Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ПОЛЕ СОВЕТСКОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В 1946-1990 ГГ. В КОНТЕКСТЕ ОЦЕНКИ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В РСФСР И КОМИ АССР'

ПРАВОВОЕ ПОЛЕ СОВЕТСКОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В 1946-1990 ГГ. В КОНТЕКСТЕ ОЦЕНКИ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В РСФСР И КОМИ АССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
164
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОСОБИЯ / РОЖДАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зырянова М.А.

Статья посвящена систематизации правового поля семейной политики РСФСР и Коми АССР в пери-од1946-1990-х гг. Перечислены основные мероприятия по охране материнства и детства в послевоенный восстановительный период. Проведена оценка изменений в законодательстве о браке и семье, указов и постановлений, касающихся семейной и демографической политики,в комплексе с анализом динамики значимых демографических показателей: уровня рождаемости, младенческой смертности, разводимости, прерывания беременности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Зырянова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FIELD OF SOVIET FAMILY POLICY IN 1946-1990 IN THE CONTEXT OF ASSESSMENT OF DEMOGRAPHIC CHANGES IN THE RSFSR AND KOMI ASSR

The article is devoted to the systematization of the legal field of family policy of the RSFSR and the Komi ASSR in the period 1946-1990s. The main measures for the protection of mothers and children in the post-war recovery period are listed. The estimation of changes in marriage and family law,decrees and regulations, concerning family and demographic policy, was given with the analysis of dynamics the significant demographic indicators: the birth rate, infant mortality, divorce rate, abortion.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ПОЛЕ СОВЕТСКОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В 1946-1990 ГГ. В КОНТЕКСТЕ ОЦЕНКИ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В РСФСР И КОМИ АССР»

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD)(HISTORICAL SCIENCES)

УДК 314.3:314.15 ЗЫРЯНОВА М.А.

младший научный сотрудник, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук» E-mail: zyryanova.1809@mail.ru

UDC 314.3:314.15 ZYRYANOVA M.A.

Junior Researcher, Institute for Socio-Economic & Energy Problems of Komi Science Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences of the Federal State Budgetary Institution of Science of the Federal Research Center "Komi Science Center of the Ural Branch of the Russian Academy

of Sciences

E-mail: zyryanova.1809@mail.ru

ПРАВОВОЕ ПОЛЕ СОВЕТСКОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В 1946-1990 гг. В КОНТЕКСТЕ ОЦЕНКИ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В РСФСР И КОМИ АССР*

LEGAL FIELD OF SOVIET FAMILY POLICY IN 1946-1990 IN THE CONTEXT OF ASSESSMENT OF DEMOGRAPHIC CHANGES IN THE RSFSR AND KOMI ASSR

Статья посвящена систематизации правового поля семейной политики РСФСР и Коми АССР в пери-од1946-1990-х гг. Перечислены основные мероприятия по охране материнства и детства в послевоенный восстановительный период. Проведена оценка изменений в законодательстве о браке и семье, указов и постановлений, касающихся семейной и демографической политики,в комплексе с анализом динамики значимых демографических показателей: уровня рождаемости, младенческой смертности, разводимости, прерывания беременности.

Ключевые слова: семейная политика, демографическая политика, брачно-семейное законодательство, советский период, государственные пособия, рождаемость.

The article is devoted to the systematization of the legal field of family policy of the RSFSR and the Komi ASSR in the period 1946-1990s. The main measures for the protection of mothers and children in the post-war recovery period are listed. The estimation of changes in marriage and family law,decrees and regulations, concerning family and demographic policy, was given with the analysis of dynamics the significant demographic indicators: the birth rate, infant mortality, divorce rate, abortion.

Keywords: family policy, demographic policy, marriage and family legislation, soviet period, state benefits, fertility.

Введение. Семейная политика в России пережила большой опыт развития. После победы в Великой отечественной войне начался восстановительный период. У государственной власти появились новые возможности обратиться ко внутренней политике страны. В этот период были внесены нововведения в социальную сферу, в том числе были приняты указы и постановления в сфере семейной и демографической политики.Смягчение в 1950-х гг. политического режима повлекло за собой преобразования в рамках регулирования семейно-брачного законодательства. Массовый выход женщин на производство вызвал потребность в развитии тендерного направления семейной политики, подразумевающего усиление защиты прав женщин-матерей и их социальных гарантий. Наметившиеся негативные тенденции в демографическом развитии привели к необходимости усиления социальной помощи семьям с детьми в начале 1980-х гг.

Целью исследования стала систематизация правового поля регулирования государственной семейной политики в 1946-1990 гг. и оценка того, как менялись

значимые статистические показатели, отражающие изменения в матримониальном и репродуктивном поведении населения, в этот период.

Методы. Исследование базируется на методах описательного анализа и систематизации правового поля регулирования семейной и демографической политики РСФСР и Коми АССР в период 1946-1990 гг., а также установлении диалектической взаимосвязи между изменениями в направлениях демографической и семейной политикии динамикой процессов рождаемости. Сравнительный метод был использован с целью оценки изменений показателей суммарного, общего коэффициентов рождаемости, показателя младенческой смертности, прерывания беременности, разводимости в разные периоды советской истории под влиянием вновь вводимых законотворческих инициатив и воздействием общей внутренней социально-экономической ситуации в государстве.

Результаты. После окончания Великой Отечественной войны страна приступила к восстановлению народного хозяйства. Это требовало больших

* Статья подготовлена в рамках выполнения НИР «Население северных территорий России: история формирования и перспективы развития» (№ ГР АААА-А19-119012190103-0, 2019-2021 гг.)

© Зырянова М.А. © Zyryanova М.А.

усилий, ведь ничто не могло компенсировать огромных человеческих потерь, которые понесла страна. Во время войны женщины были вынуждены выйти даже на тяжелый труд, и продолжали в послевоенное время трудиться на станках, заводах, в тяжелой промышленности и пр. В связи с колоссальной численностью числа детей, потерявших родителей, повсеместно открывались детские дома при промышленных предприятиях. Постановление Совета Министров СССР от 18 мая 1949 г. № 2004 «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и родильных домов и улучшению их работы» поставило задачи увеличить обхват детей детскими садами и яслями, увеличить строительство новых детских садов и яслей, дооборудовать детские учреждения жестким и мягким инвентарем, посудой и предметами ухода за детьми, провести в необходимых случаях их капитальный ремонт, улучшить питание и пр. Была установлена необходимость строительства новых родильных домов, улучшить их материальное оснащение и питание в них1.

В 1949 г. вышел Указ Президиума Верховного совета СССР от 19 мая 1949 года «Об улучшении дела государственной помощи многодетным и одиноким матерям и улучшении условий труда и быта женщин»2. Было положено начало для развития тендерного направления семейной политики, так как принимались законодательные меры, направленные на создание условий для совмещения женщиной материнских и профессиональных ролей.

В Законе «О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.»3 был раздел, содержавший план повышения материального и культурного уровня жизни народа. Введено всеобщее обязательное обучение детей с семилетнего возраста как в городе, так и в деревне. Та молодежь, которая в годы ВОВ не смогла получить образование, должна была быть обеспечена обучением в послевоенное время4.

В послевоенный периодв Коми АССР перед органами и учреждениями здравоохранения Наркомздрава Коми АССР «встала задача предупредить возникновение и распространение инфекционных заболеваний среди детей, не допустить повышение смертности среди них, добиться создания для детей более благоприятных условий. За годы Великой отечественной войны были открыты: детская консультация, 14 молочных кухонь, 125 детских яслей на 3263 места и 127 сезонных колхозных яслей на 4016 мест» [5, с. 150].

Коми республиканское общество красного креста «активно помогало органам здравоохранения и социального обеспечения в восстановлении сети лечебно-профилактических и детских учреждений, организации шефской и медико-социальной помощи инвалидам войны, детям-сиротам, семьям погибших фронтовиков. Республиканский комитет шефствовал над 16 детскими домами, 3 домами ребенка, 6 интернатами для инвалидов ВОВ. В 1949 г. была оказана материальная помощь на 136 142 руб. семьям погибших, израсходовано на организацию летнего отдыха для детей 106 345 руб.» [6, с. 352-353].

В 1950 г. «ассигнования из местного бюджета

на социально-культурную сферу возросли до 79,3%. В 1947 г. была проведена денежная реформа и отмена карточной системы снабжения,также последовало связанное с ней снижение государственных розничных цен на продовольственные и промышленные товары. Все это способствовало повышению покупательной способности рубля и росту реальной заработной платы. Важным источником доходов рабочих и служащих республики были общественные фонды потребления» [2, с. 523-524]. Тем не менее в послевоенное время оставалось много нерешенных вопросов, в частности остро обстояла жилищная проблема: «в 1950-е гг. положение с обеспеченностью жильем и социально-коммунальными объектами оставалось в республике неблагополучным» [2, с. 527].

В 1946-1948 гг. в стране наступил послевоенный голод. Это прямым образом отразилось на сохранении высоких уровней общей и младенческой смертности, преждевременной смертности населения, на росте заболеваемости. В Республике Коми в 1946 г. показатель младенческой смертности составил 93,4%о, в 1947 г. -166,6%«, в 1948 г. - 121,9% [4, приложение 4,5].

Однако, наступившее мирное время повлекло за собой рост числа рождений в СССР в послевоенных границах: если в 1945 г. родилось 2,7 млн. детей, то в 1946 г. уже 4,6 млн. (для сравнения: в довоенном 1940 г. на свет появилось еще больше - 6,1 млн. детей) [1]. В Коми АССР также наблюдался послевоенный всплеск рождаемости. Уже в 1946 г. родилось 12 025 детей, тогда как в 1945 г. - только 6 432 ребенка [9, с. 27]. Общий коэффициент рождаемости (ОКР) в 1949 г. достиг максимального значения - 50,8%, примерно такой же величине за прошлые десятилетия он был равен в 1927 г. - 52,8% (таблица 1). ОКР в Коми АССР в послевоенные годы значительно превышал общероссийский уровень. Несмотря на то, что в РСФСР его уровень был ниже, в обоих случаях он соответствовал расширенному типу воспроизводства населения. Максимальных значений в России он достиг в 1950 г. - 26,8% в 1951 г. - 27,2%, в 1952 г. - 26,6% в 1954 г. - 26,9% [4, приложение 6].

Таблица 1. Общий коэффициент рождаемости в РСФСР и Коми АССР в 1948-1973 гг.,

Годы РСФСР Коми АССР Годы РСФСР Коми АССР

1948 нет свед. 37,1 1961 21,9 29,1

1949 нет свед. 50,8 1962 20,2 26,4

1950 26,8 45,7 1963 18,7 24

1951 27,2 47,4 1964 16,9 22,1

1952 26,6 44,9 1965 15,7 20,2

1953 25,2 39,3 1966 15,3 18,7

1954 26,9 40,9 1967 14,4 17,6

1955 25,7 36,2 1968 14,1 16,9

1956 24,4 33,4 1969 14,3 16,9

1957 24,6 33,4 1970 14,6 17

1958 24,1 30,6 1971 15,1 17,4

1959 23,6 32 1972 15,3 17,8

1960 23,2 30,6 1973 15,1 17,7

Источник: Фаузер В.В., Рожкин Е.Н., Загайнова Г.В. Республика Коми в XX веке: демография, расселение, миграция. Сыктывкар, 2001. 124 с. С. 29; Попова Л.А. Сущность, причины и последствия совре-

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДА)(ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD)(HISTORICAL SCIENCES)

менного демографического кризиса (на примере Республики Коми). Екатеринбург: УрО РАН, 2004. Приложение 6.

На федеральном уровне Постановлением Президиума ВЦСПС от 5 февраля 1955 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22 января 1955 г. №113 было утверждено Положение «О порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию». К пособиям, относящимся к категории охраны материнства и детства, можно отнести пособие по беременности и родам и пособие на рождение ребенка. Согласно Положению №113, женщинам-работницам и служащим предоставлялся отпуск на 56 календарных дней до родов и 56 календарных дней после родов. В случае ненормальных родов или рождения двух или более детей - продолжительностью в 70 календарных дней5.

Пособие по беременности и родам выдавалось в размере полного заработка за весь период отпуска: имеющим общий стаж работы не менее 3 лет, в том числе не менее 2 лет непрерывного стажа работы; не достигшим 18 лет, имеющим непрерывный стаж работы не менее 1 года; бывшим партизанкам и инвалидам Отечественной войны; имеющим орден; женщинам - новаторам или передовикам производства при наличии общего стажа работы не менее 1 года. В размере 3/4 заработка за первые 20 календарных дней отпуска, а за остальное время отпуска в размере полного заработка:имеющим непрерывный стаж работы не менее 2 лет, но не имеющим общего трехлетнего стажа работы; не достигшим 18 лет, имеющим непрерывный стаж работы не менее 1 года. В размере 2/3 заработка за первые 20 календарных дней отпуска, а за остальное время отпуска в размере полного заработка: имеющим непрерывный стаж работы от

1 до 2 лет6. Пособие на рождение ребенка состояло из единовременного пособия на приобретение комплекта белья для новорожденного и пособия на кормление ребенка. Условие получения: среднемесячный заработок родителя, обратившегося за пособием, за предыдущие

2 календарных месяца перед месяцем рождения ребенка не должен был превышать 60 рублей7.

В 1950-е гг. постепенно восстанавливаются и начинают активную работу внешкольные учреждения. В начале 1960-х гг. растет спектр функций Министерства социального обеспечения РСФСР. Теперь в его компетенцию входила выплата пенсий, организация врачебно-трудовой экспертизы, бытовое обслуживание и материальное обеспечение нуждающихся в помощи государства категорий населения, в том числе одиноких матерей и многодетных семей.

После середины 1950-х гг. развитие семейной политики стало происходить в русле повышения степени ее либерализации. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1955 года провозглашалась отмена запрещения абортов, что явилось следствием проводимых Советским государством мероприятий «по поощрению материнства, охране детства и непрерывного роста сознательности и культурности женщин, активно участвующих во всех областях народнохозяй-

ственной жизни страны»8. Проведение операции по искусственному прерыванию беременности допускалось только в больницах.

Легализация абортов привела к резкомуувеличению уровня прерывания беременности в больничных учреждениях. Статистика прерывания беременности в 19501970 гг. отсутствует в полном объеме. М.А. Клинова отмечает, что «если взять в качестве усредненного годового показателя количества абортов 4,5 млн (хотя в некоторые годы их число было значительно больше), то за 30 лет с 1960 по 1989 гг. мы получаем сумму 135 млн. человеческих потерь» [3, с. 48]. Увеличение уровня прерывания беременности привело к очень высоким, ранее и после не встречающимся в стране показателям числа абортов на 1000 женщин в этот период.Число абортов на 1000 женщин 15-49 лет в РСФСР в 1959 г. составило 127 случаев, 1960 г. - 138 случаев, а в 1964 г. их уровень резко возрос до 169 случаев, к 1970 г. их число сократилось до 137, в 1975 г. - до 126 [3, с. 48], но все равно данные показатели продолжали быть очень высокими.

В Коми АССРв 1950-1960-е гг. активно развивалась социальная и жилищная инфраструктурах^ период шестого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1956-1960 гг.) было построено и введено в эксплуатацию 749 тыс. кв. м. жилья, 40 школ, 10 больниц, 34 детских сада, 20 яслей и пр.» [7, с. 301]. С 1961 г. по 1990 г. «происходило повышение доходов рабочих и служащих Коми АССР в основном за счет роста заработной платы. Если в 1960 г. она составляла 132 руб., в 1970 - 186 руб., в 1980 - 261 руб., в 1990 г. - 412 руб.»9 [21]. Росту заработной платы в 1960-80-е гг. способствовало «введение районного коэффициента и надбавки за непрерывный стаж работы, а также повышение минимального размера заработной платы рабочих и служащих с 40-50 руб. до 70 руб. в месяц» [2, с. 633].

Суммарный коэффициент рождаемости в 1950-1960-е гг. в Коми АССР соответствовал режиму расширенного воспроизводства. Для примера, в 1958-1959 гг. приходилось в среднем 3,34 рождений на одну женщину за ее репродуктивный период. В 1960 г. по сравнению с 1950 г. ОКР в РСФСР сократился с 26,8 до 23,2%«, в Коми АССР это сокращение было более существенным: с 45,7 до 30,6%, что сократило отрыв, связанный с намного более высокой рождаемостью в республикепо сравнению с общероссийским уровнем. Младенческая смертность в этот период стала сокращаться быстрыми темпами, хотя в Коми АССР она была примерно в 1,5 раза выше. В 1963 г. по сравнению с 1953 г. в целом в РСФСР ее показатель сократился в 2,3 раза с 71,9% до 31,0%, в Коми АССР - в 2,1 раза: с 98,8% до 46,6% [4, приложение 4,5].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.12.1965 г. №4238-У1 «О некотором изменении порядка рассмотрения в судах дел о расторжении брака»во многом была облегчена процедура развода, ранее усложненная Указом от 08.07.1944 г. В соответствии с новыми положениями, отменялись обязательная публикация о разводе в газете и два уровня судебных слушаний по бракоразводному процессу, отменялись

попытки примирения супругов.

Упрощение юридической процедуры развода повлекло повышение их уровня. Если в 1950 г. в период действия строгих мер, уровень разводимости в Коми АССР достигал всего 0,4%, то в 1955 г. они уже достигли 0,8%, в 1960 г. - 1,6% и далее их рост продолжился, стагнация произошла в 1990-е гг. на уровне 4,1-4,4%. В РСФСР также происходило возрастание уровня разводимости в этот период на фоне упрощения процедуры развода. В Коми АССР их уровень был выше (таблица 2).

27 июня 1968 г. Верховным Советом СССР был принят первый общесоюзный кодифицированный акт в области брака и семьи - Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье10. Признавался только официальный брак, заключенный в органах ЗАГС. Статья 3 закрепляла равноправие женщины и мужчины в семейных отношениях. Статья 4 закрепляла равные права граждан в семейных отношениях.

На базе вышеописанных «Основ...» 1968 г., 30 июля 1969 г. был принят новый Кодекс о браке и семье РСФСР (КоБиС)11. Вступил этот законодательный акт в силу 01.11.69 г. и действовал до 01.03.1995 г. Кодекс о браке и семье состоял из 15 глав и 166 статей. Анализируя данный документ Н.Н. Тарусина отмечает, что «к числу его демократических начал относились: упрощение бракоразводной процедуры (возврат к альтернативе ЗАГС или суд), расширение согласительных сфер (соглашение об алиментах, о месте проживания ребенка и порядке общения с ним второго родителя, разделе имущества), защита социального слабого при разделе общей супружеской собственности, равный статус детей, возможность добровольного признания отцовства и возможность судебного его оспаривания или установления» [8, с. 112].

Во второй половине 1960-х - начале 1970-х гг. в условиях индустриализации и урбанизации, с выходом женщины на производство, наметился спад рождаемости. Поскольку в силу видимых причин (снижение экономической выгоды от большо числа детей, снижение младенческой смертности, повышение занятости женщин вне дома) необходимость в большом количестве детей пропадала, снижались нормы детности, увеличивался средний возраст матери при рождении первого ребенка.

Трансформации в репродуктивном поведении населения ставили под угрозу естественный прирост населения, что вступало в противоречие с задачами социально-экономического развития страны.В РСФСР в 1970 г. по сравнению с 1960 г. общий коэффициент рождаемости сократился на 37,0%: с 23,2% в 1960 г. до

14,6% в 1970 г. В Коми АССР сокращение за эти годы было еще значительнее - на 44,4%: с 30,6% до 17,0% (табл. 1). Если в Коми АССР суммарный коэффициент рождаемости в 1959 г. достигал 3,34 рождений, то в 1970 г. он снизился до 2,21, а к 1979 г. до 1,98[9, с. 30], то есть уже тогда мы видим переход к суженному режиму воспроизводства населения.Спад рождаемости в это время также был вызван феноменом «эха войны».

В 1970-е гг. семейная политика также претерпевала изменения, она стала более адресной, была признана необходимость социальной защиты малообеспеченных семей с детьми.Постановлением Совета Министров СССР от 25 сентября 1974 года №752 была утверждена выплата пособий малообеспеченным семьям за счет средств государственного бюджета12. Право на получения пособия распространялось на семьи, в которых средний совокупный доход на члена семьи не превышает 50 руб. в месяц, а в районах Дальнего Востока и Сибири, в северных районах страны (в Карельской АССР и Коми АССР, Архангельской и Мурманской областях), а также в Вологодской, Новгородской и Псковской областях - 75 руб. в месяц13. На внеочередной 7 сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 07.10.1977 г. была принята Конституция (Основной Закон) СССР. Статья 53 Конституции декларировала защиту государством семьи, охрану материнства и детства14.

В ответ на новые демографические тенденции был принят важнейший законодательный акт развития семейной политики - Постановление ЦК КПСС, СМСССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 22.01.1981 г. №232 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей»15. Для решения поставленной задачи были разработаны конкретные государственные меры: для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства,

был введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года.

Было установлено, что указанный отпуск в районах Дальнего Востока, Сибири и северных районах страны оплачивается в размере 50 рублей в месяц, а в остальных районах - 35 рублей в месяц; осуществлено увеличение продолжительности и повышение уровня оплаты отпуска по уходу за новорожденными и малолетними детьми; продолжилось повсеместное развитие сети детских садов и яслей, школ и групп с продленным днем, пионерских лагерей и других детских учреждений; внедрялись на производствах, преимущественно с исполь-

Таблица 2.

Динамика общего коэффициента разводимости населения в РСФСР и Коми АССР, 1950-1990 гг.

1950 1955 1960 1965 1970 1975 1980 1985 1990

РСФСР нет свед. нет свед. 1,5 1,8 3 3,6 4,2 4,0 3,8

Республика Коми 0,4 0,8 1,6 2,0 3,7 4,0 4,8 4,4 4,1

Источник: Попова Л.А. Сущность, причины и последствия современного демографического кризиса (на примере Республики Коми). Екатеринбург: УрО РАН, 2004. Приложение 12.

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДА)(ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD)(HISTORICAL SCIENCES)

зованием женского труда, практики применения режима неполного рабочего дня и неполной рабочей недели.

Также Постановлением №235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей»женщинам, имеющим детей до 12 лет, предоставлялся дополнительный трехдневный оплачиваемый отпуск (общее время отпуска не должно превышать 28 дней), также им предоставлялось первоочередное право на получение ежегодного отпуска в летнее или другое удобное для них время; произошло увеличение продолжительности оплачиваемого периода по уходу за больным ребенком до 14 дней, с оплатой дополнительных по сравнению с действующим законодательством дней в размере 50% заработка; введено единовременное пособие работающим или обучающимся с отрывом от производства матерям; увеличено пособие одиноким матерям до 20 рублей в месяц на ребенка (оно выплачивалось до достижения им возраста 16 лет, а учащимся, не получающим стипендии, до 18 лет); в районах Дальнего Востока, Сибири и северных районах страны была установлена выплата государственных ежемесячных пособий на детей в семьях, имеющих средний совокупный доход на члена семьи не более 75 рублей в месяц. Здесь кратко перечислены основные вводимые меры данным Постановлением, объем нововведенных мер гораздо шире.

В Коми АССР после введения Постановления от 22.01.1981 г. суммарный коэффициент рождаемости повышался. Если в 1979 г. он был равен 1,98, что ниже нормы детности, приемлемой для простого замещения поколений, то вследствие действия Постановления от 22 января 1981 г. №235 удалось опять выйти на простое замещение поколений: в 1982-1986 гг. суммарный коэффициент рождаемости колебался в пределах 2,23-2,28 [9, с. 30].

В РСФСР общий коэффициент рождаемости возрастал пять лет: с 1982 по 1987 гг., достигнув максимума в 1983 г. - 17,6%, в 1986-1987 г. - 17,2%. В Коми АССР также в эти годы наблюдалось увеличение ОКР и самых высоких значений этот показатель достиг сразу после введения новых мер стимулирования рождаемости: в 1982-1984 гг. ОКР повысился до уровня 20,1-20,2% [4, приложение 6; 10, с. 29].

Действие Постановленияот 22 января 1981 г. №235 повлекло за собой изменения в репродуктивном поведении населения. Во-первых, способствовало повышению и более полной реализации репродуктивных установок населения: в пик повышения рождаемости 1984 г. ее интенсивность возросла у женщин до 39 лет вследствие роста числа первых, вторых и частично третьих рождений, второй пик 1986 г. был вызван ростом рождаемости в группах 35-39 и 40-44 лет и свидетельствовал о росте третьих-четвертых рождений [4, с. 21-22]. Во-вторых, что имеет не очень благоприятные последствия: его действие вызвало досрочную реализацию итоговой дет-ности и уплотнение календаря рождений среди реальных поколений 1950-1960-х гг. рождения.

В 1960-1980 гг. в Коми АССР продолжился

рост среднедушевых доходов рабочих и служащих. Проводилась дальнейшая работа по улучшению условий труда, быта и отдыха трудящихся женщин, особенно во время проведения всесоюзных смотров. В ходе смотров особое внимание уделялось улучшению санитарно-гигиенических условий для работающих женщин, сокращению числа занятых на тяжелых ручных и неквалифицированных работах, на производствах с вредными условиями труда, вопросам повышения квалификации и обучения женщин» [2, с. 637].

В последующие годы вплоть до конца 1980-х гг. в республике последовательно улучшаласьдемографиче-ская ситуация: снижалась общая и детская смертность, увеличивались рождаемость и средняя продолжительность жизни населения. «Общая смертность населения достигла исторического минимума в 1965 г. - 5,5% (в РФ - 7,6%) - это самый низкий показатель за все годы существования республики. В период социально-экономического кризиса 1990-х смертность населения стала возрастать большими темпами, в 1994 г. достигла 13,2% - уровень 1950 г.» [5, с. 151].

В период «перестройки»в вопросе охраны семьи и детства на республиканском уровне был также осуществлен ряд изменений. В 1987 г. была проведена всесоюзная конференция женщин в стране. В конце 1980-х в Коми АССР также действовали женские советы: районные, в трудовых коллективах и по месту жительства. Женскими советами «большая работа проводилась по укреплению семьи, действовала программа «Семья» и в 1989 г. был проведен рейд «Многодетная семья», были расширены льготы многодетным семьям - первоочередное обслуживание в сфере торговли, быта, здравоохранения, авиа- и железнодорожного транспорта. В конце 1980-х начале 1990-х гг. женсоветы уделяли много внимания увеличению участия женщин в политической жизни» [5, с. 431-432].

4 марта 1988 г. в Коми АССР было создано отделение Советского детского фонда им. В.И. Ленина с целью защиты интересов детства, оказания особой помощи детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам, моральной и материальной поддержки юных талантов Республики Коми, детский фонд принимал активное участие в защите прав ребенка [5, с. 401]. 13 января 1989 г. было создано Коми республиканское отделение Фонда милосердия и здоровья, при районных и городских администрациях были образованы комиссии содействия фонду [7, с. 37].

Переход страны к регулируемой рыночной эконо-микеповлек за собой масштабные структурные изменения управленческого характера, в том числе и пересмотр системы государственной поддержки семей с детьми. Условия переходной экономики, сопровождающиеся либерализацией цен, высокой инфляцией,привели к кризисным явлениям - значительному падению уровня жизни населения, увеличению безработицы, бедности, возникновению социально-экономической напряженности. Все это стало одной из главных причин ухудшения демографических показателей в этот период: начался спад рождаемости, увеличение показателей смертности, особенно с 1992 г

К 1990 г. в РСФСР общий коэффициент рождаемости достиг 13,4%, что на 15,7% ниже, чем в 1980 г. (15,9%), в Коми АССР сокращение было более существенным - на 26,4%: с 18,2% до 13,4%. Однако минимальных значений ОКР в России и Республике Коми достиг чуть позже - в 1996-2000-х гг он был меньше 9,0% [4, приложение 6; 10, с. 29]. Суммарный коэффициент рождаемости снижался быстрыми темпами, достигнув к 1999 г. своих минимальных за весь исторический период значений - 1,16 по России и 1,17 по Республике Коми, что говорит о глубине проблем естественного воспроизводства населения в постсоветский период реформ в стране. В Коми АССР ситуацию усугубляло изменение вектора миграции населения: в конце 1980-х гг сформировалось устойчивое отрицательное сальдо миграции, наблюдающееся по сей день. Нарастающий разрыв между уровнем смертности и рождаемости привел к депопуляции населения: в России естественная убыль началась в 1992 г, а в Республике Коми на год позже - в 1993 г

В этих условиях в 1990 г. в стране было издано Постановление «О неотложных мерах по улучшению положения женщин и охране материнства и детства, укреплению семьи»16. Во исполнение Постановления «О неотложных мерах...» Совет Министров СССР 2 августа 1990 г. принимает Постановление «О дополнительных мерах по социальной защите семей с детьми в связи с переходом к рыночной экономике»17. В нем указывалось, что «единовременные пособия при рождении ребенка, дифференцированные в зависимости от очередности рождения, и ежемесячные пособия многодетным матерям на четвертого и каждого последующего ребенка в возрасте до пяти лет утратили свою социальную значимость. Поэтому они были заменены единовременным пособием при рождении ребенка в размере трех МРОТ, выплачиваемыми за счет средств ФСС России»18.

Как отмечают О.А. Хасбулатова и А.В. Смирнова, «к 1990 г. семья имела 15 видов пособий и льгот, связанных с осуществлением женщиной функций материнства, однако по своему размеру они не занимали какой-либо существенной доли в доходах семьи. В реальной жизни семья испытывала значительные трудности, поскольку в политике господствовал остаточный принцип расходования средств на социальные нужды» [10]. Реализуемые экстренные меры помощи семьям с детьми выглядели достаточно слабыми на фоне общей нестабильной социально-экономической ситуации. Населению пришлось вносить коррективы в репродуктивные планы. Показатели рождаемости середины-конца 1990-х гг. свидетельствуют о массовом распространении однодет-ных семей среди населения.

Заключение. После Великой отечественной войны страна преступила к восстановлению народного хозяйства, в том числе возобновилось строительство детских учреждений и родильных домов, совершенствовалась их работа.В 1949 г. были предприняты шаги по улучшению государственной помощи многодетным и одиноким матерям, условий труда и быта женщин, то есть произошло развитие гендерного направления семейной поли-

тики. В Коми АССР также улучшалась инфраструктура материнства и детства: открывались детские консультации, молочные кухни, детские ясли, сезонные колхозные ясли. В 1950-е гг. произошла отмена карточной системы снабжения, что повлекло за собой рост реальных денежных доходов населения, важным источником доходов были общественные фонды потребления. Сразу после войны произошел значительный подъем рождаемости. Отрицательным явлением оставалась высокая младенческая смертность в связи с послевоенным голодом 1946-1948 гг. В 1955 г. пособие по беременности и родам в размере полного заработка было распространено на широкий перечень категорий занятых женщин. Пособие на рождение ребенка было адресным - выдавалось семьям, подходящим по доходам.

В 1950-1960-е гг. происходит ослабевание государственного воздействия на сферу брачного и репродуктивного поведения, действия гражданина в этой сфере становятся более подвластны собственным внутренним мотивам.В 1955 г. происходит отмена запрещения медицинских абортов, что привело к всплеску официальной статистики прерывания беременности. В 1965 г. новое семейное законодательство установило упрощение ранее усложненной процедуры разводов, что также повлекло повышение их уровня. В Коми АССР в этот период продолжилось улучшение социальной инфраструктуры региона: активно развивалось строительство жилья, школ, больниц, детских садов и яслей. Происходит рост доходов рабочих и служащих. В 1970-е гг. усилилось адресное направление семейной политики-была признана необходимость социальной защиты семей с детьми по критерию малообеспеченно-сти. В этот период в некоторые годы рождаемость уже сокращалась до уровня ниже простого воспроизводства, что потребовало активизации демографической политики государства.

Наступление нового этапа семейной и демографической политики ознаменовалось принятием Советом Министров СССР Постановления от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей». В нем содержался широчайший спектр мероприятий по улучшению материального положения семей с детьми, усилению охраны материнства и детства, введению просветительской работы с целью укрепления традиционных семейных ценностей. Научным сообществом эффект от Постановления оценивается как положительно, поскольку во время его действия наблюдалось увеличение показателей рождаемости в стране, так и критически: так как его действие также привело к преждевременному исчерпанию итоговой плодовитости репродуктивных когорт в виду уплотнения календаря рождений.

Вплоть до конца 1980-х гг. в Коми АССР последовательно улучшалась демографическая ситуация: снижалась общая и младенческая смертность, повышалась рождаемость и средняя продолжительность жизни населения. В конце 1980-х гг. наметились негативные тенденции: спад рождаемости, а с 1987 г. отток насе-

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD)(HISTORICAL SCIENCES)

ления стал превышать приток мигрантов в республику. В начале 1990-х гг. в условиях переходной экономики ухудшилась социально-экономическая ситуация в стране, снизились реальные доходы населения. На государственном уровне принимались неотложные меры по улучшению положения семей с детьми, но кризисные явления экономики продолжали вносить коррективы в репродуктивные планы населения: рождаемость стала снижаться большими темпами, сокращался средний размер семьи, происходил рост неполных семей. Рост

уровня смертности и сокращение рождаемости до критически низких отметок в совокупности привели к естественной убыли населения: в России она началась в 1992 г., а в Республике Коми на год позже - в 1993 г. В переходный периодгосударством стало меньше уделяться внимания на социальную сферу, вектор экономической политики был смещен на преобразования, касающиеся перехода к рыночному механизму хозяйствования, главным образом либерализацию цен и внешней торговли.

Примечания

1. Постановление Совета Министров СССР от 18 мая 1949 г. № 2004 «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и родильных домов и улучшению их работы» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4747.htm

2. Указ Президиума Верховного совета СССР от 19 мая 1949 года «Об улучшении дела государственной помощи многодетным и одиноким матерям и улучшении условий труда и быта женщин». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4748.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Закон «О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. ОГИЗ «Государственное издательство политической литературы». 1946 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://istmat.info/files/uploads/52096/zakon_o_pyatiletnem_plane_ vosstanovleniya.pdf

4. Там же.

5. Постановление Президиума ВЦСПС от 5 февраля 1955 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22 января 1955 г. №113 было утверждено Положение «О порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4997.htm

6. Там же.

7. Там же.

8. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1955 года «Об отмене запрещения абортов». [Электронный ресурс]. - URL: https://law.wikireading.ru/11806

9. Республика Коми к 80-летию государственности (1921-2001 гг.): Стат. Сб. Сыктывкар, 2001.

10. Закон СССР от 27.06.1968 г. «Об утверждении основ законодательства союза ССР и Союзных Республик о браке и семье» (вместе с основами законодательства) [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/9003868

11. Кодекс о браке и семье РСФСР утвержден Верховным Советом РСФСР 30.07.1969 (ред. от 07.03.1995, с изм. от 29.12.1995) [Электронный ресурс]. - URL: https://legalacts.ru/kodeks/kodeks-o-brake-i-seme-rsfsr-utv/

12. Постановление Совета Министров СССР от 25.09.1974 г. № 752 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пособий на детей малообеспеченным семьям». [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/9007525

13. Там же.

14. Конституция СССР. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 07.10.1977 г. Ст. 53. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm

15. Постановление Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. №235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_10621.htm

16. Постановление Верховного Совета СССР от 10.04.1990 г. №1420-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охранен материнства и детства, укреплению семьи». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10633/

17. Постановление Совета Министров СССР от 02.08.1990 г. № 759 «О дополнительных мерах по социальной защите семей с детьми в связи с переходом к рыночной экономике». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ussrdoc.narod.ru/ussrdoc_narod/usr_16948.htm

18. Там же.

Библиографический список

1. Блюм А., Захаров С.В. Демографическая история России и СССР в зеркале поколений // Население и общество. №17. Февраль, 1997. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.infran.ru/vovenko/60years_ww2/demogr1.htm (Дата обращения: 31.08. 2021)

2. История Коми с древнейших времен до конца XX века. Т. 2. Колл. авт. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2004. 704 с.

3. Клинова М.А. Некоторые аспекты контрацептивной культуры советского общества 1950-1980-х гг.: опыт осмысления в отечественной литературе // Здравоохранение Российской Федерации. 2012. №2. С. 47-48.

4. Попова Л.А. Сущность, причины и последствия современного демографического кризиса (на примере Республики Коми). Екатеринбург: УрО РАН, 2004. 181 с.

5. Республика Коми: Т.1. Колл. авт. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1997. 472 с.

6. Республика Коми: Т.2. Колл. авт. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1999. 576 с.

7. Республика Коми: Т.3. Колл. авт. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2000. 400 с.

8. Тарусина Н.Н. Семейное право: очерки из классики и модерна. Ярославль: ЯрГУ, 2009. 616 с.

9. Фаузер В.В., Рожкин Е.Н., Загайнова Г.В. Республика Коми в XX веке: демография, расселение, миграция. Сыктывкар, 2001. 124 с.

10. Хасбулатова О.А., Смирнова А.В. Эволюция государственной политики в отношении семьи в России в XX - начале XXI века (историко-социологический анализ) // Женщина в российском обществе. 2008. №3.

References

1. Blum A., Zakharov S.V. Demographic history of Russia and the USSR in the mirror of generations // Population and society. №э. 17 1997, February [Electronic resource]. Access mode: https://www.infran.ru/vovenko/60years_ww2/demogr1.htm (date of reference: 31.08. 2021)

2. The history of Komi from ancient times to the end of the XX century. Vol. 2. The team of authors. Syktyvkar: Komi book publishing house, 2004. 704 p.

3. KlinovaM.A. Some aspects of the contraceptive culture of Soviet society in the 1950s-1980s: the experience of comprehension in

domestic literature // Health care of the Russian Federation. 2012. No. 2. Pp. 47-48.

4. Popova L.A. The essence, reasons and consequences of the modern demographic crisis (on an example of the Komi Republic). Ekaterinburg: Ural Branch of RAS, 2004. 181 p.

5. Republic of Komi: Vol. 1. The team of authors.Syktyvkar: Komi Book Publishing House, 1997.472 p.

6. Republic of Komi: Vol. 2. The team of authors. Syktyvkar: Komi Book Publishing House, 1999. 576 p.

7. Republic of Komi: Vol. 3. The team of authors. Syktyvkar: Komi Book Publishing House, 2000. 400 p.

8. Tarusina N.N. Family Law: Essays from Classics and Modernity. Yaroslavl: YarSU, 2009. 616 p.

9. Fauser V.V., RozhkinE.N., Zagainova G.V. The Komi Republic in the XX century: demography, settlement, migration. Syktyvkar, 2001.124 p.

10. Khasbulatova O.A., SmirnovaA.V. Evolution of state policy towards the family in Russia in the XX - early XXI century (historical and sociological analysis) // Woman in Russian society/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.