Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ'

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — З.С. Гладун

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ»

редан» сгруппированы по 6 признакам: продукты, приготовленные или неправильно хранившиеся в домашних условиях; продукты, приобретенные в торговой сети или на предприятиях общественного питания; немытые овощи и фрукты; продукты, приобретенные вне города; вода (питьевая и открытых водоемов); прочие.

Ретроспективная информация о санитарно-эпидемиологической ситуации составляется за месяц, квартал, год. В отличие от оперативной она дополнительно включает данные об инфекционной заболеваемости по окончательным диагнозам, о результатах санитарно-химических, токсикологических, физико-химических, бактериологических и вирусологических исследований внешней среды (атмосферного воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов и т. д.), о выполнении плана лабораторных исследований по городу, районам, видам объектов и др. Ежеквартально проводится стандартизация показателей инфекционной заболеваемости по районам, устанавливается корреляционная связь между заболеваемостью острыми кишечными инфекциями и факторами риска. Ретроспективная информация обеспечивает более углубленный анализ санитарно-эпидемиологической ситуации, используется при обсуждении итогов и планирования работы службы, для информации советских и партийных органов, оценки эффективности рабо-

УДК СМ.3/.4:34

Одним из действенных средств повышения эффективности государственного санитарного надзора является дальнейшее совершенствование правового регулирования организации и деятельности санитарно-эпидемиологической службы и входящих в ее состав органов и санитар-по-профилактических учреждений.

В советской юридической науке под правовым положением понимается совокупная правовая характеристика данного органа или системы органов. Для его определения необходимо выделить наиболее характерные черты и признаки данного органа, в частности определить его цели и задачи, место и роль в общей системе государственных органов, его компетенцию, пока-

ты специалистов по конечным результатам. Справочная информация представляется по запросу оперативных отделений городской санэпидстанции и содержит сведения о санитарно-эпидемиологической ситуации на отдельных объектах.

Таким образом, организация информационного обеспечения санитарно-эпидемиологической

службы города на базе специализированной лаборатории позволяет рационально использовать имеющуюся информацию, освободить специалистов службы от большого объема аналитической работы, сократить количество документации, увеличить время для непосредственной работы на объектах, повысить качество и эффективность проводимых мероприятий, добиться улучшения показателей санитарно-гигиенического состояния объектов, активно влиять на санитарно-эпидемиологическую ситуацию в городе.

Поступила 13.0G.85

Summary. Information provision management at the Minsk sanitary-and-epidemiological services (SES) is described. The management is carried out by a specialized laboratory of sanitary and epidemiological analysis. Centralized information provision made it possible to free the SES employees from a great deal of analytic work, to give them an opportunity to be directly engaged in sanitary work and exert more influence on the sanitary and epidemiological situation in the city.

зать взаимоподчиненность и взаимодействие с другими органами, раскрыть содержание его деятельности и ее основные формы. Рассматривая правовое положение санитарно-эпидемиоло-гической службы, необходимо прежде всего отметить, что целью ее организации и деятельности является обеспечение санитарно-эпидемиче-ского благополучия в стране. Отсюда вытекают и главные ее задачи — планово-предупредительная деятельность по разработке санитарных и противоэпидемических мероприятий и осуществление государственного санитарного кадзора.

Санитарно-эпидемиологическая служба является государственной службой здравоохранения, организация и деятельность которой полностью

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

3. С. Гладун

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Львовский медицинский институт

финансируются за счет средств государственного бюджета. Именно при осуществлении государственного (т. е. надведомствснного) санитарного надзора наиболее четко проявляется государственный характер ее деятельности. Государственный санитарный надзор, проводимый всеми органами и учреждениями службы, распространяется на работу любых объектов (государственных и общественных органов, предприятии, учреждений, организаций) независимо от их ведомственной подчиненности. Правда, действующее законодательство устанавливает одно исключение из этого правила: санитарный надзор па объектах, подчиненных Министерству путей сообщения СССР, Министерству гражданской авиации СССР, Министерству обороны СССР, Министерству внутренних дел СССР и Комитету государственной безопасности СССР, осуществляют медико-санитарные службы указанных министерств и Комитета государственной безопасности СССР. Это сделано с целью наиболее полного учета специфики деятельности указанных объектов при санитарном надзоре и обеспечения сохранности государственной и служебной тайны. Поэтому все иные объекты, подчиненные другим, помимо указанных, министерствам и ведомствам, подлежат государственному санитарному надзору, осуществляемому органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы системы Минздрава СССР.

В советском административном праве надзорную деятельность в сфере государственного управления за организационно не подчиненными объектами называют административным надзором [4, 5]. Административно-надзорную деятельность осуществляют специальные органы государственного управления, которые принято именовать государственными инспекциями. Таким образом, можно утверждать, учитывая прежде всего характер и содержание деятельности, что санитарно-эпидемиологическая служба является также и специализированной государственной инспекцией [2, 3], на которую возложены и функции надзора за соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидеми-чееких правил и норм и которая наделена для осуществления своих надзорных функций специальными государственно-властными полномочиями, в частности правом наложения штрафов на лиц, виновных в нарушениях указанных правил. Деятельность санитарно-эпидемиологической службы является по своей сущности государственной, опирающейся на авторитет и силу государственной власти и закона. Сотрудники органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы являются государственными служащими — вся их повседневная деятельность, ответственность за свою работу регулируется нормами трудового и административного законодательства. Санитарно-эпидемиологическая служба занимает соответствующее место в системе

органов государственного управления — осуществляемый ею надзор за соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм в деятельности поднадзорных объектов заставляет последних воздерживаться от нарушения указанных правил и норм, проводить работу в точном соответствии с требованиями санитарного законодательства. • Правовой статус санитарно-эпидемиологической службы определяется и закрепляется в ряде нормативных актов различной юридической силы: Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, законах союзных республик о здравоохранении, Положении о государственном санитарном надзоре в СССР и других нормативных актах, определяющих правовой статус отдельных органов и учреждений, входящих в состав санитарно-эпидемиологической службы. Положение о государственном санитарном надзоре в СССР является центральным нормативным актом в системе законодательства о государственном санитарном надзоре, правовой основой организации и деятельности санитарно-эпидемиологической службы, в котором закрепляются ее цели и задачи, организационный состав и полномочия, предоставленные органам и учреждениям службы для эффективного осуществления государственного санитарного надзора. Утверждение данного Положения Советом Министров СССР придает всей деятельности по осуществлению санитарного надзора государственный характер.

Санитарно-эпидемиологическая служба имеет свою организационную систему. В ее состав входят два основных элемента — органы и учреждения. Под органами понимаются специально созданные звенья аппарата санитарно-эпидемпо-логической службы, на которые возложено непосредственное руководство санитарно-эпидемиологическим делом, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и осуществление государственного санитарного надзора. К органам санитарно-эпидемиологической службы относятся прежде всего Главное санитарно-эпидемиологическое управление Минздрава СССР, а также главные санитарно-эпидемиологические (санитарно-эпидемиологические) управления минздравов союзных республик. Главное санитарно-эпидемиологическое управление Минздрава СССР является центральным органом санитарно-эпидемиологической службы, структурной частью центрального аппарата министерства. Это управление руководит работой органов и учреждений санитарно-эпидемнологиче-ской службы минздравов союзных рспублик в области государственного санитарного надзора, организации гигиенической экспертизы продуктов питания и питьевой воды, разрабатывает и утверждает в установленном порядке общесоюзные санитарно-гигиенические и сапнтарпо-проти-воэпидемические правила и нормы» осущо.дтвля-

ет в установленном порядке контроль за выполнением требовании указанных правил и норм и др. Правовое положение Главного санитарно-эпидемиологического управления определено в Положении о нем, утвержденном приказом Минздрава СССР от 7 мая 1979 г.; указанные выше его права исходят из полномочий, которыми оно наделено для осуществления руководства всей санитарно-эпидемиологической службы. Главные санитарно-эпидемиологические (санитарно-эпиде-миологические) управления минздравов союзных республик являются республиканскими органами управления санитарно-эпидемиологическими учреждениями, находящимися на территории союзной республики, занимают сходное место в центральном аппарате минздравов и выполняют определенные функции управления в пределах своей компетенции, за исключением разработки и утверждения санитарно-гигиенических и сапи-тарно-противоэпидемических правил и норм.

Особое положение в системе санитарно-эпиде-миологическон службы занимает республиканская (союзной республики) санитарно-эпидемиологическая станция (СЭС), действующая на основе соответствующего Положения (приказ Минздрава СССР от 31 декабря 1974 г.) и являющаяся, с одной стороны, санитарно-профи-лактическим учреждением, деятельность которого распространяется на всю территорию союзной республики, а с другой стороны, не являясь органом управления службы, тем не менее по существу участвующая в управлении нижестоящими СЭС путем обеспечения организационного и методического руководства ими, осуществления контроля за их деятельностью, обобщения опыта работы и др.

СЭС как основное звено санитарно-эпидемиологической службы представляет собой самостоятельное сапитарпо-профилактическое учреждение, входит в систему учреждений здравоохранения союзной республики и действует па основании Положения о государственном санитарном надзоре в СССР и соответствующего Положения о пей. СЭС действует, как правило, на определенной административной территории, что отображается и закрепляется в ее официальном наименовании — «санитарно-эпидемиологическая станция Н-ского района (города, округа, области, края, автономной или союзной республики»). Исключение составляют ведомственные СЭС, а также СЭС па водном транспорте (бассейна, порта, линейного участка).

СЭС осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Союза ССР и союзных республик по вопросам обеспечения санитарно-эпидемического благополучия, организует и проводит свою работу в соответствии с положениями, приказами, инструкциями и другими ведомственными нормативными актами Минздрава СССР, приказами и мето-

дическими указаниями минздравов союзных республик. Щ

СЭС является юридическим лицом, финансируется из средств государственного бюджета, имеет свою смету, утвержденную в установленном порядке. Руководитель станции — главный врач, который действует на основах единоначалия, пользуется правами распорядителя кредита в пределах утвержденной сметы, правом найма и увольнения работников и является главным государственным санитарным врачом административной территории.

Таким образом, в состав санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с п. 3 Положения о государственном санитарном надзоре в СССР входят Главное санитарно-эпидемиологи-ческое управление и Главное управление карантинных инфекций Минздрава СССР, главные са-нитарно-эпидс миологические (санитарно-эпидемиологические) управления минздравов союз- ^ ных республик, республиканские СЭС, краевые, "Т/ областные, окружные, городские и районные СЭС, бассейновые, портовые и линейные СЭС на водном транспорте. Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы являются разновидностью органов и учреждений здравоохранения. На них в первую очередь ложатся реальное осуществление задач, стоящих перед санитарно-эпидемиологической службой, разноплановая и многоотраслевая деятельность по санитарно-эпидемиологическому обслуживанию населения, обеспечению санитарно-эпидемического благополучия в стране и осуществлению государственного санитарного надзора. Помимо функциональных обязанностей, принадлежность к учреждению санитарно-эпидемиологической службы определяется специальной номенклатурой, утвержденной Минздравом СССР по согласованию с Государственным плановым комитетом СССР и Министерством финансов СССР. Ныне действующая номенклатура учреждений здравоохранения относит все учреждения сани-тарно-эпидемической службы к саиитарно-про-филактическим учреждениям здравоохранения,в состав которых включаются СЭС всех уровней, дезинфекционные, противочумные станции и изоляционно-пропускные пункты на железнодорожном транспорте, а также дома санитарного просвещения. Представляя собой отдельный вид органов и учреждений здравоохранения, санитарно-эпидемиологическая служба является достаточно самостоятельной. В обоснование этого можно сослаться на то, что она действует на основе не только общего законодательства о здравоохранении, но и на основе специального правительственного постановления, которым утверждено ' Положение о государственном санитарном надзоре в СССР. Никакая иная служба здравоохранения не имеет такой нормативной основы. дЦ?

Основное звено службы — СЭС — являются самостоятельными санитарно-профилактически ми Ж учреждениями и пользуются правами юридиче-~ ского лица, а руководитель службы — главный государственный санитарный врач СССР — назначается на эту должность постановлением Совета Министров СССР и одновременно является заместителем министра здравоохранения СССР. Главные врачи СЭС одновременно по функциям являются заместителями руководителей территориальных органов здравоохранения по санитарно-эпидемиологическим вопросам — заместителями заведующих отделами здравоохранения исполкомов областных, краевых, окружных, городских и районных Советов народных депутатов, а в тех районах, где отсутствуют отделы здравоохранения,— заместителями главных врачей центральных районных больниц. В то же время санитарно-эпидемиологическая служба и наиболее обособлена по сравнению с другими службами здравоохранения. На нее возложены ^ особые, специфические задачи и функции, вообще не характерные для других служб здравоохранения, в частности осуществление государственного, т. е. иадведомственного, санитарного надзора. Основная задача других служб здравоохранения — осуществление лечебно-профилактических мероприятий (диагностика, лечение и профилактика заболеваний), оказание больным необходимой медицинской помощи. И только в отдельных, предусмотренных законом случаях учреждение здравоохранения вправе лишь ставить перед соответствующими правоохранительными органами вопрос о привлечении лиц, уклоняющихся от лечения, нарушающих установленные правила и др., к юридической ответственности (например, кожно-венерологический диспансер ставит перед административной комиссией или прокуратурой вопрос о привлечении лица, уклоняющегося от лечения венерического заболевания, к административной или уголовной ответ-ственности).

Особого внимания в определении правового положения санитарно-эпидемиологической службы заслуживает вопрос о природе санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиче-ских правил и норм, за соблюдением которых установлен государственный санитарный надзор. Разработанные на основе научного изучения вопросов охраны здоровья людей и являющиеся по своему характеру медицинскими правилами и нормами, они в то же время утверждаются Минздравом СССР (утверждение указанных правил и норм — его исключительная прерогатива!) и с этого момента приобретают общеобязательный характер, т. е., по существу, становятся нормативными актами. Положение о государственном санитарном надзоре в СССР предоставляет право главным государственным сани-

тарным врачам и их заместителям привлекать к ответственности лиц, виновных в нарушении указанных правил, и налагать на них штрафы в административном порядке. Недавно принятые в союзных республиках кодексы об административных правонарушениях закрепили в соответствующих статьях такие составы административных правонарушений, как нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиче-ских правил и норм, и установили за совершение их административное взыскание в виде штрафа, налагаемого должностными лицами санитарно-эпидемиологической службы. Принятие в союз-пых республиках кодексов об административных правонарушениях будет содействовать борьбе с нарушениями указанных правил и норм, дальнейшему улучшению санитарно-эпидемиче-ского благополучия и укреплению законности в этой сфере общественных отношений.

Многочисленные нормативные акты, определяющие правовое положение органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы, были приняты в различное время и, как показывает практика их применения, не все они в одинаковой мере соответствуют современным задачам, поставленным перед службой. В литературе уже неоднократно отмечалось, что принятое в 1973 г. Положение о государственном санитарном надзоре в СССР как по форме, так и по содержанию уже не отвечает требованиям практики осуществления санитарного надзора, современному уровню развития законодательства, задачам улучшения всей системы управления и контроля в области охраны окружающей среды [1]. Поэтому одними из важных задач дальнейшего улучшения и совершенствования деятельности санитарно-эпидемиологической службы являются разработка и принятие новых нормативных актов, которые бы установили более точное и детальное правовое регулирование организации и осуществления государственного санитарного надзора, всех остальных направлений деятельности органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы, содействовали повышению авторитета и значимости службы в решении экономических и социальных задач.

Литература

1. Голиченко А. К. Организационно-правовые формы сани-тарпо-экологического контроля в СССР. М., 1984.

2. Здир //. А. Государственные инспекции в СССР. М., 1960.

3. Розин Л. М. Государственные инспекции и их место в советском государственном управлении. Дне. канд. юр. наук. М„ 1952.

4. Советское административное право /Под ред. Ю. М. Козлова. М„ 1973, с. 275—278.

5. Студе'никика М. С. Государственный контроль в сфере управления. М., 1974, с. 17—24.

Поступила 05.05.85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.