Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ, ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ, ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ДИСТАНЦИРОВАНИЕ / КОРОНАВИРУС (COVID-19) / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ОГРАНИЧЕНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ ОСУЖДЕННЫХ / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / ОТСРОЧКА ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / ЗАМЕНА НЕОТБЫТОЙ ЧАСТИ НАКАЗАНИЯ БОЛЕЕ МЯГКИМ ВИДОМ НАКАЗАНИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / РЕЖИМ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ / ЭПИДЕМИЯ / СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ / SOCIAL DISTANCING / CORONAVIRUS (COVID-19) / EMERGENCY / RESTRICTION OF THE SUBJECTIVE RIGHTS OF CONVICTS / RELEASE FROM SERVING A SENTENCE / DEFERRAL FROM SERVING A SENTENCE / REPLACEMENT OF THE UNSERVED PART OF THE PUNISHMENT WITH A MILDER TYPE OF PUNISHMENT / SPECIAL LEGAL REGIME / SPECIAL CONDITIONS REGIME / EPIDEMIC / DISASTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексеев А. Ю.

В статье рассматриваются предупредительные меры, проводимые в пенитенциарных учреждениях зарубежных государств, препятствующие проникновению и распространению коронавирусной инфекции. Лица, отбывающие наказание в местах принудительного содержания, подвержены повышенному риску заражения в случае вспышки заболевания. Их положение требует отдельного рассмотрения при планировании и реагировании в кризисных ситуациях. Мероприятия по обеспечению социального дистанцирования реализуются посредством специального правового режима, введение которого ограничивает субъективные права осужденных. Вводимые правовые ограничения в некоторых государствах спровоцировали возникновение криминогенных чрезвычайных ситуаций, что потребовало оптимизации уголовных и уголовно-исполнительных правоотношений. Вследствие чрезвычайной ситуации в сфере здравоохранения в качестве исключительной меры представляется возможным применение таких институтов уголовного законодательства, как освобождение от отбывания наказания, отсрочка от отбывания наказания, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, и выработка альтернативных способов поддержания общественно полезных связей. Такими способами являются: увеличение продолжительности звонков в исправительных учреждениях, проведение свиданий посредством видео-конференц-связи, организация оперативного обмена информацией о состоянии здоровья родственников и осужденных при помощи горячей линии, а также использование защищенных мобильных устройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF PERSONS SERVING SENTENCES IN THE EVENT OF HEALTH EMERGENCY

The paper discusses the preventive measures carried out in the penitentiary institutions of foreign countries, preventing the penetration and spread of coronavirus infection. Persons serving sentences in places of detention are at increased risk of infection in the event of an outbreak of the disease. Their situation requires separate consideration in planning and responding to crises. Measures to ensure social distancing are implemented through a special legal regime, the introduction of which limits the subjective rights of convicts. The introduced legal restrictions in some states provoked the emergence of criminal emergencies, which required the optimization of criminal and penal legal relations. Due to the emergency in the healthcare sector, it seems possible to use such institutions of criminal law as release from serving a sentence, deferment from serving a sentence, replacing the unserved part of a sentence with a milder type of punishment as an exceptional measure, and developing alternative ways to maintain socially useful ties. These methods include: increasing the duration of calls in correctional facilities, conducting visits through video conferencing, organizing a prompt exchange of information on the health status of relatives and convicts using a hotline, and using secure mobile devices.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ, ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

DOI: 10.17803/1994-1471.2021.124.3.143-151

А. Ю. Алексеев*

Правовое положение лиц, отбывающих наказание, при возникновении чрезвычайной ситуации в сфере здравоохранения

Аннотация. В статье рассматриваются предупредительные меры, проводимые в пенитенциарных учреждениях зарубежных государств, препятствующие проникновению и распространению коронавирусной инфекции. Лица, отбывающие наказание в местах принудительного содержания, подвержены повышенному риску заражения в случае вспышки заболевания. Их положение требует отдельного рассмотрения при планировании и реагировании в кризисных ситуациях. Мероприятия по обеспечению социального дистанцирования реализуются посредством специального правового режима, введение которого ограничивает субъективные права осужденных. Вводимые правовые ограничения в некоторых государствах спровоцировали возникновение криминогенных чрезвычайных ситуаций, что потребовало оптимизации уголовных и уголовно-исполнительных правоотношений.

Вследствие чрезвычайной ситуации в сфере здравоохранения в качестве исключительной меры представляется возможным применение таких институтов уголовного законодательства, как освобождение от отбывания наказания, отсрочка от отбывания наказания, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, и выработка альтернативных способов поддержания общественно полезных связей. Такими способами являются: увеличение продолжительности звонков в исправительных учреждениях, проведение свиданий посредством видео-конференц-связи, организация оперативного обмена информацией о состоянии здоровья родственников и осужденных при помощи горячей линии, а также использование защищенных мобильных устройств.

Ключевые слова: социальное дистанцирование; коронавирус (COVID-19); чрезвычайная ситуация; ограничение субъективных прав осужденных; освобождение от отбывания наказания; отсрочка от отбывания наказания; замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания; специальный правовой режим; режим особых условий; эпидемия; стихийное бедствие.

Для цитирования: Алексеев А .Ю. Правовое положение лиц, отбывающих наказание, при возникновении чрезвычайной ситуации в сфере здравоохранения // Актуальные проблемы российского права. — 2021. — Т. 16. — № 3. — С. 143-151. — DOI: 10.17803/1994-1471.2021.124.3.143-151.

© Алексеев А. Ю., 2021

* Алексеев Андрей Юрьевич, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров, кафедра уголовно-исполнительного права Академии права и управления ФСИН России Сенная ул., д. 1, г. Рязань, Россия, 390000 alex_vostok-@mail.ru

Legal Status of Persons Serving Sentences in the event of Health Emergency

Andrey Yu. Alekseev, Adjunct of the Faculty of Training Scientific and Pedagogical Personnel,

Department of Criminal Executive Law of the Academy of Law and Management of the Federal

Penitentiary Service of Russia

Sennaya ul., d. 1, Ryazan, Russia, 390000

alex_vostok-@mail.ru

Abstract. The paper discusses the preventive measures carried out in the penitentiary institutions of foreign countries, preventing the penetration and spread of coronavirus infection. Persons serving sentences in places of detention are at increased risk of infection in the event of an outbreak of the disease. Their situation requires separate consideration in planning and responding to crises. Measures to ensure social distancing are implemented through a special legal regime, the introduction of which limits the subjective rights of convicts. The introduced legal restrictions in some states provoked the emergence of criminal emergencies, which required the optimization of criminal and penal legal relations.

Due to the emergency in the healthcare sector, it seems possible to use such institutions of criminal law as release from serving a sentence, deferment from serving a sentence, replacing the unserved part of a sentence with a milder type of punishment as an exceptional measure, and developing alternative ways to maintain socially useful ties. These methods include: increasing the duration of calls in correctional facilities, conducting visits through video conferencing, organizing a prompt exchange of information on the health status of relatives and convicts using a hotline, and using secure mobile devices.

Keywords: social distancing; coronavirus (COVID-19); emergency; restriction of the subjective rights of convicts; release from serving a sentence; deferral from serving a sentence; replacement of the unserved part of the punishment with a milder type of punishment; special legal regime; special conditions regime; epidemic; disaster. Cite as: Alekseev AYu. Pravovoe polozhenie lits, otbyvayushchikh nakazanie, pri vozniknovenii chrezvychaynoy situatsii v sfere zdravookhraneniya [Legal Status of Persons Serving Sentences in the event of Health Emergency]. Aktualnye problemy rossiyskogo prava. 2021;16(3):143-151. DOI: 10.17803/1994-1471.2021.124.3.143-151. (In Russ., abstract in Eng.).

Современное мировое сообщество столкнулось с беспрецедентным кризисом общественного здравоохранения, связанным с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19). В этих сложных обстоятельствах исключительные меры обеспечения жизни и здоровья населения приобретают особое значение. Вместе с тем в пенитенциарных учреждениях в условиях изоляции и переполненности основной проблемой распространения инфекционных заболеваний (например, COVID-19) ста-

новится обеспечение социального дистанцирования. Ограничение социальных связей необходимо для поддержания стабильной санитарно-эпидемиологической обстановки в уголовно-исполнительной системе и исключения сценария, произошедшего в Китайской Народной Республике1 и Итальянской Республике2. Между тем применение юридических правовых ограничений в соответствии с международными рекомендациями3 требует своего закрепления в национальном законодательстве. В то время как

1 См.: Аблицова Е. Китайские заключенные массово заразились коронавирусом в тюрьмах // 360.tv. URL: https://yandex.ru/turbo?text=https://fedpress.ru/news/eastern-sia/society/2438210&d=1&utm_ source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https://yandex.ru/news (дата обращения: 30.03.2020).

2 См.: Parlatore G. Il Coronavirus nelle carceri Bonafede replica nel question time // URL: https://www. gnewsonline.it/bonafede-risponde-question-time-coronavirus-carceri/ (дата обращения: 30.03.2020).

3 См.: Соловьев А. И. Конституционно-правовое регулирование режима чрезвычайного положения в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 153.

многие страны вводили на своей территории чрезвычайное положение, помещая граждан в режим локдауна (Ьоск^шп), применяя законные ограничения субъективных юридических прав, в том числе в отношении осужденных, лица, уполномоченные вводить на территории Российской Федерации и в отдельных местностях чрезвычайное положение, не спешили с применением исключительных мер превентивного характера. Полномочия по предупреждению чрезвычайной ситуации в сфере здравоохранения перекладывались на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов РФ. Регулирование рассматриваемых отношений осуществлялось при помощи подзаконных актов, не обладающих достаточной юридической силой, что создавало предпосылки к снижению уровня общей гражданско-правовой сознательности и игнорирования значения нарастающей угрозы. Правовые ограничения, используемые органами исполнительной власти субъектов РФ, носили не вполне легитимный характер, что не могло не создавать определенного негодования в обществе.

Порядок функционирования учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) в приведенных условиях характеризовался отсутствием четких инструкций в деятельности администрации учреждений и несовершенством законодательной базы в части закрепления объема правовых ограничений, необходимых для предотвращения распространения чрезвычайной ситуации в сфере здравоохранения. Следует отметить, что рассматриваемые обстоятельства подпадают под применение специального правового режима уголовно-исполнительного законодательства — режима особых

условий (РОУ)4. Правовое основание введения РОУ вследствие распространения эпидемии предусмотрено только статьей 48 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»5. Однако, по мнению некоторых авторов, указанное основание (эпидемия) излишне перегружает норму права, ввиду того что отвечает признакам стихийного бедствия6.

Постановлением главного санитарного врача ФСИН России предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции7. Так, с 16 марта 2020 г. в исправительных учреждениях УИС приостановлены до особого указания свидания осужденных, а также прием передач и посылок. Важно отметить, что действия администрации, учитывая специфику обстановки, имеют диаметрально противоположное процессуальное содержание в сравнении с ранее возникавшими чрезвычайными ситуациями в УИС (групповые неповиновения, массовые беспорядки).

Высокая степень угрозы распространения инфекционных заболеваний в условиях переполненности пенитенциарных учреждений побуждает изучить превентивные меры, направленные на ее предотвращение. Рассмотрим правовое положение лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях зарубежных государств, в случае возникновении чрезвычайной ситуации в сфере здравоохранения, используя социальное дистанцирование в качестве основного критерия.

Государствами, имевшими наивысшее количество больных, зараженных коронавирусом,

Уголовно-исполнительное законодательство в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного

или военного положения : монография / Д. В. Горбань, Ф. В. Грушин, И. А. Давыдова [и др.] ; под общ. ред. А. А. Крымова ; под науч. ред. А. П. Скибы ; Акад. права и управления ФСИН ; журнал «Российский криминологический взгляд». 2-е изд., исправ. и доп. М. : Криминологическая библиотека, 2018. С. 187. Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ред. от 27.12.2019) // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.

Алексеев А. Ю. Режим особых условий в учреждениях уголовно-исполнительной системы: сравнительно-правовой анализ // Уголовная юстиция. 2019. № 14. С. 80.

В России из-за коронавируса отменены свидания в колониях и СИЗО // 1^1.: http://фсин.рф/news/index. рИр?Е1ЕМЕМТ_Ю=502612 (дата обращения: 30.03.2020).

4

5

6

7

по состоянию на 31 марта 2020 г. являлись: Китайская Народная Республика, Исламская Республика Иран, Республика Италия, Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Королевство Испания8. Учитывая повышенный риск заражения в случае вспышки заболевания, Организация Объединенных Наций выступила с заявлением о необходимости отдельного рассмотрения положения лиц, содержащихся в тюрьмах, следственных изоляторах, иммиграционных центрах, учреждениях и других местах содержания под стражей9.

Анализ пенитенциарного законодательства Китайской Народной Республики (КНР) показал, что введение специального правового режима в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, в случае возникновения чрезвычайной ситуации не предусмотрено. Пробел в законодательном регулировании привел к проникновению и масштабному распространению инфекции. Так, количество осужденных, заразившихся СОУЮ-19 в пенитенциарных учреждениях КНР, превышало 500 человек10. В целях предотвращения подобной ситуации и с учетом рекомендаций ООН представителем судебной власти Исламской Республики Иран были приняты беспрецедентные меры — освобождены около 150 тыс. заключенных11. Ввиду особенностей национальной политики (отсутствие информации) рассматриваемых государств невозможно полноценно проследить изменения в правовом положении (статусе) осужденных.

Наиболее развернутая информация, позволяющая дать оценку изменений положения осужденных, направленных на предотвращение проникновения и распространения корона-вирусной инфекции, отражена в правовых актах Итальянской Республики, Соединенных Штатов

Америки, Великобритании и Королевства Испании.

Поспешно принятые ограничения социальных связей в Итальянской Республике, а также отсутствие гарантий со стороны администрации в обеспечении безопасности осужденных (предоставление средств индивидуальной гигиены: хирургические маски, антисептические средства, одноразовые перчатки) привели к масштабным массовым беспорядкам, усугубив ситуацию с распространением инфекции. Тяжелая обстановка в учреждениях вследствие криминогенных факторов и чрезвычайной ситуации в сфере здравоохранения потребовала от руководства оперативных действий. В целях снижения уровня концентрации осужденных правительством было принято решение об осуществлении дистанционного контроля (домашний арест в РФ) над лицами, которые осуждены на срок, не превышающий шести месяцев. Исключением в применении альтернативного наказания стали лица, принимавшие участие в массовых беспорядках в начале марта, имевшие в течение года дисциплинарные взыскания, отбывающие наказание за взяточничество и насильственные преступления. Пенитенциарный департамент Италии, имея острую необходимость в обеспечении осужденных и сотрудников средствами индивидуальной гигиены (хирургические маски), призвал осужденных проявить солидарность в борьбе с предстоящей угрозой12. В результате был изменен распорядок дня, многие производства пенитенциарной службы были перепрофилированы на выпуск необходимой продукции.

Федеральное бюро тюрем Соединенных Штатов Америки официально запретило посещение тюрем сроком на 30 дней. Для обеспече-

Коронавирус (COVID-19) // URL: https://coronavirus-monitor.ru/ (дата обращения: 31.03.2020). Защита прав человека в условиях пандемии COVID-19 // URL: https://www.un.org/ru/coronavirus/protecting-

human-rights-amid-covid-19-crisis (дата обращения: 31.03.2020). Аблицова Е. К. Указ. соч.

Когалов Ю. В Иране из-за угрозы распространения коронавируса освободили 70 тысяч заключенных //

URL: https://rg.ru/2020/03/09/v-irane-iz-za-ugrozy-koronavirusa-osvobodili-70-tysiach-zakliuchennyh.html

(дата обращения: 31.03.2020). Parlatore G. Op. cit.

8

9

10

11

12

ния поддержания полезных социальных связей осужденным были разрешены дополнительные телефонные звонки продолжительностью 500 минут в месяц (ранее количество телефонных звонков составляло 300 минут). Было принято решение приостановить посещение адвокатов сроком на 30 дней, разрешение на посещение предоставлялось только в исключительных случаях. Для реализации права осужденных на юридическую помощь организовывались конфиденциальные телефонные звонки.

Кроме того, на аналогичный период были приостановлены посещение религиозных и общественных организаций и перемещение заключенных внутри учреждения. Допускалось передвижение только с целью прохождения судебно-медицинских исследований, медицинского и психиатрического лечения и освобождение под предварительное заключение. Заключенные, желающие поговорить наедине с религиозным наставником, могли воспользоваться альтернативными средствами связи (например, телефоном). Религиозные и общественные деятели, получившие разрешение на доступ, подвергались проверке с использованием тех же процедур, что и сотрудники для входа в пенитенциарное учреждение. В течение 30 дней осуществлялись общенациональные модифицированные операции для максимального социального дистанцирования и ограничения групповых собраний. Например, в зависимости от наполняемости учреждения осуществлялось поэтапное питание, труд, отдых и т.д.13

Инструкцией Министерства здравоохранения Великобритании «О социальном дистанцировании» на неопределенный срок приостанавливались посещения тюрем. Пенитенциарная служба, признавая приоритет стабильного функционирования учреждений и важность продолжения полезных социальных связей, принимала меры для поддержания контактов заключенных с членами их семей. Специальные мобильные

устройства выдавались заключенным в 55 тюрьмах. Использовались около 900 безопасных Б1М-карт с ограниченным количеством предварительно согласованных контактов. Строгие меры контроля гарантировали,что мобильные устройства не будут использованы для звонков на контакты, не согласованные с администрацией. Кроме того, в телефонах были предусмотрены меры по предотвращению использования сторонних Б1М-карт.

Более 50 тюрем в Англии и Уэльсе были обеспечены внутрикамерной мобильной связью, которая позволяла заключенным поддерживать контакт со своими родственниками. Телефоны, выдаваемые для поддержания общественно полезных связей, сбалансировали возможность телефонных разговоров во всех тюрьмах. Помимо приведенных мер, тюремная служба использовала средства видеосвязи на шести экспериментальных объектах, чтобы заключенные могли реализовать право на свидание в режиме видео-конференц-связи. Принятые пенитенциарным департаментом меры по поддержанию полезных коммуникаций осужденных являются исключительной (временной) мерой, которая применялась в период социального дистанцирования14.

Королевство Испании в тюрьмах и в системе ювенальной юстиции принимало решительные меры для защиты здоровья заключенных и должностных лиц, такие как: отсрочка перевода заключенных, за исключением обеспечения безопасности, судебной или медицинской помощи; ограничение доступа религиозных и общественных деятелей в учреждения; отмена запланированных культурных и спортивных мероприятий; запрет выхода на работы и свидания.

Основными мерами, направленными на предотвращение проникновения COVID-19, следует рассматривать помещение прибывающих осужденных в карантин на 14 дней. Кроме

13 План мероприятий по предупреждению коронавирусной инфекции Федерального бюро тюрем Соединенных Штатов Америки // URL: https://www.bop.gov/resources/news/20200319_covid19_update.jsp (дата обращения: 31.03.2020).

14 Отменены посещения тюрем Великобритании // URL: https://www.gov.uk/government/news/prison-visits-cancelled (дата обращения: 31.03.2020).

того, внутри тюрем и школ ювенальной юстиции действовало правило социального дистанцирования. Чтобы компенсировать приостановку свиданий Министерство юстиции апробировало экспериментальный проект. В пенитенциарном центре Кватро Каминс в Ла-Рока-дель-Вальес свидания заключенных проводились с помощью видеосвязи. Примечательно, что специального оборудования для обмена видеозвонками не требовалось. Бесплатное приложение (jitsi meet) позволяло общаться с заключенными с телефонов, планшетов и компьютеров членов семьи.

Министерство юстиции для сохранения полезных коммуникаций распространило во всех учреждениях пенитенциарного и ювенального правосудия около 230 мобильных телефонов. С помощью переданных устройств осужденные вправе были совершать видео звонки, используя мессенджер What'sUp. Для согласования с членами семьи времени установления видеозвонков в пенитенциарном департаменте была организована горячая линия. Специалисты горячей линии занимались решением вопросов, связанных с мероприятиями по охране здоровья, доставке посылок, способов внесения денег на лицевой счет осужденных, которые использовались для приобретения товаров первой необходимости. В рамках реализации социального дистанцирования Министерство юстиции принимало обязательства по расходам на международные и местные исходящие вызовы, тем самым обеспечивая максимальную коммуникацию независимо от наличия средств на лицевом счете15.

Таким образом, введение «дисциплины-блокады»16 на территории пенитенциарных учреждений является эффективным барьером для распространения коронавирусной инфекции. В создавшейся обстановке к исполнению служебных задач следовало привлекать только тех сотрудников, нахождение которых на рабочем месте требует обязательного присутствия. В случае возникновения подобной ситуации

необходимо приостанавливать перемещение осужденных внутри учреждений, свидания с родственниками, адвокатами, а также иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи, при этом вопрос о целесообразности запрета на передачу посылок остается открытым. Общение с адвокатами и представителями религиозных организаций возможно перевести в режим защищенных телефонных звонков за счет федеральной службы исполнения наказаний.

Исходя из рекомендаций ООН о снижении уровня концентрации населения в местах заключения, следует основываться на гарантии безопасности (сохранения жизни и здоровья) освобождаемым лицам. Представляется возможным применение института освобождения от отбывания наказания, отсрочки от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, а также условно-досрочного освобождения вследствие чрезвычайной ситуации в сфере здравоохранения в качестве исключительной меры. Однако обращение к перечисленным институтам уголовного законодательства должно вписываться в правовые рамки, принимая во внимание следующие характеристики:

— личность преступника и категорию совершенного преступления;

— возможность лица, к которому применен один из вышеуказанных институтов, находиться в режиме полной изоляции (наличие жилого помещения);

— наличие хронических заболеваний, относящих этих лиц к группе риска, обеспечение их медикаментами на 14 дней с учетом специфики заболевания;

— обеспечение средствами индивидуальной гигиены на 14 дней (хирургические маски, перчатки, антисептическое средство). Использование данных правовых институтов

с учетом приведенных характеристик допустимо в отношении лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях и исправитель-

15 План мероприятий по предотвращению коронавирусной инфекции в пенитенциарных учреждениях Королевства Испании // URL: https://web.gencat.cat/ca/coronavirus (дата обращения: 31.03.2020).

16 Фукко М. Надзирать и наказывать / пер. с фр. В. Наумова ; под ред. И. Борисовой. М. : AD Marginem, 1999. С. 373.

ных центрах за совершение преступлений по неосторожности и умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, возместивших причиненный преступлением вред (частично или полностью) в определенном решением суда размере, не имеющих в течение года дисциплинарных взысканий, а также лиц старше 70 лет и беременных женщин.

Таким образом, правовое положение осужденных с учетом кризиса общественного здравоохранения, возможно, подлежит определенному реформированию. Основным элементом трансформации в правовом статусе является ограничение субъективных юридических прав. При введении ограничений, направленных на обеспечение социального дистанцирования, требуется введение альтернативных способов поддержания полезных связей. Такими способами могут быть: увеличение продолжительности звонков в исправительных учреждениях, проведение свиданий посредством видео-конференц-связи, организация оперативного обмена информацией о состоянии здоровья родственников и осужденных при помощи горячей линии, а также обеспечение защищенными мобильными устройствами.

Следует отметить, что в рамках социального дистанцирования в условиях чрезвычайной ситуации в сфере здравоохранения исполнение наказаний, не связанных с изоляцией от общества, также подлежит пересмотру. Для контроля распространения чрезвычайной ситуации и обеспечения безопасности лиц при отбывании таких наказаний возможно ограничить профилактические и воспитательные действия, проводимые уголовно-исполнительными инспекциями. Однако в условиях самоизоляции весьма вероятно, что уровень насилия в семье начнет расти, в связи с чем должны быть приложены достаточные усилия для контроля над лицами, находящимися на учете уголовно-исполнительных инспекций. Данные мероприятия должны проводиться точечно при помощи оперативного реагирования, а также с использованием прикладных инновационных технологий.

Практика реагирования на чрезвычайные ситуации в сфере здравоохранения приостановила деятельность большинства организаций,

что требует разработки мер, направленных на защиту осужденных, отбывающих наказания, связанные с обязательной трудовой деятельностью. В целях защиты граждан в связи с ухудшением экономической ситуации в условиях распространения коронавирусной инфекции возможно рассмотреть вопрос об освобождении от отбывания обязательных работ и о снижении размера или приостановлении удержаний в доход государства при отбывании исправительных работ. Освобождение от отбывания наказания должно осуществляться в случае перевода организации в особый порядок функционирования, ориентированной на выпуск продукции и предоставление услуг, необходимых в условиях чрезвычайной ситуации. Снижение размера или приостановление удержаний в случае возникновения чрезвычайной ситуации выносится на основании приостановления работы организации, в которой осужденный отбывает исправительные работы, если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Наряду с этим, период, объявленный нерабочими днями, по нашему мнению, должен засчитываться в срок отбывания исправительных работ, ввиду того что не зависит от воли осужденного вследствие действия непреодолимой силы.

Рассмотренные юридические последствия чрезвычайной ситуации позволят оптимизировать уголовно-исполнительные правоотношения. Однако их использование невозможно ввиду отсутствия правовых оснований в тексте уголовного закона. Выработка альтернативных способов поддержания коммуникаций становится важным фактором для стабильного функционирования пенитенциарных учреждений. Между тем использование дисциплины-блокады выступает эффективным средством предупреждения и распространения инфекции. Правовые ограничения, вводимые в отношении осужденных, должны быть точны и юридически оформлены. Их введение должно соответствовать принципу законности и не может применяться на основании подзаконных нормативных правовых актов. В рамках уголовно-исполни-

тельных правоотношений их введение регулируется статьей 85 Уголовно-исполнительного кодекса РФ17 и статьей 48 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании

под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», однако не распространяют свое действие на другие учреждения, исполняющие уголовные наказания.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аблицова Е. Китайские заключенные массово заразились коронавирусом в тюрьмах // 360.tv. URL: https://yandex.ru/turbo?text=https://fedpress.ru/news/eastern-sia/society/2438210&d=1&utm_ source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https://yandex.ru/news (дата обращения: 30.03.2020).

2. Алексеев А. Ю. Режим особых условий в учреждениях уголовно-исполнительной системы: сравнительно-правовой анализ // Уголовная юстиция. — 2019. — № 14. — С. 77-81.

3. В России из-за коронавируса отменены свидания в колониях и СИЗО // URL: http://фсин.рф/news/ index.php?ELEMENT_ID=502612 (дата обращения: 30.03.2020).

4. Защита прав человека в условиях пандемии COVID-19 // URL: https://www.un.org/ru/coronavirus/ protecting-human-rights-amid-covid-19-crisis (дата обращения: 31.03.2020).

5. Когалов Ю. В Иране из-за угрозы распространения коронавируса освободили 70 тысяч заключенных // URL: https://rg.ru/2020/03/09/v-irane-iz-za-ugrozy-koronavirusa-osvobodili-70-tysiach-zakliuchennyh.html (дата обращения: 31.03.2020).

6. Коронавирус (COVID-19) // URL: https://coronavirus-monitor.ru/ (дата обращения: 31.03.2020).

7. Отменены посещения тюрем Великобритании // URL: https://www.gov.uk/government/news/prison-visits-cancelled (дата обращения: 31.03.2020).

8. Соловьев А. И. Конституционно-правовое регулирование режима чрезвычайного положения в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2001.

9. Уголовно-исполнительное законодательство в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения : монография / Д. В. Горбань, Ф. В. Грушин, И. А. Давыдова [и др.] ; под общ. ред. А. А. Крымова ; под науч. ред. А. П. Скибы ; Акад. права и управления Фед. службы исполнения наказаний ; журнал «Российский криминологический взгляд». — 2-е изд., исправ. и доп. — М. : Криминологическая библиотека, 2018. — 296 с.

10. Фукко М. Надзирать и наказывать / пер. с фр. В. Наумова ; под ред. И. Борисовой. — М. : AD Marginem, 1999. — 416 с.

11. Parlatore G. Il Coronavirus nelle carceri Bonafede replica nel question time // URL: https://www.gnewsonline. it/bonafede-risponde-question-time-coronavirus-carceri/ (дата обращения: 30.03.2020).

Материал поступил в редакцию 27 апреля 2020 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Ablicova E. Kitajskie zaklyuchennye massovo zarazilis' koronavirusom v tyur'mah // 360.tv. URL: https://yandex. ru/turbo?text=https://fedpress.ru/news/eastern-sia/society/2438210&d=1&utm_source=yxnews&utm_ medium=desktop&utm_referrer=https://yandex.ru/news (data obrashcheniya: 30.03.2020).

17 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.12.2019) // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

2. Alekseev A. Yu. Rezhim osobyh uslovij v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: sravnitel'no-pravovoj analiz // Ugolovnaya yusticiya. — 2019. — № 14. — S. 77-81.

3. V Rossii iz-za koronavirusa otmeneny svidaniya v koloniyah i SIZO // URL: http://fsin.rf/news/index. php?ELEMENT_ID=502612 (data obrashcheniya: 30.03.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Zashchita prav cheloveka v usloviyah pandemii COVID-19 // URL: https://www.un.org/ru/coronavirus/ protecting-human-rights-amid-covid-19-crisis (data obrashcheniya: 31.03.2020).

5. Kogalov Yu. V Irane iz-za ugrozy rasprostraneniya koronavirusa osvobodili 70 tysyach zaklyuchennyh // URL: https://rg.ru/2020/03/09/v-irane-iz-za-ugrozy-koronavirusa-osvobodili-70-tysiach-zakliuchennyh.html (data obrashcheniya: 31.03.2020).

6. Koronavirus (COVID-19) // URL: https://coronavirus-monitor.ru/ (data obrashcheniya: 31.03.2020).

7. Otmeneny poseshcheniya tyurem Velikobritanii // URL: https://www.gov.uk/government/news/prison-visits-cancelled (data obrashcheniya: 31.03.2020).

8. Solov'ev A. I. Konstitucionno-pravovoe regulirovanie rezhima chrezvychajnogo polozheniya v Rossijskoj Federacii : dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2001.

9. Ugolovno-ispolnitel'noe zakonodatel'stvo v usloviyah stihijnogo bedstviya, vvedeniya chrezvychajnogo ili voennogo polozheniya : monografiya / D. V. Gorban', F. V. Grushin, I. A. Davydova [i dr.] ; pod obshch. red. A. A. Krymova ; pod. nauch. red. A. P. Skiby ; Akad. prava i upravleniya Fed. sluzhby ispolneniya nakazanij ; zhurnal «Rossijskij kriminologicheskij vzglyad». — 2-e izd., isprav. i dop. — M. : Kriminologicheskaya biblioteka, 2018. — 296 s.

10. Fukko M. Nadzirat' i nakazyvat' / per. s fr. V. Naumova ; pod red. I. Borisovoj. — M. : AD Marginem, 1999. — 416 s.

11. Parlatore G. Il Coronavirus nelle carceri Bonafede replica nel question time // URL: https://www.gnewsonline. it/bonafede-risponde-question-time-coronavirus-carceri/ (data obrashcheniya: 30.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.