УДК 34
Молчанов Максим Дмитриевич Шалавина Екатерина Николаевна Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина
Институт Частного права Россия, Москва [email protected] [email protected] Molchanov Maksim Shalavina Ekaterina Moscow State Law University named after O. E. Kutafin
The Institute of Private Law Russia, Moscow
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕБАРКАДЕРОВ В РОССИИ И
ЗАРУБЕЖОМ
Аннотация: в статье рассматривается вопрос определения статуса «дебаркадеров» в российском законодательстве и в законодательстве зарубежных стран. В настоящее время легальной дефиниции в России «дебаркадер» не существует, и такие определения можно встретить разве что в Приказе СССР (утратившим силу), в некоторых судебных актах и в кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Так же в статье был рассмотрен вопрос о возможности признать «дебаркадер» жилищем, жилым помещением или апартаментами.
Ключевые слова: дебаркадер; жилое помещение; жилище; плавучий дебаркадер; закрытый дебаркадер.
FLOATING DOCK IN RUSSIA AND ABROAD
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 20
Annotation, the article considers the issue of the definition of "landing stages" in the Russian legislation and in the legislation of foreign countries. Currently, there is no legal definition of a "landing stage" in Russia, and such definitions can be found only in the Order of the USSR (expired), in some judicial acts and in the Code of inland waterway transport of the Russian Federation. The article also considered the possibility of recognizing a "landing stage" as a dwelling, living space or apartment. Key words: landing stage, living room, dwelling, floating landing stage, closed landing stage.
Во времена Советского Союза было построено множество разнообразных транспортных средств, начиная от судов, имеющих подводные крылья, заканчивая машинами-амфибиями [3]. «Однако немногие слышали о специфическом сооружении на воде - дебаркадерах. Это сооружение было известно под таким названием еще в царской России, так Балинский К.А. в 1914 г. описывал такие сооружения: «Постоянным, относящимся к этому рейду мостом можно считать только дебаркадер почтово-телеграфной станции устанавливаемый в конце проложенного кабеля...» [1], а также во Временных санитарных правилах 1912 г. говорится: «Пристани для пассажирских пароходов (дебаркадеры), а также принадлежащая к ним сходни, отхожие места и проч., должны содержаться в опрятности.». [2] «Официального определения данного сооружения в действующих законах нет, однако суды до сих пор применяют определение из уже утратившего силу Приказа Минторга СССР от 20.12.1978 N 295» [8].
Согласно данному приказу, дебаркадеры — это помещения
общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы,
изолированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки
автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой
территории. Из этого определения можно сделать вывод, что дебаркадер — это
пристройка к многоквартирному дому, но если обратиться к кодексу водного
192
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 20
транспорта, то выясниться, что дебаркадеры являются плавучими объектами и из-за этого возникает непонимание - чем является дебаркадер?
Стоит понимать, что в действующем законодательстве существуют два вида дебаркадера: закрытый и плавучий дебаркадеры. Несмотря на то, что они и имеют схожие функции, все же имеются определенные отличия [7].
Во-первых, плавучий дебаркадер, согласно кодексу внутреннего транспорта, рассматривается в качестве плавучего объекта, а следовательно, не может быть недвижимостью. Закрытый дебаркадер является пристройкой, а следовательно, он является частью единого недвижимого комплекса, и подлежит государственной регистрации в совокупности с остальными сооружениями, как МКД (многоквартирный дом).
Во-вторых, закрытый дебаркадер является общим имуществом многоквартирного дома, так как он входит в состав МКД, а следовательно, на него распространяются нормы жилищного права, а на плавучий дебаркадер нормы жилищного права не распространяются, потому что он является плавучим объектом.
Несмотря на то, что плавучий дебаркадер и не является жилым помещением или жилищем, действующее законодательство допускает признание объекта жилым, если оно соответствует определенным требованиям. Для того чтобы понять можно ли признать данный объект жилым, стоит разобраться, а что является жилищем или жилым объектом. В соответствии с п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан [9]. Под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания. Таким образом, если
!У3
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 20
плавучее сооружение отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, изложенным в Постановлении Правительства РФ от 28. 01. 2006 №47, и оно пригодно для временного и постоянного проживания, то оно может быть признано жилым помещением, т.к. в законодательстве отсутствует требование, чтобы жилое помещение обязательно стояло на земле [10]. Однако, так как плавучий объект не относится к речному транспорту и не обладает прочной связью с землей, он не может являться объектом недвижимости и не может быть зарегистрирован как жилое помещение.
Если говорить про закрытый дебаркадер, то он является пристройкой к многоквартирному дому, предназначенный для погрузки и разгрузки материалов, продукции, товаров для магазинов встроенный в многоквартирный дом. Закрытый дебаркадер признается нежилым помещением, так как это пристроенная конструкция, которая не предназначена для постоянного проживания граждан. Функциональное назначение такого дебаркадера - защита товаров от внешнего воздействия. Размеры дебаркадера зависят от нужд организации. Создаются данные сооружения на основании проекта, отступления от которого должны быть согласованы с проектирующей организацией. Поскольку закрытый дебаркадер предназначен для погрузки и разгрузки материалов, то закон предусматривает наличие ворот, конкретный размер которых нормами не установлен.
Требования к закрытому и плавучему дебаркадеру различны. Как говорилось выше, требования в настоящее время не содержаться в действующих законодательных актах, ранее они содержались в Приказе Минторга СССР № 295. В связи с отсутствием такого требования, суды до сих пор применяют приказ Минторга СССР. Действующее законодательство закрепило, что дебаркадер является плавучим объектом, что напрямую указано в статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта. Суды также указывают, что если дебаркадер является плавучим объектом, то значит к нему надо
применять по аналогии требования к плавучим объектам.
194
Если обратиться к Правилам Российского речного регистра, то в них можно найти требования к плавучему объекту, которые, как видится, применяются на данный момент для дебаркадеров. Выделим некоторые наиболее важные из них:
- материалы, для изготовления элементов конструкции должны соответствовать требованиям ПКПС (правила классификации и постройки судов);
- должны быть соблюдены требования остойчивости, непотопляемости, надводного борта;
- соблюдена противопожарная безопасность путем установки пожарных сигнализаций, пожаровзрывобезопасность судовых бытовых установок, работающих на жидком, газообразном и твердом топливе, помещений и систем отопления плавучих объектов (противопожарная защита должна быть выполнена в зависимости от числа проживающих (находящихся) на борту людей);
- объект должен быть оснащен приборами для контроля крена, прогиба дока, сигнализацией работы насосов и др.
Действующее жилищное законодательство дает возможность перевода нежилого помещения в жилое. Если обратиться к Постановлению Правительства № 47, в котором перечислены требования к жилому помещению, то можно сделать вывод, что перевод закрытого дебаркадера в жилое помещение невозможен по следующим причинам:
1) Вход в жилой дом должен быть обустроен и оборудован таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами, но так как дебаркадеры размещаются рядом со стоянкой автотранспорта или автомобильной дороги, это невозможно.
2) В связи с расположением и конструкцией закрытого дебаркадера невозможно провести необходимые инженерные сети: вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.
!У5
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 20
3) Кроме того в жилом помещение не должно быть превышений норм по вибрации, шуму, инфразвуку и так далее, а так как закрытый дебаркадер подразумевает именно хранение товаров, что означает что его конструкция и стены не смогут изолировать полностью от вибраций и иных внешних факторов, то, для того чтобы признать его жилым, необходимо провести замену несущих и не несущих стен на более плотные, что означает фактически полный снос конструкции.
Чтобы признать плавучий дебаркадер и закрытый дебаркадер жилым помещением необходимо изменить действующее законодательство. Во-первых, необходимо признать плавучий дебаркадер объектом недвижимости. Для этого необходимо будет добавить в статью 130 ГК РФ, что плавучий дебаркадер является объектом недвижимости. Во-вторых, необходимо убрать или уменьшить требования к инженерным системам и санитарно-эпидемиологические требования для закрытого и плавучего дебаркадера, что может повлиять на существенное ухудшение жилищных условий и невозможности постоянно проживать в данном объекте. В-третьих, необходимо изменить правила по установлению жилых зон, так как жилые помещения должны находится в жилой зоне, а плавучий дебаркадер находится в границах водного объекта, что может создать затруднения для определения, что является жилой зоной, а что нет. В связи с вышесказанным, на наш взгляд изменение законодательства для того, чтобы признать дебаркадер жилым помещением или жилищем, является нецелесообразным и может повлечь ухудшение жилищных условий граждан.
Так как жилым помещением дебаркадер нельзя признать, на наш взгляд стоит рассмотреть вариант по признанию дебаркадера апартаментами или гостиницей. В отличие от квартир апартаменты не относятся к жилым помещениям. Так, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного
проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
Жилищное законодательство не предусматривает такого понятия, как апартаменты, в связи с чем данный вид недвижимого имущества можно отнести к нежилым помещениям. Нежилые помещения не предназначены для постоянного проживания граждан, поэтому могут быть только местом их временного пребывания. Так, к местам временного пребывания граждан относятся, в частности, гостиницы (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713).
В соответствии с принятой классификацией гостиниц установлены следующие высшие категории номеров: «сюит», «апартамент», «люкс», «джуниор сюит», «студия» (Приложение N 1) [11].
Кроме того, апартаменты могут быть расположены в административно-деловых и торговых центрах, в которых расположены в том числе офисы и торговые объекты.
С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что апартаменты — это нежилые помещения, относящиеся к местам временного размещения (пребывания) граждан, не предназначенные для их постоянного проживания.
На первый взгляд складывается впечатление, что так как апартаменты и гостиницы являются нежилыми помещениями, то закрытый или плавучий дебаркадер можно признать апартаментами или гостиницей, однако апартаменты и гостиница являются объектами недвижимости, что уже не позволяет нам признать плавучий дебаркадер апартаментами или гостиницей.
Если говорить про закрытый дебаркадер, то его можно признать гостиницей или апартаментами в случае его полной перестройки для признания его отдельным объектом недвижимости и подведением его под критерии утвержденные Постановлением Правительства РФ N 1860, что на наш взгляд не является целесообразным.
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 20
Рассмотрим, как в других странах классифицируется дебаркадер. Само слово дебаркадеры идет из французского языка (débarcadères), однако в самом французском законодательстве не дается определения дебаркадера, но существуют некоторые упоминания о нем. Если проанализировать Code des transports (Транспортный кодекс), можно сделать вывод, что дебаркадеры рассматриваются как причалы, предназначенные для погрузочных и разгрузочных работ. Из этого можно сделать вывод, что дебаркадер по Французскому законодательству является плавучим дебаркадером, а не закрытым дебаркадером. Следовательно, его стоит воспринимать именно как плавучий объект [5].
В Англии дебаркадеры так же воспринимаются больше, как плавучая пристань, однако в данной стране имеет место быть более подробная регламентация требований к дебаркадерам (floating dock). Дебаркадеры должны иметь:
- пазы для раздвижных/откатных доковых ворот;
- оборудование и механизмы для управления воротами;
- электрические и гидравлические системы;
- переносное оборудование, промежуточные или временные опоры;
- а также швартовные канаты или боковые лебедки дока и другие.
Пусть Английское законодательство не содержит иного определения, оно
дает нам понимание, какие требования должны соблюдаться при строительстве плавучих пристаней [4].
Еще одной страной, которая славилась дебаркадерами, является Нидерланды. До 2017 года плавучий дебаркадер признавался жилым домом, то есть являлся сооружением, в котором могли проживать люди, но после внесения изменений в Жилищный кодекс Нидерландов, дебаркадер утратил статус сооружения, а следовательно, и статус жилого дома. Поэтому на данный момент в Нидерландах, как и в остальных странах Европы, дебаркадер рассматривают как плавучий объект.
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 20
Дебаркадеры используют не только в странах Европы, но ив США. Понимание дебаркадеров в разных штатах разняться. Так, к примеру, в Колумбии (округ США) под дебаркадерами понимается сооружение, используемое для швартовки судов, которое может включать в себя несколько причалов, но не имеет постоянной физической связи с берегом или дном озера, за исключением кабелей. В Калифорнии дается более узкое определение, так, дебаркадер — это причал для лодок, судов и парусных судов, поддерживаемый плавучим способом, может быть прикреплен или не прикреплен к суше. Однако, в 2013 году было судебное дело, которое дошло до Верховного суда, в котором решался вопрос, что можно считать судном, а что дебаркадером, которое может быть предназначено для строительства на нем дома и дальнейшего проживания в таком сооружении. Так, Верховный суд постановил, «что цель сооружения определяет, может ли оно служить средством передвижения по воде». В заявлении утверждалось, что плавучий дом не подпадает под описание судов в этих прецедентах, потому что он выполняет свою функцию, «сидя на месте»» [6].
Из проведенного анализа можно сделать вывод, что в отличии от отечественного законодательства, законодательство зарубежных стран рассматривает дебаркадер как плавучий объект, а не жилое помещение или пристройку к дому. Что если и существует два вида дебаркадеров, они не являются жилыми помещениями и не могут ими быть в связи с конструкцией самого дебаркадера.
Список литературы:
1. Балинский, К. А. Устья Волги и Астраханский морской канал : С прил. отд. атл. черт. / К. А. Балинский. — Министерство торговли и промышленности. Труды Отдела торговых портов; Вып. 32. — Санкт-Петербург : Типо-литография г. де-Кельш, Невский, 1914. — 276 а — Текст : непосредственный.
2. Временные санитарные правила для судов и плотов, плавающих по внутренним водным путям : (собр. узаконений и распоряжений Правительства 1912 г. № 237, ст. 2120) : утв. Министерством путей сообщения 31 окт. 1912 г. по соглашению с Министрами внутр. дел, Юстиции, Торговли и промышленности и Финансов - Текст : непосредственный. С. 17-18
3. Родина О.А. Функциональная эволюция дебаркадеров в России (конец XIX - начало XXI веков) / О.А. Родина // Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. Ун-т. - Н.Новгород, 2014. - № 1. - С. 133136.
4. FLOATING CONCRETE DOCK TOUGHS IT OUT / . — Текст : непосредственный // CIVIL ENGINEERING. — 1993. — Т. 63, №11. — С. 87.
5. Ph, Malaurie Les biens / Malaurie Ph, L. Aynès. — 3e éd. — : Defrénois, 2007. — 337 c. — Текст : непосредственный.
6. Scotusblog (Independent news and analysis on the U.S. Supreme court). — Текст : электронный // Argument preview: Defining a houseboat — a house or a boat? [Электронный ресурс] // URL: https://www.scotusblog.com/2012/09/argument-preview-defining-a-houseboat-a-house-or-a-boat/ (дата обращения: 06.03.2022).
7. Роман, Данкония «Закрытый дебаркадер»: понятие и требования к устройству [Электронный ресурс] // URL: https://zakon.ru/blog/2019/4/10/zakrytyj_debarkader_ponyatie_i_trebovaniya_k_ustr ojstvu (дата обращения: 26.03.2022).
8. Приказ Минторга СССР от 20.12.1978 N 295// СПС-Консультант Плюс
9. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // СПС-Консультант Плюс
10. Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от
06.04.2022) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым
помещением, жилого помещения непригодным для проживания,
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,
200
садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом"// СПС-Консультант Плюс
11. Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 N 1860 "Об утверждении Положения о классификации гостиниц"// СПС-Консультант Плюс