ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ И УЧАСТНИКОВ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ (ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАСТРАХОВАННОГО ЛИЦА)
С.Ю. КАНЕВА
эксперт Федерального Фонда Обязательного Медицинского Страхования, аспирант кафедры частного права Юридического Факультета Института экономики, управления и права РГГУ Научная специальность: 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право;
международное частное право
Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой частного права юридического
факультета ИЭУП РГГУ, заслуженный профессор РГГУ Косякова Н.И.
Рецензент: кандидат юридических наук частного права юридического факультета ИЭУП РГГУ Белова Т.В.
E-mail: [email protected]
Аннотация. Цель данной статьи — освещение основных элементов в обязательном медицинском страховании: субъектный состав, права и обязанности субъектов и участников правоотношений в сфере обязательного медицинского страхования, а так же правовые проблемы застрахованных лиц.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, сфера обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, субъект, участник, застрахованное лицо, охранительные гражданские правоотношения, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
LEGAL STATUS OF SUBJECTS AND PARTICIPANTS IN OBLIGATORY MEDICAL INSURANCE (LEGAL PROBLEMS OF THE INSURED PERSON)
S.YU. KANEVA
expert of Federal Compulsory Health Insurance Fund, graduate student of chair ofprivate law of Law Department of Institute of economy, management and right ofRGGU
Annotation. The purpose of this article is illumination of basic elements in obligatory medical insurance: subject structure, the rights and duties of subjects and participants of legal relationship in the sphere of obligatory medical insurance, and as legal problems of the insured persons.
Key words: The constitution of the Russian Federation, the sphere of obligatory medical insurance in the Russian Federation, the subject, the participant, the insured person, guarding civil legal relationship, Fund of obligatory medical insurance of the Russian Federation.
Россия — социальное государство, которое заботится о своем народе и, в первую очередь, о его здоровье. Приоритетность развития страхования в социальной сфере воспринята и в положениях Конституции Российской Федерации1.
Регулирование вопросов обязательного медицинского страхования возможно только в рамках переосмысления проблем практики и построения на ее основе нового правового механизма. Была предпринята попытка реформировать существующую систему медицинского страхования в России,
нашедшая отражение в Федеральном законе от 29 ноября 2010 г. № Э26-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № Э26-ФЗ)2.
В целом данный Федеральный закон № Э26-ФЗ направлен на усиление гарантий прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи, основные положения которого соответствуют Федеральному закону от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»3.
Тем не менее, для всех лиц, принимающих участие в обязательном медицинском страховании, поменялось немногое, но принципиальным явились положения, в соответствии с которыми, в сфере обязательного медицинского страхования введен персонифицированный учет застрахованных лиц и право выбора страховой медицинской организации застрахованным лицом без участия страхователя.
В настоящем Федеральном законе № 326-ФЗ проводится отличие понятий «субъектов обязательного медицинского страхования» и «участников обязательного медицинского страхования».
Появилось новое понятие — участники обязательного медицинского страхования, включающие территориальные фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации и медицинские организации.
Главная диференцация субъектов от участников является то, что правовое положение субъектов строго определяется Федеральным законом № 326 и их состав является обязательным.
Законодатель в указанной норме термина «участники обязательного медицинского страхования» придал еще одно, особое, свойство, характеризующее его признаком обеспечения (т.е. определенную роль участия в отношениях и свой круг полномочий, обязанностей), где недопустимо отождествлять понятия «субъект обязательного медицинского страхования» и «участник обязательного медицинского страхования», принимая во внимание следующие обстоятельства:
1) если «субъект обязательного медицинского страхования» и «участник обязательного медицинского страхования» — идентичные понятия, то из этого следует, что они являются субъектами «одного и того же» (либо «права», либо «правоотношения»).
Тем самым, ставится знак равенства между правом и правоотношением, что, в конечном счете, приводит к отрицанию нормативной природы права;
2) если субъект права лишь потенциально обладает правами и обязанностями, которые могут остаться нереализованными, то участник обязательного медицинского страхования — это всегда участник реально существующего процесса реализации субъективных прав и юридических обязанностей;
3) субъект права «определяется» нормой права (совокупностью норм), а для участника обязатель-
ного медицинского страхования, помимо правовых норм, необходимо наличие действительно реализуемого волевого элемента;
4) субъект права выступает как нечто абстрактное, неперсонализированное, а участнику обязательного медицинского страхования всегда отводится конкретная роль.
5) круг участников обязательного медицинского страхования по объему не совпадает с кругом субъектов права, поскольку отдельные субъекты права в силу отсутствия у них необходимых качеств не имеют возможности принять участие в некоторых правоотношениях.
По сути роль страховщика расщепляется на трехзвенную систему: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — территориальные фонды обязательного медицинского страхования — страховые медицинские организации. Последние два звена осуществляют функции, являющиеся производными от функций и компетенции Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее — ФОМС), т.е. выступают проводниками политики ФОМС в сфере обязательного медицинского страхования4. Хотя, на наш взгляд, на практике правовая база деятельности страховых медицинских организаций превратилась в дополнительное агентское звено в сфере обязательного медицинского страхования.
Таким способом законодатель попытался разрешить проблему расщепления правовой личности страховщика между тремя группами субъектов, осуществляющими управление организацией и финансированием обязательного медицинского страхования на разных уровнях: ФОМС, территориальными фондами и страховыми медицинскими организациями, существовавшими в рамках прежнего правового упорядочения соответствующих отношений.
Принимая во внимание изложенное, порядок взаимоотношений между субъектами поменялся. В настоящее время субъектами обязательного медицинского страхования являются: застрахованные лица, страхователи и ФОМС.
Таким образом, в соответствии с законодательством субъектом со специальной правоспособностью выступает Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее — ФОМС), а
участники обеспечивают отдельные направления механизма обязательного страхования.
Рассмотрим подробнее правовые проблемы субъектов обязательного медицинского страхования, а именно застрахованных лиц.
Застрахованными лицами выступают практически все категории граждан Российской Федерации, в том числе работающие и неработающие граждане Российской Федерации, а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах», за исключением военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц. Полный их перечень представлен в ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ.
Под сферу действия медицинского страхования подпадает и иностранный контингент, который фактически пользуется национальным правовым режимом, применяемым в отношении резидентов.
Постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) имеют такие же права и обязанности в системе обязательного медицинского страхования, как и российские граждане. Страхование детей с рождения до государственной регистрации рождения осуществляется страховой медицинской организацией, в которой застрахованы их матери или другие законные представители, после государственной регистрации рождения по достижении совершеннолетия либо по приобретении ими дееспособности в полном объеме. Граждане Российской Федерации выбирают медицинскую страховую организацию самостоятельно путем подачи заявления, без посредничества страхователя. Застрахованное лицо (либо его представитель) для получения полиса должно подать заявление в страховую медицинскую организацию, а при ее отсутствии в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее — территориальный фонд). В этот же день застрахованному лицу выдают временное свидетельство обязательного медицинского страхования, а по истечении 30 дней — полис обязательного медицинского страхования. Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. №158н
(далее — Правила)5, установлен порядок направления сведений о гражданине для регистрации его в качестве застрахованного лица.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 326-ФЗ территориальный фонд обеспечивает права граждан в сфере обязательного медицинского страхования, а также обязан вести региональные сегменты единого регистра застрахованных лиц (далее — РС ЕР3Л).
Вместе с тем, существуют правовые пробелы в обязательном медицинском страховании (далее — ОМС) застрахованных лиц, которые не нашли отражения в законодательстве:
во-первых, отсутствие нормативных документов, устанавливающих порядок определения фактического статуса граждан при их обязательном медицинском страховании, может привести к получению полиса ОМС лицами, не подлежащими ОМС, а в дальнейшем — к оплате оказанной им медицинской помощи из средств ОМС;
во-вторых, не урегулированный вопрос порядка исключения из РС ЕР3Л застрахованных лиц, получивших полис ОМС неправомочно, либо в течение жизни перешедших из статуса лица, подлежащего ОМС в статус лица, не подлежащего ОМС, не позволяет обеспечивать качественное ведение РС ЕР3Л, и приводит к необоснованному росту количества застрахованных лиц и к нецелевому расходованию средств ОМС;
С целью получения полиса ОМС в соответствии с законодательством вышеуказанными категориями граждан, страховая медицинская организация (далее — СМО) проводит разъяснительную работу с гражданами по предоставлению достоверных сведений о категории застрахованного лица и осуществляет контроль за надлежащим заполнением гражданами п. 1.5 заявления о выборе (замене) СМО, которым предусмотрено указание категории застрахованного лица. Однако, как показывает практика, не исключены случаи получения полиса лицами, не подлежащими ОМС, ввиду несовершенства действующего законодательства, что не позволяет принимать меры по предупреждению неправомерного получения гражданами полиса ОМС.
В настоящее время принято Соглашение от 28 марта 2013 г. №2747/90-С/1/2942 «Об информационном взаимодействии между Федеральным
Фондом обязательного медицинского страхования и Министерством внутренних дел Российской Федерации»; необходимо разработать и утвердить порядок с другими ведомственными группами военнослужащих и приравненных к ним.
В связи с вышесказанным необходимо рассмотреть возможность дополнительного нормативного урегулирования вопроса ОМС военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц и разъяснить порядок действий медицинской организации, СМО и территориального фонда ОМС в случае установления факта неправомочного получения застрахованным лицом полиса ОМС, например, Федеральный закон № 326-ФЗ уточнить следующим образом: «при выявлении ТФОМС факта застрахованного лица, получившего полис ОМС неправомочно, лицо без фактического статуса при обязательном медицинском страховании обязано вернуть всю сумму денежных средств, использованных не по целевому назначению и выплатить Фонду штраф в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день нецелевого использования средств ОМС».
в-третьих, следует обратить внимание на то, что при получение полиса ОМС лицами без гражданства (апатридами) также возникают коллизии норм права. Так, нормы Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. № 158н (далее — Правила) не соответствуют федеральным законам, регулирующим получение полиса обязательного страхования.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Подпунктом 5 п. 9 Правил определено, что к заявлению о выборе (замене) страховой медицинской организации апатриды прилагают следующие документы, необходимые для регистрации в качестве застрахованного лица постоянно проживающих в
Российской Федерации: документ, признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; вид на-жительство, а также СНИЛС (при наличии).
Таким образом, Правила требуют документы, подтверждающие постоянное проживание лица без гражданства. Однако, что бы получить вид на жительство, необходимо получить разрешение на временное проживание сроком на три года. Разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Институт временного проживания введен в Российской Федерации в 2002 г. Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 115) и рассматривается законодателем как этап к получению иностранным гражданином статуса постоянно проживающего в Российской Федерации.
Такие обстоятельства приводят к ограничению прав доступа части лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и как следствие — нарушению прав последних в части получения медицинской помощи.
Понимание необходимости дополнительного регулирования должно закрепиться в Правилах подпунктом 5 п. 9 следующего содержания: «что к заявлению о выборе (замене) страховой медицинской организации апатриды прилагают следующие документы, необходимые для регистрации в качестве застрахованного лиц постоянно проживающих в Российской Федерации: документ, признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание или вид нажительство, а также СНИЛС (при наличии)».
в-четвертых, в виду несовершенства законодательства возникают коллизии по выбору страховой
медицинской организации и медицинской организации вне зоны официальной регистрации гражданина.
Так, Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»6 определяет, что граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность, заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания, документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
Однако, в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере здравоохранения одновременно сформулированы правила о возможности застрахованных лиц не только выбрать, но и заменить выбранную им страховую медицинскую организацию на иную вне зависимости от места регистрации по месту фактического проживания, при этом страховые медицинские организации не вправе отказать ему в таком выборе.
Порядок выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утвержден приказом Минздрава России от 21 декабря 2012 г. № 1342н7.
В своей деятельности медицинская организация руководствуется также Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. № 543н8.
В соответствии с данным Положением в целях обеспечения права граждан на выбор врача и ме-
дицинской организации допускается прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания медицинской организации, к врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения с учетом рекомендуемой численности прикрепленных граждан.
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере здравоохранения застрахованное лицо может выбрать страховую медицинскую организацию и медицинскую организацию без определенной регистрации. На практике происходит так: застрахованное лицо получает медицинский полис единого образца, а прикрепиться к медицинской организации не может, так как у него отсутствует регистрация или застрахованное лицо проживает в другом районе населенного пункта, что осложняет посещение участковых специалистов для квалифицированного обслуживания. Таким образом, Правила9, как и приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2012 г. № 406н10, приказ Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. № 543н в соответствие с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»11 пока не приведены. Предлагаем дополнить вышеуказанные Правила следующим содержанием: «застрахованные лица, прибывшие для временного проживания на срок свыше 90 дней, обязаны иметь регистрационное основание для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении для последующего официального прикрепления в медицинской организации на срок пребывания».
В-пятых, в настоящее время на комплексе Байконур сложилась ситуация, когда гражданам Республики Казахстан, работающим в российских организациях на комплексе «Байконур», плановая первичная специализированная медицинская помощь не оказывается. Это обусловлено тем, что по требованию ТФОМС г. Байконур, который ссылается на письмо ФОМС от 8 июня 2011 г. № 2753/30, эти граждане исключены из числа застрахованных лиц в системе обязательного медицинского страхования.
Страховая компания филиал «Байконур — РОСНО — МС» ОАО «РОСНО — МС» известила ФГБУЗ ЦМСЧ № 1 ФМБА России о том, что с
1 апреля 2013 г. в базу застрахованных лиц данного филиала внесены изменения с направлением списков полисов ОМС, по которым оплата медицинской помощи осуществляться не будет.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов Исполнительной власти от 23 декабря 1995 г. на период аренды комплекса «Байконур» город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. В соответствии с п. 1 ст. 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома «Байконур», жителей города Байконур, поселков Торетам и Акай в условиях аренды Российской Федерацией комплекса «Байконур» (ратифицировано Федеральным законом от 5 июня 2012 г. № 57-ФЗ) гражданам Республики Казахстан, работающим в российских организациях комплекса «Байконур», медицинская помощь оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом Российской Стороны, федеральными организациями здравоохранения и их подразделениями.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 1156-р комплекс Байконур включен в перечень территорий, обслуживаемых ФМБА России.
Исходя из содержания указанных нормативных правовых актов и п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, а также ст. 23 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» считаю, что действия ТФОМС г. Байконур противоречат международным обязательствам Российской Федерации. С учетом вышеизложенного, необходимо законодательное содействие в решении сложившейся проблемы следующим образом: признать российские предприятия, учреждения, организации, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют свою
деятельность на комплексе «Байконур» плательщиками страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию, так как в данном конкретном случае объектом обложения являются выплаты, производимые ими в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации в пользу физических лиц — граждан республики Казахстан в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Таким образом, из всего вышеизложенного следует, что граждане Республики Казахстан, проживающие в поселках Торетам и Акай, и работающие в российских предприятиях, учреждениях и организациях комплекса «Байконур», подлежат обязательному медицинскому страхованию, и полисы обязательного медицинского страхования обязаны выдавать им страховые медицинские организации в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации.
Принятие данного Федерального закона № 326-ФЗ символизирует новый этап в развитии системы обязательного медицинского страхования, основная цель которого стоит в ее совершенствовании. Очевидно, что вновь принятый закон в дальнейшем будет подвергнут изменениям и дополнениям, так как он не включил в себя многих важных аспектов. Однако, направление дальнейшего развития медицинского страхования выбрано верно; это создает благополучную предпоссылку развития этого важного для каждого человека института общественной жизни нашего государства. В ближайшие несколько лет система здравоохранения должна кардинально измениться; необходимо наладить жесткий контроль работы СМО, провести инвентаризацию всех функций. Например, и в части исполнения судебных решений о причинителях вреда, требование которых также введено ст. 31 Федерального закона № 326-ФЗ, на практике пока не применяющейся. Возможно, общими усилиями и удастся создать такую медицину, о которой мы все мечтаем: без «мертвых душ» застрахованных лиц, современную, квалифицированную.
Литература
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (утратил силу).
4. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования.
5. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах здравоохранения граждан в Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 сентября 2011 г. № 1030н. «Об утверждении формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования».
8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. № 406н «Об утверждении порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».
9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования», приказом от 28 февраля 2011 г. №158н.
10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации « Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» от 15 мая 2012 г. № 543н.
11. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1225 «О размещении временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования» (вместе с «Правилами размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования».
12. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ / отв. ред. канд. юрид. наук Н.В. Путило. М.: Юриспруденция, 2012. 504 с.
13. МарченкоМ.Н. Теория государства и права: учебн.
2-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 585.
14. Слепнев А.В. Государство как субъект правоотношений: Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. юрид. наук.
15. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
16. Приказ Минздрава России от 21 декабря 2012 г. № 1342н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи».
1 Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2 Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
3 Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования.
4 Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ / отв. ред. канд. юрид наук Н.В. Путило. М.: Юриспруденция, 2012. 107 с., Слепнев А.В. Государство как субъект правоотношений: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.
5 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» от 28 февраля 2011 г. №158н.
6 Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
7 Приказ Минздрава России от 21 декабря 2012 г. № 1342н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи».
8 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» от 15 мая 2012 г. № 543н.
9 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» от 28 февраля 2011 г. №158н.
10 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. № 406н «Об утверждении порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».
11 Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».