Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АЗАРТНЫХ ИГР И ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ИХ ПРОВЕДЕНИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АЗАРТНЫХ ИГР И ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ИХ ПРОВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
237
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник права
Область наук
Ключевые слова
азартные игры и пари / игровая индустрия / игорная зона / онлайн-казино / букмекерская контора / gambling and betting / gaming industry / gambling zone / online casino / bookmaker

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тошматова Адолат Неъматжоновна

Научная статья посвящена анализу норм, регулирующих азартные игры и пари в Российской Федерации. Активное развитие игровой индустрии в онлайн-среде породило правовые вопросы, требующие разъяснений. В работе рассмотрены проблемы, возникающие при проведении азартных игр: функционирование нелегальных игорных заведений, высокие требования для организаторов азартных игр, потеря лотерейного билета и далее. Автором предложено: введение прогрессивного налога для данной сферы деятельности, выдача льготных кредитов для легального развития отрасли, установление дополнительных штрафов для незаконного функционирования деятельности, расширение полномочий Роскомнадзора для устранения незаконно функционирующих сайтов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тошматова Адолат Неъматжоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF GAMBLING AND PROBLEMS ARISING DURING THEIR CONDUCT

The scientific article is devoted to the analysis of the rules governing gambling and betting in the Russian Federation. The active development of the gaming industry in the online environment has generated legal issues that require clarification. The paper considers the problems that arise during gambling: the functioning of illegal gambling establishments, high requirements for gambling organizers, the loss of a lottery ticket, and so on. The author proposed: the introduction of a progressive tax for this field of activity, the issuance of preferential loans for the legal development of the industry, the establishment of additional fines for the illegal operation of activities, the expansion of the powers of Roskomnadzor to eliminate illegally functioning sites

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АЗАРТНЫХ ИГР И ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ИХ ПРОВЕДЕНИИ»

УДК 347

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АЗАРТНЫХ ИГР И ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ИХ ПРОВЕДЕНИИ

LEGAL REGULATION OF GAMBLING AND PROBLEMS ARISING DURING THEIR CONDUCT

АННОТАЦИЯ

Научная статья посвящена анализу норм, регулирующих азартные игры и пари в Российской Федерации. Активное развитие игровой индустрии в онлайн-среде породило правовые вопросы, требующие разъяснений. В работе рассмотрены проблемы, возникающие при проведении азартных игр: функционирование нелегальных игорных заведений, высокие требования для организаторов азартных игр, потеря лотерейного билета и далее. Автором предложено: введение прогрессивного налога для данной сферы деятельности, выдача льготных кредитов для легального развития отрасли, установление дополнительных штрафов для незаконного функционирования деятельности, расширение полномочий Рос-комнадзора для устранения незаконно функционирующих сайтов.

Ключевые слова: азартные игры и пари, игровая индустрия, игорная зона, онлайн-казино, букмекерская контора.

ABSTRACT

The scientific article is devoted to the analysis of the rules governing gambling and betting in the Russian Federation. The active development of the gaming industry in the online environment has generated legal issues that require clarification. The paper considers the problems that arise during gambling: the functioning of illegal gambling establishments, high requirements for gambling organizers, the loss of a lottery ticket, and so on. The author proposed: the introduction of a progressive tax for this field of activity, the issuance of preferential loans for the legal development of the industry, the establishment of additional fines for the illegal operation of activities, the expansion of the powers of Roskomnadzor to eliminate illegally functioning sites.

Keywords: gambling and betting, gaming industry, gambling zone, online casino, bookmaker.

Адолат Неъматжоновна ТОШМАТОВА,

студент юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия tadolat@bk.ru

Научный руководитель: Ирина Ивановна Ромашкова,

к.ю.н., доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия iiromashkova@fa.ru

Adolat N. TOSHMATOVA,

Student at the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia tadolat@bk.ru

Scientific director: Irina I. Romashkova,

Candidate of Law, Associate Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia tadolat@bk.ru

Введение

Игры и цифровая среда имеют большую актуальность в связи с растущей популярностью игровой индустрии и стремительным развитием новых технологий. Согласно статистическим данным вся аудитория компьютерных игр в России составила 76,9 млн в том числе 69,3 млн играют на мобильных устройствах, 50,2 млн - на компьютерах и 26,2 млн - на консолях. Цифры подтверждают, что сфера активно развивается.

Таким образом у индустрии игр появились новые возможности, однако последнее породило множество проблем и коллизий, связанных с правовым регулированием. Новизну настоящей статьи подтверждает, что возникающие вопросы стали предметом актуальных научных исследований российских юристов: П.А. Байзаченко, Е.А. Буруковой, М.И. Коршунова, В.Р. Лапухова и других. Поэтому в работе будут рассмотрены проблемы регулирования и возможности, предоставляемые цифровыми технологиями для индустрии азартных игр.

Основная часть

Для контроля организации и проведения азартных игр законодателем, кроме норм Гражданского кодекса, выработан ряд федеральных законов. Начнём с определения понятий игры и пари. Согласно Федеральному Закону «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты»2: «азартная игра - основанное на рис-

ке соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры». «Пари - азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет».

Игры могут проходить только в специально отведённых для этого местах - в игорных заведениях: казино, залы игровых автоматов, тотализатор, букмекерская контора. С 2009 года вся деятельность, связанная с играми, за исключением игр в букмекерских конторах и тотализаторах, может организовываться только в игорных зо-нах3. Для проведения азартных игр необходимо получить разрешение совместно от Правительства РФ и государственного органа субъекта РФ, в котором игровая зона будет создана.

В России на данный момент существует несколько функционирующих игорных зон: на территории Алтайского края4 «Сибирская монета», на территории Приморского края5 под названием «Приморье», на территории Краснодарского края «Красная Поляна»6 и «Янтарная» игорная зона в Калининградской области7.

Тотализаторы и букмекерские конторы работают по полученной лицензии для осуществления мероприятий по проведению и организации азартных игр. Контроль со стороны государства заключается в том, что лицензию выдаёт Феде-

1 Newzoo - мировая компания, которая занимается прогнозированием доходов и изучением поведения потребителей киберспортивного рынка // [Электронный ресурс] - URL: https://clck.ru/34K8cE (дата обращения: 20.04.2023).

2 Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 № 244 // Официальный интернет-портал правовой информации. - Ст. 4 с изм. и допол. в ред. от (последняя редакция).

3 Федеральная налоговая служба: официальный сайт: Деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах. - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/adjustable/ activities_organization/?ysclid=lg9bzyzi80291169604 (дата обращения: 01.04.2023).

4 Распоряжение Правительства Российской Федерации «О создании игорной зоны «Сибирская монета» от 09.02.2008 № 155-р // Официальный интернет-портал правовой информации. 2008. - URL: http://pravo.gov.ru/?ysclid=lhelxm0xq8283773863 (дата обращения: 01.04.2023).

5 Распоряжение Правительства Российской Федерации «О создании игорной зоны «Приморье» от 20.08.2009 № 1213-р // Официальный интернет-портал правовой информации. 2009. - URL: http://pravo.gov.ru/?ysclid=lhelxm0xq8283773863 (дата обращения: 01.04.2023).

6 Распоряжение Правительства Российской Федерации «О создании игорной зоны «Красная поляна» на территории муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края» от 10.08.2016 № 1697-р // Официальный интернет-портал правовой информации. 2016.

7 Распоряжение Правительства Российской Федерации «О создании игорной зоны Янтарная» от 17 января 2008 г. № 13-р. // Официальный интернет-портал правовой информации. 2008. - URL: http://pravo.gov.ru/?ysclid=lhelxm0xq8283773863 (дата обращения: 01.04.2023).

ральная налоговая служба. Порядок оформления, необходимый перечень документов для регистрации и выдачи лицензии указан в постановлении Правительства РФ «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах»1. Данный документ содержит конкретный вид игорных услуг, место нахождения процессингового центра букмекерской конторы или тотализатора, адреса филиалов и других мест по организации игр в тотализаторах и букмекерских конторах.

Контроль со стороны ФНС заключается в следующем: налоговая создаёт общедоступный реестр, в который включаются организации, которые проводят азартные игры, на основе решений, принятых ФНС. В реестре содержится открытая информация о лицензиях, видах деятельности, адресах для организации азартных игр.

Букмекерские конторы и тотализаторы обязаны входить в саморегулируемые организации. Частью правового регулирования игр с использованием цифровых технологий является то, что саморегулируемые организации азартных игр и тотализаторов обязаны вести сайт в сети «Интернет» (предоставление информации и обеспечение доступа для потенциальных игроков).

Законодательством установлены требования к саморегулируемым организациям2: в данных некоммерческих организациях должно быть не менее десяти членов определённого вида; СРО должны быть составлены правила приёма участников, стандарты для организаторов азартных игр, правила прекращения членства; а также должны быть установлены санкции за нарушении локальных актов саморегулируемой организации организаторов игр в букмекерской конторе и саморегулируемой организации организаторов игр в тотализаторах.

Кроме прочего, данные организации должны иметь компенсационный фонд (гарантия перед участниками азартных игр), который формируется за счёт членских взносов. В саморегулируемых организациях организаторов игр в букмекерских конторах размер компенсационного фонда должен быть не менее 300 миллионов рублей3, в саморегулируемых организациях организаторов азартных игр в тотализаторах сумма фонда составляет не менее 100 миллионов рублей4.

Для полного разбора представленной темы перейдём к юридической ответственности. За незаконную организацию и проведение игр установлена как административная, так и уголовная ответственность. Санкции за нарушение правил, связанных с играми и пари в России, подпадают под административную ответственность. Нарушителям могут быть назначены штрафы или другие административные взыскания в зависимости от серьезности нарушения5.

За несанкционированную организацию и/ или проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне специально отведенных мест или с использованием различных средств связи, включая мобильную и интернет-связь, административная ответственность может предусматривать штраф в размере до одного миллиона рублей6.

В случае нарушений, связанных с букмекерскими конторами и тотализаторами, административная ответственность может быть наложена за осуществление деятельности без лицензии, а также может заключаться в штрафах различных размеров или приостановке деятельности букмекерской конторы или тотализатора.

Помимо административной ответственности, предусмотрена уголовная ответственность.

1 Постановление Правительства РФ от 08.10.2020 № 1625 (ред. от 24.08.2022) «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах»).

2 Федеральный Закон Российской Федерации «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. 2007. Ст. 3.

3 Федеральный Закон Российской Федерации ««О публично-правовой компании «Единый регулятор азартных игр» от 30.12.2020 № 493 // Официальный интернет-портал правовой информации. 2020. Ст. 8.

4 Федеральный Закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014 № 222 // Официальный интернет-портал правовой информации. 2014. Ст. 9.

5 Министерство финансов: официальный сайт. - URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2017/10/main/ broshura_AI_19102017.pdf?ysclid=lg1 hk3u9ux231250958 (дата обращения: 02.04.2023).

6 Федеральный Закон Российской Федерации «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 115-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. 2001. с изм. и допол. в ред. от 28.04.2023. Ст. 14.1.1.

Наступает она в случаях незаконной организации и/или осуществления игорной деятельности с использованием игрового оборудования за пределами разрешенных игорных зон либо с использованием различных средств связи, таких как мобильные устройства или Интернет, без получения соответствующих лицензий или разрешений. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает лишение свободы на срок до шести лет и штраф в размере до 500 000 рублей за незаконную игорную деятельность1.

Незаконный игорный бизнес, как мы видим из установленных санкций, - важная проблема в России. В работе были рассмотрены государственный контроль и юридическая ответственность в сфере организации и проведения игр и пари. Далее перейдём к определению проблем правового регулирования азартных игр.

В РФ существуют две общие проблемы, которые непосредственно связаны с правовым регулированием предмета исследования. Первая проблема - отсутствие комплексной правовой базы, которая устанавливала бы четкий и непротиворечивый свод норм, регулирующих организацию и проведение азартных игр. Неполное нормативное регулирование создало возможность для недобросовестных операторов использовать лазейки и избегать юридической ответственности (например, создание «зеркал» в основных сайтах онлайн-казино) [7]. Вторая проблема - отсутствие эффективных механизмов обеспечения соблюдения нормативных правовых актов и борьбы с незаконными игорными операциями. Это усугубляется растущим использованием онлайн-платформ и мобильных приложений для проведения азартных игр, которые трудно отслеживать. Автор научной работы считает, что решение всех нижеперечисленных проблем способствует устранению первых двух (т.к. все остальные вытекают из общих проблем).

На данный момент большой проблемой является наличие многочисленных нелегальных игорных заведений2. Нелегально функционирующие заведения трудно закрыть, а их присутствие увеличивает риск наркомании, мошенни-

чества и отмывания денег. Для решения предлагаем: усилить меры правоприменения путём ужесточения наказания для нелегальных игорных заведений и их операторов, а также с помощью конфискации имущества. Например, за организацию игорного бизнеса без получения лицензии, установить наказание в виде конфискации всего имущества, полученного путём незаконного проведения игр. Данное решение предлагается в дополнение к существующей уголовной ответственности в виде штрафа и лишения свободы3.

Однако автор работы убеждён, что за подобные преступления не следует лишать свободы, так как у субъекта есть обязанность выплатить штраф. Взамен пребывания в местах лишения свободы, у лица должна быть возможность выплатить долг государству. Поскольку помимо штрафа будет проведена конфискация имущества, субъект в полной мере понесёт ответственность. Таким образом, за организацию игорной деятельности без получения лицензии субъекту грозит штраф в размере, который зависит от получаемого ежегодного дохода (чаще всего в особо крупном) и конфискация всего имущества, полученного в результате незаконной игорной деятельности.

В части научных работ высокие требования для организаторов азартных игр, выделяют как проблему [2, с. 5]. Объясняется это тем, что из-за повышенных имущественных требований у потребителей понижается вовлечённость и интерес к этой отрасли. Последнее приводит к тому, что на рынке могут функционировать только крупные игроки, для мелких юридических лиц, для компаний с небольшим оборотом денежных средств выйти на уровень букмекерских компа-ний-невозможно. Из этого вытекает следующая проблема-развитие серого рынка и нелегального бизнеса, в последствии с которым государству придётся бороться [3, с. 47].

Ответственность, установленная административным и уголовным законодательством, не является эффективной мерой пресечения. Поскольку на сегодняшний день уверенно рас-

1 Федеральный Закон Российской Федерации «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. 1996. с изм. и допол. в ред. от 24.03.2022. Ст. 171.2.

2 Роскомнадзор прошелся по онлайн-казино // Коммерсантъ. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5117898 (дата обращения: 02.05.2023).

3 Федеральный Закон Российской Федерации «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63 // Официальный интернет-портал правовой информации. 2002. Ст. 171.2. с изм. и допол. в ред. от 20.04.2023. Ст. 171.2.

тут1 азартные игры в сети Интернет [5]. Государством ещё не разработаны механизмы для пресечения данной незаконной деятельности организаторов игр. Однако, можно утверждать, что власти стремятся к этому, так как начало положено разработкой нормативных актов2.

Отметим, что в Федеральных законах «О внесение изменений в ФЗ «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается осуществление переводов незаконным операторам игр в сети интернет. Такой запрет действует только в отношении операторов, которые включены в специальный перечень3. Существующие методы и способы борьбы с незаконной организацией онлайн-игр пока не позволяют останавливать правонарушителей на ранних стадиях осуществления противозаконной деятельности.

Но законодательство прогрессирует, появляются более эффективные способы борьбы. В 2009 году был принят закон, вносящий изменения в ФЗ «О связи». С его помощью повышается вероятность заблаговременно блокировать нелегальные интернет-казино, путём ограничения доступа благодаря централизованному управлению4.

Очередной проблемой является потерянный лотерейный билет [1, с. 20]. Если при покупке лотереи не указать номер телефона, то при утере невозможно будет восстановить билет, следовательно получить вероятный выигрыш. Для покупки лотереи согласно закону5 необходимо предъявить паспорт, так, теоретическая основа уже имеется, остаётся только развить нормы и применить на практике.

Решить проблему представляется возможным путём создания информационного ресурса, в котором будут содержаться идентифи-

кационные данные насчёт обладателей действующих лотерейных билетов, следовательно в случае потери билета, его можно будет восстановить, предъявив паспортные данные организаторам [4, с. 47]. Однако, данное предложение (сохранение идентификационных данных) является небезопасным, поскольку не исключаются случаи массовой утечки информации. Кроме того, лотерейный выигрыш - это азарт, поэтому несомненно будут лица, желающие получить выигрыш, в том числе незаконным путём. Действительно можно установить хорошую систему безопасности, но тогда возникают вопросы по поводу того, кто будет заниматься информационным ресурсом, нести расходы и управлять системой.

В некоторых отечественных научных работах в качестве проблемы выделяется отсутствие судебной защиты участников игорных правоотношений. Законодатель уже обозначил случаи, при которых судебная защита возможна (ст. 1062 ГК РФ). Кроме того, участники изначально понимают, что, заключая пари или вступая в азартную игру идут на риск. Это и является особенностью алеаторных сделок. Если предоставлять судебную защиту игрокам, то после каждого проигрыша, который в большинстве своём является случайностью, проигравшие игроки могут предъявлять иски в суд «о незаконном присвоении выигрыша иному лицу». Так со стороны участников будет злоупотребление правом, мы считаем, что отечественным судам, которые и без того загружены не нужны новые, необоснованные проблемы.

Далее, считаем необходимым проанализировать судебное дело, предметом которого является право на судебную защиту субъектов игорных правоотношений. Это дело Владими-

1 Комерсантъ Роскомнадзор прошелся по онлайн-казино: официальный сайт. - URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5117898?ysclid=lga7vrtvdh715339001 (дата обращения: 04.04.2023).

2 Федеральный Закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.07.2021 № 358-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. 2021.

3 Постановление Правительства РФ от 31 мая 2018 г. N 634 «О ведении перечней лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, в том числе электронных денежных средств, по поручению физического лица при проведении лотерей, при проведении азартных игр, и принятии Федеральной налоговой службой мотивированного решения о включении российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также иностранных лиц в такие перечни». - URL: https://base.garant.ru/71959172/?ysclid=lgaaxmwtik31718565 (дата обращения: 04.04.2023).

4 О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: федер. закон [от 01 мая 2019 №90-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019. № 18. Ст. 2214.

5 Федеральный Закон Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 № 115-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. 2001. Ст. 4.

ра Казанцева и «Фортуны»1, касающееся спора о взыскании выигрыша. Букмекерская контора «Фортуна» заявила, что Казанцеву ошибочно заплатили за проигрышную ставку, и тем самым потребовала вернуть выплаченный выигрыш.

Однако нижестоящие суды отклонили иск, заявив, что правовые нормы, регулирующие обязательства в связи с неосновательным обогащением, не распространяются на игорные операции и такие требования не подлежат судебной защите. Суды также отметили, что дело регулируется особыми правилами главы 58 ГК РФ и Закона о государственном регулировании организации и проведения азартных игр.

Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации оставил решение в силе, указав, что иски, связанные с азартными играми и пари, не подлежат судебной защите, за исключением случаев мошенничества или соглашений, основанных на обмане или насилии. Суд также отметил, что выигрыш должен быть выплачен лицам, признанным победителями по правилам игры или пари, а поскольку «Фортуна» признала Казанцева победителем, букмекерская контора не могла требовать взыскания какой-либо суммы2.

Дело подчеркивает трудности правового регулирования игр и ставок в России, а также необходимость более четких и последовательных законов и правил. Это также подчеркивает важность защиты прав клиентов и обеспечения соблюдения правил игр и операций по ставкам.

Важно отметить, что легализация индустрии азартных игр и пари может принести стране значительные экономические выгоды, такие как увеличение налоговых поступлений [6, с. 88], создание рабочих мест и развитие туризма. Поэтому, возможно, стоит найти пути решения актуальных проблем правового регулирования в России.

Таким образом, для легального развития игорного бизнеса, необходимо ввести меры поощрения в виде льготных кредитов для начинающего бизнеса (например, установить более низкую процентную ставку на получение кредита, с целью покрытия членского взноса в саморегулируемой организации).

На данный момент Роскомнадзор имеет возможность блокировать сайты с онлайн-казино или другими азартными играми. Однако, после блокировки основного сайта, правообладатели могут создавать так называемые « порталы» (зеркала), с помощью которых игроки запросто переходят на другие страницы и продолжают играть. Следовательно, Роскомнадзор вынужден «гнаться» за каждой страницей, что не приведёт к желаемому результату (удалению незаконно размещённого контента).

Создано множество сервисов, которые распознают хостинг-провайдера сайтов, например, «WhoIs»3. Однако, подобные сервисы не выдают информацию об операторах (можно узнать лишь государство, в которой регистрировался домен и сайт в целом). В лучшем случае возможно получить почту регистратора и отправить жалобу на неё, но они успешно игнорируется, так как регистратор не обязан по требованию третьих лиц удалять сайты.

Поэтому предлагаем ввести обязанность для операторов, при регистрации домена и создании сайта указывать идентификационные данные, чтобы в случае поиска правонарушителя была возможность обратиться к конкретному лицу и удалить незаконную страницу с первого раза. Данное требование может установить Роскомнадзор. Также нужно определить лиц, у которых будет право обращаться к конфиденциальной информации (это могут быть только работники Роскомнадзора или по письменному требованию и с указанием причины уполномоченные лица из ФНС). Введение данной меры значительно облегчит деятельность Роскомнадзора, Мосгорсуда, а также способствует уменьшению нелегальных онлайн-сай-тов, в частности сайтов с азартными играми.

Мы считаем, что для соблюдения баланса интересов, необходимо установить повышенные налоговые ставки для игорных компаний. Если ввести вышеназванный льготный кредит, то это несомненно будет расходной частью бюджета государства. Однако, можно установить прогрессивную шкалу налогообложения для отдельных сфер, в том числе для индустрии азартных

1 Определение Верховного суда Российской Федерации № 48-КГ 20-4. - URL: http://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1873608 (дата обращения: 02.04.2023).

2 См. там же.

3 Официальный WHOIS сервис Информация о домене или IP // WHOIS.RU. - URL: https://whois.ru/ ?ysclid=lhf2zwntma141021622 (дата обращения: 02.05.2023).

игр (критерием может служить степень общественной полезности, чем ниже польза, тем выше налог). Есть возможность изымать налог с доходов игорных заведений, где сумма налоговых отчислений будет зависеть от дохода конкретного заведения. Данные налоговые отчисления в дальнейшем использовать при выдаче льготных кредитов игровым компаниям.

Заключение

В игорных правоотношениях существует множество нерешенных вопросов, которые связаны с новизной отрасли (сфера начала своё развитие в гражданском законодательства лишь в середине XX века) и с развитием цифровых технологий.

Таким образом, проблема незаконного игорного бизнеса развивается, поэтому следу-

ет усилить правоприменительные меры, путём расширения поощрительных мер для организаций и увеличения юридической ответственности за правонарушения. В настоящей работе предложено добавить конфискацию имущества в качестве меры наказания к установленному административным и уголовным законодательством штрафу (при этом исключить лишение свободы в качестве наказания).

Также для решения указанной проблемы возможно сформировать институт льготного кредитования для организаторов азартных игр. Считается, что данная мера уменьшит вероятность развития серого рынка, а также послужит мотивацией для молодого бизнеса. В свою очередь, для соблюдения баланса интересов, считается возможным ввести прогрессивный налог для данного игорного бизнеса.

Список цитируемой литературы

1. Базайченко П.А. Правовое регулирование отношений, возникающих из игр и пари: проблемы и пути решения / П.А. Базайченко, Н.С. Махарадзе // Материалы I региональной студенческой конференции к 65-летию ТОГУ: Материалы конференции, Хабаровск, 27-28 апреля 2023 года / Редколлегия: отв. редактор Е.А. Мазур. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2023. С. 17-22. EDN KSNDNG.

2. Бурукова Е.А. Правовое регулирование азартных игр и пари по законодательству Российской Федерации / Е.А. Бурукова // Аллея науки. 2020. Т. 2. № 12(51). С. 493-496. EDN TFEHVD.

3. Коршунов М.И. Развитие правового регулирования азартных игр и пари в России / М.И. Коршунов // Вестник науки. 2019. Т. 2, № 7(16). С. 15-19. EDN HCPRHV.

4. Коршунов М.И. Проблемы современного правового регулирования организации и проведения азартных игр и пари / М.И. Коршунов // Символ науки: международный научный журнал. 2019. № 7. С. 46-48. EDN AJNBPL.

5. Курченко С.В. Проблема правового регулирования игр и пари / С.В. Курченко // Гуманитарные и правовые проблемы современной России: материалы XIII межвузовской студенческой научно-практической конференции, Новосибирск, 27 апреля 2017 года / Новосибирский государственный аграрный университет. Том часть 1. Новосибирск: Новосибирский государственный аграрный университет, 2017. С. 108-110. EDN YZCATJ.

6. Лапухов В. Р. О проблемах правового регулирования обязательств, возникающих из игр и пари / В.Р. Лапухов // Вопросы российской юстиции. 2023. № 26. С. 85-93. EDN RLKODB.

7. Тарасов Д.А. Правовые и технические аспекты блокировки «зеркал» пиратских интернет-ресурсов / Д.А. Тарасов // Вестник экономической безопасности. 2018. № 1. С. 131-133. EDN XSNOMH.

References

1. Bazaichenko P.A. Pravovoe regulirovanie otnoshenii, voznikayushchikh iz igr i pari: problemy i puti resheniya [Legal regulation of relations arising from games and betting: problems and solutions]. Khabarovsk: Tikhookeanskii gosudarstvennyi universitet, 2023. Pр. 17-22. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Burukova E.A. Pravovoe regulirovanie azartnykh igr i pari po zakonodatel'stvu Rossiiskoi Federatsii [Legal regulation of gambling and betting under the legislation of the Russian Federation]. Alleya nauki, 2020, vol. 2, no. 12(51), рр. 493-496. (In Russian).

3. Korshunov M.I. Razvitie pravovogo regulirovaniya azartnykh igr i pari v Rossii [Development of legal regulation of gambling and betting in Russia]. Vestniknauki, 2019, vol. 2, no. 7(16), рр. 15-19. (In Russian).

4. Korshunov M.I. Problemy sovremennogo pravovogo regulirovaniya organizatsii i provedeniya azartnykh igr i pari [Problems of modern legal regulation of the organization and conduct of gambling and betting]. Simvol nauki: mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal, 2019, no. 7, pp. 46-48. (In Russian).

5. KurchenkoS. V. Problema pravovogo regulirovaniya igr i pari. Gumanitarnye i pravovye problemy sovremennoi Rossii [The problem of legal regulation of games and betting]. Novosibirsk: Novosibirskii gosudarstvennyi agrarnyi universitet, 2017. Pp. 108-110. (In Russian).

6. Lapukhov V.R. O problemakh pravovogo regulirovaniya obyazatel'stv, voznikayushchikh iz igr i pari [On the problems of legal regulation of obligations arising from games and betting]. Voprosy rossiiskoi yustitsii, 2023, no. 26, pp. 85-93. (In Russian).

7. Tarasov D.A. Pravovye i tekhnicheskie aspekty blokirovki «zerkal» piratskikh internet-resursov [Legal and technical aspects of blocking «mirrors» of pirated Internet resources]. Vestnik ehkonomicheskoi bezopasnosti, 2018, no. 1, pp. 131-133. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 13.11.2023; принята к публикации 30.11.2023.

The article was submitted 13.11.2023;

accepted for publication 30.11.2023.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author read

and approved the final version

of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.