Научная статья на тему 'Правовое обеспечение инновационной деятельности в ресурсном секторе Татарстана'

Правовое обеспечение инновационной деятельности в ресурсном секторе Татарстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСТАН / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / ИННОВАЦИИ В НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ / INNOVATIONS IN MINERAL WEALTH USE / ПООЩРЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ENCOURAGEMENT OF SMALL BUSINESS / THE REPUBLIC OF ТATARSTAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салиева Р.Н.

В статье рассмотрены особенности инновационного законодательства Республики Татарстан в сфере недропользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of innovative legislation of the Republic of Тatarstan in the field of mineral wealth use are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение инновационной деятельности в ресурсном секторе Татарстана»

ЭКО. - 2012. - №1

Р.Н. САЛИЕВА

В статье рассмотрены особенности инновационного законодательства Республики Татарстан в сфере недропользования.

Ключевые слова: Татарстан, правовое регулирование, инновации в недропользовании, поощрение малого предпринимательства

Правовое обеспечение инновационной деятельности в ресурсном секторе Татарстана

Р.Н. САЛИЕВА, доктор юридических наук, Институт проблем экологии и недропользования АН Республики Татарстан. E-mail: sargus6@yandex.ru

По оценкам экспертов, Татарстан имеет относительно высокий кредитный рейтинг среди регионов России. Один из факторов такой оценки - более развитая (по сравнению с рядом других территорий) и относительно устойчивая нормативно-правовая база региона. К тому же на практике республиканский статус Татарстана позволяет вырабатывать и принимать более широкий комплекс законов и подзаконных актов с учетом специфики проблем и источников роста экономики республики.

Развитие инновационного законодательства на федеральном уровне

Для правового обеспечения инновационной деятельности в Татарстане, как и в любом другом субъекте Российской Федерации, определяющее значение имеет федеральное законодательство. Анализируя правовые условия развития инновационной деятельности в России, следует отметить, что на федеральном уровне принят целый ряд важных стратегических документов, а также специальных законов и подзаконных актов. Это Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.; часть IV Гражданского кодекса РФ (права на интеллектуальную собственность); Налоговый кодекс (в части, регулирующей налогообложение результатов научной и инновационной деятельности); законы «О науке и государственной научно-технической политике»; «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Это законодательство дополняется и развивается. Например, в июле 2011 г. в закон «О науке и государственной научно-технической политике» был включен раздел о государственной поддержке инновационной деятельности, определяющий основные принципы государственной поддержки инновационной деятельности, субъекты и формы предоставления такой поддержки, полномочия в этих вопросах органов государственной власти Федерации и регионов, а также условия и порядок финансирования.

Одной из проблем для правового обеспечения инновационного развития республики является отсутствие на федеральном уровне комплексного пакета нормативных правовых актов в области управления и регулирования инновационной сферы. Региональный уровень нормотворчества нуждается в принятии соответствующих норм на федеральном уровне.

К сожалению, в России часть федеральных (да и региональных) законов, в том числе применительно к инновационной сфере, носит декларативный характер, не содержит конкретных механизмов их реализации. С точки зрения решения данных проблем, потенциально важную роль должны играть регионы. Опять же, к сожалению, у них не всегда есть на то компетенции, определяемые федеральным уровнем. Тем не менее такая работа ведется на уровне субъектов Федерации. И Татарстан является положительным примером как один из наиболее продвинутых регионов в вопросах детализации и развития федерального законодательства.

В Татарстане создаются правовые условия для развития инновационной деятельности в целом, а также активизации научных исследований в высших учебных заведениях, в научных организациях и предпринимаются меры по формированию и совершенствованию механизмов коммерциализации результатов такой деятельности.

Особенности инновационного законодательства в Татарстане

Как и для всех нефтегазодобывающих регионов, для Татарстана актуальны проблемы разработки месторождений, находящихся в «завершающей стадии» освоения: высокая степень выработанности и обводненности запасов углеводородного

сырья; значительная доля трудноизвлекаемой, высоковязкой нефти. Большая часть месторождений содержит высокосернистую нефть*. Для решения этих проблем необходимы не только новые технологии поиска и разведки, разработки и эксплуатации нефтяных месторождений, но и соответствующее правовое обеспечение как хозяйственной, экономической деятельности в целом, так и инновационной компоненты.

В республике принят ряд специальных законов, оказывающих существенное влияние на развитие инновационной сферы. Это законы «Об инвестиционной деятельности», «Об инновационной деятельности», «О государственно-частном партнерстве». В их развитие приняты подзаконные нормативные акты, направленные на создание механизмов коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности, определяющие механизмы предоставления льгот по налогам и платежам, формирующие мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства. Например, в республиканском законе «Об инновационной деятельности» определены принципы инновационной политики, а также урегулированы отношения, возникающие в связи с установлением и реализацией мер государственной поддержки инновационной деятельности. Для получения льгот по налогу на прибыль - 13,5% (вместо 20%) в части, поступающей в республиканский бюджет, а также на имущество - 0,1% (вместо 2,2%) появилась возможность заключить соответствующий инвестиционный договор.

В республике утверждена Концепция долгосрочной целевой программы «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2012-2020 годы», разработан Инновационный меморандум республики на 2011-2013 годы, положения которого носят обязательный характер для органов исполнительной власти республики и рекомендательный - для органов местного самоуправления и других субъектов инновационной деятельности. Результаты исполнения Меморандума освещаются в ежегодно публикуемом государственном докладе «Об итогах инновационной деятельности в Республике Татарстан».

* Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 г.

В республике принята Программа развития нефтегазохи-мического комплекса (НГХК) Татарстана на 2010-2014 гг., направленная на обеспечение конкурентоспособности входящих в него предприятий. Она предусматривает развитие форм и механизмов устойчивого взаимодействия малых, средних и крупных предприятий НГХК и других отраслей экономики региона и страны; формирование институциональной среды развития малого и среднего предпринимательства; наращивание инновационно-интеллектуального потенциала малого отраслевого бизнеса НГХК республики; обеспечение кадрового, образовательного и информационного сопровождения процессов развития малого и среднего предпринимательства.

В республике создан и действует ряд институтов развития малого бизнеса: технополис «Химград»; ассоциация «Нижнекамский промышленный округ»; индустриальный парк «Камские Поляны»; особая экономическая зона «Алабуга»; инновационно-производственный технопарк «Идея». Важным инструментом инвестиционной поддержки предприятий инновационного малого и среднего бизнеса является венчурное финансирование. Создана и функционирует государственная некоммерческая организация «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан». Среди финансируемых проектов - геологоразведка полезных ископаемых методом электромагнитного зондирования, технология по переработке битумов мощностью от 40 тыс. т до 1,5 млн т в год, комплекс по производству аммиака, метанола и гранулированного карбамида и ряд других проектов в нефтегазохимии.

Можно констатировать, что в Татарстане создана достаточно комфортная нормативно-правовая среда для инновационной и инвестиционной деятельности, в том числе - в неф-тегазохимическом комплексе, особенно в сфере переработки. Одним из результатов стало то, что в настоящее время в Татарстане при вузах создано и функционирует 78 малых инновационных предприятий.

Вместе с тем, как свидетельствует анализ законодательства, в сформированной нормативно-правовой базе общей направленности уделено недостаточно внимания правовому регулированию инновационной деятельности непосредственно в сфере недропользования, которая является началом

и основой соответствующей технологической цепочки. Необходимо отметить, что целесообразно было бы осуществлять специальное правовое обеспечение инновационной деятельности непосредственно в сфере недропользования и нефтедобычи, включая такие направления, как геологоразведка, подсчет запасов и проектирование, добыча углеводородов, охрана окружающей среды. Специфика хозяйственной и предпринимательской, в том числе и инновационной деятельности в сфере недропользования и нефтедобычи, очевидна.

В частности, необходимо законодательное определение участков недр, содержащих месторождения с трудноизвлекае-мыми запасами и установление льготных условий предоставления в пользование участков недр, содержащих трудноизв-лекаемые запасы. Требуется разработка предложений по стимулированию внедрения инновационных методов освоения трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья.

Повышение доли трудноизвлекаемых запасов нефти требует комплексного пересмотра подходов к определению налоговой нагрузки на нефтяную отрасль, а также в целом к правовому регулированию отрасли, включая юридические вопросы формирования адекватных организационных структур, подходов к реализации проектов. Одной из таких проблем является возможность передачи в аренду части скважин на разрабатываемом месторождении.

Правовое регулирование отношений недропользования находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Поэтому необходимо объединить усилия федеральных и органов власти регионов с «ресурсной ориентацией». На наш взгляд, целесообразно определить на законодательном уровне участки недр местного или регионального значения и к ним отнести по специальным критериям участки, содержащие месторождения с трудноизвлекаемыми запасами углеводородов. Для таких участков недр было бы целесообразным расширить полномочия субъектов Федерации по их регулированию. На них возможна отработка инновационных проектов и технологий, обеспечивающих рациональное недропользование и ресурсосбережение. Татарстан вполне мог бы стать «модельной» территорией для отработки соответствующего механизма.

Следует отметить важность учета специфики договоров на проведение научно-исследовательских работ для нефтегазового сектора. Например, по специфике предмета договора можно выделить отдельную группу на создание результатов научно-исследовательской деятельности. Их предметом являются научно-исследовательские работы, связанные с геологическим изучением недр, находящихся в государственной собственности. Также предметы заключаемых договоров связаны с интерпретацией материалов геофизических исследований скважин, разработкой программ и баз данных по запасам углеводородов, выполнением технологических схем разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, информационным обеспечением системы управления ресурсами в области недропользования. Надо отметить, что все эти работы связаны с использованием такого специфичного объекта, как геологическая информация о недрах.

Наиболее сложными и актуальными для практики являются проблемы коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности. В связи с этим необходимо адекватное правовое регулирование со стороны государства как в целом отношений недропользования, так и инновационной деятельности в сфере недропользования и нефтедобычи. Отдельного правового регулирования требует непосредственный процесс вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности.

Говоря о практической реализации инновационной политики в ресурсном секторе Татарстана, необходимо акцентировать внимание на ряде аспектов. Для модернизации и технологического развития нефтедобычи в Татарстане и повышения конкурентоспособности малых нефтяных компаний требуется реализация следующих мероприятий и направлений:

• продолжение работ по научному и инновационному обеспечению развития нефтяного кластера «Поиск, восполнение запасов и добыча нефти»;

• создание хозяйственных обществ с участием нефтяных компаний, научных и образовательных организаций для усиления интеграции науки, образования и производства, а также развития инновационных кластеров;

• подготовка республиканского проекта, связанного с разработкой новых технологий поиска и разведки, освоения и эксплуатации нефтяных месторождений, а также с внедрением эффективных методов увеличения нефтеотдачи, освоения месторождений тяжелой, высоковязкой нефти и природных битумов, для внесения в перечень приоритетных инвестиционных проектов Приволжского федерального округа;

• обоснование критериев отнесения участков недр к участкам, содержащим месторождения с трудноизвлекаемыми запасами, а также разработка предложений по стимулированию внедрения инновационных методов разработки месторождений с трудноизвлекаемыми запасами нефти. В частности, необходимо формирование правовых условий, которые позволили бы недропользователям создавать научные полигоны для отработки инновационных методов разработки месторождений с трудноизвлекаемыми запасами.

Целесообразно с учетом специфики сферы недропользования создать специальный уполномоченный орган исполнительной власти в области инновационной деятельности в сфере недропользования.

Отмеченные мероприятия при адекватном правовом обеспечении могут принести значительные результаты с точки зрения устойчивого функционирования минерально-сырьевого комплекса республики и, как следствие, - социально-экономического развития Татарстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.