Научная статья на тему 'Правовое образование как фактор становления новой правовой культуры России'

Правовое образование как фактор становления новой правовой культуры России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3826
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зубова Яна Валерьевна

В статье рассматривается правовое образование как компонент становления новой правовой культуры в современной России. С точки зрения автора, правовое демократическое государство, призванное соблюдать и защищать права и свободы человека, способно утвердиться лишь в обществе, основанном на солидарности, нравственных началах, высокой правовой культуре и гражданской активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое образование как фактор становления новой правовой культуры России»

УДК 316.334.4 ББК 60.561.4 З - 91

Зубова Я.В. Правовое образование как фактор становления новой правовой культуры

России

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье рассматривается правовое образование как компонент становления новой правовой культуры в современной России. С точки зрения автора, правовое демократическое государство, призванное соблюдать и защищать права и свободы человека, способно утвердиться лишь в обществе, основанном на солидарности, нравственных началах, высокой правовой культуре и гражданской активности.

Ключевые слова:

Правовое образование, правовая культура, право, правовое государство, гражданское общество.

Zubova Ya.V. Legal education as the factor of setting up new legal culture of Russia

Abstract:

The paper discusses legal education as a component of setting up new legal culture in contemporary Russia. From the point of view of the author, the legal democratic state, called to observe and protect rights and freedom of the person, is capable to be ratified only in a society basing on solidarity, high moral principles, high legal culture and civil activity.

Key words:

Legal education, legal culture, the right, lawful state, civil society.

Стратегической целью развития нашей страны является формирование гражданского общества и построение правового государства. Воспитание гражданина своей страны - важная задача, которую ставит перед собой государство и общество. Необходимость правового образования сегодня ни у кого не вызывает сомнения. В связи с этим особую актуальность приобретает повышение гражданско-правовой культуры личности, поскольку при отсутствии навыков и желания активно участвовать в жизни общества, без развитого чувства ответственности за судьбу страны, при низкой политической грамотности все намечаемые преобразования останутся на стадии теоретического обсуждения, и демократических изменений не произойдет.

Формирование правовой культуры занимает одно из ключевых мест в механизме правового регулирования общественных отношений, является составным элементом проведения в стране правовой реформы, которая сопровождается бурным развитием национального законодательства. Поэтому сейчас, когда в сознании российского социума наметились позитивные сдвиги в направлении демократического правового государства, вопрос о правовой культуре и правовом образовании приобретает особую актуальность и значимость. Без системы правового образования невозможно достичь высокого уровня правовой культуры.

Актуальность рассмотрения данного вопроса заключается также в том, что правовая культура характеризуется степенью развитости юридической науки, системы правового образования и просвещения граждан.

Правовое образование - современная актуальнейшая проблема, так как без правовой культуры нельзя реализовать потенциал Конституции, а без граждан не может возникнуть и само гражданское общество, и правовое государство.

Известно, что правовое образование является важным комплексным компонентом механизма правовой социализации личности (процесса усвоения, принятия и реализации субъектами правовых ценностей общества, идей, переживаний, чувств и эмоций людей, правовых оценок, норм и моделей поведения).

Сложность и комплексность проблемы гражданского и правового образования являются причиной того, что некоторые ее аспекты разработаны не в полной мере. Сегодня существуют различные подходы к гражданскому образованию: это концепция гражданско-патриотического воспитания, концепция системы демократического гражданского образования.

Правовое образование определяется особенностями той социально- политической ситуации, в которой находится современная Россия: декларирована задача построения правового государства. В новых условиях меняется характер отношений между государством и личностью, возрастает ответственность и самостоятельность личности. То, что в демократических государствах Запада и США с долгой правовой традицией воспитывается самой жизнью, рождается в семье, возникает как бы естественно, у нас должно быть предметом целенаправленного формирования. Все это актуализирует проблему правового образования.

Актуальность правового просвещения очевидна - она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, политики, идеологии, культуры. У молодежи, которая войдет в реальный мир, должно быть сформировано мировоззрение, основанное на уважении к закону, понимании проблемы прав человека и умении найти возможные пути ее решения.

Правовое образование личности - это целенаправленный, организованный, преднамеренный и педагогический процесс воздействия на сознание людей с помощью системы специально созданных правообразовательных форм, средств и методов с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры. Правовое формирование личности и правовое образование личности соотносятся как целое и часть. Это значит, что правовое формирование личности включает в себя не только процесс правового образования, но и другие процессы, которые носят непреднамеренный характер воздействия на сознание личности.

Правовое обучение нельзя оторвать от общего нравственного воспитания. Это неотъемлемая составная часть процесса духовного воспитания личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения правового государства. В истории России неоднократно возникали периоды, характеризующиеся глобальными изменениями практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Эти изменения наблюдаются на всех уровнях — от общегосударственного до индивидуально-личностного. На индивидуально-личностном уровне происходит переосмысление основных культурномировоззренческих категорий и аксиом. Причем это переосмысление касается человека как индивидуальности и одновременно — как «винтика» огромной государственной машины.

Под правовым образованием понимается находящаяся в рамках образовательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования:

- уважения к праву,

- собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества,

- компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

Правовое образование - это сложная система; в системе правового образования выделяют специфические элементы и субъекты, в том числе и такие, которые осуществляют правообразовательное воздействие, например, государственные общественные организации.

Образование, без сомнения, играет важнейшую роль в воспитании молодежи, является неотъемлемой составной частью ее культуры. Еще со времен Петра Великого образование считалось

государственной заботой. Но последние 15 лет государство недостаточно уделяет внимания сфере образования, науке, культуре, что привело к крайне негативным последствиям. Можно назвать причины и тенденции снижения роли и значения образования в жизни российского общества, его влияния на интеллектуальное развитие подрастающего поколения:

- самоустранение государства из сферы образования и снятие с себя ответственности за подрастающее поколение;

- отсутствие обоснованной исторически взвешенной политики в области науки и

образования;

- появление невостребованности интеллектуального потенциала, интеллектуально насыщенного труда в современном российском обществе;

- отсутствие продуманных научно обоснованных моделей реформирования образования;

- недостаточное финансирование в течение многих лет сферы образования и науки;

- ничем не обоснованная тотальная коммерциализация всей системы образования;

- зависимость зарплаты педагога, особенно в платных учебных заведениях, от материального положения учеников;

- падение престижа профессий в интеллектуальной сфере деятельности, науке и научном обеспечении, образовании, культуре, медицине и т.д.;

- резкое снижение уровня жизни населения в целом, особенно рядовых граждан;

- полная дискредитация и разрушение советской системы образования.

Приоритетной задачей образования становится создание такой совокупности

условий развития обучающегося, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в мире гуманитарных ценностей.

Современный этап развития цивилизации характеризуется большим вниманием к человеку, к личности. Во главу угла ставится человек, его самоценность. Права человека -структурный элемент правового образования и воспитания, результатом которых становится формирование правовой культуры и правового сознания. А одной из составляющих правовой культуры является «культура мира». Именно культура мира должна прийти как манифест, освобождающий человечество от атавизмов современного мира, прежде всего, многоликого насилия над личностью (психического, физического, морального), что находит выражение:

- в государственном и международном терроризме; в качестве защиты от последнего некоторые политики предлагают ограничение и сужение института прав человека, а это, в свою очередь, может привести к верховенству «права силы»;

- в домашнем насилии, жестокости (его источники - в обнищании многих социальных слоев, в житейской безысходности и бытовой неустроенности многих семей);

- в появлении таких экстремистских молодежных организаций как, «скинхэды», т.е. группировки ультраправового направления, проповедующие превосходство одной нации над другой. Культура мира должна включать в себя целый спектр политикоправовых ценностей, являющихся основаниями идеалов гражданского общества и правового государства: юридическое равенство; реализация всего комплекса прав и свобод человека и гражданина; соразмерное соотношение прав и обязанностей человека, гражданина, личности; толерантное отношение к инакомыслящим со стороны общества и государства [1].

Правовое образование - это определенный этап социализации личности, который включает как целенаправленное воздействие на субъект, так и спонтанные процессы, влияющие на него. В сфере правовой социализации выделяются правовое образование и воздействие на человека правовой практики. Правовое образование есть реальный механизм правовой социализации личности как процесса усвоения, принятия и реализации субъектами правовых ценностей общества, идей, переживаний, чувств и эмоций людей, а также правовых норм и моделей поведения. Правовая социализация - это процесс признания, интериоризации, ассимиляции правовых ценностей и иных представлений и знаний о праве общества с целью воспроизводства субъекта права. Посредством правового образования регулируется механизм правовой социализации

личности, т.е. процесс претворения идей, представлений, норм и ценностей в социальную реальность.

Всё это поднимает проблему правового образования как один из важнейших способов сформировать и поднять правовую культуру, а, следовательно и правовое сознание на принципиально новый уровень и придаёт ей статус первостепенной и наиболее важной государственной задачи. Сегодня высшей ценностью государственной политики должен быть человек, его права и свободы. Государство, его органы, общественные объединения, т.е. все социальные институты, должны играть служебную по отношению к личности роль, быть ответственными перед ней.

Формирование правовой культуры российских граждан - сложный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Оно включает в себя пропаганду права, изучение прав и обязанностей, изложенных в Конституции РФ, ознакомление с юридически-правовыми нормами и знаниями, а также процесс совершенствования системы правовых актов и конституционных норм.

H.А.Бердяев, связывая стиль русской жизни с особенностями души человека, писал: «Россия - самая безгосударственная, самая анархичная страна в мире.... Русский народ как-будто бы хочет не столько свободного государства, свободы в государстве, сколько свободы от государства, свободы от забот о земном устройстве. Россия - страна бытовой свободы, неведомой передовым народам Запада, закрепощенным мещанскими нормами.. Русский человек с большой легкостью духа преодолевает всякую буржуазность, уходит от всякого быта, от всякой нормированной жизни.. Здесь тайна русского духа. Дух этот устремлен к последнему и окончательному, к абсолютному во всем: к абсолютной свободе и абсолютной любви» [2].

Процесс формирования и повышения правовой культуры общества является необходимым условием сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, способствует преодолению и предотвращению произвола и насилия над личностью. Образовательное воздействие в области повышения уровня правовой культуры приведет к положительным результатам только в случае постоянной демонстрации эффективности и действенности правомерного поведения человека.

Создание истинно гражданского общества, обеспечение приоритета прав и свобод человека остаются сегодня наиболее значимыми для России, без них невозможна демократическая государственность. Для России в современных условиях весьма актуальным является вопрос о развитии правовой культуры каждого гражданина. Именно правовая культура может стать фактором культурного развития личности гражданина нового российского общества.

Примечания:

I. Глушкова С.И. Права человека в России: теория, история, практика. Екатеринбург, 2002. С.

13-16.

2. Бердяев Н.А. Судьба России: репринтное воспроизведение издания 1918. М., 1990. С. 25.

References:

1. Glushkova S.I. The human rights in Russia: the theory, a history and practice. Ekaterinburg, 2002.

P. 13-16.

2. Berdyaev N.A. The destiny of Russia: Reprint reproduction of the edition of 1918. M., 1990. P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.