Научная статья на тему 'Правовое ограничение совместной службы близких родственников'

Правовое ограничение совместной службы близких родственников Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4689
778
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА / РОДСТВЕННИКИ / ЗАПРЕТ / ОГРАНИЧЕНИЯ / THE STATE CIVIL SERVICE AND STATE LAW-ENFORCEMENT SERVICE / RELATIVES / A PROHIBITION / RESTRICTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колеватова Валентина Сергеевна

Рассматриваются вопросы запретов и ограничений совместной службы родственников в государственной гражданской и правоохранительной службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Колеватова Валентина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Limitation of common legal services for close relatives

The article is devoted to the questions of prohibitions and restrictions of relatives' joint service on the state civil service and law-enforcement service.

Текст научной работы на тему «Правовое ограничение совместной службы близких родственников»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 349.2 В.С. Колеватова

ПРАВОВОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ СОВМЕСТНОЙ СЛУЖБЫ БЛИЗКИХ РОДСТВЕННИКОВ

Рассматриваются вопросы запретов и ограничений совместной службы родственников в государственной гражданской и правоохранительной службе.

Ключевые слова: государственная гражданская и государственная правоохранительная служба, родственники, запрет, ограничения.

Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать особые требования к ним. Именно публичные, государственные интересы обусловливают введение правовых запретов и ограничений. Одним из таких правовых ограничений является запрещение совместной службы родственников. В России ограничение совместной службы родственников было известно и дореволюционному законодательству. В советский период 21 декабря 1922 г. были приняты специальные правила о службе в государственных учреждениях и предприятиях, которыми вводились ограничения для служащих в связи с их работой во властных структурах. При этом до 1971 г. это ограничение занятия определенной должности не было связано с непосредственной подчиненностью и подконтрольностью одного другому. Только в 1971 г. в ст. 20 КЗоТ было внесено принципиальное изменение, касающееся этого ограничения: включено слово «непосредственной». Затем такое правило закреплялось в КЗоТе Российской Федерации в отношении совместной службы родственников на любом государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации (ст. 20 КЗоТ РФ).

При этом ст. 20 КЗоТ содержала традиционное условие для запрета совместной службы близких родственников, а именно: непосредственное подчинение или подконтрольность одного из них другому.

31 января 2002 г. КЗоТ РФ утратил силу и, естественно, утратил силу установленный им в ст. 20 запрет.

В современном Трудовом кодексе РФ аналогичного запрета, который был в ст. 20 КЗоТ, не содержится. Подобное ограничение на сегодняшний день характерно только для законодательства о государственной службе.

В целом с позиции задач государственной службы данное ограничение вполне оправдано. Однако, согласно ч. 2 ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации, никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах ... независимо от семейного положения и от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Кроме того, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27 июня 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» установлены принципы организации этой системы, и среди них указаны принципы равного доступа граждан к государственной службе, приоритета прав и свобод человека и гражданина и принцип профессионализма и компетентности при подборе кадров.

Среди многих принципов построения системы государственной службы нет даже намёка на принцип недопустимости совместной службы родственников при непосредственной подчинённости или подконтрольности. Кроме того, в законодательстве не решен вопрос о некоторых правовых последствиях названного ограничения. Нередко государственные служащие, связанные непосредственной соподчинённостью, вступают в брак и, соответственно, уже не могут занимать прежние должности. Действующее законодательство не содержит правил разрешения данной ситуации. Правовой регламентации данного вопроса нет, как и нет ответа на вопрос: обоих освобождать от должности или одного, но кого из них. Вообще-то, целесообразность такого решения весьма сомнительна, так как один из них может быть служащим (прокурором, гражданским служащим и др.) с большим стажем, например за 3 года до выслуги лет, а второй супруг — с небольшим стажем. Здесь также нельзя забывать о том, что каждый работник, в том числе и служащий, имеет право на повышение квалификации и продвижение по службе. Не урегулирован вопрос о необходимости изменения государственно-служебного состояния в случае прямого повышения одного из служащих, состоящего в близком родстве или свойстве с другим, при наличии между ними отношений непосредственной подчиненно-

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Правовое ограничение совместной службы.

сти. Очевидно, что право на карьерный рост, повышение, продвижение по службе не может быть ограничено из-за родственных отношений соподчиненных государственных служащих.

На основании ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы РФ» был установлен принцип единого подхода к организации системы государственной службы. Можно предположить, что именно по этой причине ограничение, установленное в Законе «О государственной гражданской службе», было распространено на все виды государственной службы родственников. Оно стало единым и для службы в правоохранительных органах и при регулировании военной и муниципальной службы. Формулировка статьи об ограничении совместной службы родственников одна и та же. Например, в законе «О прокуратуре» от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. 03.12.2012 г,), в Законе «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (в ред. 04.03.2013 г.), в Законе «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ (в ред. 30.12.2012 г.) и в Законе «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ (в ред. 03.12.2012 г.) содержится одна и та же формулировка ограничения совместной службы родственников.

Самым сложным вопросом на практике при применении этих законов является конкретизация определения понятия непосредственной подчиненности и подконтрольности. Понятие непосредственной подконтрольности вызывает серьезное затруднение в применении на практике. Контроль может быть общий, всесторонний, внутриведомственный и контроль вышестоящих органов. Законодатель не дает определение этого понятия. Думается, что единого определения понятия «подконтрольность» для всех видов государственной службы и невозможно дать. Что касается термина «непосредственная подчиненность», то его определение менее сложное. В некоторых видах государственной службы имеется законодательное закрепление этого понятия. Например, в Уставе внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации от 10.11.2007 г. сказано, что «ближайший к подчинённому прямой начальник называется непосредственным начальником».

Применительно к работникам органов прокуратуры, например сын и отец, занимающие должности помощника прокурора района и прокурора субъекта федерации (области, края, республики), не могут считаться непосредственно подчинёнными. И наоборот, прокурор района - сын находится в непосредственной подчиненности отца - прокурора субъекта федерации (области, края, республики). Такая совместная служба кровных родственников в первом случае не может быть запретной. Вряд ли можно считать непосредственно подконтрольной должность помощника прокурора района прокурору субъекта федерации (области, края, республики).

Следует обратить внимание на тот факт, что в Законе «О прокуратуре» содержится дифференциация назначения на прокурорские должности. При этом акт назначения на должность в некоторых случаях связан с подчинённостью и подотчетностью.

Так, ст. 13 Закона говорит, что прокуроры субъекта Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором РФ и ему же подчинены и подотчетны. Казалось бы, кто назначает, тому и подчинен, подотчетен. Однако в этой же статье говорится, что прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность Генеральным прокурором РФ, а подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору. Значит, нельзя во всех случаях связывать акты назначения на должность и непосредственную подчиненность, и подконтрольность. Акты назначения не предопределяют непосредственную подконтрольность и подчиненность. Если заместитель прокурора субъекта федерации по закону назначается Генеральным прокурором или его заместителем, это вряд ли означает, что заместитель не должен подчиняться вышестоящему прокурору - прокурору субъекта федерации. Иначе следовало бы признать законной совместную службу двух родственников на указанных прокурорских должностях: прокурора субъекта федерации и его заместителя.

Ограничение на совместное прохождение службы родственников обусловлено целью исключения возможного отрицательного влияния родственных связей на служебные взаимоотношения, на качество профессиональной служебной деятельности, которое может проявляться в использовании служебных полномочий в личных целях, совершении коррупционных злоупотреблений. Фактически предполагается, что близкие родственники в государственной службе совершат правонарушение и указанное ограничение - это превентивная мера. А как же с доверием при избрании или назначении на должность конкретного гражданина? Нравственные нормы не могут здесь сработать.

Главная цель ограничения - создать правовое сдерживание противозаконного деяния со стороны государственного служащего.

156

В.С. Колеватова

2013. Вып. 3 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

На сегодняшний день требуется четкое нормативное закрепление понятия «непосредственная подконтрольность». Для этого следует внести уточняющее дополнение в соответствующую статью, где этот термин используется либо вообще отказаться от использования понятия «непосредственная подконтрольность», исключив его из соответствующей нормы. Необходимо решить этот вопрос в целях недопущения злоупотреблений указанными ограничениями.

Поступила в редакцию 02.06.13

V.S. Kolevatova

Limitation of common legal services for close relatives

The article is devoted to the questions of prohibitions and restrictions of relatives' joint service on the state civil service and law-enforcement service.

Keywords: the state civil service and state law-enforcement service, relatives, a prohibition, restriction.

Колеватова Валентина Сергеевна, Kolevatova V. S.,

кандидат юридических наук, профессор candidate of law, professor

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская,! (корп. 4) 462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.