УДК 1/6.165
ГАЗИЗОВ Раиль Робертович Башкирский государственный университет г. Уфа, Россия [email protected]
ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ И ЕГО ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС
В статье исследуются правовое пространство России и его информационный ресурс. Обосновывается вывод о том, что современный мир сложен в плане усиливающейся в настоящее время обеспокоенности человека по поводу дистанции между пространственным его положением и самими правовыми событиями, связанными с ситуацией экзистенциального выбора человека, который во временном отношении отступает под натиском духовной обеспокоенности перед неопределенным и туманным будущим. В статье обосновывается мысль, что течение правового времени отражает обновление и одновременно устаревание одной социальной формы и возникновение новой. Автор проводит также мысль, что сами интересы сохранения экономического и духовного единства рынка помогают укрепиться центростремительным тенденциям в государстве, причем не меньше, чем силовая мощь административного и информационного ресурса. В статье подчеркивается, что право, как социальный регулятор, есть самая первая форма духовной жизни человека и общества. Она составляет базис, основу временных и пространственных отношений человека, приближенных к свободе.
Ключевые слова: правовое пространство, духовная обеспокоенность человека, информационный ресурс, рыночное пространство, практический разум, государственная территория, свобода
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-103-107
Rail R. GAZIZOV Bashkir State University Ufa, Russia [email protected]
THE RUSSIAN LEGAL SPACE AND ITS INFORMATION RESOURCE
The article examines the Russian legal space and its information resource. It is concluded that the modern world is complex in the sense that currently there is a growing concern of a person about the distance, the distance between the spatial position, and by legal developments relating to the situation of existential choice of the person who temporally retreating under the onslaught of the spiritual concerns of the person in front is not certain and the uncertain future. The article substantiates the idea that within the legal time reflects the update and at the same time, the obsolescence of one social form and the emergence of new. The author holds the idea that the interests of preserving the economic and spiritual unity of the market helps to strengthen centripetal trends in the state, and not less than of power the power of administrative and information resource. The article substantiates the idea according to which law, as social regulator, is the first form of the spiritual life of man and society. It is the basis, Foundation of temporal and spatial relations of the person close to freedom.
Keywords: legal space, spiritual concerns of person, information resource, market space, practical reason, state territory, freedom
Глобализация, эпоха глобальных перемен сокращает влияние географических детерминант на пространство и время. Сами географические ресурсы пространства не утратили сегодня своей привлекательности. В постиндустриальную эпоху само общество нуждается в природных ресурсах, в то же время «геополитические составляющие государственной политики даже переживают некий ренессанс» [1, с. 42].
Сама государственная территория, которая выступает сферой действия каких-то единых экономических и политических правил, «пространственных пределов рынка потребления, превращается во все более дефицитный ресурс» [2, с. 165]. Сами интересы сохранения экономического и духовного единства рынка помогают центростремительным тенденциям в государстве, причем не меньше, чем вся силовая мощь ведомств и мощь административного ресурса. Однако рынок не является исключительно экономическим и социальным явлением. Это также и правовое, духовное явление. Именно рынок с его жесткими условиями тем не менее связан с привязыванием времени и свободы к разным уровням бытия человека.
Относя свободу к «ноуменальному миру», И. Кант считал ее непознаваемой. Он писал, что само понятие «свободы - это чистое понятие разума, которое именно поэтому трансцендентно для теоретической философии, т.е. ему не может соответствовать ни один пример из возможного опыта; следовательно, оно не составляет предмет возможного для нас теоретического познания и имеет значение вовсе не как конститутивный, а только как регулятивный принцип, а именно как чисто негативный принцип спекулятивного разума» [3, с. 128].
Разумеется, проблема свободы очень сложна. Однако можно обсуждать ее конкретные аспекты, один из которых - связь проблемы свободы с проблемой времени и пространства.
Рынок, в котором сегодня оказалась Россия, процессуален. Время соприкасается со свободой, поскольку время рынка - это все же выражение творческой процессуальности. Пространство ближе к миру феноменов, и оно разрывает рынок и мир правовых отношений. Время же ближе к ноуменальному, поскольку оно есть некая «линия» и имеет одно измерение, как и свобода, которая потому и свобода, что описывается одним принципом, принципом самосознания [4].
Можно привести и еще один аргумент в пользу близости пространства, включая и правовое, к феноменальному миру. Право, как социальный регулятор, есть самая первая форма духовной жизни человека и общества. Правовая жизнь соприкасается с земными отношениями в большей мере, чем нравственность, искусство, философия и т.д., и составляет базис, основу временных отношений человека, приближенных к свободе. Сами перспективы «развития технологий электронного государства в России» предполагают «реализацию последовательности, простоту и индивидуализированность способа предоставления услуг и информации для населения посредством использования информационных и телекоммуникационных технологий» [5, с. 53].
Государство и общество есть некая совокупность пространственных и временных характеристик. Нам необходимо в этом плане исследовать географические, пространственные характеристики права и мира информации, который делает возможным право и саму человеческую ответственность, вооруженную проблемами действительного права. «Философия права, - пишет А.В. Маркин, - это не ремесло интеллектуального сознания юридических догматов, а свободные и беспристрастные блуждания мысли в мире правовых возможностей, идей, универсалий» [6, с. 34].
Философия права практически создает мир воображаемого права, и в данном отношении она состыкуется с таким временем, которого еще нет в реальности. Но правовое пространство и время, безусловно, будет, то есть осуществится. Правовое время, соприкасающееся с миром «ноуменов», представляет собой некую идеальную модель будущего правового порядка.
Право, мир правовых реакций, оказывается не связанным с нашей способностью начинать временной ряд. Каждый человек хорошо осведомлен со способностью начинать временной ряд событий. Человек стремится начать все с начала, возвращаться к культурному основанию после того, как цепь представлений о будущем человека и общества окажется прерванной.
Если человек оказывается связанным с внутренним чувством, то он оказывается способным начинать в своем воображении ряд представлений по своему усмотрению.
Мир правовых реалий сопряжен с идеей «схематизма» времени. Параллельно феноменальному миру временных отношений всегда формируется априорная структура «я», индуцирующая автономную волю.
Можно также констатировать эту возможность параллельных рядом наблюдаемой последовательности смены пространственных и временных восприятий права.
Если правовое пространство есть некое «удержание» на границе мира феноменов и мира ноуменов практического «я», то время отличается тем, что человек, находясь в правовом пространстве, удерживает сознание своего присутствия «на границе феноменального мира собственным волевым усилиям» [7, с. 725].
Но воля, особенно правовая и моральная, предполагает наличие понятия «я» (самосознания, свободы) и мира. Фактически, рефлексия над правовым пространством и временем означает полное восстановление творческого смысла «практического разума», то есть стремление человека к миру идеальных ценностей.
Нам необходимо мышление, чтобы сам человек осуществился. Вне мышления разрушаются пространственные и временные структуры «я» России, исчезает ее интеллектуальный и информационный ресурс.
Правовое пространство России и его информационный ресурс связаны с развитием права как продукта культуры. При этом само право возникает в границах «замкнутой в
себе историчности», то есть цивилизации, несущей в себе целое множество устойчивых во времени и пространстве ментальных проявлений сознания, этических и религиозных принципов, обычаев и т.д. Отсюда следует, что редуцировать право, а тем более правовое пространство к чисто цивилизационной основе вряд ли целесообразно, поскольку экономические отношения являются продуктом доминирующих в определенном пространстве этических норм, общественной нравственности [8].
Пространство этических норм отличается новыми информационными технологиями. Эти технологии почти мгновенно охватывают правовое пространство всей планеты.
При этом технические средства, которые позволяют перемещаться информации независимо от ее физических носителей, заставляют обратить внимание на самостоятельные значения данной связи методу индивидуальности, которые становятся определенной силой общества. Более того, сама скорость информационно-технологической диффузии выборочная, причем и социально, и функционально «разные возможности доступа к информационным технологиям для людей, стран и регионов является критическим источником неравенства в современном мире» [9].
Правовое пространство, конечно, взаимодействует с экономикой. Но оно не может быть полностью обусловленным изменяющимися экономическими отношениями. Этот тезис обосновывается тем информационным моментом, что сегодня существуют разные темпы и результаты «интернационализации» правового, социального, экономического пространства [10, с. 33]. Так, становление единого рыночного пространства не полностью стирает границы между западными правовыми системами, сохраняющими свое своеобразие даже в условиях глобализационных перемен. Вероятнее всего, в настоящее время усиливается состязательный процесс между духом централизма и правовым разнообразием, между практическим разумом и государственными территориями.
Эти процессы усиливают роль информационного ресурса в воздействии информационного права на жизнь людей. В данном отношении действие источников информационного права во времени вызывает особый интерес. «Большое значение, - пишет А.А. Зайцева, - имеет вопрос о распространении влияния источников информационного права на события и отношения, возникшие до вступления их в силу. В юридической науке это называется обратной силой закона [11, с. 89].
Современный мир сложен в плане усиливающегося беспокойства, обеспокоенности человека по поводу дистанции между пространственным его положением и самими правовыми отношениями и событиями. Само видение правового пространства связано с ситуацией экзистенциального выбора человека, где информационный ресурс отступает под натиском усиливающегося духовного беспокойства, а сами желания человека становятся все более неопределенными, туманными и темными.
Новое информационное общество, которое постепенно формируется, есть некая всеобъемлющая система коммуникаций.
Время - это форма нашего существования в информационном мире, выражение нашей субъективности. Пока человек мыслит или воспринимает в своем разуме идеи, то он и осознает, что существует. Человек в результате продолжает самого себя. Человек не только существует, пока осознает себя самого; в самом его сознании оказывается явленным экзистенциальное бытие. И эта информационная составляющая нашего бытия есть некая констатация нашего присутствия в мире, основанного на правовом и пространственно-временном синтезе, который «вбирает» в себя государственную территорию и свободу субъекта.
Время в отличие от пространства связано с изменением социальных явлений. Однако сама природа переходного периода в развитии России нуждается в уточнении характера изменений, «тем более что изменчивость как таковая не имеет жесткой "прописки" только в недрах времени, она имеет и пространственные параметры» [12, с. 182]. Течение правового времени отражает обновление, устаревание одной социальной формы и возникновение новой. Постоянное обновление социальной реальности делает вполне возможным дальнейшее существование правовой действительности.
Однако определение правового времени через категорию «изменение» является все же чем-то недостаточным. Необходимо исследовать сам характер изменения права во времени. Изучив данный вопрос, можно выявить глубже сами особенности переходного времени в социальной и правовой сфере.
Заметим, что каждая правовая система имеет свою историю (атрибуты этой системы возникают не сразу). Сам переходный период в области права есть больше процесс, чем результат. Нам думается, что само развитие и изменение правовых норм во времени не совпадают даже в относительно стабильные периоды. Право, мир правовых отношений, может опережать социальное развитие либо фиксировать его результаты. Синхронного, одновременного развития права и социальных отношений не получается.
Однако можно понимать время как время мысли, причем далеко не только как форму чувственного опыта. Но время связано именно с пространственным бытием. То другое, что одновременно существует с нашим сознанием, есть духовный, неумеренный мир. Поэтому можно говорить о духовном даже в отношении «отсутствия» сознания.
Человек не знает сегодня покоя, даже когда спит, и любые его желания порождают духовное, моральное беспокойство. Дж. Локк говорит о беспокойстве как некоем исходном феномене «внутреннего чувства» [13, с. 301-309]. Если исчезает обеспокоенность людей за свое правовое пространство, то, тем самым, исчезает и значительная культурная потенция, первоначальная сила нашей души, связанная с заботой о качестве информации и всего информационного мира. В этом состоит главный вывод проведенного нами исследования правового пространства современной России и ее информационного ресурса.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Барциц И.Н. Правовое пространство России: понятие, ресурсы, признаки // Политическая наука: институт научной информации по общественным наукам РАН (Москва). - 2003. - № 3. - С. 40-62.
2. Голубчик М. и др. Введение в экономическую и социальную географию. - Саранск, 1993. - С. 165.
3. Кант И. Собр. соч.: в 6-ти т. - М.: Мысль, 1964. - Т. IV. Ч.2, - С. 128.
4. Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. - М., 1990; Лукьянов А.В. Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814). - Оренбург, 1997. - С. 236.
5. Газизов Р.Р. Перспективы развития технологий электронного государства в России // Конституционное право. Ленинградский юридический журнал. - 2015. - № 2 (40). - С. 53-58.
6. Маркин А.В. Философия возможного права // Вестник гуманитарного института ТГУ. - 2011. - № 2. - С. 34-36.
7. Комаров С.В. Метафизика и феноменология субъективности: исторические пролегомены к фундаментальной онтологии сознания. - СПб.: Алетейя, 2007. - 736 с.
8. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - М., 1990.
9. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. - М., 1998.
10. 10 . Михайлов Н.Ф. Правовое пространство: от формационного единства к цивилизаци-онному многообразию / / Юристъ-Правоведъ. - 2012. - № 6 (55). - С. 33-35.
11. Зайцева А.А. Действие источников информационного права во времени, в пространстве и по кругу лиц // Современное право. - 2012. - № 7. - С. 87-90.
12. Сорокин В.В. Право и время: правовая система в переходное время // Известия высших учебных заведений. - 2002. - № 1(240). - С. 180-195.
13. Локк Дж. Ответы о человеческом разумении // Локк Дж. (сочинения в 3-х тт.: т. 1). - М., 1985. - С. 301-309.
REFERENCES
1. Bartsits I.N. Pravovoe prostranstvo Rossii: ponyatie, resursy, priznaki. [The legal space of Russia: concept, resources, signs]. Politicheskaya nauka: institut nauchnoy informatsii po obshchestven-nym naukam RAN (Moskva) = Political science: the Institute of scientific information on social Sciences RAS (Moscow). 2003. no 3. Pp. 40-62. (In Russ.).
2. Golubchik M. i dr. Vvedenie v ekonomicheskuyu i sotsial'nuyu geografiyu. [Introduction to the economic and social geography]. Saransk = Saransk, 1993. P. 165. (In Russ.).
3. Kant I. Sobranie sochinenij: v 6-ti t. [Collected works: in 6 tons]. M.: Mysl'= M.: Thought Publ., 1964. T. IV. 128 p. (In Russ.).
4. Gaydenko P.P. Paradoksy svobody v uchenii fikhte. [The paradoxes of liberty in Fichte's thought]. M.,1990; Luk'yanov A.V. filosofiya Ioganna Gotliba Fikhte (1762-1814). [Lukyanov A.V. philosophy of Johann Gottlieb Fichte (1762-1814)]. Orenburg. 1997. P. 236. (In Russ.).
5. 5.Gazizov R.R. Perspektivy razvitiya tekhnologiy elektronnogo gosudarstva v Rossii. [Prospects of development of the technology of electronic government in Russia]. Konstitutsionnoe pravo. Lenin-gradskiy yuridicheskiy zhurnal = The constitutional right. Leningrad law journal. 2015.no. 2 (40). Pp. 53-58. 2015no. 2 (40). pp. 53-58. (In Russ.).
6. Markin A.V. Filosofiya vozmozhnogo prava. [The possible philosophy of law 36.].Vestnik gumani-tarnogo instituta TGU = Bulletin of the Institute of Humanities, TSU. 2011. No.2. Pp. 34-36.2011. (In Russ.).
7. Komarov S.V. Metafizika i fenomenologija subektivnosti: istoricheskie prolegomeny k fundamental-noj ontologii soznanija. [Metaphysics and the phenomenology of subjectivity: historical prolegomena to the fundamental ontology of consciousness]. Spb.: Aleteiya = Saint Petersburg, Aleteija Publ., 2007. 736 p. (In Russ.).
8. Veber M. Protestantskaya etika i dukh kapitalizma. [The Protestant ethic and the spirit of capitalism.]. M., 1990. (In Russ.).
9. 9.Zarubina N.N. Sotsial'no-kul'turnye osnovy khozyaystva i predprinimatel'stva. [Socio-cultural foundations of management and entrepreneurship]. M., 1998. (In Russ.).
10. 10 . Mikhaylov N.F. Pravovoe prostranstvo: ot formatsionnogo edinstva k tsivilizatsionnomu mnogoobraziyu. [Legal environment: formation of the unity of civilizational ty].Yurist" - Pravoved = The lawyer. 2012. No. 6 (55). Pp. 33-35. (In Russ.).
11. Zaytseva A.A. Deystvie istochnikov informatsionnogo prava vo vremeni, v prostranstve i po krugu lits. [The effect of the sources of information law in time, in space and on the number of persons]. Sovremennoe pravo =. Modern law. 2012. No. 7. Pp. 87-90. (In Russ.).
12. Sorokin V.V. Pravo i vremya: pravovaya sistema v perekhodnoe vremya. [Law and time: the legal system in the transition period]. Izvestie vysshikh uchebnykh zavedeniy = News of higher educational institutions. 2002. No.1(240). Pp. 180-195. (In Russ.).
13. Lokk Dzh. Otvety o chelovecheskom razumenii. [Answers about the human mind]. Lokk, Dzh = Locke, John. (works in 3 volumes: vol. 1). M., 1985. Pp. 301-309. (In Russ.).
Информация об авторе:
Газизов Раиль Робертович, кандидат технических наук, доцент, кафедра криминалистики, Институт права, Башкирский государственный университет, г. Уфа, Россия [email protected]
Получена: 02.06.2017
Для цитирования: Газизов Р. Р. Правовое пространство России и его информационный ресурс. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 3. Часть 2. с.103-107. DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-103-107.
Information about the author:
Rail R. Gazizov, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Department of Criminology, Institute of Law, Bashkir State University, Ufa, Russia [email protected]
Received: 02.06.2017
For citation: Gazizov R.R. The Russian legal space and its information resource. Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.3. Part. 2. Pp. 103-107. DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-103-107. (in Russian)