проектом россияне, задолжавшие не менее 50 тыс. руб. и не погасившие долг в течение шести месяцев, в ближайшем будущем смогут подать заявление о личном банкротстве. Это может сделать сам гражданин либо его кредиторы. После получения заявления суд открывает конкурсное производство и назначает управляющего, который сможет оспаривать сделки для поиска и возврата имущества должника и запрашивать информацию о его финансовом состоянии, включая коммерческую, служебную и банковскую тайны.

Самому должнику необходимо составить план реструктуризации долгов, который должно одобрить собрание кредиторов и утвердить суд. Этот план не будет утвержден в том случае, если у должника нет постоянного дохода, имеется неснятая или непогашенная судимость за экономические преступления или он уже признавался банкротом в предыдущие пять лет.

Максимальный срок реструктуризации долгов -пять лет. Проще говоря, если финансовые трудности временные, то должник может воспользоваться отсрочкой (не более 5 лет), чтобы полностью погасить долг. Пока должник его выполняет, у него не могут забрать единственное пригодное для проживания жилье, в том числе ипотечное.

Однако если суд отказывается утвердить план, гражданин признается банкротом, а его имущество продается с торгов для погашения требований кредиторов.

Для нормальной работы закона о банкротстве физических лиц необходимо, по мнению экспертов, в первую очередь расширить штат арбитражных судов. В прошлом году представители Высшего арбитражного суда подсчитали, что для обеспечения успешной реализации закона потребуется дополнительно взять на работу как минимум 555 судей, а бюджету это выльется в ежегодные затраты порядка 1,6 млрд руб. [3].

При разработке российского законопроекта использовался опыт зарубежных стран в сфере разрешения проблем, касающихся потребительской задолженности, в частности США, Швеции, Германии и других стран.

Так, в Германии, в государстве с самой развитой системой социальной защищенности граждан и жителей, закон о банкротстве действует с января 1994 г., а дела о несостоятельности и юридических, и физических лиц рассматриваются исключительно в судебном порядке. Процесс регулирования и объявления банкротства отражен в § 1 Законодательства ФРГ о банкротстве юридических и физических лиц (1шо^ето^и^).

Судебный процесс начинается с подачи заявления должником, долги которого превышают 1 тыс. евро, о признании его несостоятельности. После вынесения постановления о присвоении должнику статуса банкрота каждый год в течение шести лет происходит пересмотр его персонального финансово-имущественного положения. Если к концу срока платежеспособность должника не изменилась, то дело закрывается, а все остаточные долговые требования просто аннулиру-ются.Число банкротств физических лиц в Германии -109 тыс. за 2010 г. [4].

А в США в последние несколько лет около 1 - 2 млн чел. ежегодно объявляют себя банкротами, причем до 96 % всех дел в судах о несостоятельности связаны с массовым увлечением американцев банковскими кредитами, которые в США общедоступны и дешевы. Из-за большого количества желающих признать себя банкротами в 2005 г. правительству пришлось ужесточать закон, так как для значительных групп населения банкротство превратилось в легальный способ ухода от выплаты долгов. Согласно законодательству США, с должника могут долг списать, конфисковав большую часть его имущества, или рефинансировать его на несколько лет. В счет погашения долга у частных лиц забирают ценное имущество, дом, личный автомобиль (если не доказано, что он нужен для работы), предметы роскоши. Конфискации не подлежат средства труда и вещи первой необходимости [4].

Официально процедуры банкротства могут быть начаты, если должник вследствие неплатежеспособности не в состоянии удовлетворить требования кредиторов в течение длительного периода. Временные трудности, связанные с задержкой оплаты от четырех до шести недель, не трактуются, как доказанная неплатежеспособность.

Таким образом, отсутствие в Российской Федерации позитивного регулирования отношений банкротства физических лиц не отменяет существующей проблемы в сфере банковского кредитования, связанной с погашением физическими лицами кредиторской задолженности. Существующий механизм исполнительного производства является громоздким и сложным, связан со значительными временными, имущественными и иными затратами, невыгоден не только банкам, но и самим гражданам. В отличие от исполнительного производства механизм банкротства физических лиц имеет ряд преимуществ, в частности, связанных с предоставлением льгот гражданину, с возможностью урегулирования его долгов.

Однако настороженная и выжидательная позиция законодателя не позволяет в настоящее время рассматривать физических лиц как субъектов отношений несостоятельности (банкротства).

Поступила в редакцию

Литература

1. Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный). Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.

2. Минэкономразвития России. Проект Федерального закона «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина- должника». URL: http://www.economy.gov.ru/mi-nec/activity/sections/CorpManagment/bankruptcy/doc125146146-7374 (дата обращения: 11.03.2012).

3. Высший арбитражный суд Российской Федерации. URL: http://www.arbitr.ru/press-centr/smi/27896.html (дата обращения: 11.03.2012).

4. Search Credit. Банкротство физических лиц в России и в мире. URL: http://www.searchcredit.ru/voproscredit/708-bankrotstvo-fizicheskikh-Hts-v-rossii-i-v-mire (дата обращения: 11.03.2012).

21 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.