Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВИА СТРАХОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВИА СТРАХОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Авиа страхование / перевозки / страховой полис / страховые компании / страхователи / выгодоприобретатель / страховой случай / страхование гражданской ответственности / страховщики / авиаперелеты / Air insurance / transportation / insurance policy / insurance companies / policyholders / beneficiary / insured event / civil liability insurance / insurers / air travel

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивлиев Павел Валентинович, Никитина Ольга Алексеевна

В данной статье подробно рассматривается объективная необходимость развития авиационной отрасли в России посредством использования такого финансового инструментария как страхование. Подробно анализируются актуальные проблемы страхового рынка авиационной отрасли в отечественной экономике. Предлагаются наиболее актуальные решения вышеназванных проблем. Рассматриваются перспективы, которые получит народное хозяйство и граждане в целом в случае успешного развития страхования в исследуемой нами теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF AIR INSURANCE IN MODERN RUSSIA

This article examines in detail the objective need for the development of the aviation industry in Russia through the use of such financial instruments as insurance. The current problems of the insurance market of the aviation industry in the domestic economy are analyzed in detail. The most relevant solutions to the above problems are proposed. We consider the prospects that the national economy and citizens as a whole will receive in the event of successful development of insurance in the topic we are studying.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВИА СТРАХОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_11_175

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВИА СТРАХОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ LEGAL REGULATION OF AIR INSURANCE IN MODERN RUSSIA

ИВЛИЕВ Павел Валентинович,

кандидат юридических наук,

доцент института по кафедре гражданского права и процесса Академии ФСИН России. 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru;

НИКИТИНА Ольга Алексеевна,

кандидат педагогических наук, доцент, директор Института Академии ФСИН России. 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: Artemia123@yandex.ru;

IVLIEV Pavel Valentinovich,

PhD in Law, Associate Professor of the Institute for the Department of Civil Law and Process of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, st.Sennaya, 1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru;

NIKITINA Olga Alekseevna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor. Director of the Institute of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, st. Sennaya, 1. E-mail: Artemia123@yandex.ru

Краткая аннотация: В данной статье подробно рассматривается объективная необходимость развития авиационной отрасли в России посредством использования такого финансового инструментария как страхование. Подробно анализируются актуальные проблемы страхового рынка авиационной отрасли в отечественной экономике. Предлагаются наиболее актуальные решения вышеназванных проблем. Рассматриваются перспективы, которые получит народное хозяйство и граждане в целом в случае успешного развития страхования в исследуемой нами теме.

Abstract: This article examines in detail the objective need for the development of the aviation industry in Russia through the use of such financial instruments as insurance. The current problems of the insurance market of the aviation industry in the domestic economy are analyzed in detail. The most relevant solutions to the above problems are proposed. We consider the prospects that the national economy and citizens as a whole will receive in the event of successful development of insurance in the topic we are studying.

Ключевые слова: Авиа страхование, перевозки, страховой полис, страховые компании, страхователи, выгодоприобретатель, страховой случай, страхование гражданской ответственности, страховщики, авиаперелеты.

Keywords: Air insurance, transportation, insurance policy, insurance companies, policyholders, beneficiary, insured event, civil liability insurance, insurers, air travel.

Для цитирования: Ивлиев П.В., Никитина О.А. Правовое регулирование авиа страхования в современной России // Аграрное и земельное право. 2023. № 11(227). С. 175-177. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_175.

For citation: Ivliev P.V., Nikitina O.A. Legal regulation of air insurance in modern Russia // Agrarian and Land Law. 2023. No. 11(227). pp. 175177. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_175.

Статья поступила в редакцию: 25.10.2023

Введение. Актуальность темы настоящего исследования не вызывает никаких сомнений. Это обусловлено тем, что для развития удаленных регионов России, необходимо их полноценное сообщение. Именно авиация способна быстро в срок и качественно доставить необходимые грузы, материалы и иное оборудование для развития потенциала народного хозяйства. Авиационная отрасль в России в приснопамятные девяностые по понятным причинам сильно деградировала и требует серьезного обновления инфраструктуры и финансовых вливаний. На сегодняшний день в России обновлено или построено с нуля достаточное количество аэропортов. Что само по себе создает благоприятную почву для развития авиации. Не использовать данный потенциал для развития страны было бы опрометчиво. И для того чтобы привлечь большее количество людей к тому чтобы они делали свой выбор в пользу авиаперевозок необходимо дополнительно простимулировать через имеющиеся инструментарий. Одним из наиболее актуальных таких инструментариев развития авиа перевозок и улучшения уровня их безопасности на наш взгляд, безусловно, выступает такой финансовый механизм как страхование.

Для более полного понимания темы настоящего исследования необходимо раскрыть определение термина страхование. Итак, под страхованием можно понимать отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков[3].

Цель исследования. Целью настоящего исследования является выявление актуальных проблем развития авиа страхования в современной России. Также проведение анализа связанного с предоставлением эффективных механизмов совершенствования авистрахования для развития народного хозяйства современной России.

Методы исследования. В данном исследовании применяется описательный и перспективный методы. Посредством описательного метода изучается, и анализируются проблемные вопросы применения такого финансового инструментария как страхование в целях развития экономики России. А по средством перспективного метода предлагаются эффективные пути и способы решения проблем в исследуемой сфере.

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 11(227)

Развитие такой страны как России невозможно без крупных проектов. Мощное авиастроение является залогом формирования большого количества необходимых критических компетенций, а также укрепления экономики страны, роста её валового внутреннего продукта и независимости на международной арене. Более того в условиях санкций, которые недружественные страны ввели против России вопрос развития и поддержка отечественного авиастроения стоит еще более остро.

Но необходимо отметить, что государственные инвестиции в исследуемую нами отрасль народного хозяйства хоть и являются фундаментально поддерживающими данную сферу, но без массового спроса населения на услуги авиаперевозок их поддержка не будет во многом обесцениваться. Как известно авиаперевозки по своей специфики являются достаточно рисковым способом транспортировки грузов по сравнению с другими видами и при этом дорогостоящим. И для того чтобы сделать данный вид перевозок более безопасным и надежным и тем самым привлечь массы людей для этого необходимо использовать весь имеющийся механизм страхования. Авиа страхование является важным инструментом для защиты пассажиров и авиакомпаний от финансовых рисков, связанных с авиаперелетами. Для того чтобы инструментарий страхования заработал на полную мощь, необходимо решить ряд серьезных проблем, которые имеют место быть в отечественной действительно-сти[1].

Первая и наиболее значимая проблема - низкая степень осведомленности населения о необходимости авиа страхования. Многие пассажиры не понимают, что при возникновении аварийной ситуации или задержки рейса, страховой полис может покрыть их расходы на проживание, питание и другие необходимые расходы. Недостаточная информированность приводит к тому, что большинство пассажиров не приобретают полисы перед вылетом, что в свою очередь уменьшает спрос на авиа страхование. Данная проблема не нова и имеет под собой серьезное историческое наследие. Речь идет о том, что в советские времена в силу того что в принципе рынок авиа услуг только начал развиваться и по этой причине граждане не могли предполагать какие услуги в принципе могли им предоставляться в сфере авиаперевозок. А после распада Советского Союза развитие авиаперевозок не получало необходимого внимания. Часто клиенты не имеют полной информации о том, какой именно вид страхования им необходим, какие риски он покрывает, а на какие не распространяется. Для решения этой проблемы надо всячески повышать информированность граждан. Необходимо создать образовательные программы и ресурсы, направленные на повышение уровня осведомленности населения о видах страхования и их покрытии.

Второй проблемой на рынке авиастрахования можно смело выделить недостаточную конкуренцию на рынке авиа страхования. В последнее время происходит консолидация отрасли. Всё большая часть рынка концентрируется в руках нескольких страховщиков в авиационной сфере. В России к сожалению на сегодняшний день действует всего несколько крупных страховых компаний, которые предлагают авиа страхование. Это ограничивает выбор пассажиров и не позволяет им получить наиболее выгодные условия страхования. Кроме того, недостаток конкуренции снижает качество предлагаемых услуг и не стимулирует страховые компании к внедрению новых технологий и улучшению сервиса. Конечно же, увеличение количество страховщиков в исследуемой нами отрасли позволит усилить конкуренцию между ними, но если учесть что авиа страховщики это компании с большими страховыми резервами и обладающими соответствующий спецификой работы в авиа сфере, то резко увеличить количество страховщиков вряд ли получится. Данную проблему можно попытаться решить с помощью государственной поддержки страхования в авиа отрасли.

Третья проблема - высокая стоимость авиа страхования. В России цены на страховые полисы для авиаперелетов значительно выше, чем в других странах. Это связано с рядом факторов, включая низкую конкуренцию на рынке и высокие риски авиаперевозок в России. Высокая стоимость страхования отталкивает многих потенциальных страхователей и выгодоприобретателей от его приобретения и делает авиа страхование недоступным для широкой аудитории. Решение данной проблематики можно найти в регулировании тарифов. Важно установить справедливые цены на авиа страхование, которые бы учитывали риски, но при этом оставались доступными для широкого круга клиентов. С учетом низкой конкуренции и возможного сговора в исследуемой нами сфере действие антимонопольного органа будет очень даже не лишним в решении проблемы высоких тарифов.

Четвертая проблема - недостаточное покрытие страховых случаев. В России не существует единой системы контроля за исполнением обязательств страховых компаний, что может привести к ситуации, когда пассажиры не получат компенсацию по страховому случаю. Кроме того, некоторые страховые компании могут отказывать в выплате компенсации, ссылаясь на недостаточное количество документов или другие формальности. Как известно коммерческое страхование в России является достаточно новым видом деятельности и не имеет под собой большого исторического опыта. Именно поэтому и возникает данная проблема. Её решение можно смело найти в заимствовании зарубежного опыта в сфере авиа страхования. Более того сюда можно отнести проблему отсутствия опыта перестрахования риском авиа перевозчиков у отечественных страховщиков. Также необходимо отметить проблему отсутствия четкого плана действий на случай если произойдут серьезные авиационные катастрофы. Данные проблемы также можно решить посредством заимствования опыта у развитых стран.

Пятая проблема - отсутствие государственной поддержки и регулирования авиа страхования. В отличие от многих других стран, в России не существует государственных программ или механизмов для поддержки и развития авиа страхования. Это ограничивает возможности страховых компаний и не позволяет им эффективно работать на рынке. Решении данной проблематики как выходит из её названия невозможно решить без участия государства. Четкие государственные процедуры и прозрачная нормативно правовая база будет являться залогом решения данной проблемы.

Шестой проблемой можно смело выделить ограниченный выбор страховых продуктов. В России часто недостаточно разнообразие авиа страховых продуктов, что ограничивает возможности клиентов. Например, недостаточное покрытие медицинских расходов за границей, а

также страхование багажа, авиарейсов, а также страхование гражданской ответственности и страхование самих воздушных судов. Именно поощрение страховых компаний к созданию более гибких и разнообразных предложений, учитывающих потребности различных категорий клиентов, также привлечет больше количество желающих пользоваться авиаперевозками.

Седьмой проблемой можно смело назвать Неполное понимание процедур и сроков выплат. Не всегда ясно, какие действия необходимо предпринять в случае страхового случая, и как быстро будут осуществлены выплаты. Регулирование этой проблематики можно найти в усилении контроля за процессом выплат. Для обеспечения доверия клиентов необходимо улучшить процедуры и временные рамки выплат по страховым случаям, а также повысить прозрачность этого процесса.

И заключительной проблемой можно констатировать факт того, что страховщики не охотно берут на себя обязательства по авиационному страхованию в полной мере. Речь идет о том, что страховые компании перестраховывают риски за рубежом. Это связано с тем, что в нашем государстве отсутствует необходимое количество перестраховочных емкостей при этом западные перестраховщики обладают необходимой финансовой устойчивостью и проверенной репутацией. Решение этой проблемы можно смело увязать с увеличением перестраховочных емкостей и строгим выполнением взятых на себя обязательствам.

Прозрачность, стабильность и устойчивость страхового рынка является гарантом непрерывного развития экономики государства[2].

Страхование авиационных рисков - представляет собой постоянно развивающуюся сферу страхования, связанная с высокотехнологичными и высоко рисковыми вопросами авиационных технологий. Роль страхового обеспечения авиационного рынка регулярно возрастает из-за существенных материальных затрат, которые непосредственно связанны с возмещением потерь по страховым случаям.

Заключение. Подводя итог всему вышесказанному можно смело утверждать, что авиационное страхование вполне может быть одним из локомотивов отечественной экономики, но только при условии решении вышеназванных проблем. Авиационное страхование обеспечивает защиту от финансовых потерь, способствует привлечению инвестиций, улучшает безопасность и повышает конкурентоспособность авиационных компаний. Внедрение надежной системы авиационного страхования может помочь ускорить развитие авиа отрасли и сделать ее более устойчивой и успешной. В широком смысле слова развитие авиации способно резко увеличить макроэкономические показатели отечественной экономики, привлечь дополнительно инвесторов из третьих стран и развивать необходимые технологические компетенции для обеспечения независимости нашего государства.

Библиография:

1. Ивлиев П.В. Страхование как способ развития сельского хозяйства в современной России // Аграрное и земельное право. 2023. № 9 (225). С: 83-85.

2. Ананьева Е.О., Ивлиев П.В. Актуальные проблемы правового регулирования рынка страхования в современной России // Евразийский юридический журнал. 2023. № 7 (182). С. 135-137.

3. Закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

References:

1. Ivliev P.V. "Insurance as a way to develop agriculture in modern Russia" // Agrarian and Land Law, No. 9 (225), 2023, pp. 83-85.

2. Ananyeva E.O., Ivliev P.V. "Current problems of legal regulation of the insurance market in modern Russia" // Eurasian Legal Journal, No. 7 (182), 2023, P: 135-137.

3. Law of the Russian Federation of November 27, 1992 No. 4015-1 "On the organization of insurance business in the Russian Federation."

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.