Научная статья на тему 'Правовое обеспечение устойчивости российского государства'

Правовое обеспечение устойчивости российского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
400
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАБИЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / СОВРЕМЕННАЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ РАССТАНОВКА СИЛ / ОГРАНИЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ НА ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ РОССИИ / ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ / ЗАПРЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕНЗУРЫ / ПЕРЕДАЧА ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУНАРОДНЫМ ОРГАНАМ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ И ЕГО СВЯЗЬ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ВАЛЮТНЫМ ФОНДОМ / STABILITY OF THE STATE / THE MODERN GEOPOLITICAL BALANCE OF POWER / LIMIT THE IMPACT OF INTERNATIONAL LAW AND INTERNATIONAL AGREEMENTS ON THE LEGAL SYSTEM OF RUSSIA / DEIDEOLOGIZATION / PROHIBITS STATE CENSORSHIP / THE TRANSFER OF PART OF THE STATE POWERS TO INTERNATIONAL BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Латыпов Урал Альфретович, Чердаков Олег Иванович

В статье дается определение понятия «устойчивость государства», рассматриваются вопросы, касающиеся роли Конституции РФ в обеспечении безопасности государства, представлен критический анализ оппозиционных высказываний о несостоятельности некоторых конституционных норм, обеспечивающих суверенитет России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives a definition of “stability of the State”, addresses issues related to the role of the Constitution of the Russian Federation in ensuring the sustainability of the State presented a critical analysis of the opposition statements of insolvency of some constitutional provisions, guaranteeing the sovereignty of Russia.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение устойчивости российского государства»

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

ЛАТЫПОВ Урал Альфретович, ЧЕРДАКОВ Олег Иванович

Аннотация. В статье дается определение понятия «устойчивость государства», рассматриваются вопросы, касающиеся роли Конституции РФ в обеспечении безопасности государства, представлен критический анализ оппозиционных высказываний о несостоятельности некоторых конституционных норм, обеспечивающих суверенитет России.

Annotation. The article gives a definition of "stability of the State", addresses issues related to the role of the Constitution of the Russian Federation in ensuring the sustainability of the State presented a critical analysis of the opposition statements of insolvency of some constitutional provisions, guaranteeing the sovereignty of Russia.

Ключевые слова: стабильность государства, современная геополитическая расстановка сил, ограничения влияния международного права и международных договоров на правовую систему России, деидеологизация, запрет государственной цензуры, передача части государственных полномочий международным органам, деятельность Центрального банка РФ и его связь с Международным валютным фондом.

Keywords: stability of the State, the modern geopolitical balance ofpower, limit the impact of international law and international agreements on the legal system of Russia, deideologization, prohibits State censorship, the transfer of part of the State powers to international bodies, the activities of the Central Bank of the Russian Federation and its relationship with the International Monetary Fund.

Устойчивость государства - понятие, появившиеся в научном обороте относительно недавно, но уже ставшее популярным не только у теоретиков права, но и у политологов, экономистов, социологов и историков. Несмотря на то, что названное понятие в каждой отрасли знаний имеет свой смысловой контент, можно все же выделить некие общие подходы к его толкованию.

Так, например, А.Н. Райков считает понятие устойчивости государственного управления метафоричным, не имеющим общепризнанного и строгого определения. Автор рассматривает данную дефиницию как видовое к понятиям «устойчивое развитие» и «безопасное развитие»1.

По мнению В.И. Поленина, субъектом стратегической устойчивости государства является уровень его экономического могущества как главного фактора существования и развития2.

В монографии В.К. Петрова и С.Г. Селиванова установлены политологические законы

1 Райков А.Н. Устойчивость государственного управления и открытость информационной сферы // Вестник Российского общества информатики и вычислительной техники. 1996. № 6. С. 45.

2 Поленин В.И. Стратегическая устойчивость государства.

URL : http://pereformat.ru/2011/09/strategicheskaya-ustojchivost-

gosudarstva/ (дата обращения: 16.08.2016).

и закономерности, обеспечивающие устойчивое развитие государства3.

В.К. Петров к факторам устойчивости государства отнес «экономический строй, основанный на понятном, обоснованном, непротиворечивом и стабильном экономическом законодательстве, а также посильных налогах и не слишком высоких административных барьерах. Некоррумпированный, высокопрофессиональный, относительно дешевый, преданный своему делу государственный аппарат, нематериальные факторы, такие как здоровый, прививаемый с детства, широко распространенный патриотизм населения, преданность своей стране, гордость за ее высокое положение в мире, готовность ради нее к самопожертвованию, отстаивание интересов своей страны в различных областях и направле-

4

ниях деятельности и др.» .

В качестве основы устойчивости государства В. Жаринов предложил единые моральные ценности: «Общество, не построенное на

3 Петров В.К., Селиванов С.Г. Устойчивость государства. М., 2005.

4 Петров В.К. Факторы устойчивости Российского государства // Политическое образование. 2009. URL : http://www. lawinrussia.ru/faktory-ustoichivosti-rossiiskogo-gosudarstva (дата обращения: 22.08.2016).

любви, должно погибнуть. Морально здоровое общественное мнение - вот основа стабильной государственности. И когда оно третируется, государство теряет свою реальную опору»5.

На встрече с представителями Совета законодателей РФ 29 апреля 2016 г. президент В.В. Путин отметил, что «системность и предсказуемость правовой политики государства являются важными условиями его устойчивости и эффективности. Обеспечить согласованное взаимодействие всех участников законотворческого проекта, его последовательность и системность - задача чрезвычайно сложная, но решать ее, безусловно, нужно. Потому что системность законодательства - это важное, если не сказать важнейшее условие устойчивости всего государства, а предсказуемость правовой политики -залог эффективного развития нашей страны»6.

Таким образом, можно констатировать, что понятие «устойчивость государства» не имеет единого толкования и используется авторами по своему усмотрению. В юридическом контексте это недопустимо, поэтому предлагаем свое определение данной дефиниции. Полагаем, что устойчивость государства выражается в политических, экономических, социальных и правовых аспектах его развития, закрепляется нормативными правовыми актами, концепциями, программами и стратегиями на долгосрочную и краткосрочную перспективы, зависит от внутриполитической и внешнеполитической ситуации и складывающейся политической конъюнктуры, а также от развития институтов гражданского общества.

В сложившихся условиях устойчивость Российского государства зависит от множества угроз, прежде всего геополитического характера. Гибридная война, террористические атаки, санкционный шантаж воздействуют на устойчивость Российского государства как дестабилизирующие элементы, а попытки идеологического и фактического вмешательства в политическую жизнь страны разрушают сложившиеся устои государства и разбалансируют его правовую среду.

С одной стороны, факторы устойчивости Российского государства зависят от современ-

5 Жаринов В. Основа устойчивости государства // Учительская газета. 2006. № 32.

6 Владимир Путин: Системность законодательства является важным условием устойчивости страны. URL : https://russian. rt.com/ article/ 300439-vladimir-putin-sistemnost-zakonodatelstva-yavlyaetsya-vazhnym-usloviem (дата обращения: 22.08.2016).

ной геополитической расстановки сил, а с другой стороны, они обеспечиваются основным законом - Конституцией РФ7, принятой 12 декабря 1993 г.

В качестве стабилизирующего начала устойчивости государства выступает суверенитет, степень которого отражается в законах и, как следствие, реализуется в правовой политике страны, что естественно влияет на формирование правоотношений внутри и вне государства. Государственный суверенитет России закреплен в ст. 3, 4 Конституции РФ. Сущность суверенитета определяется: а) верховенством государственной власти на территории государства; б) независимостью государства в международных отношениях; в) ограничением суверенитета государства рамками нахождения России в различных международных организациях; г) принадлежностью государственного суверенитета одному субъекту - Российской Федерации; д) верховенством на всей территории страны Конституции РФ и федеральных законов; е) принципами целостности и неприкосновенности территории государства, закрепленными в Уставе ООН и ч. 3 ст. 4 Конституции РФ, которая возлагает на государство обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории.

Несмотря на сформировавшуюся по отношению к Конституции России позицию на внутреннем и международном контурах, в российском сообществе имеются суждения, которые опровергают устоявшуюся точку зрения о конституционной защите российского суверенитета. На интернет-сайтах можно встретить дискуссии о несостоятельности некоторых конституционных статей по обеспечению суверенитета государства. В основном критическим нападкам подвергаются ч. 1-2 ст. 13; ч. 4 ст. 15; ч. 5 ст. 29; ст. 75, 798.

7 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

8 Какие статьи в Конституции РФ свидетельствуют об от-

сутствии суверенитета? URL : http://politikus.ru/articles/8995-kakie- stati-v-konstitucii-rf-svidetelstvuyut-ob-otsutstvii-suvereniteta. html (дата обращения: 22.08.2016) ; Россия - не суверенное государство. URL : http://maxpark.com/community/ 5625/ content/ 3676449 (дата обращения: 22.08.2016) ; Конституция России и суверенитет России. URL : http://www.dal.by/news/109/30-05-13-6/ (дата обращения: 22.08.2016) ; Софистические комментарии к Конституции Российской Федерации. URL : http://www.vsedela. ru/index.php?topic=332.0 (дата обращения: 22.08.2016).

Риторика оппонентов касается вопросов ограничения влияния международного права и международных договоров на правовую систему России, деидеологизации, запрета государственной цензуры, передачи части государственных полномочий международным органам, деятельности Центрального банка России его связей с Международным валютным фондом.

Критики считают, что в Конституции РФ налицо отсутствие идеологического (ч. 2 ст. 13, ч. 5 ст. 29), юридического (ч. 4 ст. 15, ст. 79) и частично экономического (ч. 1-2 ст. 75) су-

9

веренитетов .

Безусловно, мы не разделяем данную точку зрения в полном объеме, но по некоторым позициям имеем свое понимание сложившейся ситуации. Начнем с вопроса ограничения влияния международного права и международных договоров на правовую систему России. Как отмечалось выше, ч. 4. ст. 15 гласит, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

В правоприменительной практике данная позиция претерпела изменения, появился прецедент в связи с Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса РФ, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства РФ и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса РФ в связи с запросом группы депутатов Государственной

9 Какие статьи в Конституции РФ свидетельствуют об отсутствии суверенитета? ; Россия - не суверенное государство ; Конституция России и суверенитет России ; Софистические комментарии к Конституции Российской Федерации.

Думы»10, так как органы законодательной, исполнительной и судебной власти России, становятся заложниками решений Европейского суда по правам человека (далее - ЕСПЧ), обязывающего их реагировать на вынесенные по жалобе против России постановления даже в случае, если они противоречат Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ признал положения вышеназванных законодательных актов соответствующими Конституции РФ, поскольку на их основании в том числе: обеспечивается применение Конвенции о защите прав человека и основных свобод и исполнение постановлений ЕСПЧ в случаях, если исчерпаны все конституционно установленные внутригосударственные средства судебной защиты; суд при пересмотре дела в связи с принятием ЕСПЧ постановления, в котором констатируется нарушение в Российской Федерации прав и свобод человека при применении закона, придя к выводу, что вопрос о возможности применения соответствующего закона может быть решен только после подтверждения его соответствия Конституции РФ, обращается с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности этого закона; также Президент РФ, Правительство РФ, придя к выводу о невозможности исполнить вынесенное по жалобе против России постановление ЕСПЧ вследствие того, что в части, обязывающей Российскую Федерацию к принятию мер индивидуального и общего характера, оно основано на положениях Конвенции о защите прав человека и основных свобод в истолковании, приводящем к их расхождению с Конституцией РФ, правомочны обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании соответствующих положений Конституции РФ в целях устранения неопределенности в их понимании с учетом выявившегося противоречия и международных обязательств России применительно к возможности исполнения постанов-

10 Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. N° 21-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона "О международных договорах РФ", частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса РФ, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства РФ и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса РФ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // СПС «КонсультантПлюс».

ления ЕСПЧ и принятия мер индивидуального и общего характера, направленных на обеспечение выполнения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Конституционный Суд РФ также указал, что при этом не исключается правомочие федерального законодателя предусмотреть специальный правовой механизм разрешения Конституционным Судом РФ вопроса о возможности или невозможности с точки зрения принципов верховенства и высшей юридической силы Конституции РФ исполнить вынесенное по жалобе против России постановление ЕСПЧ, в том числе в части мер общего характера.

Таким образом, можно констатировать появление судебного прецедента, позволяющего чиновникам уходить от решений ЕСПЧ, противоречащих российскому законодательству, и в известной степени обеспечивать устойчивость правовой системы России, защищаясь от воздействия международного права в контексте двойных стандартов.

Что касается деидеологизации и запрета государственной цензуры, то в этом вопросе имеются определенные спорные позиции. Действительно ч. 2. ст. 13 Конституции РФ констатирует, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а ч. 5 ст. 29 гарантирует свободу массовой информации, цензура запрещается.

Полагаем, что положение, закрепленное в ч. 2, ст. 13 Конституции РФ вносит сумятицу в ее толкование. Исходя из конституционной нормы, государство не может определять идеологические ориентиры для решения конкретных экономических, политических, социальных, юридических или иных задач. В то же время без идеологического обоснования любая политическая доктрина обречена на непонимание, а соответственно, на неисполнение.

По существу законодатель вывел за скобку идеологию, которая ранжирует приоритеты во внутренней и внешней политике государства, хотя круг вопросов, завязанных на идеологию, достаточно многообразен. Без идеологии не может быть политики, а с учетом конституционного запрета на государственную идеологию возникает замкнутый круг. Выход из данного положения может быть только один - изменение содержания вышеназванной конституционной нормы, не позволяющей государст-

ву определять идеологические ориентиры и приоритеты. Здесь можно согласиться с В.И. Якуниным, определившим, что «базовая социальная идея выражает укоренившиеся в конкретном обществе представления о том, какие формы и цели действий должны быть доминирующими для обеспечения выживания и развития общества. Поддержание единого смыслового (идеологического) пространства - задача не менее сложная и важная, чем достижение правовой гомогенности или сохранение сувереном монополии на право чеканить монету»11.

Еще одна проблема связана с ч. 1 вышеназванной конституционной статьи, гласящей, что «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие». Данная позиция разделила сообщество правоведов на два лагеря.

В частности, К.А. Кононов предложил «идеологическое многообразие» позиционировать как «юридическую категорию, одну из основ конституционного строя и конституционно-правовой институт»12. Он высказал суждение о том, что «институциональный взгляд на идеологическое многообразие позволяет рассмотреть его не только как конституционный принцип -основу конституционного строя, но и как правовую общность, органически вписанную в систему отрасли конституционного права»13.

Другие ученые считают, что без контроля государства беспрепятственная пропаганда своих взглядов, идей с помощью средств массовой информации, а также путем издания монографических и научно-популярных работ может привести к дестабилизации внутренней обстановки14.

Абсолютная идеологическая свобода стимулирует создание идеологических концепций, чуждых и опасных для интересов общества и государства. Она снижает устойчивость государства и подрывает его основы. Это актуально на фоне роста религиозных, экстремистских и националистических настроений.

Что касается запрета цензуры в ч. 5 ст. 29 Конституции РФ, то данное конституционное

11 Якунин В.И. Государственная идеология и национальная идея: конституционно-ценностной подход // Власть. 2007. № 3. С. 3-4.

12 Кононов К.А. Идеологическое многообразие как институт российского конституционного права : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 2.

13 Там же.

14 Чердаков О.И., Григорьев И.А. О правовой идеологии и национальной идее в современной России // Право и образование. 2013. № 4. С. 106.

положение в правореализационной практике имеет своеобразное воплощение. Об этом свидетельствуют ранее принятые законы, в частности: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», регулирующий отношения, возникающие при: а) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; б) применении информационных технологий; в) обеспечении защиты информации; Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в ст. 1 которого говорится, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.

Создание в России единого реестра доменов и сайтов с противоправным контентом, запрещенным к распространению на территории РФ, позволяет по решению уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (во внесудебном порядке) включать в него те сайты, которые содержат материалы с порнографическими изображениями детей или объявления о привлечении их в качестве исполнителей для участия в зрелищах порно-

графического характера, а также сайты, публикующие информацию о способах изготовления и использования наркотиков, местах их приобретения, а также о способах совершения самоубийства и призывы к суициду.

Вышеперечисленные законы, по нашему мнению, обеспечивают устойчивость государства и формируют определенную правовую защиту в сфере доступа к информации, подрывающей устои общества и наносящей вред здоровью российских граждан. Мы не считаем, что законодатель покушался на ч. 5 ст. 29 Конституции РФ, гарантирующую свободу массовой информации и запрет цензуры. В данном случае налицо стремление государства ограничить незаконное использование интернет-пространства и средств коммуникации для подрыва его устоев.

Подводя итог, можно отметить, что складывающаяся в современной России практика реализации названных положений Конституции РФ далека от совершенства, однако не разрушает ее сущностную основу. В то же время из-за неточных формулировок отдельных конституционных статей в российском обществе нет единого понимания их содержания; это прежде всего касается ст. 13, ч. 5 ст. 29 и некоторых иных, о чем говорилось выше, что приводит к неточному их толкованию и пониманию.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона "О международных договорах РФ", частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса РФ, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства РФ и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса РФ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Владимир Путин: Системность законодательства является важным условием устойчивости страны [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://russian.rt.com/artide/300439-vladimir-putin-sistemnost-zakonodatelstva-yavlyaetsya-vazhnym-usloviem (дата обращения: 22.08.2016).

4. Жаринов, В. Основа устойчивости государства // Учительская газета. - 2006. - № 32.

5. Какие статьи в Конституции РФ свидетельствуют об отсутствии суверенитета? [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://politikus.ru/articles/8995-kakie-stati-v-konstitucii-rf-svidetelstvuyut-ob-otsutstvii-suvereniteta.html (дата обращения: 22.08.2016).

6. Кононов, К.А. Идеологическое многообразие как институт российского конституционного права : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009.

7. Конституция России и суверенитет России [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.dal.by/news/109/30-05-13-6/ (дата обращения: 22.08.2016).

8. Петров, В.К. Факторы устойчивости Российского государства [Электронный ресурс] // Политическое образование. - 2009. - Режим доступа : http://www.lawinrussia.ru/faktory-ustoichivosti-rossiiskogo-gosudarstva (дата обращения: 22.08.2016).

9. Петров, В.К. Устойчивость государства / В.К. Петров, С.Г. Селиванов. - М., 2005.

10. Поленин, В.И. Стратегическая устойчивость государства [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://pereformat.ru/2011/09/strategicheskaya-ustojchivost-gosudarstva/ (дата обращения: 16.08.2016).

11. Райков, А.Н. Устойчивость государственного управления и открытость информационной сферы // Вестник Российского общества информатики и вычислительной техники. - 1996. - № 6.

12. Россия - не суверенное государство [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// maxpark.com/community/5625/content/3676449 (дата обращения: 22.08.2016).

13. Софистические комментарии к Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.vsedela.ru/index.php?topic=332.0 (дата обращения: 22.08.2016).

14. Чердаков, О.И. О правовой идеологии и национальной идее в современной России / О.И. Чердаков, И.А. Григорьев // Право и образование. - 2013. - № 4.

15. Якунин, В.И. Государственная идеология и национальная идея: конституционно-ценностной подход // Власть. - 2007. - № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.