УДК 347.1
Данченко Георгий Михайлович Донецкий национальный университет Юридический факультет Донецкая Народная Республика, Донецк danchenko georgiy@mail .ru Georgiy Danchenko Donetsk National University Faculty of Law Donetsk People's Republic, Donetsk
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АККАУНТА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Аннотация: В статье исследована правовая природа и возможность признания аккаунта в социальной сети объектом гражданского права. Обозначена коммерческая ценность аккаунта с широкой аудиторией в сфере предоставления рекламных услуг и как рынка реализации товаров. Сформулировано понятие термина «аккаунт», проанализированы доводы сторон о возможности Интернет-аккаунта выступать объектом наследственного права. Сформулирован вывод о перспективах развития законодательства в сфере регламентации правового положения аккаунта в социальной сети, и возможности его отчуждения.
Ключевые слова: аккаунт, социальная сеть, наследование, объект гражданских прав, результаты интеллектуальной деятельности.
THE LEGAL REGULATION OF A SOCIAL MEDIA ACCOUNT
Annotation: The article researches the legal nature and possibility of recognizing a social network account as an object of civil law protected by law. It outlines the commercial value of an account with a large audience in the area of advertising
services and as a market for the sale of goods. The definition of the term "account" is formulated. The arguments of the parties on the possibility of an Internet account to act as an object of inheritance law have been analyzed. The conclusion about the prospects of legislation development in the field of regulation of the legal status of an account in a social network, and the possibility of its alienation is formulated. Key words: account, social network, inheritance, object of civil rights, results of intellectual activity.
В настоящее время, в крупных социальных сетях, вроде «Instagram» и «Facebook» зарегистрировано более одного миллиарда пользователей. По статистике «Instagram» среднестатистический пользователь проводит в приложении 30 минут в день, в течение которых знакомиться с большим количеством публикаций и историй, просматривает прямые эфиры [1]. Не секрет, что свою деятельность в социальных сетях можно монетизировать и коммерциализировать, посредством предоставления востребованных рекламных услуг, которые бы перемежались с авторским контентом. Монетизация аккаунта в популярных социальных сетях - это отдельная наука (SMM - Social media marketing), аналитика которой позволяет определить идеальное время для публикаций, охват аудитории, привлечение новых пользователей с помощью грамотного применения тегов и т.д. Безусловно, страница в социальной сети, вроде «Instagram» - это эффективный способ получения прибыли, однако, как данная деятельность в должной мере гражданским законодательством не регулируется, что приводит к некоторой неопределенности правового положения аккаунта в социальных сетях, благодаря которому пользователь имеет возможность предоставлять рекламные услуги и реализовывать собственные товары. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.
В цивилистике проблему законодательного регулирования цифровых активов, в частности аккаунта в социальной сети, рассматривали такие ученые, как Довлатова А.М., Амбарцумов М.А., Крючкова А.Д., Шахова А.М. и другие.
Прежде всего, представляется важным дать определение понятию «аккаунт», которое в современном гражданском законодательстве не фигурирует. Исходя из смысла социальной сущности аккаунта, под этим термином следует понимать обозначение страницы в социальной сети, совокупность личных данных пользователя, индивидуализирующих его [2, с. 90-94]. Поскольку деятельность пользователя в социальной сети выражается в индивидуализации аккаунта, его стилистическом и смысловом оформлении, возникают вопросы о признании аккаунта, как визуального результата действий пользователя в цифровом пространстве результатом интеллектуальной собственности. В ч. 1 ст. 1225 ГК РФ содержится исчерпывающий список результатов интеллектуальной деятельности, обладающих правовой охраной. Как видно, статья не предусматривает признание аккаунта или схожего по природе цифрового объекта результатом интеллектуальной собственности [3].
На наш взгляд, аккаунт в социальной сети все же обладает некоторыми признаками результата интеллектуальной собственности, под которым понимают закрытый перечень продуктов творческого труда и приравненные к ним иные нематериальные объекту, на которые их обладатели имеют определенные права. Важно отметить, что результаты интеллектуальной деятельности - это не только умственный, но и творческий вид деятельности [4, с. 384]. Безусловно, деятельность лица по созданию структурно-единого аккаунта в социальной сети, наполненного авторским контентом, является творческой, но вопрос о признании именно аккаунта результатом интеллектуальной деятельности является дискуссионным. Мы считаем, что результатом интеллектуальной деятельности лица в сети будет не его аккаунт, а
непосредственно тот контент, что он на опубликовал, в отношении него у пользователя возникнут авторские права. Причем данное право является ограниченным с момента своего появления, поскольку операторы социальных сетей обладают правом на удаление и использование контента автора и правом на ограничение доступа пользователя к собственному аккаунту, на котором содержатся его публикации. Данные права у операторов социальной сети появляются на основании соглашения пользования, которое принимает пользователь при регистрации аккаунта [5].
Сторонники другой позиции настаивают на признании Интернет-аккаунта другим видом объекта гражданских прав. В ст. 128 ГК РФ сказано, что вещи, имущественные права, результаты работ и оказание услуг, результаты интеллектуальной деятельности являются объектами гражданских прав. Настоящая статья называет так же и цифровые права, приравненные по правовому статусу к безналичным денежным средствам и бездокументарным ценным бумагам. По мнению Овчинникова А. И., к «цифровым активам», охраняемым гражданским законодательством следует отнести криптовалюту, цифровой аккаунт, доменное имя, электронные товары, персонажи и их снаряжение в виртуальной игровой реальности и иные «цифровые активы». Следует рассмотреть точку зрения, отождествляющего сам Интернет-аккаунт с объектом гражданских прав, к примеру, договор купли-продажи, где предметом является аккаунт в социальной сети, приносящий определённый доход за счет рекламы и служащий площадкой для сбыта товаров и предоставления услуг [6].
Сторонники данного подхода основываются прежде всего на коммерческой ценности популярного аккаунта уже с сформированной клиентской базой - подписчиками и игнорируют тот факт, что аккаунт - это прежде всего совокупность данных о пользователе, которые зафиксированы в цифровой среде и индивидуализирующие его. Возможность отчуждения аккаунта посредством дарения или продажи является сомнительной, поскольку
такое непременно приведет к нарушению личных неимущественных прав бывшего владельца, непосредственно связанных с его деятельностью в сети, хотя следует принимать во внимание большое значение материальной заинтересованности в данном объекте гражданско-правовых отношений [7]. На данный момент функционируют популярные интернет-рынки по продаже аккаунтов, в число которых входят американский сайт Fameswap, французский Pixabulle, WebFrance, российский AccsMarket.
На наш взгляд, данный способ покупки аккаунта нельзя назвать полностью правомерным, т.к. он во многом противоречит социальной сущности Интернет-аккаунта. К тому же, операторы социальной сети требуют от создателя аккаунта подтверждение личности и подтверждение авторизации. Аккаунты, приобретаемые на указанных интернет-площадках, требуют от покупателя использования способа обхода данных процедур. Мы считаем, что сам по себе аккаунт пользователя не может быть объектом сделок и отчуждаться, поскольку тесно связан с личностью его создателя и содержит информацию, персонифицирующую и индивидуализирующий его облик.
Также дискуссионным остается вопрос возможности наследовании персонифицированного аккаунта в социальной сети. Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследственной массы входит все имущество, принадлежавшее лицу на момент смерти, включая имущественные права и обязанности, кроме прав и обязанностей, которые непосредственно связаны с личностью усопшего, в другом отношении гражданское законодательство не регулирует наследование Интернет-аккаунта. Данный вопрос был отдан на усмотрение операторам социальных сетей.
Социальная сеть Instagram не предоставляет наследодателю возможность распорядиться своим цифровым активом и предусматривает лишь возможность его удаления, по требованию наследодателя умершего. Транснациональная компания Google позволяет наследодателю передать свой цифровой
персонифицированный аккаунт и определить степень доступа наследников к информации об аккаунте, недоступном рядовым пользователям. При этом, аккаунт должен рассматриваться как единый мультимедийный продукт. У позиции о возможности наследования персонифицированного-аккаунта в социальных сетях есть свои сторонники, которые отмечают, что цифровое право является элементом наследственной массы и также может быть наследовано в порядке универсального правопреемства, поскольку популярный аккаунт в социальных сетях представляет коммерческую ценность [8].
Противники данной позиции утверждают, что наследование личного -аккаунта невозможно, оно нарушает конфиденциальность, право на неприкосновенность личной жизни, тайну переписки. Они также отмечают, что аккаунт создается определенным человеком и им индивидуализируется, а пользование таким аккаунтом после смерти создателя может быть расценено, как попытка настоящего пользователя выдать себя за другое лицо.
На наш взгляд, позиции обеих сторон являются обоснованными. Решение данного вопроса видится в компромиссе. Так, возможным является наследование права пользования Интернет-аккаунтом с ограничением наследника в доступе к личным сообщениям, фотографиям наследодателя и с обязательным обозначением того, что создатель данного аккаунта умер. Согласно данной позиции, наследник сможет извлекать полезные свойства из аккаунта наследодателя и при этом не нарушит его личные неимущественные права.
Обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, что современное российское законодательство в полной мере не регулирует правовое положение цифровых активов и не удовлетворяет потребности, возникшие в ходе стремительного развития информационной цифровой среды. Этим вопросом занимаются преимущественно ученые-цивилисты, которые изучают возможность подобного цифрового актива являться объектом гражданских
прав. Этот интерес обусловлен возможностью пользователя Интернет-аккаунта монетизировать свою деятельность и возникающим на основании данного факта коммерческим интересом предпринимателей к правовому аспекту отчуждения аккаунта в социальной сети.
На наш взгляд, целесообразнее рассматривать в качестве объекта гражданских прав не сам персонифицированный аккаунт, непосредственно связанный с лицом, создавшим его, а именно цифровое право лица пользоваться таким аккаунтом. Так, в ч.1 статьи 141.1 ГК РФ что цифровыми являются права, осуществление которых определяется в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Поэтому, объектом гражданских прав будет цифровое право на получение доступа к аккаунту, которое признается объектом гражданских прав, согласно ст. 128 ГК РФ. При этом, необходимо предусмотреть ограничения в доступе к личной информации создателя аккаунта, не мешающее управомоченному лицу извлекать прибыль из полезных свойств аккаунта в социальной сети.
Список литературы:
1. Статистика по Instagram, которую нужно знать в 2021 году. Conversion [Электронный ресурс] URL: https://conversion.im/statistika-instagram-kotoruyu-nuzno-znat-v-2021-godu (дата обращения 29.11.21).
2. Босык О. И. Страница в социальной сети как объект гражданских прав // Наука и инновации XXI века: Сборник статей по материалам VI Всероссийской конференции молодых ученых, Сургут, 27 сентября 2019 года. -Сургут: Сургутский государственный университет, 2020. С. 90-94.
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации № 51-ФЗ от 30.11.1994 // СПС КонсультантПлюс.
4. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Статут, 2017. - 511 с.
5. Шахова А.М. Приобщение аккаунтов в социальных сетях к объектам интеллектуальной собственности как вариант установления правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности в сети "интернет" // Вопросы российской юстиции. 2020. №6.
6. Овчинников А.И., Фатхи В.И. Цифровые права как объекты гражданских прав // Философия права. 2019. №3 (90).
7. Шихамиров И.С. Интернет-аккаунт как объект гражданских прав: практика обращения и перспективы использования категории «аккаунт», «учётная запись» // Цифровая наука. 2021. №6-2.
8. Амбарцумов Р. А. Аккаунты социальных сетей как объекты наследственных правоотношений // Вопросы российской юстиции. 2019. №1.