Научная статья на тему 'Правовое просвещение в современной школьной библиотеке: постановка проблемы'

Правовое просвещение в современной школьной библиотеке: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Третьяков Андрей Леонидович

В данной статье автором поставлена для рассмотрения одна из актуальных проблем современной системы российского образования правового просвещения обучающихся. Описан ряд нормативных и правовых документов, отражающих необходимость правового просвещения подрастающего поколения. Определена необходимость и важность формирования у подрастающего поколения правовой грамотности. Описана модель центра правовой информации на базе библиотеки образовательной организации. Сделан вывод о необходимости создания национальной сетевой модели школьных центров правовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Третьяков Андрей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal education in modern school library: problem

In this article, the author posed for consideration by one of the urgent problems of modern Russian education system legal education of students. It describes a number of normative and legal documents, reflecting the need for legal education of the younger generation. The necessity and importance of the formation of the younger generation of legal literacy. The model of legal information center based on the educational organization of the library. The conclusion about the need to create a national network model school centers of legal information.

Текст научной работы на тему «Правовое просвещение в современной школьной библиотеке: постановка проблемы»

УДК 37.035:027.8:004

правовое просвещение в современной школьно? библиотеке:

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ A. JI Трсмъшок

Северо-Западный институт управления филиал Российской академии народного хозяйства а тсудгунхпкнннгт t:ny.mf>hL при ТТрккидинте Рип ншжоч Фийиргщип, г. Салкт Петербург, Россия Санкт-Петербургский государственный институт культуры, г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация —II иннпп статье актпрпм ппгтлкл^нл тля рдггмотренпя щнл irt лктлмльныт прпй.телг гп-kjlpmhhhiih П1ПНМЫ ¡МКТнГн k'lll II llf>Ji;i4ll КИИ И* - ■ijukiikiiiii ЩИП'НРЩг'ННМ «И1\ Ч;1Н11Ц11МЯ- OlIIKMH £111.1 Н1Ц1-мм1икнк1\ и ii|i;ikiikki\ докумсншн, игрггжишщих ннипп.цшип к ii|i;iкикш п пригнетен им iiti ijinn аннщч и поколения Определена необходимость и важность формирования у подрастающего поколения правовой грамотности. Описана модель центра правовой информации на базе библиотеки образовательной организации. Сделан вывод о необходимости создания национальной сетевой модели школьных центров правовой информации.

Киочссыс слоса: праооосс прососщсппс. школьная библиотека. образованно, школьный центр право ooii информации, обучающиеся.

I ВОЩЕНИЕ

СуЩПЧКГННЫГ ИЧМГНГНИИ К (ОМ.ИПЛКНОЧШЛИТИЧГГКСШ, Г11ЦИНЛКН<>-:4кОН1)МИЧГ<-.Н()Й, <ЧЩ№1ЛкНСЬКуЫЬГу|1|«1Й и

образовательной сферах лизни внесли необходимость создания и внедрения инновационных подходов и инновационных продуктов. С позиций образовательной излишки настоящего времени в условиях внедрения и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов всех ступеней образования моязю рассмотреть шшсвалношюсть подхода, предлагаемого автором даипой статьи.

Реализация Копцепщш Федеральной аелеион программы развития образования на 2016 - 2020 годы f 1"|7 Государетвешюй программы (Развитие образования иа 2013 2020 гедь:» [21, Федерального закона <(Об образе Dan:nt в PoccinicKofi Федералшт» [31. а также ряд шсых иормстшш^х и правовой актов н документов. имеющих прямое или косвенное стношсннс к системе образования, вызвала нсоОходнмость поиска новых решений по многим вопросам эппсо-прЕшового. духовно-нравственного и гражданекэ-патрноютссЕогс воспитания. образования и просвещения детей н молодёжи. В данной работе будет рассмотрена лишь тлеть нз предлагаемых аспектов - правовое преевешениг обучающихся.

П. Постановка задачи

Указ Президент Российский Федерации о. 06.07.1S95 г. № 673 «О разраблке кони пи. ил правовой ргфоу-мы в Российской Федерации» [4] установил развитие системы празевого воспитания е качестве одного из ос-иозкык элсмснтоз концепинн правовой реформы и приоритетов правового ооссисчсиня рядя важнейших направлений формирования и функционирования российской государственности. и развития полноценного гражданского общества. В дапттом документе большое oiniMainie уделяется правовому просвещеишо подраета ютцего поколения. Отметим, что эта проблема актуальна и на сегодняшним день, о чем свидетельствуют принятые в 201L году Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [5]. в котором акцентируется внимание на правовом просвешеинк молодых россиян. В ст. 15 данного документа определены основные направления государственной политики в рассмэт-ршИГМИИ llG. Irtt ~ I и

1) ирикокиг щик нпцгниг л iqiHKOHOc* инфотширик.шис- ipik^H

2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-мгтоднлеекпх материалов, обеспечивающих получение знаний в области права н рад других.

Рассмотрим некоторые направления правового просвещения, возложенные Президентом Российской Федерации на государсгоо. чГосударсгоешгая политика осуществляется по следующим основным направлениям:

1) правовое просвещение а правовое информирование граждан:

2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-

МП1)ДИЧГ€-КИХ МИ1**]]ИИЛ(1Н, НОГГ.ПГЧИКЛКИЦИХ иилучгнис 1Н^НИИ Н иГиЯГГИ ll]M№),

3) совершенствование системы юридическою образования н шлшохивьл кнгишфицириванныл юристов и цели of и ческил кадров в области права.

4) преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной н издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры к правосознания граждан:

5) совершенствование деятельности государствен!длх и мупиципальпых органов, правоохранительных орга поз. направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания сгтлащих государ ственных и муниципальных органов:

6) совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи») [5].

Значимой для целей развития правового просвещения является ст. IS Основ государственной политики Рос-

( ий1кой Фг;г])И1|ии К Cljrpr pKKHIHH Прнк-.жой 1]№1М()1Ь«МТ>4 И I ip.-1HU4"0<HHHMH 1|ИЖЛИН. к кончин чгргдглнпги

развитие высоконравственной личности, разлелдюшей российские традипионные духовные пенности. обладающей актуальными знаниями и умениями, способней реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Наряда' с этим принятая Стратегия развития воспитания на период до ¿02Ь года о| призвана сформировать у подрастающего поколегпш информационно правовую культуру и адекватное развитие правосознания.

Правовые механизмы реализации Стратегии включают среди прочих рзоептае инструментов медиашш для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде н в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми.

На наш взгляд, одним из механизмов реадшанни приведенных выше нормативных и правовых документов могут гтйтк создаваемы? центры правовой информяцин на 6а че библиотек обрачовате.-тьнк-х оргакичаптгй

Предполагается. чти создаваемые на базе школьных библиотек иешры кравивон информации стануi новым направлением в реализации Федеральных государственных образозательных стандартов, а также выступят опорными инфраструктурными элементами для решения задач информационного оЗеспечения одарённых обучающихся к учителей

ш теория

На сегодияпплш день вопросами правового просвещения специалисты занимаются недостаточно. Точнее, круг nav4Hbix интересов по рассматриваемой проблематике отмечен понятиями «правовая культура», «право вое самосознание», «правовая компетентность», «правовое воспитание». Подтоерл<деш:ем этому может служить бнбхнометрнческнн анализ диссертационных исследований по запросу «правовое просвещение» Среда 2616S найденных документов наиболее подходящими, на наш взгляд, в рамках рассматриваемой темы ябляются следующие работы:

1 СиН HMhOKrl М Ю ГТ}ИЫт(1Г К(М'.11И'121НИГ Г'ГЛрШГГКЛЯГГНИКПК Г ЖГ-ШЦИИ 1ГЧЦ1ИИ П1НОИ1ГНИЙ дне:

пел. наук: 13.00.31. - Санкг-Пегсрбург. 1956. - НО с.

2. ЭлиасЗерг II. И. Гуманистические основы системы правового образования з школе дне. ... д-ра пед. наук: 13.0С.01. Санкт-Петербург. 19S 8. 462 с.

3. Морозоза С. Правовое ооразозаипе в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: 90-е годы XX века: дне. ... канд. пед. паук: 13.00.01. -Москва, 2С02 - 190 с.

4. Дишu.jujiob О. А. Opiгшшащш лравоыого восгштанля и современной России, дне. ...каля. юрид. наук. 12.00.11. 12.00.01.-Рязань. 2004 - 229с.

Стоит отмстить, что приведенные выше сведения отражают лишь небольшой аспект право&ш компоненты среди всех защищенных диссертации В дальнейшем плакируется сделать аннотированный библиографический указатель диссертаций по вопросам правового просвещения.

Таким образом, проблемами правового просвещения (такого узкого направленна) на сегодняшний день занимается небольшое количестве специалистов В их числе научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы прн Президенте Российской Федерации А. А. Демидов, ведущий научный сотрудник Совета по изучению производительных сил Министерства экономического развития И. И. Комарова, (чпрудник Т«р|(ЖП-11|Х1ММ1П.1ГНН(]Й 11И.11.11Ы PlXC'HЙГКОЙ Фг.'^ИЦНИ F R БиНЧЧЯН И ряд ,||>yi HK

IV. Результашн обсуждение эксперимента

R ДИННОИ ря(ктгм аКГ<)}Х1М flhLI О ЩЮКГДГНС! ИСГЛГД€»№1Н ИГ, К Н(Г1Х1|Х1М ПрННЧЛИ учж ги- 100 IIIKM.I

Санкт-Петербурга. Ленинградской. Псковской и Новгородской областей. Основной вопрос, который задавался респондентам. - «Нужны ли Вам центры правовой информации». Отметим, что более 95% участников опроса не только ответили положительно, но и изъявили желание приосресги тс клн иные правовые ресурсы Данный факт лишний раз подтверждает, насколько актуальна н необходима в современной оОразовптсльнсй органнзп-цш! правовая компопегаа. В свою очередь, подчеркнём, что о рамках перехода школьных библиотек в формат информационно-библиотечных центров необходима поддержка такого направления работы, как правовое просвещение обучающихся.

V Выводы

Таким образом, школьные центры правовой информации (ГП11111) - ЦПИОО (аетры правовой информации образовательных организаций^ фактически могут стать опорными площадками Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации 'Российское движение школьников» в школах к мо-iyr содсэдпюшгь сп^^нин) мгхннихмпк i]nх[:ми|ткг1иич у 1И1др-11як!1цгт поколения ка пнгтшьнит птгнци-ала. а также различных аспектов становления .личности, е том числе формирование духовности и нравственности.

В целях ссзданкя механизмов реализации Стратегии развития всспнтання в Российское Федерации на период до 2025 года через повышение эффективности деятельности центров правовой информации на оазс школьных библиотек о сетевом формате целесообразным представляется приступить к координации их деятельности. Например, в формате создания общепациапалыюн сетевой модели школьных центров, логически связанной с уже существующими сетями центров правовой информации н центров общественного доступа, действующих на базе публичных библиотек. Для реализации Стратегии развития информационного общества - в формате центров общественного доступа, а также, возможно, пунктов коллективного доступа, созданных на базе отделений гмгт (ro игпо.тнение злконлдателктм о снято)

Ценность сшданих спи центров лравовси инфирмаинн на базе окольных библиотек будет ¿ак.гю деться а том. что они зсс 6уд>ч разными. И. следовательно, от центра к центру будут передаваться не только ресурсы, которые можно получить в наше время вне любого центра, но н будут передаваться опыт, методики, подходы, решения педагогических задач, то сеть всё го. что составляет суть педагогической деятельности.

Объединение центров в сеть могут способствовать созданию условий для отрыва детей от погружённости э виртуальный мир, предложи школьникам нечто пеоОычпое и интересное в реальном мире. да ещё с возможно стью собственного развитая н самовыражения.

На втором этапе, когда у школьников получится информационный, развлекательный нлн какой-либо иной продут (фильм, концерт, спектакль, дебаты) можно провести конкуре на заданную тему между центрами, объединенные в сеть Предполагается, что каждый центр будет раскрывать тему специфическими для него сред-г пинии

Нельзя забывать, что центр правовой информации создан на базе школьной библиотеки. Поэтому первой темой, которая может послужить инструментом для знакомства учителей и школьников из разных центров н из разных школ, может стать темп /Ьггать это модно» нли. наоборот. «Это модно читать».

Постепенно круг участников подооных конкурсов может расширяться за счсг школ, где нет центров, но есть соответствующее оборудование для вндеокопференцспязн Оешепне d режиме реального времени со с в ере тип коми из других городов и сел, учителей тп самых разных образовательных оргашгзацип может послужить даль неншему развитию центров правовой информации.

Состязательность очень важна в жи;ни подростка, и именно это является основой для реализации еще одной функции центра — кэмандообразующей. Для подготовки к тому или иному мероприятию 'акции), в центре буду- собираться дети разных вочрягтнктх групп которым на практике ттридРтгя няучиткгя уметь слутпятк н уля-жяъ друг друга, ras. как эти те условия, без кшорых победить нельзя.

VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимо отметить, что центры правовой информации (ТПТТГПГ) будут выступать механизмом реализации не только Стратегии развития воспитания, но также Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Основ госу дарственной политики российской федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан и ряда других документов, в том числе Государственной программы Развитие образования на 2013-2020 годы». В свою очередь, мы предполагаем, что необходимо создание Концепции национальной модели школьных центров правовой информации, которая в свою очередь объединит все центры под создаваемым Федеральным центром правового просвещения.

список литературы

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы: утв распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 2765-р. URL: http://www,st|^iuiifcndo/docs/k0iiœpcijal620.pdf (дата обращения: 11 06.2016).

2. Государственная программа Российской Федерации ((Развитие образования» на 2013 — 2020 годы: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 295. URL: http :/''piavo. gov.ni,,proxy/ips/?doc'body= &nd=102349659&rdk=&backluik= 1 (дата обращения : 11. Об. 2016).

3. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации (с изм. и доп., всгутт. в силу с 01.07.2016 г.): федер. закон [от 29 12.2012 г. № 273-ФЭ (ред. от 02 06 2016 г.)]. URL: http://www.consultant.m'docnnrad/consdocLAWl40174 (дата обращения: 11.06.2016).

4 Российская Федерация Президент Указы. О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации: указ [от 06 07.1995 г. № 673]. URL: htip/'krcmlin. ni/acts/bank/SMl (дата обращения: 12.06.2016).

5. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [утв Президентом Российской Федерации 28.04.2011 г № Пр-1168] URL: http-//wwwconsultantnL'diM-iiinf4it'coni;_dor_LAW_ 113761 (дата обращения: 13.06 2016).

6. Стратегия развития воспитания на период до 2025 года. URL: httpy/govermnent.ru/docs/l8312 (дата обращения: 15.06.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.