НАУКА - РЕГИОНУ
УДК 346.5
К. Н. Нилов
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕЗИДЕНТОВ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Рассматриваются основные требования, предъявляемые к резидентам Особой экономической зоны в Калининградской области, предоставленные им законодательством льготы и гарантии, указывается на некоторые проблемы юридико-технического свойства при включении юридических лиц в реестр резидентов Особой экономической зоны и определении правового статуса названных резидентов.
This article considers the basic requirements that are laid down for the residents of the Special economic zone in Kaliningrad region, as well as privileges and guarantee that they have under the legislation. Also some problems of juridical-technical character at inclusion of legal persons in the register of residents of the Special economic zone and definition of a legal status of the named residents are pointed out.
Специальные правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности, установленные в особых экономических зонах, направлены на создание благоприятного инвестиционного климата на указанных территориях и состоят в предоставлении хозяйствующим субъектам определенных льгот и гарантий. Предоставляемые законодательством льготы и гарантии рассчитаны в первую очередь на так называемых резидентов особых экономических зон.
Понятие «резидент особой экономической зоны» является понятием родовым. В российском законодательстве предусмотрена возможность существования нескольких видов резидентов особых экономических зон, правовое положение которых в значительной степени зависит от типа созданной особой экономической зоны. В федеральном законе от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» [1] содержатся нормы о правовом статусе резидентов трех типов особых экономических зон:
— промышленно-производственных;
— технико-внедренческих;
— туристско-рекреационных.
Предлагается расширить перечень особых экономических зон за счет портовых зон, что приведет к появлению ещё одного вида резидентов — резидентов портовых особых экономических зон. Специаль-
49
Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 9. Экономические и юридические науки. С. 49 — 57.
50
ное правовое положение характерно для резидентов Особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области [2]. Для обозначения хозяйствующих субъектов, на которых распространяется федеральный закон от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» [3], используется понятие «участники», а не «резиденты». Думается, что такие терминологические различия ничем не обоснованы.
В соответствии с федеральным законом от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» резидент Особой экономической зоны — это юридическое лицо, соответствующее требованиям названного закона и включенное в единый реестр резидентов указанной зоны.
Следует отметить, что по сравнению с прежним законодательством об ОЭЗ в Калининградской области сокращен круг субъектов предпринимательства, которые могут стать резидентами ОЭЗ. В отличие от ранее действующего федерального закона от 22 января 1996 года № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» [4] новый закон признает резидентами Особой экономической зоны только юридические лица. Предприниматели без образования юридического лица ни при каких условиях не могут стать резидентами ОЭЗ. В юридической литературе справедливо отмечается нелогичность исключения индивидуальных предпринимателей из числа резидентов промышленно-производственных особых экономических зон [5, с. 342]. То же самое можно сказать в отношении ОЭЗ в Калининградской области. И хотя исключение индивидуальных предпринимателей из числа резидентов ОЭЗ было названо разработчиками законопроекта об ОЭЗ в Калининградской области концептуальным положением, убедительных доводов в обоснование такой концепции приведено не было. Действительно, содержание предусмотренных для резидентов налоговых льгот (по налогу на прибыль, на имущество) вряд ли заинтересует индивидуальных предпринимателей, но это не повод лишать их потенциальной возможности стать резидентами ОЭЗ.
Круг юридических лиц, которые могут стать резидентами, также достаточно ограничен. Приоритет отдан крупным инвесторам. С апреля 2006 по май 2007 года таковых включено в реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области 39, среди которых хозяйствующие субъекты, обязавшиеся в первые три года осуществить инвестиции в достаточно большем объеме: ЗАО «Содружество «Соя» — 6419,48 млн руб., ООО «Алко-Нафта» —
2058,4 млн руб., ЗАО «Балт-Нафта» — 867,5 млн руб., ЗАО «Тута строй» — 787, 3 млн руб., ООО «Технобалт» — 759,9 млн руб. [6].
Перечень требований, при наличии которых согласно статье 4 Федерального закона об ОЭЗ в Калининградской области хозяйствующий субъект включается в реестр резидентов, сформулирован более широко по сравнению с требованиями, предъявляемыми к резидентам других особых экономических зон. При этом не все из указанных в перечне требований в юридико-техническом плане сформулированы удачно. Наблюдается определенное дублирование требований.
В частности, требования к потенциальным резидентам Особой экономической зоны, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 названного закона, неразрывно взаимосвязаны. Калининградская область является частью территории Российской Федерации. Государственная регистрация юридического лица в Калининградской области может быть осуществлена лишь в соответствии с законодательством РФ. Наличие второго условия (государственной регистрации юридического лица, осуществленной в Калининградской области) предполагает и наличие первого — создания юридического лица в соответствии с законодательством РФ. Представить себе ситуацию государственной регистрации юридического лица в Калининградской области в соответствии с каким-то другим законодательством, а не законодательством Российской Федерации в принципе невозможно. К тому же непонятно, какой документ должно представить юридическое лицо в администрацию ОЭЗ для подтверждения факта его создания в соответствии с законодательством РФ. Если речь идет о проведении администрацией ОЭЗ юридической экспертизы учредительных документов, то такой порядок ничем не обоснован и вряд ли целесообразен.
Таким образом, поскольку требование, названное в пункте 1 части 1 статьи 4, полностью поглощается требованием, приведенным в пункте 2, то наличие в перечне требования, указанного в пункте 1, становится излишним. Вполне достаточно ограничиться требованием, сформулированным в пункте 2. Или, как вариант, чтобы особо подчеркнуть соответствие государственной регистрации положениям законодательства, можно объединить эти требования, используя, например, следующую формулировку: государственная регистрация юридического лица осуществлена в Калининградской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одно из обязательных требований, предъявляемых к будущим резидентам ОЭЗ, — это производство юридическим лицом товаров исключительно на территории Калининградской области. В частности, не могут стать резидентами ОЭЗ рыбопромысловые организации, осуществляющие производство рыбной продукции на рыбопромысловых судах за пределами Калининградской области. Следует отметить, что речь идет лишь о производстве товаров, значит, другие виды предпринимательской деятельности — выполнение работ, оказание услуг — могут осуществляться и за пределами Калининградской области. Правда, не совсем понятно, каким образом на момент включения в реестр резидентов ОЭЗ будет подтверждаться тот факт, что юридическое лицо осуществляет производство товаров исключительно на территории Калининградской области, и к каким правовым последствиям в будущем может привести нарушение резидентом данного требования. В перечне документов, которые должны быть представлены юридическим лицом одновременно с заявлением о включении в реестр резидентов, нет ни одного документа, свидетельствующего о соответствии юридического лица приведенным требованиям.
К числу предъявляемых к резидентам ОЭЗ требований относится и осуществление юридическим лицом инвестиций на территории Кали-
51
52
нинградской области. При этом закон не дает однозначного ответа на вопрос о том, когда должны осуществляться инвестиции юридическим лицом: до включения в реестр резидентов ОЭЗ или после. С одной стороны, так как речь идет о требованиях, предъявляемых к юридическим лицам при их включении в реестр резидентов ОЭЗ, следует признать, что инвестиции уже должны иметь место, и этот факт подтверждается обратившимся юридическим лицом. Если инвестиции на момент обращения юридического лица с заявлением в администрацию ОЭЗ о включении в реестр не осуществлялись, то юридическое лицо не будет отвечать требованиям, установленным частью 1 статьи 4, и не должно быть включено в реестр резидентов ОЭЗ.
С другой стороны, требование об осуществлении инвестиций на территории Калининградской области не устанавливает каких-либо количественных параметров, минимального размера инвестиций, что превращает указанное требование в фикцию. Ведь даже инвестиции в сумме одного рубля будут рассматриваться как инвестиции, осуществляемые на территории Калининградской области, а значит, и само требование теряет всякое практическое значение.
Следует отметить, что в перечне документов, представляемых юридическим лицом вместе с заявлением о включении в реестр резидентов ОЭЗ, отсутствует какой-либо документ, подтверждающий факт осуществления инвестиций, поэтому, не совсем понятно каким образом администрация ОЭЗ будет устанавливать соответствие юридического лица приведенному требованию. Если предположить, что речь идет об обязательном осуществлении инвестиций в будущем, то установить соответствие юридического лица этому требованию на момент включения в реестр не представляется возможным. К тому же приобретение статуса резидента ОЭЗ в обязательном порядке предполагает реализацию инвестиционного проекта на территории Калининградской области. Это одно из обязательных требований к инвестиционным проектам, установленное частью 11 статьи 4 Закона об ОЭЗ в Калининградской области. И если требование об осуществлении инвестиций, установленное в пункте 4 статьи 4, рассматривать как требование об осуществлении инвестиций в будущем, то оно будет дублировать требования, предусмотренные в пункте 5 этой же статьи, соответственно, пункт 4 становится излишним в перечне требований, предъявляемых к резидентам ОЭЗ.
Из числа резидентов Особой экономической зоны исключаются юридические лица, применяющие специальные налоговые режимы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налоговый кодекс РФ (ст. 18) к специальным налоговым режимам относит:
1) систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенную систему налогообложения;
3) систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Вместе с тем предусмотренный статьей 18 Налогового кодекса РФ перечень специальных налоговых режимов, по мнению специалистов в области налогового права, не является полным [7, с. 97—98, 1111 — 1112]. В качестве примеров специальных налоговых режимов, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ, но применяемых в России, как правило, называют налогообложение в закрытых территориальных образованиях и свободных экономических зонах, включая ОЭЗ в Калининградской области [8]. Такой подход к пониманию специальных налоговых режимов представляется расширительным. В пункте 1 статьи 18 Налогового кодекса РФ закреплено, что специальные налоговые режимы устанавливаются лишь Налоговым кодексом РФ и таких специальных налоговых режимов в настоящее время только четыре вышеназванных. При этом в Законе об ОЭЗ перечень специальных налоговых режимов не ограничивается указанными в Налоговом кодексе РФ, в нем говорится и о специальных налоговых режимах, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Это может привести к определенным теоретическим дискуссиям, поскольку законодательство о налогах и сборах не ограничивается Налоговым кодексом РФ.
При расширительном толковании специальных налоговых режимов получается парадоксальная ситуация. Элементом правового статуса резидента ОЭЗ в Калининградской области является возможность воспользоваться специальными правилами и льготами по налогообложению, установленными законодательством применительно к резидентам ОЭЗ. Но если подобные правила и льготы составляют специальный налоговый режим, а юридические лица, применяющие любой из специальных налоговых режимов, согласно комментируемой статье не могут быть резидентами ОЭЗ, то получается, что комментируемая норма исключает возможность применения налоговых льгот, предусмотренных для резидентов ОЭЗ в Калининградской области.
Чтобы избежать подобной парадоксальной ситуации и каких-либо дискуссий по этому вопросу, в формулировке комментируемой статьи следовало бы указать, что речь идет о юридических лицах, применяющих специальные налоговые режимы, предусмотренные главами 26.1 —
26.4 Налогового кодекса РФ.
Исключение из числа резидентов юридических лиц, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных вццов деятельности, может вызвать определенные проблемы на практике. Если другие специальные налоговые режимы применяются по желанию налогоплательщика, то единый налог на вмененный доход должен уплачиваться налогоплательщиком, осуществляющим перечисленные в главе 26.3 Налогового кодекса РФ виды деятельности, без какой-либо альтернативы. При этом налогоплательщиком ведется раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и иной предпринимательской деятельности. Поскольку Закон об ОЭЗ не устанавливает количествен-
53
54
ных критериев при применении системы налогообложения в вице единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, то осуществление даже в минимальных объемах юридическим лицом, например, розничной торговли (при площади торгового зала не более 150 м2), оказания бытовых услуг либо услуг общественного питания (при использовании зала площадью не более 150 м2) не позволит ему стать резидентом ОЭЗ.
Ещё более сложной представляется ситуация, когда юридическое лицо, включенное в реестр резидентов ОЭЗ, начнет осуществлять, например, розничную продажу товаров (при площади торгового зала не более 150 м2). Закон об ОЭЗ это не запрещает, более того, им допускается розничная продажа товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны (ч. 5 ст. 9). Для резидентов ОЭЗ никаких исключений не сделано. Но тогда резидент должен будет уплатить единый налог на вмененный доход, а значит, согласно части 2 статьи 4 комментируемого Закона не может быть резидентом. Противоречивость положений Закона об ОЭЗ налицо.
Резидентами ОЭЗ в Калининградской области не могут быть также финансовые организации, в том числе кредитные, страховые организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг (п. 3 ст. 4). Исходя из контекста названной нормы, этот перечень не является исчерпывающим. Не могут стать резидентами ОЭЗ и другие хозяйствующие субъекты, относящиеся к финансовым организациям согласно федеральному закону от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (фондовые и валютные биржи, лизинговые компании, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, специализированные депозитарии инвестиционных фондов, ломбарды и т. д.) [9]. Кроме требований, предъявляемых непосредственно к хозяйствующему субъекту, Закон об ОЭЗ закрепляет и определенные требования к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами. Речь идет о реализации проекта на территории Калининградской области; инвестициях объемом не менее 150 млн руб., которые должны быть осуществлены в срок не более трех лет с момента включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ. К тому же Закон об ОЭЗ ограничивает и сферы деятельности, в которых могут осуществляться инвестиционные проекты. Это достигается путем перечисления целей, на которые не может быть направлен инвестиционный проект. При этом к целям инвестиционного проекта, согласно части 11 статьи 4 относятся виды товаров, услуг, производство или оказание которых планируется осуществить в соответствии с инвестиционным проектом. По сути, в качестве таковых называются определенные виды предпринимательской деятельности. Было бы неправильно полагать, что Закон об ОЭЗ запрещает резидентам заниматься перечисленными видами деятельности. Такого запрета нет. Об этом косвенно свидетельствует и особый порядок уплаты налога на имущество организаций, закрепленный в пункте 5 статьи 385.1 Налогового кодекса РФ. В данной норме предусмотрено, что особый порядок уплаты налога на имущество организаций не распространяется на стоимость имущества
(созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области), используемого для производства товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен инвестиционный проект. При этом доля стоимости этого имущества считается равной доле дохода от реализации таких товаров (работ, услуг) в суммарном объеме всех доходов резидента. Значит, можно сделать вывод, что речь идет лишь о недопустимости указанных видов деятельности как цели реализуемых инвестиционных проектов. Таких видов деятельности несколько:
а) добыча нефти, природного газа, предоставление услуг в этих областях;
б) производство этилового спирта, алкогольной продукции, табачных изделий и других подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов) в соответствии со списком, утвержденным Правительством РФ от 31 марта 2006 года № 185. В него вошли все названные в Налоговом кодексе РФ подакцизные товары (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов), которые указаны прямо в Законе об ОЭЗ в качестве товаров, на производство которых может быть направлен осуществляемый резидентом ОЭЗ инвестиционный проект. Следует отметить, что используемая названным Законом юридическая конструкция, когда перечень подакцизных товаров, на производство которых не может быть направлен инвестиционный проект, утверждается постановлением Правительства РФ, дает возможность изменения перечня без внесения изменений в рассматриваемый Закон. Например, для реализации инвестиционного проекта по строительству нефтеперерабатывающего завода достаточно внести изменение в названное постановление Правительства РФ, не внося изменений в Закон об ОЭЗ;
в) оптовая и розничная торговля;
г) ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
д) финансовая деятельность.
Статус резидента ОЭЗ приобретается с момента включения в реестр резидентов ОЭЗ. Порядок ведения единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области утвержден приказом Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами от 25 апреля 2006 года № 59. Администрация вправе отказать во включении в реестр лишь в случае несоблюдения заявителем требований, установленных частью 1 статьи 4 Закона об ОЭЗ. Речь идет о несоответствии юридического лица требованиям, перечисленным в пунктах 1—4 части 1 статьи 4, либо о несоответствии инвестиционного проекта требованиям, названным в части 10 статьи 4 Закона об ОЭЗ. Никаких других оснований для отказа во включении в реестр указанный Закон не предусматривает. Юридическое лицо, которому было отказано в этом по причине несоответствия установленным в Законе об ОЭЗ требованиям, может повторно обратиться с заявлением, поскольку рассматриваемый Закон такую возможность не исключает. И если на момент повторного обращения юридическое лицо будет отвечать установленным требованиям, оно должно быть включено в реестр резидентов ОЭЗ.
55
56
Закон не устанавливает ограничений и в отношении повторного обращения с заявлением о включении в реестр резидентов ОЭЗ юридических лиц, исключенных из реестра по их письменным заявлениям либо по требованию администрации ОЭЗ на основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда. Отказать им во включении в реестр лишь на том основании, что они ранее нарушали взятые на себя обязательства и были исключены по этой причине из реестра, нет правовых оснований.
При вторичном включении юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ практически значимым становится вопрос о том, с какого момента следует исчислять срок предоставления налоговых льгот. С момента первого включения в реестр или второго? Однозначного ответа на этот вопрос Закон об ОЭЗ не дает. Это может привести к ситуации, когда юридическое лицо по истечении 5 — 6 лет работы обратится с заявлением об исключении из реестра в добровольном порядке, а через несколько дней с заявлением опять о включении в реестр, чтобы попытаться воспользоваться налоговыми льготами с новой даты включения в реестр, поскольку статьи 288.1 и 385.1 Налогового кодекса РФ увязывают период предоставления налоговых льгот исключительно с датой включения в реестр резидентов ОЭЗ, а не с датой начала реализации инвестиционного проекта. При этом нет запрета регистрироваться в качестве резидента ОЭЗ несколько раз. И если повторная регистрация в качестве резидента нового инвестиционного проекта как-то может быть обоснована, то повторное включение в реестр резидентов ОЭЗ для реализации ранее осуществляемого проекта не должна давать каких-либо преимуществ. В этом случае целесообразно на законодательном уровне закрепить правило, что период предоставлении налоговых льгот исчисляется с даты первого включения в реестр резидентов ОЭЗ, а повторное включение в реестр никак не влияет на исчисление этого срока.
Важной нормой, определяющей правовое положение резидента ОЭЗ в Калининградской области, является статья 6 Закона об ОЭЗ, устанавливающая гарантии от неблагоприятного изменения законодательства. В отношении резидента, осуществляющего реализацию инвестиционного проекта, не применяются нормативные акты, которые приводят к увеличению налоговой нагрузки на него. Гарантия резидентам ОЭЗ в Калининградской области в виде неприменения федеральных законов или иных нормативных правовых актов возможна при наличии одного из двух условий:
1) увеличение совокупной налоговой нагрузки по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой, действовавшей на день начала финансирования резидентом инвестиционного проекта;
2) введение запретов и ограничений, отсутствующих на день начала финансирования резидентом инвестиционного проекта.
Список литературы
1. Собрание законодательства РФ. 2005. № 30. Ч. 2. Ст. 3127.
2. Федеральный закон от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 3. Ст. 280.
3. Собрание законодательства РФ. 1999. № 23. Ст. 2807.
4. Собрание законодательства РФ. 1996. № 4. Ст. 224.
5. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учеб. / Под ред. В. В. Лаптева и С. С. Занковского. М., 2006.
6. Реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gov.kaliningrad.ru
7. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации / Под ред. Б. Н. Топорнина, Г. А. Гаджиева, Р. Ф. Захаровой. М.: Юристъ, 2005.
8. Матинов А. С. Специальные налоговые режимы (правовые аспекты) / / Финансовое право. 2002. № 4.
9. Собрание законодательства РФ. 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3434.
Об авторе
К. Н. Нилов — канд. юр. наук, доц., РГУ им. И. Канта, e-mail: [email protected]
57
УДК 347.998
С. В. Лонская
РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (2000-2006 годы)
Анализируется развитие института мировой юстиции в Калининградской области в 2000-2006 годах (общая характеристика, проблемы, перспективы.)
The development of the Justice of the Peace in Kaliningrad région from 2000 to 2006 years is analised (in general view, problems, prospectives)
Мировая юстиция полностью сформирована и действует в Калининградской области с сентября 2000 года. Было образовано 42 судебных участка и, соответственно, создано такое же число должностей мировых судей (18 — в Калининграде, 24 — в области). Калининградская область стала одним из первых регионов России, где мировые судьи приступили к работе, более того, к лету 2002 года — единственной в Северо-Западном федеральном округе, где мировые судьи были назначены во все созданные участки.
Региональной правовой основой организации и деятельности мировых судей в Калининградской области являются законы Калининградской области от 19 мая 2000 года «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области» [1] (с последующими изменениями и дополнениями) и от 19 июля 2000 года «О создании судебных участков и должностей мировых судей в Калининградской области» [2] (с последующими изменениями и дополнениями).
Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 9. Экономические и юридические науки. С. 57 —65.