Научная статья на тему 'Правовое обеспечение системы противопожарного страхования'

Правовое обеспечение системы противопожарного страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение системы противопожарного страхования»

5. Причины и последствия стихийных бедствий и катастроф. Мешков Н. Основы безопасности жизни. 1998 г.

6. Источник информации сайт news.mail.ru.http://news.mail.ru/incident/ агс854350.

7. Размещено на сайте zagrebnev. ги http://zagrebnev.ru/st.php?b=13.

8. Сахно И. И., Сахно В. И. Медицина катастроф.

9. Чумаков Н. А. Безопасность жизнедеятельности. Медицина катастроф.

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОГО СТРАХОВАНИЯ

Л. В. Брянцева, д. э. н., доцент Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Всего за год пожары наносят экономике России ущерб на десятки миллиардов рублей. Самым «ущербным» из последних лет был памятный 2010 г., когда горела вся страна. Тогда ущерб от пожаров оценили в 300 млрд. руб. В 2011-м пожары принесли урон в 18 млрд руб., в 2012-м — около 11 млрд руб.

В настоящее время юридические и физические лица в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности« (Статья 28) проводят противопожарное страхование:

- имущества, находящегося в их ведении, пользовании, распоряжении;

- гражданской ответственности за вред, который может быть причинен пожаром третьим лицам;

- работ и услуг в области пожарной безопасности.[1].

Перечень предприятий, подлежащих обязательному противопожарному страхованию, должен определяться Правительством РФ. Условия и порядок осуществления обязательного страхования должны быть установлены федеральными законами о конкретных видах страхования, что определено законом Российской Федерации от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Но в связи с отсутствием федерального закона, обязательное противопожарное страхование до сих пор в практику не введено и поэтому осуществляется в добровольной форме. [2].

Как считают в Министерстве по делам ГОЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, нынешняя модель добровольного страхования не обеспечивает надежную защиту интересов потерпевших и соразмерное возмещение им убытков от чрезвычайных ситуаций, вызванных действиями людей или природными факторами.

В дореволюционной России предоставлением страховых услуг в области пожарной безопасности занимались не только акционерные страховые общества, но и земства и общества взаимного страхования, которых насчитывалось более трехсот. Основы земского противопожарного страхования были заложе-

ны в 1864 г. в «Положении губернских и уездных земских учреждениях», при этом использовались обязательное окладное, дополнительное и добровольное формы страхования. Наиболее распространенной и старейшей организационно-правовой формой защиты населения от пожаров были городские общества взаимного страхования от огня, которых накануне революции было свыше 170, из них 129 входили в состав Российского союза обществ взаимного страхования от огня.

МЧС России представило проект нового закона об обязательном взаимном страховании зданий от пожаров и других рисков, которое должно сменить действующую модель коммерческого добровольного страхования имущества от пожаров, признанную неэффективной. Это документ сегодня опубликован на федеральном портале проектов правовых актов.

Законопроектом предусматривается создание обществ обязательного взаимного страхования от пожаров и союзов таких обществ на основе членства граждан и юридических лиц, владеющих строением на праве собственности. Члены обществ обязательного взаимного страхования должны будут уплачивать страховые взносы, которые определяются как произведение страховой суммы и страхового тарифа.

Страховая Х=70 % ^Стоимость строения (1)

Страховая сумма (размер страхового возмещения) устанавливается в размере 70 % стоимости строения.

СТРАХОВОЙ ВЗНОС

Страховая сумма

Страховой тариф

Ж-" \

Базовая ставка

Устанавливается Правительством и корректируется законодательными органами субъектов РФ 1 раз в 3 года на 30 %

Коэффициент Устанавливается в зависимости от природных и социально - экономических особенностей места расположения строения

*

Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов к ним. Базовые ставки будут устанавливаться Правительством РФ, а законодательные органы субъектов РФ получат право корректировать их раз в три года на 30 % в ту или иную сторону. Коэффициенты к страховым тарифам будут устанавливаться в зависимости от природных и социально-экономических особенностей места расположения строения, содержания строения (системы отопления и энергоснабжения, наличия противопожарных и иных охранных систем, наличия и количества проживающих) и т. д.

Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы членов общества обязательного взаимного страхования, связанные с гибелью, уничтожением, повреждением строений, а также обязанностью возместить в порядке гражданской ответственности вред, причиненный третьему лицу в результате пожаров и чрезвычайных ситуаций, возникшего в строении члена общества.

Взаимное страхование строений и имущества по новому закону будет проводиться на случай гибели, уничтожения (утраты), повреждения в результате пожара, взрыва, удара молнии, наводнения, землетрясения, бури, урагана, цунами, обвала, оползня, паводка, селя.

Общество обязательного взаимного страхования формирует следующие фонды:

1) гарантийный фонд;

2) запасный фонд;

3) фонд финансирования предупредительных мероприятий (превентивный фонд);

4) фонды, предназначенные для финансирования мероприятий по совершенствованию обязательного взаимного страхования членов общества, поощрения его работников и лиц, привлекаемых для осуществления обязательного взаимного страхования;

5) фонд коллегиального органа управления общества.

Гарантийный фонд формируется за счет 40 процентов от доходов общества обязательного взаимного страхования, остающихся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а также может формироваться за счет:

1) части доходов, получаемых обществом обязательного взаимного страхования от размещения и иного инвестирования временно свободных средств общества;

2) части прибыли, получаемой обществом обязательного взаимного страхования от осуществления предпринимательской деятельности;

3) взносов (вкладов) из бюджета субъекта Российской Федерации;

4) займов, кредитов и иных законных источников.

Запасный фонд формируется за счет 10 процентов от доходов общества обязательного взаимного страхования, остающихся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а также может формироваться за счет:

1) части доходов, получаемых обществом от размещения и иного инвестирования временно свободных средств общества;

2) части прибыли, получаемой обществом от осуществления предпринимательской деятельности;

3) взносов (вкладов) из бюджета субъекта Российской Федерации;

4) займов, кредитов и иных законных источников.

Запасной фонд расходуется на:

1) покрытие убытков, вызванных выполнением обществом обязательного взаимного страхования обязательств, связанных с хозяйственной (не страховой) деятельностью общества;

2) покрытие убытков (ущерба), возникающих у общества обязательного взаимного страхования в результате непредвиденных обстоятельств, в частности, аварий, несчастных случаев, стихийных бедствий, повреждения и пропажи имущества, ответственности перед третьими лицами;

3) финансирование непредвиденных и чрезвычайных затрат, иных аналогичных расходов в связи с хозяйственной (не страховой) деятельностью общества обязательного взаимного страхования;

4) другие расходы (затраты), носящие непредвиденный и чрезвычайный характер.

Превентивный фонд формируется за счет 10 процентов от доходов общества обязательного взаимного страхования, остающихся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а также может формироваться за счет:

1) части доходов, получаемых обществом обязательного взаимного страхования от размещения и иного инвестирования временно свободных средств общества;

2) части прибыли, получаемой обществом обязательного взаимного страхования от осуществления предпринимательской деятельности;

3) взносов (вкладов) из бюджета субъекта Российской Федерации;

4) займов, кредитов и иных законных источников.

Превентивный фонд предназначен для финансирования мероприятий по предупреждению страховых случаев. Направления финансирования указанных мероприятий, перечни работ (оказания услуг) по предупреждению страховых случаев определяются положением, утверждаемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Финансирование работ (оказания услуг) по проведению превентивных мероприятий осуществляется на основе договоров, заключаемых обществом обязательного взаимного страхования с подрядчиками, имеющими требуемые разрешения (лицензии) на проведение таких работ (оказание услуг). Средства превентивного фонда не могут использоваться на цели иные, чем превентивные мероприятия, кроме случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи.

Фонды, предназначенные для финансирования мероприятий по совершенствованию обязательного взаимного страхования членов общества, поощрения его работников и лиц, привлекаемых для осуществления обязательного взаимного страхования, формируются за счет 30 процентов от доходов общества обязательного взаимного страхования, остающихся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а также могут формироваться за счет:

1) части доходов, получаемых обществом обязательного взаимного страхования от размещения и иного инвестирования временно свободных средств общества;

2) части прибыли, получаемой обществом обязательного взаимного страхования от осуществления предпринимательской деятельности.

Фонд коллегиального органа управления общества обязательного взаимного страхования формируется за счет 10 процентов от доходов общества обяза-

тельного взаимного страхования, остающихся после уплаты налогов и иных обязательных платежей и расходуется по решению коллегиального органа управления на определяемые им цели.

Большинство страховщиков критически оценивают проект нового закона об обязательном взаимном страховании зданий от пожаров и других рисков. Суть в том, что разработчики попытались сделать кассу взаимной помощи, но для физических лиц это затратно и неудобно, а юридическим лицам она не нужна, так как страховая защита от огня у коммерческого страховщика «выйдет кратно дешевле». Кроме того, указанный законопроект противоречит стратегии страхового рынка до 2020 года, которую утвердило правительство, где речь идет о тренде ухода от обязательных видов страхования. В законопроекте не указано, какие именно объекты предполагается включить в список обязательного страхования, например, попадут ли в него частные квартиры.

В законопроекте не прописан механизм контроля за страхованием в обществах взаимного страхования, а также остается открытым вопрос софинансиро-вания таких организаций государством. В СССР государство оплачивало половину стоимости обязательного страхования отдельно стоящих строений, а гражданин оплачивал 0,35 % от половины страховой суммы, и такая практика зарекомендовала себя с положительной стороны.

О степени проработанности законопроекта говорит также то, что в документе не прописана какая-либо ответственность за невыполнение обязанности по страхованию недвижимости, а также не указано, какой государственный орган будет надзирать за исполнением данной обязанности.

Не вызывает сомнений факт, что страхование от пожаров необходимо, но должна быть проведена экспертиза таких аспектов обязательного страхования, как реальность рисков для потенциальных страхователей, охватываемых обязательным страхованием; социально-экономическая значимость рисков, подлежащих обязательному страхованию; наличие прав страхователя, обеспечивающих его интересы, гарантии их соблюдения; обоснованность размеров тарифов обязательного страхования; защищенность страхователя (застрахованного, выгодоприобретателя); размер расходов (страховых взносов) и платежеспособность страхователя; экономическая целесообразность осуществления обязательного страхования страховыми организациями; размер расходов федерального бюджета в результате введения обязательного страхования.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 22.07.2008, с изм. от 14.03.2009) «О пожарной безопасности» (принят ГД ФС РФ 18.11.1994).

2. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.