Джусоева Фатима Амлетовна
помощник прокурора Северо-Западного МО, аспирант кафедры уголовного права и процесса РУДН, г. Владикавказ
Правовое понятие наемничества
егодня на планете Ц полыхает огромное количество локальных вооруженных конфликтов, носящих как международный, так и немеждународный характер1. Этими конфликтами затронуто большое количество стран практически всех континентов. К сожалению, не стала исключением и территория Российской Федерации, где наиболее активное применение вооруженной силы отмечено в Северо-Кавказском регионе. Не последнюю роль в эскалации подобных вооруженных конфликтов и, возможно, ведущую роль в продолжающейся ситуации активного применения вооруженной силы в этом регионе России сыграли и продолжают играть наемники. Именно эта категория людей, «циркулируя» в пределах вооруженных конфликтов, активизирует последние2. Важно указать, что наемническая деятельность в современный период уже не ограничивается, как раньше, ситуациями политической нестабильности или стремлением обострить эти ситуации в целях получения прибыли за счет эксплуатации природных ресурсов на территории некоторых государств. Негативная сторона наемничества выражается в том, что деятельность наемника в качестве частного лица, так же как и наемническая деятельность в форме противоправного деяния, ответственность за которое несет государство или организация, использующие наемников в определенных целях, отвечает, прежде всего, низменным интересам, проявляющимся в нарушении права народов на самоопределение, мира и безопасности человечества, стабильности консти-
туционного правительства и государственных структур в регионах или сложившегося правопорядка путем осуществления преступной деятельности, наносящей серьезный ущерб жизни, свободе, здоровью и физической неприкосновенности населения и принципам мирного сосуществования.
Можно отметить, что наемническая деятельность, как правило, возникает в любых благоприятствующих ей обстоятельствах, будь то внутренний или международный вооруженный конфликт, тайная деятельность определенного государства или политической организации против какого-либо другого государства с целью дестабилизации в нем обстановки, незаконная торговля с целью получения огромной прибыли или террористические акты, направленные на устрашение и запугивание местного населения или международного сообщества. Обычно наемники применяют всевозможные виды насилия в нарушение норм международного права, причем насилие может являться и нередко является одним из главных компонентов их преступной деятельности. Следовательно, наемническая деятельность характеризуется тем, что она носит общемировой и постоянный характер.
В настоящее время можно говорить о новых формах данной преступной деятельности: наряду с наемниками, которые по-прежнему лично участвуют во внутренних вооруженных конфликтах, существуют наемники, действующие в рамках современных международных охранных структур военного характера или оказывающие профессиональные услуги в деле незаконного оборота наркотиков, алмазов или оружия.
1 Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов. М., 2000.
2 Уголовное право. Особенная часть: учебник для вузов / Отв. ред. И.Я. Казаченко, З.А. Незнамова и др.
М., 1998. С. 754.
263
Но парадокс ситуации в том, что это опасное явление с формально-юридической точки зрения таковым на сегодняшний день не признается. Практически все международные акты, говорящие о преступности этого деяния, носят характер так называемого «мягкого» права. В этой ситуации можно говорить лишь о признании наемничества преступлением обычными нормами, но и такое признание зависит еще от многих факторов.
Институт наемничества был широко известен еще Древнему Риму, феодальным государствам средневековья. Наемники служили опорой королевской власти во многих средневековых государствах в условиях феодальной раздробленности. Период капитализма, и в особенности его высшая стадия - империализм, породил торговлю «пушечным мясом», возведенную в ранг государственной политики. Восстание, например, тайпинов в XIX в. в Китае было задушено наемниками совместно с силами местной китайской реакции и вооруженными силами Англии и Франции.
Решающее изменение в соотношении сил на мировой арене в пользу социализма, мира и прогресса сделало невозможным в ряде случаев открытую, прямую интервенцию империалистических государств против молодых независимых государств или борющихся народов. В создавшемся положении империалистические государства и расистские режимы вновь начали широко прибегать к использованию наемников -«солдат удачи». Характерно, что по мере укрепления позиций социализма на мировой арене, роста национально-освободительного движения это использование стало более замаскирован-ным1.
Общественная опасность наемничества заключается в том, что определенная часть людей в качестве источника средств к существованию избирает участие в вооруженных конфликтах или военных действиях на стороне государства, гражданином которого лицо не является и где постоянно не проживает. Такие действия глубоко безнравственны и особо опасны потому, что в человеческом сообществе формируется группа людей, профессиональным занятием которых становятся убийства, причинение тяжкого и иного вреда здоровью лиц, участвующих в вооруженном конфликте или военных действиях, унич-
тожение или разрушение народно-хозяйственных и иных объектов конфликтующей стороны, разворовывание национального богатства государства и имущества гражданского населения.
Содержание понятия «наемник» впервые было раскрыто в ст. 47 Дополнительного протокола I от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.2 Наемником в указанной статье признается лицо, которое: специально завербовано на месте военных действий или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте; фактически принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду в виде обещанного материального вознаграждения, существенно превышающего вознаграждение комбатанта того же ранга и функций, входящего в личный состав вооруженных сил данной стороны; не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте; не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; не послано государством, которое не является воющей стороной, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил3.
Западные юристы нередко оправдывают наемничество ссылками на Гаагскую конвенцию 1907 г. «О правах и обязанностях нейтральных держав в случае сухопутной войны». Согласно этому документу разрешено переходить границы нейтральных государств добровольцам, желающим поступить на военную службу одного из воюющих государств. Однако, с точки зрения международного права, такое лицо руководствуется не материальной выгодой, а своими политическими взглядами и внутренними убеждениями. Сражается он не на стороне агрессора, а против него, против колониализма, расизма или иностранного господства. В отличие от наемников, добровольцы включаются в состав вооруженных сил воюющей стороны, поэтому являются ком-батантами, и государство несет за них всю ответственность. Наемник же в списки личного состава не включается и статуса комбатанта не имеет.
В принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. Конвенции о запрещении вербовки, ис-
1 См.: Les nouveaux mercenaries. Geneva, 1978; David E. Les mercenaries en droit international. Revue Belge droit international, 1977, № S; Yusuf A. A. Mercenaries in the law of armed conflict. In: the new humanitarian law of armed conflict. Napoli, 1979.
2 Документы ООН А/32/114.
3 Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990. С. 599-600.
пользования, финансирования и обучения наем-ников1 было расширено юридическое определение наемника: при наличии всех остальных признаков наемником признается лицо не только участвующее в военных действиях (т.е. в межгосударственном военном конфликте), но и принимающее участие в вооруженном конфликте как таковом. Таким образом, подведена юридическая база для предотвращения использования наемничества в вооруженных столкновениях внутригосударственного характера, а также участия наемников в насильственных действиях, направленных на свержение правительства, подрыв конституционного строя государства, его территориальной целостности.
В названной Конвенции, по сути, впервые сформулирован состав наемничества как самостоятельного преступления: была установлена индивидуальная ответственность лиц, осуществляющих вербовку, финансирование, обучение и использование наемников в вооруженном конфликте, а также ответственность самих наемников за непосредственное участие в таком конфликте.
Вместе с тем, международное право предусматривает необходимость имплементации положений Конвенции о наемничестве в уголовное законодательство подписавшего ее государства, в том числе и России. Действующее уголовное законодательство Российской Федерации, в развитии норм международного права, содержит раздел XII «Преступления против мира и безопасности человечества» с одноименной гл. 34, где впервые сформулированы составы новой для российского права группы преступлений. Положения гл. 34 УК РФ 1996 г. прямо корреспондируют к нормам и принципам международного права. В числе других преступлений указанной группы предусмотрена уголовная ответственность и за наемничество (ст. 359 УК РФ). При этом содержание уголовно-правового понятия «наемничество» раскрыто в диспозиции ч. 1 и ч. 3 указанной статьи УК РФ. Согласно российскому закону, к наемничеству относятся вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, его использование в вооруженном конфликте или военных действиях, а также участие самого наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.
Таким образом, в указанной статье УК РФ фактически закреплены два состава преступлений. Субъектом первого преступления является лицо, совершившее действия, направленные на вербовку, обучение, финансирование или иное
материальное обеспечение наемника, его использование в вооруженном конфликте или вОенных действиях. Субъектом второго преступления является лицо, непосредственно участвующее в качестве наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.
При этом, согласно примечанию к ст. 359 УК РФ наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей. Такое определение понятия «наемник» в уголовном праве РФ соответствует ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. и Конвенции о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г.
Что касается уголовного законодательства стран СНГ, то в целом в нем существуют различные подходы к определению понятий «наемничества» и «наемник». Так, наряду с Российской Федерацией, УК Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана (ст. 114)2, Молдовы, придерживаясь норм международного права, устанавливают ответственность за вербовку, обучение, финансирование наемника, а равно его использование, а также участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Есть лишь незначительные различия в определении преступных деяний, составляющих в совокупности состав наемничества. Так, в УК этих стран сформулирован состав «финансирование или иное материальное обеспечение наемника», что, в принципе, не меняет сути финансирования наемника как преступного деяния, предусмотренного в международном праве.
В ряде государств СНГ, в частности в УК Республики Беларусь, УК Узбекистана в одной норме содержится как определение наемника (наемничества), так и закрепляется состав участия наемника в вооруженных конфликтах или различного рода боевых действиях. Так, в ст. 133 УК Республики Беларусь преступлением признается «участие на территории иностранного государства в вооруженных конфликтах, военных действиях лица, не входящего в состав вооруженных сил воюющих сторон и действующего в целях получения материального вознаграждения без уполномочия государства, гражданином которого оно является или на территории которого
1 Действующее международное право. М., 1977. Т. 2. С. 812-819.
2 Уголовный кодекс республики Азербайджан. СПб., 2001. С. 138.
265
постоянно проживает (наемничество)». Аналогично, в ст. 154 узбекский законодатель закрепил преступность «участия наемника в вооруженном конфликте или военных действиях (наемничества)».
В УК Украины дается более широкая трактовка понятия наемничества. К нему также отнесено использование наемников в «насильственных действиях, направленных на свержение государственной власти либо нарушение территориальной целостности других государств», что, в принципе, соответствует нормам международного права (ст. 1 Конвенции о наемничестве), а также «участие без разрешения соответствующих органов государственной власти в вооруженных конфликтах других государств с целью получения материального вознаграждения». Подробную характеристику закрепленных в норме «насильственных действий» дает украинский юрист П.С. Матышевский. Так, по его мнению, «насильственные действия включают применение оружия или физической силы (ведения боя, захват заложников, нанесение телесных повреждений, убийство и т.п.) на территории другого государства в отношении любого государственного деятеля этого государства с целью лишить его власти или определенной ее части. Насильственные действия могут представлять собой захват важных объектов другого государства (средств массовой информации, связи, банков, государственных помещений и т.п.) с целью свержения государственной власти или нарушения территориальной целостности государства»1.
Применительно к определению наемника также можно отметить терминологические различия. Законодатели ряда стран СНГ сформулировали понятие наемника в узком смысле наподобие УК РФ. Более расширительное толкование включает, например, не только материальное вознаграждение, но и «иную личную выгоду» (примечание к ст. 162 УК Казахстана). В ст. 154 УК Узбекистана в качестве одного из критериев наемника предусматривается, что лицо не должно являться гражданином страны, находящейся в конфликте, или ее военнослужащим.
Говоря об уголовном законодательстве стран Европы и США можно отметить, что в целом оно рассматривает различные проявления наемничества как преступления против внутрен-
ней безопасности и обороноспособности государства, преступления, направленного на подрыв добрососедских отношений с иностранными государствами или нарушение нейтралитета, т.е. как преступления против внешней безопасности, и как само наемничество, правда, в специфическом его выражении.
В качестве преступлений против внутренней безопасности и обороноспособности государства ряд проявлений наемничества рассматривается в уголовном законодательстве Бельгии, Дании, Франции, ФРГ, Швеции. В УК Бельгии, Дании, ФРГ, Швеции таким преступлением признается вербовка лица для иностранной службы без разграничения вербовки наемника или добровольца. Причем вербовка может являться собирательным названием для ряда составов: самой вербовки, а также «побуждения» и «пользования услугами другого лица» с корыстной целью (УК Бельгии)2; «доставки» вербуемого вербовщику или завербованного лица к месту службы (УК ФРГ)3, «склонения» людей «незаконно покинуть страну для того, чтобы поступить на такую службу» (УК Швеции)4. Как видно, в одной норме содержатся и сам состав вербовки, и соучастие в такой вербовке в виде подстрекательства и пособничества к ней.
В ряде случаев, например, в УК Бельгии, Швеции, вышеуказанные действия наказуемы только при условии совершения их без соответствующего разрешения. Шведский законодатель признает совершение указанных видов действий наиболее опасными в случае, «если Королевство находилось в состоянии войны», в связи с чем повышается их наказуемость.
В отличие от других стран данной группы, в УК Франции, принятом в 1992 г., прямо не закрепляется преступность вербовки для иностранной военной службы, а устанавливается ответственность за «набор вооруженных сил без приказа или разрешения законных властей» (п. 2 ст. 412-7)5.
Как преступления против внешней безопасности государства, ряд проявлений наемничества представлен в законодательстве Великобритании, Испании, Финляндии и США. В этой группе стран в основном устанавливается ответственность за незаконное поступление на военную службу. Причем последнее также имеет свои составляющие:
1 Уголовный кодекс Украины: Научно-практический комментарий. 3-е изд. исправл. и дополн. / Отв. ред. Яценко С.С. Краснодар, 2003. С. 1070.
2 См.: Уголовный кодекс Бельгии. СПб., 1998. С. 57.
3 См.: Уголовный кодекс Федеративной республики Германия. СПб., 2000. С. 273.
4 См.: Уголовный кодекс Швеции. СПб., 2001. С. 162.
5 См.: Уголовный кодекс Франции. СПб., 2001. С. 78.
само поступление на такую службу и побуждение к поступлению на нее (закон Великобритании о поступлении на военную службу за границей (Акт о службе иностранному государству) 1870 г.1); «неоставление службы в таких вооруженных силах» (УК Финляндии)2 или состоит из нескольких альтернативных действий: «найм», само «поступление», «записывание» или «прибе-гание к услугам другого лица» (п. «а» § 959 раздела 18 Свода законов США)3.
В ряде уголовных законодательств этой группы стран содержатся и общие нормы, которые могут применяться при совершении наемнических деяний. Так, ст. 591 УК Испании признает преступлением нарушение официального постановления или распоряжения о нейтралитете в случае войны, в которой Испания не участвует, а ст. 614 раздела XXIV «преступления против международного сообщества» УК Испании гласит: «тот, кто во время вооруженного конфликта совершит или прикажет совершить любое другое нарушение или действие, противоречащее положениям международных договоров, которые Испания подписала, и относящиеся к ведению боевых действий, защите раненых, больных и пострадавших, к обращению с военнопленными, за-
щите гражданского населения и к охране культурных ценностей во время вооруженного конфликта, наказывается... »4.
Очевидно, что страны этих двух групп не знают ответственности за наемничество в его международно-правовом определении, а основываются на концепции незаконной иностранной, в том числе и военной, службы. Во многом это может быть обусловлено тем, что в ряде государств использование наемников, в том числе и в преступном его значении, стало частью государственной политики, как правило, во внешних отношениях (Великобритания, Франция, США)5, тогда как вторые являются традиционно поставщиками «солдат удачи» (Бельгия)6. Потому становится ясным отсутствие в национальном законодательстве норм об ответственности за наемничество в его международно-правовом понимании, причем не наблюдается до сих пор стремление установить их.
Таким образом, вопрос правового определения и закрепления понятия «наемничество» на внутригосударственном уровне на сегодняшний день является столь же актуальным, сколь и неурегулированным.
267
1 См.: Deak Francis and Jessup Phillip. A Collection of Neutrality Laws, Regulations and Trealirs of Various Countries. Washington, 1939.
2 См.: Уголовный кодекс Финляндии. СПб., 2001.
3 См.: Уголовное право Соединенных Штатов Америки: Сборник нормативных актов. М., 1985. С. 44-45.
4 См.: Уголовный кодекс Испании. М., 1998. С. 187.
5 См.: Незнанов С.Н. Наемничество и его международная противоправность: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1985.
6 Барчет В., Робек Д. Солдаты на продажу: Наемники сегодня. М., 1979.