Научная статья на тему 'Правовое регулирование альтернативных форм привлечения инвестиций: на примере краудфандинга'

Правовое регулирование альтернативных форм привлечения инвестиций: на примере краудфандинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
инвестиционные платформы / краудфиандинг / краудлендинг / краудинвестинг / утилитарные цифровые права / Банк России / розничные инвестиции / investment platforms / crowdfunding / crowdfunding / crowdinvesting / utilitarian digital rights / Bank of Russia / retail investments

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вожагов Максим Вадимович

В статье проведен предметный и функциональный анализ правового регулирования краудфандинга, как альтернативного инструмента привлечения финансирования в инновационные проекты. Отмечено, что его правовое регулирование остается формальным, а должно обеспечивать баланс интересов инвестора, реципиента денежных средств, оператора платформы. Целью работы стало формирование авторской концепции регулирования рынка краудфандинга, внесение предложений по изменению действующего законодательства с целью создания комфортных условий для привлечения инвестиций с использованием инвестиционных платформ. В связи с тем, что частно-правовой природой краудфандинга для исследования применялись сравнительно-правовой и формально-юридический метод. Исследованы способы инвестирования краудфандинга, формально-юридические и организационные требования к каудфандинговой платформе. Новизна работы заключается в выявлении правовых противоречий в вопросах правового регулирования краудфандинга. Результатами исследования стали предложения по усилению юридических механизмов защиты краудфандинга, по установлению правил и участия государства через государственно-частные проекты. В ходе проведенного исследования автор полагает, что развитие новых правовых механизмов для развития инвестиционной деятельности, является неотъемлемой частью процесса обеспечения экономического суверенитета РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF ALTERNATIVE FORMS OF ATTRACTING INVESTMENTS: THE EXAMPLE OF CROWDFUNDING

The article provides a substantive and functional analysis of the legal regulation of crowdfunding as an alternative tool for attracting financing to innovative projects. It is noted that its legal regulation remains formal, but should ensure a balance of interests of the investor, the recipient of funds, the operator of the platform. The aim of the work was the formation of the author’s concept of regulating the crowdfunding market, making proposals to change the current legislation in order to create comfortable conditions for attracting investments using investment platforms. Due to the fact that the private-legal nature of crowdfunding, comparative legal and formal legal methods were used for research. The methods of crowdfunding investment, formal legal and organizational requirements for the crowdfunding platform are investigated. The novelty of the work lies in the identification of legal contradictions in the issues of legal regulation of crowdfunding. The results of the study were proposals to strengthen legal mechanisms for protecting crowdfunding, to establish rules and state participation through public-private projects. In the course of the study, the author believes that the development of new legal mechanisms for the development of investment activity is an integral part of the process of ensuring the economic sovereignty of the Russian.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование альтернативных форм привлечения инвестиций: на примере краудфандинга»

Правовое регулирование альтернативных форм привлечения инвестиций: на примере краудфандинга

Вожагов Максим Вадимович,

аспирант, кафедра финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) E-mail: mvozhagov@bk.ru

В статье проведен предметный и функциональный анализ правового регулирования краудфандинга, как альтернативного инструмента привлечения финансирования в инновационные проекты. Отмечено, что его правовое регулирование остается формальным, а должно обеспечивать баланс интересов инвестора, реципиента денежных средств, оператора платформы. Целью работы стало формирование авторской концепции регулирования рынка краудфандинга, внесение предложений по изменению действующего законодательства с целью создания комфортных условий для привлечения инвестиций с использованием инвестиционных платформ. В связи с тем, что частно-правовой природой краудфандинга для исследования применялись сравнительно-правовой и формально-юридический метод. Исследованы способы инвестирования краудфандинга, формально-юридические и организационные требования к каудфандинговой платформе. Новизна работы заключается в выявлении правовых противоречий в вопросах правового регулирования краудфандинга. Результатами исследования стали предложения по усилению юридических механизмов защиты краудфандинга, по установлению правил и участия государства через государственно-частные проекты. В ходе проведенного исследования автор полагает, что развитие новых правовых механизмов для развития инвестиционной деятельности, является неотъемлемой частью процесса обеспечения экономического суверенитета РФ.

Ключевые слова: инвестиционные платформы, краудфиан-динг, краудлендинг, краудинвестинг, утилитарные цифровые права, Банк России, розничные инвестиции.

сч о см

Введение

Важным условием для развития инновационных технологий и укрепления технологического суверенитета России является поддержание стабильной финансовой базы для инновационных компаний, заинтересованных в запуске новых проектов, пилотном тестировании технологий и внедрении инновационных производственных инструментов. Важно понимать, что значимой особенностью таких компаний является отсутствие устойчивого денежного потока, и, как следствие, постоянная потребность в использовании различных инструментов для привлечения денежных средств извне, таких как венчурное финансирование,заемное финансирование или иные возможные инструменты.

В настоящее время российская экономика вынуждена противостоять беспрецедентному санк-ционному давлению со стороны западных стран, и переживает турбулентность, влекущую снижение инвестиционной активности. Принятые Банком России и Правительством Российской Федерации антикризисные меры стабилизировали экстраординарную ситуацию, однако она остается напряженной, что влечет, в том числе, изменение конъюнктуры венчурного рынка. В последний год инвестиционный климат для классических моделей финансирования инновационных проектов заметно ухудшился, что привело к резкому снижению инвестиционной активности. Так, по данным Dsight, за первые 11 месяцев 2022 года объем венчурных инвестиций в российские стартапы составил $720 млн - это в 3,5 раза меньше итогов 2021 года1. При этом количество сделок за данный период снизилось в три раза - до 103. На фоне ухудшающихся в России показателей венчурного инвестирования, поиск возможных альтернатив становится все более востребованным у инновационных проектов. Вместе с тем, использование альтернативных инструментов сопряжено со значительными рисками, для минимизации которых и должна быть задействована правовая система Российской Федерации.

Важным трендом, наблюдаемым в последние годы, становится рост интереса граждан России к розничным инвестициям. В науке и законодательстве отсутствует единое понимание розничных инвестиций. В целом, по мнению автора, под розничными инвестициями следует понимать совершаемые индивидуальным (частным) инвестором инвестиции в ценные бумаги или фонды, со-

[Электронный ресурс] URL: https://rb.ru/analytics/venture-results-2022/ (дата обращения: 15.09.2023).

держащие корзину ценных бумаг. Активное развитие инфраструктуры для розничных инвесторов на базе банков и крупных инвестиционных фондов привело к настоящему буму в России, по статистике, приведенной Банком России, в стране всего открыто 27 млн счетов для совершения розничных инвестиций1.

Следует отметить, что средняя сумма, размещенная на индивидуальном инвестиционном счете розничного инвестора: 65-85 тысяч рублей, таким образом, рассуждая о розничном инвестировании и перспективах его развития в России, следует учитывать:

1. Речь идет о массовом явлении (приблизительно 15-20% населения РФ в той или иной форме вовлечены в инвестиционную активность);

2. Индивидуальные инвесторы вкладываются, преимущественно, небольшими суммами, что свидетельствует о том, что указанная деятельность для них не является основной, а связана, скорее, с интересом к рынку розничных инвестиций и желанием попробовать соответствующий инструмент.

Обстоятельства, озвученные выше, свидетельствуют о возможности использования опыта развития рынка частных инвестиций в РФ для преодоления существующего недостатка в финансировании инноваций через развитие устойчивого инструментария, позволяющего розничному инвестору вкладывать денежные средства в проекты.

Одним из распространенных в мире способов финансирования проектов является привлечение коллективных финансов с использованием инвестиционных платформ. В соответствии с исследованием Банка России, к середине 2022 года объем рынка коллективного финансирования достиг следующих показателей:

- объем привлекаемых средств увеличился почти в 1,5 раза и составил 20,4 млрд рублей2.

- в начале 2023 года в реестре операторов инвестиционных платформ значилось 64 организации, а общее количество зарегистрированных на площадках инвесторов превысило 54 тысячи. Инвестиционные платформы развиваются

в России уже несколько лет, вместе с тем, они по-прежнему не занимают значимую часть финансового рынка. Динамика роста капитализации этого рынка остается относительно невысокой в сравнении с зарубежными показателями. Так, соответствующий рынок в Великобритании достиг 3.8 млрд $3, в то время как в России он составляет, приблизительно, 36 млрд рублей4. Среди про-

1 [Электронный ресурс] URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-anaNtika/kakie-summy-na-schetakh-u-investorov-i-vo-chto-oni-ikh-vkladyvaiut (дата обращения: 15.09.2023).

2 [Электронный ресурс] URL: https://cbr.ru/Collection/ Collection/File/42097/crowdfunding_market_01_2022.pdf (дата обращения: 15.09.2023).

3 [Электронный ресурс] URL: https://www.statista.com/ outlook/dmo/fintech/digital-capital-raising/crowdlending-business/ united-kingdom (дата обращения: 15.09.2023).

4 [Электронный ресурс] URL: https://dzen.ru/a/

ZGYbt09XGTdwREdG (дата обращения: 15.09.2023).

блем, препятствующих развитию целевого рынка следует отметить: общее недоверие розничных инвесторов в России к рынку; отсутствие заинтересованности со стороны банков и корпораций в РФ, а также крупных инвесторов; повышенные риски; ограниченные возможности для инвесторов.

Очевидно, некоторые из существующих ограничений могут быть преодолены с использованием правовых механизмов, исследование которых представляет безусловный научный интерес.

Правовые основы розничного инвестирования через инвестиционные платформы (краудфандинг)

Деятельность по привлечению финансирования с использованием инвестиционных платформ в док-тринальных источниках и обычной практике именуется «краудфандинг». С юридической точки зрения, краудфандинг - это разновидность гражданско-правовых отношений, в которых инвестиционная платформа играет роль площадки для регистрации отношений между сторонами.

Основными сторонами правовых отношений в рамках краудфандинга выступают:

- сторона, инвестирующая денежные средства (далее - «инвестор»);

- сторона, получающая денежные средства (далее - «реципиент инвестиций»);

- платформа, обеспечивающая взаимодействие сторон (далее - «инвестиционная платформа»).

Термин «краудфандинг» был введен в 2006 году журналистом Джеффом Хау, который рассматривал краудфандинг как один из возможных способов «краудсорсинга», определяемого журналистом как использование ресурсов масс в информационно-телекоммуникационной сети интернет для решения определенных задач5.

Следует отметить, что предложенный термин оказался удачным, он используется до сих пор во многих странах мира и является универсальным. На практике также встречается использование термина «краудфинансирование» как тождественного понятия, в частности, указанный термин можно обнаружить в ряде научных статей6, а также исследованиях Банка России7.

Вместе с тем, термин «краудфандинг» представляется более актуальным, он часто встречается в аналитических и доктринальных статьях, а также справочных материалах. Следует отметить особую теоретическую и практическую значимость четкого определения используемых терминов. Так, использование термина «краудфинансирование»,

[Электронный ресурс] URL: http://crowdsourcing.ru/article/ what_is_the_crowdsourcing (дата обращения: 11.09.2023).

6 Исаков Д.В. Краудфинансирование -альтернативный цифровой способ инвестирования // [Электронный ресурс] URL: www.lender-invest.ru (дата обращения: 11.09.2023).

7 [Электронный ресурс] URL: https://cbr.ru/Content/ Document/File/120740 /press_01032022_1.pdf (дата обращения: 11.09.2023).

5 -а

сз ж

<

потенциально, может необоснованно сужать термин «краудфандинг» или привести к его рассмотрению в некорректном аспекте.

В актуальном исследовании Банка России1 «краудфандинг» рассматривается как любая форма привлечения финансирования с использованием инвестиционных платформ, выступая более широким понятием по отношению к другим формам привлечения финансирования:

Краудлендинг: инвестирование путем предоставления займов;

Краудинвестинг: инвестирование путем приобретения ценных бумаг;

Инвестирование через УЦП: инвестирование путем приобретения утилитраных цифровых прав.

Представленные в исследовании формы привлечения розничного финансирования корреспондируют общепринятой в доктрине классификации видов краудфандинга по форме встречного предоставления инвесторам:

1) Donation-based crowdfunding (благотворительный краудфандинг) - краудфандинг без встречного предоставления со стороны реципиента

- 2

инвестиций .

2) Reward-based crowdfunding (условно-возвратный краудфандинг) - краудфандинг, при котором реципиент инвестиций получает награждение, не связанное с денежным (например: утилитарное цифровое право)3.

3) Investment-based crowdfunding (краудинвестинг) - предполагает приобретение спонсором ценных бумаг или долей в компании - реципиенте инвестиций.

4) Loan-based crowndfunding (краудлендинг) -определённая форма краудфандинга, при которой инвесторы вкладывают личные средства и в качестве дохода получают от реципиента

4

процент от суммы выданного займа . Приведенная выше теоретическая классификация краудфандинга соответствует видам инвестирования, предусмотренными Законом № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - «Закон»)5. В соответствии с ст. 5 Закона, инвестирование с использованием

см о см

[Электронный ресурс] URL: https://cbr.ru/Collection / Collection/File/42097/crowdfunding_market_01_2022.pdf дата обращения: 11.09.2023).

2 Мотовилов О.В. Феномен краудфандинга: исследование особенностей // Вестник Санкт Петербургского университета. Экономика. - 2018. - Том 34. - Вып. 2. - С. 303.

3 Быкова О.Н., Ольховская М.О., Профатилов Д.А. Крау-дфандинг: интернет-благотворительность или инструмент инвестирования инновационного проекта? // Инновации. - 2015 -Вып. 2. С. 59.

4 Новые инструменты привлечения финансирования на развитие технологических компаний: практика использования и перспективы развития в России. Аналитический доклад. М., 2018. // URL .: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/ direct /219492205?ysclid=lo3zq9mnwr176613344 (дата обращения 15.09.2023)

5 Федеральный закон от 02 августа 2019 г. № 259-ФЗ

«О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законода-

инвестиционной платформы может осуществляться следующими способами:

1) путем предоставления займов;

2) путем приобретения эмиссионных ценных бумаг;

3) путем приобретения утилитарных цифровых прав;

4) путем приобретения цифровых финансовых активов.

Безусловно, такие инвестиционные инструменты как краудфандинг требуют особого подхода к их правовому регулированию, способному обеспечить баланс интересов инвестора, реципиента денежных средств, оператора платформы, при этом сохранив прозрачность правового регулирования. Так, О.Ю. Патласов и А.А. Грахов справедливо отмечают, технологии, непосредственно связанные с организацией крадфандинга, нередко становятся инструментом для совершения преступлений, в связи с чем создание должной правовой системы является безусловным требованием для развития новых инвестиционных систем6. С выводами ученых нельзя не согласиться, ключевым фактором развития краудфандиднговых платформ является обеспечение финансовой безопасности и устойчивого нормативно-правового регулирования.

Инвестиционные платформы как ключевое звено инвестиционной деятельности

Центральным элементом правовых отношений, возникающих при краудфандинге, выступает инвестиционная платформа, определяемая Законом как информационная система в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», используемая для заключения с помощью информационных технологий и технических средств этой информационной системы договоров инвестирования, доступ к которой предоставляется оператором инвестиционной платформы (далее — «Платформа»). Таким образом, Платформа не отражает интересов каких-либо сторон, выступая лишь в роли значимого инфраструктурного элемента.

К деятельности Платформ применяется ряд требований, которые, условно, могут быть разделены на два класса:

1.Формально-юридические требования к деятельности юридического лица — оператора Платформы:

— наличие записи об операторе в реестре инвестиционных платформ Банка России;

— наличие уставного капитала хозяйственного общества — оператора Платформы не менее 5 млн рублей;

— соответствие определенным требованиям, касающимся аффилированных и связанных лиц,

тельные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.08.2019. № 31. П. 6 ст. 7.

6 А.А. Грахов, О.Ю. Патласов. Краудфандинг и сеть P2P: прогноз взаимодействия и альтернативного финансирования в условиях кризиса//Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 4 (26). С. 204—218.

а также руководства юридического лица - оператора Платформы.

2. Организационные требования к деятельности Платформы:

- хранение информации о договорах, заключаемых в рамках Платформы;

- раскрытие определённой информации о Платформе.

В середине 2023 года в России успешно действует 64 краудфандинговых платформ. Среди наиболее популярных отечественных площадок выделяют В Дело, JetLand, Город Денег, каждая из которых отличается специфическими условиями.

УЦП как основной актив в рамках краудфандинговой деятельности

Говоря о правовой природе утилитарных цифровых прав (УЦП), следует отметить, что они квалифицируются пунктами 1 и 3 статьи 8 Закона как цифровые права. Фактически УЦП представляет собой эмитируемое в информационно-телекоммуникационной сети интернет цифровое свидетельство, подтверждающее возникшее при приобретении УЦП у инвестора цифровое право, предоставленное реципиентом инвестиций.

Статья 8 Закона закрепляет три вида утилитарных цифровых прав:

• право требовать передачи вещи;

• право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;

• право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.

Также пункт 3 статьи 8 Закона, позволяет выявить ряд дополнительных признаков, характеризующих утилитарные цифровые права: такие права должны изначально возникнуть как цифровые; основанием их возникновения является договор о приобретении утилитарного цифрового права; указанный договор должен быть заключен при использовании Платформы. Важно отметить, что Законом определяется ряд случаев, при которых право требования в электронном виде не может являться утилитарным цифровым правом: право требования сопряжено с государственной регистрацией или нотариальным удостоверением.

Включение утилитарных цифровых прав в Закон нацелено на регулирование условно-возвратного краудфандинга. Следует отметить, что право требования является обязательным квалифицирующим признаком утилитарного цифрового права, таким образом, поддержка какого-либо проекта через инвестиционную платформу без какого-либо встречного предоставления не предусмотрена Законом. Законодателем выносится за периметр Закона благотворительная модель краудфандинга, вместе с тем, указанная форма по-прежнему сохраняет свою популярность в РФ, например, кра-удфандинговая платформа Boomstarter одномо-

ментно в 2023 году привлекает финансирование в более чем 200 творческих проектов. Финансирование от инвесторов на платформе не предполагает какого-либо встречного предоставления от реципиента инвестиций, таким образом деятельность Boomstarter1 не квалифицируется в соответствии с требованиями Закона. Указанный вакуум в части регулирования распространенной формы кра-удфандинга, очевидно, влечет ряд правовых противоречий, устранение которых должно стать безусловным приоритетом законодателя РФ.

На данный момент также представляется, что рынок краудфандинга может быть дополнительно усилен с использованием ряда юридических механизмов.

1. Одним из приоритетных направлений совершенствования законодательства о краудфан-динге должно стать расширение возможностей для розничных инвесторов по снижению рисков, а также повышение общего уровня доверия к краудфандингу в России. Предположительно, позитивный кумулятивный эффект на деятельность инвестиционных платформ в России может быть оказан в случае увеличения доли профессиональных институциональных инвесторов на рынке краудфандинга. Появление профессиональных участников рынка расширит присутствие розничных инвесторов на рынке, а также, очевидно, снизит риски, обусловленные низким качеством проектов - реципиентов инвестиций.

В целях синергии существующих инвестиционных платформ и крупных объединений инвесторов (инвестиционных фондов/клубов частных инвесторов) - рекомендуется рассмотреть возможность: 0) введения правил обращения нового класса виртуальных активов - фондов, представляющих собой пай (пул определенных активов), торгуемых в рамках Платформ. В таком случае торгуемым на инвестиционной площадке фондом, потенциально, может стать объединенная в портфель группа активов, находящаяся под управлением опытного инвестора, позволяющего розничному инвестору Платформы вкладывать денежные средства одновременно в несколько активов, минимизируя риски; (п) введения единых правил деятельности инвестиционных фондов, объединений группы частных инвесторов, нацеленных на управление коллективными инвестициями в рамках Платформы. Появление инвестиционных фондов, функционирующих в рамках Платформ - важный шаг на пути усиления экспертизы на рынке краудфандинга в России. Действующее законодательство не исключает возможность коллективных инвестиций рамках Платформы, однако появление унифицированных правил для фондов простимулирует появление новых больших игроков, а также приведет на рынок корпоративных инвесторов.

1 [Электронный ресурс] URL: https://boomstarter.ru/ (дата обращения: 11.09.2023).

5 -о

сз ж

■с

2. Важным шагом для увеличения роли крауд-фандинга в инфраструктуре российского финансового рынка является участие государства в реализации отдельных проектов. Возможным направлением, для развития рынка, потенциально, может стать реализация государственно-частных инвестиционных проектов с использованием Платформ. Проектами, реализуемыми по ГЧП-модели могут стать важные с инфраструктурной и культурной точек зрения проекты, например, реставрация объектов культурного наследия.

Реализация ГЧП-проектов на рынке краудфан-динга одновременно обеспечивает достижение нескольких значимых задач:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0) государство своим авторитетом легитимизирует деятельность инвестиционных платформ и рынок краудфандинга в целом; (и) государство получает возможность частично перераспределить бюджетную нагрузку на граждан-розничных инвесторов; (Ш) государство обеспечивает получение дополнительной обратной связи касательно отдельных принимаемых решений от граждан.

3. Не менее важным является увеличение прозрачности процедуры краудфандинга за счет расширения требований к инвестиционным платформам. Важной проблемой уже продолжительное количество времени остаются мошеннические проекты, представленные на Платформах. Деятельность, направленная на их минимизацию, является безусловным приоритетом законодателя в РФ, однако, представляется, что некоторые меры для обеспечения дополнительной прозрачности должны быть предприняты:

0) необходимо предусмотреть Законом обязательное включение оператором Платформы в правила инвестиционной платформы обязанность по предоставлению реципиентом инвестиций промежуточной отчетности инвестору с обязательным закреплением формы соответствующей отчетности. (и) важно установить обязанность оператора инвестиционной платформы раскрывать методику оценки рисков в отношении проектов - реципиентов инвестиций, а также рисков соответствующих инвестиционных предложений, размещаемых на платформе.

Следует отметить, что большинство операторов инвестиционных платформ опираются, в большей степени, на формальные критерии (срок существования юридического лица проекта - реципиента инвестиций, среднемесячная выручка, кредитная история и пр.), однако предполагается, что минимизация рисков инвестора требует более обширной экспертизы (обзор динамики на соответству-5= ющем рынке, оценка потенциальной доли проекта — на рынке, анализ конкурентов, пр.). Размещение ^ соответствующей информации на Платформе су-^ щественно повысит информированность инвесто-Ц ров о проектах, а также создаст благоприятные

условия для усиления качества проектов, инвестиционные предложения которых размещаются на платформе.

Хотелось бы отметить, что рынок краудфандинга уже неоднократно изучался исследователями в РФ, вместе с тем, по мнению автора, регулирование института краудфандинга остается несколько формальным и отчасти не ориентированным на реальные потребности бизнеса в этой сфере. Построение системы законодательства в отношении краудфандинга должно соответствовать ключевым принципам правового регулирования. В.С. Нерсе-сянц к принципам правоустановительной деятельности относит: правовой прогресс, правовую легитимность, общесоциальную легитимность, научную обоснованность, системность, профессионализм1.

Приведенный перечень принципов свидетельствует о том, что правовое регулирование должно быть клиентоцентричным, ориентированным, в первую очередь, на создание комфортных условий для ведения бизнеса в России. Именно правовые механизмы должны стать ключевым элементом при развитии инфраструктуры розничного финансирования инновационных проектов.

Литература

1. Быкова О.Н., Ольховская М.О., Профа-тилов Д.А. Краудфандинг: интернет-благотворительность или инструмент инвестирования инновационного проекта? // Инновации. — 2015 — Вып. 2. С. 58—63.

2. А. А. Грахов, О.Ю. Патласов. Краудфандинг и сеть P2P: прогноз взаимодействия и альтернативного финансирования в условиях кризи-са//Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 4 (26). С. 204—218.

3. Исаков Д.В. Краудфинансирование — альтернативный цифровой способ инвестирования // URL: https:// www.lender-invest.ru (дата обращения: 11.09.2023).

4. Какие суммы на счетах у инвесторов и во что они их вкладывают // БКС Экспресс. 12.12.2022 // URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/ kakie-summy-na-schetakh-u-investorov-i-vo-chto-oni-ikh-vkladyvaiut (дата обращения 15.09.2023)

5. Краудфандинговая платформа // URL: https:// boomstarter.ru/ (дата обращения: 11.09.2023).

6. Краудфинансирование — инструмент привлечения финансирования для малого и среднего бизнеса // URL: https://cbr.ru/Content/Document/ File/120740/press_01032022_1.pdf (дата обращения: 11.09.2023).

7. Мотовилов О.В. Феномен краудфандинга: исследование особенностей // Вестник Санкт Петербургского университета. Экономика. — 2018. — Том 34. — Вып. 2. — С. 298—316.

8. Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства: учебник / В.С. Нерсесянц. — М.: Норма-ИНФРА-М, 2012. —560 с.

1 Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства: учебник / В.С. Нерсесянц. — М.: Норма-ИНФРА-М, 2012. — 419—421 с.

9. Новые инструменты привлечения финансирования на развитие технологических компаний: практика использования и перспективы развития в России. Аналитический доклад. М., 2018. // URL.: https://publications.hse.ru/mirror/ pubs/share/direct/219492205?ysclid=lo3zq9mn-wr176613344 (дата обращения 15.09.2023)

10. Обзор рынка краудфандинга в России

2021 и 1 квартал 2022. Информационно-аналитический материал. М., 2022 // URL.: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/42097/ crowdfunding_market_01_2022.pdf (дата обращения: 15.09.2023).

11. Объем рынка краудфандинга по итогам

2022 года вырос почти в 1,5 раза WBCMedia // URL.: https://dzen.ru/a/ZGYbt09XGTdwREdG (дата обращения: 15.09.2023).

12. Объем сделок в 2022 - в 3,5 раза меньше, чем в 2021: венчурные итоги // URL.://https://rb.ru/ analytics/venture-results-2022/ (дата обращения: 15.09.2023).

13. Федеральный закон от 02 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.08.2019. № 31. П. 6 ст. 7.

14. Crowdlending (Business) - United Kingdom // URL.: https://www.statista.com/outlook/dmo/fin-tech/digital-capital-raising/crowdlending-business/ united-kingdom (дата обращения: 15.09.2023).

15. What is crowdsourcing? // URL: http://crowdsourc-ing.ru /article/what_is_the_crowdsourcing (дата обращения: 11.09.2023).

LEGAL REGULATION OF ALTERNATIVE FORMS OF ATTRACTING INVESTMENTS: THE EXAMPLE OF CROWDFUNDING

Vozhagov M.V.

O.E. Kutafin Moscow State Law University (MSLA)

The article provides a substantive and functional analysis of the legal regulation of crowdfunding as an alternative tool for attracting financing to innovative projects. It is noted that its legal regulation remains formal, but should ensure a balance of interests of the investor, the recipient of funds, the operator of the platform. The aim of the work was the formation of the author's concept of regulating the crowdfunding market, making proposals to change the current legislation in order to create comfortable conditions for attracting investments using investment platforms. Due to the fact that the private-legal nature of crowdfunding, comparative legal and formal legal methods were used for research. The methods of crowdfund-ing investment, formal legal and organizational requirements for the crowdfunding platform are investigated. The novelty of the work lies in the identification of legal contradictions in the issues of legal reg-

ulation of crowdfunding. The results of the study were proposals to strengthen legal mechanisms for protecting crowdfunding, to establish rules and state participation through public-private projects. In the course of the study, the author believes that the development of new legal mechanisms for the development of investment activity is an integral part of the process of ensuring the economic sovereignty of the Russian.

Keywords: investment platforms, crowdfunding, crowdfunding, crowdinvesting, utilitarian digital rights, Bank of Russia, retail investments

References

1. Bykova O.N., Olkhovskaya M.O., Profatilov D.A. Crowdfunding: Internet charity or an investment tool for an innovative project? // Innovations. - 2015 - Issue 2. pp. 58-63.

2. A. A. Grakhov, O.Y. Patlasov. Crowdfunding and the P2P network: forecast of interaction and alternative financing in a cri-sis//Human Science: Humanitarian Studies. 2016. No. 4 (26). pp. 204-218.

3. Isakov D.V. Crowdfunding - an alternative digital way of investing // URL: https:// www.lender-invest.ru (accessed: 11.09.2023).

4. What amounts are on investors' accounts and what they invest them in // BKS Express. 12.12.2022 // URL: https://bcs-express. ru/novosti-i-analitika/kakie-summy-na-schetakh-u-investorov-i-vo-chto-oni-ikh-vkladyvaiut (accessed 15.09.2023)

5. Crowdfunding platform // URL: https://boomstarter.ru / (date of application: 11.09.2023).

6. Crowdfunding - a tool for attracting financing for small and medium-sized businesses // URL: https://cbr.ru/Content/ Document/File/120740/press_01032022_1.pdf (accessed: 11.09.2023).

7. Motovilov O.V. The phenomenon of crowdfunding: a study of the features // Bulletin of St. Petersburg University. Economy. -2018. - Volume 34. - Issue 2. - pp. 298-316.

8. Nersesyants, V.S. General theory of law and the State: textbook / V.S. Nersesyants. - M.: Norm-INFRA-M, 2012. -560 p

9. New tools for attracting financing for the development of technology companies: the practice of using and prospects for development in Russia. Analytical report. Moscow, 2018. // URL.: https:// publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/219492205?ys-clid=lo3zq9mnwr176613344 (accessed 15.09.2023)

10. Overview of the crowdfunding market in Russia 2021 and Q1 2022. Informational and analytical material. M., 2022 // URL.: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/42097/crowdfunding_ market_01_2022.pdf (accessed: 09/15/2023).

11. The volume of the crowdfunding market by the end of 2022 has grown almost 1.5 times WBCMedia //URL.: https://dzen.ru/a/ ZGYbt09XGTdwREdG (accessed: 09/15/2023).

12. The volume of transactions in 2022 is 3.5 times less than in 2021: venture results // URL.://https://rb.ru/analytics/venture-results-2022 / (accessed: 09/15/2023).

13. Federal Law No. 259-FZ of August 02, 2019 "On Attracting Investments using Investment Platforms and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 05.08.2019. No. 31. Item 6 of Article 7.

14. Crowdlending (Business) - United Kingdom // URL.: https:// www.statista.com/outlook/dmo/fintech/digital-capital-raising/crowdlending-business/united-kingdom (accessed: 09/15/2023).

15. What is crowdsourcing? // URL: http://crowdsourcing.ru /article/ what_is_the_crowdsourcing (accessed: 09/11/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.