Научная статья на тему 'Правовое обеспечение государственных и муниципальных услуг в регионах'

Правовое обеспечение государственных и муниципальных услуг в регионах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
227
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / PUBLIC SERVICES / GOVERNMENT AND MUNICIPAL SERVICES / МФЦ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / ADMINISTRATIVE REFORM / MULTI-SERVICE CENTERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономарева Н.А., Гумарова Р.Р.

В статье рассматриваются вопросы развития многофункциональных центров (МФЦ) по предоставлению государственных и муниципальных услуг в связи с проводимой в Российской Федерации реформой административной системы. Проанализированы нормативно-правовые акты Курской области, регулирующие деятельность МФЦ и государственных органов, наполнение официального сайта МФЦ Курской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL GROUNDWORK OF STATE AND MUNICIPAL SERVICES IN THE REGIONS

The article deals with the development of multi-service centers providing state and local government services (MFC), in light of the Russian Federation administrative reform. The normative legal acts of Kursk region regulating activity of MFC and government bodies, filling of an official site of MFC of Kursk region are analyzed.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение государственных и муниципальных услуг в регионах»

других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства требуют непременного ограничения какого-либо конституционного права (например, права на собрания, митинги, демонстрации и шествия).

В условиях господства

системоцентристского мировоззрения (а не человекоцентристского) «отсутствие

критериев разграничения права и нравственности ведет не к возвышению права до уровня нравственных требований, а к ограничению прав человека для защиты общественной нравственности,

Пристатейный

1. Беломестных Л.Л. Ограничение прав человека. - М.: АЭФП, 2003.

2. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности.- М.: Норма, 2008.

3. Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. - М.: Изд-во Московского университета, 1972.

4. Лапаева В.В. Критерии ограничения прав человека и гражданина в Конституции Российской Федерации // Государство и право. 2013. №2.

5. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.

6. Мельников В.А. Теоретические проблемы определения понятия «ограничение прав граждан // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2011. №2(17).

7. Миролюбова С.Ю. Право граждан на выбор места жительства: содержание и перспективы развития // Государство и право. 2013. №2.

8. Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. -М.: Юристъ, 1998.

выразителем которой, в конечном счете, выступает государство».

В заключение необходимо отметить, что содержание понятия конституционно-правового статуса

личности включает в себя механизм реализации конституционных прав, устанавливаемый федеральными законами. Объем и содержание конституционно-правового статуса личности находится в прямой зависимости от ограничений прав или вторжения в само существо конституционного права.

ографический список:

9. Постановление ЕСПЧ от 22 декабря 2009 «Дело «Сергей Смирнов против Российской Федерации»» // Бюллетень Европейского Суда по правам человека». 2010. №5.

10. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву. Материалы круглого стола // Государство и право. 1998. №5.

11. Прудников А.С., Авсеенко В.И., Белоновский В. Н., Максютин М.В., Корешкова И.Н. Конституционное право России. Учебник. 3-е изд. - М.: Юнити-Дана, 2012.

12. Решение ЕСПЧ от 6 июля 2006 «По вопросу приемлемости жалобы № 14085/04 «Сергей Смирнов против Российской Федерации»» // Бюллетень Европейского Суда по правам человека». 2008. №2.

13. Черепанов В.А. Конституционно-правовые аспекты оперативно-розыскной деятельности // Государство и право. 2012. №10.

Н.А. Пономарева., Р.Р. Гумарова

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕГИОНАХ

В статье рассматриваются вопросы развития многофункциональных центров (МФЦ) по предоставлению государственных и муниципальных услуг в связи с проводимой в Российской Федерации реформой административной системы. Проанализированы нормативно-правовые акты Курской области, регулирующие деятельность МФЦ и государственных органов, наполнение официального сайта МФЦ Курской области.

Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги, МФЦ, многофункциональные центры, административный регламент, административная реформа.

N.A. Ponomaryova., R.R. Gumarova

LEGAL GROUNDWORK OF STATE AND MUNICIPAL SERVICES IN THE REGIONS

The article deals with the development of multi-service centers providing state and local government services (MFC), in light of the Russian Federation administrative reform. The normative legal acts of Kursk region regulating activity of MFC and government bodies, filling of an official site of MFC of Kursk region are analyzed.

Keywords: public services, government and municipal services, administrative reform, multi-service centers.

Согласно Конституции 1993 г. РФ является правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7)1. Данное положение закрепляет за государством ряд конституционных обязанностей: охранять труд и здоровье граждан; обеспечивать государственную поддержку семье, инвалидам и пожилым людям; развивать систему социальных служб; устанавливать пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Таким образом, статус государства как социального подразумевает своевременное оказание населению качественных образовательных, медицинских,

культурных, юридических и иных государственных и муниципальных услуг2.

Как можно оценить качество и эффективность деятельности

государственных и иных публичных органов? Критериями могут служить: а) строгое соответствие их деятельности публичным интересам, отраженным в конституции; б) соблюдение правового статуса института и неуклонное выполнение им законов; в) открытость и доступность для реализации

1 Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 дек. 1993 г. (с изм. и доп. на 30 дек. 2008 г.). - М..: Юридическая литература, 2009. С.32.

2 Телешина Н.Н. Оказание государственных и

муниципальных услуг в электронной форме в России: антикоррупционный аспект // Безопасность бизнеса. 2012. №2. С.8-12.

конституционного права граждан на участие в управлении общественными делами; г) обеспечение связи (корреляции) между действиями государственных институтов и достижением высоких конечных результатов в экономической, социальной и иных сферах.

Административная реформа в Российской Федерации привела к возникновению новых правовых институтов, таких как публичные услуги. Основным нововведением является возможность предоставления

государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах (далее -МФЦ). Должное правовое регулирование деятельности таких центров - залог успеха и эффективности реформирования отношений государства и личности.

Как отмечает П.У. Кузнецов, основными ценностными ориентирами административной реформы являются повышение качества жизни граждан, устойчивое развитие общества и повышение эффективности деятельности государственных органов власти3. Развитие правового регулирования в области административных отношений в настоящее время направлено

на упрощение порядка предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и юридическим лицам. В связи с принятием Федерального закона от

3 Кузнецов П.У. Административная реформа в контексте формирования электронного правительства:

терминологические проблемы // юридический журнал. 2012. №3. С.37-47.

Российский

27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»4 в субъектах Российской Федерации активизировалось создание многофункциональных центров по предоставлению указанных услуг.

Основной идеей МФЦ является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от

необходимости получать справки, ходить по инстанциям: от него требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы. Большая роль при этом отводится дистанционным методам получения услуг,

информированию через сети Интернет. Е.М. Бледнова отмечает, что режим «одного окна» - это одна из наиболее известных в мире сервис-ориентированных управленческих схем5.

В настоящее время, по данным портала административной реформы Российской Федерации, действует более шестисот МФЦ в 73 регионах России. Наиболее активно данная форма работы развита в Москве, Республике Татарстан, Липецкой, Волгоградской, Ленинградской, Пензенской областях, Краснодарском крае и в других регионах России. К 2015 г. планируется довести общее число МФЦ по России до 2400, а доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, должна увеличиться до 90%6. В

4 Федеральный закон от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» / [Электронный ресурс]: доступ из справ. правовой системы «Консультант-плюс». Дата обращения 28.02.2013.

5 Бледнова Е.М. Многофункциональные центры оказания государственных услуг в структуре гарантий реализации права на информацию // Конституционное и муниципальное право. 2011. №6. С.28-30.

6 Развитие сети центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» -портал административной реформы. <http://ar.gov.ru./gos_uslugi_03_mfc_mfo/mdex.h1ml> (дата

обращения: 28.02.2013).

Республике Башкортостан работа по созданию МФЦ была начата в 2011 г., когда было создано Республиканское государственное автономное учреждение «Многофункциональный центр

предоставления государственных и муниципальных услуг». В настоящее время действуют два филиала центра: в г.Уфа и г.Кумертау. С соответствии с материалами заседания Республиканской комиссии по проведению

административной реформы от 28.02.2013, в 2013 г. планируется открыть 93, и в 2014 г. - 584 филиала МФЦ, тем самым добиться доступности государственных и муниципальных услуг для подавляющего большинства жителей республики7.

Главная задача

многофункционального центра заключается в том, чтобы за счет организации взаимодействия органов власти

федерального, регионального и

муниципального уровней, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, сэкономить время граждан в получении необходимых документов. Все это требует пересмотра нормативно-правового

регулирования предоставления

государственных услуг, разработки соответствующих административных

регламентов.

Анализ нормативно-правового регулирования данных отношений на примере Курской области показывает, что практически все региональные акты и акты органов местного самоуправления разработаны и приняты в соответствии с требованиями федерального

законодательства в области организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Нормативные правовые акты, исходя из требований Федерального закона от 27.07.2010 г. №210-ФЗ, размещены на официальном сайте областного государственного учреждения «Многофункциональный центр по предоставлению

7 Развитие сети МФЦ в Республике Башкортостан. Официальный сайт Минэкономразвития Республики Башкортостан. <http://minecon.bashkortostan.ru/activity/gos ш1^^га7уШе-ш&/> (дата обращения: 04.03.2013).

государственных и муниципальный услуг» (ОГУ «МФЦ»). В то же время имеются и недостатки правового регулирования в области обеспечения права граждан на получение государственных и

муниципальных услуг.

Так, анализ перечня нормативно-правовых документов, представленных на

о

официальном сайте ОГУ «МФЦ» , показывает, что в указанный перечень вошли не все нормативные правовые акты, принятие которых предусмотрено Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Например, в соответствии с ч.4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 г. №210-ФЗ на сайтах организаций, участвующих в

предоставлении государственных и муниципальных услуг должны быть размещены утвержденные органами государственной власти и органами местного самоуправления перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления услуг. Такой перечень утвержден

постановлением Администрации Курской области от 17 февраля 2012 г. №137-па9, но на официальном сайте МФЦ данный документ не представлен. Так как при предоставлении государственных и муниципальных услуг запрещается требовать от заявителя обращения за оказанием услуг, не включенных в перечни необходимых и обязательных услуг (ст.9, ч.5 ФЗ от 27.07.2010 г. №210-ФЗ), отсутствие данного нормативного акта может повлечь возникновение коррупциогенных ситуаций.

8 ОГУ «МФЦ» Курск. Предоставление государственных и муниципальных услуг в Курске. Нормативные правовые документы. <http://www.mfc-kursk.ru/documents.htm> (дата обращения: 20.11.2012 г.)

9 Постановление Администрации Курской области от 17.02.2012 г. №137-па «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Курской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание» / [Электронный ресурс]:

доступ из справ.-правовой системы «Консультант-плюс».

Дата обращения 20.11.2012.

Также на официальном сайте МФЦ отсутствует объективный перечень государственных и муниципальных услуг, оказываемых на базе МФЦ. Посетитель сайта (заявитель) может судить о предоставляемых услугах только по косвенным данным, например, по перечню административных регламентов

государственных органов и органов местного самоуправления, описывающих процедуры предоставления

государственных или муниципальных услуг. Требование о необходимости ведения такого реестра по оказываемым услугам, а также его публичного обнародования (в том числе на сайтах организаций, участвующих в

предоставлении услуг) также содержится в ФЗ от 27.07.2010 г. №210-ФЗ. Отсутствие такого перечня свидетельствует о недостаточной информационной

наполненности сайта и эффективности функционирования МФЦ.

Некоторые документы,

размещенные в разделе официального сайта «Нормативно-правовые акты», утратили свою актуальность. Так, например, размещен документ об утверждении областной целевой программы «Проведение

административной реформы в Курской области в 2009 - 2010 г.», срок его действия истек, позднее была принята областная целевая программа «Повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг в Курской области на 2011 - 2014 г.»10. На сайте МФЦ последний (актуальный) документ не представлен. Надо отметить, что неактуальность представленной

информации присуща не только официальным сайтам региональных органов. Например, на сайте административной реформы России -www.ar.gov.ru - представлены проекты

10 Областная целевая программа «Повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг в Курской области на 2011-2014 годы» (утв. Постановлением Администрации Курской области от 25.10.2010 г. №500-па) / [Электронный ресурс]: доступ из справ.-правовой системы «Консультант-плюс». Дата обращения 20.11.2012.

административных регламентов от 2011 года. В то же время утвержденные регламенты в соответствующем разделе отсутствуют11.

Обращает на себя внимание дублирование положений федеральных актов и избыточность информации. Примером может служить распоряжение Администрации Курской области от 18.12.2009 г. №720-р «О постановлении Правительства Российской Федерации от 3 октября 2009 г. №796 «О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных

(муниципальных) услуг», которое лишь повторяет положения указанного Постановления Правительства РФ. Такие документы не вносят в правовое регулирование отношений в области предоставления государственных и муниципальных услуг новых положений и загружают информативную составляющую официального сайта.

В некоторых нормативных правовых актах имеются отдельные недостатки: а) акты субъекта Федерации были приняты ранее федеральных нормативных правовых актов,

регулирующих аналогичные отношения и потому противоречат им, следовательно, требуют внесения соответствующих изменений; б) имеет место нарушение правил юридической техники; в) отдельные положения носят общий характер и требуют уточнения. В качестве примера можно привести Положение о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг на базе ОГУ «МФЦ», утвержденное постановлением

Губернатора Курской области от 14.11.2008 №500. В нем отсутствуют многие обязательные элементы правил организации деятельности

многофункциональных центров,

утвержденных постановлением

Правительства РФ от 03.10.2009 №796, такие как обязательные стандарты комфортности для инвалидов, требования к информационным секторам и т.д. В перечень обязательных и необходимых услуг, оказываемых государственными органами, включены элементы разработки проектов строительства, что противоречит Градостроительному кодексу РФ, в распоряжении о реестре платных услуг12, оказываемых на базе МФЦ, имеются противоречия с Налоговым кодексом РФ.

Устранение указанных

противоречий необходимо не только для повышения качества предоставляемых услуг, но и для профилактики коррупции и исключения конфликта интересов в деятельности государственных и муниципальных органов. В целом, разработка нормативно-правового

регулирования в рассматриваемой сфере требует комплексного подхода, и большую роль в правовой оценке нормативных актов играет независимая экспертиза.

Административная реформа в Российской Федерации <http://www.ar.gov.ru.> (дата обращения: 13.02.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Распоряжение Администрации Курской области от 18.05.2009 г. №239-р «О реестре платных услуг» <http ://www. mfc-kursk. ru/documents. htm> (дата

обращения: 20.11.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.