Научная статья на тему 'Правовое оформление земельных отношений в 1917 1926 гг'

Правовое оформление земельных отношений в 1917 1926 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
958
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУБЕРНСКАЯ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ / ДЕКРЕТ «О ЗЕМЛЕ» / ДЕКРЕТ «О СОЦИАЛИЗАЦИИ ЗЕМЛИ» / ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС / THE DECREE "ON LAND" / THE DECREE "ON THE SOCIALIZATION OF THE LAND" / PROVINCIAL LAND USE COMMITTEE / LAND CODE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новикова Е. В.

Повещена изучению правового оформления земельных отношений в 1917 1926 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGISTRATION OF LAND RELATIONS IN 1917 1926 YEARS

Article devoted to the study of legal registration of land relations in 1917 1926 years.

Текст научной работы на тему «Правовое оформление земельных отношений в 1917 1926 гг»

Новиков Александр Иванович, аспирант, Novikov.Alexandr.I@yandex.ru. Россия, Тула, Тульский государственный университет.

INFLUENCE OF THE JURIDICAL INTELLECTUALS ON THE SOCIETY'S ATTITUDE TO THE COURT OF THE 2ND HALF OF THEXIXCENTURY.

A.I. Novikov

The article devoted to the study of the juridicial intellectuals' influence on the society's attitude to the court after implementation of the Court Statute in 1864.

Key words: juridicial intellectuals, judge, prosecutor, inquisitor, attorney at law.

Novikov Alexander Ivanovich, a graduate student, Novikov.Alexandr.I@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 94(470)”19/...”

ПРАВОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 1917-1926 ГГ.

Е.В. Новикова

Повещена изучению правового оформления земельных отношений в 1917-1926 гг.

Ключевые слова: Губернская землеустроительная комиссия, Декрет «О земле», Декрет «О социализации земли», Земельный кодекс.

В наследство от Российской империи молодому советскому государству досталась сложная структура общества, в которой параллельно процессу перехода к капитализму происходило размывание сословных границ и формирование новых общественных групп - классов. Новая же власть ставила своей целью уничтожение какого бы то ни было социального разделения и переход к бесклассовому обществу. И хотя формально прежняя структура общества прекратила свое существование после декрета об отмене сословий, достижение главной задачи создания бесклассового общества оказалось непростым и длительным.

Социальная политика Советского государства определялась экономическим курсом, выбранным правительством. Сразу после прихода к власти большевики вынуждены были приступить к решению вопроса о земле, который на протяжении всей истории Российского государства стоял наиболее остро. Еще в 1906 г. были созданы землеустроительные комиссии в помощь Крестьянскому банку в его операциях [10]. На эти органы ложилась ответственность за организацию справедливого землепользования.

В первые послереволюционные годы работа Г убернских землеустроительных комиссий продолжилась, но была осложнена тем, что не существовало четкого разграничения полномочий государственных органов,а также отсутствием достаточно проработанной комплексной правовой базы регулирования новых земельных отношений. Еще в начале 1918 г. Народным комиссариатом земледелия был предложен проект Земельного кодекса РСФСР, который включал в себя основные положения ранее принятых декретов «О земле» (1917) и «О социализации земли» (1918). Кодекс предусматривал закрепление права собственности на землю за государством, впервые вводилось понятие единого государственного земельного фонда, указывал формы и виды землепользования. Особое внимание уделялось землепользованию коллективных хозяйств. В проекте Кодекса содержались положения о сельскохозяйственных землях, городских землях, землях транспорта, а также подробно говорилось о землеустройстве, рассмотрении земельных споров [9].

Действовавший на момент разработки проекта нового земельного законодательства декрет «О социализации земли» предусматривал наделение всех граждан землей по трудовым нормам. Однако для бывших дворян и некоторых других категорий граждан получение земли было осложнено. Существовал целый ряд требований, которым необходимо было соответствовать, чтобы получить земельный надел. Среди них безвыездное проживание в своем имении, обработка земли собственными силами. Не последнюю роль в этом играли взаимоотношения с крестьянами. В 1917-1918 гг. они часто складывались скорее хорошо, нередки были случаи, когда крестьяне брали бывших господ под свою опеку. Но с течением времени в результате новых землеустроительных мер, работы агитаторов, освещения событий в стране прессой, неверного толкования той недостаточной информации, которая доходила до деревень, взаимоотношений между бывшими помещиками и крестьянами менялись в противоположную сторону. Наблюдалось брожение и беспорядок во всем, что происходило в деревне. По Тульской губернии прокатилась волна кровавых расправ над бывшими господами, разграблении их имений, образцовых хозяйств, уничтожения инвентаря, самочинных разделов, несмотря на статьи вышеуказанных декретов, предусматривающих ответственность за подобные действия.

Газеты тех времен пестрели сообщениями о зверских расправах над помещиками, разграблении образцовых хозяйств. Так, например, в «Тульской молве», выходившей ежедневно, эти известия печатались в отдельной рубрике. Крестьяне, не щадя ни высококультурных хозяйств, ни конских заводов, ни построек, жгли, разрушали, вершили самосуд над своими помещиками, который нередко заканчивался гибелью последних [14, 15, 16, 3]. Были дотла сожжены, не сумевшими поделить поровну «барское добро», крестьянами два имения дворян Шаховских в Епифанском и Венев-

ском уездах вместе с рощами, находившимися поблизости от каждого из этих усадеб [8, с. 231].

30 октября 1922 г. 4-й сессией Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета 9-го созыва был принят первый Земельный кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) для урегулирования крестьянского землепользования. Земельный кодекс стал новым этапом в земельной и социальной политике. Это был тот самый необходимый сформулированный комплекс мер по организации землепользования.

Земельный кодекс РСФСР собрал воедино и кодифицировал всё действовавшее и не противоречившее новым условиям и новой политике законодательство. Законодательные акты вошедшие в Земельный кодекс или устаревшие, были отменены. В отличие от предыдущих нормативных актов данный Земельный кодекс расширил государственное регулирование земельных отношений. Кодексом довольно четко регулировались землепользование советских хозяйств, сельскохозяйственных артелей и коммун, товариществ по общественной обработке земли, а также добровольные объединения отдельных дворов или совокупность дворов, выделившихся из прежних обществ. Большое внимание в Кодексе было уделено правовому положению земельного общества и крестьянского двора [12]. По Земельному кодексу предполагалось разнообразие форм хозяйствования -коллективное, совхозное и единоличное. По отчету ГЗУ 1924 г. в Туле преобладали коллективные хозяйства. Все остальные не были достаточно развиты из-за не вполне подходящих условий и тяги крестьян к коллективизму [1].

Продолжая двигаться в выбранном направлении, советское правительство 20 марта 1925 г. приняло положение «О лишении бывших помещиков права на землепользование и проживание в принадлежавших им до Октябрьской революции хозяйствах». По этому положению бывшие помещики из дворян, их семьи и крупные землевладельцы лишались прав пользования землей и инвентарем, должны были быть выселены из их имений в срок до 1 января 1926 г. В п.3. этого документа были сделаны оговорки о случаях, в которых надлежало оставить имения в пользовании их владельцев. В частности, покупка земли через земельный банк, участие в революции в рядах Красной армии или наличие особых заслуг перед революцией [11]. В связи с возникшей неразберихой в проведении в жизнь обозначенных в положении мер был издан декрет от 22 июня 1925 г. «О порядке выселения бывших помещиков и ликвидации ими имущественных отношений». По этому документу создавались особые комиссии по выселению бывших помещиков при исполкомах, а также был предусмотрен порядок обжалования решений о выселении. Этим комиссиям предписывалось в первую очередь составить списки лиц, подлежащих выселению с подробным описанием их имений [5].

Как отмечалось в «Плане использования земельных участков, сельскохозяйственных построек и инвентаря бывших помещиков», «Проведение работы по выселению бывших помещиков и других нетрудовых землепользователей происходили в Тульской губернии в особых условиях. Эти особые условия заключались в том, что выселение было начато почти за год до постановления ВЦИК от 22 июня 1925 г. и к моменту опубликования этого постановления значительная часть этих лиц уже была выселена. В этот же период времени происходило районирование губернии, которое отразилось в отрицательную сторону на полноте учета всех результатов произведенной работы» [2].

В докладной записке об обследовании Тульской комиссии по выселению бывших помещиков старшим инспектором Чернопятовым С.И. и инспектором Чиненовым Н.Ф. за 1925-1926 гг. указывались недочеты в работе вновь созданного органа - это и несвоевременное предоставление или непредставление вовсе вышеупомянутых списков, а между тем они имели первостепенное значение для корректной работы в учете семей, подлежащих выселению, необъективности при выявлении оснований к выселению или оставлению в имениях тех или иных лиц [3].

Процесс законодательного оформления земельных отношений в деревне первых двух десятилетий ХХ в. был сложным. Однако именно в это время были заложены основы дальнейшего развития правовой системы в области земельной и социальной политики. Эти два направления были особенно тесно взаимосвязаны в период советского государственного строительства.

Принятые позднее «Общие начала землепользования и землеустройства» 1928 г. урегулировали земельные отношения: определили цели и задачи земельного законодательства; установили, что субъектом права собственности на землю является СССР; разграничили компетенцию Союза ССР и Союзных республик в области регулирования земельных отношений; подробно регулировали землеустройства; определили правовой режим сельскохозяйственных земель, специального назначения, городских земель, земель государственного запаса и других земель, а также сформулировали права и обязанности землепользователей и установили порядок разрешения земельных споров. Дальнейшее развитие союзного и республиканского законодательства пошло по линии совершенствования сложившихся в результате национализации земли основных земельноправовых институтов.

Список литературы

1. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. Р-155. Оп.1. Д. 3866. Л. 1.

2. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. Р-95. Оп. 1. Д. 2395. Л. 35.

3. ГАУ ТО «Государственный архив». Ф. Р. -95, Оп. 1. Д. 2153. Л.17.

4. Декрет «О социализации земли» [Электронный ресурс]. URL: http: //www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/soczem.htm (дата обращения: 20.02.2011).

5. Декрет «О порядке выселения бывших помещиков и ликвидации ими имущественных отношений» [Электронный ресурс]. URL: http://bestpravo.ru/sssr/eh-pravo/z7r.htm (дата обращения: 23.03.2013).

6. Декрет «О земле» [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/o zemle.htm (дата обращения: 20.02.2011).

7. Земельный кодекс РСФСР 1922 года [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 20.02.2011).

8. Из архива Зинаиды Шаховской // Новый мир. 1991. №7. С. 231.

9. Михайлов А.А., Разорвин И.В. Зарождение и развитие советского земельного законодательства, и его влияние на современные земельные отношения в России [Электронный ресурс]. URL: http: //vestnik. uapa.ru/ru-ru/issue/2010/01/13/ (дата обращения: 23.03.2013).

10. Полное собрание законов Российской империи. Собрание З Т. 26.

№ 27478 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nlr.ru/e-

res/law r/search.php (дата обращения: 23.08.2012).

11. Положение «О лишении бывших помещиков права на землепользование и проживание в принадлежавших им до октябрьской революции хозяйствах» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.02.2011).

12. Президентская библиотека [Сайт]. URL:

http://www.prlib.ru/Historv/Pages/Item.aspx?itemid=711 (дата обращения: 23.03.2013).

13. Программа реформ П.А. Столыпина: в 2 т. Т. 1. Документы и материалы. М.: Российская политическая энциклопедия. 2002 [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.ru/libris/stolvpin/stpn1 51 .html (дата обращения: 20.02.2013).

14. Тульская молва. 12.01.1918. № 3030.

15. Тульская молва. 17.01.1918. № 3034.

16. Тульская молва. 18(5).06.1918. № 3142.

Новикова Евгения Владимировна, аспирант, novikovaeugenia@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

LEGAL REGISTRATION OF LAND RELATIONS In 1917-1926years.

E.V. Novikova

Article devoted to the study of legal registration of land relations in 1917-1926years.

Key words: Provincial land use committee, the Decree "On Land", the Decree "On the socialization of the land", Land Code.

Novikova Eugenia Vladimirovna, a graduate studen, novikovaeugenia@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 94

К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ СТАТИСТИКИ ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ II ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

И.Ю. Парамонова

На примере Тульской губернии рассматриваются различные подходы к организации и проведению статистических изысканий в учреждениях государственной и земской статистики. Затрагиваются проблемы достоверности данных, поиска новых методов. Показывается, что использование «административного ресурса» и экономия средств на проведение исследований тормозили развитие государственной статистики. Напротив, стабильное финансирование обусловило проведение полномасштабных статистических изысканий земскими статистиками.

Ключевые слова: история, статистика, земская статистика, методы исследований

Эпоха стремительных преобразований в России 2-й половины XIX века - это и период бурного развития статистики: создание профильных учреждений, унификация системы сбора и учета статданных, проникновение статистики во все сферы социально-экономических отношений. Параллельно с развитием органов государственной статистики шло становление земской статистики, основным звеном которой стали оценочно-статистические отделы губернских земских управ.

Тульский губернский статистический комитет (ТГСК) был учрежден в соответствии с указом Правительствующего сената от 28 января 1835 г. Его первое заседание состоялось 15 мая 1835 г., о чем тульский губернатор Е.А. Зуров уведомил министра внутренних дел [1]. Документы о деятельности ТГСК в период с 1835 по 1854 гг. пока выявить не удалось. Возможно, в Туле, как и во многих других губернских центрах Российской империи, комитет так и не приступил к реальной работе. По этой причине в 1853 г. МВД вновь подняло вопрос о важности «доставления правительству, по возможности, точных и полных данных о современном состоянии административностатистических предметов по единым печатным формам» по каждой губернии. Тульский губернатор П.М. Дараган 13 июня 1854 г. сообщил министру «об открытии действий комитета» [2].

Формирование единой системы органов государственной статистики России завершилось в начале 1860-х гг. в соответствии с «Положением о губернских и областных статистических комитетах». 8 апреля 1861 г. в Тулу пришел циркуляр из МВД о приведении в действие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.