Научная статья на тему 'Правовое положение полусвободных и рабов в англосаксонском обществе vii-viii вв. '

Правовое положение полусвободных и рабов в англосаксонском обществе vii-viii вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
565
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛУСВОБОДНЫЕ И РАБЫ / СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ / АНГЛОСАКСОНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / PARTLY-FREES AND SLAVES / SOCIAL STRATIFICATION / ANGLO-SAXON SOCIETY / EARLY MEDIEVAL AGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Назарова Вероника Сергеевна

Целью настоящей работы является анализ социального статуса полусвободных и рабов в англосаксонском обществе в раннее средневековье. В работе анализируются важнейшие направления в историографии вопроса и прослеживаются основные историографические дискуссии по рассматриваемому вопросу в отечественной и зарубежной медиевистике и истории права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTLY-FREES AND SLAVES IN ANGLO-SAXON SOCIETY IN VII-VIII CENTURIES

The aim of an article is to analyze the social status of partly-frees and slaves in AngloSaxon Society in VII-VIII centuries. All the main trends in historiography of the problem are examined as well as the most important historiography discussions on the problem in medieval studies and history of law are reappraised.

Текст научной работы на тему «Правовое положение полусвободных и рабов в англосаксонском обществе vii-viii вв. »

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ле Гофф Ж. Цивилизация сред невекового Запада. - М., 1992.

2. Hallam H. View of the State of Europe During the Middle Ages. New York, 1874 (reprint); Macfarlane A. The Origins of English Individualism. Oxford, 1978.

3. Гайдар E. Государство и эволюция. М., 1994; Он же. Смуты и институты. - М., 2009.

4. De Soto H. The Missing Ingredient // The Economist, 11-17 September, 1993; Сото Э де. Иной путь. Челябинск, 2007. (Первая статья была найдена едва ли не случайно (но очень удачно) во время сбора материала для дипломной работы, дальнейшие изы-

).

5. Пайпс Р. Собственность и свобода. - М., 2000; Бетелл Т. Собственность и процветание. - М., 2008.

6. Цит. по: Delaney V.T. Frederic William Maitland Reader. New York, 1957.

7. Суслопарова Ю.В. Английские юристы ХШ-XVIII вв. о природе английского права // Правоведение. - 2009. - № 2.

8. Macfarlane A. The Origins of English Individualism. Oxford, 1978.

9. Па йпс Р. Собственно сть и свобода. - М., 2000.

10. Гроций Г. О праве войны и мира. - М., 1956.

11. Allen J.W. English Political Thought. - 1938. - P. 1603-1640.

12. James Harrington. The Commonwealth of Oceana and a System of Politics / Ed. by J. G.A. Pocock. Cambridge, 1992.

13. Опубликовано в: Two English Republican Tracts / Ed. by C. Robbins. Cambridge, 1969.

14. Берман Г.Дж. Средневековое английское право справедливости. В кн.: Вера и закон: примирение права и религии. - М., 2008.

15. . . . .: :

. - ., 2008.

16. CotterellM. Interregnum Law Reform // English Historical Review. - 1968. - P. 83.

17. Miller J. The Potential for «Absolutism» in Later Stuart England // History. - 1983. - P. 89.

Клочков Виктор Викторович

Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный » . .

E-mail: klochkov@tsure.ru.

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: 88634371427.

Klochkov Viktor Viktorovich

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: klochkov@tsure.ru.

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634371652.

ББК 67.3

В.С. Назарова

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОЛУСВОБОДНЫХ И РАБОВ В АНГЛОСАКСОНСКОМ ОБЩЕСТВЕ УП-УШ ВВ.

Целью настоящей работы является анализ социального статуса полусвободных и рабов в англосаксонском обществе в раннее средневековье. В работе анализируются важнейшие направления в историографии вопроса и прослеживаются основные историографические дискуссии по рассматриваемому вопросу в отечественной и зарубежной медиевистике и истории права.

Полусвободные и рабы; социальная стратификация; англосаксонское общество в .

V.S. Nazarova

PARTLY-FREES AND SLAVES IN ANGLO-SAXON SOCIETY IN VII-VIII CENTURIES

The aim of an article is to analyze the social status of partly-frees and slaves in Anglo-Saxon Society in VII-VIII centuries. All the main trends in historiography of the problem are examined as well as the most important historiography discussions on the problem in medieval studies and history of law are reappraised.

Partly-frees and slaves; social stratification; Anglo-Saxon Society; Early Medieval Age.

Помимо рядовых свободных и знати, положение которых было обрисовано выше, в англосаксонском обществе VII - VIII вв. можно выделить еще одну свое, - -вещен в понятиях и юридических категориях, применяемых к прочим слоям населения Кента и Уэссекса. Речь идет о так называемых полусвободных, чье положение в общественной системе было отмечено целым рядом противоречий [1].

В общих трудах по истории Англии донормандского времени внимание уделялось лишь той социальной группе, которая в ранних кентских “Правдах” названа “лиатми” (laets). Именно их считали представителями полусвободного населения Британии. Такого мнения придерживался, в частности, П. Виноградов, кото, -ния, обращенного в зависимость завоевателями. Аналогию кентским литам в Уэссексе исследователь видел в низших слоях бриттов, названных в законодательстве Инэ “уэлями” (wealh) [2. P. 124]. Главный оппонент Виноградова Ф. Сибом, исходя из общих положений своей теории полагал, что римское рабство перерастало в крепостное состояние непосредственно, а литы времен раннего средневековья, как

, , [3]. ,

распространена также точка зрения, согласно которой термины “литы” и “эли” были лишь различными названиями англосаксонских рабов [4].

Прежде чем определить, существовали ли полусвободные в англосаксонском обществе и какие именно группы населения могут быть к ним отнесены, нам придется рассмотреть положение местного завоеванного населения - бриттов, или более узко, - вопрос о расселении кельтов после германского завоевания в центральных и отчасти восточных районах острова.

Материалы источников при их детальном рассмотрении дают больше оснований в пользу предположения о неполном истреблении и вытеснении кельтов с территории, занятой англосаксами. Правда Инэ, в которой содержится наибольшее количество сведений о кельтском населении Британии, упоминает бриттов под именем уэлей и делит их вергельды на три категории, что уже само по себе говорит о многочисленности кельтов [5, Ine 23 § 3, 32].

С другой стороны, очевидно, что все они попали в ту или иную зависимость:

120 , -ны вергельда свободного англосакса [5, Ine 23 § 3, 32]. Это положение подтверждается и другими данными: попавшего в рабство бритта хозяин мог обвинить в преступлении, подкрепив свое обвинение присягой в 12 гайд, тогда как подобное действие в отношении англосакса требовало присяги в 24 гайды [5, Ine 54 § 2]. , , англосаксов с уэлями, но никак не внутренние порядки последних, служит дополнительным, хотя и косвенным доказательством зависимого положения покоренного кельтского населения.

При всем этом трудно, однако, согласиться с мнением некоторых авторов о поголовной рабской зависимости кельтов в восточных районах Британии [4]. По-

ложение бриттов отнюдь не было одинаково; оно определялось целым рядом обстоятельств, среди которых решающее значение имел размер земельного владения. Так, у владельца одной гайды вергельд составлял 120 шиллингов, полу-гайды - 80 шиллингов, а у безземельного - 60 шиллингов [5, 1пе 23 § 3, 32]. Последнее обстоятельство обратило на себя внимание компилятора, составившего уже упоминавшиеся “Законы северных людей” ^огШеоёа 1а§а): там было особо оговорено, что бритт, не имеющий земли, свободен, хотя вергельд его и равен цене раба [6]. В то же время кельт, владеющий пятью гайдами земли имел вер-600 , англосакса [5, 1пе 24 § 2].

Кроме величины земельного владения, положение бритта в обществе определялось его местом в системе родственных отношений: сын бритта - владельца одной гайды земли имел вергельд 100 шиллингов, т. е. на 20 шиллингов меньше, чем его отец [5, 1пе 23 § 2]. Наконец, существенным моментом для определения вер, -. , , 200 -лингов независимо от того, была у него земля или нет. По-видимому, высокий вер-600 5 :

600 -, -1200 шиллингов [5, 1пе 33, 51, 70], с одной стороны, и вергельда бритта - владельца одной гайды земли, с другой, - подтверждает правильность такого заключения.

, , , оснований для вывода о недопустимости оценки уэлей как слоя полусвободных

. , , они оставались лично свободными, с законодательно очерченными правами и обязанностями. Королевская служба открывала кельтам, равно как и свободным анг-, -.

населения, названной в Правдах англосаксонских королей “эснами” (е8пе).

,

, , менее обоснованные. Так, П. Виноградов считал, что эсны были рабами [2. Р. 229], “ ”, , не подтверждает этого [7]. Аналогичные предположения высказывал немецкий исследователь англосаксонских Правд Ф. Либерман, подтверждая свои наблюдения ссылками на те статьи законодательства, где определены одинаковые наказания для эснов и рабов [8]. С этими доводами согласились также Д. Петрушевский [9] и Р. Ходжкин [10. Р. 255].

Однако подобная точка зрения, при всей ее кажущейся обоснованности, встречает и серьезные возражения. Прежде всего обращает на себя внимание то , -ся вполне определенный термин “Шео’да”, не представляющий совершенно никаких трудностей для истолкования. Кроме того, можно сделать целый ряд наблюдений, не только показывающих отличие социально - правового статуса эсна от рабского, но и обрисовывающих специфические черты этого положения, позволяющие уверенно отличать эснов от представителей других общественных групп.

, -на подобно личности свободного человека [11, АеШеШей 24, 88], тогда как theow такой охраной закона не пользовались ни при каких обстоятельствах [11, АеШеШей 89]. Другой пример - штрафы за тяжкое членовредительство: для

рядовых свободных они основывались на вергельде [11, АеШеШей 43, 69] и тот же самый принцип действовал и в отношении эснов [11, АеШеШей 87]. Из законов , , и весьма значительные возмещения, например, в случае убийства другого эсна [11, АеШеШей 86]. Однако, если речь шла об убийстве эсном рядового свободного , : убитого и добавлял денежное возмещение, из чего ясно видно, что правоспособность эсна была ограничена. Характерна еще одна особенность, отличающая эсна от theow. Кентские Правды знают два различных термина, обозначающих господина и собственника. Один из них - “ёпЫеп” - употреблялся для обозначения господина над свободным человеком: так, например, именовался король по отношению ко всем своим подданным [11, АеШеШей 6], а предводитель дружины - по отношению к гезитам [12, "^Ы;гае11 5]. Термином ‘^еш!” обозначался собственник вещи [13], и им же обозначался господин по отношению к своим theow [12, "^Ыгае! 27]. К господину эсна в равной степени применялись оба эти термина [12, "^Ыгае! 9, 10, 23, 24]. Подобная двусмысленность служит лишним доказательством промежуточного положения эснов между рядовыми свободными и ра.

Таким образом, совершенно очевидно, что эсны и theow не принадлежали к одной социальной группе, свидетельством чему являются многочисленные дан. , -щих им небольших участках земли [12, "^Ыгае! 29], а постоянные упоминания о господах эснов дают основания предполагать, что они привлекались для выполнения различных работ в хозяйствах свободных общинников, живя в тех же деревнях, что и керлы.

Последнее обстоятельство было оспорено А. Гуревичем и породило весьма интересное направление в отечественной историографии данной проблемы.

23 .

существовании в VII в. в Кенте крепостных деревень, населенных исключительно эснами - зависимыми держателями господских земель [14].

Подобная трактовка вынуждает и нас обратиться к истолкованию данной статьи для окончательного прояснения социально-правового статуса эснов. В статье говорится:

“Если кто-нибудь обвинит раба или эсна в его gemange (оставим термин пока ),

он принял причастие; если же нет, он должен представить другого человека, дос, ,

для бичевания.”

Термин ‘^ета^е” А. Гуревич переводит как “зависимая община” [14], населением которой являются крепостные - эсны. Такой перевод кажется не совсем точным. Буквальный перевод слова ‘^ета^” - “смешанный”, “находащийся среди”; термин “та^” означает “связь”, “отношение” [15], а глагол “gemaengan” переводится как “смешивать”, “соединять”. Таким образом, термин ‘^ета^е” несо-

- , 23

нельзя предположить, что речь идет о крепостной общине. Скорее всего, права М. Соколова, предположившая, что за термином “ета^е” скрывается церковный .

В этом случае именно эсны со всей очевидностью рисуются как типичные

( ), подобные литам на континенте. Но дело осложняется тем, что литы упомянуты и кентской Правде Этельберта [11, АеШеШей 26], и хотя это единственное упомина-

ние о них во всех документах англосаксонского времени, необходимо рассмотреть вопрос о соотношении терминов “е8пе” и “1аеГ.

Думается, прав П. Виноградов, видевший аналогию кентским литам в низших слоях бриттов в Уэссексе. На эту мысль наводят, по крайней мере, два об:

[11, АеШеШей 26] и терминологическая параллель - термин ‘“даеаШ” (или “ш^с тюп”) для обозначения кентского населения применялся только в Уэссексе, значит, и в Кенте должен был быть свой, по-видимому, “1аеГ.

В дальнейшем рассмотренные нами термины претерпели значительную эволюцию: wea1h исчезли из словоупотребления уже к концу IX в., что свидетельствовало о полной инкорпорации кельтского элемента в состав англосаксонского общества, а е8пе упоминаются в последний раз в трактате “Об управлении вотчиной” (ИесШи(1те8 8^и1ашт Personamm) в первой четверти XI в., где вне всякого сомнения обозначает уже лично и поземельно зависимого человека.

Как ни скупы сведения о полусвободных, сообщаемые англосаксонскими , ,

населения Кента и Уэссекса - рабы, содержат еще более отрывочные сведения. Выше мы уже частично касались описания социально - правового статуса theow в его сравнении с esne, теперь же попытаемся дополнить картину.

Вопрос о положении рабского населения в Кенте и Уэссексе никогда не вызывал историографических дискуссий: исследователи ограничивались лишь описаниями рабского труда или высказывали общие гипотезы относительно происхождения и развития института рабовладения у англосаксов [10. Р. 225]. Анализ источников позволяет утверждать следующее.

Рабы в англосаксонском обществе не выступали субъектами права. По, , свои правонарушения они отвечали телесными наказаниями [12, "^Ыгае! 13, 15].

, , отношении к рабу как к имуществу [5, !пе 53, 54].

Относительно источников рабства из англосаксонского законодательства можно почерпнуть лишь некоторые косвенные данные. В рабском состоянии находилась часть покоренного кельтского населения, обращенная в него завоевателями [16]. По-видимому, рабами владели и сами бритты. В рабство могли быть проданы рядовые свободные англосаксы, но только в случае неуплаты каких-либо платежей или штрафов; Правды именуют таких людей “witetheow” (от «^е» -штраф, пеня) [5, !пе 3, 3 § 1, 7 § 1]. В остальных случаях продажа в рабство считалась деянием греховным [5, !пе 11]. В рабство можно было попасть также за несоблюдение церковных канонов [5, !пе 7 § 1].

Существовала у англосаксов и практика отпуска рабов на волю, хотя и не разработанная юридически так подробно, как скажем в Рипуарской Правде или “ ”.

термином “Мсйу” [12, "^Ыгае! 8]. Статья 8 Правды Уитреда сохранила нам описание процедуры отпуска раба на волю. Дело происходит в церкви перед алтарем, отпущенный человек приобретает все правомочия свободного ^е sy Мс&у): он , , -вительства по отношению к своей семье и свободного передвижения в пределах Кента. Если же он покидал страну, то право покровительства по отношению к семье Мс&у вновь переходило к его бывшему господину.

На основании имеющихся у нас данных источников можно заключить, что вольноотпущенниками становились люди различного положения: раб, работающий в праздничный день по приказу господина, получал свободу [5, !пе 3]; быв-

, , мог стать вольноотпущенником.

Наконец, существенный HHTepec представляет статья 14 Правды Уитреда.

, ,

(his heowun),”6yflb то свободные или рабы” (frige ge theowne) должен заплатить штраф. Рабы и свободные упомянуты здесь в одной связи, причем последние на-

“frigne”,

не которые трудности [5, Ine 57]; очевидно, что термин этот означает какие-то от, VII - VIII .

.

Завершая этот краткий анализ положения полусвободных и рабов в англосаксонском обществе VII - VIII вв., мы можем сделать вывод следующего характера. Типичными полусвободными этого общества были члены социальной группы, esne. laet wealh

собой свободных кельтов, инкорпорированных в состав общества завоевателей. В число полусвободных входили обедневшие и впавшие в зависимость общинники, часть кельтского населения, полусвободные, входившие в состав германских племен при их переселении в Британию, - социальный слой этот был чрезвычайно пестр и текуч по своему составу, чем зачастую объясняются и противоречия в правовом урегулировании его статуса. Что касается рабов, то столь отчетливые вначале признаки их рабского состояния к X - началу XI вв. теряются [17] - их сажают theow

личную свободу потомков керлов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. . .

общества в Западной Европе VI-VIII вв. - М., 1956.

2. VinogradoffP. The Growth of the Manor. - L. 1905. - P. 124.

3. Seebohm F. English Village Community. - L., 1883. - P. 280-289.

4. Мортон A. J1. История Англии. - Л., 1950. - С. 39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ine.

6. Northleoda Laga, 8.

7. Bede's Ecclesiastical History, IV, 13.

8. Liebermann F. von. Die Gesetze der Angelsachsen. - Halle, 1903 - 1915. - Bd. 2. - P. 690.

9. . .

. - ., 1937. - . 33.

10. Hodgkin R.H. Anglo-Saxon England. - L., 1931. - P. 255.

11. Aethelbert.

12. Wihtraed.

13. Hlothaere und Eadric, 16 § 3.

14. . . / -

градского государственного педагогического института. Т. XIX. Вып. 1. - Калинин, 1956. - С. 145."

15. Campbell A. Old English Grammar. - Oxford, 1959. - P. 124, 271.

16. Bede's Ecclesiastical History, XV. - EHD, 622 ff.

17. Гуревич А.Я. Английское крестьянство в X - начале XI вв. СВ. Вып. IX. - М., 1957. -С. 94-95.

Назарова Вероника Сергеевна

Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный » . .

E-mail: nazarova.v@yandex.ru.

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

.: 88634371652.

18б

Nazarova Veronica Sergeevna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: nazarova.v@yandex.ru.

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634371652.

ББК 87.6

..

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О «КОНЦЕ ИСТОРИИ» В КОНТЕКСТЕ

-

В работе подвергается анализу понятие «конец истории» в контексте универсальной истории. Изучение той роли, которую играл «конец истории» в структуре элементов традиционных моделей универсальной истории позволяет понять современное состояние универсально-исторической размерности сознания и пути ее дальнейшей трансформации. Также в работе уделяется внимание вопросу о специфике западной модели универсальноисторической размерности сознания.

Конец истории; универсальная история; смерть универсальной истории; универсаль-но-историческаяразмерность сознания; историческое мышление; глобальное состояние.

M.A. Ponochevny

THE IDEA OF “THE END OF HISTORY” IN THE CONTEXT OF UNIVERSAL

HISTORY PERSPECTIVE

Term «the end of history» in the context of universal history is analyzed in this article. Studying of the role which «the end of history» played in the structure of elements in traditional models of universal history let us understand the contemporary condition of the universal history dimension of consciousness and the ways of its further transformation. The work is also pays attention to the problem of the specific traits of the Western model of universal history consciousness.

The end of history; universal history; demise of universal history; universal history dimension of consciousness; historical thinking; Global condition.

Анализируя основные вехи развития такого феномена, как универсально, ,

« ». -, , -тельности несет в себе множество значений и смысловых оттенков. Наслоение осколков разных философских концепций, выдвигавшихся в разное время, и подчас отражений обыденного видения проблемы сделали само наше понимание «конца » , .

,

для последующего осмысления такой важной темы, как перспективы универсальноисторической модели и современное состояние соответствующей размерности сознания. В этом контексте отметим, что целью данной статьи является изучение основного смыслового содержания понятия «конец истории» в его связи с полем

,

современном состоянии универсально-исторической перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.